Меню Рубрики

Обязанность установки приборов учета закреплена

Установка приборов учета: права и обязанности сетевой организации и потребителя

Действующим законодательством РФ закреплено требование об обязательном учете электроэнергии с применением приборов учета. Однако достаточно часто у потребителей возникают вопросы относительно порядка и места установки приборов учета, а также распределения прав и обязанностей между ними и сетевой организацией.

Следуя «букве» закона

В Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении . » (далее — ФЗ № 261) закреплено положение о том, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. При этом порядок учёта электроэнергии определён «Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии», утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442. Таким образом, все энергопринимающие устройства (объекты потребления электроэнергии) должны быть оснащены приборами учета электроэнергии. Исключения из обязанности по оснащению объектов приборами учета касаются ветхих, аварийных объектов, объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 261).

Обязанность по установке приборов учёта и его дальнейшей надлежащей эксплуатации возложена на потребителя. Если потребитель свою обязанность не исполнил, установку приборов учета производит электросетевая организация, к сетям которой непосредственно или опосредованно присоединен потребитель. Потребитель в таком случае должен возместить сетевой организации расходы на приобретение прибора учета и его установку.

Обязанность по обеспечению эксплуатации прибора учета, его сохранности и поддержанию работоспособного состояния, снятию и хранению его показаний возлагается на потребителя.

Споры на границе

Наиболее распространенным вопросом со стороны потребителей является является определение места установки прибора учета. Действующее законодательство однозначно определяет его на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии. При отсутствии технической возможности установки счетчика в определенное законом место прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.

При этом, если приборы учёта расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности, то в качестве расчетного прибора учета принимается прибор максимально приближенный к границе балансовой принадлежности сторон, обладающий более высоким классом точности измерений, включенный в автоматизированную систему сбора и передачи показаний электроэнергии в изложенном порядке приоритетов.

После установки прибора учета следует процедура его допуска в эксплуатацию, обязанность по допуску установленного прибора учета в эксплуатацию возлагается на его собственника. В ходе допуска проверяется готовность прибора учета к использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию, а по итогам оформляется соответствующий акт. Данная процедура может проводиться по инициативе любого из следующих лиц: гарантирующего поставщика, сетевой организации или потребителя с приглашением уполномоченных представителей всех остальных лиц. Но в случаях, определенных законодателем, прибор учета может быть допущен и при отсутствии любого из уполномоченных лиц (кроме инициатора).

Точный расчет

Для обеспечения точности учета потребления электроэнергии действующим законодательством установлена обязанность электросетевой организации проводить проверки, в том числе инструментальные, всех измерительных комплексов коммерческого учёта электроэнергии, не реже 1 раза в год. Персонал акционерного общества «Региональные электрические сети» в рамках реализации долгосрочной комплексной программы мероприятий по работе с потерями электрической энергии проводит систематические рейды и проверки приборов учета потребителей на всей территории Новосибирской области.

Иногда, в процессе проверки прибора учёта, установленного у потребителя, возникают сомнения в достоверности полученных результатов или же потребители вообще препятствуют проведению проверки путем ограничения или запрета доступа работников АО «РЭС» к приборам учета. В таких случаях сетевая организация имеет право установить ещё один прибор — контрольный, который может быть смонтирован как непосредственно на границе балансовой принадлежности электрических сетей, так и на собственных энергообъектах.

Как правило, АО «РЭС» в качестве контрольного устанавливает прибор учёта, который по своим характеристикам превосходит имеющийся у потребителя счетчик. Контрольные приборы учета имеют более высокую точность измерений, оснащены интерфейсами, позволяющими использовать такой счетчик в информационной автоматизированной сети (АИИС КУЭ), ведут фиксацию событий (включение, отключение, вскрытие корпуса, установка тарифов, ежечасное потребление и пр.) и автоматически уведомляют об этом, что позволяет снизить вероятность повреждения (кражи) прибора учета или возникновения спорных ситуаций по режиму учета.

Следует отметить, что при установке прибора учёта электроэнергии в соответствии с действующими нормами присутствие или согласие потребителя не обязательно.

В ногу со временем

За последние годы техническая оснащенность учета электрической энергии стала значительно выше: практически 100% применяемых приборов учета являются электронными, высока доля интервальных интеллектуальных учетов, растет количество приборов учета, включенных в автоматизированную систему. Кроме того, появляются технические решения, которые позволяют устанавливать приборы учета на границе разграничения электрических сетей, где бы она ни была расположена. То, что еще буквально вчера было невозможно, сегодня является нашей реальностью.

Читайте также:  Собрание собственников установка узла учета

АО «РЭС» активно внедряет автоматизированную информационно-измерительную систему контроля и учёта потребления электрической энергии бытового потребителя (АИИС КУЭ БП), а также систему дистанционного сбора данных (ДСД) на базе интеллектуальных приборов учёта электрической энергии.

Применение систем интеллектуального учета электроэнергии даёт ряд дополнительных возможностей и несомненных выгод как сетевой организации, так и непосредственно потребителям в виде комфортного снятия и передачи показаний поставщику в автоматическом режиме, отсутствия необходимости обеспечения доступа сетевой организации и поставщику электрической энергии к месту установки прибора учета внутри помещений потребителя.

За 9 месяцев 2018 года АО «РЭС» суммарно было установлено и допущено в эксплуатацию более 2300 современных интеллектуальных приборов учета, в том числе в целях определения их в качестве расчетных приборов учета с потребителями.

Но все же, одним из ключевых преимуществ автоматизированных систем учёта и соответствующих программных комплексов является возможность оперативно выявлять недобросовестных потребителей и исключать незаконное потребление электрической энергии. А это, в свою очередь, позволяет защитить интересы добросовестных потребителей, избежать возможные негативные последствия хищений электрической энергии (например, порчи бытовой техники, дорогостоящего оборудования из-за скачков напряжения или из-за пожара).

Таким образом, АО «РЭС», действуя в рамках законодательства, обеспечивает снижение коммерческих потерь и достоверное проведение расчетов за поставляемую электрическую энергию с помощью внедрения современных приборов учёта и развития АИИС КУЭ.

Источник: Пресс-служба АО «РЭС»

источник

Все законы о водосчетчиках, действующие в 2019 году

Устанавливать приборы учета на трубопроводы в большинстве случаев выгодно. Действующие законы о счётчиках на воду регламентируют порядок расчета при отсутствии водомеров и при их наличии. Сумма к оплате в первом случае может быть значительно выше, чем при расчете по счетчикам. В этой статье разберемся в действующих нормативных актах, нововведениях, обязательствах хозяина квартиры, санкциях и штрафах.

Законодательство

Нормативная база, касающаяся установки счётчиков на воду, а также их использования, поверки постоянно пополняется и изменяется.

Местные органы власти могут вносить изменения в существующие положения, издавать новые акты, которые дополняют или расширяют вопросы эксплуатации приборов учета воды.

Общий список основных актов выглядит следующим образом:

  1. Федеральный закон № 102-ФЗ от 26.06.2008 (-далее ФЗ № 102-ФЗ), в котором установлено единство всех средств измерений, защита прав и интересов граждан от неточных измерений.
  2. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 (- далее ФЗ № 261-ФЗ), регулирующий порядок учёта потребляемого ресурса при помощи приборов учёта. Помимо этого,он регулирует порядок установки и ввода в эксплуатацию счётчиков, в том числе по учёту воды.
  3. Федеральный закон№ 416-ФЗ от 07.12.2011, в котором прописаны все виды правоотношений, касающиеся системы водоснабжении в целом.
  4. Постановление Правительства РФ № 776 от 04.09.2013, в котором описаны вопросы, относящиеся к регулированию порядка учёта водного ресурса, а также сточных вод с использованием водомеров.
  5. Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006. В этом нормативном акте закреплён порядок расчёта оплаты за потреблённую услугу при отсутствии измерительного устройства.Акт закрепляетнормативы потребления.
  6. Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (-далее ПП РФ № 354).В этом документе подробно расписано, как осуществляется расчет платы по прибору учета, а также описаны все иные ситуации, которые могут возникнуть в сфере потребления коммунальных ресурсов.
  7. Постановление Правительства РФ № 603 от 29.06.2016. Этим документом вносятся изменения в некоторые акты, регулирующие вопросы предоставления коммунальных услуг.

Кроме этих документов следует назвать ещё Приказ Минэнерго РФ № 178 от 16.04.2010, согласно которому всем потребителям предлагалось установить счетчики.

А вот уже Постановление Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 определило введение повышенных коэффициентов с 01.01.2015 для потребителей, у которых есть возможность установки измерительного устройства, но приборов нет.

Полный текст Постановления можно сказать здесь.

Обязательно ли ставить счетчики

Обязательность установки счётчиков закреплена в ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009. Одновременно со вступлением этого акта в силу были внесены изменения в КоАП РФ. В ст. 9.16 были добавлены штрафы для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов в части несоблюдения требований об установке измерительных приборов используемых энергоресурсов. Имеются в виду не рядовые хозяева жилья, а управляющие компании.

Пункт 1 ст. 13 в ФЗ № 261-ФЗ устанавливает, что все энергетические ресурсы, в том числе и вода, должны быть учтены с использованием специальных измерительных средств.

Пункт 2 этого же закона говорит о том, что оплату за энергоресурс следует производить, исходя из данных, полученных такими измерительными средствами.

Эти же самые заключения содержатся в главе VII Правил, утверждённых ПП РФ № 354. При этом нормами этого документа закреплён обязательный ввод приборов учёта в эксплуатацию и сделать это необходимо не позднее одного месяца с даты установки прибора учёта. Данные требования относятся также и к водомерам, устанавливаемые на центральные сети водоснабжения.

Читайте также:  Требования к установке прибора учета хвс

Общие правила установки водомеров и их ввод в эксплуатацию выглядят следующим образом:

  1. Водомер, как и другой счётчик, необходимо ввести в эксплуатацию. Сделать это нужно не позднее одного месяца с даты его монтажа при помощи подачи заявки и следующих документов:
  • заявка должна содержать:
    • данные заявителя;
    • тип и место монтажа водомера;
    • данные организации, которая его установила;
    • фактические показания на дату монтажа;
    • дату следующей поверки счётчика;
  • паспорт водомера;
  • сведения о прохождении поверки. Это правило не относится к установке и вводу новых счётчиков.
  1. После ввода водомера в эксплуатацию расчет за потраченную воду, начиная со следующего месяца, будет осуществлять по его показаниям.

Факт невозможности установки приборов учёта должен быть зафиксирован соответствующим актом. Форма этого документа, а также порядок действий определяются Министерством строительства и ЖКХ РФ.

При этом если хозяин квартиры не поставит счетчик, штрафов не будет. Но платить за воду придется по нормативам (которые изначально завышены) с повышающим коэффициентом. То есть потребитель будет сильно переплачивать.

Что говорит закон о поверке и замене счётчиков

В соответствии со ст. 13 ФЗ № 102-ФЗ, все измерительные средства в процессе их использования должны периодически поверяться. Для этого на каждый прибор устанавливается свой срок поверки (межповерочный интервал). По его окончании счётчик на воду необходимо либо поверить, либо заменить его на такой же с аналогичными характеристиками.

То есть дальнейшее пользование такого счётчика, а также учёт использованной воды по нему возможно до истечения у него межповерочного интервала либо его утраты.

Дату поверки, её периодичность для каждого прибора устанавливает завод изготовитель при проведении определённых испытаний. Эти сведения указываются в паспорте к прибору.

Покупая водомер, важно обращать внимание на дату первичной поверки. То есть, если купить прибор учёта с истекающей датой и установить его, в скором времени все равно придется его перепроверять либо заменять.

Межповерочный интервал счетчиков воды следующий:

  1. Для холодной воды – 6 лет.
  2. Для горячей воды этот срок 4 года или 6 лет (зависит от конкретной модели).

Это обусловлено разным химическим составом воды, который влияет на износ оборудования.

Решать, надо ли менять счетчик или проводить его поверку, потребитель должен самостоятельно. По статистике только небольшое количество водомеров проходят обязательные испытания и по истечении срока межповерочного интервала соответствуют заявленным требованиям.

При этом сама процедура замены прибора учета в квартире проходит в более короткие сроки и сопровождается меньшими тратами.

Поэтому решить,нужно менять счётчики либо проводить их исследование, необходимо исходя из совокупности всех факторов.

Установка умных счётчиков c 2019 года

С июля 2019 года в РФ вводится практика установки интеллектуальных систем снятия и контроля показаний (законопроект №139989–7 Министерства строительства и ЖКХ). В качестве эксперимента уже несколько регионов РФ производят установку таких систем, контролирующих расход потреблённой электроэнергии. Все необходимые поправки в законы об электроэнергетике внесены.

Вопрос по разработке и установке аналогичных систем в сфере водоснабжения продолжается.

Мероприятия по установке умных приборов учёта проводятся силами коммунальной (ресурсоснабжающей) компании. То есть потребителю оплачивать и приобретать такой прибор учёта не нужно.

Изменения в закон о водосчётчиках в 2019 не вносились. Счётчик указанного типа передаёт информацию в центр сбора данных по закрытым протоколам связи. История показаний хранится в архиве счетчика и в базе данных центра сбора данных. Внесение изменений в показания по указанному прибору, хранящиеся в центре учета, исключено.

Многие регионы уже утвердили нормативные акты, согласно которым умные приборы учета надлежит устанавливать:

  1. В новых многоквартирных домах, вводимых в эксплуатацию.
  2. В домах после проведения капитального ремонта.

Кроме этого, при проектировании и строительстве домов такие системы следует вносить в состав обязательного оборудования.

Штрафы и санкции за нарушения

Никакой ответственности за отсутствие прибора учёта воды в квартире действующее законодательство не содержит. То есть потребитель может не опасаться наложения на него каких-то штрафов.

Расчёт за потреблённую воду будет осуществляться по нормативам, установленным в регионе, с учётом повышающего коэффициента.

А вот если счетчик уже стоит, нельзя вмешиваться в его работу.

В этом случае будет составлен акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. При этом размер платы за потреблённую воду в период неучтённого потребления будет большим по причине расчёта по формуле.

Установка счётчиков позволяет значительно сократить размер платы за потреблённую воду. Эта сфера регламентирована действующим законодательством.

источник

Установка приборов учета в жилом помещении. За чей счет устанавливаются счетчики?

Губин Виталий

Нередко возникают вопросы, за чей счет происходит установка приборов учета в жилых помещениях . Вопрос не праздный, поэтому мы решили детально остановиться на его разъяснении. Итак.

Читайте также:  Методические указания по установке приборов учета

Установка приборов учета – чья обязанность?

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

А в соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод приборов учета в эксплуатацию , их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Следовательно, установка приборов учета (оснащение) является обязанностью собственника помещения многоквартирного дома. Оснащение под собою подразумевает: приобретение и установка (монтаж) за средства собственника, вне зависимости где он установлен: в квартире или на лестничной площадке.

На ком лежит обязанность по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию?

После того, как произведена установка приборов учета, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Исполнителем коммунальной услуги является при непосредственном способе управления многоквартирным домом – ресурсоснабжающая организация, а при управлении многоквартирным домом управляющей организацией – ввод прибора учета осуществляется управляющей организацией.

Ввод в эксплуатацию прибора учета – это документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

  • соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
  • соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
  • наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
  • работоспособность прибора учета.

Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Поверка индивидуального прибора учета

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно п.п. «д» п. 34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за его счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Межповерочный интервал определяется заводом-изготовителем индивидуального прибора учета и отражен в руководстве по эксплуатации или техпаспорте, прилагаемым к прибору учета при покупке.

Как установлено п. 81 (12) Правил при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и в этом случае, если прибор не будет поверен или заменен начисление за потребленные коммунальные услуги будет происходить с применением действующих нормативов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Добавить комментарий