Меню Рубрики

Правила при установке общедомовых приборов учета

Все об общедомовых приборах учета в многоквартирных домах

С 2009 года в законодательстве России появилось новшество, в соответствии с которым установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах (ОДПУ) стала обязательным требованием. Поскольку потребителю обычно не нравится, когда его заставляют что-либо делать против воли, была проведена кампания по разъяснению преимуществ нововведения. И все же многие остались им недовольны. Давайте разберемся, что из себя представляют ОДПУ, как они устанавливаются и обслуживаются, и кто за все это платит.

Что такое общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов

Прежде всего выясним, что это такое – ОДПУ. Это специальные приборы, которые позволяют учитывать объем потребления ресурсов всеми пользователями помещений в многоквартирном доме, а также вести учет расходов на общедомовые нужды.

Обоснованием установки ОДПУ служит:

  • более экономное использование ресурсов. Общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах избавляют от необходимости платить по так называемым нормативам;
  • контроль состояния коммунальных сетей;
  • оплата той части услуг, которая не зафиксирована индивидуальными счетчиками.

Цель установки общедомовых приборов учета

С момента принятия изменений в законодательстве, обязывающих потребителей устанавливать счетчики, прошло много времени, но споры о необходимости такого шага не утихают до сих пор.

Пока еще нет развитой практики по поводу того, каким образом наказывать за неустановку ОДПУ, хотя регулярно появляется информация, что санкции вот-вот начнутся.

Основным аргументом противников этого мероприятия является наличие в квартирах индивидуальных счетчиков.

Зачем нужен общедомовой счетчик, если у жильцов установлены индивидуальные

В связи с подорожанием коммунальных услуг, особенно газа, подавляющее большинство граждан уже обзавелись индивидуальными счетчиками. Так зачем же устанавливать общедомовой счетчик газа в многоквартирном доме?

Закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года не делает скидок для тех, кто установил индивидуальный счетчик тепла, и обязывает все многоквартирные дома оборудовать ОДПУ до 01.07.2012 года.

О редких исключениях из этого правила речь пойдет ниже.

Следует помнить, что при наличии индивидуального счетчика оплата производится по его показателям. Однако существуют еще и общедомовые нужды, которые тоже должны оплачивать жильцы.

В каких домах следует устанавливать ОДПУ

Установка общего счетчика обязательна, если дом соответствует определенным критериям, в частности, подключен к централизованной системе:

  • электроснабжения,
  • газоснабжения,
  • водоснабжения,
  • другим сетям, которые централизованно снабжают жильцов электричеством.

В указанных случаях придется устанавливать ОДПУ в обязательном порядке.

Собственники освобождаются от подобной обязанности, если их дома:

  • являются ветхими или аварийными;
  • потребляют тепловую энергию в объеме менее 2 Гкал/ч;
  • расходуют электроэнергию мощностью до 5 кВт⋅ч;
  • потребляют природный газ в объеме меньше 2 куб.м/ч.

Принимая во внимание эти критерии, приходим к выводу, что подавляющее большинство многоквартирных домов следует оснастить ОДПУ.

В чьи обязанности входит установка ОДПУ

Как и в любом деле, связанном с предоставлением коммунальных услуг, существуют ответственные лица, то есть те, кто должен устанавливать общедомовые приборы учета в многоквартирном доме.

Чтобы определиться с ответом на этот вопрос, нужно учесть крайний срок, указанный в законодательстве, – 1 июля 2012 года. До этого момента обязанность по установке ОДПУ лежала на собственниках помещений. После указанной даты ответственность перешла на обслуживающие организации. Именно на них будет наложен штраф за невыполнение требований закона.

Предварительно обслуживающая компания сообщает жильцам условия и порядок установки приборов, а после этого заключает договор с предприятием, которое устанавливает счетчики.

Последовательность действий при установке ОДПУ

Заниматься установкой отопительного оборудования должны только предприятия, которые имеют необходимые разрешения, знания и инструменты, поскольку процесс этот довольно трудоемок.

Для установки счетчика нужно пройти следующие этапы:

  1. Принятие решения о необходимости установки ОДПУ.
  2. Выбор организации, которая будет заниматься работами по установке прибора.
  3. Определение места установки ОДПУ и его осмотр.
  4. Получение технических условий для установки прибора. Получить такие бумаги можно в предприятии-поставщике ресурсов.
  5. Разработка и утверждение проектно-сметной документации по установке счетчика. Этим занимается проектная организация.
  6. Составление и согласование бумаг с поставщиком ресурса.
  7. Покупка оборудования.
  8. Установка общедомового прибора учета.
  9. Работы по запуску и настройке.

Кто платит за установку ОДПУ

Кто оплачивает ОДПУ в многоквартирном доме – самый животрепещущий вопрос во всем мероприятии. И, как это ни печально для простых людей, ответ на него очевиден.

Поскольку приборы учета ставятся на многоквартирный дом, а установка является обязанностью собственников помещений, то оплата ложится именно на плечи потребителей.

Поскольку, в соответствии с законодательством, ОДПУ уже должны быть установлены в многоквартирных домах, этот вопрос становится все актуальнее. Давайте выясним некоторые нюансы того, как осуществляется оплата за установку общедомового прибора учета тепловой энергии и других видов коммунальных услуг.

Общее собрание собственников

Первым шагом, который необходимо сделать для установки ОДПУ, – провести общее собрание собственников жилья. Дело в том, что дом, все его квартиры и подсобные помещения являются общей собственностью жильцов, значит, именно им придется решать основные задачи:

  • когда осуществлять установку счетчиков;
  • где они будут располагаться;
  • каким образом оформить документы;
  • какова цена вопроса.

Роль управляющей организации в процессе проста: она информирует собственников о необходимости провести общее собрание. Кроме того, адекватная УК к моменту проведения такой встречи уже будет иметь какие-то предложения по организации процесса.

Однако, в соответствии со ст. 9.16 п.5 КоАП, контролирующие органы могут штрафовать УК, которые уклоняются от оповещения жильцов о проведении мероприятий по энергосбережению.

Чтобы не подвергнуться солидному штрафу, УК должна не только уведомить жильцов о проведении собрания, но аргументировать необходимость установки приборов и оказывать при этом посильную помощь.

Как оплачивается установка ОДПУ

Расплатиться за установку ОДПУ можно следующими способами:

  1. Оплатить сразу 100% стоимости услуг. Сделать это можно до установки счетчика и сразу после таковой.
  2. Воспользоваться рассрочкой на пять лет. Счет за установку равными частями будет включен в квитанции об оплате коммунальных услуг в течение пяти лет. Одновременно придется оплачивать процент за использование рассрочки, который равен ставке рефинансирования, установленной Центральным Банком (7,25%).
  3. Воспользоваться средствами поставщика коммунальных услуг, выделенными на повышение энергоэффективности. Эти средства аккумулируются следующим образом: если есть установленные счетчики, а потребление по ним меньше норматива, то разница идет на специальный счет, а деньги расходуются исключительно на мероприятия по повышению энергоэффективности.

Если жильцы не платят

Нередко собственники жилья категорически выступают против установки ОДПУ, мотивируя это наличием индивидуальных приборов учета.

Закон не оставляет возможности уклониться от оплаты установки прибора: если собственники не желают это делать, приборы будут принудительно установлены за счет фирмы-поставщика коммунальных услуг.

В соответствии с положениями ст. 13 п. 12 ФЗ «Об энергосбережении», все расходы ресурсопоставляющей организации на установку ОДПУ оплачиваются собственниками. В случае отказа денежные средства взыщут с них в принудительном порядке.

Почему нельзя оплатить установку ОДПУ из средств на текущий ремонт

Текущий ремонт – это обязательная профилактическая мера, обеспечивающая нормальное функционирование коммунальных систем и всего дома в целом. Нецелевое использование средств, предназначенных на ремонтные мероприятия, может нарушить работу одной из систем.

Должностные лица понимают: если средства для текущего ремонта будут потрачены на установку ОДПУ, а в доме произойдет авария, то против них могут быть возбуждены уголовные дела за халатность и превышение полномочий. Никто не возьмет на себя такую ответственность, тем более что оплачивать установку счетчиков обязаны собственники жилья.

Хотя в законе предусмотрена возможность использования средств на установку приборов учета, если дом находится в удовлетворительном состоянии, на практике никто на такой шаг не пойдет.

Как вводится в эксплуатацию ОДПУ

После прохождения всех перечисленных этапов и до начала оплаты коммунальных услуг по показаниям счетчика остается лишь правильно ввести в его эксплуатацию. Для этого необходимо оформить акт ввода в эксплуатацию, пригласив представителей управляющей организации и коммунальной службы.

После подписания документа нужно опломбировать счетчик.

Если не подписать акт ввода в эксплуатацию, коммунальная служба не будет обслуживать счетчик, не поставленный на учет. В этом случае обслуживание прибора ляжет на плечи собственников жилья.

Кто должен фиксировать показания с ОДПУ

Порядок того, как и кто снимает показания общедомовых приборов, закреплен в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 . В п. 31 п.п. «е» документа сказано, что представитель поставщика коммунальных услуг самостоятельно снимает показания ОДПУ.

Установка подобных счетчиков необычайно удобна именно для коммунальщиков, ведь она позволяет контролировать использование ресурсов без присутствия жильцов.

Показания следует снимать с 23 по 25 число каждого месяца.

Многих возмущает тот факт, что при снятии показаний ОДПУ не присутствуют представители обслуживающей организации. В указанных Правилах описана процедура того, как снимаются показания общедомового счетчика тепла. Хотя присутствие жильцов не предусмотрено, обратившись в коммунальное предприятие с просьбой предоставить показания счетчика, любой собственник может получить нужную информацию в течение одного дня.

Кто обслуживает общедомовые счетчики

Таким образом, обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах является обязанностью жильцов, которую от их имени выполняет управляющая организация или товарищество собственников жилья.

К обслуживанию предъявляются строгие требования (ст. 36 Жилищного Кодекса РФ):

  • соблюдение условий надежности и безопасности дома;
  • гарантия безопасности для жизни и здоровья жильцов;
  • доступность пользования помещениями;
  • соблюдение прав собственников;
  • поддержание инженерных сетей и приборов учета в рабочем состоянии;
  • соблюдение требований законодательства об энергосбережении.

Итак, поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах относится к компетенции управляющей организации, если заключен договор управления, или товариществу собственников жилья (по Уставу).

Преимущества и недостатки установки ОДПУ

В использовании ОДПУ имеются как положительные, так и отрицательные стороны. К несомненным плюсам можно отнести возможность:

  1. Контролировать количество поставленных ресурсов и услуг и сравнивать эти цифры с нормативными показателями.
  2. Следить за исправностью систем и наличием/отсутствием утечек, ведь в случае потери ресурса (воды, например) суммарный показатель индивидуальных счетчиков будет меньше, чем общедомового.
  3. Исключить потери воды при взаиморасчетах с организациями-поставщиками – оплата потерь на магистральных сетях не ляжет на потребителя.
  4. Оплачивать реально потребленную услугу.

Существуют и довольно серьезные минусы. Во-первых, новый раздел в счетах – ОДН (общедомовые нужды). И хотя цифра незначительна, при большом количестве жильцов набегает солидная сумма. Не исключена вероятность злоупотреблений.

Читайте также:  Правила установки знаков препинания

Во-вторых, установка подобного прибора вынуждает жильцов нести ответственность друг за друга. Проявляется это следующим образом: разницу между показаниями ОДПУ и индивидуальных счетчиков они должны оплачивать совместно. На практике это выглядит так: если в чьей-то квартире неисправен счетчик, где-то есть потеря ресурса, или кто-то не платит по счетам, разницу показаний оплачивают остальные собственники. Выходит, законопослушные граждане из собственного кармана платят за недобросовестных или отсутствующих жильцов.

Выводы

Хотя установка приборов общедомового учета коммунальных ресурсов является принудительной и имеет очевидные минусы в виде дополнительных денежных трат, все же преимуществ больше. Они заключаются в возможности контролировать потребляемые ресурсы и исправность инженерных систем.

Если в вашем доме еще не установлены ОДПУ, следует этим заняться. Так вы избежите штрафа и сэкономите на коммунальных услугах.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

источник

Установка общедомовых счетчиков без согласия жильцов

В прошлом номере журнала был рассмотрен вопрос управляющей организации, которая в связи со сложившимся порядком расчетов за коммунальные услуги с собственниками помещений, с одной стороны, и РСО, с другой стороны, оказалась в сложной финансовой ситуации [1] . Самый простой выход – установить общедомовые приборы учета. Однако жильцы, имеющие индивидуальные счетчики, очевидно, не заинтересованы в таком решении проблемы. Можно ли смонтировать общедомовой счетчик без согласия собственников помещений и учитывать его показания при расчете платы за коммунальные услуги?

Прежде всего обратим внимание РСО и исполнителей коммунальных услуг на то, что 28.02.2012 начали действовать Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Согласно п. 3 данного постановления утвержденные им правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Новые правила предоставления коммунальных услуг [2] . В частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанному постановлению (пп. «е» п. 3). Эта формула предполагает суммирование следующих величин:

  • показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях);
  • среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
  • нормативов потребления (в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета), включающих потребление ресурса на общедомовые нужды;
  • расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
  • объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.

Как видим, Постановлением Правительства РФ №124 введен обязательный порядок расчета объема коммунального ресурса, поставленного РСО в МКД, не оборудованный коллективным счетчиком. Это означает, что УК и ТСЖ, обслуживающие дома без счетчиков, должны получить счета за ресурсы с новыми цифрами уже за март 2012 года. Использование в расчете исключительно нормативов потребления (если в доме есть помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета), как это имело место ранее с учетом арбитражной практики, теперь незаконно. Получается, что у исполнителя коммунальных услуг не образуется разницы между суммами, предъявленными к уплате РСО и начисленными жильцам. Значит, уже нет острой необходимости устанавливать общедомовые счетчики.

Тем не менее проблема, вынесенная в название статьи, не теряет актуальности хотя бы применительно к прошлым периодам.

Принудительная установка общедомового прибора учета

Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении [3] . Так, п. 5 этой статьи обязывает собственников помещений в МКД обеспечить оснащение домов приборами (в том числе общедомовыми) учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Если этого не будет сделано, РСО обязаны установить такие счетчики не позднее 01.07.2013 за счет средств собственников помещений. После 01.07.2013 все счетчики должны работать. Если РСО выявят нарушения их эксплуатации и в течение двух месяцев собственники не устранят данные нарушения, РСО обязаны приступить к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих счетчиков.

Принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар (счетчик) и работы (монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений (заказчиками, плательщиками). О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана подчиниться данному решению собственников помещений (о включении расходов на приобретение и установку коллективного счетчика в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения) не позднее трех месяцев с даты его принятия, если иной срок не установлен таким решением (пп. «с» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Это частный случай применения общего правила об утверждении размера платы за жилое помещение соразмерно перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и исполнении решения собственников помещений.

Законодательство о коллективном счетчике

Чтобы ответить на вопрос, сформулированный в начале статьи, приведем все нормы законодательства, касающиеся общедомового прибора учета, обязанностей тех или иных лиц по его установке, эксплуатации и т.д.

В сфере управления МКД

Коллективный (общедомовой) прибор учета – это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг). В Новых правилах предоставления коммунальных услуг (п. 2) конкретизировано, что это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования. А вот о том, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, сказано в Правилах содержания общего имущества. В частности, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения – п. 5, отопления – п. 6, электроснабжения – п. 7). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не пре-дусмотрено законодательством РФ. В абзаце 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у РСО объемы коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. В абзаце 1 данного пункта речь идет о прямых расчетах между собственниками помещений в МКД и РСО (при выборе непосредственного управления), а в абз. 2 – о плате за приобретенные ресурсы, а не за коммунальные услуги, что также указывает на непосредственное управление. Тем не менее суды полагают, что правило об установке прибора учета на границе сетей является общим независимо от способа управления МКД.

Начиная с 09.06.2011 (соответствующие изменения в п. 11 Правил содержания общего имущества внесены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.). В силу пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имуществанадлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с УК (если выбран соответствующий способ управления). Содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет средств собственников помещений (пп. «а» п. 30).

Для целей применения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту МКД (пп. 6 п. 3 ст. 15). Аналогичным образом осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления производится при капитальном ремонте жилфонда (п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда [4] и приложение 8 к ним). В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в МКД возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов (пп. 1 п. 2 ст. 44, п. 1 ст. 46 ЖК РФ). Вообще, если исходить из того, что общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, очевидно, что их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками.

Вместе с тем нужно учитывать, что не всегда те объекты, которые отнесены Правилами содержания общего имущества к общей долевой собственности, являются таковыми. Вспомним, сколько споров возникает относительно разнообразных нежилых помещений в МКД [5] . Кроме того, одним из признаков общего имущества в МКД является источник финансирования его создания. Например, далеко не всегда информационно-телекоммуникационные сети, которые упомянуты в п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества, принадлежат собственникам помещений [6] . По аналогии можно допустить, что и другие объекты (помещения, оборудование, конструкции) могут находиться в частной собственности третьих лиц. В этом смысле примечательна формулировка пп. «д» п. 34 Новых правил предоставления коммунальных услуг: потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Получается, что возможна ситуация, когда счетчики установлены не за счет потребителя.

Читайте также:  Правила установки принудительной вытяжки

Итак, Правила предоставления коммунальных услуг предписывают применять при расчете платы для потребителей показания общедомового прибора учета, если МКД оборудован таковым, а Правила содержания общего имущества относят такой счетчик к общему имуществу собственников помещений в доме. Теперь посмотрим на интересующий нас прибор учета со стороны РСО, ведь его показания используются не только в расчете платы за коммунальные услуги для потребителей в МКД, но и в финансовых отношениях сторон договора ресурсоснабжения (исполнителя коммунальных услуг и РСО).

В сфере ресурсоснабжения

Вспомним правовую позицию Президиума ВАС, изложенную, в частности, в постановлениях от 23.11.2010 № 6530/10, от 22.09.2009 № 5290/09, согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167. Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89: количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143) [7] . Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. При этом коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя может включать в себя установку и эксплуатацию приборов учета (п. 4 той же статьи [8] ).

Как видим, отраслевые документы в первую очередь регламентируют место установки приборов учета. Вместе с тем не акцентируется внимание на том, что прибор учета может находиться исключительно в собственности абонента (более того, допускается наличие расчетных приборов учета, принадлежащих РСО). Это означает, что прибор учета, измеряющий количество коммунального ресурса, поданного в МКД, может как входить в состав общего имущества, так и принадлежать иным лицам [9] . Остается главный вопрос: правомерно ли использовать показания прибора, не являющегося общей собственностью собственников помещений, при расчете платы за коммунальные услуги потребителям в МКД?

Правоприменительная практика

Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители
(Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.

Главное – наличие общедомового прибора учета

Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.

Прежде всего приведем дело № А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 № А67-6196/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 № 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 № А67-6196/2009), а ВАС отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 № ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома – потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.

Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 № 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменилРешение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.

Апелляционным Определением от 21.06.2010 Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края оставил без изменения Решение мирового судьи судебного участка № 11 Камчатского края от 01.04.2010 по иску гарантирующего поставщика к потребителю о взыскании задолженности по оплате электроэнергии. Основным доводом ответчика стало то, что прибор учета, согласно которому начислялась плата, установлен незаконно, поскольку вопрос о его установке не решался на общем собрании собственников помещений в МКД, задания на установку указанного прибора общее собрание собственников УК не давало. Суд решил, что в МКД установлен коллективный общедомовой прибор учета электроэнергии – коммерческий головной прибор учета, что подтверждается приложением к договору между гарантирующим поставщиком и УК и актом гарантирующего поставщика о принятии в эксплуатацию данного прибора. Поддерживая требования гарантирующего поставщика к гражданину, городской суд отметил следующее. Доводы ответчика о том, что коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии в доме, в котором он проживает, не установлен, а коммерческий головной прибор учета электроэнергии, данные о котором внесены в техническую документацию и согласно которому начисляется плата, установлен незаконно и не включен в состав общего имущества дома, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанные понятия определяют один и тот же прибор учета, затраты на приобретение и установку которого вследствие его малой стоимости не включаются в состав статьи «капитальный ремонт», в связи с чем принятия решения собственниками об использовании указанного коллективного прибора учета не требуется. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что при избрании способа управления жилым многоквартирным домом жильцы тем самым делегируют свои полномочия по управлению домом управляющей компании.

Последний акт в данном разделе – Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 12.07.2010 № 83, которым было отказано в удовлетворении заявления граждан о признании незаконными действий УК по установке коллективного прибора учета электроэнергии, начислению платы исходя из его показаний и возложении на нее обязанности демонтировать данный счетчик. Потребители посчитали установку прибора учета незаконной, поскольку она была произведена по инициативе сетевой организации и с согласия УК, тогда как установка общедомового счетчика, по их мнению, является реконструкцией инженерных сетей, которая должна производиться только по решению общего собрания собственников помещений в доме. Между тем суд определил, что спорный прибор учета был приобретен и установлен за счет сетевой компании и в ее интересах, используется в качестве расчетного в правоотношениях между УК и гарантирующим поставщиком. Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей осуществлена во исполнение обязанности по обеспечению учета электроэнергии, приобретаемой УК, и не нарушает прав граждан-потребителей, заявивших иск. Уже по той причине, что УК не осуществляла действий по установке прибора учета, иск к ней в данной части не может быть удовлетворен. Суд подчеркнул, что исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования – для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом… Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услугу по электроснабжению коллективных (общедомовых) приборов учета, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома… Доказательств, что установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии является реконструкцией, суду не представлено. Требования о демонтаже прибора учета противоречат действующему законодательству и, по мнению суда, нарушают права иных собственников квартир дома, поскольку в силу Закона об энергосбережении дома все равно должны быть оснащены общедомовыми счетчиками. Истцы представили бюллетень заочного голосования собственников помещений дома об отказе от группы учета электроэнергии общего пользования. Однако, с точки зрения суда, данный документ не может служить основанием для признания установки спорного прибора учета незаконной. Возможность отказа от применения к расчетам по оплате услуг по электроснабжению коллективного (общедомового) прибора учета только по основанию нежелания собственников его использовать жилищным законодательством не предусмотрена. Установка спорного прибора учета прав истцов не нарушает. Доказательств захвата общего имущества собственников при установке спорного прибора учета истцами не представлено, поскольку прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей.

Читайте также:  Правила установки питьевых фонтанчиков

Общедомовой счетчик – только в собственности жильцов

Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.

Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 № 33-3335/2011, которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011. Инициатор судебного разбирательства – гражданин, ответчик – гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды – недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды [10] . Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении. Этот закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного определения были фактически транслированы в следующих решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 № 2-718/2011,от 26.10.2011 № 2-612/2011, от 27.10.2011 № 2-591/11. Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии – недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.

Последний имеющийся в распоряжении автора акт – Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 № 2-17/12, которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах.

В статье приведены все положения нормативно-правовых актов, в которых упоминаются общедомовые приборы учета. Анализ судебной практики показал, что эти нормы могут трактоваться прямо противоположным образом. До формирования правовой позиции высшими судебными органами практику применения законодательства по рассматриваемой проблеме нельзя назвать сложившейся. Впрочем, очевидно, что, например, в Хабаровском крае суды общей юрисдикции будут признавать незаконным использование прибора учета, установленного без согласия жильцов, в расчетах за коммунальные услуги (такова позиция краевого суда).

Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное – место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее – убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении.

[1] См. статью «Расчеты УК за ГВС: с РСО – по нормативам, с жильцами – по счетчикам».

[2] Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

[3] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 ФЗ.

[4] Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

[5] Подробнее об этом см. статью М. О. Денисовой «Подвальные помещения многоквартирного дома: правовой режим» (№ 5, 2011).

[6] См. статью Е. В. Ермолаевой «Телефон, радио, телевидение в многоквартирном доме» (№ 12, 2008).

[7] Примечательно, что арбитры находят невозможным применение показаний такого прибора учета для расчета платы за коммунальные услуги потребителям в МКД (см. Постановление ФАС ЗСО от 24.11.2009 № А67-2773/2009).

[8] Здесь же сказано, что приборы учета в МКД, вводимых в эксплуатацию, должны быть установлены застройщиком. В случае включения соответствующих затрат в стоимость строительства дома счетчик становится общим имуществом собственников помещений. Однако мы рассматриваем оснащение приборами учета домов, в которых по проекту счетчики не были предусмотрены.

[9] Водоканал за свой счет и без согласования с собственниками помещений устанавливал общедомовые приборы учета. Арбитражные суды признали расчет задолженности УК, произведенный исходя из показаний данных счетчиков, обоснованным (Постановление ФАС ЦО от 21.01.2009 № Ф10-6056/08).

[10] Аналогичное мнение было высказано в статье Е. В. Емельяновой «Оплата электроэнергии населением напрямую поставщику» (№ 10, 2010).

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *