Меню Рубрики

Электроракетные двигатели и энергетические установки специальность

ВАК 05.07.05

Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов

05.07.05 Тепловые, электроракетные двигатели и энергетические установки летательных аппаратов

Тепловые, электроракетные двигатели и энергетические установки летательных аппаратов – область науки об энергетических основах, схемах, параметрах, рабочем процессе, характеристиках и конструкции двигателей и энергетических установок летательных аппаратов различного назначения, методологии их создания, методах расчета, проектирования, испытаний, доводки, технико-экономического анализа, а также технологии их производства, технической эксплуатации, системах управления и диагностики. Ее основным содержанием являются комплексные исследования малоизученных физических процессов с целью создания и эффективного применения новых высокоэффективных и надежных тепловых, электроракетных двигателей и энергетических установок ЛА, а также близких к ним по рабочим процессам устройств различного применения. Целью решения научных и технических проблем по данной специальности является повышение безопасности полетов, эффективности, надежности, экономичности силовых и энергетических установок летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, ракет, космических и других летательных аппаратов), а также повышение эффективности процессов их создания, испытаний, производства и эксплуатации.

  1. Теория и рабочий процесс тепловых и электроракетных двигателей летательных аппаратов, а также энергетических установок, узлов и систем, включая элементы силовой установки, сопряженные с двигателем. Оптимизация схем и параметров двигателей.
  2. Характеристики тепловых, электроракетных двигателей летательных аппаратов и их энергетических установок, отдельных узлов и систем при различных условиях их использования.
  3. Источники энергии тепловых и электроракетных двигателей летательных аппаратов, анализ их эффективности и способов реализации энергии (тепла) в цикле.
  4. Рабочие процессы в электроракетных двигателях, энергетических установках для преобразования энергии и направленного сброса энергии и их подсистемах, а также в сходных по рабочему процессу устройствах: в генераторах и ускорителях плазмы заряженных частиц, макрочастиц; в энергоизлучающих установках.
  5. Методы оптимального согласования параметров и характеристик системы «силовая установка – летательный аппарат» и анализ ее эффективности.
  6. Методы конструирования тепловых и электроракетных двигателей летательных аппаратов, их узлов и систем, включая методы автоматизированного проектирования двигателей с помощью ЭВМ.
  7. Строительная механика тепловых двигателей летательных аппаратов. Методы оценки и характеристики статической и усталостной прочности систем двигателей с учетом пластичности и ползучести материалов.
  8. Колебания в тепловых двигателях летательных аппаратов. Резонансные явления, автоколебательные и нестационарные процессы в конструкциях двигателей. Способы борьбы с опасными вибрациями в двигателях.
  9. Теоретические основы и технологические процессы изготовления деталей двигателей и агрегатов летательных аппаратов, включая технологическую подготовку производства, в том числе автоматизированные системы проектирования и управления, технологические процессы и специальное оборудование для формообразования и обработки деталей двигателей, их защита.
  10. Методы испытания двигателей, их элементов и агрегатов, системы автоматизированного сбора, обработки и анализа экспериментальных данных, включая комплексную автоматизацию стендовых испытаний.
  11. Регулирование электроракетных двигателей, энергетических установок и энергосиловых установок в целом, вопросы устойчивости их работы.
  12. Методы обеспечения надежности двигателей и энергетических установок летательных аппаратов, эффективности их использования.
  13. Математическое моделирование рабочих процессов, характеристик, динамических процессов, рабочих состояний двигателей и энергетических установок, методы их проектирования и конструирования применительно к системам автоматизированного проектирования. Математическое моделирование стадий и этапов жизненного цикла (создания, производства и эксплуатации двигателей и установок).
  14. Разработка систем торможения потоков плазмы и пучков заряженных частиц, рекуператоров энергии, токоприемников и систем сбора рабочего тела, а также стендов в целом для ресурсных испытаний электроракетных двигателей и энергетических установок.
  15. Изменение свойств материалов в процессе эксплуатации, интенсивность деградации характеристик элементов, узлов и подсистем электрореактивных двигателей и энергетических установок.
  16. Методы расчетов воздействия тепловых и электроракетных двигателей на окружающую среду и анализ путей его уменьшения.
  17. Прогнозирование развития конструкции, технологии производства, формирование перспективных уровней электродинамического, термодинамического и эксплуатационно-технологического совершенства двигателей летательных аппаратов и их агрегатов, а также технико-экономических процессов их создания, производства и эксплуатации. Математические основы формирования требований к перспективным двигателям и энергетическим установкам летательных аппаратов.
  18. Процессы создания и доводки двигателей летательных аппаратов. Способы улучшения характеристик и основных данных двигателей, находящихся в серийном производстве и эксплуатации.
  19. Методы и средства диагностики технического состояния двигателей и энергетических установок летательных аппаратов. Эксплуатационная технологичность.
  20. Методы повышения живучести и снижения повреждаемости.
  21. Методы расчета и моделирования динамики процессов управления двигателями; способы учета влияния летательного аппарата и условий эксплуатации на динамику процессов управления; способы оптимизации характеристик систем управления и топливопитания.
  22. Методы и средства экспериментальных способов определения статических и динамических характеристик систем автоматического управления двигателями; способы оптимального построения элементов и контуров систем управления; способы оптимальной передачи информации в системах автоматического управления двигателями.

05.07.03 – Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов

05.07.07 – Контроль и испытание летательных аппаратов и их систем

05.07.02 – Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов

Специальность 05.07.03 составляет методическую основу специальности 05.07.05 в части разработки общетеоретических и экспериментальных методов исследования тепломассообменных процессов в агрегатах и системах ЛА, в том числе в двигательных установках. Две последние специальности, являясь более универсальными с точки зрения общих вопросов контроля и испытаний, а также проектирования и производства летательных аппаратов и их систем, включают в себя соответствующие вопросы испытаний и технологии производства двигателей и энергетических установок при приоритетном рассмотрении в качестве объекта исследований общих вопросов, составляющих сущность указанных специальностей.

источник

160303 Электроракетные двигатели и энергетические установки. Государственный образовательный стандарт

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию УТВЕРЖДАЮ Заместитель Председателя Госкомвуза России _____________ В.Д.Шадриков » 06″ апреля 1995 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 130500 — Электроракетные двигатели и энергетические установки Вводятся в действие с даты утверждения Москва, 1995 . — 2 — 1. Общая характеристика специальности 130500 — Электрора- кетные двигатели и энергетические установки 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного ко- митета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N 180. 1.2. Квалификация выпускника — инженер. Нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения не менее 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности вы- пускника 1.3.1. Место специальности в области науки и техники Специальность 130500 — Электроракетные двигатели и энерге- тические установки — область науки и техники, занимающаяся ис- следованиями, проектированием и испытаниями электроракетных дви- гателей, предназначенных для перемещения и управления положением летательного аппарата в космическом пространстве, и энергетичес- ких установок, предназначенных для обеспечения нормального функ- ционирования его бортовых систем. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности инженера по специ- альности 130500 — Электроракетные двигатели и энергетические ус- тановки — являются энергосиловые установки космических летатель- ных аппаратов и технологические устройства на их основе, первич- ные источники энергии, преобразователи различных видов энергии в электрическую, устройства для направленного отвода энергии с космического летательного аппарата, технические системы, обеспе- чивающие исследование основных физических процессов в этих уст- ройствах, а также технологические процессы производства электро- ракетных двигателей и энергетических установок. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности Инженер по специальности 130500 — Электроракетные двигатели и энергетические установки — в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды професси- ональной деятельности: . — 3 — — научно-исследовательскую; — проектно-конструкторскую; — производственно-управленческую; — производственно-технологическую. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе инженера по специальности 130500 — Электроракетные двигатели и энергетические установки 2.1. Общие требования к образованности инженера Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и со- циально-экономических наук, способен научно анализировать соци- ально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной дея- тельности; — знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполне- нии профессиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную де- ятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализа- цию в полном объеме через 10 лет); — имеет представление о здоровом образе жизни, владеет уме- ниями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, спо- собен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; — умеет организовать свой труд, владеет компьютерными мето- дами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; . — 4 — — владеет знаниями основ производственных отношений и прин- ципами управления с учетом технических, финансовых и человечес- ких факторов; -умеет использовать методы решения задач на определение оп- тимальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся соци- альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре- менные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной сис- теме знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфе- ре на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осу- ществлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, связан- ные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполни- телей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений; — методически и психологически готов к изменению вида и ха- рактера своей профессиональной деятельности, работе над междис- циплинарными проектами. — владеет современными средствами и приемами обработки на- учно-технической информации. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-эконо- мическим дисциплинам Требования к знаниям и умениям выпускника соответствуют Требованиям (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со- . — 5 — держания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», ут- вержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественнона- учным дисциплинам Инженер должен: в области математики и информатики: иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, анали- тической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексно- го переменного, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики, уравнений математической физики, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в ес- тествознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения коли- чественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки эксперименталь- ных данных; — аналитического и численного решения алгебраических, обык- новенных дифференциальных уравнений, а так же основных уравнений математической физики; — программирования и использования возможностей вычисли- тельной техники и программного обеспечения; . — 6 — — использования средств компьютерной графики; в области общих естественнонаучных дисциплин: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в приро- де; — о вероятности как объективной характеристике природных систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах ес- тествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакционной способности веществ; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации мате- рии,принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организ- мов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий; . — 7 — — о новейших открытиях естествознания, перспективах их ис- пользования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точ- ки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способ- ности веществ, химической идентификации, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, теоретической механике, термодинамике, физической химии, экологии; — уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам Инженер должен: иметь представление: — о свойствах и назначении конструкционных материалов; — о методах анализа и синтеза механизмов, расчета и констру- ирования деталей и узлов; — о единой системе конструкторской документации; — о современных средствах компьютерной графики; — об основных законах и принципах, лежащих в основе работы электротехнических устройств и электрических машин; — о типах систем автоматического управления, в том числе с использованием роботов и микропроцессорной техники; — о научных и организационных основах мер ликвидации пос- ледствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвы- чайных ситуаций; — об экономических основах производства и ресурсах предприя- тий; — о принципах и методах менеджмента; . — 8 — — о юридических и законодательных основах финансовых отноше- ний, налогообложения, внешнеэкономических связей, учетной поли- тики предприятий; — о методах технико-экономического анализа и оптимизации ин- женерных решений; — об основах обеспечения безопасности жизнедеятельности в промышленности и защите населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, правовых и социально-экономических аспектах безопасности жизнедеятельности; — об управлении системой безопасности жизнедеятельности в аэрокосмической промышленности; знать и уметь использовать: — методы изображения пространственных объектов на плоских чертежах; — основные законы и уравнения термодинамики, теплопередачи и прикладной гидрогазодинамики; — методы контроля параметров физических процессов; — основные виды механизмов, методы исследования их кинемати- ческих и динамических характеристик; — методы расчета на прочность и жесткость типовых элементов машиностроительных конструкций; — методы расчета деталей машин по критериям работоспособнос- ти и надежности; — конструкцию и основные характеристики электротехнических устройств; — методы планирования затрат и эффективного использования ресурсов предприятий; — технологию принятия управленческих решений; — методику проведения маркетинговых исследований; — содержание и методы анализа научной и производственно-хо- зяйственной деятельности предприятий; — методы, способы и технические средства обеспечения безо- пасности жизнедеятельности в аэрокосмической промышленности; . — 9 — — основы гигиены и промсанитарии, эргономику труда; иметь опыт: — выполнения эскизов и чертежей машин, приборов и их дета- лей, чтения чертежей общего вида; — планирования и обработки одно- и многофакторного экспери- мента; — анализа математических моделей с использованием аналити- ческих и численных методов. 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам Инженер должен: иметь представление: — об истории развития авиационной и космической техники; — об основных научно-технических проблемах и перспективах развития в смежных областях науки и техники; знать и уметь использовать: — основные объекты, явления и процессы, связанные с разра- боткой и производством электроракетных двигателей и энергоуста- новок космических летательных аппаратов и их систем; — теоретические основы работы и основные принципы конструи- рования вакуумного оборудования и энергофизических установок; — методы исследования рабочих процессов в электроракетных двигателях и энергоустановках; — методы расчета деталей и узлов энергосиловых установок и их подсистем на ресурс, прочность и радиационную стойкость; — методы проектирования энергосиловых установок и их основ- ных подсистем и агрегатов; иметь опыт: — проектирования энергетических и двигательных установок; — применения методов и средств теоретического и эксперимен- тального исследования процессов в энергофизических установках. Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей специализации. . — 10 — 3. Минимум содержания образовательной программы для подго- товки инженера по специальности 130500 — Электроракетные двигатели и энергетические установки _________________________________________________________________ Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего разделы часов _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1800 Перечень дисциплин и их основное содержание со- ответствует Требованиям (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Об- щие гуманитарные и социально-экономические дис- циплины», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дис- циплины 2100 ЕН.01 Математика: 800 алгебра: основные алгебраические структуры, век- торные пространства и линейные отображения, бу- левы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; математический анализ: дифференциальное и интег- ральное исчисления, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комп- — 11 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ лексного переменного, дифференциальные уравне- ния; вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории веро- ятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального подобия, статис- тические методы обработки экспериментальных дан- ных. ЕН.02 Информатика: 340 понятие информации; общая характеристика процес- сов сбора, передачи, обработки и накопления ин- формации; технические и программные средства ре- ализации информационных процессов; модели реше- ния функциональных и вычислительных задач; алго- ритмизация и программирование; языки программи- рования высокого уровня; базы данных; программ- ное обеспечение и технология программирования; ЕН.03 Физика: 400 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, зако- ны сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и маг- нетостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной фор- ме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике; физика колебаний и волн: гармонический и ангар- монический осциллятор, физический смысл спект- рального разложения, кинематика волновых процес- сов, нормальные моды, интерференция и дифракция — 12 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуа- лизм, принцип неопределенности, квантовые состо- яния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, энерге- тический спектр атомов и молекул, природа хими- ческой связи; статистическая физика и термодинамика: три нача- ла термодинамики, термодинамические функции сос- тояния, фазовые равновесия и фазовые превраще- ния, элементы неравновесной термодинамики, клас- сическая и квантовые статистики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсиро- ванное состояние. EН.04 Теоретическая механика: 150 аксиомы статики; приведение систем сил к прос- тейшему виду; условия равновесия;кинематика точ- ки; кинематика твердого тела; сложное движение точки; динамика материальной точки; общие теоре- мы динамики; динамика твердого тела. ЕН.05 Физическая химия : 130 основы химической термодинамики, термодинамичес- кие функции, химический потенциал и общие усло- вия равновесия систем; фазовые равновесия и свойства растворов; равновесия в однокомпонент- ных системах; термодинамические свойства раство- ров; равновесия в двухфазных двухкомпонентных системах; термодинамическая теория химического сродства, равновесия в растворах электролитов; термодинамическая теория ЭДС; химическая кинети- ка: термальная кинетика; теория химической кине- тики; кинетика сложных гомогенных, цепных и ге- терогенных реакций. — 13 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ ЕН.06 Экология: 70 биосфера и человек: структура биосферы;экосисте- мы;взаимоотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружаю- щей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны приро- ды; основы экономики природопользования; экоза- щитная техника и технологии; основы экологичес- кого права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружаю- щей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом) 210 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины: 1800 ОПД.01. Начертательная геометрия и инженерная графика: 330 точка, прямая, плоскость; поверхности; позицион- ные задачи; способы преобразования комплексного чертежа; кривые поверхности; виды, разрезы,сече- ния; резьбы и резьбовые соединения, сварка, пай- ка, клеевые, шпоночные и шлицевые соединения; зубчатые колеса; эскизы, рабочие и сборочные чертежи; методы и средства компьютерной графики, системы компьютерной графики и геометрического моделирования. ОПД.02 Сопротивление материалов: 220 прочность и деформации при растяжении и сжатии, изгибе и кручении; прочность при сложном напря- женном состоянии ; тонкостенные оболочки; уста- лостная прочность материалов ; выносливость при совместном действии изгиба и кручения; устойчи- — 14 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ вость сжатых стержней ; устойчивость труб и обо- лочек при наружном давлении. ОПД.03 Термодинамика: 100 термодинамические системы; термодинамические ра- бочие тела; термодинамические параметры состоя- ния; уравнения состояния; первый закон термоди- намики и процессы в идеальном газе; второй закон термодинамики; газовые циклы двигателей и машин потребителей энергии; дифференциальные состояния термодинамики; истечение идеального газа. ОПД.04 Прикладная гидрогазодинамика: 100 уравнение неразрывности; определение скорости и расхода газа; газодинамические функции; тяга ре- активного двигателя; ударные волны; течение Прандтля-Майера; уравнение обращения воздейс- твия; дифференциальные уравнения газовой динами- ки; критерии подобия; пограничный слой; истече- ние сверхзвуковой струи; разреженные газы. ОПД.05 Теплообмен: 50 основные понятия и определения в теплопередаче; теплопроводность стационарная и нестационарная; виды режимов нагревания; общие положения теории конвективного теплообмена и теории подобия; кон- вективный теплообмен при малых скоростях движе- ния, влияние шероховатости; теплообмен при боль- ших скоростях и высоких температурах; теплообмен при наличии химических реакций в пограничном слое; лучистый теплообмен; методы тепловой защи- ты; конвективное охлаждение; пленочное охлажде- ние; теплозащитные покрытия. . — 15 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ ОПД.06 Материаловедение и технология обработки материа- лов: 100 общее представление о классификации, назначении и свойствах конструкционных проводниковых и маг- нитных материалов, об их внутреннем строении и методах формирования свойств; электроизоляцион- ные, керамические и другие неметаллические мате- риалы; общие понятия о поведении материалов в контакте с окружающей средой, основные способы обработки материалов. ОПД.07 Основы конструирования механизмов и машин: 200 кинематические характеристики механизмов; проек- тирование кинематических схем рычажных механиз- мов; виды передаточных механизмов и их характе- ристика; статическая характеристика машинного агрегата и устойчивость его движения; силовой расчет механизмов; виды зубчатых передач; опре- деление основных размеров зубчатой передачи; планетарные зубчатые механизмы и методы их кине- матического анализа; кулачковые механизмы; ста- тическое и динамическое уравновешивание механиз- мов и роторов; основы виброзащиты машин; промыш- ленные роботы и манипуляторы. соединения деталей машин и аппаратов; валы и оси, их опоры и соеди- нения,подшипники,муфты, передачи вращательного движения, приводы. ОПД.08. Электротехника и электроника: 200 основные законы и методы расчета линейных элект- рических цепей постоянного тока; электрические цепи синусоидального тока; тепловое действие электрического тока; электромагнетизм и магнит- ные цепи; переходные процессы в электрических — 16 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ цепях; основы технической электроники; электро- магнитные преобразователи энергии; основы элект- ропривода; электроэнергетические системы аэро- космических ЛА. ОПД.09. Безопасность жизнедеятельности : 100 безопасность труда как составная часть антропо- генной экологии; человек — основной объект в системе обеспечения безопасности жизнедеятель- ности; среда обитания человека; условия его оби- тания в производственной среде, опасные, вредные и поражающие факторы, их классификация и харак- теристика; принципы классификации и возникнове- ния чрезвычайных ситуаций; организация и прове- дение защитных мер при чрезвычайных ситуациях; социально-экономическая оценка последствий чрез- вычайных ситуаций; методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях; основы обеспечения безопасности тех- нологических процессов; правовые и социаль- но-экономические аспекты обеспечения безопаснос- ти жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях в аэрокосмической промышленности; основы управ- ления обеспечением безопасности жизнедеятельнос- ти; международное сотрудничество в данной облас- ти. ОПД.10 Метрология, стандартизация и сертификация: 100 система предпочтительных чисел; параметрические ряды; унификация; агрегатирование; стандартиза- ция; система нормирования различных соединений; основные средства измерений различных параметров изделий авиационно-космической техники; методики выполнения измерений; методы обработки и анализа — 17 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ результатов измерений и оценки их погрешности; анализ источников погрешностей измерений; методы и средства исключения или уменьшения их; нормо- контроль и метрологическая экспертиза конструк- торско-технологической документации; основные положения системы сертификации ГОСТ РФ; схемы сертификации; методика сертификации продукции и производства; «Руководство по качеству». ОПД.11 Экономика и организация промышленности: 100 основные понятия о предприятии и предпринима- тельской деятельности; ресурсы предприятия, про- изводственные процессы создания изделий авиаци- онной и ракетно-космической техники, способы их организации; принципы и методы менеджмента; тех- нология и методы принятия управленческих реше- ний; планирование НИОКР, расчет основных техни- ко-экономических показателей деятельности предп- риятия, технико-экономический анализ инженерных решений; основы маркетинга; методы изучения спроса, управление закупками и сбытом продукции; юридические основы деятельности предприятия, фи- нансовые отношения, налогообложение, внешнеэко- номическая деятельность. ОПД.12 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом) 200 СД.00 Специальные дисциплины не менее 2112 СД.01 Динамика и прочность энергосиловых установок: 100 основные проблемы прочности и динамики энергоси- ловых установок; запас прочности; диаграмма дли- тельной прочности; вибропрочность; температурные — 18 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ напряжения; ползучесть, долговечность, усталост- ная прочность; экспериментальные методы изучения напряженного и деформированного состояния; проч- ность оболочек; сложное напряженное состояние; прочность пластин; толстостенные пластины и мембраны; расчет сильфонов; колебания в элемен- тах; ударные нагрузки; амплитудно-частотные ха- рактеристики изделий; устойчивость элементов; критическая нагрузка; запас устойчивости. СД.02 Физические основы рабочих процессов в энергоси- ловых установках: 250 рабочие тела энергосиловых установок; функции рабочего тела и их параметры; процессы изменения фазового состояния рабочего тела; свойства твер- дых тел; свойства рабочих тел в жидком состоянии и паро-газовой фазе; процессы на границе раздела фаз; поверхностное натяжение, смачиваемость, ад- гезия, адсорбция; процессы на границе металл-ва- куум; контакт разнородных материалов и полупро- водников; физико-химические процессы в электро- химических устройствах; электролиты; кинетика электродных процессов; эксплуатационные особен- ности основной группы рабочих тел энергосиловых установок; выбор оптимальных рабочих тел энерго- силовых установок; введение в квантовую оптику; тепловое излучение; коротковолновая граница спектра; внешний фотоэффект; плазма как рабочее тело; виды дуговых разрядов и их особенности; взаимодействие плазмы с твердым телом. СД.03 Проектирование и конструкция летательных аппа- ратов: 62 понятие о ракетно-космических комплексах; физи- ческие условия полета в атмосфере и в космосе; . — 19 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ влияние внешних условий на выбор облика аппара- та; двигательные установки; выбор средств и принципов управления аппаратами; пилотируемые аппараты для межорбитальных транспортировок, возвращения и посадки на Землю; системы стыковки и обслуживания экипажа; тепловое проектирование аппарата с экипажем на борту; спускаемые аппара- ты; выбор системы посадки и наземного обеспече- ния. СД.04 Теория, расчет и проектирование аппаратов нагре- ва: 200 нейтронно-физический расчет ядерного реактора; диффузия и замедление нейтронов; размножение нейтронов и критичность ядерного реактора; мето- ды нейтронно-физического расчета ядерного реак- тора; реактивность и регулирование ядерного ре- актора, теплофизический расчет; распределение тепла в элементах ядерного реактора; охлаждение тепловыделяющих элементов и особенности теплооб- мена в каналах; гидравлический расчет ядерного реактора; ядерный реактор летательных аппаратов; особенности устройства твердофазных реакторов; газофазные и комбинированные ядерные реакторы; радиоизотопные источники энергии; термоядерные реакторы; теплообменные аппараты ядерных энерго- установок; тепловые трубы; излучатели космичес- ких энергоустановок. СД.05 Дисциплины специализаций не менее 1100 СД.06 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом) 400 — 20 — _________________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ Ф.00 Факультативы 450 Ф.01 Военная подготовка 450 Всего часов теоретического обучения не менее 8262 П.00 Практика не менее 18 недель Срок реализации образовательной программы инженера при очной форме обучения составляет 256 недель, из которых 153 недели тео- ретического обучения, 14 недель для подготовки квалификационной работы, не менее 36 недель каникул, включая 4 недели последиплом- ного отпуска. Примечания: 1.При разработке образовательно-профессиональной программы подготовки инженера ВУЗ (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин — в пределах 5 %,для дисцип- лин, входящих в цикл — в пределах 10% без превышения максимально- го недельного объема нагрузки студентов и при сохранении содержа- ния, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и соци- ально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физи- ческой культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социаль- но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, (разработанным в са- мом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, про- фессиональную специфику, также и научно-исследовательские пред- почтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное осве- щение тематики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдель- ных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, мате- — 21 — матических и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соот- ветствии с профилем специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практи- ческие занятия по физической культуре и факультативным дисципли- нам. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным пла- ном вуза, но не являются обязательными для изучения студентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается Учебно-методичес- ким объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса; наимено- вание дисциплин специализаций и их объем устанавливаются высшим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области авиации, ра- кетостроения и космоса А.М.Матвеенко Главное управление образовательно-про- фессиональных программ и технологий Ю.Г.Татур Н.С.Гудилин Н.М.Розина

источник

Читайте также:  Предпусковой подогреватель двигателя бинар установка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *