Меню Рубрики

Установка ипу в муниципальном жилье

Кто должен устанавливать счетчики на воду в муниципальной квартире

В большинстве случаев лица, проживающие в муниципальных квартирах, имеют юридический статус арендаторов, поскольку живут на основании официального договора социального найма. Это двухсторонний жилищный документ, в котором указаны владелец и квартиросъёмщик.

В теории владелец должен сам ставить в квартире измерительные приборы и за свои средства менять устаревшее или вышедшее из строя оборудование.

Если квартира не приватизирована, кто должен ставить счетчики на воду?

К ответу на этот вопрос отсылают сразу несколько законов: Гражданский Кодекс РФ, ст. 676, Жилищный Кодекс, ст. 65, Федеральный Закон №261, ст. 13, пункт 5. Но законодательная база ещё не гарантирует, что действия владельцев муниципальных квартир и лиц, в них проживающих, будут во всех случаях строго определены и регламентированы, особенно в вопросах, касающихся установки и ремонта счетчиков воды.

Закон однозначно определяет лица, отвечающие за своевременный монтаж учетных приборов – индивидуальных либо общедомовых. Это собственники, ставшие таковыми в результате коммерческой покупки жилья или отвечающие за него от имени государственных структур.

Если квартира или дом принадлежат муниципальным органам и предоставлены к проживанию согласно договору соцнайма, между собственниками и жильцами часто появляются разногласия по множеству вопросов и в частности – по вопросу установки счетчиков.

Гражданский кодекс однозначен: собственник, он же наймодатель, должен следить за надлежащей эксплуатацией жилья и следить за приборами, связанными с оказанием коммунальных услуг. В ЖК нет настолько прямых указаний, но сказано, что собственник должен выполнять все действия по отношению к объекту жилья, предусмотренные иными законами РФ.

Тем не менее на практике доказать, кто должен заниматься установкой приборов учёта воды не всегда просто.

Кроме того, все региональные структуры имеют свою программу по рациональному использованию ресурсов, в которой обязательно отражен параметры энергетической эффективности и экономии в жилищных фондах. Эти показатели отражают учёт доходов от коммерческого жилья и расходов на его содержание.

Отказ в монтаже учётных приборов часто обоснован тем, что жильё относится к категории ветхого и подлежит сносу. Такие дома обязательно стоят в муниципальных органах на учёте, и сведения об этом доступны всем желающим.

И хотя договор найма всегда регулируется законодательными актами, само жильё бывает разным по статусу и плану его содержания. В таких ситуациях нужно найти в договоре конкретный пункт о том, кто именно должен устанавливать КПУ в квартире.

Если это обязан делать наниматель жилья, то все расходы на монтаж приборов учёта ложатся на него.

Однако в стандартном договоре обычно указано, что ответственность за установку и содержание водосчётчиков лежит на собственнике жилья. В ФЗ даже есть информация о сроках монтажа счетчиков – месяц со дня подачи заявления.

Установка счетчиков в муниципальной квартире, за чей счет проводится

Бывают случаи, когда муниципальные власти отказывают в установке либо в обслуживании приборов учёта, ссылаясь на недостаток бюджетных средств. Такие действия следует считать неправомерными. Собственники жилья, то есть местные власти, обязаны содержать жильё в полном соответствии с ГК и ЖК, и должны изыскать средства на установку счетчиков.

Порядок действий квартиросъемщика при установке ПУ в муниципальном жилье

Если вы изучили договор и не нашли в нём обязанности квартиросъёмщика, касающиеся установки водомеров, вы вправе обратиться к собственнику квартиры по этому вопросу. Не следует обращаться в горводоканал или управляющую компанию, хотя в исключительных случаях УК может выступать сособственником помещения.

Обычно в договоре чётко указано, кому принадлежит жильё. Это лицо и обязано заниматься приборами учёта. В стандартных случаях это государственная структура – муниципальные или региональные власти.

Жильцу нужно написать заявление в администрацию города, посёлка или иного населенного пункта о желании поставить КПУ. Для верности пишите документ в 2 экземплярах и обязательно поставьте дату приёма заявки в канцелярии. Попросите предоставить ответы на заявление в письменном виде. Это бумаги будут нужны при обращении в суд или вышестоящие инстанции в случае, если в монтаже приборов откажут.

Практика показывает, что участие суда – гарантия качественной и оперативной установки счётчиков на объект за счёт собственника жилья.

источник

Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.

При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.

Читайте также:  Установка канальных вентиляторов вентс

Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах

С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник

Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.

Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели

Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.

Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.

К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.

Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.

Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма

Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.

Читайте также:  Установка реаниматора на флешку

Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).

Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ). Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.

При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.

ВС РФ проанализировал решения всех предыдущих судов и пришёл к следующим выводам:

  1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
  2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.

ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

Запомнить

Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:

  • помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
  • отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.

Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.

источник

Все по закону: кто должен устанавливать счетчики на воду в квартире?

Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ от 23.11. 2009 г. разрешение на установку приборов учета воды выдает соответствующая коммунальная служба, в ведении которой находится жильё потребителя.

Непосредственно монтаж самого водомера могут производить как сама служба, так и любые строительные или ремонтные организации, в том числе частные.

Кто имеет право устанавливать приборы учета?

  1. За установку счетчиков в многоквартирных домах отвечают ТСЖ, Управляющие компании или ДЕЗы. Необходимо написать заявление с просьбой установить и зарегистрировать водомер.

Эти организации не всегда осуществляют техническую часть установки приборов, рекомендуя проверенные компании, но начинать оформление нужно с них.

  • В новостройках счетчики устанавливает застройщик на этапе строительства, как предписывает указанный выше закон. Если дом или коттедж построены самостоятельно, то за разрешением врезки счетчиков воды в систему водоснабжения, необходимо обращаться в местное отделение водоканала или в Дирекцию Единого Заказчика (ДЕЗ).
  • В домах частного сектора разрешение и регистрация осуществляется местным водоканалом или ДЕЗом. Чаще всего они сами производят весь комплекс работ.
  • Данный вопрос в муниципальных квартирах решают через муниципалитеты, префектуры, администрации районов и городских округов, то есть в государственных органах власти, являющимися наймодателем жилья. Заявление подаётся в отдел, ведающий коммунальными услугами. Они так же рекомендуют фирмы, которые могут произвести монтажные работы.
  • И, наконец, есть универсальный способ, которым могут воспользоваться практически все. Строительные и ремонтные организации, занимающиеся монтажом измерительного оборудование, самостоятельно проделают всю процедуру.

    После установки счетчика собственнику останется только вызвать специалиста из коммунальной службы, занимающейся водоснабжением, для пломбировки счетчика, заключения договора на обслуживание и переоформления лицевого счета с нормативного учета на учет по показаниям водомера.

    Читайте также:  Установка подсветки на оптику

    В 2010 году выдачу лицензий («допусков СРО») отменили, поэтому любая организация или частный специалист в этой сфере может произвести врезку счетчика. Необходимо убедиться в надежности и компетентности установщика, поискать отзывы о нем в интернете, воспользоваться рекомендациями друзей и знакомых.

    Все, что вы хотели бы знать об установке водяных счетчиков, найдете тут.

    Законна ли самостоятельная установка?

    Да, это не противоречит законодательству. Если знания и умения позволяют потребителю, его родственникам, или знакомым это сделать, то почему бы не сэкономить на монтаже?

    Для этого необходимо:

    • Купить прибор (он должен быть сертифицирован в Российской Федерации);
    • Обратиться в УК, ТСЖ, ДЕЗ или водоканал с просьбой на время установки отключить подачу воды в жилье (квартиру, дом, коттедж);
    • Установить счетчик;
    • Пригласить сотрудника соответствующей организации для опломбирования и регистрации прибора;
    • Получить акт о вводе водомера в эксплуатацию, зарегистрировать его и убедиться, что лицевой счет переоформлен с нормативного начисления платы за водоснабжение и водоотведение, на учет по показаниям счетчика. Чаще всего, всю эту процедуру осуществляет представитель УК, ТСЖ, водоканала или ДЕЗа, который опломбировал счетчик.

    Таким образом, владелец квартиры потратиться только на сам прибор и на комплектующие к нему (фильтры, фитинги, краны и т.д.).

    Как установить счетчик на воду самостоятельно, подскажет видео:

    Можно ли отказаться?

    Постановлением Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 назначены повышающие коэффициенты с 01.01.2015. Они предназначены для тех потребителей, кто не установил водомеры.

    Эти изменения сделали установку счетчика(ов) необязательным. Если Управляющая компания или водоканал принуждают к этому, собственник вправе отказаться.

    Также объем потребленной воды зависит от количества точек поступления её в жилье (раковин, ванн, душевых кабин и т. д.). Так что только собственник жилья решает о необходимости установки данного прибора.

    Заключение

    Итак, если принято решение установить счетчик воды в квартире, следует найти способ, который не только сэкономит средства при монтаже прибора, но и гарантирует законность и надежность его использования.

    Собственник жилья может установить счетчик сам или обратиться к специалистам по рекомендации коммунальной службы, а также в любую другую организацию, занимающуюся данным видом работ.

    источник

    Должны ли бесплатно установить счетчики на воду в муниципальной квартире?

    Здравствуйте. У нас не приватизированная квартира.Ее получил отец от завода 30 лет назад.Имеется ордер на квартиру.В квартире прописано 5 человек,по факту проживает меньше и т.к. нет счетчиков на воду,то платим по общим тарифам.Сейчас оплата прибавилась и это существенно бьет по нашему бюджету.Решили поставить счетчики,но узнали от старшего по дому,что нам их должны установить бесплатно,т.к. квартира является муниципальной.Завод уже несколько раз перепродавали,сейчас он попал в частные руки и уже не выступает в качестве муниципалитета,получается что его функции выполняет ЖКУ.Но там нам сказали,что нет такого закона на установку бесплатно.Хотя я знаю случаи когда не просто установка была бесплатной,но и сами счетчики закупали ЖКУ и приходили устанавливали.

    Хотелось бы уточнить,правомерен ли отказ сотрудниками ЖКУ? На какой закон опираться и к кому обращаться?Заранее огромное спасибо за ответ.

    Вы спрашиваете: «Должны ли бесплатно установить счетчики на воду в муниципальной квартире?»

    Проблема у Вас усложнена тем, что между Вами и муниципальным органом нет договора жилищного найма. У Вас ордер на квартиру, а ордера не выдаются с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ (с декабря 2004 года). Вопрос об установке прибора учета подачи воды решен Постановлением Правительства РФ № 776 от 04.09.2013 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ВОДЫ, СТОЧНЫХ ВОД», но вопрос о расходах на установку такого прибора должен решаться договором между наймодателем и нанимателем. У Вас такого договора нет. В этом случае нужно исходить из того, что любые изменения условий проживания в жилище, в том числе изменение сетей подачи воды, газа, электроэнергии и пр, осуществляются собственником жилья или нанимателем по согласованию с собственником. Наем жилья Вы оплачиваете и потому собственник обязан нести расходы по совершенствованию условий жизни наемника. Специального нормативного акта, обязывающего наймодателя или наемника нести расходы на установку или замене, или ремонта прибора учета воды, нет. Повторю: это должно быть предусмотрено договором социального найма.

    Ордер выдали 30 лет назад,что было в 2004 году меня мало интересует.И в моем вопросе нигде не говорится,что нет договора.Договор с муниципальным органом у нас есть.

    источник

  • Добавить комментарий