Меню Рубрики

Установка быть внимательным на уроке

Статья по теме «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.»
статья по теме

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Курчина Е.В., учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

города Губкина Белгородской области

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

Ни для кого не секрет, что анализируя свой педагогический опыт, мы невольно обращаем внимание на то, что наши дети с каждым годом начинают учиться всё хуже и хуже, а программные требования становятся всё выше и выше. Мы видим, что здоровых детей к нам приходит всё меньше, а неблагополучных семей, становится всё больше. Но даже в обычных семьях, которые мы относим к благополучным процесс воспитания стоит далеко не на первом месте.

Любое дело, которое человек будет делать без желания, без мотивации обречено на формализм. Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован …

Формирование мотивации учения — это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно — воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника? Отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Чаще всего мотивы обучения являются внешними, а не внутренними. Детям младших классов больше всего нравятся красивые атрибуты учения: ручки, яркие пеналы и карандаши. Более старшие чаще всего ходят пообщаться. И вот здесь перед нами стоит очень большая задача: как построить процесс обучения таким образом, чтобы развивать у детей внутренние мотивы. Как создать такие условия, чтобы детям самим нравилось работать на уроке.

В. Ф. Шаталов утверждал, что, для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Многое педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально — психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремится, либо совпал с ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Сухомлинский считал, что «ребёнок должен быть убеждён, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, радость успеха может померкнуть».

Каковы же критерии успешности учения?

Первый критерий — интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребёнка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. Для того, чтобы узнать интересы учеников не обязательно спрашивать их прямо или косвенно, лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного благополучия. И несмотря ни на какие объективные обстоятельства, на нас лежит большая доля ответственности за то, чтобы не забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут.

Второй критерий – сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребёнком того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться — долг ребёнка. Конечно, первоклассник или второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?

Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятёрки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребёнок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнёсся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению. Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. «Науку, — писал Герцен, — надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его нужно. Чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий – взаимоотношение в системе « учитель – ученик».

В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделённого с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть зубрёжку и нетворческий учебный труд.

Читайте также:  Установка газа на chery tiggo

Четвёртый критерий – учёт индивидуальных особенностей ученика.

Учёт особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать по их лицам и понимать:

  1. как на уроке создана установка быть внимательным;
  2. как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование);
  3. как организована смена видов деятельности на уроке;
  4. как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
  5. как организована активность учащихся на уроке;
  6. как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвёртые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Если урок предполагает заучивание какого – либо материала, то время, отводимое на заучивание должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключается из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворённости, теряется интерес к уроку.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодном положении? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал.

Пятый критерий — личность учителя.

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включённость в неё личности педагога. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Известный психолог Д. Карнеги советует «Забывайте о своих собственных неприятностях. Пытаясь дать немного счастья другим, вы в первую очередь поможете себе». В современное время, учитель должен обладать множеством личностных качеств, которые позволят ему добиться желаемого результата:

  1. эмоциональность (адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение, уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворённость от результата своего труда);
  2. выразительность речи (это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя). За счёт этих качеств учитель может реализовать целый ряд важных педагогических задач;
  3. творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет, ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков;
  4. организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива;
  5. чувство юмора. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Значительную часть конфликтов между учителями и учениками можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать всё в шутку»;
  6. настойчивость, дисциплинированность. Эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Шестой критерий – психологический комфорт на уроке.

Это важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто находится на уроке, будь то педагог или ребёнок. А в целом из всех показателей оценки урока главным следует считать самочувствие в ней человека. Урок хорош, если на нём хорошо и учителю и ученику.

1. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

2. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

источник

ПОДБОРКА ПРИМЕРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСТРОЯ НА УРОК

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Психологическая установка на урок

-Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. (Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем)

— Я как разведчик, всё замечу.

Но хотим знать всё на свете.

Прозвенел для всех звонок

— А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.

— Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. ( Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем)

— Я как разведчик, всё замечу.

Но хотим знать всё на свете.

Прозвенел для всех звонок

— А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.

Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти,
Прочти, пожалуйста, прочти,
Не надо умолять сестрицу,
Ну прочитай еще страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно сесть и почитать!

— Зачем человеку нужно чтение?

— Кто из вас готов отправиться за знаниями? (мы все).

— Сегодня на уроке мы с вами узнаем новое и постараемся помочь друг другу, если в этом будет необходимость.

Все ль внимательно глядят?

— Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением. — Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

— Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.

— Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

-Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам. Начинаем урок обучения грамоте.

— Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке?

Добрый день и добрый час,
Мы начнём урок сейчас.
Тихо дети сели,
Тишине открыли двери,
На уроке пусть сидит,
Будет шумно – улетит.

Ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь она нам пригодится!

Чтоб природе другом стать,

Добрый день и добрый час,
Мы начнём урок сейчас.
Тихо дети сели,
Тишине открыли двери,
На уроке пусть сидит,
Будет шумно – улетит.

— Ребята, к нам в гости пришло солнышко (на доске рисунок большого улыбающегося солнышка). Оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: « Я хочу много знать!». А я желаю вам успехов!

Мы — внимательные, мы – старательные.

Мы в первом классе учимся.

Ребята сегодня первый день зимы. Зимний ветер залетел в наш класс и стер с доски цифры на примерах которые я вам приготовила. Ребята помогите их восстановить.

Читайте также:  Установка и настройка аудита

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи.

Медитация. Закрыли глазки и мысленно сказали:

Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ, Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.

Открыли глазки. Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

-Ребята, по электронной почте вам пришло письмо: «Здравствуйте, первоклассники!

из Простоквашино! Вы, наверное, уже многому научились в школе. Я в следующем году тоже пойду в 1 класс. Вот только у меня проблема. Хочу узнать, какие качества нужно в себе воспитывать, чтобы хорошо учиться. Может, вы подскажете? Буду ждать ответа! До свидания! Дядя Федор.

— Ребята, я предлагаю вам в ходе урока назвать качества характера, которые помогут нам сегодня добиться хороших результатов. А как мы можем определить эти важные качества? ( Будем выполнять задания, наблюдать и рассуждать ).

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Великая радость — работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!

Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный —
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

Математика — королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А, узнав, не поймешь!

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.

Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Беритесь, ребята, скорей за работу –
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!

Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись! (Чистописание)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою —
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять —
Буду грамотно писать.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи —
За работу, в добрый час!

Беритесь, ребята,
Скорей за работу —
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёту!

Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!

Считайте, ребята,
Точнее считайте,
Хорошее дело
Смелей прибавляйте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела
Поскорей вычитайте.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно считать.

Без счёта не будет
На улице света,
Без счёта не сможет
Подняться ракета,
Без счёта письмо
Не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.

Изучение звука [ Р ].
Ра-ра-ра- начинается. ( игра)
Ри-ри-ри- на ветках . (снегири)
Ре-ре-ре- стоит домик на . (горе)
Ре-ре-ре- метём снег во . (дворе)
Ри-ри-ри- двор убрали – раз, два, . (три).

(На основе чистоговорок можно строить весь урок)

Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор-
Поиграем в волейбол.

(Изучение звука, буквы Н можно продолжить в виде спортивных соревнований).

Убежал от друзей
Без оглядки.
Сказал:
— Поищите!
Играю я в прятки.
Сначала в норе
Ёж укрылся
В од ёж ке.
Затем покатился
Клубочком
По ст ёж ке.
Нашёл под берёзкой
Кудряшки-сер ёж ки.
Решил подарить их
Мальчишке Сер ёж ке.
А дальше?
А дальше и вы
Поищите.
Где ёж?
Догадались?
Да он в алфавите!
АБВГДЕ ЁЖ ЗИ.

Начало урока с элементами театрализации.

(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)

Здравствуйте, друзья!
Я – конферансье.
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?

Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.

Я – весёлый Снеговик .
К зиме холодной я привык.
В Сочиняйке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“Не придёт ли новый друг?”
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!

Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный —
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!

Жили-были
Старик и старуха.
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть —
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

Читайте также:  Установка пзу в трубопроводы

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.

— Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

— Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

— Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

— Грамоте учится – всегда пригодиться.

— Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

— Больше знай, меньше болтай.

— Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

— Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

— Умную речь хорошо и слушать.

— Ученье – свет, а неученье – тьма.

— Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.

Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. ( Урок – путешествие на Луну).

— За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.

. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нём собралися гурьбой.

(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.

(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу).

Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)

Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.

Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.

(Счёт предметов на вокзале).

Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)

В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.

Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.

Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете? (Решение задач про домашних животных в деревне)

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)

— Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.

Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.

Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!

Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится. ”

— Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” — всюду заводит тихую музыку весны.

Рушится трон снежной королевы – зимы.

И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной. ”

— Отправимся в путешествие по осеннему лесу.

Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.

Тема: “Путешествие по карте полушарий”.

— Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок — путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто — то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь.

— Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?

— Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.

— Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.

Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).

1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)

2. “Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост — как синее стекло:
Скользко, весело, светло” (Лед)

3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)

4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)

5. “Не колючий светло — синий

По ветвям развешан . ”. (Иней)

Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)

— Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)

— Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.

— Какие же явления вы записали в кроссворд?

— Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)

Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”

— Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.

— Назовите самые яркие изменения в природе.

Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

— Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?

— Какие виды почв вы знаете?

— Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?

— Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?

— Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

— Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.

Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.

Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П.И.Чайковского.

Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.

Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.

— Какие жанры живописи знаете?

— С творчеством каких русских художников мы познакомились?

источник