Меню Рубрики

Специальность авиационные двигатели и энергетические установки

160301 Авиационные двигатели и энергетические установки. Государственный образовательный стандарт

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию УТВЕРЖДАЮ Заместитель Председателя Госкомвуза России ___________ В.Д.Шадриков » 21 » апреля 1995г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 130200 — Авиационные двигатели и энергетические установки Вводятся в действие с даты утверждения Москва, 1995 . — 2 — 1. Общая характеристика специальности 130200 — Авиационные двигатели и энергетические установки 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного ко- митета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N 180. 1.2. Квалификация выпускника — инженер Нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения — не менее 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности ин- женера 1.3.1. Место специальности в области науки и техники Специальность 130200 — Авиационные двигатели и энергетичес- кие установки — область науки и техники, которая включает в себя совокупность методов и средств, направленных на решение задач, связанных с расчетом, проектированием, исследованием и производс- твом авиационных двигателей и энергетических установок. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности инженера по специ- альности 130200 — Авиационные двигатели и энергетические установ- ки являются тепловые авиационные двигатели и энергетические уста- новки различных типов, методы их расчета, проектирования, произ- водства, испытаний и исследований. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности Инженер по специальности 130200 — Авиационные двигатели и энергетические установки в соответствии с фундаментальной и спе- циальной подготовкой может выполнять следующие основные виды про- фессиональной деятельности: — научно-исследовательскую; — проектно-конструкторскую; — производственно-управленческую; — производственно-технологическую. . — 3 — 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе инженера по специальности 130200 — Авиационные двигатели и энергетические установки 2.1. Общие требования к образованности инженера Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и соци- ально — экономических наук, способен научно анализировать соци- ально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной дея- тельности; — знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, об- ществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке эко- логических и социальных проектов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, про- исходящих в неживой и живой природе, понимает возможности совре- менных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно научное содер- жание и возникающих при выполнении профессиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную дея- тельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет); — имеет научное представление о здоровом образе жизни , вла- деет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, спосо- бен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; — умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирова- ния) информации, применяемыми в сфере его профессиональной дея- тельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и прин- ципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; . — 4 — — умеет использовать методы решения задач на определение оп- тимальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся социаль- ной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих воз- можностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной систе- ме знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осушествлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные c реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, зна- ком с методами управления, умеет организовать работу исполните- лей, находить и принимать управленческие решения в условиях раз- личных мнений, знает основы педагогической деятельности; — методически и психологически готов к изменению вида и ха- рактера своей профессиональной деятельности, к работе над междис- циплинарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономи- ческим дисциплинам Требования к знаниям и умениям выпускника соответствуют Тре- бованиям (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содер- жания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» , утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образо- ванию 18 августа 1993 г. . — 5 — 2.2.2. Требования по математическим и общим естественнонауч- ным дисциплинам Инженер должен: в области математики и информатики: иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, анали- тической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в ес- тествознании и технике; — вероятностные модели случайных процессов; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения коли- чественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки экспериментальных данных; — аналитического и численного решения алгебраических уравне- ний; — исследования, аналитического и численного решения обыкно- венных дифференциальных уравнений; — аналитического и численного решения основных уравнений математической физики; — программирования и использования возможностей вычислитель- ной техники и программного обеспечения; в области общих