Меню Рубрики

Газотурбинные паротурбинные установки и двигатели специальность

«Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели»

Выпускник образовательной траектории «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» сможет работать в области:

  • конструирования и проектирования газотурбинных и паротурбинных установок;
  • исследований газотурбинных и паротурбинных установок;
  • монтажа, наладки, эксплуатации и ремонта газотурбинных и паротурбинных установок и систем их управления .

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • паровые и газовые турбины;
  • газотурбинные установки, газотурбинные двигатели;
  • газоперекачивающие агрегаты;
  • паротурбинные установки;
  • комбинированные и парогазовые установки;
  • нагнетатели и компрессоры;
  • теплообменники энергетических установок;
  • вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование паро- и газотурбинных установок;
  • исполнительные механизмы, системы и устройства управления работой энергетических машин, установок, двигателей, аппаратов;
  • системы управления и регулирования энергоустановок и комплексов;
  • технологии производства, ремонта, эксплуатации и оборудование для предприятий энергетической, газотранспортной и машиностроительной отраслей.

Выпускник сможет выполнять профессиональную деятельность в следующих организациях:

— проектные, производственные, ремонтные и эксплуатационные организации энергомашиностроительной и энергетической отраслей (заводы и электростанции);

— газотранспортные предприятия газовой промышленности;

— другие предприятия топливно-энергетического комплекса.

Выпускники работают конструкторами, технологами, исследователями на предприятиях турбо- и двигателестроения; инженерами по эксплуатации и ремонту турбин и двигателей; инженерами-исследователями и научными сотрудниками в научных, исследовательских и проектных организациях; менеджерами и аналитиками рынка в подразделениях маркетинга и продвижения продукции на рынок. Многие из выпускников стали высококвалифицированными специалистами и руководителями крупных предприятий и объединений в России.

Производственной базой являются практически все ведущие предприятия Урало-Сибирского энергетического и энергомашиностроительного региона: ЗАО «Уральский турбинный завод», ООО «Уральский дизель-моторный завод», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», ООО «Газпром трансгаз Югорск», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром трансгаз Надым», ОАО «Теплоэнергосервис», ТГК-9, ОГК-1, ОГК-2, ОГК-4, ОГК-5 (Enel) и другие.

Учебно-лабораторная база включает в себя ряд уникальных лабораторий, в том числе полномасштабный тренажер газокомпрессорной станции с газоперекачивающими агрегатами, лабораторию динамики и прочности, специализированные аудитории и компьютерные классы с мультимедийным оборудованием, а также оборудованием для проведения дистанционных занятий.

Поддерживаются творческие контакты с учебными заведениями и учеными зарубежных стран: Чехии, Словакии, КНР, Монголии, Израиля, Англии, Германии, Италии.

источник

Профиль: Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели

Образовательная программа по направлению подготовки бакалавров

13.03.03 Энергетическое машиностроение

Направленность (профиль) «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели»

Программа направлена на подготовку бакалавров, профессиональная деятельность которых связана с проектированием, конструированием и исследованием энергетических машин, агрегатов, установок и систем их управления, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии.

Высшее образование, которое получают наши выпускники, признается зарубежными компаниями и высоко ценится предприятиями энергетической, нефтехимической отраслей промышленности, ЖКХ, легкой промышленности. Свидетельством востребованности наших выпускников на рынке труда являются их карьерные успехи в республиканских и российских компаниях, научно-исследовательских и проектных институтах энергетического профиля, высших учебных заведениях, на электростанциях, в конструкторских и технологических отделах (бюро) заводов энергетического машиностроения, в энергетических компаниях.

4 года очная форма обучения

5 лет заочная форма обучения

Обучение ведется на русском языке

Руководитель образовательной программы

Обращение руководителя образовательной программы

Область профессиональной деятельности бакалавров по образовательной программе направления подготовки 13.03.03 «Энергетическое машиностроение» проектирование, конструирование и исследование энергетических машин, агрегатов, установок и систем их управления, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

 паро- и газотурбинные установки и двигатели; паровые турбины;

паровые турбины; комбинированные установки;

средства автоматики энергетических установок и комплексов;

энергетические установки на основе нетрадиционных и возобновляемых видов энергии;

вентиляторы, нагнетатели и компрессоры, и агрегаты наддува;

исполнительные устройства, системы и устройства управления работой энергетических машин, установок, двигателей, аппаратов и комплексов с различными формами преобразования энергии;

вспомогательное оборудование и системы, обеспечивающее функционирование энергетических объектов.

Обучение строится на основе принципа индивидуализации учебных планов, что позволяет обучающимся сочетать учебную деятельность с активным участием в научных исследованиях, научных семинарах, конференциях, в работе исследовательских лабораторий, публикациями в научных журналах и сборниках научных трудов.

Обучающиеся под руководством научно-педагогических работников кафедры «Энергетическое машиностроение» принимают участие в ежегодном республиканском конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей», во всероссийских студенческих олимпиадах «Авиационные двигатели и энергетические установки» (КНИТУ-КАИ), по теоретической и прикладной механике (КГЭУ).

Современные CAD/CAM технологии

Процессы, происходящие в ступенях паровых турбин

Процессы, происходящие в компрессорах ГТУ

Основы выбора конструкции паровых турбин

Теория и расчет турбин для ГТУ

Основы конструирования компрессоров и камер сгорания ГТУ

Конструирование газовых турбин

Расчет надежности технической эксплуатации турбомашин

Инженерное проектирование теплоэнергетических систем с применением САПР

Нормативно-техническая документация в теплоэнергетике

Теплотехнические измерения, автоматизация и АСУТП в теплоэнергетике

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии

Промышленная безопасность в теплоэнергетике

Эксплуатация тепловых пунктов

Производство электроэнергии и теплоты

Моделирование физических процессов и объектов проектирования

Теплообменники энергетических установок

Проектно-конструкторская деятельность в энергомашиностроении

Места трудоустройства выпускников

Квалификация выпускников, освоивших образовательную программу, позволяет работать:

на предприятиях энергосистемы Поволжья таких, как тепловые электрические станции, в энергетических службах предприятий и проектных организациях энергетического профиля;

в специализированных организациях, занимающихся проектированием и подготовкой конструкторской документации, в высших и средних учебных заведениях, в первую очередь профилированных в области энергетического машиностроения.

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ И ДВИГАТЕЛИ», ПОЛУЧАЮЩИЕ ИМЕННЫЕ СТИПЕНДИИ:

1. Правительства Российской Федерации

1. Белоусова Людмила, 3 курс

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ И ДВИГАТЕЛИ» — ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ ОЛИМПИАД

1. Карпов Игорь — диплом победителя в номинации «Перспектива» XIII конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» (2017 г.)

Для обучающихся старших курсов бакалавриата действует система поддержки академической мобильности. Обучающиеся имеют возможность пройти стажировку в ведущих российских и зарубежных университетах на период до одного семестра/года.

Кафедра «Энергетическое машиностроение» имеет прочно налаженные связи с такими предприятиями, как:

  • Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. (Россия)
  • АО «ОДК-Климов» (Россия)
  • АО «КМПО» (Россия)
  • Уральский авиационный завод гражданской авиации (Россия)
  • ООО «ИЦ ВСТ» (Россия)

В разделе описаны требования по освоению образовательной программы. Точный перечень дисциплин и требований содержится в учебных планах, ежегодно утверждаемых университетом ( kgeu.ru– Сведения об образовательной организации – Образование – Информация по образовательным программам – Учебный план ).

Продолжительность освоения образовательной программы по очной форме обучения составляет 4 года.

На первом курсе обучающиеся изучают в основном обязательные дисциплины учебного плана, элективные дисциплины по физической культуре и спорту и две дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений (вариативные дисциплины):

Русский язык и культура речи

Технологии самообразования и самоорганизации

Информационные и компьютерные технологии

Инженерное геометрическое моделирование

На втором курсе обучающиеся продолжают изучать обязательные дисциплины, элективные дисциплины по физической культуре и спорту и дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений (вариативные дисциплины):

Методы моделирования и исследования

Промышленная безопасность в теплоэнергетике

Эксплуатация тепловых пунктов

Химическая водоподготовка котлов

Организация и управление работой предприятий в теплоэнергетике

На втором курсе обучающиеся проходят учебную практику в течение всего 4 семестра.

На третьем курсе обучающиеся изучают в основном дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений (вариативные дисциплины), а также продолжают изучать четыре обязательные дисциплины:

Физическая культура и спорт

Энергетические машины, аппараты и установки

Тепловая и ядерная энергетика

Нормативно-техническая документация в теплоэнергетике

Инженерное проектирование теплоэнергетических систем с применением САПР

Теплотехнические измерения, автоматизация и АСУТП в теплоэнергетике

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии

Проектно-конструкторская деятельность в энергомашиностроении

Теплообменники энергетических установок

Моделирование физических процессов и объектов проектирования

Производство электроэнергии и теплоты

На третьем курсе после теоретического обучения, в летний период, обучающиеся проходят производственную практику (практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и технологическую практику) в течение 4 недель.

На четвертом курсе обучающиеся начинают изучать дисциплины, направленные на формирование профессиональных компетенций, которые сопряжены с трудовыми функциями профессионального стандарта (вариативные дисциплины):

Процессы, происходящие в ступенях паровых турбин

Процессы, происходящие в компрессорах ГТУ

Основы выбора конструкции паровых турбин

Теория и расчет турбин для ГТУ

Основы конструирования компрессоров и камер сгорания ГТУ

Конструирование газовых турбин

Расчет надежности технической эксплуатации турбомашин

На четвертом курсе обучающиеся проходят производственную практику (выполняют научно-исследовательскую работу в 7 семестре) и преддипломную практику в 8 семестре.

После преддипломной практики обучающиеся готовятся к сдаче и сдают государственный экзамен, выполняют выпускную квалификационную работу (ВКР), готовятся к процедуре её защиты и защищают ВКР.

В 2018/2019 учебном году в реализации образовательной программы принимают участие следующие педагогические работники:

Должность, кафедра, ученая степень

Заведующий кафедрой «Химия», д.н., профессор

Химия, Химия в теплоэнергетике

Доцент кафедры «Химия», к.н., доцент

Заведующий кафедрой «Инженерная графика», д.н., доцент

Инженерное геометрическое моделирование

Ассистент кафедры «Инженерная графика»

Доцент кафедры «Инженерная графика», к.н., доцент

Старший преподаватель кафедры «Инженерная экология и рациональное природопользование»

Промышленная безопасность в теплоэнергетике

Старший преподаватель кафедры «Инженерная экология и рациональное природопользование»

Старший преподаватель кафедры «Тепловые электрические станции»

Эксплуатация тепловых пунктов

Профессор кафедры «Технология воды и топлива», д.н., доцент

Химическая водоподготовка котлов

Доцент кафедры «Технология воды и топлива», к.н.

Доцент кафедры «История и педагогика», к.н., доцент

Технологии самообразования и самоорганизации

Доцент кафедры «История и педагогика», к.н.

Доцент кафедры «Информатика и информационно – управляющие системы», к.н.

Информационные и компьютерные технологии

Старший преподаватель кафедры «Информатика и информационно – управляющие системы»

Доцент кафедры «Информатика и информационно – управляющие системы», к.н.

Заведующий кафедрой «Высшая математика», д.н., профессор

Доцент кафедры «Высшая математика», к.н., доцент

Старший преподаватель кафедры «Высшая математика»

Доцент кафедры «Высшая математика», к.н., доцент

Специальные разделы математики

Доцент кафедры «Высшая математика», к.н., доцент

Доцент кафедры «Релейная защита и автоматизация элекроэнергетических систем», к.н.

Доцент кафедры «Физика», к.н., доцент

Доцент кафедры «Иностранные языки», к.н.

Русский язык и культура речи

Доцент кафедры «Иностранные языки», к.н., доцент

Доцент кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура», к.н.

Здоровый образ жизни и экология человека

Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»

Доцент кафедры «Иностранные языки», к.н., доцент

Доцент кафедры «Иностранные языки», к.н., доцент

Старший преподаватель кафедры «Менеджмент»

Доцент кафедры «Социология, политология и право», к.н., доцент

Доцент кафедры «Социология, политология и право», к.н.

Доцент кафедры «Социология, политология и право», к.н.

Доцент кафедры «Социология, политология и право», к.н.

Доцент кафедры «Философия и медиакоммуникации», к.н.

Доцент кафедры «История и педагогика», к.н.

Доцент кафедры «Энергетическое машиностроение», к.н., доцент

Доцент кафедры «Энергетическое машиностроение», к.н., доцент

Профессор кафедры «Энергетическое машиностроение», д.н., доцент

Доцент кафедры «Тепловые электрические станции», к.н.

Организация и управление работой предприятий в теплоэнергетике

Ассистент кафедры «Тепловые электрические станции»

Старший преподаватель кафедры «Возобновляемые источники энергии»

Доцент кафедры «Инженерная кибернетика», к.н.

Методы моделирования и исследования

Доцент кафедры «Материаловедение и технологии материалов», к.н., с.н.с.

Заведующий кафедрой «Материаловедение и технологии материалов», д.н., профессор

Профессор кафедры «Теоретические основы электротехники», к.н., профессор

Электрические цепи и электротехнические устройства

Профессор кафедры «Теоретические основы электротехники», д.н., профессор

Теоретические основы электротехники

Доцент кафедры «Физическое воспитание», к.н., доцент

Общая физическая подготовка

Доцент кафедры «Физическое воспитание», к.н., доцент

Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание»

источник

140503 Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели. Государственный образовательный стандарт

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Председателя Госкомвуза России В.Д.Шадриков 05.07.95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 101400 — Турбостроение Вводится в действие с даты утверждения Москва, 1995 г. — 2 — 1. Общая характеристика специальности 101400 — Турбострое- ние. 1.1 Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 N 180. 1.2.Квалификация выпускника — инженер, норма- тивная длительность освоения программы при очной форме обуче- ния — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.3.1. Место специальности в области техники. Турбостроение — область техники, выключающая в себя совокупность средств, способов, методов человеческой де- ятельности, предназначенных для решения комплексных задач, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией турбинных машин и обеспечивающих функционирование вспомо- гательного энергетического оборудования. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности инженера по спе- циальности 101400-Турбостроение являются турбинное и вспомо- гательное оборудование, используемое на различных типах электростанций, в транспорте, в промышленности, в коммуналь- ном хозяйстве, на газоперекачивающих станциях, в авиа- и су- достроении, а также процессы, связанные с исследованием, про- ектированием, производством, монтажом, наладкой и эксплуата- цией турбомашин и энергетического оборудования. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Инженер по специальности — 101400-Турбостроение в соот- ветствии с фундаментальной и специальной подготовкой может вы- полнять следующие виды профессиональной деятельности: — экспериментально-исследовательская; — проектная (конструкторская и технологическая); — эксплуатационная; — производственно-управленческая. . — 3 — 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешної2 ї0завершивших обучение по программе инженера по специальности 101400 — Турбостроение. 2.1. Общие требования. 2.1.1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать ме- тоды этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; — знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполне- нии профессиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реа- лизацию в полном объеме через 10 лет); — имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) офор- мить его результаты; — умеет организовать свой труд, владеет компьютерными ме- тодами сбора, хранения и обработки (редактирования) информа- ции, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и чело- веческих факторов; -умеет использовать методы решения задач определения оп- тимальных соотношений параметров различных систем; — 4 — — способен в условиях развития науки и изменяющейся соци- альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре- менные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкрет- ную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использо- вать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, свя- занные с реализацией профессиональных функций, умеет использо- вать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу испол- нителей, находить и принимать управленческие решения в услови- ях различных мнений; — методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над меж- дисциплинарными проектами. 2.1.2. Общие требования к профессиональной подготовке инженера. Инженер должен уметь компетентно и ответственно решать следующие характерные комплексные задачи по выделенным видам профессиональной деятельности: — исследовать и проводить испытания турбинного оборудова- ния и его элементов; — проектировать паровые, газовые и парогазовые турбинные агрегаты и установки, включая вспомогательное оборудование турбоустановок, разрабатывать технологию их производства, ис- пользовать средства автоматизации технологических процессов; — разрабатывать и применять компьютерные технологии в турбоустановках, турбинах, вспомогательном турбинном оборудо- вании, в том числе в системах их диагностики; — 5 — — выбирать и использовать наиболее эффективные способы и режимы эксплуатации объектов сферы профессиональной деятель- ности; — рассчитывать технико-экономическую эффективность внед- ряемых проектных и технологических решений в энергомашиностро- ении, стационарном и транспортном турбостроении с учетом конъ- юнктуры рынка; — разрабатывать и использовать автоматизированные системы проектирования (САПР); — работать с научно-технической литературой, в том числе с иностранной, анализировать и критически использовать предс- тавленные в ней материалы; — самостоятельно принимать решения, вести и разрабатывать техническую документацию, предназначенную для энергомашиност- роения, энергетики, стационарных и транспортных паро- и газо- турбинных агрегатов; — осуществлять мероприятия по предотвращению производс- твенного травматизма и профессиональных заболеваний, по охране окружающей среды. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-эконо- мическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям инженера соответствуют Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по цик- лу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. и опубликованным в бюл- летене Госкомвуза России N11 за 1993 г. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественно- научным дисциплинам. Инженер должен: в области математики и информатики: иметь представление: — об основных разделах высшей математики; — о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; — 6 — — о математическом моделировании, методах решения оптими- зационных задач; — о современных средствах информатики и информационных технологиях; знать и уметь использовать : — основные понятия и методы математического анализа, ана- литической геометрии, линейной алгебры, теории функций комп- лексного переменного, функционального анализа и численных ме- тодов, теории вероятности и математической статистики, диск- ретной математики; — средства вычислительной техники и программного обеспе- чения как инструмента в решении теоретических и прикладных за- дач; владеть: — дифференцированием и интегрированием функций; — действиями над определителями и матрицами; иметь опыт: — аналитического и численного решения алгебраических уравнений; — качественного исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений; — аналитического и численного решения дифференциальных уравнений математической физики; — составления и анализа алгоритмов и программ с их обяза- тельной реализацией с помощью средств вычислительной техники; в области физики, теоретической механики, химии и эколо- гии: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в приро- де; — о вероятности как объективной характеристике природных систем; — 7 — — об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — о термодинамических системах и параметрах, практическом использовании основных законов термодинамики, основах термоди- намических процессов в энергетических установках и аппаратах; — о применении теории подобия и размерностей к процессам тепломассообмена; — об основных химических системах и процессах; — о взаимосвязи между свойствами химической системы, приро- дой веществ и их реакционной способностью; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организ- мов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональ- ном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы челове- ка; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электри- — 8 — чества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, ста- тистической физики и термодинамики, химических систем, хими- ческой термодинамики и кинетики, реакционной способности ве- ществ, химической идентификации, экологии; — способы передачи теплоты, основные законы теплопровод- ности, конвективного и радиационного теплообмена; — физические законы для анализа процессов и явлений, практического решения задач; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, теоретической механике, химии, экологии; уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания; владеть: — навыками практических расчетов по определению, постановке и проведению простейших исследований термодинами- ческих свойств веществ и условий тепломассопереноса; — методами расчета теплопередачи при вынужденном движении теплоносителя, естественной конвекции, изменении агрегатного состояния, радиационном теплообмене; иметь опыт: — постановки и планирования физического эксперимента; — описания химических реакций. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — о физике материаловедения, методах получения конструк- ционных материалов,способах диагностики и улучшения их свойств; — об основах механики материалов; — о моделях сплошных сред и их напряженном состоянии,ре- жимах течения; — о современных энерго- и ресурсосберегающих технологиях обработки материалов, организации гибких и роботизированных — 9 — производств; — об общих положениях и методологии системного проектиро- вания технических систем; — о принципах действия, эксплуатационных особенностях и выборе электрических машин и приводов; — о метрологических измерениях различных параметров и ве- личин и выборе средств и методах измерений; — о методах качественного и количественного анализа опасных и вредных антропологических факторов; — о научных и организационных основах мер по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; — об основных понятиях, определениях и фундаментальных принципах автоматического управления; — о математическом описании линейных автоматических систем, методах исследования их устойчивости, анализе качества процессов регулирования, коррекции динамических свойств и линейных сис- тем; — об особенностях процессов в нелинейных системах, устой- чивости и периодичности режимов нелинейных систем; знать и уметь использовать: — методы статического, кинематического анализа конкретных механических систем; — современные методы и способы обработки материалов; — методы расчетов конструкции при работе на изгиб, круче- ние, устойчивость, динамику, сложно-напряженное состояние; — принципы и методы системного проектирования машин; — существующие средства и методы измерений теплотехни- ческих параметров; — законы сохранения количества движения, энергии и движе- ния для жидких и газообразных сред; — стандарты и правила построения и чтения чертежей и схем, способы графического представления пространственных об- разов ; владеть: — методами прочностных расчетов элементов и узлов энерге- тического оборудования; — требованиями к оформлению технической документации в — 10 — соответствии с ЕСКД и ГОСТ; — методологией формирования расчетных моделей, механи- ческих систем, задач механики твердого тела; — подходами к обоснованному выбору способа обработки и соединения элементов энергооборудования; — теорией пограничного слоя, методами решения газодинами- ческих задач; иметь навыки: — выбора конструкционных материалов на основе анализа их физических и химических свойств; — выбора методов контроля качества обработки и сварки ма- териалов; — инженерных, прочностных расчетов отдельных элементов и узлов энергетического оборудования; — принятия и обоснования проектных решений по устройствам передачи механического движения; — ведения комплексных расчетов и конструктивной разработ- ки с использованием нормативной и справочной литературы раз- личных видов механических передач; — чтения и выполнения схем, деталировочных и сборочных чертежей с использованием компьютерной графики; — выбора средств измерения теплотехнических параметров и оценки точности получаемых результатов; — анализа и оценки степени экологической опасности и опасности производственной деятельности человека на стадиях исследования, проектирования, производства и эксплуатации тех- нических объектов. 2.2.4. Требования к специальным дисциплинам. Инженер должен уметь формулировать основные технико-эконо- мические требования к техническим объектам, являющимся предме- том изучения в области специальной подготовки и знать существу- ющие научно-технические средства их реализации во взаимосвязи области специальной подготовки со смежными областями техники. Инженер должен: иметь представление: — о топливо-энергетических ресурсах страны и ее регионов; — об основных научно-технических проблемах, перспективах и тенденциях развития различных отраслей энергетики; — 11 — о взаимосвязи области специальной подготовки со смежными областями техники; — об основных объектах, явлениях, процессах и методах на- учного анализа, связанных с конкретной технической областью специальной подготовки; — об общих закономерностях физических процессов в турбо- машинах и турбоустановках; — об основах теории подобия и видах физического и матема- тического моделирования процессов и явлений в турбомашинах и турбоустановках; — о структуре систем автоматизированного проектирования турбомашин и турбоустановок, декомпозиции процесса проектиро- вания, технической эстетике и эргономике: — о месте теории надежности в проектировании и эксплуата- ции турбомашин и турбоустановок; — о технологической подготовке производства и организации производства на энергомашиностроительных и авиамоторных заво- дах, о моделировании систем управления технологическими про- цессами; — о микропроцессорных системах управления и автоматизиро- ванных системах исследований и испытаний турбомашин и турбоус- тановок; — об основах эксплуатации турбомашин и турбоустановок; знать и уметь использовать; — основы теории турбомашин при решении задач проектирова- ния; — математические модели и программные комплексы для чис- ленного анализа физических процессов турбомашин и турбоустано- вок; — программное, лингвистическое и аппаратное обеспечение систем автоматизированного проектирования турбомашин и турбо- установок; — теорию распределения вероятностей и логические методы анализа рисков отказов при анализе надежности турбомашин и турбоустановок; — современные методы расчета для проектирования турбома- шин и турбоустановок; — 12 — — основные методы технологии и контроля качества при тех- нологической подготовке производства турбинного оборудования; иметь опыт: — формирования и анализа математических моделей реальных объектов с использованием ЭВМ; — формулирования и постановки задачи проектирования и мо- дернизации объектов сферы профессиональной деятельности; — ведения тепловых, гидродинамических, аэродинамических и прочностных расчетов узлов и элементов проектируемого оборудо- вания с использованием современных средств; — комплексной оценки показателей технико-экономической эффективности оборудования; — использования информационного и технического обеспече- ния систем автоматизированного проектирования; — проектирования основного и вспомогательного оборудования и разработки конструкции его основных элементов и узлов; выбора стандартного вспомогательного оборудования; — проведения испытаний и наладки основного и вспомога- тельного оборудования. Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенности спе- циализации. 3. Минимум содержания образовательнойї2 ї0программы для подготовки инженера по специальности 101400-Турбостроение. . — 13 — ——-љ————————————————-љ—— Индекс ‹ Наименование дисциплин и их основные ‹Всего ‹ разделы ‹часов ——-ќ————————————————-ќ—— 1 ‹ 2 ‹ 3 ——-™————————————————-™—— ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические 1800 дисциплины Перечень дисциплин и их основное содержание соответствует Требованиям ( федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономи- ческие дисциплины», утвержденным Государствен- ным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные 2400 дисциплины ЕН.01 Математика: 700 алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомер- ная евклидова геометрия, дифференциальная гео- метрия кривых и поверхностей, элементы тополо- гий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчис- ления, элементы теории функций и функциональ- ного анализа, теория функций комплексного пе- ременного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория — 14 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 вероятностей, математические основы теории ве- роятностей, модели случайных процессов, про- верка гипотез, принцип максимального правдопо- добия, статистические методы обработки экспе- риментальных данных. ЕН.02 Информатика: 260 понятие информаций; общая характеристика про- цессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; фундаментальные понятия программирования; ана- лиз задачи и разработка внешних спефицикаций; проектирование алгоритмов и структур данных; языки программирования; кодирование алгорит- мов; отладка, тестирование и документирование программ; общие сведения об операционных сис- темах; приближение функций; решение систем линейных и нелинейных уравнений; численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений; вве- дение в численные методы решения дифференци- альных уравнений в частных производных; модели решений функциональных и вычислительных задач; базы данных; программное обеспечение и техно- логическое программирование; компьютерная гра- фика. Общие и естественнонаучные дисциплины 1120 ЕН.03 Физика: 660 ЕН.03.01 Общий курс: 400 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской меха- ники, принцип относительности в механике, ки- нематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и — 15 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения,квазистационар- ные токи, принцип относительности в электроди- намике; физика колебаний и волн: гармонический и ан- гармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуа- лизм, принцип неопределенности, квантовые сос- тояния, принцип суперпозиции, квантовые урав- нения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, приро- да химической связи; статистическая физика и термодинамика: три на- чала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые прев- ращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинети- ческие явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние. ЕН.03.02 Термодинамика и тепло- массообмен: 260 первый закон термодинамики; виды энергии; теп- лота и работа, внутренняя энергия, энтальпия; второй закон термодинамики; термодинамические циклы и их КПД; цикл Карно; обратимые и необ- ратимые процессы; энтропия; энергия тепла и потока вещества; общие свойства реальных газов и жидкостей; критические параметры; сжимае- мость; фазовые переходы; правило Гиббса, урав- нения Клапейрона-Клаузиуса и Ван-дер-Ваальса; характеристические функции и основные диффе- ренциальные уравнения термодинамики; термоди- намические свойства рабочих тел энергетических установок и аппаратов; циклы энергетических — 16 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 установок и аппаратов; внутренний КПД цикла; термодинамика потока; газовые и комбинирован- ные циклы; истечение из сопел; способы распространения теплоты; теплопровод- ность; механизм процесса, температурное поле, тепловой поток и его плотность; закон Фурье; коэффициент теплопроводности; дифференциальное уравнение теплопроводности; закон Ньютона-Рих- мана; передача теплоты через стенку; способы интенсификации теплопередачи; математическое описание и методы решения задач конвективного теплообмена в однофазной среде; основы теории подобия и моделирования; отдельные задачи кон- вективного теплообмена в однофазной среде; теплообмен при фазовых превращениях; основы теплообмена излучением; расчет теплопередачи в аппаратах энергетических установок. ЕН.04 Теоретическая механика: 250 статика: аксиомы статики; приведение систем сил к простейшему виду; условия равновесия; статически определимые и неопределимые систе- мы; трение скольжения и трение качения; центр тяжести; кинематика: кинематика точки; кинематика твер- дого тела; сложное движение точки и твердого тела; дина- мика: динамика точки в инерциальной и неинер- циальной системах отсчета, дифференциальные уравнения движения системы материальных точек, общие теоремы динамики, динамика твердого те- ла; элементы теории гироскопов; принцип Даламбера; основы аналитической меха- ники; принцип Даламбера-Лагранжа; принцип воз- можных перемещений; уравнения Лагранжа второго рода; принцип Гамильтона-Остроградского для консервативных механических систем. — 17 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 ЕН.05 Химия: 130 химические системы: растворы, дисперсные сис- темы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигоме- ры; химическая термодинамика и кинетика: энер- гетика химических процессов, химическое и фа- зовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и пери- одическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства ве- ществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и коли- чественный анализ, аналитический сигнал, хими- ческий, физико-химический и физический анализ; классы органических и неорганических соедине- ний; основные понятия и законы органической и неорганической химии; строение веществ. ЕН.06 Экология: 80 биосфера и человек: структура биосферы, эко- системы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проб- лемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природо- пользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом) 320 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1970 ОПД.01. Механика жидкости и газа: 200 предмет и задачи курса; жидкая частица и жид- — 18 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 кий объем; модели жидкой среды; ньютоновские и реологические жидкости; режимы течения; поня- тия о пограничных слоях; математический аппа- рат описания движения сплошной и разреженной сред; силы, действующие в жидкости; нормальные и касательные напряжения; тензор напряжений; уравнение движения в напряжениях; гидростати- ка; уравнения Эйлера; основная формула гидрос- татики; давление на стенки; общие законы и уравнения динамики жидкости;обобщенная гипоте- за Ньютона; уравнение Навье-Стокса; граничные и начальные условия; уравнение Бернулли; ин- тегральная форма законов сохранения; модель идеальной жидкости; подобие гидродинамических процессов и анализ размерностей; одномерная модель потока; потеря напора; течение в тру- бах; истечение жидкости и газа через отверстия и насадки; газодинамические функции расхода; тепловое, расходное и механические воздействия; расчет трубопроводных систем и сопл; уравнение одномерного неустановившегося движения; гидравлический удар; сверхзвуковое движение газов; основы теории течений газовых струй; ОПД.02. Механика материалов и конструкций: 310 основные понятия, гипотезы и законы механики твердого тела; модели конструкций и конструк- ционных материалов; расчеты на растяжение и сжатие; основы теории надежности конструкции; расчеты на изгиб; рас- четы на кручение; сложные виды деформации; расчет сосудов, корпусных конструкций и дис- ков; пластины и оболочки; расчеты на уста- лость; динамические расчеты элементов конс- трукций; устойчивость элементов конструкций; численные методы в механике материалов и конс- трукций и динамике конструкций ; метод конеч- — 19 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 ных элементов; вариационные методы; ОПД.03. Электротехника: 140 электрические цепи постоянного тока; электри- ческие однофазные и трехфазные цепи; переход- ные процессы в простейших электрических цепях; магнитные цепи электротехнических устройств; трансформаторы; полупроводниковые электронные приборы и аналоговые устройства; элементы и устройства импульсной техники;машины постоян- ного тока; асинхронные и синхронные машины; основы электропривода; выбор электродвигателя для производственного механизма; ОПД.04 Основы инженерного проектирования: 460 методы проецирования; координатный метод; по- зиционные задачи; метрические свойства прямоу- гольных проекций; преобразование проекций и изображений; многогранники; поверхности враще- ния; винтовые поверхности; аксонометрические проекции; решение задач инженерной графики средствами компьютерной графики; стандарты, ЕСКД; стадии и основы разработки конструкторской до- кументации; общая методология и логика решения проектных задач; системный подход в проектиро- вании технических систем; понятие элементной базы; взаимозаменяемость; система допусков и посадок; передачи механического движения: классифика- ция, структурные схемы, сравнительные характе- ристики, параметры, критерии работоспособнос- ти; валы и оси: варианты исполнения, критерии проектирования, расчет на прочность; подшипни- ки: типы, режим работы, область применения, расчет, посадки; соединения и муфты; техническое задание, исходные данные и струк- — 20 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 тура процесса проектирования; параметрический синтез технических систем; эскизное проектиро- вание; связь параметров объекта с показателями качества; параметрическая оптимизация; повыше- ние качественных характеристик машин: металло- емкость и компактность, равнопрочность, сниже- ние усталости, унификация элементов. ОПД.05 Управление в технических системах: 170 сущность проблем автоматического управления (АУ) и фундаментальные принципы АУ; классифи- кация систем АУ (САУ)типовые законы регулиро- вания; математическое описание линейных авто- матических систем; уравнения динамики и стати- ки; характеристики звеньев и их связь между собой; структурные схемы САУ; дифференциальные уравнения САУ; устойчивость линейных автомати- ческих систем; условия и критерии устойчивос- ти, качество процессов регулирования в линей- ных системах; переходные процессы; коррекция динамических свойств и синтез линейных систем; нелинейные автоматические системы; устойчи- вость нелинейных систем; периодические процес- сы в нелинейных системах. ОПД.06 Материаловедение и технология конструкционных 200 материалов: методы получения материалов, металлургические способы производства материалов; физические основы материаловедения; свойства материалов и их связь с типом химических связей, кристалли- ческим строением, дефектами решеток, фазо- во-структурным состоянием; свойства структур; механизм деформации и разрушения, наклеп, рек- ристаллизация, деформационное старение; сверх- пластичность; формирование структуры и свойств сплавов, поверхностного слоя; материалы маши- но- и приборостроения: виды, состав, структу- — 21 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 ра, механические и технологические свойства, поведение в эксплуатационных условиях, марки- ровка, область применения; физические и технологические основы обработки материалов; способы механической обработки ме- таллов; методы сварки, используемые в энерго- машиностроении; технология сварки сталей; прочность сварных соединений; контроль качест- ва сварных соединений; техническая диагностика металлов. ОПД.07 Метрология: 80 основные понятия в метрологии; основной прин- цип измерения; эталоны единиц физических вели- чин; система единиц SI; стандартная схема из- мерения; основные факторы, вызывающие погреш- ность результата измерения; средство измерения и его метрологические характеристики; поверка средств измерений; обработка многократных из- мерений; понятие о плане измерений и методах его построения; измерение температуры, давле- ния, разности давлений; измерения уровня жид- кости и сыпучих материалов, расхода жидкостей, газов, пара и теплоты; измерения механических величин; контроль вибраций, осевого сдвига, расширения, прогиба; организация теплотехни- ческого контроля энергетических машин и аппа- ратов. ОПД.08 Безопасность жизнедеятельности: 120 человек и среда обитания; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; безопасность и экологичность технических сис- тем; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; основы электробезопасности; особенности аварий на объектах энергомашиностроения; проблемы токсичных производственных выбросов; пожарная — 22 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 безопасность, правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнеде- ятельности, охрана труда. ОПД.09 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- 290 ваемые вузом (факультетом). СД.00. Специальные дисциплины 1480 СД.01 Энергетические машины. 320 энергетические машины, как элементы энергети- ческих установок; основные научно-экономичес- кие и эксплуатационные показатели; реальные циклы энергетических установок и их характе- ристики; промежуточный перегрев и регенерация; комбинированная выработка теплоты и электро- энергии, парогазовые установки; расчет показа- телей экономичности для различных тепловых схем; оптимизация тепловых схем энергоустано- вок; преобразование энергии в ступени турбомашин; основные типы ступеней энергетических машин; определение размеров и подбор решеток; расчет ступеней большой веерности; показатели эконо- мичности и оптимизация отдельных ступеней; ин- тегральные характеристики ступени турбомашин; потери и показатели экономичности; связь теп- лоаэродинамических характеристик с прочностью и технологией изготовления; многоступенчатые энергетические машины; расчет и оптимизация группы ступеней; осевые усилия и их расчет;предельная мощность однопо- точной паровой и газовой турбины; определение размеров последней ступени турбины, влияние формы меридиональных обводов; уплотнения, входные, выходные и переходные патрубки, регу- лирующие клапаны турбины; исходные данные для проектирования паровых турбин; разного назна- чения; выбор основных элементов и параметров — 23 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 конструкции: частоты вращения, числа валов и цилиндров, типы парораспределения; оценка чис- ла ступеней, основных размеров ступеней; опре- деление КПД проточной части и потерь в трак- тах; конструкции турбин и их элементов; тепло- вые расширения; технология обработки основных деталей, сборка, стендовые испытания, контроль качества турбо- машин; влияние охлаждения на процессы и параметры турбины, способы охлаждения; расчеты системы охлаждения; камеры сгорания; конструкции тур- бин различного назначения и их элементов; уст- ройство и принцип действия центробежных и осе- вых насосов (вентиляторов); характеристики на- сосов и газодувных машин; устойчивость работы; кавитация; cовместная работа нескольких машин; особенности конструкций; струйные насосы; тер- монасосы. СД.02 Переменный режим работы энергетических машин 130 и установок: переменный режим работы ступени, в том числе последней ступени турбины; группа ступеней, ее оптимизация; переменный режим работы турбины; различные системы парораспределения; изменение проточных характеристик элементов турбины при переменных и переходных режимах; переменный режим паротурбинных установок (ПТУ);скользящее давление; типовые энергетические характеристики; режим работы газотурбинные установки (ГТУ)-энергети- ческих, в составе ПГУ, для привода машин с пе- ременной частотой вращения; различные способы изменения нагрузки ГТУ, влияние на экономич- ность, конечную температуру газа; влияние тем- пературы наружного воздуха;связь характеристик ГТУ и показатели утилизации ПГУ; — 24 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 эксплуатация и режимы работы турбомашин; обес- печение надежной и экономичной работы турбома- шины; пуск турбины; останов турбины; изменение аксиальных и радиальных зазоров в проточной части; установившиеся режимы; эксплуатационные изменения в проточной части турбомашин; осо- бенности эксплуатации ГТУ, ПТУ, турбин атомных электрических станций. СД.03 Динамика и прочность турбомашин: 210 закономерности однократного деформирования и критерии прочности при умеренных температурах; ползучесть и длительная прочность материалов; мало- и многоцикловая усталость; демпфирующая способность материалов; прочность лопаток; прочность дисков и роторов; прочность деталей статора; основы теории коле- баний естественно-закрученной лопатки перемен- ного профиля; вынужденные и самовозбуждающиеся колебания лопаток; колебания турбинных дисков и колес; динамика одномассового ротора; дина- мика многомассовых роторных систем; требования к надежности турбинного оборудова- ния; основные понятия теории надежности, ста- тистическая теория надежности; отказы турбин- ного оборудования; методы расчета надежности простых и сложных соединений элементов машин; обеспечение надежности на стадиях проектирова- ния, изготовления и эксплуатации; исчерпание ресурса; роль автоматизации, технической диаг- ностики, квалификации обслуживающего персона- ла. СД.04. Автоматическое регулирование энергоустановок: 130 элементы теории автоматического регулирования турбин; математическое описание линейных авто- матических систем; переходные процессы в авто- матичесих системах;коррекция динамических — 25 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 свойств; нелинейные автоматические системы; регулирование энергетических блоков тепловых электрических станций; регулирование турбин для комбинированной выработки тепла и электри- ческой энергии; особенности регулирования бло- ков атомных электрических станций, газотурбин- ных и парогазовых установок. СД.05 Экспериментальное исследование процессов и 110 эффективности турбоустановок: планирование, обработка и анализ эксперимента, экспериментальное исследование турбомашин на электростанциях; турбоустановки и их моделирование; статические и динамические модели; методы планирования и реализация экспериментальных исследований; об- работка результатов физических исследований; практика экспериментальных исследований по аэ- родинамике, тепломассообмену, материалам, на- дежности элементов турбинного оборудования; измерения параметров и интегральных характе- ристик турбины и турбоустановки; оценка пог- решности; построение диаграммы режимов тепло- фикационной турбины, универсальной кривой поп- равок на вакуум, характеристик системы регули- рования; техническая диагностика турбины; ис- пытания на электростанциях. СД.06 Производственный менеджмент: 70 понятие производственного менеджмента; произ- водственная система как объект управления в условиях ориентации на рынок и на производство продукции; целевой и функциональный подход к управлению технологией принятия управленческих решений; задача производственного менеджмента при еди- ничном, серийном и массовом производстве; пла- — 26 — їш1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 нирование производства; оптимизация производс- твенной программы; оперативное управление ос- новами производства при различных формах его организации; поточной, роботизированной, гиб- кие автоматизированные производства (ГАП); ав- томатические системы управления производством АСУП: основные подсистемы, виды обеспечения, планирование и организации комплексной подго- товки производства (КПП); организация управле- ния, НИОКР; организация освоения новых технологий; оптими- зация технологического производства; автомати- зация отдельных этапов КПП; управление качест- вом продукции; управление материально-техни- ческим снабжением. СД.07 Дисциплины специализаций 290 СД.08 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом) 220 Ф.00 Факультативы 450 Ф.01 Военная подготовка 450 Всего часов теоретического обучения: 8100 П.00 Практика 14 недель Срок реализации образовательной программы инженера при оч- ной форме обучения составляет 256 недель, из которых 150 недель теоретического обучения, 14 недель подготовки квалификационной работы, не менее 35 недель каникул, включая 4 недели последип- ломного отпуска. Примечания: 1. При разработке профессиональной образовательной прог- раммы подготовки инженера Вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного — 27 — материала для циклов дисциплин — в пределах 5 %,для дисцип- лин,входящих в цикл — в пределах 10% без превышения максималь- ного недельного объема нагрузки студентов и при сохранении со- держания дисциплин, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и со- циально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и соци- ально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных кур- сов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практи- ческих занятий, заданий и семинаров по программам, (разработан- ным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этни- ческую, профессиональную специфику, также и научно-исследова- тельские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифи- цированное освещение тематики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания от- дельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соответствии с профилем специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не дол- жен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязатель- ные практические занятия по физической культуре и факультатив- ным дисциплинам. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студен- том. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учеб- ной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отво- димых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-методи- ческим объединением по образованию в области энергетики и электротехники, наименование дисциплин специализаций и их объем устанавливаются высшим учебным заведением. . — 28 — Составители: Учебно-методическое объединение по образованию в области энергетики и электротехники В.В. ГАЛАКТИОНОВ Главное управление образовательно-профессиональных прог- рамм и технологий Ю.Г. ТАТУР Н.С. ГУДИЛИН Е.П. ПОПОВА

источник

Читайте также:  Установка электроподогревателя двигателя на дэу нексия