Меню Рубрики

Установка кофейных аппаратов в учебных заведениях

Установка торговых автоматов в школах: школьный вендинг, требования Роспотребнадзора и законодательные нестыковки

Довольно часто, при поиске мест, у операторов возникает вопрос:
Можно ли устанавливать торговые автоматы в школах и других детских учебных заведениях?

Для того, чтобы получить прямой ответ, обратимся за разъяснениями непосредственно к контролирующему органу, а именно к Роспотребнадзору.

Роспотребнадзор — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Итак, на одном из региональных сайтов Роспотребнадзора опубликованы рекомендации под заголовком «О размещении торговых аппаратов по продаже продуктов питания в образовательных учреждениях».

В статье раскрывается позиция органа санитарного надзора в отношении школьного вендинга, и позиция эта, преимущественно, положительная – вендинговые автоматы в школах размещать можно. Но есть некоторые нюансы, о которых следует знать операторам.

О чем молчит законодательство

Для начала, хочу процитировать небольшой фрагмент из вышеупомянутой статьи:

Организаторы питания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16 июля 2009г. № 584 обязаны уведомить о начале своей деятельности по фактическому адресу осуществления деятельности органы Роспотребнадзора.

Ассортимент продукции для дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания и согласовывается с органами Роспотребнадзора (нормируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», п. 6.1.).

Судя по тому факту, что этот фрагмент присутствует в разъяснениях для установки торговых автоматов в школе напрашиваются следующие выводы:

  1. для того, чтобы разместить автоматы в школе, необходимо встать на учет в Роспотребнадзоре;
  2. при размещении торговых автоматов в детских учебных заведениях необходимо руководствоваться СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
  3. в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 требуется согласовать ассортимент реализуемых товаров с Роспотребнадзором и руководством заведения.

А теперь заглянем в указанные регламентирующие документы. Уверяю вас, мы найдем там для себя кое-что интересное.

Роспотребнадзор рекомендует нам встать на учет ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16 июля 2009г. № 584.

В этом постановлении указан список видов деятельности с кодами ОКВЭД2, для которых уведомление и постановка на учет в органах Роспотребнадзора обязательны.

47.99.2 «Деятельность по осуществлению торговли через автоматы».

В списке отдельных видов деятельности, указанных в Постановлении 584, наш вид деятельности отсутствует. Таким образом, согласно законодательству, вендинг не обязан уведомлять органы санитарного надзора о начале работы, независимо от того, где размещаются торговые автоматы.

Кроме того, стандартное уведомление можно просто отправить через Интернет, от операторов же торговых автоматов требуется личное присутствие и согласование ассортимента – и дается обоснование в виде требований согласно СанПиН 2.4.5.2409-08.

В указанном СанПиН такое требование действительно присутствует:

Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Однако в СанПиН, в разделе 1 «Общие положения и область применения» есть пункт 1.3, который четко говорит нам о том, к каким организациям этот документ применим:

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

Обеспечивает ли вендинг в школах горячее питание? Очевидно, что нет.
Что же касается автоматов с горячими напитками, в частности кофе, то их продажа в школе запрещена — вот тут официальная позиция Роспотребнадзора по этому вопросу.

А далее, в этих же санитарных правилах есть пункт 2.2, который указывает перечень видов подконтрольных СанПиНу организаций:

2.2. Организациями общественного питания образовательных учреждений, для обслуживания обучающихся, могут быть:

— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;

— доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;

— столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

Я не вижу там ни торговых автоматов, ни намека на них. Очевидно, что действие СанПиН, если следовать закону, не распространяется на деятельность с торговыми автоматами.

Читайте также:  Установка iso образов с помощью alcohol

И все же в СанПиН 2.4.5.2409-08 для вендинга есть один абзац, который регламентирует лишь объем тары воды, молока и других напитков, которые реализуются через торговые автоматы. Смотрим раздел IV «Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре», п. 4.2:

Через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской таре допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий хранения продукции.

И все.
И тем не менее, Роспотребнадзор требует от вендинга выполнения СанПиН 2.4.5.2409-08, но, к счастью, хотя бы выборочно. А то могло бы быть, например, и вот это обязательным:

Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей.

То есть, приехал обслуживать автомат – вперед к врачу на осмотр. Пока до этого вроде не дошло.

Согласование ассортимента и места установки торгового автомата

Согласно требованиям Роспотребнадзора, ассортимент товаров, продаваемых в торговых автоматах, установленных в учебных заведениях для детей и подростков, должен быть согласован с органами санитарного надзора (то есть с самим Роспотребнадзором).

Перечень пищевой продукции, которую можно реализовывать посредством торговых автоматов, утвержден Приказом Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений». И само собой согласуемый ассортимент должен этому перечню соответствовать.

Вот этот перечень (к слову, этот Приказ – единственный вменяемый документ, относящийся к школьному вендингу):

16. В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.
В ассортиментный перечень пищевых продуктов для торговли через торговые автоматы могут включаться:

— молоко питьевое стерилизованное витаминизированное, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков (молочные коктейли витаминизированные), с массовой долей жира до 3,5%, не требующее особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в асептической упаковке, массой нетто до 250 г;

— стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 4%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C);

— творожные изделия (продукты), в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 10%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке массой нетто до 125 г, с приложением пластмассовых ложечек;

— вода питьевая негазированная высшей категории в упаковке емкостью до 0,5 л;

-напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках, полипропиленовых или ПЭТ-бутылках емкостью до 0,5 л;

-соки и нектары фруктовые и овощные натуральные (восстановленные витаминизированные или прямого отжима, без соли, консервантов и искусственных ароматизаторов) в индивидуальной потребительской упаковке из полимерного или комбинированного материала емкостью до 0,33 л.

Что касается согласования места установки вендингового оборудования, то здесь требования такие:

  1. автоматы не должны устанавливаться в проходах и уменьшать полезную площадь учреждения;
  2. желательна установка автоматов в обеденных залах;
  3. в оформлении вендинговых автоматов не должно быть символики брендов и рекламы, пропагандирующей употребление тонизирующих и прочих недозволенных в школах напитков, кофе в том числе.

Что еще требует Роспотребнадзор

Кроме согласования ассортимента, Роспотребнадзор также потребует от оператора:

  1. личную медицинскую книжку;
  2. имеющиеся сертификаты на торговый автомат, расходные материалы, товар. Все должно соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».
  3. могут посмотреть инструкцию на торговый автомат.

В заключение, хочу отметить одну важную деталь. Несмотря на то, что, при соблюдении определенных условий, размещение торговых автоматов в школах и прочих детских и подростковых учебных заведениях государством даже приветствуется, конечное решение всегда остается за директором учебного заведения и родительским комитетом. Без их обоюдного согласия, при всей благосклонности Роспотребнадзора, поставить вендинговые автоматы в школе не удастся.

P.S. Нормативные документы по школьному вендингу можно для ознакомления скачать в Хранилище: Школьный вендинг: нормативные документы

Рекомендую подписаться на рассылку новых материалов от Вендоведа:

источник

Об установке торговых автоматов в государственных учреждениях

Сегодня мне хотелось бы поговорить еще об одной спорной вендинговой теме, а именно: о размещении торговых автоматов на территории государственных учреждений. Тема эта просто кишит законодательными несуразицами, а посему порождает множество справедливых вопросов от операторов.

Читайте также:  Установки для утилизации автомобильных шин

Какие документы все это регламентируют

Что касается конкретно вендинга, то каких-либо единых для всех законодательных актов, регламентирующих установку вендинговых автоматов в государственных учреждениях, на сегодняшний день не существует.

Поэтому чаще всего установка автоматов происходит на общих основаниях в соответствии с Федеральным Законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п.14 ч.1 ст.17.1), а также в соответствии с Уставом конкретного государственного учреждения.

На местном уровне, в отношении торговых автоматов, есть регламентирующие документы в Москве, а также в Санкт-Петербурге. Что касается других регионов, то здесь операторам следует поднапрячься и узнать о наличии инструкций для вендинга самостоятельно, вполне возможно, что где-то также есть нечто подобное.

Московский документ называется Приказ Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Департамента информационных технологий г. Москвы, Департамента имущества г. Москвы от 13 ноября 2012 г. N 122-ПР/64-16-1031/12/168-п «Об утверждении Рекомендаций по размещению платежных терминалов в государственных учреждениях города Москвы».

В пункте 8 рекомендаций читаем:

8. Порядок, установленный настоящими Рекомендациями, также распространяется на заключение договоров на размещение автоматов по продаже товаров и оказанию услуг в нежилых помещениях, закрепленных за государственными учреждениями города Москвы на праве оперативного управления.

2. Согласно договору государственное учреждение города Москвы предоставляет организации (индивидуальному предпринимателю) на возмездной основе услуги по размещению платежного терминала в нежилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за учреждением.

В конце этого документа находится пример договора на размещение платежного терминала (торгового автомата).

Для Санкт-Петербурга имеется Распоряжение от 26.01.2017 №55-рк «О согласовании санкт-петербургским государственным учреждениям заключать договоры аренды для размещения торговых автоматов, вендингового оборудования (с изменениями на 24 марта 2017 года)».
Согласно этому Распоряжению, предписывается:

Согласовать санкт-петербургским государственным учреждениям… заключение договоров аренды на части Зданий/Помещений (далее — Объект/Объекты) сроком на три года при условии:
1.1. Установления цели использования Объектов — для размещения торговых автоматов и (или) вендингового оборудования в целях улучшения оказываемых услуг Учреждением.

И т.д. со всеми вытекающими торгами и аукционами…

Аренда или Услуги?

Так все-таки, какой договор с госучреждением заключать: договор аренды или договор возмездного оказания услуг? Или, может быть, какой-то другой?

Чаще всего, на практике, операторы заключают договор аренды площади под торговый автомат. Обычно все происходит примерно в следующем порядке:

  • Оператор присматривает место, к примеру, в одном из вузов, готовит наглядное коммерческое предложение и приходит на переговоры с руководителем (ректором, проректором, главврачом и т.д.). Предварительно нужно ознакомиться с Уставом учреждения (обычно находится в открытом доступе на сайте) и убедиться, что организация имеет право заниматься коммерческой деятельностью и предоставлять площади сторонним организациям, индивидуальным предпринимателям и прочим заинтересованным лицам.
  • Если учреждение соглашается на установку автомата, встает вопрос о проведении торгов. Установка без проведения торгов возможна только в том случае, если:

общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество; (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» Статья 17.1. )

Имеется в виду не наш квадратный метр, а общая сданная в аренду площадь госучреждения. Сдано более 20 метров, и наш метр двадцать первый? Будут торги.

  • Желательно, конечно, чтобы всю документацию готовил арендодатель. Однако на практике, часто вся бумажная волокита ложится на плечи владельца автомата, которому далее будет необходимо, во-первых, провести за свой счет независимую оценку рыночной стоимости арендуемой площади, во-вторых – предоставить эту оценку учреждению для дальнейшего заключения договора.
  • Дальше учреждение запрашивает у собственника (Минимущество) разрешение на установку автомата. Если собственник разрешает, то проводятся торги. Наконец, в промежутке от 3 месяцев до 100 лет учреждение подготавливает всю документацию и дает добро на установку автомата.
    Вот такая очень общая схема установки вендингового оборудования по договору аренды.
  • Однако, в последнее время, операторы все чаще изъявляют инициативу по заключению других видов договоров, по их мнению, более подходящих такому виду деятельности как вендинг. Сюда можно отнести договор возмездного оказания услуг и договор размещения торгового автомата.

    Причина обхода аренды очень проста — новые виды договоров не требуют согласования установки автомата с вышестоящими инстанциями (собственниками), не требуют оценки стоимости площади, следовательно оформляются быстрее. Практика торгов на заключение подобных договоров также отсутствует, что, очевидно, большой плюс.

    Кроме того, есть еще одна причина отказа от использования договора аренды при установке автоматов. Все дело в том, что в соответствии с нормами законодательства, тот «плавающий» квадратный метр, который владелец торгового автомата арендует у госконторы, не может являться полноправным объектом аренды. И вот почему:

    Читаем ГК РФ Статья 607. Объекты аренды
    2. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

    Если договор аренды заключается сроком от года, то он требует обязательной регистрации. Однако при регистрации к договору следует приложить кадастровый паспорт арендуемого помещения (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). При этом есть прецеденты, когда суды признавали недействительным договор аренды, в приложении к которому кадастровый паспорт был «дорисован» сторонами самостоятельно (см. постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.12.08 по делу № А40-1273/08-121-6, от 30.09.08 по делу № А40-1269/08-94-10). По закону же получить кадастровый паспорт с описанием неизолированной части помещения невозможно. Аналогичное решение суда по договору аренды менее года вынесено в постановлении от 25.09.08 по делу № А29-525/2008 Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

    Кроме того, в пункте 27 Рекомендаций научно-консультативного совета при федеральных арбитражных судах Волго-Вятского и Поволжского округов от 25.03.09 указывается на то, что неизолированная часть нежилого помещения вообще не может быть предметом договора аренды. В таком случае стороны должны заключить другой вид договора.

    Может быть, речь идет как раз о договоре возмездного оказания услуг?

    Однако, если копнуть глубже в законодательные дебри, то окажется, что и заключение договора возмездного оказания услуг в отношении вендинга имеет под собой крайне зыбкое основание.

    Читаем п. 1 ст. 779 ГК РФ:
    1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

    А в соответствии с определением, которое дано в Налоговом Кодексе:

    Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

    Таким образом, в соответствии с договором возмездного оказания услуг, исполнитель предоставляет заказчику блага, которые выражаются в виде какой-либо деятельности или действия, но не конкретной вещи (см. Постановление ФАС ЗСО от 08.06.2009 N Ф04-3406/2009(8412-А70-50)). Деятельность по предоставлению права пользования местом под торговый автомат трудно назвать действием, это скорее отсутствие действия.

    Итак, на сегодняшний день, многие, сведущие в вопросах вендинга, правоведы считают, что, для оформления юридических отношений с государственным учреждением, оператору торговых автоматов следует рассмотреть иную форму договора, в обход договора аренды и договора возмездного оказания услуг. А именно – договор размещения торгового автомата.

    Такая разновидность договора в настоящее время активно используется там, где необходимо урегулировать отношения связанные с использованием части объекта недвижимости, к примеру – размещение рекламного оборудования на крыше здания (см. Информационное письмо от 11.01.2002 N 66 (п. 1).).

    Договор размещения не противоречит законодательству, так как в соответствии с п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны имеют право заключать договоры, не предусмотренные законом. Кроме того, именно такую формулировку (очевидно не противоречащую закону) мы найдем в Приложении к вышеупомянутым московским «Рекомендациям по размещению платежных терминалов в государственных учреждениях», в котором приведен типовой Договор размещения платежных терминалов (торговых автоматов).

    Практические выводы

    Давайте посмотрим, что у нас получается в сухом остатке.

    С одной стороны, наиболее грамотной формой договора, при установке торговых автоматов на территории госучреждений, является договор размещения торгового автомата.

    С другой стороны, любая новая форма договора, в отличии от формы, укоренившейся в повседневной практике, является юридически уязвимой. (Конечно, только в том случае, если на ее использование нет прямых указаний сверху).

    А с третьей стороны, о договоре размещения не каждый юрист-то знает, что уж говорить о ректорах и главврачах. Никому не хочется экспериментов, есть привычные процедуры, а бумажек с печатями ни про какие договоры размещения (за исключением Москвы) – нет, да и, в целом, их как-то лень искать. Да и возможные штрафы, суды и головная боль и т.д. и т.п.

    И остается предпринимателю либо просто соглашаться на то, что предлагают, либо писать запросы в соответствующие местные инстанции, получать разъяснения и ссылки на необходимые законодательные акты, доказывать, что лучшим вариантом для всех будет договор размещения вендингового оборудования. Так что выбор невелик.

    источник