естественно-научных дисциплин: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; . — 6 — — о фундаментальном единстве естественных наук,незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе,упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в природе; — о вероятности как объективной характеристике природных систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах есте- ствознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в при- роде; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакционной способности веществ; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их испо- льзования для построения технических устройств; — о физическом, химическом, и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; . — 7 — знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химии, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии; — основные законы теоретической механики, описывающие стати- ку и динамику материальной точки и твердого тела; — законы термодинамики, тепловые свойства рабочих тел, зако- номерности протекания термодинамических процессов и характеристи- ки идеальных циклов тепловых машин; — способы передачи тепла, основные законы теплопроводнос- ти,конвекции и радиационного теплообмена. иметь опыт: — составления математических моделей движения механических систем, исследования их кинематических и динамических характе- ристик, условий равновесия; — физико- химического анализа равновесия в гомогенных и ге- терогенных системах, электрохимических явлений; — расчета параметров газовых смесей и термодинамических цик- лов, теплообмена в элементах двигателей. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам Инженер должен: иметь представление: — об устройстве и основных системах летательного аппарата; — о научно-теоретических и методических основах стандартиза- ции; — об электрических и магнитных цепях и электронных устройс- твах как базы автоматизации производства; — об основах обеспечения безопасности жизнедеятельности в промышленности и защите населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; правовых и социально-экономических аспектах в области безопасности жизнедеятельности; . — 8 — — о принципах и методах менеджмента исследований и разрабо- ток; знать и уметь использовать: — методы изображения пространственных объектов на чертежах, оформления технической документации в соответствии с ЕСКД и ГОСТ; — типы разъемных соединений; — свойства конструкционных материалов и методы их улучшения; — влияние технологий получения и обработки материалов на их свойства; — гипотезы и теории, используемые при построении моделей течения жидкостей и газов; законы сохранения массы, энергии и количества движения; уравнения, описывающие до- и сверхзвуковые течения с учетом вязкости и сжимаемости ; — гипотезы, лежащие в основе расчетов элементов машин и ин- женерных конструкций при различных видах нагрузок (растяжение- сжатие, сдвиг, кручение, изгиб); — методы расчета нагруженных линейных, плоских и пространс- твенных систем; — методы структурного, кинематического и динамического ана- лиза механизмов; — основы конструирования и расчета деталей машин и механиз- мов; — методы расчета на длительную прочность и усталость элемен- тов силовых конструкций; — устройство и основы проектирования летательных аппаратов и их систем; — существующие стандарты и другие нормативные документы, связанные с взаимозаменяемостью, средствами измерений и сертифи- кацией в процессе разработки и производства изделий авиационной техники; — принципы действия, конструктивные и эксплуатационные осо- бенности электрических машин и приводов; — методы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельнос- ти в аэрокосмической промышленности и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; . — 9 — — методику проведения маркетинговых исследований; — содержание и методы анализа научной и производственно-хо- зяйственной деятельности предприятий. иметь опыт: — построения изображений технических изделий, выполнения сборочных и деталировочных чертежей и схем, в том числе с исполь- зованием машинной графики; — конструирования передаточных механизмов и их элементов; — расчета на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций и систем; — расчета течений в диффузорах, соплах, каналах с использо- ванием газодинамических функций. 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам Инженер должен: иметь представление: — об научно-технических проблемах и перспективах развития авиации и космонавтики; — о направлениях развития авиационных двигателей и энергети- ческих установок; — о тенденциях создания принципиально новых технологических процессов при изготовлении элементов авиационных двигателей и энергетических установок; — об условиях эксплуатации, ремонта и технического обслужи- вания авиационных двигателей и энергетических установок; знать и уметь использовать: — закономерности влияния параметров рабочего процесса на эф- фективность термодинамического цикла авиационных двигателей и энергетических установок различных схем; — характеристики рабочего процесса двигателей и энергетичес- ких установок различного назначения и влияние на них термодинами- ческих параметров и законов управления; — закономерности рабочего процесса и характеристики авиаци- онных лопаточных машин, входных и выходных устройств, камер сго- рания; . — 10 — — основы автоматического регулирования авиационных двигате- лей и энергетических установок; — методы испытаний авиационных двигателей, энергетических установок и их элементов; — закономерности системного проектирования авиационных дви- гателей и энергетических установок; — конструктивные схемы авиационных двигателей и энергетичес- ких установок; — методы конструирования узлов, деталей, агрегатов авиацион- ных двигателей и энергетических установок; — методы обеспечения надежности и эксплуатационной техноло- гичности авиационных двигателей и энергетических установок; — методы обработки, станки и инструменты, применяемые при изготовлении авиационных двигателей и энергетических установок; — основы проектирования технологических процессов и специ- альной оснастки; — методы сборки авиационных двигателей и энергетических ус- тановок и принципы автоматизации производства; иметь опыт: — составления программ компьютерных расчетов параметров и характеристик технических объектов , технологических процессов на базе типовых или авторских математических моделей; — выполнения термогазодинамических расчетов двигателей раз- личных типов и расчетов их характеристик; — выбора параметров газодинамических расчетов элементов дви- гателей; — согласования параметров двигателя и летательного аппарата; — проектирования и расчетов на прочность элементов двигате- лей; — проектирования технологических процессов и оснастки для производства элементов двигателей; — проведения экспериментальных исследований и испытаний дви- гателей и их элементов. Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей спе- циализации. . — 11 — 3. Минимум содержания образовательной программы подготовки инженера по специальности 130200 — Авиационные двигатели и энергетические установки ________________________________________________________________ Индекс Наименование дисциплины и их основные Всего разделы часов ________________________________________________________________ 1 2 3 ________________________________________________________________ ГСЭ.ОО Общие гуманитарные и социально-экономические 1800 дисциплины Перечень дисциплин и их основное содержание соответствуют Требованиям (Федеральный ком- понент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу » Общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. ЕН.ОО Математические и общие естественнонаучные 2290 дисциплины ЕН.01 Математика: 800 алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображе- ния, булевы алгебры; геометрия:аналитическая геометрия, многомер- ная эвклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий; . — 12 — ________________________________________________________________ 1 2 3 ________________________________________________________________ дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы,комбинаторика; математический анализ: дифференциальное и интегральное исчисление, элементы теорий функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного,дифференци- альные уравнения, операционное исчисление; вероятность и статистика: элементарная тео- рия вероятностей, модели случайных процес- сов,проверка гипотез,принцип максимального правдоподобия, статистические методы обра- ботки экспериментальных данных. ЕН.02 Информатика: 300 понятие информации; общая характеристика про- цессов сбора, передачи, обработки и накопле- ния информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислитель- ных задач; алгоритмизация и программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программирования. ЕН.03 Физика: 400 физические основы механики:понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивитской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела,жидкостей и газов; . — 13 — ________________________________________________________________ 1 2 3 ________________________________________________________________ электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравне- ния Максвелла в интегральной и дифференци- альной форме,материальные уравнения, квазис- тационарные токи, принцип относительности в электродинамике; физика колебаний и волн: гармонический и ан- гармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения,кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой ду- ализм, принцип неопределенности, квантовые уравнения движения, операторы физических ве- личин, энергетический спектр атомов и моле- кул, природа химической связи; статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, классическая и кванто- вые статистики, кинетические явления, систе- мы заряженных частиц, конденсированное сос- тояние. ЕН.04 Теоретическая механика: 150 статика; кинематика;кинематика твердого тела; сложное движение точки и твердого тела; дина- мика материальной точки; общие теоремы дина- мики; элементы аналитической механики; устой- чивость равновесия и малые колебания. ЕН.05 Термодинамика: 150 законы термодинамики; теплоемкость,энтальпия и энтропия; тепловые свойства рабочих тел; . — 14 — ________________________________________________________________ 1 2 3 ________________________________________________________________ рабочие процессы; уравнения Клайперона-Клау- зиуса и Ван-Дер-Ваальса; идеальные термодина- мические циклы Карно, Брайтона, и др.; идеальные обратные циклы; бинарные про- цессы и бинарные циклы; термодинамика потока. ЕН.06 Теплопередача: 80 теплопроводность,конвективный теплообмен при движении среды в каналах, теплообмен продви- жения среды с большой скоростью,теплообмен при химических реакциях в пограничном слое, лучистый теплообмен; ЕН.07 Химия: 100 основы квантовой химии — строение и свойства веществ, их реакционная способность; химичес- кие системы;химическая термодинамика — энер- гетика и направленность химических процессов, химическое и фазовое равновесие; химическая кинетика — скорость реакции и методы ее регу- лирования, каталитический процесс; дисперсные системы — истинные и коллоидные растворы; электрохимические системы;коррозия металлов и способы защиты от нее; химическая идентифика- ция: качественный и количественный анализ, физико-химические методы анализа. ЕН.08 Экология: 60 биосфера и человек, глобальные проблемы окру- жающей среды; экологический принцип рацио- нального использования природных ресурсов и . — 15 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ охрана природы; основы экономики природополь- зования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды. ЕН.09 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- 250 навливаемые вузом (факультетом) ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1830 ОПД.01 Сопротивление материалов: 190 основные гипотезы; напряженное и деформиро- ванное состояние; расчетные схемы; виды и принципы инженерных расчетов; растяжение — сжатие; чистый сдвиг;кручение; изгиб; стати- чески неопределимые системы; теория прочнос- ти; безмоментная теория оболочек; устойчи- вость; стержневые системы при ударных нагруз- ках. ОПД.02 Теория механизмов и машин: 60 структурный, кинематический, динамический си- ловой анализ механизмов, синтез механизмов по заданным структурным, кинематическим и дина- мическим свойствам. ОПД.03 Детали механизмов и машин: 120 основы конструирования и расчета деталей; со- единение деталей машин и механизмов; переда- точные механизмы, основы их расчета и конс- труирования с учетом условия производственной технологии и эксплуатации. . — 16 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ОПД.04 Метрология, стандартизация, сертификация: 100 система предпочтительных чисел; параметричес- кие ряды; унификация; агрегатирование; стан- дартизация; система нормирования различных соединений изделий авиационной техники; ос- новные средства измерений различных парамет- ров изделий авиационной техники; методики вы- полнения измерений; методы обработки и анали- за результатов измерений и оценки их погреш- ности; анализ источников погрешностей измере- ний; методы и средства исключения или умень- шения их; нормоконтроль и метрологическая экспертиза конструкторско-технологической до- кументации; основные положения системы серти- фикации ГОСТ; схемы сертификации; методика сертификации продукции и производства. ОПД.05 Динамика и прочность: 110 определение нагрузок в элементах силовых конструкций; выбор расчетных схем;построение математических моделей; расчет напряженно-де- формированного состояния; определение запасов прочности; расчеты на усталость; основы меха- ники разрушения; ползучесть; малоцикловая ус- талость. ОПД.06 Материаловедение и технология конструкционных материалов: 90 строение металлических, неметаллических и композиционных материалов; поведение материа- лов в различных условиях внешних воздействий; . — 17 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ металлургия, порошковая металлургия, литье, обработка материалов давлением, сварка, пай- ка,формирование защитных покрытий;влияние тех- нологий получения и обработки материалов на эксплуатационные свойства и надежность изде- лий; методы контроля качества изделий; пробле- мы экологии и экономичности технологических процессов; оборудование и инструмент. ОПД.07 Начертательная геометрия и инженерная графика: 300 основные способы получения обратимых изобра- жений (чертеж Монжа и аксонометрический чер- теж); обзор основных геометрических фигур и их задание на чертеже; задачи на принадлеж- ность; основные способы преобразования черте- жа; теория и алгоритмы решения основных пози- ционных и метрических задач; изображения в виде разреза , сечения; выносные элементы; геометрические основы форм деталей; аксоно- метрические чертежи и технические рисунки; изображения соединения деталей; чертежи и эс- кизы деталей сборочных единиц; норматив- но-технической документации; стандартизация; компьютерная графика. ОПД.08 Электротехника и электроника: 90 основы теории цепей постоянного и переменного тока, основы электроники,элементы аналоговых и цифровых устройств и приборов, источники и преобразователи электроэнергии,основы систем электроснабжения,электроприводов, электромаг- нитной и коммутационной аппаратуры. . — 18 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ОПД.09 Устройство и проектирование летательных аппа- 60 ратов: несущий комплекс; энергетический комплекс; электро-, гидро- и пневмосистемы; системы уп- равления полетом ЛА; целевой комплекс — сис- темы жизнеобеспечения, защиты и спасения эки- пажа, пассажиров и груза; принципы конструи- рования деталей,узлов и агрегатов ЛА; проек- тировочные расчеты основных элементов конс- трукции и агрегатов; конструирование различ- ных элементов ЛА с учетом технологических и эксплуатационных требований; основные этапы проектирования ЛА: предэскизный, эскизный и рабочий; решаемые задачи и критерии оценки результатов процесса проектирования. ОПД.10 Безопасность жизнедеятельности: 100 безопасность труда как составная часть антро- погенной экологии; человек — основной объект в системе обеспечения безопасноти жизнедея- тельности; среда обитания человека; условия его обитания в производственной среде, опас- ные, вредные и поражающие факторы, их класси- фикация и характеристика; принципы классифи- кации и возникновения чрезвычайных ситуаций; организация и проведение защитных мер при чрезвычайных ситуациях; социально-экономичес- кая оценка последствий чрезвычайных ситуаций; методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях; основы обеспечения безопасности технологичес- ких процессов; правовые и социально-экономи- . — 19 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ческие аспекты обеспечения безопасности жиз- недеятельности при чрезвычайных ситуациях в аэрокосмической промышленности; основы управ- ления обеспечением безопасности жизнедеятель- ности; международное сотрудничество в данной области. ОПД.11 Механика жидкости и газа: 180 гидрогазодинамическая система и ее поведение; определение основных понятий; обоснование ма- тематических моделей; законы сохранения и пе- реноса массы, количества движения, энергии, момента количества движения;газодинамическая форма математической модели элементарной струйки; сверхзвуковые течения газа; газоди- намические процессы в элементах воздушно-ре- активного двигателя;математические модели нестационарного многомерного течения вязкой сжимаемой жидкости; моделирование газодинами- ческих процессов; теория пограничного слоя; турбулентные струи;теория крылового профиля и решетки профилей; измерения параметров газо- вых и жидкостных потоков. ОПД.12 Экономика и организация промышленности: 100 основные понятия о предприятии и предпринима- тельской деятельности; ресурсы предприятия; производственные процессы создания изделий авиационной и ракетно-космической техники, способы его организации; принципы и методы менеджмента, управление кадрами; технология и методы принятия управленческих решений; пла- нирование НИОКР, расчет основных технико-эко- . — 20 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ номических показателей деятельности предприя- тия; технико-экономический анализ инженерных решений; основы маркетинга, методы изучения спроса, управление закупками и сбытом продук- ции; юридические основы деятельности предпри- ятия, финансовые отношения, налогообложение, внешнеэкономическая деятельность. ОПД.13 Дисциплины и курсы по выбору студентов, 330 устанавливаемые вузом (факультетом) СД.00 Специальные дисциплины не менее 1892 СД.01 Введение в авиационную технику: 60 история развития авиации, аэродинамические схемы, аэродинамическое качество, органы уп- равления; изменение облика самолетов на раз- личных этапах развития авиации, типы лета- тельных аппаратов; вооружение; оборудование, системы управления полетом, автоматические и автоматизированные системы; навигационные комплексы, прицельные комплексы, их совмеще- ние и развитие; совместимость человека и ав- томатизированного комплекса; системы распоз- навания образа. СД.02 Теория и расчет воздушно-реактивных двигате- лей: 200 термогазодинамические и энергетические основы авиационных двигателей; входные устройства и их характеристики ; организация рабочего про- цесса и характеристики камер сгорания; вред- ные выбросы и методы борьбы с ними; сопла . — 21 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ двигателей, предназначенных для различных ско- ростей полета;их характеристики и регулирова- ние; основные типы авиационных лопаточных ма- шин; параметры, характеризующие эффективность их рабочего процесса; газодинамика компрессо- ров,газовых турбин,лопастных насосов ; расчеты по среднему диаметру компрессоров и турбин; согласование их параметров в двигателях раз- личных схем; характеристики лопаточных машин, методы их расчета и экспериментального опреде- ления; термогазодинамические расчеты двигате- лей различных схем (турбореактивные, двухкон- турные с раздельными соплами и со смешением потоков , турбовинтовые и турбовальные прямо- точные, комбинированные); влияние параметров рабочего процесса на удельные параметры двига- телей различных схем; законы управления воз- душно-реактивными двигателями,методы расчета и анализ их высотно- скоростных и дроссельных характеристик; основные понятия и фундамен- тальные принципы автоматического регулирования и управления силовыми установками; математи- ческое описание линейных автоматических сис- тем;методы исследования их устойчивости и ка- чества процессов регулирования; особенности функционирования нелинейных систем; принципы построения цифровых систем управления газотур- бинными двигателями; общие принципы системного проектирования двигателей и энергетических ус- тановок; согласование параметров двигателя и летательного аппарата; . — 22 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ задачи и методы испытаний воздушно-реактивных двигателей; применение математической теории планирования эксперимента; экспериментальные стенды и оборудование; автоматизация испыта- ний. СД.03 Проектирование и конструкция воздушно-реактив- 200 ных двигателей: конструкции и компоновки газотурбинных и пря- моточных двигателей ; системное проектирование конструкций узлов и деталей воздушно-реактив- ного двигателя; расчеты на статическую проч- ность корпусных деталей и элементов роторов (лопатки, диски, валы); расчеты на малоцикло- вую прочность; расчеты на длительную прочность деталей «горячей» части двигателя; колебания элементов быстровращающихся роторов; способы борьбы с колебаниями в сложных системах; конс- трукции и расчеты элементов автоматических систем управления и их гидромеханических агре- гатов; конструкция и проектирование силовых установок с воздушнореактивными двигателями; основы проектирования систем и агрегатов сис- тем управления; разработка авиационных редук- торов, обеспечивающих работу воздушных винтов и винтовентиляторов турбовинтовых, винтовенти- ляторных и турбовальных двигателей; особеннос- ти конструкции систем и узлов силовых устано- вок для вертикального взлета и посадки; систе- мы, агрегаты и обвязка силовых установок с воздушно-реактивными двигателями; надежность и эксплуатационная технологичность силовых уста- новок; влияние воздействий внешней среды и . — 23 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ климатических условий на износ, ресурс и эро- зионную прочность элементов двигателей; серти- фикация силовых установок; основы блочно- мо- дульного проектирования двигателей; системы автоматизированного проектирования элементов двигателей; конструирование газотурбинных и прямоточных двигателей с применением компь- ютерных технологий. СД.04 Технология производства воздушно-реактивных 230 двигателей: технологический процесс и его структура; бази- рование и базы в машиностроении; точность ме- ханической обработки деталей; поверхностный слой и его влияние на эксплуатационные свойс- тва деталей ; технологические методы повышения ресурса и надежности работы деталей и узлов двигателя; технологичность конструкции двига- телей; методика проектирования технологических процессов механической обработки деталей; ав- томатизированное проектирование технологичес- ких процессов; механическая обработка наружных поверхностей тел вращения, отверстий, плоских и фасонных поверхностей, резьб; физико- хими- ческая обработка поверхностей; изготовление валов, дисков, лопаток, крыльчаток, зубчатых колес, корпусных деталей, деталей из листового металла; классификация приспособлений и их ос- новные конструктивные элементы; установочные и зажимные элементы приспособлений; направляющие элементы и делительные устройства; корпусы приспособлений; приспособления к универсальным . — 24 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ станкам и для станков с числовым программным управлением; методика проектирования приспо- соблений; технологичность конструкции узлов двигателя; сборка и балансировка роторов; сборка разъемных и неразъемных соединений; па- яные, механические и клеевые соединения; сбор- ка компрессора, турбины, камеры сгорания, ко- робки агрегатов; общая сборка двигателя; авто- матизация рабочего цикла; автоматизация конт- роля технологических процессов; автоматизация ориентации, подачи, установки и закрепления заготовок в рабочей зоне технологического обо- рудования; обеспечение гибкости и эффективнос- ти автоматизированного производства двигате- лей. СД.05 Дисциплины специализаций не менее 1000 СД.06 Дисциплины и курсы по выбору студента, 202 устанавливаемые вузом (факультетом) Ф.00 Факультативы 450 Ф.01 Военная подготовка 450 Всего часов теоретического обучения не менее 8262 П.00 Практика: не менее 18 недель Срок реализации образовательной программы при очной форме обучения составляет не менее 256 недель, из которых: 153 недели теоретического обучения, 14 недель подготовки квалификационной работы, не менее 35 недель каникул, включая 4 недели последиплом- ного отдыха. . — 25 — Примечание: 1. При разработке образовательно-профессиональных программ инженера вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин — в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, — в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении содержа- ния, указанных в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарным и социально-экономическим дисциплин (кроме иностран- ного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социаль- но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профес- сиональную специфику, также и научнно-исследовательские предпоч- тения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдель- ных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гумани- тарных и социально-экономических, математических и общих естест- веннонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специаль- ных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практи- ческие занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. 3. Факультативные дисциплины предусматриваемые учебным пла- ном вуза, не являются обязательными для изучения студентом. . — 26 — 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается Учебно-методичес- ким объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области авиаций, ракетостроения и космоса; наимено- вание дисциплин специализаций и их объем устанавливаются высшим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области авиации, ра- кетостроения и космоса А.М.Матвеенко Главное управление образовательно-про- фессиональных программ и технологий Ю.Г.Татур Н.С.Гудилин Н.М.Розина

источник

Читайте также:  Установка подогревателя двигателя 220в на 406 двигатель

Добавить комментарий

Adblock
detector