Меню Рубрики

Обеспечить установку общедомовых приборов учета

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Содержание

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

    оплачивать за потребление ресурса по факту; разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками; фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

    централизованного теплоснабжения; централизованного водоснабжения; централизованного газоснабжения; другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

    мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч; максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч; максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

    для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей; для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 — 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

Читайте также:  Место установки узлов учета холодной воды

ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

источник

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.

Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.

Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).

Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:

  • способе установки прибора учёта – силами РСО или подрядной организации;
  • сроках установки прибора учёта;
  • размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
  • способе финансирования – единым платежом или в рассрочку.

В какие сроки нужно установить счётчик тепла

Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).

Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.

В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.

Когда прибор учёта можно не устанавливать

Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.

Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:

  • внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
  • невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
  • в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.

Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627. В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.

Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла

Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.

В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.

Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.

Если УО планирует установить в доме ОДПУ и ей требуется согласие собственников на эти расходы, помочь ей может сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.

источник

Административная ответственность управляющей организации за неустановку ОДПУ

С момента принятия Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261) проверки по установке общедомовых приборов учета (далее – ОДПУ) коммунальных ресурсов проводятся органами государственного жилищного надзора (ГЖН) в отношении управляющих организаций (УО) постоянно, а штрафы за их отсутствие стали неплохой доходной статьей бюджета страны.

Статьей 13 пунктом 6 Закона № 261 предусмотрена обязанность собственников многоквартирных домов (МКД) произвести оснащение МКД общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов.

И, хотя в законе обязанными устанавливать ОДПУ являются собственники помещений МКД, а в случае невыполнения этой обязанности – ресурсоснабжающие организации, на деле все шишки в основном летят (впрочем, как всегда) на управляющие организации. В силу норм действующего законодательства УО должна организовать и провести общее собрание по вопросу установки ОДПУ, а также – обратиться в РСО об установке ОДПУ в случае непринятия решения ОСС или принятии отрицательного решения собственниками.

Но самая любимая в нашей стране поговорка, применимая и в данном случае: «Закон, что дышло, куда повернул – туда и вышло», а также обосновывающее все странные решения «внутреннее убеждение» судей и непонятно какое убеждение органов ГЖН, привели к тому, что закон прочитан и истолкован так, что УО обязана установить ОДПУ, если собственники и РСО бездействуют.

Хотя про органы ГЖН как раз то все понятно: им нужно показать свою работу, то есть, как можно большее число составленных протоколов, выданных предписаний, взысканных административных штрафов. Только вот никто не подумал, что, действуя «во благо», в интересах собственников МКД, эти штрафы как раз и оплачиваются в дальнейшем за счет платежей тех же собственников, так как многие УО не имеют иных, собственных средств от своей деятельности. Про понятие «прибыль» в предпринимательской деятельности по управлению МКД вообще промолчим, есть только «предпринимательские риски», как любят говорить в своих решениях суды.

Что интересно, выдача предписаний и протоколов зависит не от того, насколько УО хорошо выполняет свои обязательства, а в больше степени от того, на кого пожалуется очередной собственник и кого он назначит виноватым. Ведь УО ближе и назначить ее виноватой проще: привыкли наши граждане считать управляющие организации врагами и ворами, как говорят в телевизоре «честные журналисты, депутаты и чиновники».

Читайте также:  Установка новой комбинации приборов в газель

Также это зависит от работы органов ГЖН, хотя работают они примерно везде одинаково: есть жалоба – обязательно (с вероятностью 99,9%) протокол и штраф. По крайней мере, на своей памяти не могу вспомнить ни одного случая прекращения административного производства органами ГЖН – за отсутствием состава либо события административного правонарушения. А также ни разу не слышала об отмене предписания самим органом ГЖН из-за его незаконности.

Административная ответственность управляющих организаций за неустановку ОДПУ установлена ч. 4 ст. 9.16 Кодекса об административных право нарушениях РФ (далее — КоАП РФ):

«Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Посмотрим, что говорят об обязанностях управляющей организации по установке ОДПУ имеющиеся нормативно-правовые акты.

Подпункт «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила 354), устанавливает обязанность Исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией (РСО).

Подпункт е (2) пункта 32 Правил 354 устанавливает право (не обязанность. ) Исполнителя осуществлять установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению многоквартирных домов ОДПУ коммунальных услуг и которые не оснащены такими приборами учета.

Подпунктом к(5) пункта 33 Правил 354 установлено, что Потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением РСО и при необходимости иных лиц, включая председателя совета МКД, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Минстроем РФ.

Подпункт г(1) пункта 34 Правил 354 говорит об обязанности Потребителя в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать ОДПУ, установленные исполнителем или иной организацией, которая в соответствии с Законом № 261 обязана осуществить оснащение многоквартирных домов ОДПУ коммунальных ресурсов, если собственниками помещений в МКД не исполнена установленная законодательством РФ обязанность по оснащению многоквартирных домов ОДПУ.

Подпунктом «ж» пункта 10 Правил содержания общего имущества, утвержденные Постановлением правительства РФ № 491 от 13.02.2016 г. (далее – Правила 491) предусмотрено, что требованиями к содержанию общего имущества является соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Подпункт «к» пункта 11 правил 491: содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Иных норм, которые говорят об обязанности управляющей организации установить ОДПУ, Правила 491 не содержат.

Постановление Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 г. «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Правила 416) также не содержит норм, обязывающих УО устанавливать ОДПУ в МКД за свой счет без соответствующего решения собственников об их установке и финансировании.

Пунктом 19 Минимального перечня работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года (далее – Перечень 290) к общим работам, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в МКД, в том числе относятся:

проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах), контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.).

Теперь рассмотрим Закон № 261.

Пункт 5 ст. 13 Закона № 261: до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Пункт 9 ст. 13 Закона № 261: с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией (то есть, РСО!) или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Пункт 10 ст. 13 Закона № 261: лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Пункт 12 ст. 13 Закона № 261 устанавливает обязанность РСО осуществить установку ОДПУ. Кроме того, там же сказано:

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

При этом граждане — собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов, ни в одной статье не содержатся прямые нормы, обязывающие УО установить ОДПУ в МКД. Также нормы жилищного законодательства, касающиеся установки ОДПУ в МКД, не содержат обязанности начислять и собирать денежные средства с собственников МКД за их установку.

Ведь обеспечить установку ОДПУ – это не значит установить за свой счет по предписанию органа ГЖН без соответствующего финансирования со стороны собственников и без их решения. Под этим понимаются как раз различные мероприятия именно по обеспечению установки ОДПУ: организация общего собрания, доведение до собственников предложений РСО по установке ОДПУ, обращение в РСО о заключении договора на установку ОДПУ, допуск РСО к местам предполагаемой установки ОДПУ, участие в мероприятиях по установлению технической возможности установки ОДПУ, приемке в коммерческий учет ОДПУ и т.д.

Читайте также:  Компании установки счетчиков учета воды

И если исходить из общих принципов законности и справедливости административного, да и любого иного судопроизводства, привлечь к ответственности нужно управляющую организацию, которая никаких этих установленных законом действий не предпринимала и не обеспечила все условия для установки ОДПУ.

Но тем не менее, суды и органы ГЖН читают и толкуют законы иначе (видят не то, что буквально написано в законе) и успешно привлекают управляющие организации к ответственности за неустановку ОДПУ в многоквартирных домах. А органы ГЖН легко выносят предписания об обязанности УО установить ОДПУ (непонятно только: за счет каких средств и на основании какой нормы закона. ).

А суды также легко выносят решения в пользу РСО (с подачи ВС РФ) о взыскании денег за установку ОДПУ с управляющей организации, так как у РСО нет информации о собственниках (смешно, да?). У нас же нет в стране Росреестра со свободным доступом любого обратившегося лица к информации о собственниках недвижимости. И почему-то суды решили, что собирать денежные средства для РСО должна опять же управляющая организация, хотя ни одна норма закона такой обязанности не содержит.

Рассмотрим теперь судебную практику о привлечении управляющих организаций к административной ответственности за неустановку ОДПУ.

Постановление 3ААС от 12.08.2015 по делу № А33-6378/2015: суд отказал УО в удовлетворении заявления об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, указав, что субъектами административной ответственности являются юридические лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, а общество обслуживает многоквартирный дом на основании договора управления многоквартирным домом, обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета используемых энергетических ресурсов им не исполнена (!?), следовательно, объективная сторона вмененного обществу нарушения является доказанной.

Постановление 13ААС от 09.10.2015 № 13АП-19045/2015 по делу № А42-1836/2015: суд, отказывая в удовлетворении заявления организации о признании недействительным постановления ГЖИ субъекта РФ, которым организация привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, суд указал на бездействие организации, выразившееся в невыполнении нормативных мероприятий по энергосбережению, на момент проведения внеплановой проверки не установлены ОДПУ коммунальных ресурсов, что является нарушением Закона № 261. Суд посчитал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению заявителем Правил № 491 в части установки (!?) ОДПУ потребляемых ресурсов.

Постановление 4 ААС от 07.10.2015 № 04АП-4091/2015 по делу № А19-6781/2015: суд отказал в удовлетворении заявления УО к органу ГЖН субъекта РФ о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ. Управляющая организация, обслуживающая МКД, в нарушение норм права в установленный срок (в течение месяца после даты установки) не ввела в эксплуатацию установленный ОДПУ электроэнергии и не начала его применение, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.

Пожалуй, вот по этому вышеуказанному делу нельзя сказать о необоснованности привлечения к ответственности УО, в отличие от остальных.

Постановление 17ААС от 27.11.2015 № 17АП-14246/2015-АК по делу № А50-14188/2015: суд отказал ТСЖ в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ за отсутствие в жилом доме ОДПУ электрической энергии, а также о признании недействительным предписания. Суд правильно отклонил ссылки ТСЖ на то, что МКД, находящийся в управлении, оснащен ОДПУ электроэнергии, установленным в ТП 4515, то есть в зоне своей балансовой принадлежности, так как в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам. Использование прибора учета, установленного не на границе балансовой принадлежности, не отвечает целям и задачам обеспечения учета используемых энергетических ресурсов, поскольку учитывает не только количество поступившего в дом коммунального ресурса, но и его потери на сетях до ввода в дом. Невозможность установить прибор учета на внешней границе стены многоквартирного дома не подтверждена соответствующими доказательствами.

Вот ниже еще одно дело, соответствующее (по моему мнению) всем требованиям закона, вина и бездействие УО очевидна, но суд посчитал нарушение малозначительным.

Постановление 17ААС от 09.12.2015 № 17АП-15770/2015 по делу № А50-17916/2015: суд удовлетворил (правонарушение малозначительно) заявление общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, за отсутствие на вводе в многоквартирный дом ОДПУ тепловой энергии. Суд указал, что доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности произвести установку ОДПУ электроэнергии в спорном жилом доме, а также доказательств того, что после проведенного собрания, то есть спустя почти год, обществом предпринимались какие-либо действия, направленные на обеспечение установки общедомового прибора учета, в материалы дела не представлено.

Постановление 17ААС от 17.12.2015 № 17АП-15721/2015-Аку по делу № А50-18016/2015: суд удовлетворил заявление УО о признании недействительным и отмене постановления о признании общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, выразившегося в отсутствии в МКД ОДПУ учета холодного водоснабжения. В приведенном решении МКД признан ветхим и отнесен к аварийному жилому фонду, чем и объясняется лояльность суда по отношению к управляющей организации.

Постановление 3ААС от 8 ноября 2016 г. по делу № А33-9097/2016: ТСЖ признано виновным по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ. Из оспариваемого постановления следует, что товарищество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ за нарушение требований пункта 6 Перечня мероприятий № 290-П, части 4 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009, выразившееся в не установлении общедомового (коллективного) прибора учета горячей воды.

Постановление Хабаровского краевого суда от 8 октября 2015 г. по делу № 4А-591/2015: оставлено в силе Постановление органа ГЖН от 05 ноября 2015 года, решение судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 03 февраля 2015 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 04 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, о привлечении должностного лица управляющей организации. Суд указал, что субъектами административной ответственности по данной части названной статьи являются, в том числе должностные лица, ответственные за содержание многоквартирных домов. Доводы жалобы об обратном, в частности о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета возложена на ресурсоснабжающие организации либо регионального оператора, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права (!?).

Таким образом, по подавляющему большинству дел управляющие организации и их должностные лица признаются судами виновными при неустановке ОДПУ и привлекаются к административной ответственности по части 4 ст. 9.16 КоАП РФ. Я не говорю о случаях полного бездействия управляющих организаций: в этом случае применение мер административной ответственности считаю обоснованным и законным.

Некоторые решения в пользу УО вынесены (единичные решения) по причине признания нарушений судом малозначительными, что странно для наших судов, а также при отнесении МКД к аварийным. Судебной практики в пользу управляющих организаций при подготовке данной статьи я не нашла.

Примечательно, что вся приведенная судебная практика 2015-2016 годов. То ли «неоприборенные» многоквартирные дома закончились, то ли управляющие организации и РСО стали активно взаимодействовать и установили ОДПУ в 100% многоквартирных домов в стране, мне неизвестно.

Но было бы лучше, если бы суды и органы ГЖН всегда по всем делам внимательно и буквально читали нормы закона и применяли бы их в соответствии с изложенными в них положениями. И, желательно, не забывая о «неустранимых сомнениях» и в пользу кого они должны применяться согласно КоАП РФ. А также всегда придерживались принципов справедливости и законности, как главенствующих принципах при вынесении решений, а не иными мотивами и понятиями.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для взаимодействия управляющих компаний и абонентов. Вся необходимая информация о сервисе тут.

источник

Добавить комментарий