Меню Рубрики

Газотурбинные паротурбинные установки и двигатели оксо

140503 Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели. Государственный образовательный стандарт

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Председателя Госкомвуза России В.Д.Шадриков 05.07.95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 101400 — Турбостроение Вводится в действие с даты утверждения Москва, 1995 г. — 2 — 1. Общая характеристика специальности 101400 — Турбострое- ние. 1.1 Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 N 180. 1.2.Квалификация выпускника — инженер, норма- тивная длительность освоения программы при очной форме обуче- ния — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.3.1. Место специальности в области техники. Турбостроение — область техники, выключающая в себя совокупность средств, способов, методов человеческой де- ятельности, предназначенных для решения комплексных задач, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией турбинных машин и обеспечивающих функционирование вспомо- гательного энергетического оборудования. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности инженера по спе- циальности 101400-Турбостроение являются турбинное и вспомо- гательное оборудование, используемое на различных типах электростанций, в транспорте, в промышленности, в коммуналь- ном хозяйстве, на газоперекачивающих станциях, в авиа- и су- достроении, а также процессы, связанные с исследованием, про- ектированием, производством, монтажом, наладкой и эксплуата- цией турбомашин и энергетического оборудования. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Инженер по специальности — 101400-Турбостроение в соот- ветствии с фундаментальной и специальной подготовкой может вы- полнять следующие виды профессиональной деятельности: — экспериментально-исследовательская; — проектная (конструкторская и технологическая); — эксплуатационная; — производственно-управленческая. . — 3 — 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешної2 ї0завершивших обучение по программе инженера по специальности 101400 — Турбостроение. 2.1. Общие требования. 2.1.1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать ме- тоды этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; — знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполне- нии профессиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реа- лизацию в полном объеме через 10 лет); — имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) офор- мить его результаты; — умеет организовать свой труд, владеет компьютерными ме- тодами сбора, хранения и обработки (редактирования) информа- ции, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и чело- веческих факторов; -умеет использовать методы решения задач определения оп- тимальных соотношений параметров различных систем; — 4 — — способен в условиях развития науки и изменяющейся соци- альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре- менные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкрет- ную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использо- вать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, свя- занные с реализацией профессиональных функций, умеет использо- вать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу испол- нителей, находить и принимать управленческие решения в услови- ях различных мнений; — методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над меж- дисциплинарными проектами. 2.1.2. Общие требования к профессиональной подготовке инженера. Инженер должен уметь компетентно и ответственно решать следующие характерные комплексные задачи по выделенным видам профессиональной деятельности: — исследовать и проводить испытания турбинного оборудова- ния и его элементов; — проектировать паровые, газовые и парогазовые турбинные агрегаты и установки, включая вспомогательное оборудование турбоустановок, разрабатывать технологию их производства, ис- пользовать средства автоматизации технологических процессов; — разрабатывать и применять компьютерные технологии в турбоустановках, турбинах, вспомогательном турбинном оборудо- вании, в том числе в системах их диагностики; — 5 — — выбирать и использовать наиболее эффективные способы и режимы эксплуатации объектов сферы профессиональной деятель- ности; — рассчитывать технико-экономическую эффективность внед- ряемых проектных и технологических решений в энергомашиностро- ении, стационарном и транспортном турбостроении с учетом конъ- юнктуры рынка; — разрабатывать и использовать автоматизированные системы проектирования (САПР); — работать с научно-технической литературой, в том числе с иностранной, анализировать и критически использовать предс- тавленные в ней материалы; — самостоятельно принимать решения, вести и разрабатывать техническую документацию, предназначенную для энергомашиност- роения, энергетики, стационарных и транспортных паро- и газо- турбинных агрегатов; — осуществлять мероприятия по предотвращению производс- твенного травматизма и профессиональных заболеваний, по охране окружающей среды. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-эконо- мическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям инженера соответствуют Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по цик- лу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. и опубликованным в бюл- летене Госкомвуза России N11 за 1993 г. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественно- научным дисциплинам. Инженер должен: в области математики и информатики: иметь представление: — об основных разделах высшей математики; — о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; — 6 — — о математическом моделировании, методах решения оптими- зационных задач; — о современных средствах информатики и информационных технологиях; знать и уметь использовать : — основные понятия и методы математического анализа, ана- литической геометрии, линейной алгебры, теории функций комп- лексного переменного, функционального анализа и численных ме- тодов, теории вероятности и математической статистики, диск- ретной математики; — средства вычислительной техники и программного обеспе- чения как инструмента в решении теоретических и прикладных за- дач; владеть: — дифференцированием и интегрированием функций; — действиями над определителями и матрицами; иметь опыт: — аналитического и численного решения алгебраических уравнений; — качественного исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений; — аналитического и численного решения дифференциальных уравнений математической физики; — составления и анализа алгоритмов и программ с их обяза- тельной реализацией с помощью средств вычислительной техники; в области физики, теоретической механики, химии и эколо- гии: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в приро- де; — о вероятности как объективной характеристике природных систем; — 7 — — об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — о термодинамических системах и параметрах, практическом использовании основных законов термодинамики, основах термоди- намических процессов в энергетических установках и аппаратах; — о применении теории подобия и размерностей к процессам тепломассообмена; — об основных химических системах и процессах; — о взаимосвязи между свойствами химической системы, приро- дой веществ и их реакционной способностью; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организ- мов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональ- ном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы челове- ка; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электри- — 8 — чества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, ста- тистической физики и термодинамики, химических систем, хими- ческой термодинамики и кинетики, реакционной способности ве- ществ, химической идентификации, экологии; — способы передачи теплоты, основные законы теплопровод- ности, конвективного и радиационного теплообмена; — физические законы для анализа процессов и явлений, практического решения задач; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, теоретической механике, химии, экологии; уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания; владеть: — навыками практических расчетов по определению, постановке и проведению простейших исследований термодинами- ческих свойств веществ и условий тепломассопереноса; — методами расчета теплопередачи при вынужденном движении теплоносителя, естественной конвекции, изменении агрегатного состояния, радиационном теплообмене; иметь опыт: — постановки и планирования физического эксперимента; — описания химических реакций. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — о физике материаловедения, методах получения конструк- ционных материалов,способах диагностики и улучшения их свойств; — об основах механики материалов; — о моделях сплошных сред и их напряженном состоянии,ре- жимах течения; — о современных энерго- и ресурсосберегающих технологиях обработки материалов, организации гибких и роботизированных — 9 — производств; — об общих положениях и методологии системного проектиро- вания технических систем; — о принципах действия, эксплуатационных особенностях и выборе электрических машин и приводов; — о метрологических измерениях различных параметров и ве- личин и выборе средств и методах измерений; — о методах качественного и количественного анализа опасных и вредных антропологических факторов; — о научных и организационных основах мер по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; — об основных понятиях, определениях и фундаментальных принципах автоматического управления; — о математическом описании линейных автоматических систем, методах исследования их устойчивости, анализе качества процессов регулирования, коррекции динамических свойств и линейных сис- тем; — об особенностях процессов в нелинейных системах, устой- чивости и периодичности режимов нелинейных систем; знать и уметь использовать: — методы статического, кинематического анализа конкретных механических систем; — современные методы и способы обработки материалов; — методы расчетов конструкции при работе на изгиб, круче- ние, устойчивость, динамику, сложно-напряженное состояние; — принципы и методы системного проектирования машин; — существующие средства и методы измерений теплотехни- ческих параметров; — законы сохранения количества движения, энергии и движе- ния для жидких и газообразных сред; — стандарты и правила построения и чтения чертежей и схем, способы графического представления пространственных об- разов ; владеть: — методами прочностных расчетов элементов и узлов энерге- тического оборудования; — требованиями к оформлению технической документации в — 10 — соответствии с ЕСКД и ГОСТ; — методологией формирования расчетных моделей, механи- ческих систем, задач механики твердого тела; — подходами к обоснованному выбору способа обработки и соединения элементов энергооборудования; — теорией пограничного слоя, методами решения газодинами- ческих задач; иметь навыки: — выбора конструкционных материалов на основе анализа их физических и химических свойств; — выбора методов контроля качества обработки и сварки ма- териалов; — инженерных, прочностных расчетов отдельных элементов и узлов энергетического оборудования; — принятия и обоснования проектных решений по устройствам передачи механического движения; — ведения комплексных расчетов и конструктивной разработ- ки с использованием нормативной и справочной литературы раз- личных видов механических передач; — чтения и выполнения схем, деталировочных и сборочных чертежей с использованием компьютерной графики; — выбора средств измерения теплотехнических параметров и оценки точности получаемых результатов; — анализа и оценки степени экологической опасности и опасности производственной деятельности человека на стадиях исследования, проектирования, производства и эксплуатации тех- нических объектов. 2.2.4. Требования к специальным дисциплинам. Инженер должен уметь формулировать основные технико-эконо- мические требования к техническим объектам, являющимся предме- том изучения в области специальной подготовки и знать существу- ющие научно-технические средства их реализации во взаимосвязи области специальной подготовки со смежными областями техники. Инженер должен: иметь представление: — о топливо-энергетических ресурсах страны и ее регионов; — об основных научно-технических проблемах, перспективах и тенденциях развития различных отраслей энергетики; — 11 — о взаимосвязи области специальной подготовки со смежными областями техники; — об основных объектах, явлениях, процессах и методах на- учного анализа, связанных с конкретной технической областью специальной подготовки; — об общих закономерностях физических процессов в турбо- машинах и турбоустановках; — об основах теории подобия и видах физического и матема- тического моделирования процессов и явлений в турбомашинах и турбоустановках; — о структуре систем автоматизированного проектирования турбомашин и турбоустановок, декомпозиции процесса проектиро- вания, технической эстетике и эргономике: — о месте теории надежности в проектировании и эксплуата- ции турбомашин и турбоустановок; — о технологической подготовке производства и организации производства на энергомашиностроительных и авиамоторных заво- дах, о моделировании систем управления технологическими про- цессами; — о микропроцессорных системах управления и автоматизиро- ванных системах исследований и испытаний турбомашин и турбоус- тановок; — об основах эксплуатации турбомашин и турбоустановок; знать и уметь использовать; — основы теории турбомашин при решении задач проектирова- ния; — математические модели и программные комплексы для чис- ленного анализа физических процессов турбомашин и турбоустано- вок; — программное, лингвистическое и аппаратное обеспечение систем автоматизированного проектирования турбомашин и турбо- установок; — теорию распределения вероятностей и логические методы анализа рисков отказов при анализе надежности турбомашин и турбоустановок; — современные методы расчета для проектирования турбома- шин и турбоустановок; — 12 — — основные методы технологии и контроля качества при тех- нологической подготовке производства турбинного оборудования; иметь опыт: — формирования и анализа математических моделей реальных объектов с использованием ЭВМ; — формулирования и постановки задачи проектирования и мо- дернизации объектов сферы профессиональной деятельности; — ведения тепловых, гидродинамических, аэродинамических и прочностных расчетов узлов и элементов проектируемого оборудо- вания с использованием современных средств; — комплексной оценки показателей технико-экономической эффективности оборудования; — использования информационного и технического обеспече- ния систем автоматизированного проектирования; — проектирования основного и вспомогательного оборудования и разработки конструкции его основных элементов и узлов; выбора стандартного вспомогательного оборудования; — проведения испытаний и наладки основного и вспомога- тельного оборудования. Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенности спе- циализации. 3. Минимум содержания образовательнойї2 ї0программы для подготовки инженера по специальности 101400-Турбостроение. . — 13 — ——-љ————————————————-љ—— Индекс ‹ Наименование дисциплин и их основные ‹Всего ‹ разделы ‹часов ——-ќ————————————————-ќ—— 1 ‹ 2 ‹ 3 ——-™————————————————-™—— ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические 1800 дисциплины Перечень дисциплин и их основное содержание соответствует Требованиям ( федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономи- ческие дисциплины», утвержденным Государствен- ным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные 2400 дисциплины ЕН.01 Математика: 700 алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомер- ная евклидова геометрия, дифференциальная гео- метрия кривых и поверхностей, элементы тополо- гий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчис- ления, элементы теории функций и функциональ- ного анализа, теория функций комплексного пе- ременного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория — 14 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 вероятностей, математические основы теории ве- роятностей, модели случайных процессов, про- верка гипотез, принцип максимального правдопо- добия, статистические методы обработки экспе- риментальных данных. ЕН.02 Информатика: 260 понятие информаций; общая характеристика про- цессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; фундаментальные понятия программирования; ана- лиз задачи и разработка внешних спефицикаций; проектирование алгоритмов и структур данных; языки программирования; кодирование алгорит- мов; отладка, тестирование и документирование программ; общие сведения об операционных сис- темах; приближение функций; решение систем линейных и нелинейных уравнений; численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений; вве- дение в численные методы решения дифференци- альных уравнений в частных производных; модели решений функциональных и вычислительных задач; базы данных; программное обеспечение и техно- логическое программирование; компьютерная гра- фика. Общие и естественнонаучные дисциплины 1120 ЕН.03 Физика: 660 ЕН.03.01 Общий курс: 400 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской меха- ники, принцип относительности в механике, ки- нематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и — 15 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения,квазистационар- ные токи, принцип относительности в электроди- намике; физика колебаний и волн: гармонический и ан- гармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуа- лизм, принцип неопределенности, квантовые сос- тояния, принцип суперпозиции, квантовые урав- нения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, приро- да химической связи; статистическая физика и термодинамика: три на- чала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые прев- ращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинети- ческие явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние. ЕН.03.02 Термодинамика и тепло- массообмен: 260 первый закон термодинамики; виды энергии; теп- лота и работа, внутренняя энергия, энтальпия; второй закон термодинамики; термодинамические циклы и их КПД; цикл Карно; обратимые и необ- ратимые процессы; энтропия; энергия тепла и потока вещества; общие свойства реальных газов и жидкостей; критические параметры; сжимае- мость; фазовые переходы; правило Гиббса, урав- нения Клапейрона-Клаузиуса и Ван-дер-Ваальса; характеристические функции и основные диффе- ренциальные уравнения термодинамики; термоди- намические свойства рабочих тел энергетических установок и аппаратов; циклы энергетических — 16 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 установок и аппаратов; внутренний КПД цикла; термодинамика потока; газовые и комбинирован- ные циклы; истечение из сопел; способы распространения теплоты; теплопровод- ность; механизм процесса, температурное поле, тепловой поток и его плотность; закон Фурье; коэффициент теплопроводности; дифференциальное уравнение теплопроводности; закон Ньютона-Рих- мана; передача теплоты через стенку; способы интенсификации теплопередачи; математическое описание и методы решения задач конвективного теплообмена в однофазной среде; основы теории подобия и моделирования; отдельные задачи кон- вективного теплообмена в однофазной среде; теплообмен при фазовых превращениях; основы теплообмена излучением; расчет теплопередачи в аппаратах энергетических установок. ЕН.04 Теоретическая механика: 250 статика: аксиомы статики; приведение систем сил к простейшему виду; условия равновесия; статически определимые и неопределимые систе- мы; трение скольжения и трение качения; центр тяжести; кинематика: кинематика точки; кинематика твер- дого тела; сложное движение точки и твердого тела; дина- мика: динамика точки в инерциальной и неинер- циальной системах отсчета, дифференциальные уравнения движения системы материальных точек, общие теоремы динамики, динамика твердого те- ла; элементы теории гироскопов; принцип Даламбера; основы аналитической меха- ники; принцип Даламбера-Лагранжа; принцип воз- можных перемещений; уравнения Лагранжа второго рода; принцип Гамильтона-Остроградского для консервативных механических систем. — 17 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 ЕН.05 Химия: 130 химические системы: растворы, дисперсные сис- темы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигоме- ры; химическая термодинамика и кинетика: энер- гетика химических процессов, химическое и фа- зовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и пери- одическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства ве- ществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и коли- чественный анализ, аналитический сигнал, хими- ческий, физико-химический и физический анализ; классы органических и неорганических соедине- ний; основные понятия и законы органической и неорганической химии; строение веществ. ЕН.06 Экология: 80 биосфера и человек: структура биосферы, эко- системы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проб- лемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природо- пользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом) 320 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1970 ОПД.01. Механика жидкости и газа: 200 предмет и задачи курса; жидкая частица и жид- — 18 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 кий объем; модели жидкой среды; ньютоновские и реологические жидкости; режимы течения; поня- тия о пограничных слоях; математический аппа- рат описания движения сплошной и разреженной сред; силы, действующие в жидкости; нормальные и касательные напряжения; тензор напряжений; уравнение движения в напряжениях; гидростати- ка; уравнения Эйлера; основная формула гидрос- татики; давление на стенки; общие законы и уравнения динамики жидкости;обобщенная гипоте- за Ньютона; уравнение Навье-Стокса; граничные и начальные условия; уравнение Бернулли; ин- тегральная форма законов сохранения; модель идеальной жидкости; подобие гидродинамических процессов и анализ размерностей; одномерная модель потока; потеря напора; течение в тру- бах; истечение жидкости и газа через отверстия и насадки; газодинамические функции расхода; тепловое, расходное и механические воздействия; расчет трубопроводных систем и сопл; уравнение одномерного неустановившегося движения; гидравлический удар; сверхзвуковое движение газов; основы теории течений газовых струй; ОПД.02. Механика материалов и конструкций: 310 основные понятия, гипотезы и законы механики твердого тела; модели конструкций и конструк- ционных материалов; расчеты на растяжение и сжатие; основы теории надежности конструкции; расчеты на изгиб; рас- четы на кручение; сложные виды деформации; расчет сосудов, корпусных конструкций и дис- ков; пластины и оболочки; расчеты на уста- лость; динамические расчеты элементов конс- трукций; устойчивость элементов конструкций; численные методы в механике материалов и конс- трукций и динамике конструкций ; метод конеч- — 19 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 ных элементов; вариационные методы; ОПД.03. Электротехника: 140 электрические цепи постоянного тока; электри- ческие однофазные и трехфазные цепи; переход- ные процессы в простейших электрических цепях; магнитные цепи электротехнических устройств; трансформаторы; полупроводниковые электронные приборы и аналоговые устройства; элементы и устройства импульсной техники;машины постоян- ного тока; асинхронные и синхронные машины; основы электропривода; выбор электродвигателя для производственного механизма; ОПД.04 Основы инженерного проектирования: 460 методы проецирования; координатный метод; по- зиционные задачи; метрические свойства прямоу- гольных проекций; преобразование проекций и изображений; многогранники; поверхности враще- ния; винтовые поверхности; аксонометрические проекции; решение задач инженерной графики средствами компьютерной графики; стандарты, ЕСКД; стадии и основы разработки конструкторской до- кументации; общая методология и логика решения проектных задач; системный подход в проектиро- вании технических систем; понятие элементной базы; взаимозаменяемость; система допусков и посадок; передачи механического движения: классифика- ция, структурные схемы, сравнительные характе- ристики, параметры, критерии работоспособнос- ти; валы и оси: варианты исполнения, критерии проектирования, расчет на прочность; подшипни- ки: типы, режим работы, область применения, расчет, посадки; соединения и муфты; техническое задание, исходные данные и струк- — 20 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 тура процесса проектирования; параметрический синтез технических систем; эскизное проектиро- вание; связь параметров объекта с показателями качества; параметрическая оптимизация; повыше- ние качественных характеристик машин: металло- емкость и компактность, равнопрочность, сниже- ние усталости, унификация элементов. ОПД.05 Управление в технических системах: 170 сущность проблем автоматического управления (АУ) и фундаментальные принципы АУ; классифи- кация систем АУ (САУ)типовые законы регулиро- вания; математическое описание линейных авто- матических систем; уравнения динамики и стати- ки; характеристики звеньев и их связь между собой; структурные схемы САУ; дифференциальные уравнения САУ; устойчивость линейных автомати- ческих систем; условия и критерии устойчивос- ти, качество процессов регулирования в линей- ных системах; переходные процессы; коррекция динамических свойств и синтез линейных систем; нелинейные автоматические системы; устойчи- вость нелинейных систем; периодические процес- сы в нелинейных системах. ОПД.06 Материаловедение и технология конструкционных 200 материалов: методы получения материалов, металлургические способы производства материалов; физические основы материаловедения; свойства материалов и их связь с типом химических связей, кристалли- ческим строением, дефектами решеток, фазо- во-структурным состоянием; свойства структур; механизм деформации и разрушения, наклеп, рек- ристаллизация, деформационное старение; сверх- пластичность; формирование структуры и свойств сплавов, поверхностного слоя; материалы маши- но- и приборостроения: виды, состав, структу- — 21 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 ра, механические и технологические свойства, поведение в эксплуатационных условиях, марки- ровка, область применения; физические и технологические основы обработки материалов; способы механической обработки ме- таллов; методы сварки, используемые в энерго- машиностроении; технология сварки сталей; прочность сварных соединений; контроль качест- ва сварных соединений; техническая диагностика металлов. ОПД.07 Метрология: 80 основные понятия в метрологии; основной прин- цип измерения; эталоны единиц физических вели- чин; система единиц SI; стандартная схема из- мерения; основные факторы, вызывающие погреш- ность результата измерения; средство измерения и его метрологические характеристики; поверка средств измерений; обработка многократных из- мерений; понятие о плане измерений и методах его построения; измерение температуры, давле- ния, разности давлений; измерения уровня жид- кости и сыпучих материалов, расхода жидкостей, газов, пара и теплоты; измерения механических величин; контроль вибраций, осевого сдвига, расширения, прогиба; организация теплотехни- ческого контроля энергетических машин и аппа- ратов. ОПД.08 Безопасность жизнедеятельности: 120 человек и среда обитания; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; безопасность и экологичность технических сис- тем; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; основы электробезопасности; особенности аварий на объектах энергомашиностроения; проблемы токсичных производственных выбросов; пожарная — 22 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 безопасность, правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнеде- ятельности, охрана труда. ОПД.09 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- 290 ваемые вузом (факультетом). СД.00. Специальные дисциплины 1480 СД.01 Энергетические машины. 320 энергетические машины, как элементы энергети- ческих установок; основные научно-экономичес- кие и эксплуатационные показатели; реальные циклы энергетических установок и их характе- ристики; промежуточный перегрев и регенерация; комбинированная выработка теплоты и электро- энергии, парогазовые установки; расчет показа- телей экономичности для различных тепловых схем; оптимизация тепловых схем энергоустано- вок; преобразование энергии в ступени турбомашин; основные типы ступеней энергетических машин; определение размеров и подбор решеток; расчет ступеней большой веерности; показатели эконо- мичности и оптимизация отдельных ступеней; ин- тегральные характеристики ступени турбомашин; потери и показатели экономичности; связь теп- лоаэродинамических характеристик с прочностью и технологией изготовления; многоступенчатые энергетические машины; расчет и оптимизация группы ступеней; осевые усилия и их расчет;предельная мощность однопо- точной паровой и газовой турбины; определение размеров последней ступени турбины, влияние формы меридиональных обводов; уплотнения, входные, выходные и переходные патрубки, регу- лирующие клапаны турбины; исходные данные для проектирования паровых турбин; разного назна- чения; выбор основных элементов и параметров — 23 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 конструкции: частоты вращения, числа валов и цилиндров, типы парораспределения; оценка чис- ла ступеней, основных размеров ступеней; опре- деление КПД проточной части и потерь в трак- тах; конструкции турбин и их элементов; тепло- вые расширения; технология обработки основных деталей, сборка, стендовые испытания, контроль качества турбо- машин; влияние охлаждения на процессы и параметры турбины, способы охлаждения; расчеты системы охлаждения; камеры сгорания; конструкции тур- бин различного назначения и их элементов; уст- ройство и принцип действия центробежных и осе- вых насосов (вентиляторов); характеристики на- сосов и газодувных машин; устойчивость работы; кавитация; cовместная работа нескольких машин; особенности конструкций; струйные насосы; тер- монасосы. СД.02 Переменный режим работы энергетических машин 130 и установок: переменный режим работы ступени, в том числе последней ступени турбины; группа ступеней, ее оптимизация; переменный режим работы турбины; различные системы парораспределения; изменение проточных характеристик элементов турбины при переменных и переходных режимах; переменный режим паротурбинных установок (ПТУ);скользящее давление; типовые энергетические характеристики; режим работы газотурбинные установки (ГТУ)-энергети- ческих, в составе ПГУ, для привода машин с пе- ременной частотой вращения; различные способы изменения нагрузки ГТУ, влияние на экономич- ность, конечную температуру газа; влияние тем- пературы наружного воздуха;связь характеристик ГТУ и показатели утилизации ПГУ; — 24 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 эксплуатация и режимы работы турбомашин; обес- печение надежной и экономичной работы турбома- шины; пуск турбины; останов турбины; изменение аксиальных и радиальных зазоров в проточной части; установившиеся режимы; эксплуатационные изменения в проточной части турбомашин; осо- бенности эксплуатации ГТУ, ПТУ, турбин атомных электрических станций. СД.03 Динамика и прочность турбомашин: 210 закономерности однократного деформирования и критерии прочности при умеренных температурах; ползучесть и длительная прочность материалов; мало- и многоцикловая усталость; демпфирующая способность материалов; прочность лопаток; прочность дисков и роторов; прочность деталей статора; основы теории коле- баний естественно-закрученной лопатки перемен- ного профиля; вынужденные и самовозбуждающиеся колебания лопаток; колебания турбинных дисков и колес; динамика одномассового ротора; дина- мика многомассовых роторных систем; требования к надежности турбинного оборудова- ния; основные понятия теории надежности, ста- тистическая теория надежности; отказы турбин- ного оборудования; методы расчета надежности простых и сложных соединений элементов машин; обеспечение надежности на стадиях проектирова- ния, изготовления и эксплуатации; исчерпание ресурса; роль автоматизации, технической диаг- ностики, квалификации обслуживающего персона- ла. СД.04. Автоматическое регулирование энергоустановок: 130 элементы теории автоматического регулирования турбин; математическое описание линейных авто- матических систем; переходные процессы в авто- матичесих системах;коррекция динамических — 25 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 свойств; нелинейные автоматические системы; регулирование энергетических блоков тепловых электрических станций; регулирование турбин для комбинированной выработки тепла и электри- ческой энергии; особенности регулирования бло- ков атомных электрических станций, газотурбин- ных и парогазовых установок. СД.05 Экспериментальное исследование процессов и 110 эффективности турбоустановок: планирование, обработка и анализ эксперимента, экспериментальное исследование турбомашин на электростанциях; турбоустановки и их моделирование; статические и динамические модели; методы планирования и реализация экспериментальных исследований; об- работка результатов физических исследований; практика экспериментальных исследований по аэ- родинамике, тепломассообмену, материалам, на- дежности элементов турбинного оборудования; измерения параметров и интегральных характе- ристик турбины и турбоустановки; оценка пог- решности; построение диаграммы режимов тепло- фикационной турбины, универсальной кривой поп- равок на вакуум, характеристик системы регули- рования; техническая диагностика турбины; ис- пытания на электростанциях. СД.06 Производственный менеджмент: 70 понятие производственного менеджмента; произ- водственная система как объект управления в условиях ориентации на рынок и на производство продукции; целевой и функциональный подход к управлению технологией принятия управленческих решений; задача производственного менеджмента при еди- ничном, серийном и массовом производстве; пла- — 26 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 нирование производства; оптимизация производс- твенной программы; оперативное управление ос- новами производства при различных формах его организации; поточной, роботизированной, гиб- кие автоматизированные производства (ГАП); ав- томатические системы управления производством АСУП: основные подсистемы, виды обеспечения, планирование и организации комплексной подго- товки производства (КПП); организация управле- ния, НИОКР; организация освоения новых технологий; оптими- зация технологического производства; автомати- зация отдельных этапов КПП; управление качест- вом продукции; управление материально-техни- ческим снабжением. СД.07 Дисциплины специализаций 290 СД.08 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом) 220 Ф.00 Факультативы 450 Ф.01 Военная подготовка 450 Всего часов теоретического обучения: 8100 П.00 Практика 14 недель Срок реализации образовательной программы инженера при оч- ной форме обучения составляет 256 недель, из которых 150 недель теоретического обучения, 14 недель подготовки квалификационной работы, не менее 35 недель каникул, включая 4 недели последип- ломного отпуска. Примечания: 1. При разработке профессиональной образовательной прог- раммы подготовки инженера Вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного — 27 — материала для циклов дисциплин — в пределах 5 %,для дисцип- лин,входящих в цикл — в пределах 10% без превышения максималь- ного недельного объема нагрузки студентов и при сохранении со- держания дисциплин, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и со- циально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и соци- ально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных кур- сов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практи- ческих занятий, заданий и семинаров по программам, (разработан- ным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этни- ческую, профессиональную специфику, также и научно-исследова- тельские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифи- цированное освещение тематики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания от- дельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соответствии с профилем специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не дол- жен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязатель- ные практические занятия по физической культуре и факультатив- ным дисциплинам. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студен- том. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учеб- ной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отво- димых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-методи- ческим объединением по образованию в области энергетики и электротехники, наименование дисциплин специализаций и их объем устанавливаются высшим учебным заведением. . — 28 — Составители: Учебно-методическое объединение по образованию в области энергетики и электротехники В.В. ГАЛАКТИОНОВ Главное управление образовательно-профессиональных прог- рамм и технологий Ю.Г. ТАТУР Н.С. ГУДИЛИН Е.П. ПОПОВА

источник

Читайте также:  Установка двигателя дизеля на уаз хантер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *