Меню Рубрики

Установка индивидуальных приборов учета в коммунальной квартире

Правила установки водяного счетчика в коммунальной квартире

Повальная установка водомеров в жилых помещениях привела со временем к некоторым неясностям относительно эксплуатации приборов в коммунальных квартирах. То есть в тех домах, где имеется единовластный хозяин помещения, который расходует воду и понимает, куда она уходит, оплата счетов осуществляется в полном объеме и без заминок. А вот жильцам коммунальных квартир в этом случае приходится несладко. Часто нерадивые соседи по помещению либо просто отказываются платить, либо заселяют своё помещение незарегистрированными жильцами, которые воду потребляют, а платить — не платят. Как быть в этом случае, разбираемся ниже.

Важно: чтобы избежать возможной волокиты при разделении счетов на оплату воды, лучше вообще отказаться от установки счетчика и продолжать платить по нормативам. Если же все соседи адекватные и согласны контролировать расход горячей и холодной воды в муниципальной квартире, то поставить водомер нужно и можно только с письменного согласия всех зарегистрированных и проживающих в ней.

Несколько правил и выписок из закона

Согласно закону РФ установку водомера можно не проводить в тех помещениях, которые признаны аварийными и не пригодными к проведению какого-либо вида монтажных или строительных работ. Поскольку любое вмешательство может повредить целостность конструкции. Непригодность и аварийность здания подтверждают специальные комиссии письменным актом. В этом случае расчет за потребленную воду для всех жильцов проводится в обычном порядке по нормативам.

Кроме того, стоит знать, что счетчик на воду можно не ставить только лишь по причине своего несогласия. В этом случае расчет за потребленный ресурс будет проводиться по возрастающей тарифной сетке. По закону никаких штрафов и административных наказаний для не установивших водомер не предусмотрено.

Лица, имеющие право устанавливать водомер

Если все соседи по коммуналке пришли к единогласному решению об установке счетчика, то провести монтажные работы может любое лицо, имеющее представление об устройстве водопровода. При этом в законе четко прописано, что монтаж водомеров производится за счет пользователя воды и его силами. То есть поставить прибор можно любым удобным способом:

  • Пригласить мастера из ЖЭКа, написав заявление;
  • Заключить договор с компанией-подрядчиком и дождаться мастера-установщика (кстати, в этом случае специалисты часто имеют разрешение и на пломбировку водомера);
  • Воспользоваться услугами частного специалиста;
  • Или установить водомер своими руками.

В любом из случаев последней стадией ввода прибора в эксплуатацию должно стать появление пломбы на нём.

Если счетчик установлен

Платить по счетам при наличии водомера в коммунальной квартире выгодно. Но такой расчет удобен только в том случае, если все соседи признают адекватность перераспределения платежей. При этом суммы счетов, поступающих на воду, могут делиться по договоренности всех соседей. Выбирается методика оплаты либо по количеству прописанных в помещении человек, либо по количеству всех фактически проживающих.

Приведем пример расчета

Имеем коммунальную квартиру из трех комнат. В одной из них зарегистрированы двое, но по факту не живут вообще, а значит, ни воду, никакие другие ресурсы не расходуют. Во второй помещении зарегистрирован один, а живут по факту трое. То сеть расход воды уже идет больше. В третьей комнате зарегистрированы и проживают три человека. В этом случае выгоднее для третьего и первого помещений будет платить за воду по количеству фактически проживающих, в то время как жильцам из второй комнаты удобнее платить по количеству зарегистрированных.

Как правило, адекватные жильцы соглашаются на схему расчета по критерию «фактически проживающие». Тогда схема оплаты на нашем примере будет выглядеть так:

  • Зарегистрированные жильцы из первой комнаты не платят ничего;
  • Жильцы второй — оплачивают сумму, равную 3/6. То есть, вся стоимость воды делится на количество всех проживающих в помещении. В нашем случае это 6 человек.
  • Жильцы третьей помещения в коммуналке также будут оплачивать 3/6 от суммы.

Если не проживающие квартиранты заселятся и станут жить, то расчет счетов по оплате за воду будет выглядеть так:

Если же возникает ситуация, когда установка счетчика прошла с согласия всех зарегистрированных, а впоследствии в комнате поменялись жильцы-арендаторы, которые отказываются платить, то спор можно решать либо через разговор с хозяином, который должен платить за своих арендаторов, либо через управляющую компанию.

Для этого нужно обратиться в бухгалтерию управляющей компании с письменным заявлением и актом, подписанными соседями, о том, что в коммуналке по факту проживает больше человек. В этом случае в бухгалтерии обязаны сделать перераспределение счетов и поставить должников на место.

Важно: акт о фактическом проживании. Незарегистрированных соседей составляет домоуправ.

Есть и радикальные меры решения вопросов в такой ситуации. Можно обратиться в миграционную службу или полицию с просьбой проверить регистрацию проживающих соседей. Скорее всего, нелегалов выселят, а нерадивого соседа-арендодателя накажут штрафом. Но лучше не доводить дело до такого накала и все решить миром.

Установка счетчиков на воду в каждом помещении коммунальной квартиры

Часто у жильцов коммуналки возникает вопрос «А можно ли установить счетчики на воду в каждую комнату?». Здесь у юристов ответ однозначный — нет. Согласно нормативам СНиП устраивать так называемые «мокрые» помещения над сухими запрещено. То есть подводить трубы водоснабжения в спальные и жилые помещения запрещено. Так что установка счетчика на воду в коммуналке производится только в санузле и из расчета по одному на трубы ГВС (горячего водоснабжения) и трубы ХВС (холодного водоснабжения).

Штрафные санкции в случае неоплаты за воду

Если случается, что нерадивые соседи по коммуналке отказываются платить за воду, то в этом случае отключения от коммуникации опасаться не стоит. Поскольку водоканал не имеет права отключить водоснабжение всем жильцам коммунальной квартиры из-за одного должника.

Отключение от ресурса можно производить только в том случае, если должник имеет свою ветвь коммуникации. К примеру, счетчики на электроэнергию установлены в каждой комнате муниципальной квартиры. В этом случае есть возможность отрезать от света только комнату должника.

При этом решить вопрос можно путем простого непредоставления показаний счетчика в бухгалтерию ДЭЗ. В этом случае расчет за потребленную воду будет проводиться по нормативам.

Важно: при распределении сумм расчета за потребленную воду по закону количество проживающих в квартире еще оспорить можно. А вот уже количество бытовой техники, работающей с применением воды, и частоту её использования доказать никак невозможно.

Низкое качество воды

Случается, что при расчетах за потребленную живительную влагу возникают трения и на почве низкого качества воды. К примеру, вода в трубах ГВС не превышает температуру 40 градусов. И для того чтобы хоть как-то выкупаться и принять ванну, приходится сливать поступающую воду по 20-30 минут. При этом счетчик продолжает мотать, повышая суммы к расчету за потребленный ресурс. В этом случае можно обратиться к представителям ЖЭУ с просьбой проведения перерасчета.

Здесь важно быть готовым к волоките и длительной трате времени. Поскольку ответственность за низкую температуру горячего водоснабжения несут как водоканал, так и котельная, обслуживающая район коммунальной квартиры.

Чтобы доказать, что горячая вода в трубах ненадлежащего качества, нужно будет изрядно потрудиться. Но в этом случае оплату и расчет за воду можно будет производить по факту предоставленных услуг.

источник

Можно ли установить индивидуальный прибор учета без согласия соседей в коммунальной квартире?

В общественные приемные к депутату Государственной Думы Сергею Чижову регулярно поступают вопросы от граждан на волнующие их темы. Мы публикуем ответы на самые популярные из них.

Можно, но только по решению суда. Если ваши соседи не согласны на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения и электроэнергии, вы можете обратиться в районный суд с исковым заявлением об устранении препятствий в пользовании общим имуществом в жилплощади, в том числе и в установке счетчиков.

В соответствии со статьей 41 Жилищного кодекса РФ, владельцам комнат в коммунальной квартире жилье принадлежит на праве общей долевой собственности.

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилья счетчиками, их ввод в эксплуатацию, надлежащее техническое обслуживание, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены самими собственниками*.

Документальное оформление прибора учета осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника.

В соответствии с пунктом 50 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в коммунальной квартире, осуществляется в соответствии с четко определенными формулами. В том случае, если коммуналка оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом во всех комнатах установлены счетчики, то размер платы за услуги по электроснабжению, предоставленные потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения № 2 к вышеуказанным Правилам.

Если не все комнаты в коммунальной квартире снабжены счетчиками, а только общим прибором учета, то расчет платы осуществляется, исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммуналке. В нем определен порядок объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников, и о его распределении между всеми владельцами жилья.

Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Он в этом случае осуществляется расчет платы за услуги по электроснабжению в соответствии с документом, полученным от собственников, начиная с месяца, следующего за тем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии такого соглашения, расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных счетчиков электрической энергии.

Читайте также:  Установка пломб на приборы учета воды

* Пункт 80, пункт 81 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (редакция от 9 сентября 2017 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

источник

Установка электрического счетчика в коммунальной квартире

В данной статье подробно рассказывается сколько стоит установка электрического счетчика в коммунальной квартире, и все что об этом надо знать. Огромное количество семей в России сегодня до сих пор проживают в коммунальных квартирах. Конечно, тут сложно, что-либо говорить, ибо не от хорошей жизни так живут люди. В коммунальной квартире проблемы бывают такие, какие простым городским жителям и во сне не снились.

Одна из главных проблем жителей коммунальных квартир то, оплата коммунальных платежей. Ведь все в квартире живут по разному, кто-то больше работает, кто-то меньше и дома дела делает, а счета приходят, и никто не хочет платить за всех.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Впрочем, с выходом постановления правительства это вопрос можно будет урегулировать.

Проблема еще возникает в том, что во многих коммунальных квартирах попросту отсутствуют счетчики, т.к. у жителей нет лишних денег на него. Соответственно квитанции приходят не по киловаттам используемых в квартире, а по обще принятым нормам на человека, а они, как правило, получаются в разы дороже, чем реальная цифра счетчика.

Постановлением правительства №354 от 6 мая 2011 г «Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах». Законом предусмотрено несколько вариантов оплаты.

Первый: Если у жителей коммуналки есть индивидуальные счетчики в жилых комнатах, тогда квитанции приходят исходя из показаний индивидуального счетчика. Плюс счет за пользование общими комнатами.

Второй: Если между жильцами заключается договор в котором устанавливаются нормы пользования электроэнергией и ее оплатой.

Третий вариант, (о нем говорилось выше) если в коммунальной квартире нет счетчике или он признан не годным, то тогда квитанция приходит из расчёта нормы на человека.

И существует четвертый вариант, когда счетчики установлены, но не у всех. Тогда те, у кого есть счетчик оплачивают исходя из своих показаний, а оставшаяся задолженность распределяется согласно общему счетчику квартиры.

Разумеется, проще всего установить счетчик в своей комнате, тогда не придется платить за других. К тому же в коммунальных квартирах это довольно распространенный случай, когда находится как минимум один жилец отказывающийся платить, в результате квитанции приходят уже с долгами и этот долг приходится оплачивать более добросовестным плательщикам.

Для установки счетчика необходимо сходить в управляющую компанию и найти поставщика электроэнергии в вашей квартире. С организацией в обязательном порядке заключается договор. В договоре в обязательном порядке должны быть указаны:

  1. Ваши данные (ФИО, контактная информация, адрес)
  2. Данные компании (название, адрес, контакты)
  3. Номер договора.
  4. Договорные обязательства, ответственности сторон.
  5. Дата и подписи сторон.

Далее от организации поставщика электроэнергии приходит, человек и устанавливает счетчик и подсоединяет его к общей сети. Далее по завершению работ составляется акт, в котором прописывается серийный номер вашего счетчика. Далее вам будет приходить непосредственно ваша квитанция за пользование вашим электричеством.

Однако, согласно закону п.7.1.59 «Правило установки электроустановок». В коммунальной квартире должен стоять еще один центральный счетчик, который считает еще электроэнергию в общих комнатах. Поэтому при установке индивидуальной счетчика в комнате, на вас не будут заключать отдельный договор. Открытие отдельных счетов возможно, только в том случае если другие жильцы также установят у себя отдельные счетчики.

Установка отдельного электрического счетчика задача без условно хлопотное, требующая сил и времени. Однако, с помощью индивидуального счетчика можно по крайней мере не платить за чужие семья. После установки, вам не грозит оплата чужих счетов и чужой задолженности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Правда в коммунальной квартире есть и другие подводные камни, когда по соседству живут не очень благополучная семья, и они предпочитают не платить за свет и коммуналку совсем. Время от времени к вам приходят товарищи из энергокомпании и отрезают их от сети пытаясь добиться оплаты задолженности, но таким терять особо нечего. Не добьются результата и суды т.к. у людей нет финансовой опоры, даже ФССП признает их просто не платежеспособными и через несколько лет долг просто спишут. Да и вообще не каждый умеет весть диалог и грамотно договариваться с людьми, для этого нужно обладать и выдержкой, и терпением, так сказать обладать дипломатическими навыками. Поэтому вариант в данном случае один — это оформить ипотеку и переехать в свою маленькую пускай, но все же свою или же попробовать найти домики в близлежащем к городу или в области там цены на много ниже, а возможностей больше. Тем более, сейчас столько более-менее упрощенных схем и поддержек со стороны государства.

В этой статье вы узнали, сколько стоит установка электрического счетчика в коммунальной квартире. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

источник

Порядок установки индивидуальных приборов учета

Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики будут устанавливать «Водоканал», «Теплосети» и «Энергосбыт», срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г.

В связи с указанными положениями у граждан возникает множество вопросов.

Какие индивидуальные приборы учета можно применять?

Согласно п. 138 ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для населения установлено требование по применению электрических счетчиков классом точности 2,0 и выше.

Электросчетчики должны быть внесены в государственный реестр средств измерения, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории РФ.
Старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее в настоящее время изымаются из оборота.

В соответствии с ГОСТ 6570–96 с 01.07.1997 г. запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате их отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ производить поверку или замену счетчика должен собственник помещения.

В случае если проверка или замена прибора учета не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.

В качестве примера рассмотрим апелляционное определение Вилегодского районного суда Архангельской области по делу № 11–5 от 24.05.2012 г.

Из материалов дела.ОАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с иском к Бачиной К.В. о взыскании 14 тыс. 134 руб. 20 коп. в счет задолженности за потребленную энергию в период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. В обоснование иска истец указал на то, что ответчица, проживая в собственном доме, использует электроэнергию и обязана своевременно ее оплачивать. Однако К.В. Бачина в течение длительного времени оплачивала потребленную электрическую энергию частично, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в сумме 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Ответчик К.В. Бачина в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, полагая вывод суда о безучетном потреблении ею электроэнергии необоснованным. Так, проживая в собственном доме, она пользовалась электричеством, оплачивая его по показаниям электросчетчика. При этом какие-либо претензии относительно учета и оплаты потребленной электроэнергии в ее адрес не высказывались. Электросчетчик был установлен специалистом и опломбирован, не был утрачен или поврежден, по его показаниям выставлялись счета на оплату. С ее стороны каких-либо действий, направленных на искажение данных счетчика, не совершалось и судом не установлено. О необходимости соблюдения сроков поверки ей не было известно. Кроме того, к гражданам-потребителям, использующим электричество в бытовых целях без надлежащего учета, применяются п. 31 и 34 Правил оказания коммунальных услуг, но для случаев использования счетчика по истечении срока его поверки возможность такого перерасчета не установлена.

Читайте также:  Установка узла учета на границе балансовой принадлежности

Исследовав и проанализировав доказательства, предоставленные сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что и по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.

Мировым судьей установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.

Согласно п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

Мировым судьей установлено и нашли подтверждение следующие обстоятельства.

Из ведомости (л. д. 22) следует, что по лицевому счету №__, открытому на имя К.В. Бачиной, ответчику производились начисления за потребленную электрическую энергию по жилому дому.

22.09.2011 г. в ходе плановой проверки потребителя К.В. Бачиной в ее жилом доме выявлено, что установленный прибор учета – электросчетчик СО-2 №__ со сроком МПИ 16 лет поверку прошел в 1959 г., и зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии потребителем, выразившийся в нарушении срока МПИ. В связи с этим было выдано предписание восстановить учет электроэнергии, а также осуществлен расчет объема безучетного потребления электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. с учетом двух комнат и одного проживающего в доме человека, что составило 6979,12 кВт ∙ ч: 37,93 (норматив потребления на 1 человека в день) х 184 (количество дней в вышеуказанный период).

Указанное обстоятельство послужило основанием для доначисления потребленной электрической энергии в объеме 6979,12 кВт ∙ ч на сумму 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
01.11.2011 г. в жилом доме ответчика установлен новый электросчетчик.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 г. № 32–05–11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000 г. Исходя из этого вывод мирового судьи о том, что ответчик производил эксплуатацию неисправного прибора учета электрической энергии, верен и подтвержден материалами дела.

В силу ст. 157 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном постановлении Правительства РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10.08.2010 г. № 230-пп «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета» норматив энергопотребления для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах (две комнаты) с количеством проживающих один человек составлял 1154 кВт ∙ ч; указанная величина отражена и в расчете задолженности.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что, ввиду выявления факта нарушения потребления электроэнергии, абоненту обоснованно был выставлен счет об оплате стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в размере 14 тыс. 134 руб. 20 коп. с учетом выплаченных ответчиком денежных средств за указанный период. Доказательств иного не предоставлено.

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы необоснованны.

Следовательно, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Итак, замене подлежат следующие индивидуальные приборы учета электроэнергии:
1) технически неисправные (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса);
2) с просроченным сроком государственной поверки;
3) в случае отсутствия пломбы;
4) электросчетчики класса точности 2,5.

Индивидуальные приборы учета воды

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (ПП РФ от 12.02.1999 г. № 167) класс точности приборов учета воды не регламентируется. Для установки в жилищном фонде, как правило, применяются крыльчатые приборы учета холодной и горячей воды (до 90 градусов Цельсия) с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики-сухоходы). Счетчики должны быть сертифицированы Государственным реестром средств измерений Госстандарта РФ.

Установка приборов учета воды обязательна. В ФЗ «Об энергосбережении» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.

Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.).

Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика.

Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.

Важно отметить, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета»(например,установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем).

Согласно п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Также, несмотря на то что электрический счетчик расположен на лестничной площадке, он учитывает расход электроэнергии отдельной квартиры, таким образом, относится к имуществу собственника (нанимателя) квартиры. Следовательно, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Соответственно собственник несет расходы на осуществление замены не соответствующего требованиям прибора учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку единовременно, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по оплате сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. В таком случае необходимо заключить договор о рассрочке оплаты.

Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны оплатить ресурсоснабжающим организациям расходы на установку приборов учета и их доставку к местам установки приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Многие ресурсоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и взимают плату за опломбировку приборов учета. В случае если собственник отказывается платить за такую услугу, организации отказываются регистрировать приборы учета, а значит, не принимают с них показания. Однако навязывание услуги по опломбировке незаконно, также неправомерно взимать за нее плату.

В качестве примера рассмотрим решение Абаканского городского суда 2012 г.

Из материалов дела. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ООО ЖЭУК «Х.» о защите прав потребителей с требованием о признании незаконными действий ООО ЖЭУК «Х.» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков), оплаты связанных с этим транспортных расходов.

В судебном заседании представитель истца Х. пояснила суду, что ответчик, будучи обязанным осуществлять опломбировку установленных приборов учета водопотребления, незаконно берет за это плату, а также за транспортные расходы, связанные с опломбированием счетчиков. Представитель просит суд иск удовлетворить, пояснив, что решение суда послужит основанием к перерасчету услуги для потребителей.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему.

Из представленной в материалы дела копии квитанции следует, что ООО ЖЭУК «Х.» приняло от гражданина М. 370 руб. за опломбировку двух счетчиков и 70 руб. транспортных расходов, всего 440 руб.

В силу п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ч. 2 указанной статьи закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Читайте также:  Навязывают установку приборов учета

ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Так как приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу, фактически при опломбировании управляющей компанией приборов учета происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения.

Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбировку приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме, не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами РФ.
Суд постановил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

В связи с вышеизложенным платная опломбировка приборов учета, а также взимание транспортных расходов являются навязанными услугами, не основанными на законе. Данные услуги являются обязанностью управляющей компании.

ФЗ от 28.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.

В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.

Рассмотрим в качестве примера решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 09.08.2012 г.

Из материалов дела. А.С. Тишин обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования с исковым заявлением об обязании ее установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в квартире, где он проживает, с момента заселения отсутствуют индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов, энергопоставляющая организация производит расчет за потребление энергетических ресурсов исходя из размеров регионального стандарта. А.С. Тишин считает, что потребляет намного меньше энергетических ресурсов, поскольку проживает один, в доме имеются только телевизор и три лампочки. Потребление горячей и холодной воды истец также считает несоизмеримым с выставляемыми ему счетами,. Для определения фактического потребления энергетических ресурсов его принуждают установить индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов. Квартира, в которой он проживает, находится в муниципальной собственности, истец пользуется ею на основании договора социального найма, заключенного между ним и администрацией муниципального образования. В январе 2010 г. он обратился в администрацию с заявлением об установке ему индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. А.С. Тишин считает, что администрацией района его просьба была проигнорирована. Кроме того, истец не имеет материальной возможности самостоятельно установить счетчики. Неисполнение администрацией муниципального образования своих обязанностей привело к тому, что ОАО «» взыскало с истца образовавшийся долг.

Истец регулярно производит оплату коммунальных услуг, но оплачивает меньший размер суммы счета, т.к. не имеет возможности оплачивать всю сумму полностью. Считает, что на протяжении всего срока проживания в квартире платит за энергетические ресурсы больше, чем фактически их потребляет, кроме того, постоянно переживает, что его выселят из квартиры, его состояние здоровья за два с половиной года ухудшилось. Истец просит суд обязать администрацию муниципального образования установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов; взыскать с администрации муниципального образования материальный ущерб и компенсацию морального вреда.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тишина А.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено ЖК РФ.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя его содержания.

Частью 2 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Таким образом, на администрацию муниципального образования как собственника жилого помещения, в котором проживает истец А.С. Тишин, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования А.С. Тишина в части обязания администрации муниципального образования установить в квартире прибор учета электрической энергии подлежат удовлетворению.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. То есть собственники квартир в многоквартирном доме должны за свой счет установить и общедомовые приборы учета.

Кто имеет право устанавливать индивидуальные приборы учета?

Более того, поставщики энергоресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета осуществляют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах РФ.

Кто осуществляет и оплачивает поверку индивидуальных приборов учета?

Важно отметить, что эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается, более того, расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями.

Итак, подводя итог вышеизложенному, сделаем выводы.

1. Установку внутриквартирных приборов учета собственники и наниматели жилых помещений ни с кем согласовывать не обязаны.

2. Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

3. Прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию. Для этого следует пригласить представителей управляющей организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию.

4. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию.

Важно отметить, что Законом об энергосбережении внесены поправки в КоАП РФ.
Ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет систему штрафов:

  • за несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • за несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.;
  • за необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector