Меню Рубрики

Что даст установка общедомового прибора учета

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Читайте также:  Когда истекает срок установки приборов учета

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Читайте также:  Нормы установки прибора учета газа

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

источник

Установка ОДПУ — что это? Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета?

Вопрос оплаты коммунальных услуг у россиян стоит очень остро, поскольку их стоимость часто несоизмерима с заработками. Экономить граждане стараются на всем, и одним из таких способов является установка ОДПУ МКД (многоквартирного дома). Дело в том, что установка приборов учета только у себя в квартире еще не гарантирует, что дополнительно в квитанции не будут начисляться суммы за оплату дополнительных нужд всего дома, а вот общий счетчик обязательно снизит их. Кроме этого, согласно постановлению правительства о начислении коммунальных услуг, такие приборы обязаны быть в каждом МКД. Жильцы, не имеющие в доме общедомового прибора учета, должны платить за поставляемые услуги по завышенному тарифу, определяющемуся в соответствии с коэффициентом 1,6 к нормам. Это тоже является весомой мотивацией к установке ОДПУ.

Что это такое?

Аббревиатура расшифровывается как «общедомовые приборы учета». Эти устройства представляют собой счетчики различных ресурсов, поставляемых сразу на весь дом, точнее — подъезд. Прибор определяет суммарный расход энергии от всех проживающих жильцов и является одновременно распределительным устройством.

Несмотря на то что установка ОДПУ в жилом доме является обязательной по закону уже более 5 лет, все еще далеко не все граждане имеют такие приборы у себя в домах.

Разновидности

Устройства учета расхода общих ресурсов, как правило, устанавливается в подвалах или подсобных помещениях здания. Они выпускаются отдельно для учета электроэнергии, горячей и холодной воды и тепловой энергии. После установки и запуска доступ к приборам со стороны жильцов блокируется, чтобы они не смогли испортить оборудование или изменить его показания.

Для учета расхода воды устанавливаются отдельные приборы на холодную и горячую воду. Дополнительно к стандартному счетчику можно добавить специальный датчик, определяющий температуру поставляемой воды и считающий ее стоимость соответственно реальности. То есть если по трубе для горячей воды будет поступать недостаточно нагретая жидкость, то счетчик определит ее как холодную и насчитает жильцам совсем другую оплату.

Установка ОДПУ тепловой энергии позволяет серьезно экономить потребляемые ресурсы в сезон отопления.

Для этого можно использовать ультразвуковые устройства, тахометрические, вихревые или электромагнитные. Какие именно выбрать для конкретного подъезда, решают исключительно сами жильцы.

Для учета общего расхода электроэнергии к установке предлагаются самые простые однотарифные приборы и многотарифные. Последние позволяют экономить намного больше, поскольку в разное время суток считают стоимость ресурса по разной цене. Сегодня это наиболее популярный вариант. Суть их работы в том, что в ночные часы на электричество действует минимальный тариф, к в дневное время он немного выше, а своего максимума достигает в пиковые часы утром и вечером. Конечно, такой прибор обойдется в копеечку, но зато очень быстро окупится. Установка ОДПУ электроэнергии также осуществляется нанятой компанией по выбору самих жильцов.

Дополнительные услуги

Компании, устанавливающие общие приборы учета для домов, предлагают своим клиентам еще и дополнительные услуги. Помимо последующего обслуживания запущенных устройств, фирмы осуществляют монтаж дополнительных приборов, способствующих еще большей экономии за отдельную плату. В их числе специальный узел автоматической регулировки отопительной системы и прибор, контролирующий потребление электроэнергии.

Все жильцы вправе сами выбирать «комплектацию» своего оборудования и могут согласиться на вспомогательные устройства или приобрести приборы без дополнительных элементов регулировки.

Функции устройств

Власти требуют установки приборов учета общих ресурсов в многоквартирных домах, поскольку такие устройства позволяют выявить реальный расход ресурсов. К примеру, если в квартире зарегистрирован только одни гражданин, то и тарифы начисляются на него одного, а по факту в квартире проживает целая семья, что значительно увеличивает реальный расход.

Выгода в установке ОДПУ (что это описано выше) определяется и для жильцов, имеющих в своих квартирах индивидуальные приборы учета потребляемых ресурсов. Специалисты считают, что индивидуальные счетчики вообще неэффективны без установки общих. Аргументируется это тем, что наличие и индивидуальных, и общих приборов учета помогает:

  • своевременно обнаружить утечку ресурсов;
  • усовершенствовать формулу начисления оплат;
  • правильно анализировать давление, температуру и другие параметры поставляемых ресурсов;
  • правильно определить того, кто именно несет убытки при нарушениях систем.

Помимо такой выгоды для управляющей компании преимущество в установке ОДПУ имеется и непосредственно у жильцов с индивидуальными счетчиками в квартирах. Дело в том, что их наличие не означает, что в квитанции не появится строка расхода на общедомовые нужды, которая представляет собой расход ресурсов на обслуживание лифта, детских площадок, подвалов и лестничных пролетов. В идеале данный пункт не должен превышать 2 % от суммы индивидуального потребления, но по факту здесь учитываются все ресурсы, потребленные подъездом сверх показаний счетчиков, в том числе и из-за любых утечек в системе.

Помогает привести в норму эту графу и правильно определить место утечки именно установка ОДПУ. Что это за способность? Просто все утечки на магистрали уже не будут включены в оплату. Прибор фиксирует только те ресурсы, которые действительно зашли в дом. Конечно, утечки могут быть уже внутри самого дома, да и причин, чтобы поднять тариф, еще достаточно, но наличие такого прибора позволяет заметно сократить расходы и является первым шагом на пути к экономии.

Согласование установки

Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.

Читайте также:  Где найти установка параметров учета номенклатуры

Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.

Обязать к установке ОДПУ могут и компании, поставляющие ресурсы в дом.

Кто оплачивает?

Один из главных вопросов сегодня: кто должен платить за установку ОДПУ? Он не является спорным и не имеет никаких исключений. Федеральный закон обязывает собственников полностью финансировать установку общедомовых приборов учета. Единственным шагом навстречу владельцам жилья является возможность рассрочки оплаты монтажа на 5 лет, то есть на 60 равных платежей, которые будут осуществляться вместе с оплатой по квитанции за коммунальные услуги. При финансовой возможности собственники могут оплатить все сразу одним платежом после установки приборов или еще до начала их монтажа.

Иногда оплату установки можно вычесть из статей расходов на ремонт и содержание дома, но только если она изначально учитывала сборы на монтаж ОДПУ в будущем, что бывает довольно редко. Дополнительные доходы всего дома также могут стать оплатой за установку, если уже не учтены в расходы по другим статьям. К таким доходам следует отнести суммы оплаты за сдачу в аренду придомовой территории или части здания для размещения рекламы.

Сколько стоит установка?

Не менее важно собственникам знать и то, кто должен платить за установку ОДПУ больше, а кто меньше. Интересно, но количество зарегистрированных в квартире жильцов совершенно не влияет на стоимость монтажа. Расход каждого рассчитывается исходя из пропорционального соотношения площади квартиры к общей площади всего дома. При расчете учитывается и площадь общего имущества дома, представляющего собой все нежилые помещения здания.

Таким образом, площадь конкретной квартиры делится на общую площадь дома, после чего результат умножается на площадь нежилых помещений всего здания – общего имущества в виде лестничных площадок и так далее.

Полученный результат умножается на стоимость прибора и его монтажа, по необходимости сумма делится на 60, чтобы определить размер ежемесячных платежей при рассрочке.

Что влияет на стоимость?

За чей счет установка ОДПУ осуществляется в большей степени, зависит от площади имущества в доме, а не от количества проживающих граждан, так постановило правительство и закрепило свое решение в Жилищном Кодексе.

Стоимость же всей процедуры зависит от технических характеристик дома, наличия вспомогательных приборов в выбранной комплектации установки, а также вида учитываемого ресурса. В основном сумма состоит из:

  • стоимости прибора;
  • оплаты его монтажа;
  • оплаты настройки и запуска;
  • стоимости предварительной консультации и составления проекта;
  • оплаты технического обслуживания в последующие 5 лет после установки.

Для каждого дома эта цена определяется индивидуально.

Обслуживание и проверка

Правом выбирать обслуживающую компанию для установленных приборов наделяется жильцами УК. В дальнейшем именно ее представитель допускается в помещение с установленными счетчиками для их проверки и снятия показаний. Техническое обслуживание приборов проводится только после составления двухстороннего долгосрочного договора. Компания для этого должна иметь соответствующие сертификаты на работу и специальный допуск на осуществление ремонта, монтажа и проверок действующих счетчиков.

Как происходит оплата?

Квитанции на оплату коммунальных услуг приходят ежемесячно, и собственники регулярно перечисляют нужные суммы на счета поставляющих компаний. Именно поэтому для удобства тех, кто платит, установка ОДПУ сразу включена отдельным пунктом в квитанцию и для ее оплаты не нужно второй раз в месяц идти в банк и нести дополнительные расходы на создание еще одного платежного документа.

Все расходы на ОДН начисляются согласно тарифам и показаниям общих счетчиков, что в первые же месяцы значительно сокращает расходы в квитанции. Со временем установка приборов окупается в разы.

Нюансы оплаты показаний

Некоторые все еще уверены, что за злостного неплательщика подъезда обязаны платить все оставшиеся жильцы, поскольку разница между начисленными показаниями по отдельным квартирам и всему дому раскидывается на всех. На самом деле его показатели расхода учитываются отдельно по тарифу или показаниям индивидуальных счетчиков конкретной квартиры и при формировании оплаты за общие нужды дома вычитается из суммы.

Имеющиеся в жилом доме коммерческие организации также оплачивают свои расходы отдельно от собственников.

Разъяснения о начислениях

Управляющая компания обязана доносить до своих жильцов, установка ОДПУ — что это, в чем польза приборов, а также отвечать на все спорные возникающие вопросы. К примеру, если сумма в квитанции кажется завышенной, жилец может потребовать подробного разъяснения начисления путем написания соответствующего заявления.

В нем следует указать необходимость разъяснений по тарифам, формулам подсчета, показаниям индивидуального и общего счетчика, наличии подключения нежилых помещений к общему счетчику и других особенностей. Отказ УК от разъяснений является незаконным.

Заключение

Контролировать фактическое потребление каждого ресурса в доме позволяет именно установка ОДПУ. Тепло при этом не только учитывается в реальных показателях, но и сохраняется благодаря вспомогательным элементам системы, установленным по желанию жильцов. В первую очередь такие приборы помогают исключить оплату за потерю ресурсов на подходах к дому по магистралям. Счетчики устанавливаются отдельно на газ, электроэнергию, тепло, горячую и холодную воду. Их расход определяется только по тарифу и использованному объему, что при постоянном росте цен на коммунальные услуги помогает значительно экономить средства собственников.

На сегодняшний день это самый приближенный к реальности способ определения действительного объема использованных ресурсов дома. Конечно, при этом может формироваться небольшая переплата, но она будет минимальна по сравнению с той, что имеют жильцы домов без счетчиков.

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector