Меню Рубрики

Требования установки тахографа на грузовые автомобили

Тахограф для «частника»: что нужно знать об изменениях в законодательстве 13:05, 26 ноября 2019 Версия для печати

О новых требованиях к перевозчикам и законах, которые их устанавливают, рассказывает эксперт в области тахографии Максим Сухомлинов.

В настоящее время только ленивый не пишет о тахографах. И я из числа таких не ленивых, и в настоящей статье тоже буду писать о тахографах, а точнее отвечу на часто встречающиеся и максимально актуальные вопросы.

Нужен ли частнику тахограф с 1 ноября 2019 года?

В настоящий момент (26.11.2019) нет. И здесь надо поподробнее. В первую очередь необходимо понять – кто такие «частники», о которых столько шума в части оснащения тахографами. «Частник» — это частное лицо, которое не является частным предпринимателем и ИСПОЛЬЗУЕТ транспортное средство (управляет им). Обращаю особое внимание – не владеет, а использует. Это значит, что совершенно неважно, что написано в СРТС в разделе «Собственник». Важно, кто находится за рулем такого транспортного средства. Для того, чтобы водитель попал в категорию рассматриваемого «частника», он:

  • не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не должен иметь путевого листа, оформленного на него;
  • документы на груз (в случае его перевозки) должны быть оформлены непосредственно на него.

С 1 января 2019 года вступила в силу норма законодательства (п. 3, ст. 20 ФЗ 196), которая обязывает «частников» обеспечить оснащение используемых ими автомобилей максимальной массой свыше 3,5 тонн и автобусов тахографами. Однако до какого момента это оснащение должно быть завершено, Федеральным законом не определено. За ответом на этот вопрос Федеральный закон (п.3, ст.20, ФЗ 196) отправляет к Постановлению Правительства (ПП 1213 от 23.11.2012), которое, в свою очередь, отсылает к Приказу Минтранса № 273 от 21.08.2013. Однако по настоящее время (на дату выхода этой статьи) Приказ Минтранса № 273 относится исключительно к юридическим лицам и частным предпринимателям (п. 2 Порядка оснащения, утвержденного приказом Минтранса № 273) и не распространяется на частных лиц в принципе.

Таким образом, в настоящее время (на дату выхода статьи) «частники» быть оснащенными тахографами не должны, и штрафовать их за отсутствие тахографа незаконно, а техосмотр им проводить обязаны без учета наличия тахографа.

Что такое тахограф? Обязан ли тахограф иметь в своем составе блок СКЗИ?

Определение тахографа дано в ст. 2 ФЗ 196. Оно звучит так: тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности. Основные споры идут по термину «некорректируемая регистрации информации». Наиболее часто встречаемое заблуждение заключается в том, что именно это понятие («некорректируемая регистрации информации») требует наличия в тахографе блока СКЗИ. Однако, если попытаться найти законодательное определение понятия «некорректируемость», попытки окажутся тщетными.

Законодательно закрепленного понятия «некорректируемость» НЕТ, оно отсутствует, а следовательно, каждому допустимо понимать его так, как ему захочется.

Некоторым весьма сообразительным коммерсантам захотелось понять его как наличие в тахографе блока СКЗИ. Но даже информация, нанесенная на бумажную тахокарту (шайбу) тахографа, является некорректируемой, потому как откорректировать линию на тахокарте практически невозможно: подменить тахокарту, испортить тахокарту, нарисовать новую – возможно, а вот откорректировать – нет. А что же закон? Чего он требует в этой части? А это весьма и весьма интересно, жаль что немногие хотят в этом разобраться. Постараюсь максимально просто и на бытовом примере.

Итак, ФЗ 196 в ст. 20 обязывает юридических лиц, и частных предпринимателей (а скоро и частных лиц), которые владеют определенными категориями транспорта, оборудовать этот транспорт тахографами. Регламент оснащения, категории транспорта, а также требования к тахографам (опять ст. 20, ФЗ 196) должно определить Правительство РФ. Правительство РФ выпускает постановление №1213 от 23.11.2012, в котором передает эти обязанности Минтрансу. И здесь начинается самое интересное. Министерство транспорта выпускает знаменитый приказ №36. В этом приказе собрано все, что только можно собрать: технические и функциональные требования к тахографу, правила его использования, порядок оснащения, и многое другое. И так было до 1 января 2015 года. 1 января 2015 года вступил в силу международный нормативный документ – Технический регламент Таможенного Союза (ТР ТС) 018/2011, в котором тахограф признан объектом технического регулирования. Это значит, что теперь к нему могут применяться только те обязательные требования, что указаны в техническом регламенте (пункты 2, 3 ст 4 ФЗ 184 О техническом регулировании и раздел Х, в частности ст. 53 Договора о ЕАЭС).

Таким образом, с 1 января 2015 года требования о наличии в тахографе блока СКЗИ стали рекомендательными – обращаю внимание, не приказ №36 стал рекомендательный, а его приложение № 1, требования к тахографам.

А с 1 ноября 2019 года была исправлена ситуация и в ст 11.23 КоАП – были исключены наказания за несоответствие тахографа установленным требованиям. Для сомневающихся – в ст. 2 того же ФЗ 196 дано определение понятию «транспортное средство». Но технические требования, которым эти транспортные средства должны соответствовать, определяет только ТР ТС 018/2011.

Именно по этой причине в настоящее время для использования при внутрироссийских автоперевозках допустимо использовать любой тахограф, в том числе и БЕЗ СКЗИ, имеющий сертификат соответствия одному из технических регламентов и внесенных в реестр средств измерений (метрологическая поверка).

Правда ли, что за несоответствие тахографа установленным требованиям больше оштрафовать не могут?

В рамках статьи 11.23 КоАП – НЕТ. Больше не могут. 1 ноября 2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 216-ФЗ в статью 11.23 КоАП РФ были внесены и вступили в силу изменения, которые исключили такую формулировку как: «с несоответствующим установленным требованиям тахографом», что ранее, до 1 ноября 2019 года, трактовалось некоторыми сотрудниками контролирующих органов как обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. Данная позиция являлась неверной и была причиной значительных нарушений прав автоперевозчиков.

В настоящее время (с 1 ноября 2019 года) составом правонарушения части 1 статьи 11.23 КоАП (для российского перевозчика) являются:

  • управление транспортным средством без тахографа, когда его установка необходима в соответствии с требованиями законодательства, и
  • нарушение требований к использованию тахографа, установленные нормативными правовыми актами РФ.

Требования к использованию тахографов в настоящее время предъявляет единственный нормативный правовой акт – приложение №3 приказа Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 года. Требования водителям и автопредприятию к использованию тахографов сформулированы исключительно пунктами 9, 10, 11 и 13 приложения №3 того же приказа. В пунктах 9, 10, 11 и 13 приложения №3, которые предъявляют водителям и автопредприятиям требования к использованию тахографа, отсутствует обязанность водителей и автопредприятий устанавливать блок СКЗИ в используемые ими тахографы.

Определять соответствие тахографов установленным требованиям на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации, с 1 ноября 2019 года поручено аккредитованным станциям технического осмотра (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1276) в рамках проведения очередного технического осмотра транспортных средств, которые в свою очередь работают исключительно в рамках требования ТР ТС 018/2011.

На основании вышесказанного, штрафы по статье 11.23 КоАП с формулировкой состава правонарушения «несоответствие тахографа установленным требованиям» с 1 ноября считаются незаконными.

Кстати, по вышеописанным причинам на сегодняшний день (день выхода статьи) «частника» не могут оштрафовать за отсутствие тахографа на используемом им транспортном средстве.

Владеть тахографом ЕСТР (международного образца) дороже, чем тахографом с СКЗИ?

Бытует мнение, что тахографы ЕСТР, те самые, что установлены заводами-производителями европейских транспортных средств, допустимо использовать только если владелец транспортного средства допущен до международной перевозки (МАП), что при таком случае надо проводить соответствующее обучение водителя и хотя бы раз в год выезжать за рубеж. Это утверждение ошибочно. Выше я объяснил, что можно использовать любой тахограф, и с СКЗИ, и ЕСТР: главное, чтобы он имел сертификат соответствия одному из технических регламентов и был внесен в реестр средств измерения. Допуск к МАП (карточка) используется теми перевозчиками, которые не хотят тратить время на общение по вопросу тахографа с неграмотными сотрудниками контролирующих органов. Допуск к МАП – своеобразная страховка от неуча на дороге. И не более того. Допуск к МАП выдается в рамках государственной услуги (административного регламента), утвержденной приказом Минтранса России от 18.07.2011 N186. Пунктом 13 этого регламента указаны все необходимые условия для получения допуска к МАП.

И в нем (в регламенте) нет необходимости выезда за рубеж, или предоставления обученных водителей и тому подобного бреда. Допуск к МАП процедура бесплатная и не несущая в себе дополнительных затрат в течении всего срока допуска.

А вот обладание тахографом с СКЗИ – это не для среднего класса. Иметь тахограф СКЗИ могут себе позволить только государственные или очень богатые транспортные организации, а также те компании, которые принципиально не выполняют требования нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность перевозчика. Иметь тахограф с СКЗИ «частнику» это вообще из ряда фантастики! В смысле «фантастической неосмотрительности». И вот почему. Использование тахографов с СКЗИ регламентирует тот же приказ Минтранса №36. Напоминаю, в настоящее время действие приказа Минтранса №36 распространяется исключительно на юридических лиц и частных предпринимателей, но в ближайшее время (вместе с регламентом оснащения «частников») его действие будет распространено и на «частников». Пункт 10 приложения №4 приказа Минтранса №36 обязывает пользователей тахографов с СКЗИ обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 6 ФЗ 149 обладатель информации (а это тот самый пользователь тахографа с СКЗИ) обязан принимать все необходимые меры по ее защите. А статья 19 этого же федерального закона определяет меру ответственности за нарушение защиты этой информации вплоть до уголовной. И это все необходимо ЗНАТЬ и исполнять счастливому обладателю тахографа с СКЗИ. Прочитав эти два федеральных закона (149 и 152), довольно трудно подсчитать затраты на использования тахографа с СКЗИ, но очень легко их охарактеризовать как колоссальные и разорительные для любого транспортного предприятия. В том числе и государственного, о «частнике» вообще говорить не стоит.

Читайте также:  Ошибки при установке антенны в автомобиле

По этой причине, использование тахографа ЕСТР (международного образца) в несколько десятков раз дешевле чем стоимость владения тахографом с СКЗИ.

Правда ли, что если у меня есть МАП, моему тахографу не надо делать метрологическую поверку?

Нет, неправда. Требование о метрологической поверке распространяется на ВСЕ средства измерения (ФЗ 102 О единстве измерений). Тахографы и ЕСТР, и с СКЗИ являются средствами измерения скорости, пройденного пути и времени. Тахографы и с СКЗИ, и ЕСТР внесены в государственный реестр средств измерений (не совсем грамотное наименование, зато понятное). Требования о наличии метрологической поверки для тахографов, в том числе и ЕСТР, появляются в Правилах проведения технического осмотра с 1 ноября 2019 года вне зависимости от наличия МАП. Обладателям МАП тоже нужна метрология. Тахограф (любой) – средство измерения, установленное на транспортном средстве, зарегистрированном в РФ, и осуществляющее перевозки по территории РФ, в рамках ПДД РФ и Правил перевозки грузов и пассажиров РФ (ПП 272). А средство измерения в РФ должно быть метрологически поверено (ФЗ 102).

Аналогия: у вас заграничный паспорт. Вы гражданин РФ, занимаетесь коммерцией на территории РФ. Вы должны платить налоги в РФ? Или загранпаспорт дает возможность их не платить?

Метрологическую поверку необходимо осуществлять любым тахографам. Для тахографов ЕСТР раз в один или два года, в зависимости от модели. Для тахографов с СКЗИ раз в три года. Бытует мнение, что метрологию для тахографов с СКЗИ надо делать раз в 7 лет. Это неправда, это маркетинговый ход производителя – в документах производителя действительно написано в 7 лет, однако приказ Минпромторга №1815 от 02.07.2015 говорит об обратном – один раз в три года, в связи с заменой СКЗИ в тахографе.

Что делать, мне все равно выписали незаконный штраф?

Только идти в суды. К глубочайшему моему сожалению, уровень подготовки контролеров на дорогах весьма низок. Многим из них до сих пор неизвестны изменения законодательства в части требований ст. 11.23 КоАП РФ. Можно пробовать судиться самим. А можно воспользоваться услугами профессионалов. Некоторые из них дают гарантию или обещают возврат потраченных средств с процентами, в случае проигрыша дела. И если вы решите воспользоваться такими услугами, то гарантии возврата денег это весьма выгодное условие. Тем более, что в случае выигрыша в деле, все, в том числе и потраченные на профессионала деньги, вам будут возмещены за счет проигравшей стороны. Но решение всегда за вами – продолжать терпеть беспредел на дорогах, или начать отстаивать свои права в рамках закона и последних тенденций, обозначенных главой нашей страны.

А можно покороче – вообще ничего не понятно!

Можно. СКЗИ – зло и лохотрон, его установка как была, так и остается необязательной, а с 1 ноября 2019 года это еще и прописали черным по белому в нормативных правовых актах. С 1 ноября техосмотр не пройти без метрологической поверки на тахограф тем, кому тахограф положен по закону. С 1 ноября тахограф нужен всем «частникам», эксплуатирующим автомобили свыше 3,5 тонн и автобусы, но требовать его наличие будет разрешено контролерам только после утверждения Порядка (регламента) оснащения тахографами «частников». Аналоговыми тахографами можно продолжать пользоваться, если есть сертификат техрегламента и метрологическая поверка. МАП нужна для спокойствия. С 1 ноября «за тахограф» несут ответственность и юрлица. Знать все невозможно, и поэтому слушать чужое мнение все равно придется. Найти профессионала, которому можно довериться, очень сложно в любой области. Поэтому пользуйтесь услугами тех, кто готов в случае ошибки ее исправить или возместить понесенный ущерб.

С глубоким и искренним уважением к участникам отрасли и несчастным автоперевозчикам,

автор статьи, Сухомлинов Максим Владимирович,

член Экспертного совета Секции автомобильного транспорта Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству;

член Правления Некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографических систем» (НП «СРТС»);

эксперт в области оценки (подтверждения) соответствия продукции колесных транспортных средств;

руководитель группы компаний «Надежный контакт»

источник

Правильный тахограф или штраф: что должен знать каждый водитель 09:00, 22 октября 2019 Версия для печати

Среди перевозчиков не утихают споры о том, какие тахографы можно использовать для перевозок внутри страны. Однозначный ответ на этот вопрос содержится в российском законодательстве.

О различиях между устройствами разных типов и их значимости для перевозчиков рассказывает президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр», Александр Борисович Архангельский.

С 01 ноября 2019 года начинают действовать важные изменения в законодательстве о тахографии. И вокруг этих изменений уже вовсю ведутся бурные дискуссии. Интернет заполнен статьями различных «экспертов», высказывающих порой весьма противоречивые мнения. В условиях цейтнота разобраться в этих противоречиях крайне сложно, особенно человеку, не имеющему юридической подготовки (на чем и спекулируют отдельные «эксперты»). В рамках этой статьи мы попробуем в максимально доступной форме, не вдаваясь в юридические тонкости, расставить все по своим местам – только так можно разобраться, кто из «экспертов» своего звания не заслуживает, и что на самом деле нужно делать. В конце будет приведен общий список источников (для самых пытливых).

«УПОТРЕБЛЯЙТЕ ПРАВИЛЬНО СЛОВА, И ВЫ ИЗБАВИТЕ МИР ОТ ПОЛОВИНЫ НЕДОРАЗУМЕНИЙ» (РЕНЕ ДЕКАРТ)

«Тахограф» (от греч. «быстро пишу») – это прибор, осуществляющий запись информации, это его основная функция. Если угодно, это аналог бортового самописца на воздушных судах, информация с которого используется при расследовании авиакатастроф.

В России на дорожные транспортные средства устанавливают два вида таких «бортовых самописцев» – в народе их называют «тахографы СКЗИ» и «тахографы ЕСТР».

Потому что в Российской Федерации параллельно действуют два документа: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и так называемое Соглашение ЕСТР.

Про Соглашение ЕСТР необходимо знать, что это – международный договор, подписанный многими странами, включая Россию, и действует он на территории каждой из этих стран. Как любой международный договор, Соглашение ЕСТР регулирует вопрос, который затрагивает интересы всех подписавших его стран, а именно – безопасность дорожного движения при осуществлении международных автомобильных перевозок. В России этот вопрос, кроме Соглашения ЕСТР, регулируется также Федеральным законом с длинным названием «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Так вот, согласно этим двум документам, касающимся международных перевозок, на транспортные средства, совершающие такие перевозки, и устанавливаются приборы, которые принято называть «тахографы ЕСТР».

Читайте также:  Установка гидравлических тормозов на автомобиль

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» – это документ, который принят Российской Федерацией, действует только на территории России и регулирует вопрос безопасности дорожного движения только на территории России. В соответствии с этим законом Минтранс России издал приказ № 36. И согласно этим двум документам, касающимся дорожного движения на территории России, на транспортные средства устанавливаются приборы, которые принято называть «тахографы СКЗИ».

Не нужно быть юристом, чтобы увидеть, что оба блока документов преследуют одну и ту же цель – обеспечение безопасности дорожного движения; но один (Соглашение ЕСТР и все, что с ним связано) – при осуществлении международных автомобильных перевозок, а другой (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и все, что с ним связано) – при осуществлении автомобильных перевозок на территории России. И никакого противоречия (которое постоянно пытаются найти отдельные «эксперты») тут нет – такая система законодательства изначально была предусмотрена Конституцией РФ и функционирует уже на протяжении четверти века.

А теперь вернемся к терминам «тахограф ЕСТР» и «тахограф СКЗИ». И вот тут нужно быть крайне внимательным.

Дело в том, что этих терминов мы не найдем ни в одном из перечисленных выше документов. И вообще нигде не найдем на уровне законодательства. Повторимся: это народные названия. Прибор, который устанавливают на транспортные средства в соответствии с Соглашением ЕСТР, в самом этом Соглашении называется «контрольное устройство». В нем же приводятся и определение этого термина и требования к контрольному устройству.

В свою очередь, термин «тахограф» и его определение содержатся в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», согласно которому требования к тахографам устанавливаются упомянутым выше приказом Минтранса России № 36. То есть, с точки зрения российского законодательства, тахограф – это прибор, который соответствует требованиям приказа Минтранса России № 36.

Какой из этого следует вывод?

Один единственный, но принципиально важный: так называемый «тахограф ЕСТР» с точки зрения российского законодательства в принципе не является тахографом. Как говорят, «по определению». Когда мы слышим или произносим термин «тахограф ЕСТР», мы должны понимать, что речь идет о международных автомобильных перевозках и контрольном устройстве, которое соответствует требованиям Соглашения ЕСТР (для удобства в дальнейшем будем называть его «контрольным устройством ЕСТР»). И только говоря о «тахографе СКЗИ», мы говорим о тахографе в том смысле, в котором его понимает российское законодательство.

Что касается так называемых «тахографов по 720-му постановлению», а также «тахографов по регламенту», которые до сих пор упоминаются в некоторых публикациях, то о них можно сказать, что это фантомы, которые существовали только на словах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 был утвержден национальный технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который определил, что тахографы, применяемые на транспортных средствах, являются компонентом этого транспортного средства и они, помимо выполнения своих функций, должны быть метрологически поверены, опломбированы и сертифицированы по российским правилам.

Никаких обязанностей применять какие-либо контрольные устройства или тахографы постановление Правительства РФ № 720 не вводило. Собственно, именно в связи с этим до 2013 года на автомобилях, не осуществляющих международные перевозки, и не применялись никакие другие устройства для фиксации режимов труда и отдыха, кроме «тахографов ЕСТР».

После введения Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» в 2013 году обязанности применять тахографы, постановление Правительства РФ № 720 стало действовать и в отношении «тахографов СКЗИ».

Постановление Правительства РФ № 720 в феврале 2015 года утратило силу в связи с принятием в 2011 году Евразийским экономическим союзом общего для всех государств-участников ЕАЭС Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (в просторечии – ТР ТС).

Новый регламент ЕАЭС сохранил только обязательные требования по сертификации контрольных устройств, поскольку требования по метрологии средств измерения стали определяться другими документами ЕАЭС.

Соответственно, уверения и слухи о том, что кто-то должен или может применять контрольное устройство ЕСТР или «тахограф по 720 постановлению» или по регламенту ЕАЭС, а также о том, что между ТР ТС и приказом Минтранса России № 36 есть какие-то противоречия, являются полностью надуманными и вызваны только незнанием того, что указано в этих документах.

И это – почти все, что необходимо понимать не-юристу о том, какие бывают устройства для регистрации времени автомобилем управления и отдыха водителя. Надеюсь, никто не запутался. Если запутались – в конце мы все это еще раз резюмируем.

СКЗИ И ЕСТР: НАЙДИТЕ 10 ОТЛИЧИЙ

Если не считать различия в названиях, то принципиальная разница между тахографом и контрольным устройством ЕСТР (которая является, пожалуй, основным яблоком раздора) заключается в блоке СКЗИ (блок средств криптографической защиты информации).

В тахографе блок СКЗИ должен быть в виде самостоятельной части тахографа, а в контрольном устройстве ЕСТР части блока средств криптографической защиты информации «разбросаны» по всему контрольному устройству, включая датчик скорости.

Кроме того, весьма существенным отличием нынешнего тахографа от контрольного устройства ЕСТР является то, что тахограф фиксирует движение в основном по сигналам спутниковых навигационных систем, а контрольное устройство ЕСТР только по электромеханическим датчикам движения, установленным на трансмиссии автомобиля.

Но это отличие временное, и в соответствии с новыми правилами Соглашения ЕСТР контрольные устройства ЕСТР тоже начнут фиксировать движение по спутникам.

И на этом, в общем-то, принципиальные различия заканчиваются.

Если взглянуть на документы, определяющие требования к контрольным устройствам ЕСТР и тахографам, то мы увидим, что оба прибора должны обеспечить регистрацию информации о движении транспортного средства и о режиме работы водителя, а именно:

  • о расстоянии, пройденном транспортным средством;
  • о скорости движения транспортного средства;
  • о продолжительности периодов управления транспортным средством;
  • о продолжительности перерывов в работе и отдыха водителя.

Другими словами, регистрация указанной тахографической информации – основная функция обоих приборов, их смысл, их, если угодно, миссия, направленная на создание безопасных условий для дорожного движения при осуществлении автомобильных перевозок, что напрямую вытекает и из Соглашения ЕСТР и из Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Примечательно, что ТР ТС, на который так любят ссылаться любители «тахографов ЕСТР», перечисляет те же самые требования к «техническим средствам контроля» (именно такой термин используется в регламенте). В тоже время никаких технических требований к этим приборам, даже требований об обязательном наличии карты тахографа, в ТР ТС вообще не упоминается, что и понятно в силу незначительного объема внимания, уделенного «техническим средствам контроля» в этом регламенте, да и того, что задача его в том, чтобы определить требования к транспортным средствам, а не к устройствам фиксации и отображения тахографической информации.

Почему же между контрольным устройством ЕСТР и тахографом с блоком СКЗИ, предназначенных для достижения одной и той же цели, имеются существенные различия?

Что касается существенного различия в том, какие сигналы использовать для формирования тахографических данных, сигналы механического датчика или спутника, то тут вообще-то, вроде бы все ясно: нынешние контрольные устройства ЕСТР появились намного раньше тахографов с блоком СКЗИ, и тогда еще не было возможности использовать сигналы спутников для формирования тахографических данных. Теперь такая возможность есть, и она реализована в тахографах с блоком СКЗИ, и уже решено, что будет реализована в контрольных устройствах ЕСТР.

В связи с этим можно считать, что со временем это различие между приборами может исчезнуть, ну, может быть, за исключением того, чьи спутники будут распознаваться теми и другими приборами.

В отношении же того, как должны быть размещены СКЗИ в тахографе – в виде единого блока или в виде отдельных элементов в разных местах тахографа – то тут причин для этих различий несколько, и часть из них, возможно, исчезнет в ближайшее время, а исчезновения других вряд ли стоит ожидать в ближайшее время.

Другое отличие касается требования Соглашения ЕСТР об обязательном размещении части СКЗИ в датчике движения. Можно предположить, что это требование в ближайшее время тоже исчезнет в связи с тем, что в новых приборах ЕСТР, как и в «тахографах СКЗИ», сигналы будут приходить от спутников и датчик движения прибора ЕСТР не потребуется защищать с использованием СКЗИ.

Что касается размещения СКЗИ внутри прибора в виде отдельного блока или в виде отдельных частей, то тут ситуация, с одной стороны, проще, с другой – сложнее.

Читайте также:  Установка светодиодного прожектора на автомобиль

И тот и другой вариант размещения СКЗИ в приборе требует соблюдения весьма жестких требований к СКЗИ и проведения соответствующих испытаний компетентными органами. Но в «тахографе СКЗИ» все средства криптографической защиты сосредоточены в одном блоке, и именно он требует особых условий разработки, испытаний, производства и применения. А в контрольном устройстве ЕСТР они размещены в различных частях прибора и поэтому весь прибор требует таких особых условий.

Если бы в отечественных тахографах части СКЗИ размещались в различных местах тахографа, как в контрольных устройствах ЕСТР, то он весь целиком бы стал СКЗИ и потребовал особых условий разработки, испытаний, производства и применения. Согласитесь, что такой подход в контрольных устройствах ЕСТР вряд ли можно назвать его преимуществом.

Но с другой стороны, что интересно, тахограф с блоком СКЗИ, в связи с этим, формально может соответствовать требованиям Соглашения ЕСТР, если к нему добавить криптографически защищенный датчик движения и провести его испытания в соответствующей иностранной лаборатории, а контрольное устройство ЕСТР сможет соответствовать отечественным требованиям только в том случае, если все его СКЗИ будут размещены в одном месте и будут пригодны для использования в любых других отечественных тахографах.

Правда, пока ни одному отечественному производителю тахографов, как бы он не пытался, не удалось убедить иностранных экспертов, что его тахограф обеспечивает соблюдение требований Соглашения ЕСТР. Возможно, из-за тех самых невидимых барьеров, которых нет, а они есть. А никто из иностранных производителей контрольных устройств ЕСТР даже не пытался сделать прибор с СКЗИ в одном блоке.

Какой вывод следует из всех этих отличий?

А вывод следующий: тахограф с блоком СКЗИ соответствует не только требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения», требованиям Приказа Минтранса № 36 и требованиям ТР ТС, но и также, по сути, требованиям Соглашения ЕСТР. Причем наличие СКЗИ в тахографе не противоречит требованиям Соглашения ЕСТР, а прямо таки ими обусловлено.

НОВШЕСТВА С 01 НОЯБРЯ 2019 ГОДА

Итак, разберемся с изменениями в законодательстве.

Но прежде отметим самое главное: требование, согласно которому транспортные средства, перечисленные в приказе Минтранса России № 273, подлежат оснащению тахографом с блоком СКЗИ, не отменено – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» как предъявлял это требование, так и предъявляет. Об этом важно помнить!

Однако кое-что в нем все же поменялось. А именно: с 01 ноября 2019 года вводится прямая обязанность по оснащению транспортных средств тахографами для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также автобусов.

С 01 ноября 2019 года меняются Правила проведения техосмотра транспортных средств, в частности – Требования, предъявляемые при проведении техосмотра к транспортным средствам отдельных категорий. Тут необходимы пояснения.

Отныне, согласно новым Требованиям, транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 должны быть оснащены тахографом либо контрольным устройством ЕСТР – в зависимости от того, чего требует российское законодательство. Сведения о наличии на борту тахографа или контрольного устройства ЕСТР будут заноситься в диагностическую карту.

При этом российское законодательство требует оснащать контрольным устройством ЕСТР исключительно транспортные средства, которые используются для международных перевозок и имеют соответствующую карточку допуска. Во всех остальных случаях действует требование Федерального закона «О безопасности дорожного движения» об установке тахографа, соответствующего приказу Минтранса России № 36 (то есть с блоком СКЗИ).

Таким образом, с 01 ноября 2019 года транспортное средство, которое относится к одной из указанных категорий, и при этом не используется для международных перевозок и не имеет соответствующей карточки допуска, при прохождении техосмотра обязательно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ.

Третье существенное изменение коснулось штрафов.

Штрафы стали гораздо более существенными.

Отныне согласно КоАП РФ за управление транспортным средством без тахографа (именно такой термин используется в новой редакции статьи 11.23. КоАП) грозит штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей, и платить его будет водитель. А за выпуск на линию транспортного средства без тахографа штрафы варьируются от 7000 до 50000 рублей в зависимости от виновного лица (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо).

Что касается исключения из статьи 11.23. КоАП РФ определения того, какое устройство считать тахографом, то это исключение чисто техническое. Дело в том, что в данной статье сохранилась формулировка, согласно которой ответственность наступает в том случае, если установка тахографа на транспортном средстве «предусмотрена законодательством Российской Федерации».

  1. Основное требование к «бортовому регистратору информации о движении транспортного средства и о режиме труда и отдыха водителя», как бы он ни назывался – способность обеспечить регистрацию информации о движении транспортного средства и о режиме работы водителя в некорректируемом виде. В этом смысле никаких противоречий в требованиях к тахографу между Приказом Минтранса № 36 и международными документами нет – тахографы с блоком СКЗИ, учтенные в соответствующем перечне ФБУ «Росавтотранс», формально и фактически соответствуют требованиям Приказа Минтранса № 36 и требованиям регламента ТР ТС, а также фактически соответствуют требованиям Соглашения ЕСТР.
  2. В соответствии с российским законодательством тахограф – это устройство, которое соответствует требованиям приказа Минтранса России № 36, а устройство, соответствующее только требованиям Соглашения ЕСТР, и не соответствующее требованиям приказа Минтранса России № 36, является контрольным устройством.
  3. Обязательное наличие СКЗИ в тахографе, соответствующем Приказу Минтранса № 36, вытекает из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а обязательное наличие СКЗИ в контрольном устройстве, соответствующем требованиям Соглашения ЕСТР, предусмотрено Соглашением ЕСТР.
  4. С 01 ноября 2019 года:
    • физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также автобусов, обязаны оснащать свои транспортные средства тахографами, которые соответствуют требованиям приказа Минтранса России № 36 (то есть имеют блок СКЗИ);
    • транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, если они не используются для международных перевозок, должны быть оснащены тахографом с блоком СКЗИ;
    • за управление транспортным средством без тахографа, в случае если его установка предусмотрена российским законодательством, грозит водителям штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей;
    • за выпуск на линию транспортного средства без тахографа грозит перевозчикам штрафом от 7000 до 50000 рублей в зависимости от виновного лица (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо).

Общий вывод, который из всего этого следует: если вы не осуществляете международные автомобильные перевозки, то вы должны использовать на своем транспортном средстве тахограф с блоком СКЗИ. Все остальное – домыслы и спекуляции.

Источники (все документы доступны в открытом доступе):

  1. Конституция РФ;
  2. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР);
  3. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877);
  4. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;
  6. Кодекс об Административных правонарушениях;
  7. Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»;
  8. Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
  9. Постановления Правительства РФ от 16.10.2001 № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»
  10. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.2015 № 109 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»);
  11. Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1276 «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств»;
  12. Приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
  13. Приказ Минтранса России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».
  14. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр», Александр Борисович Архангельский.

источник