Меню Рубрики

Установка платы за капитальный ремонт

Взносы на капитальный ремонт: размер, кто начисляет, платить или нет, кто освобожден

В Федеральном законе 271-ФЗ внесены поправки в статьи, где подробно описан порядок назначения и начисления взносов на капитальный ремонт. До сих пор среди граждан существует много споров о законности и правомерности взносов.

Жилищный кодекс о капитальном ремонте многоквартирных домов

В ЖК РФ указаны порядки начисления денежных средств, особенности формирования фонда, возможные льготы и исключения из общих правил. В ст. 158 вышеназванного кодекса , взносы на капитальный ремонт являются обязательными из-за того, что имущество, подлежащее ремонту, относится к общей долевой собственности жильцов, а именно: коридоры, лифты, лестницы, площадки и общие балконы.

ВНИМАНИЕ! Обязаны оплачивать строку капитального ремонта не только собственники жилых помещений, но и владельцы коммерческой недвижимости.

Взносы в новостройках

Владельцы квартир освобождаются от платы за капитальный ремонт в новостройке на протяжении 5 лет после сдачи дома в эксплуатацию. Связано это с тем, что износа конструкций помещения еще не произошло.

Однако вносить деньги на эту строку расходов собственникам в новостройках придется, если после ввода дома в эксплуатацию опубликована соответствующая региональная программа. В таком случае сбор средств происходит на предстоящий ремонт.

Кто и в каком размере производит начисляет взносы

Формированием квитанций занимается региональный оператор или отдельный собственный фонд многоквартирного дома, который образуется после решения на общем голосовании собственников.

Этот фонд имеет специальный счет, на который будут поступать средства. Данный способ для собственников жилья является более удобным вариантом для распоряжения денежными средствами и контроля над их тратой.

Операции по счету включают определенные платежи:

  • за ремонтные работы с предоставленной документацией, подтверждающей факт их осуществления;
  • по кредитам (в случае их необходимости);
  • за комиссии.

Контроль за тратой средств и проверку всех статей расходов при оплате в собственный фонд капитального ремонта многоквартирного дома осуществляет один из владельцев недвижимости, выбранный ответственным на общем собрании. Несмотря на способ хранения взносов, деньги должны использоваться строго по назначению.

Минимальный размер суммы на взнос зависит от нескольких параметров. Учитываются следующие сведения при расчете:

  • наличие лифта;
  • возраст постройки.

Наличие в жилом доме лифта увеличивает объем взноса, так как его обслуживание и ремонтные работы при поломке требуют дополнительных денежных средств. Закономерно и увеличение платежей при большом возрасте дома.

Объем взносов определяется также площадью помещений, находящихся в общей собственности, конкретная сумма регламентируется отдельными субъектами Российской Федерации.

К примеру, размер взноса в Тюмени составляет 20 рублей за 1 квадратный метр, а в Санкт-Петербурге – 2,5 рубля. На общем голосовании размер взносов может быть увеличен по усмотрению большинства (2/3) в соответствии с желанием и потребностями по улучшению состояния дома.

СПРАВКА! Возможны ситуации, когда настало время для проведения ремонта, а собранных средств не хватает для полного объема работ. Тогда прибегают к кредитованию.

Куда могут быть потрачены собранные средства

Капитальный ремонт осуществляется по плану и привязан по срокам для каждого дома, которые утверждаются муниципальными органами управления. Данная информация находится в открытом доступе, при желании можно с ней ознакомиться. На квитанции обязательно указывается гарантирующий поставщик услуги, который может по контактному номеру телефона ответить на интересующие жильцов вопросы. Подготовкой сметы занимаются уполномоченные жильцами лица или представители органа местного самоуправления, в компетенции которого находятся соответствующие действия.

В порядке установленной очередности средства будут потрачены на ремонт:

  • внутренних коммуникаций (водоотведения, газо-, водо-, электроснабжения и пр.);
  • лифта и его шахты (возможны работы в старой грузоподъемной машине, а также замена на новые кабины);
  • крыши (восстановление целостности опор или замена покрытия);
  • подвалов;
  • фасада (обновление и приведение в соответствии с современными требованиями и тенденциями);
  • реставрация фундамента.

ВАЖНО! При определении порядка очередности имеет значение время сдачи жилья в эксплуатацию, давность последнего ремонта, а также количество денежных средств (необходимое условие – их достаточный объем).

Кто освобожден от оплаты капремонта

Несмотря на обязательность платежей, законодательством ( Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15 ) предусмотрены ситуации, когда граждане освобождаются от уплаты в полном объеме или частично (с компенсацией 50%).

Перечень объектов, относящихся к исключениям:

  • муниципальное жилье;
  • новостройки, сданные в эксплуатацию не менее пяти лет назад;
  • аварийное жилье (согласно методическому пособия МКД 2-04.2004 — это строения с более 50% помещений, что представляют опасность для жизни жильцов);
  • деприватизированное жилье;
  • ветхое жилье (износ составляет более 70%);
  • жилое строение с небольшим количеством квартир (менее 4-х включительно) при условии технического обслуживания жильцами;
  • постройки без подъездов с выходом из квартиры непосредственно на улицу.

ВНИМАНИЕ! Если произойдет признание дома аварийным после совершения платежей по капитальному ремонту, человек имеет право требовать возврата потраченных денежных средств.

Кроме того, не платить за капремонт многоквартирного дома могут ветераны труда, ВОВ, пенсионеры старше 80 лет. Частичная компенсация государством производится инвалидам 1-ой и 2-ой группы, семьям с детьми-инвалидами и лицам с возрастом старше 70 лет. Эти категории граждан относятся к наименее защищенным. Эти льготы устанавливаются на усмотрение местных властей по письменному обращению граждан и после подтверждения соответствующими документами.

СОВЕТ! Законом не запрещено не осуществлять взносы при условии, что ремонт будет произведен силами собственников. Альтернативой получения денежных средств является размещение рекламы на фасаде дома.

Когда владелец передает свои квадратные метры в найм для проживания там посторонних людей за плату, то необходимо отграничить текущий ремонт от капитального. На основании положений ГК РФ о договоре аренды помещений, бремя содержания общего имущества возлагается на собственника, тогда как текущий ремонт обязан производить квартиросъемщик.

Последствия неоплаты

Так как все обязаны делать взносы, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом и перечисленных ранее в статье, отказ от оплаты за капитальный ремонт может привести к серьезным последствиям. В статье 155 части 14.1 обговаривается размер пеней, который составляет 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка за каждый день.

При многоразовой просрочке и неуплате фонд имеет право подать иск в суд о взыскании с владельца-должника средств. В таком случае представителю придется оплачивать и судебные издержки. Доступны к применению следующие виды наказаний:

  • арест и изъятие имущества;
  • запрет на выезд за границу.

В жизни эти санкции применяются крайне редко. Гораздо чаще неплательщику после нескольких писем о долге приходит повестка в суд. При возникновении спорной ситуации достаточно предоставить квитанции.

Отличием долга по капитальному ремонту от других видов коммунальных услуг – это передача в полном объеме новому владельцу при продаже жилья. Поэтому перед приобретением недвижимости и заключением сделки желательно проверять выписку из лицевого счета.

Особенности платежей за капитальный ремонт

Иногда владельцы недвижимости долговременно не получают платежки, однако отсутствие информации о взносах не является освобождением от оплаты. Исключением считается ситуация, когда срок долгов больше 3-х лет (так как истек срок давности взыскания).

В остальных случаях собственник обязан внести платежи по счетам, поэтому необходимо отслеживать сведения об их размере. Эта информация доступна в интернете на сайте Госуслуг и (или) на веб-странице регионального оператора в личном кабинете.

СОВЕТ! Можно получить сведения (срок, виды работ и так далее) о любом многоквартирном доме, имеющемся в списке региональной программы. Минимум за 6 месяцев оператор оповещает об этом владельцев жилой недвижимости, указывая стоимость, объем работ и другие детали. Среди собственников избирают ответственного для контроля за целевым использованием средств.

Все вопросы граждан, не желающих совершать взносы, связаны с неточными формулировками в нормативных документах. К примеру, графа платежки, ответственная за капитальный ремонт, указывается как текущий. Несмотря на такие неточности, оплачивать квитанции и делать взносы – это обязанность собственников, так что вопроса платить или нет возникать не должно. Собранные средства поступают на определенный общим собранием счет или по умолчанию на общий лицевой счет.

Состояние жилого фонда в стране не в лучшем состоянии и нововведения направлены, прежде всего, на поддержание имеющихся многоквартирных домов в безопасных для проживания условиях.

источник

Плата за капремонт в 2020 году: кто получит льготы, а кто может вовсе не платить

К сожалению, все попытки отменить решение о введении платы за капремонт дома через высшие судебные инстанции не увенчались успехом: в 2016 году Конституционный суд РФ признал законность этой меры (постановление от 12.04.2016 г. № 10-П).

Читайте также:  Установка планок памяти разного объема

И все-таки закон позволяет в ряде случаев освободиться от уплаты взносов на капремонт не только частично, но и полностью.

Рассмотрим, кто в этом году может воспользоваться льготами для частичного снижения взносов на капремонт, а кто может и вовсе за него не платить.

У кого есть льготы

— Инвалидам 1-2 группы, «чернобыльцам», ветеранам боевых действий, участникам ВОВ и приравненным к ним категориям — они пользуются федеральными льготами по оплате капремонта независимо от места проживания.

— собственникам жилья, которые достигли 70-летнего возраста, не работают и проживают одни либо с членами семьи, которые являются пенсионерами или неработающими инвалидами 1-2 группы,

— ветеранам труда и прочим категориям льготников, перечень которых определяется на уровне каждого региона — поэтому может отличаться в зависимости от места проживания человека.

— неработающие собственники жилья, которым исполнилось 80 лет — при условии, что они одиноко проживающие или живут совместно с пенсионерами или неработающими инвалидами 1-2 группы,

— а также Герои России, Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены семьи.

Этот стандарт утверждается на уровне каждого субъекта РФ, а потому может различаться в зависимости от региона, где проживает льготник.

Например, в Москве этот стандарт составляет 33 кв. м для одиноко проживающего человека, 42 кв. м на семью из двух человек и 18 кв. м — на каждого члена семьи, если в ней трое и более человек.

Соответственно, одиноко проживающий 80-летний собственник освобождается от взносов на капремонт, если площадь его жилья не превышает 33 кв. метра (за площадь, которая превышает этот норматив, придется платить взносы).

Кто не относится к льготникам, но все равно не должен платить за капремонт

Обратите внимание, что как только право собственности на жилье прекращается (например, квартира продана или подарена), обязанность платить за капремонт переходит к новому собственнику.

Это касается и долгов: если прежний собственник не платил за капремонт, то погашать задолженность придется новому собственнику. Это правило действует только применительно ко взносам на капремонт (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Поэтому перед покупкой квартиры обязательно проверьте, нет ли у продавца долгов по этим взносам — иначе оплачивать их придется вам.

2) Жилищный кодекс РФ освобождает от платы за капремонт собственников квартир в доме, который признан аварийным либо расположен на земельном участке, изъятом для государственных нужд. При этом собственникам возвращают взносы на капремонт, уплаченные ими прежде.

3) Регионам разрешается освобождать от оплаты капремонта небольших домов, где насчитывается менее 5-ти квартир. Все взносы, которые собственники квартир в таких домах вносили ранее, подлежат возврату.

4) Для тех, кто приобрел квартиру в новостройке, действует некий период освобождения от взносов на капремонт.

Дело в том, что новостройки включаются в программу капремонта лишь по истечении срока, который определяют региональные власти (Жилищный кодекс устанавливает лишь верхнюю его планку — 5 лет).

К примеру, в Нижегородской области период освобождения от платы за капремонт новостроек составляет те же 5 лет со дня включения дома в регпрограмму капремонта, а в Свердловской области — 3 года.

Как можно частично освободиться от взносов на капремонт?

А) если в доме уже проводились работы по капремонту и они оплачивались не за счет бюджета или регоператора, то собственники жилья имеют право на зачет свои платежи на такой ремонт в счет будущих взносов на капремонт;

Б) если собственник не входит в число льготников, но относится к малоимущим, он вправе получать субсидию на ЖКУ — и в т.ч. на оплату капремонта.

источник

Фонд капитального ремонта: формируем правильно

Износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в России, по оценкам правительства, уже превышает 60%. В том числе, требует капитального ремонта и состояние многих многоквартирных домов. По сведениям Росстата, на конец 2013 года удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в стране составил 2,8%. И даже сравнительно новые жилые дома постепенно устаревают и требуют капитального ремонта: например, капремонт загрузочных устройств мусоропроводов следует проводить каждые 10 лет, а сетей питания лифтовых установок – каждые 15 лет (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах должны оплачиваться собственниками расположенных в них помещений, в том числе и квартир (ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ). И если в советские годы основным собственником жилых помещений являлось государство, которое и оплачивало расходы по содержанию и ремонту своей собственности, то теперь, в результате массовой приватизации, квартиры перешли в частную собственность. Но вместе с правом на квадратные метры к новым собственникам перешла и обязанность по их содержанию и ремонту, как текущему, так и капитальному – за исключением домов, которые на момент приватизации уже требовали капитального ремонта (ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Изначально владельцы помещений в многоквартирных домах самостоятельно в добровольном порядке определяли размеры оплаты за капитальный ремонт общего имущества. Эта плата включалась в платежи за коммунальные услуги. Но стремление собственников недвижимости к снижению расходов на оплату этих услуг приводило к тому, что управляющие компании и ТСЖ не могли аккумулировать достаточно средств для финансирования капитального ремонта дома и эти расходы часто перекладывались на муниципальные бюджеты в форме финансирования аварийно-восстановительных работ.

Однако в конце 2012 года Жилищный кодекс РФ был дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который предусматривает обязательное перечисление средств собственниками помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта (Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ). При этом минимальный размер таких взносов должен был устанавливаться отдельно регионами. Но длительное время закон фактически не действовал из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, поскольку субъекты РФ должны были при установлении минимальных размеров взносов на капремонт опираться на методические рекомендации, утвержденные уполномоченным Правительством РФ органом (ч. 8.1. ст. 156 Жилищного кодекса РФ). План мероприятий по реализации указанного закона был утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 720-р, а соответствующие методические рекомендации были введены 10 июля 2013 года (приказ Минрегиона России от 10 июля 2013 г. № 288 «Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт»). Только после этого субъекты РФ смогли принять необходимые региональные законы, и первые квитанции с требованием оплаты взноса в фонд капитального ремонта стали поступать владельцам квартир уже в 2014 году.

Что такое фонд капитального ремонта?

Фонд капитального ремонта представляет собой «копилку», в которой аккумулируются денежные средства для проведения в будущем капитального ремонта многоквартирного дома. Для каждого отдельного дома создается собственный фонд, формируемый из:

  • взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений;
  • процентов за несвоевременную уплату таких взносов;
  • доходов от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • средств товарищества собственников жилья, в том числе доходов от его хозяйственной деятельности;
  • процентов, начисленных банком по денежным средствам, находящимися на счете дома.

Следует отличать фонды капитального ремонта как «копилки», формируемые для каждого многоквартирного дома в отдельности, от Фондов капитального ремонта как юридических лиц, учреждаемых субъектами РФ в качестве региональных операторов для управления фондами капитального ремонта отдельных домов. К примеру, в столице такой Фонд создан постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы».

Какие существуют способы формирования фонда капитального ремонта?

Формирование фонда капитального ремонта жилого дома может производиться одним из двух возможных способов:

  • на специальном счете;
  • на счете регионального оператора – так называемый «общий котел» (ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

Образец протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете)

Образец протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на счете регионального оператора)

При этом по умолчанию фонды капитального ремонта формируются на счетах региональных операторов и никаких действий для этого производить не требуется, а для выбора способа накопления на специальном счете необходимо принятие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Решение считается принятым, если за него отдано не менее 2/3 голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

Пока ваш дом не включен в региональную программу (и до истечения восьми месяцев с момента включения), вы не обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ). Ознакомиться с региональной программой можно на сайте регионального Фонда капитального ремонта.

Такое решение должно быть принято не позднее, чем в течение шести месяцев (срок может быть снижен по решению отдельных регионов) с момента опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен данный дом. Такая программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и подлежит ежегодной актуализации.

В течение этого же срока необходимо направить копию протокола общего собрания в адрес регионального оператора. Решением общего собрания в обязательном порядке должны быть определены:

  • размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
  • перечень услуг и (или) работ по капремонту;
  • сроки его проведения;
  • владелец специального счета;
  • кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

При этом размер ежемесячного взноса не может быть ниже установленного региональным законодательством. Перечень ремонтных работ не может быть меньше, а сроки проведения капремонта – позже, чем предусмотрено региональной программой.

Владельцем специального счета может быть назначена управляющая компания, либо ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом, а также региональный оператор. Кредитная организация, в которой может быть открыт специальный счет, должна иметь уставной капитал в размере не менее 20 млрд руб. Информацию о банках, которые соответствуют этому условию, можно узнать на сайте Банка России.

Образец договора специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта

Если же в установленный срок такое решение общим собранием принято не было, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора. Какие-либо извещения о принятии такого решения жильцам не направляются, и они узнают об этом из квитанций об оплате.

Следует отметить, что формирование фондов на специальных счетах имеет ряд особенностей, отличающих этот способ от ведения счета в рамках «общего котла»:

  • на хранящиеся в банке деньги могут начисляться проценты, что позволит несколько снизить потерю покупательной способности накоплений за период их хранения. Стоимость обслуживания счета и размер начисляемых процентов могут различаться в зависимости от банка. Например, одно из кредитных учреждений предлагает банковское обслуживание специального счета за 4,8 тыс. руб. в год, при этом процентная ставка может варьироваться от 0,2% до 3,5% годовых в зависимости от суммы, находящейся на счету. Следует отметить, что Жилищный кодекс РФ также не содержит и запрета начислять проценты на денежные средства, хранящиеся в банках на счетах регионального оператора;
  • любой собственник имеет возможность получить информацию о сумме денежных средств на специальном счете и операциях по нему. Собирать общее собрание для этого не требуется (ч. 7 ст. 177 Жилищного кодекса РФ);
  • региональным законодательством может быть установлен минимальный размер фондов капремонта, формирующихся на специальных счетах, по достижении которого общее собрание собственников может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт – за исключением тех, кто задолжал по таким взносам (ч. 8 ст. 170 Жилищного кодекса РФ);
  • отсутствует предусмотренное для региональных операторов ограничение на уплату аванса в размере, превышающем 30% от стоимости работ по капитальному ремонту, что позволит требовать более выгодных условий договоров с подрядчиками (ч. 3 ст. 190 Жилищного кодекса РФ).

При этом средства фонда капитального ремонта, хранящиеся на специальном счете, в полной мере защищены законодательно, за исключением случаев банкротства самого банка (но этот риск существует и для средств, хранящихся в банках региональными операторами). Так, банк осуществляет контроль за расходованием денежных средств со специального счета (ч. 3 ст. 177 Жилищного кодекса РФ), в связи с чем проведение незаконных операций с этими средствами затруднено. К тому же на денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, если эти обязательства не связаны с капремонтом (ч. 6 ст. 175 Жилищного кодекса РФ). Также такие денежные средства не включаются в конкурсную массу при банкротстве владельца счета (ч. 7 ст. 175 Жилищного кодекса РФ).

Как изменить способ формирования фонда капитального ремонта?

Если собственников помещений в многоквартирном доме не устраивает выбранный способ формирования фонда капитального ремонта или они пропустили шестимесячный срок принятия решения о его выборе, то изменить эту ситуацию можно в любое время на основании решения общего собрания собственников.

Если решением общего собрания фонд изымается из управления регионального оператора и будет в дальнейшем формироваться на специальном счете, такое решение должно содержать сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, как и при первоначальном выборе спецсчета для формирования фонда. Данное решение следует в течение пяти дней направить региональному оператору, однако в силу оно вступит лишь через два года с этого момента (срок может быть снижен региональным законодательством) и при отсутствии задолженности по оплате работ по капитальному ремонту или предоставленным на эти цели кредитам (ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса РФ). В течение этого периода платежи по прежнему будут перечисляться региональному оператору.

В случае же принятия решения о передаче фонда региональному оператору, оно вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания. Отсутствие задолженностей по выполненным работам и предоставленным кредитам в данном случае также является обязательным условием для вступления решения в силу (ч. 6 ст. 173 Жилищного кодекса РФ).

Размер взноса в фонд капитального ремонта

Минимальный размер взносов на капитальный ремонт устанавливается нормативными актами субъектов РФ и ежегодно индексируется с учетом изменения индекса потребительских цен (п. 1 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ, п. 6.1 Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 7 февраля 2014 г. № 41/пр). Так, размер этого взноса в 2015 году в Москве составляет 15 руб. в месяц за каждый квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме (постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году»). Для сравнения, в Санкт-Петербурге размер взноса дифференцирован от 2 до 3 руб. в зависимости от типа строения, на территории Московской области в 2015 году размер взноса равен 7,8 руб., а в Самарской области он варьируется от 5,07 руб. до 5,84 руб. в зависимости от этажности жилого дома (во всех регионах эти суммы также начисляются ежемесячно за каждый квадратный метр общей площади помещения).

Размер взноса не зависит от количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении или его расположения. Сумма платежа определяется лишь по характеристикам здания жилого дома (год постройки, этажность, тип материалов), если в данном регионе предусмотрена такая дифференциация размера взноса, и по количеству квадратных метров помещения.

Окончательный размер взноса может быть изменен в сторону увеличения решением общего собрания собственников, а накопленную за счет такого повышения сумму можно использовать на виды капитального ремонта, не предусмотренные ст. 166 Жилищного кодекса РФ (например, на разработку проектной документации, оплату услуг по строительному контролю и расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам), либо для ускорения выполнения срочных работ (ч. 3 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

Цели расходования средств из фонда капитального ремонта

Средства из фонда капитального ремонта можно потратить исключительно на определенные в ст. 166 Жилищного кодекса РФ цели:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Однако дополнительно субъекты РФ могут разрешать расходовать средства фонда на другие виды ремонтных работ, в том числе:

  • утепление фасада;
  • переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу;
  • устройство выходов на кровлю;
  • установку коллективных (общедомовых) счетчиков и узлов управления и регулирования потребления коммунальных ресурсов.

Этот список является открытым, регионы никак не ограничены в праве определять направления расходования средств фондов капремонта (ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, эти средства можно потратить на:

  • разработку проектной документации для проведения капитального ремонта;
  • оплату услуг по строительному контролю;
  • погашение кредитов и займов (а также процентов по ним), полученных и использованных в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту;
  • оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам и займам (ст. 174 Жилищного кодекса РФ). К примеру, ставка платы за выдачу банковской гарантии по государственным контрактам в настоящее время варьируется от 1% до 5%. Вероятно, банковские гарантии по кредитам для капитального ремонта будут оцениваться в таких же рамках.

При этом за счет суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, могут финансироваться только работы, предусмотренные ст. 166 Жилищного кодекса РФ, а также погашение кредитов, займов (и процентов по ним), полученных и использованных в целях оплаты данных работ (ст. 174 Жилищного кодекса РФ).

Из этого следует, что финансировать разработку проектной документации, оплату услуг по строительному контролю и расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам можно лишь из процентов за несвоевременную уплату взносов и процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также за счет суммы взносов, превышающей их минимальный размер.

Сроки расходования средств из фонда капитального ремонта

Субъекты Российской Федерации обязаны принять ежегодно актуализируемые региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст. 168 Жилищного кодекса РФ). В этих документах устанавливаются предельные сроки проведения капитального ремонта таких домов, независимо от способа формирования фонда капремонта. Ознакомиться с ними можно на сайтах региональных Фондов капитального ремонта.

Следует отметить, что законом предусмотрено проведение капремонта в первоочередном порядке в тех домах, которые нуждались в проведении капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения в них, если с того момента капремонт так и не был произведен (ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Однако в региональных программах закрепляется лишь предельный срок проведения капитального ремонта. Согласно ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, владельцы недвижимости в многоквартирных домах имеют право в любое время принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества независимо от способа формирования фонда капремонта. Выносить этот вопрос на повестку дня общего собрания могут как сами собственники, так и управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор.

Решение общего собрания собственников о проведении капитального ремонта должно содержать следующие обязательные сведения:

  • перечень работ по капитальному ремонту;
  • смета расходов;
  • сроки проведения капитального ремонта;
  • источники его финансирования (специальный счет или счет регионального оператора);
  • данные лица, которое уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Если досрочный капитальный ремонт не производился, то управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор обязаны направить собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне услуг и (или) работ и их объеме и стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества. Это должно быть сделано не позднее, чем за шесть месяцев (иные сроки могут быть установлены региональным законодательством) до наступления года, в котором согласно региональной программы запланировано выполнение капитального ремонта. Решение по такому предложению собственники обязаны принять в течение трех месяцев с момента получения такого предложения, в противном случае это решение принимается органом местного самоуправления.

Контроль за формированием фонда капитального ремонта осуществляет орган государственного жилищного надзора (ст. 172 Жилищного кодекса РФ). Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется Росфиннадзором (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»). Также в рамках своих полномочий надзор осуществляют органы прокуратуры и МВД России.

Таким образом, в случае нарушения порядка формирования фондов капитального ремонта, сроков и порядка проведения капитального ремонта, собственники помещений в многоквартирных домах имеют право обратиться в указанные организации или суд согласно их компетенции, как в индивидуальном порядке, так и коллективно.

Следует отметить, что надлежащее исполнение региональным оператором своих обязательств гарантируется субъектом Российской Федерации, который выполнит капремонт за счет регионального бюджета в случае, если региональный оператор нарушит свои обязательства перед собственниками помещений в многоквартирных домах (ст. 188 Жилищного кодекса РФ).

Если у вас остались вопросы, ждем их на нашу электронную почту editor@garant.ru – ответы на наиболее интересные мы включим в материал. Также с ответами на часто возникающие вопросы можно ознакомиться на сайтах региональных Фондов капитального ремонта.

Последняя актуализация: 19 апреля 2016 г.

Новости по теме:
  • Жилищный кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 505 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности»
  • Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»
  • Приказ Минстроя России от 10 февраля 2014 г. № 43/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности»
  • Приказ Минстроя России от 7 февраля 2014 г. № 41/пр «Об утверждении методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах»
  • Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году»
  • Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы»
  • Постановление Правительства Самарской области от 17 декабря 2014 г. № 784 «Об установлении на 2015 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области»
  • Постановление Правительства Московской области от 28 октября 2014 г. № 902/41 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год»
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2014 г. № 1205 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2015 году»
  • Разработан порядок замены владельца специального счета капитального ремонта – ГАРАНТ.РУ, 13 апреля 2015 г.
  • Систему страхования вкладов физических лиц могут распространить на денежные средства специального счета – ГАРАНТ.РУ, 4 марта 2015 г.
  • В России могут создать Ассоциацию региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – ГАРАНТ.РУ, 15 августа 2014 г.
  • Из Жилищного кодекса РФ устранят противоречия, связанные с капремонтом – ГАРАНТ.РУ, 7 августа 2014 г.
  • Процесс заключения договора о капремонте многоквартирного дома может быть упрощен – ИА «ГАРАНТ», 11 июля 2014 г.
  • Советам многоквартирных домов могут разрешить приостанавливать капремонт при выявлении нарушений – ИА «ГАРАНТ», 20 июня 2014 г.
  • Управляющим организациям могут разрешить владеть специальным счетом для формирования фонда капремонта – ИА «ГАРАНТ», 25 апреля 2014 г.
  • Запущены «горячая линия» и специальный портал по вопросам капитального ремонта – ИА «ГАРАНТ», 11 апреля 2014 г.

Введение платы за капитальный ремонт многоквартирных домов вызвало волну недовольства собственников помещений в этих домах, хотя эту плату необходимо было ввести сразу же после того, как многие граждане в начале 90-х годов приватизировали квартиры. Правда, не стоит забывать о том, что до начала приватизации государство не выполнило в полном объеме свои обязательства по ремонту некоторых многоквартирных домов. Этот факт следует учитывать при возложении на собственников квартир аналогичной обязанности. Подробнее о сложившейся ситуации – в материале.

Смирнов Александр,
Депутат Госдумы, член комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, член фракции «ЛДПР»

источник