Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ в часть 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.1
3.1. Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 5 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 5.1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций положения части 5.1 статьи 19 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) применяются в соответствующих муниципальных образованиях (субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге)
5.1. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
6. В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество.
7. В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.
8. На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом.
9. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5—7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального рай-
она или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
10. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
11. К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:
1) данные о заявителе — физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5—7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимою имущества.
12. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
13. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
14. Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в Указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
15. Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.
16. В случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
17. Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет.
18. Органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
4) в случае если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы.
19. Решение об аннулировании разрешения может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его получения.
20. Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе — по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента — по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану — по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа — по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта — по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
21. В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.
22. При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
23. Требования настоящей статьи в части получения разрешении не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.
24. Положения настоящей статьи, определяющие полномочия органов местного самоуправления, применяются к внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9300 — | 7868 —
или читать все.
Как осуществляется монтаж рекламных конструкций
Размещение наружной рекламы требует не только профессиональной помощи от промышленных альпинистов, но и знания нормативной базы. Нужно ли получать разрешение, как происходит процесс подготовки и что делать, чтобы не получить штраф в миллион рублей?
Термины и основные понятия
Во-первых, важно определить что же такое реклама. Установка рекламных конструкций требует разрешение на монтаж и эксплуатацию. Их цель — привлечение внимания в коммерческих целях.
Но важно различать термины “вывеска” и “рекламный баннер”, ведь именно от выбранного способа зависит и необходимость получения разрешения. Вывеска, в отличие от рекламы, имеет сугубо информативный характер, она располагается зачастую перед входом в магазин/офис или другое помещение. Чем рекламные баннеры отличаются от вывесок можно понять из судебной практики.
Рекламные щиты и другие конструкции предназначены не конкретному кругу лиц, а ориентированы всех проходящих/проезжающих для привлечения внимания к объекту. На вывеске (или табличке) отображается название компании, форма объекта (универсам, мебельный салон и др.), адрес, информация о режиме работы.
Рекламные конструкции предполагают любую информацию об организации, марке или другом объекте, включая контактные данные, наличие актуальных акций и др. Размещение такой рекламы на зданиях регулируется законодательством и требует специальных разрешений.
Несколько примеров, которые демонстрируют различия между рекламными и информационными конструкциями. Если установка на многоэтажном здании принадлежит компании, арендующей один из офисов, и не несет конкретики о месте расположения объекта (номер офиса, этаж), то такой способ размещения исключительно рекламный. Если же организация занимает всю площадь здания и вывешивает информацию о своем наименовании, то это не является рекламой, а типичным способом информирования о месте нахождения.
В случае нарушения законодательства, нелегального монтажа или по причине выявления противоречий со стороны ФАС наружная реклама подлежит демонтажу. Поэтому придерживайтесь требований, которые позволят сохранить рекламный баннер на весь срок предоставления разрешения:
- использовать данное средство исключительно в рекламных целях (без разоблачения конкурентов и др.);
- размещать конструкции без нанесения ущерба техническому состоянию здания, его внешнему архитектурному облику;
- предоставлять достоверную информацию;
- не распространять рекламу на знаках дорожного движения, ремонтном заборе, технической городской постройке, не производить установку рекламных конструкций вдоль дорог, ведь по закону это запрещено, да к тому же не оправдывает вложенных средств.
Законы, регламентирующие установку рекламных конструкций
Само понятие “наружная реклама” и способы ее размещения перечислены в законе № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе». Согласно нормативному документу реклама может распространяться с помощью множества технических средств, среди которых щиты, световые буквы, перетяжки и др. Ключевыми особенностями качественных рекламных баннеров являются:
- видимость для проезжающих автомобилистов, пешеходов;
- привлечение внимания;
- лаконичность;
- легкое восприятие информации.
Разрешение на реализацию, а именно установку и эксплуатацию рекламной конструкции предоставляется максимум на десять лет. Другое дело обстоит с рекламными обозначениями на витринах, лотках, передвижных средствах, уличных предметах экстерьера. Для них разрешение не нужно.
Контроль за соблюдением положений Закона о рекламе затрагивает компетенцию Управления Федеральной антимонопольной службы. В качестве средств используются:
- регулярное наблюдение за исполнением обязанностей, анализа их исполнения;
- организация и проведение проверок;
- устранение последствий неправомерных действий.
Вопросы практического применения ФЗ “О рекламе” раскрыты в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Помимо этих нормативных актов действуют требования к размещению наружной рекламы и в каждом округе, административно-территориальной единице. Заявление на рекламу вы можете подать в любом городе России, но как получить разрешение — зависит от условий администрации местных органов власти. Особенно это касается крупномасштабных рекламных баннеров в Санкт-Петербурге, которые могут влиять на архитектурный облик здания. В столице же существует отдельный регламент. Для получения полной информации лучше изучить информацию на сайте города.
Полученное разрешение — это еще не повод вздохнуть спокойно. Оно может пойти на проверку органам, осуществляющим контроль. Представители ФАС также активно следят за соблюдением техники монтажа и правил эксплуатации конструкций.
Пакет документов для подачи на предоставление разрешения:
- заявление;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- техническая спецификация от арендодателя, либо подготовленное вами;
- договор с владельцем здания;
- другие требования местных властей.
Размещение рекламы на жилом доме
В жилых зданиях необходимо получить разрешение на установку рекламных щитов, баннеров и других конструкций от большинства жителей. Договор оформляется между заявителем и выдвинутым на общем собрании лицом. Выбор уполномоченного лица является обязательным атрибутом процесса, ведь именно он будет представлять интересы собственников частных квартир. Само собрание происходит в строго оговоренном порядке и затрагивает три основных вопроса:
- Возможность установки конструкции. На собрании предоставляется полная информация — где будет размещаться, какого вида и каких габаритов установка, кто рекламораспространитель и др.
- Условия размещения.
- Выбор уполномоченного лица, представляющего интересы собственников.
После получения согласия и оформления договора необходимо обратиться в орган муниципалитета для получения разрешения.
Размещение на городской недвижимости
Предоставление права на воздвижение конструкций определяется на основе конкурса или аукциона. За проведение процесса отвечают государственные органы, органы муниципалитета. Только после получения разрешения заявитель получает возможность, за которую несет ответственность, на проведение монтажа и реализации рекламной конструкции.
Конструкции утверждаются в соответствии с подготовленными со стороны заявителя схемами. В них указываются тип и вид устройства, допустимое место монтажа. После утверждения установки рекламных баннеров компания-рекламодатель обязана уплатить госпошлину. Также возможны дополнительные платы в процессе подготовки и монтажа.
Штрафы за незаконную установку рекламных конструкций
Как уже отмечалось, без оформления и соблюдения договорных отношений с собственником здания монтаж конструкций незаконен и может привести к началу судебного процесса по делу неосновательного обогащения за счет чужого имущества. Это касается не только фасада здания, сооружения, строения, но и установки на земельном участке, крыше. Недобросовестный рекламодатель обязан оплатить сумму, которая складывается из таких параметров, как площадь рекламной конструкции и ставки условной единицы. Тарифы предусмотрены Комитетом по печати и взаимодействия со СМИ от 23.11.2007 №39-р.
Также стоит отметить и возможные выплаты в качестве компенсации по здоровью или имуществу, если рекламный щит порвался, упал, нанес ущерб. В случае вынесения на баннер разоблачающей информации о конкурентах рекламодатель должен компенсировать убытки компании-конкуренту по решению суда.
За нарушение требований законодательства назначается ответственность по 14.37 статье КоАП РФ. Штрафные санкции за установку рекламных баннеров и других конструкций без разрешения следующие: 1000-1500 рублей для частных лиц, 3000-5000 рублей для индивидуальных предпринимателей, 500000-1000000 рублей для компаний
Услуги монтажа наружной рекламы
Если заниматься согласованием и монтажом рекламных баннеров своими силами или с помощью бригады, не имеющих опыт в такой работе, то это может обернуться потерей денег и времени. Доверьте установку рекламных конструкций любой сложности профессионалам.
В силу специфики своего профиля наши специалисты постоянно отслеживают обновления и изменения в нормативной базе, касающейся установки рекламных конструкций. Повесить баннер на крышу или фасад — достаточно непросто. Здесь никак не обойтись без услуг промышленных альпинистов. Безопасность зависит не только от конструкции, но и от реализации. Некачественный монтаж может привести к провисанию полотна, его порче.
Наша компания регулярно участвует в тендерах, конкурсах на право монтажа в зданиях государственной или муниципальной собственности. Мы поможем с консультацией о получении разрешения и установим рекламные конструкции так, чтобы ваша реклама выглядела достойно и прослужила в течение всего срока.