Лабораторная установка «Определении отношения теплоемкостей методом Клемана — Дезорма и измерения отношения Cp/Cv для воздуха». ФПТ1-6
ФПТ1-6н
(модернизированная, метод Клемана — Дезорма, Cp / Cv )
НАЗНАЧЕНИЕ:
Установка предназначена для изучения процессов, протекающих в газе при определении отношения теплоемкостей методом Клемана-Дезорма и измерения отношения Cp / Cv для воздуха.
Установка ФПТ1-6н предназначена для проведения лабораторной по курсу «Молекулярная физика и термодинамика» в высших учебных заведениях.
Установка предназначена для эксплуатации в закрытых помещениях при температуре окружающего воздуха от +10 С до +35 С и относительной влажности не более 80%.
- Максимальное давление в ресивере, мм. рт. ст., не менее 110 (14600 Па);
- Точность измерения температуры , град ±0,1;
- Время непрерывной работы, час. не более 6;
- Питание установки: сеть 220 В ±10% 50 Гц;
- Потребляемая мощность, Вт не более 60;
- Габаритные размеры, мм, не более: 310х250х250;
- Масса установки, кг не более 6.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ:
Лабораторная установка «Определение отношения теплоемкостей воздуха» представляет собой моноблочную настольную конструкцию, которая включает:
Компрессор, объём воздуха (ресивер), манометр и электронный термометр.
На верхней крышке установки находится кнопка сброса давления в ресивере.
На лицевой панели находится кнопка включения компрессора.
Пневмосхема установки изображена на передней панели. Внешний вид установки показан фотографии.
УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ:
К работе с установкой допускаются лица, ознакомленные с её устройством и принципом действия, описанные в паспорте изделия.
Установка содержит напряжения опасные для жизни человека, поэтому, перед началом работы с лицами, допускаемыми к работе, должен быть проведен инструктаж по технике безопасности при работе с электроустановками до 1000 вольт.
ПОДГОТОВКА УСТАНОВКИ К РАБОТЕ:
Распаковать установку из штатной упаковки, дать ей прогреться, если она внесена в помещение в холодное время года, протереть от пыли мягкой тканью.
Установку расположить на рабочем столе, заземлить и подключить сетевой шнур к розеткам 220 В, 50 Гц.
Кнопку включения компрессора поставить в положение «0».
ВНИМАНИЕ: Для заземления установки использовать клемму, расположенную на задней панели блока.
1. Включить питание установки выключателем сети расположенным на задней панели. На табло термометра должна отображаться температура внутри ресивера в градусах Цельсия.
2. Для запуска компрессора поставить кнопку включения в положение «1». Переключатель капилляров в положение «Компрессор». Должен заработать компрессор.
3. Подождать пока компрессор создаст давление в ресивере до 100 – 120 мм.рт.ст.
4. Выключить компрессор, подождать несколько секунд, пока в системе выровняется давление и считать показания манометра и термометра.
5. Нажать кнопку сброса давления в ресивере. По достижению минимального давления в ресивере считать показания термометра
6. Результаты измерений падения давления и интервал температур записать в журнал эксперимента.
7. Повторите все действия описанные в пунктах 2-6 (3-5 раз) и вычислить средние значения результатов.
По результатам измерений вычислить теплоемкость воздуха, пользуясь методическими указаниями к лабораторной работе.
Внимание: При наборе давления происходит хлопок (щелчёк). Это предусмотрено заводом изготовителем.
Установка ФПТ1-6н в процессе эксплуатации не требует специального обслуживания.
Достаточно периодически (раз в неделю) удалять пыль, проверять подключение защитного заземления и эксплуатировать в условиях предусмотренных п.1 паспорта.
Внешний вид предыдущих моделей ФПТ1-6:
Учебная лабораторная установка «Определение отношения теплоемкостей воздуха»
Разрабатываем, производим под заказ учебное оборудование любой сложности, на любом языке.
Учебная лабораторная установка «Определение отношения теплоемкостей воздуха» входит в комплект оборудования учебной лаборатории «Молекулярная физика и термодинамика» и предназначена для определения отношения теплоемкостей воздуха при постоянном давлении и постоянном объеме методом Клемана-Дезорма.
Применяется для проведения лабораторных работ по курсу «Физика» раздел «Молекулярная физика и термодинамика» в высших учебных заведениях.
Учебная установка предназначена для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от +10°С до +35°С и относительной влажности не более 80%.
Учебный стенд позволяет: определять отношения теплоемкостей воздуха при постоянном давлении и постоянном объеме методом Клемана-Дезорма.
Информационно-измерительная система учебного стенда позволяет определять величину температуры и давления.
Лабораторная установка представляет собой ящик на алюминиевой раме, обшитый пластиком, в котором располагаются:
- герметичная емкость;
- воздушный компрессор;
- система трубопроводов;
- дроссельный кран;
- датчиков давления и температуры;
- кнопочные выключатели;
- ЖК дисплей.
К лабораторному стенду прилагается комплект методической и технической документации, предназначенный для преподавательского состава.
от однофазной сети переменного тока с рабочим нулевым и защитным проводниками напряжением, В
Учебная лабораторная установка «Определение отношения теплоемкостей воздуха» производства компании «ЭнергияЛаб» соответствует по качеству, стандартам, техническим условиям, иной документации, устанавливающей требования к качеству данной продукции, и имеет сертификат, паспорт, руководство по эксплуатации, укомплектовано всеми необходимыми для установки и эксплуатации компонентами и соответствует по техническим характеристикам, требованиям, заявленным в техническом задании.
Поставляемое оборудование является новым и не является выставочным образцом или оборудованием, собранным из восстановленных узлов и агрегатов. Оборудование комплектно и обеспечивает конструктивную и функциональную совместимость при использовании в комплекте.
ООО «ЭнергияЛаб» изготовит Учебная лабораторная установка «Определение отношения теплоемкостей воздуха», произведет его пуско-наладку, обеспечит работоспособность всего предлагаемого оборудования как в составе комплекта, так в качестве самостоятельных единиц. При этом в комплект включены все необходимые компоненты (кабели, крепеж) для обеспечения данного требования.
Учебное оборудование соответствует действующим стандартам и нормам по пожарной санитарной и электрической безопасности, а также электромагнитной совместимости, в соответствии с номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация с документальным подтверждением.
Лабораторная работа №10. “Определение отношения теплоемкости воздуха при постоянном давлении и постоянном объеме”
“Определение отношения теплоемкости воздуха при постоянном давлении и постоянном объеме”.
Цель работы:Измерить отношение теплоемкости воздуха при постоянном давлении и теплоемкости воздуха при постоянном объеме.
Теплоемкость газа численно равна количеству теплоты, которое необходимо сообщить этому газу, чтобы увеличить его температуру на .
Для определения отношения теплоемкости при постоянном давлении Ср к теплоемкости при постоянном объеме Cv следует рассмотреть процесс, где это отношение играет существенную роль. Таким процессом является адиабатический процесс, описываемый уравнением Пуассона:
(1)
(2)
здесь Р- давление газа ([Р] = Па), V — объем газа ([v] = м3)
и (3)
(4)
Здесь — количество степеней свободы молекулы рассматриваемого газа, т.е. число координат, достаточное для фиксации положения молекулы в пространстве между рассматриваемым газом и окружающей средой. В реальных условиях осуществить полную теплоизоляцию невозможно. Однако на практике пользуются тем фактом, что установление равновесного давления протекает очень быстро — за доли секунды, а на выравнивание температуры требуются минуты. Следовательно, осуществления процесса близкого к адиабатическому быстро изменяют давление в газе.
При адиабатическом процессе первое начало термодинамики (закон сохранения энергии) имеет следующий вид:
(5)
— изменение внутренней энергии газа (U –суммарная, механическая энергия всех молекул газа ([U] = Дж), А — работа при адиабатическом расширении либо сжатии ([А] = Дж).
Если газ расширяется, то А > 0, следовательно, соглао уравнению (5) внутренняя энергия уменьшается температура газа Т понижается. При сжатии газа А — имеет место обратный эффект.
Если газ расширяется изобарически (при постоями давлении), то согласно первому началу термодинамики
(6)
Количество теплоты Q, полученное газом, расходуется на изменение внутренней энергии и совершение работы А ([Q] = Дж).
Если же процесс изохорический (при постоянном объеме), то работа А = 0 и по первому закону гермодинамики:
(7)
Тепло расходуется лишь на изменение внутренней энергии. Если в обоих случаях температура изменилась больше на величину совершенной работы А.
Если мы имеем один моль газа, то работа:
Где R – универсальная газовая постоянная .
Полученный нами вывод, что Ср >Cv согласуется с соотношением (4) (9)
Так как в дальнейшем нам понадобиться уравнение изобарического и изохорического процессов, напишем уравнение Менделеева — Клапейрона – уравнение состояния идеального газа:
(10)
m -масса газа, — масса моля газа.
1. Накачать в сосуд воздух до тех пор, пока разность уровней жидкости в манометре не будет равна 20-25 см. Прекратив накачивание, выждать 2-3 мин, пока температура внутри сосуда не станет равной температуре окружающей среды, т.е. разность уровней в манометр стабилизируется. Записать разность (hi) в таблицу.
2. Нажать рычаг К, тем самым соединить сосуд с атмосферой. Включить секундомер. По истечении времени t, измеренному по секундомеру, ключ отпустигь. Измерения проводить несколько раз с различными промежутками времени t от 3 до 15 сек. через каждые 3 сек.
3. После закрытия ключа К выждать, пока газ нагреется до темперагуры окружающей среды, т.е. разность уровней в манометре стабилизируется, отсчитать показания манометра hi и внесите в таблицу.
4. Для каждого значения t вычислить и занести полученные значения в таблицу.
5. Построить график зависимости величины от времени по данным таблицы.
t, сек | h1, мм | h2, мм | |
3(3,76) | 1,22 | ||
6(6,17) | 1,33 | ||
9(9,37) | 1,58 | ||
12(12,09) | 1,7 | ||
15(15,06) | 1,78 |
Отрезок отсекаемый экспериментальной прямой по оси ординат
Находим :
Находим частотные производные:
Вывод: Опытным путем определили отношение теплоемкости воздуха при постоянном давлении и постоянном объеме.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8854 — | 7662 —
или читать все.
Лабораторная работа № 2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЕМКОСТЕЙ ГАЗА МЕТОДОМ АДИАБАТИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ
1) изучение первого начала термодинамики в различных изопроцессах;
2) экспериментальное определение показателя адиабаты для воздуха.
Схема экспериментальной установки
Рассмотрим подробнее два заключительных процесса: адиабатическое расширение 3-4 и изохорическое нагревание 4-5. Для первого из них запишем уравнение адиабаты:
, (1)
где – показатель адиабаты, представляющий собой отношение теплоемкости газа при постоянном давлении Ср к его теплоемкости при постоянном объеме CV .
Учитывая, что в состоянии 4 давление воздуха в сосуде равно атмосферному (р4 = р1), а объем имеет то же значение, что и в конечном состоянии 5 (V4 = V5), перепишем (1) в виде
. (2)
Температура воздуха в состояниях 3 и 5 одинакова и равна температуре окружающей атмосферы Т1 . Воспользовавшись уравнением изотермы
,
,
и уравнение (2) принимает вид
,
откуда показатель адиабаты
. (3)
Преобразуем знаменатель дроби в правой части выражения (3)
, (4)
а также величины давлений р3 и р5 (см. рис. 2):
;
. (5)
Таким образом, величины DрI и DрII несоизмеримо малы по сравнению с р1 , и отношения
Используем известное в математике соотношение, имеющее место при малых х (х 2
Порядок измерений и обработки результатов
1. Откройте сосуд 1 с воздухом, вынув пробку 4. Дождавшись установления постоянных одинаковых уровней воды в манометре 3, закройте сосуд.
2. Вращая рукоятку насоса 2, следите за манометром. По достижении разности уровней около 15-20 см прекратите накачивать воздух.
3. Наблюдайте показания манометра в течение двух-трех минут (разность уровней должна уменьшаться). После установления неизменной разности уровней измерьте и занесите в таблицу значения . Рассчитайте по формуле (8) и запишите в таблицу перепад DhI .
4. Вынув пробку, откройте и быстро закройте сосуд. Следите за показаниями манометра (разность уровней должна увеличиваться). Выждав две-три минуты до установки постоянного перепада давлений, измерьте и занесите в таблицу значения ; по формуле (9) рассчитайте и запишите установившуюся разность уровней DhII .
5. Повторите измерения, описанные в пп. 1-4, еще девять раз.
6. Для каждого из десяти проведенных опытов вычислите по формуле (7) и занесите в таблицу значения показателя адиабаты g.
7. Найдите среднее значение показателя адиабаты . Выполните все расчеты, необходимые для оценки случайной погрешности определения величины g. Задаваясь доверительной вероятностью a = 0,95, рассчитайте погрешность Dsg.
8*. Определите абсолютную приборную ошибку прямого измерения высоты уровней воды в манометре d h, а также относительные ошибки
.
9*. Найдите абсолютную приборную погрешность косвенного измерения показателя адиабаты dg. Для этого, если потребуется, используйте формулу
.
10. Оцените полные абсолютную D и относительную Е погрешности. Сделав необходимые округления, запишите окончательный результат измерения показателя адиабаты (отношения теплоемкостей) воздуха.
1. Каков смысл внутренней энергии идеального газа с точки зрения молекулярно-кинетической теории?
2. Дать определения удельной и молярной теплоемкостей. В каких единицах они измеряются и какова связь между ними?
Молярная теплоёмкость — отношение теплоёмкости к количеству вещества, теплоёмкость одного моль вещества (Дж/(моль·К))
Удельная теплоёмкость — отношение теплоёмкости к массе, теплоёмкость единичной массы вещества (Дж/(кг·К))
Связь с удельной теплоёмкостью:
С=M*с, где с — удельная теплоёмкость, М — молярная масса
3. Какой процесс называется адиабатическим? Чему равна работа при адиабатическом процессе?
Адиабатический процесс – термодинамический процесс в макроскопической системе, при котором система не обменивается теплотой с окружающим пространством.
4. Произведите вывод уравнения Пуассона для адиабаты.
Поскольку для адиабатического процесса dQ = 0, то δA = — dU. Следовательно, p·dV = — (m/m)·Cv·dT (10). Следовательно, работа газа при адиабатическом расширении равна A1-2 = (m/m)·Cv·(T1 — T2) (11). Выразив величину P из уравнения Менделеева-Клапейрона и подставив ее в (10), после соответствующих преобразований получим уравнение адиабаты: p·V ɤ = const.
5. Чему равна величина отношения для одно-, двух-, трехатомных газов согласно молекулярно-кинетической теории теплоемкости идеальных газов?
6. Вывести уравнение Майера. В чем заключается физический смысл универсальной газовой постоянной?
Универсальная газовая постоянная численно равна работе расширения одного моля идеального одноатомного газа в изобарном процессе при увеличении температуры на 1 К.
7. Что такое степень свободы? Показать, что .
Число степеней свободы определяет минимальное количество независимых переменных (обобщённых координат), необходимых для полного описания движения механической системы.