Меню Рубрики

Установка к другим этносам

Сущность этнических установок

Межгрупповые отношения определяются в значительной степени скорее восприятием (перцепцией) действительности, чем самой действительностью. На этом уровне центральное значение в структуре этнической идентичности приобретают этнические образы в форме межэтнических установочных образований. Межэтнические установочные образования (стереотипы, предубеждения, предрассудки) — социально-перцептивные феномены этнической идентичности. Они содержат эмоционально-оценочное отношение к различным этническим группам и характеризуются уровнем готовности к соответствующим поведенческим реакциям в межэтническом общении. Кроме того, этнические образы выполняют ведущую роль в интерпретации межэтнического взаимодействия. Особое значение они приобретают в неопределенных и конфликтных ситуациях как наиболее эмоциональных. Исходя из содержания этнических образов, стороны стремятся по-своему интерпретировать мотивы и действия другой стороны, что, безусловно, отражается на межэтнических отношениях, а иногда и выступает препятствием на пути урегулирования межэтнических разногласий и конфликтов.

Под этническими установками понимается готовность личности воспринимать те или иные явления этнонациональной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Этнические установки фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами и людьми иных национальностей. Этнические установки фокусируют отношение к явлению (например, традициям), объекту (языку, фольклору) или виду общения (деловому, семейному, дружескому, соседскому).

Формируясь в пограничной зоне этнокультурных контактов, этнические установки закрепляют эмоционально-оценочное отношение к собственной этнической группе, к другим этническим группам и к их отдельным представителям. Поэтому этнические установки не «нейтральны» и дифференцируются по их «эмоциональной» насыщенности на «позитивные» и «негативные». Еще одним основанием дифференциации этнических установок является их содержание. Исследования показывают, что в контексте позитивных в целом межэтнических отношений главной опорой этнических установок является традиционная этническая культура.

Этнические установки и отношения складываются по-разному. Есть отношения, которые возникают, так сказать, спонтанно, но большинство из них определены заранее в процессе социализации личности, имеют вид установок, сформировавшихся в семье или в более широкой социальной группе, в которую входит человек. Тем самым установки на межличностные отношения обусловлены, главным образом, установками на отношения между группами и обычно сочетаются с ними. В социально-психологическом отношении важно выявлять механизмы, способные гармонизировать межэтнические отношения, оптимизировать этнические установки.

Этнические установки отличаются некритичностью, ограниченностью, а нередко и искаженностъю когнитивного (по-знавательного) содержания. Не случайно поэтому среди этнических установок главное место занимает этнический стереотип как «неверное» отражение, возникающее на основе неточностей, «предвзятости», «недостоверных знаний». В то же время этнические стереотипы рассматриваются по отношению к таким этническим установкам как предубеждение и предрассудок в качестве родового понятия. Особое значение этнические установки приобретают в неопределенных и конфликтных ситуациях как наиболее эмоциональных.

источник

Этнические установки в этнопсихологии

Этническая установка представляет собой готовность личности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием готовность действовать определенным образом в конкретной ситуации.

Подмежэтническими отношениями понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми различных национальностей, этническими общностями. В этнопсихологии выделяется два уровня межэтнических отношений – личностный и групповой. Такие отношения складываются в различных сферах жизни – в политике, трудовой деятельности, быту, семье, дружеском, неформальном общении. Характер межэтнического отношения может быть дружественный, нейтральный или конфликтный. Он складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, экономических и культурно-бытовых условий жизни, конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне характер отношений зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в различных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические отношения складываются из рациональных, когнитивных, эмоциональ­но-оценочных и регулятивных компонентов. Важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью, потребности в национальном, этническом развитии.

Этническая установка фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической об­щности и взаимосвязей с другими народами, людьми других националь­ностей. В современных условиях усилия ученых направлены на выявление механизмов, способных гармонизировать межэтнические отношения, оптимизировать этнические установки.

В наиболее общем смысле категория «установка» означает психическое состояние готовности к реагированию определенным образом на факты действительности. Люди реагируют положительно или отрицательно на все, что так или иначе касается их или затрагивает их интерес. Установки на основе социальной практики индивида образуются по отношению к вещам, которые окружают людей и служат им; по отношению к личностям в социальном окружении индивида; по ассоциации с вещами и личностями в отношении ситуаций, идей, процессов, систем. Образуются установки и к социально-экономическим общностям. И не только к тем, с представителями которых носители установки либо встречались сами, либо знают о них на основе косвенного (часто искаженного в процессе передачи) опыта.

Структура установки сочетает элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального, чувственного начала, чем и объясняются ее универсальность и сравнительная легкость возникновения. Установка бывает либо позитивной, либо негативной по отношению к объекту и никогда не бывает нейтральной. Важное общее свойство установки заключается в том, что она субъективно представляется правильной и наилучшей ее носителю. Все, кто не разделяет установки индивида, в его сознании оказываются отчужденными. Если же затрагиваются установки, касающиеся этнической общности самого индивида, это прямо ведет к этноцентризму. Негативные установки по отношению к «чужим» этническим общностям ведут к этническим и национальным предрассудкам. Но в обоих случаях они служат механизмами превращения национально-психологических образований в национализм и его идеологию, политику и социальную практику. Люди далеко не всегда сознают наличие установок в своем сознании и тем более влияние установок на их социальное поведение. Однако если в результате действия каких-либо факторов в сознании людей возникла негативная установка по отношению к определенной социально-этнической общности, то любая информация об ее представителях будет восприниматься искаженно, мнения о них будут негативно окрашенными, а решения и поступки, связанные с этой общностью или ее отдельными представителями, будут неблагоприятными. Наличие сходных по направленности и интенсивности проявления установок в отношении конкретного объекта служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. На ранних стадиях развития личности структурные компоненты установки сравнительно легко подвергаются изменениям благодаря новому опыту. Однако позднее структура ее становится более жесткой, особенно у тех, кто долгое время поощрялся окружающими реагировать на определенные события или группы конкретным, приемлемым для них образом.

Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности – в семье, учебных заведениях, в процессе общения.

В зарубежной специальной литературе 80-х годов многократно описывался эксперимент, цель которого состояла в выявлении характера установок и приблизительных сроков их образования в сознании личности. Эксперимент проводился факультетом психологии одного из университетов США. Испытуемым из различных возрастных групп предъявлялась картинка. Два человека (один из них негр, другой – белый) изображены разговаривающими в вагоне нью-йоркского метро, причем у белого в руках опасная бритва с открытым лезвием. После рассмотрения картинки испытуемым предлагалось пересказать ее содержание другим, не видевшим изображение. В ходе последующих 5—6 пересказов бритва неизменно переходила в руки негра, и его поведение описывалось как угрожающее по отношению к белому. Такое искажение регулярно повторялось в группах белых американцев, чей возраст превышал 15 лет, и начисто отсутствовало в группах детей, не достигших 10-летнего возраста. В процессе восприятия, умственной переработки, запоминания и воспроизведения «вмешивалось» действие установки отношения белых американцев к неграм, а ее появление в их сознании было определено достаточно точно – в возрасте между 10 и 15 годами.

Читайте также:  Установка поршней рмз 640

Таким образом, в национальное – в отношение к «другим» и в оценку «других» этнических общностей – привносится действие некоего постороннего элемента. Им является установка, которая изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи. Негативная установка трансформирует это национальное в националистическое, поощряя ее носителей к национальному высокомерию. Однако следует отметить, что установка формируется не нацией в целом, а отдельными индивидами, и лишь подхватывается массами. «Психология отдельного человека, – отмечает К. Юнг, – однако, соответствует психологии наций. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает нация. Лишь изменение установки отдельного человека становится началом изменения психологии нации. Великие проблемы человечества еще никогда не решались посредством всеобщих законов, но всегда решались лишь посредством обновления установки отдельного человека. Если и было время, когда самосознание было безусловно необходимым и единственно правильным, то это – наша современная катастрофическая эпоха. Но каждый, кто осознает самого себя, сталкивается с границами бессознатель­ного, которое как раз содержит именно то, что прежде всего необхо­димо было бы знать».

источник

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА

Рассматривая вопрос об этнической идентичности, необходи­мо обратить внимание на то обстоятельство, что этническое един­ство любого народа неразрывно связано с общностью его психи­ки, проявляющейся в специфических чертах характера, своеобра­зии ценностных ориентации, вкусов и т.п. Без учета этого обстоя­тельства невозможно уяснить не только механизм, обеспечиваю­щий устойчивость жизнедеятельности отдельных этнических групп, но и передачу этих черт из поколения в поколение.

Основные элементы этнической психологии начинают форми­роваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъективном, психологическом плане начинает осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывается представление о «них», т.е. о людях, принадлежа­щих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись как вместе с ростом размеров собственной общно­сти, так и с более четким пониманием тех отличительных призна­ков, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие люди, отличные от «своих», «они» — группы, племена, народы, окружающие «мою» общность, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться и осознать себя лучше, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей склады­вается комплекс психологических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями этого «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас», и наоборот, чем больше «они» были похожи на «нас», тем более благожелательные, менее напряженные и тре­вожные психологические ощущения они вызывают в ответ. Но и в том и в другом случае ощущения как отчужденности, так и бла­гожелательности стимулировали развитие внутренних духовных потенций, делали сложными и разнообразными психические пе­реживания. Этот развивающийся духовный и психический мир формировал историческую память соответствующей этнической общности, которая воспроизводила независимо от особенностей каждого индивида психологию всей общности.

Этническая история любого конкретного народа показывает, что в процессе его этногенеза складывается определенный психи­ческий тип со стойкими чертами, как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, тра­диций общения с соседями и т.д. При этом обнаруживается, что психические переживания, историческая память этноса передают­ся новым поколениям не пассивно, стихийно, не сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общ-

ности в процессе воспитания и практической совместной жизни. Сами психические переживания, настроения впитываются в куль­туру этноса — историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, дополняя и развивая историческую память этноса и тем самым приобретая способность вызывать адекват­ные психические переживания у новых поколений.

В структурном отношении психология каждого этноса пред­ставляет собой сложное явление, включающее в себя две большие группы компонентов: статические (долговременные) и динамиче­ские (кратковременные). Когда психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняются и закрепляются в психологии индивидов данного этноса, они относятся к статиче­ским, устойчивым компонентам. Если же какие-то черты кратко-временны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на про­тяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этниче­ской психологии такие черты принято считать динамическими.

Кроме того, в специальной научной литературе по проблемам этнической психологии можно встретить такой методологический подход, когда структура психологии этноса рассматривается как с позиции внешних, феноменологических различий между этноса­ми, так и с точки зрения ее изменения в ходе развития одних и тех же этносов. При этом предпочтение отдается второму аспекту, т.е. стремлению искать ответы на вопросы этнической психоло­гии не в особенностях конкретных ситуаций, не в социально-экономических и политических условиях существования этноса, а в психологической структуре человека.

В соответствии с таким подходом в психологической структуре представителя любого этноса можно встретить несколько уровней:

1) эгоцентрический, в котором преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отно­шение к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отно­шение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отвечают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос соответственно приобретает образ «чужого», врага;

2) группоцентрическип, базирующийся на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он пере­носит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов теперь зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то они достойны уваже­ния, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» определяется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать в обра­зе как «друга», так и «врага»;

3) универсально-гуманистический, при котором каждый чело­век, независимо от того представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уваже­ния, обладающим равными правами, обязанностями и свободами. Этот уровень характеризуется стремлением установить человече­ские условия жизни и для «своих», и для «чужих».

Однако этническая психология, действительно связанная с психологией конкретного индивида, вместе с тем представляет собой качественно иное образование, структурно более сложное и богатое, поскольку она является результатом длительной истори­ческой эволюции и включает в себя опыт многих поколений. Она есть продукт социальных отношений, потому что, будучи порож­дением объединенных действий индивидов, синтезом их взаимо­действия, имеет другое основание — коллективное сознание. И по­скольку этот синтез происходит вне конкретно действующих ин­дивидов, он имеет своим следствием установление образцов пове­дения, ценностей, норм, способов действия, которые начинают существовать объективно.

Читайте также:  Установка жалюзи к штапикам

Исходя из этого, первый подход, выделяющий в структуре пси­хологии этноса статические и динамические компоненты, являет­ся более плодотворным, поскольку дает более точное и содержа­тельное описание структуры психологии этноса.

К числу статических компонентов относится психический склад этноса — специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей дей­ствительности. Он является продуктом исторического развития, создается из поколения в поколение и существует в виде специфи­ческих качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, традиций, привычек, проявляю­щихся в форме этнических особенностей протекания психических процессов и состояний представителя той или иной общности, а также этнических особенностей взаимодействия, взаимоотноше­ний и общения людей, которые обычно называют этнопсихологи-ческими особенностями.

Этнический характер — это исторически сложившаяся совокуп­ность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и ти­пичный образ действий и проявляющихся в их отношении к соци­ально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Он отражает специфику истори­чески сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от Другого, и существует в форме стереотипов восприятия, чувство­вания и поведения, преобладающих в структуре личности боль­шинства представителей этноса. Этнический характер и специфи-

чен, и типичен одновременно, поскольку он представляет собой специфическое взаимоотношение тесно связанных психологиче­ских качеств, типичных для всех людей своего этноса. Черты эт­нического характера могут преобразовываться или исчезать в ре­зультате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены, они дина­мичны, однако их динамичность проявляется через большие про­межутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса.

Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, при­сущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец — улыбаться, чтобы не огорчать других). Этнический темперамент является внешним выражением этниче­ского характера в различных формах вербального и невербально­го общения: темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости в проявле­нии чувств. В психологической науке давно установлено, что пси­хические свойства людей определяются их нейрофизиологической структурой и условиями проживания в определенной климатиче­ской среде, образом жизни и способами деятельности. В этноло­гии этническому темпераменту придается иной смысл, чем в об­щей психологии. Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Он является устойчивым феноменом, прояв­ляющимся на протяжении истории у представителей различных поколений одного этноса как стабильная форма этнического по­ведения. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее подвижностью и возбудимостью.

Этнические традиции и обычаи это сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренив­шиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поко­ление правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Обычаи и традиции -сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (они могут и осоз­наваться, и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и тради­ции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в кон­кретных вещах, символах, одежде и пр. Большинство норм и пра­вил поведения усваивается людьми подсознательно, с помощью механизма подражания. Изначально они возникают и внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Последующие по-

коления зачастую утрачивают представления о целях и необходи­мости выполнения какого-то правила или нормы, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесооб­разности данной формы поведения уходит в подсознание. На уров­не сознания сохраняется только ритуал, обычай или традиция.

Сферой распространения этнических обычаев являются пре­имущественно бытовые отношения. В их основе лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки проверяются на практи­ке и приобретают устойчивую форму. Обычаи и традиции фор­мируются, развиваются и изменяются в зависимости от общест­венно-исторических условий жизнедеятельности этноса. В процес­се его исторического развития одни традиции и обычаи появля­ются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму. Возникнув в определенных общест­венно-исторических условиях, обычаи и традиции со временем становятся относительно самостоятельными. Если на первых по­рах они еще нуждаются в поддержке породивших их условий, то постепенно, утвердившись в сознании и подсознании людей, они превращаются в независимую характерную особенность психоло­гического образа жизни этноса.

Практика межэтнических взаимоотношений свидетельствует, что недостаточное знание этнических традиций, обычаев, привы­чек, вкусов ведет зачастую к серьезным конфликтам с представи­телями других этнических общностей. Значение этнических тра­диций, привычек, их содержание у отдельных народов различны. Люди по-разному следуют им в своей жизни. Так, англичане сле­по преклоняются перед любыми традициями. Многие из них стремятся решить свои дела «согласно обычаю». Несколько ги­перболизируя, можно утверждать, что если американец — раб стандарта, то англичанин — раб своих традиций. Англичане стре­мятся оставаться самими собой, сохранять в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, пристрастия в еде, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное от­ношение к другим.

Христиане, входя в церковь, снимают головные уборы, а евреи, входя в синагогу, покрывают голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Ев­ропе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если к европейцу приходит гость и восхищается какой-то вещью хозяина, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет — этого требует китай­ская традиция.

В межэтнических контактах необходимо иметь в виду, что лю­ди, как правило, чувствительны к своим традициям, обычаям,

вкусам и поэтому их лучше не нарушать. Этнические традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, сти­ле обучения и т.д., но и в движениях, жестах и других малозамет­ных проявлениях психологии людей. Это обстоятельство принци­пиально важно, так как у каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой» — «чужой» по едва заметным нюансам поведения, проявлениям психики.

Этнические интересы это общественно-психологические яв­ления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важней­шей движущей силой поведения и деятельности людей. Любая по­пытка ущемить этнические интересы чаще всего расценивается ими как покушение на их жизненные устои. Поэтому этнические общности, обладающие развитым этническим самосознанием, не поступаются своими этническими интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем. Стремясь обес­печить реализацию своих этнических интересов, этническая общ­ность готова пойти на ущемление интересов других общностей. История свидетельствует, что столкновение этнических интересов различных общностей часто приводит к возникновению воору­женных конфликтов и продолжительных войн.

Этническое сознание наряду с психическим складом этноса так­же является статическим компонентом этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Оно также имеет сложную струк­туру, поскольку его объектом является свой собственный этнос, а также другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания.

Читайте также:  Установка кпп ниссан атлас на газель

Как уже было ранее отмечено, далеко не всякая совокупность людей, обладающая относительной общностью культуры и пси­хики, является этносом. Непременным условием этнической опре­деленности служит выделение и противопоставление какой-либо общности другим, наличие антитезы «мы» — «они». Поэтому этно­сом является только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя среди других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства в эт­нологии принято именовать этническим самосознанием. Этниче­ское самосознание есть осознание принадлежности к определен­ной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. Оно фиксирует принадлежность к тому или иному этносу и выражается в выборе этносом самоназвания — этнонима.

Однако этническое сознание не ограничивается только осозна­нием своей этнической принадлежности. Другим его видом явля-

ется осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других. Последние представления являют­ся избирательными, не всегда объективными и полными. Они преломляются через субъективные восприятия другого этноса, которые зачастую усиливают одни черты и ослабляют или стира­ют другие. Подобная избирательность присутствует также и при сознании своих этнических особенностей.

Современные этнополитические процессы послужили основа­нием для формирования точки зрения, согласно которой в струк­туре этнического сознания следует выделять такую его форму, как этнологическое самосознание. В последнее время рядом этноло­гов были высказаны некоторые взгляды на его природу. Было предложено рассматривать этнологическое самосознание как: 1) осознание принадлежности к этносоциальной общности, рас­сматриваемой в качестве социально-экономической и политиче­ской организации; 2) осознание места и роли своей этнической общности в системе межнациональных отношений и осознание самобытности, уникальности своей культуры; 3) понимание и оценка исторического места своего этноса в современном мире. В пользу таких взглядов приводятся утверждения о дискретности этнологического самосознания в отличие от филогенетически ус­тойчивого этнического самосознания, которое в истории этноса не прерывается никогда. Дискретный характер этнологического само­сознания означает, что на определенном этапе этногенеза у какой-либо этнической общности формируется потребность в создании собственного общества, собственной государственности. Актуали­зация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание независимого государства и побуждает его к политическим дейст­виям в этом направлении. Поэтому этнологическое самосознание проявляется в создании теорий и политических программ.

В своем крайнем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы национализма и этноцентризма. Разли­чие между ними состоит в том, что пока осознание особенностей и самобытности своей этнической общности не содержит преду­беждения против других этносов, пока происходит только при­знание этнических различий, этнологическое самосознание при­нимает форму националистических теорий и концепций. Но как только в нем оформляется идея об особой роли и значимости сво­ей этнической общности по сравнению с другими, возникает эт-ноцентризм, т.е. стремление воспринимать все жизненные явления с позиций превосходства своей этнической группы, расценивае­мой как эталон или образец для других этнических групп.

Главная задача этнологического самосознания состоит в фор­мулировании национальных идей. Теоретически оформленная и принятая членами этнической общности национальная идея соз­дает представление об этносе как о едином целом, отличном от других, и стимулирует процесс национального самоопределения. При этом этническое самосознание должно основываться не столько на выделении своего этноса как особого явления, сколько на осознании сходства своего этноса с другими.

Весьма важной составной частью этнической психологии, как мы уже отмечали, являются динамические компоненты, которые представлены в ней этническими чувствами и этническими вкусами.

Этнические чувства это эмоционально окрашенное отноше­ние людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям. Условия жизнедеятельности этноса, его быт, культура, обычаи и традиции создают в психологии этноса особое сочетание чувств. Именно в этой комбинации различных элементов чувственного отношения к действительности, а не в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представи­телей конкретного этноса проявляются отличия одного этноса от другого. Этнические чувства могут быть как позитивными, так и негативными. Положительные чувства — национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, дружелюбное отношение к другим этносам. Отрицательные ведут к формированию национа­лизма и шовинизма, национальных и расовых предрассудков, со­стоянию отчужденности по отношению к чужим народам и т.д.

Этнические чувства также передаются от поколения к поколе­нию, но при этом они более динамичны, чем психический склад этноса или этническое сознание. Их динамичность определяется степенью устойчивости тех факторов или причин, которыми они порождены. Этнические чувства являются свидетельством и пока­зателем того, что этнос не просто творит историю, но и эмоцио­нально ее переживает.

Этнический вкус по своей сути является оценкой правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности. Условия существования этноса вы­рабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать какие-либо черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности фор­мируется национальная культура. Ведь каждая культура потому своеобразна, что в ней наиболее очевидно выражаются этниче­ские особенности психики.

Этнические вкусы в основном зависят от исторически сложив­шихся условий жизни этнической общности, однако эта детерми-

нация не является однозначной, ведь определенное сходство мо­жет существовать между вкусами народов, далеко отстоящих друг от друга исторически, и в то же время этнические оценки каких-либо явлений могут резко различаться у этносов, родственных в генетическом и культурном отношениях. Этнические вкусы опре­деляются не только географическими условиями, но и также рели­гиозными идеями и представлениями, которые у родственных эт­носов могут отличаться друг от друга.

Наконец, в контексте вопроса о структуре психологии этноса интересно проследить, как отличается восприятие своего и чужо­го. Человеку свойственно преувеличивать достоинства своего эт­носа и преуменьшать достоинства других. Так, то, что в рамках своего этноса называется экономностью, у других будет скупо­стью; настойчивость — упрямством и т.д. Так мы сталкиваемся с феноменом стереотипа — упрощенного, схематизированного, эмоционально окрашенного и чрезвычайно устойчивого образа какой-либо этнической группы и общности, распространяемого на всех ее представителей. Появление стереотипов связано с принципом экономии мышления, так как людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы недиф­ференцированно, грубо и пристрастно. Эти стереотипы усваи­ваются очень рано и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к кото­рым они относятся. Изменения стереотипов происходят редко, медленно и тяжело. Они редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности между группами, но при наличии ее начинают играть доминирующую роль в реаль­ном поведении индивидов, доходя до откровенной враждебно­сти и обострения отношений.

Стереотипы есть необходимое зло, присущее человеку изна­чально. Они неизбежно искажают реальность, которую пытаются отразить. Но как бы мало они ни соответствовали действительно­сти, они есть факт психической реальности, определяющий меж­этнические отношения независимо от того, соответствуют они действительности или нет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Добавить комментарий