Меню Рубрики

Установка по карлу роджерсу

Установка по карлу роджерсу

Гуманисты: А. Маслоу, Ф. Перлз, Б.С. Братусь, Флоренская.

Теоретические основания концепции Роджерса

· Феноменологический подход

— «Человека можно понять только в терминах (феноменах) его субъективных переживаний» – ценность субъективность. Субъективная реальность клиента первична и для консультанта, и для клиента. Консультация – это Встреча двух субъективных реальностей.

— «Люди способны определять свою судьбу» – ценность самоопределения.

— «Человек обладает позитивной внутренней природой и тенденцией к актуализации своего потенциала» – ценность роста и совершенствования.

Каждый человек имеет внутри большие резервы самопонимания, изменения «Я-концепции» и своего поведения, и эти ресурсы актуализируются (выявляются) только тогда, когда консультант создает соответствующий климат, для которого характерны такие помогающие установки: эмпатия, конгруэнтность, безусловное положительное отношение к клиенту.

· Тенденция к самоактуализации – универсальная тенденция Вселенной, всего органического и неорганического мира, является внутренней мотивирующей силой к расширению своего Я.

Термин «актуализация» впервые ввел Гольдштейн.

Эта тенденция имеет трансцендентную функцию – «выходящее за рамки моего опыта, за рамки моего Я».

Благодаря этой тенденции, люди движутся к саморегулированию и к самодетерминации, тем самым избавляясь от внешнего влияния и контроля.

Все психологические проблемы, по Роджерсу, связаны с блокированием тенденции к актуализации.

· Организменный (организмический) оценочный процесс – начинает подсознательно функционировать с момента рождения (с момента зачатия) – это подсознательное реагирование организма (тело – психика) на удовлетворяющие ситуации позитивными переживаниями («То, что мне нравится»), и напротив, избегание, негативное реагирование на те ситуации, которые не отвечают или противоречат тенденции к актуализации.

(воспринятая сознанием часть опыта)

феноменальное

поле опыта

· «Я» – по мнению Роджерса, это есть реальное, базисное, организменное Я (Я, основанное на оценочном организмическом процессе)

· «Я-концепция» – система представлений, конструкт человека о себе (не всегда соответствует организмическому Я)

Конгруэнтная и неконгруэнтная Я-концепция

Процесс актуализации – движение к конгруэнтности

Факторы, влияющие на формирование «Я-концепции» и на возникновение психологической проблематики:

1. Наличие условий ценности – оценок значимых других (прежде всего родителей), их установок, при котором «Я» ребенка положительно оценивается («Если ты…., то ты – хороший»). В последствии формируется установка, что важнее ориентироваться на других.

2. Важность безусловного положительного отношения к ребенку – чем больше эта установка, тем меньше условий ценности ребенок интериоризирует в свою «Я-концепцию».

Механизм возникновения тревоги, дезадаптации и

других психотических срывов

Тревога возникает как реакция на рассогласование имеющейся «Я-концепции» и наличного опыта, тревога вызывает напряженность и запускает защитную позицию на охранение «Я-концепции».

Психотический (неконтролируемый, аффективный) срыв возникает тогда, когда человеком накоплен в большом объеме не принимаемый, отвергаемый его «Я-концепцией» опыт и механизмы защиты не срабатывают.

Цели консультирования:

— помочь клиенту выйти на уровень полноценно функционирующей личности, преодолев неконгруэнтные состояния его «Я-концепции»;

— помочь осознавать свои чувства и переживания (аффективно-ориентированная модель);

— повысить открытость новому опыту (тем самым сформировать большее доверие к жизни и самому себе).

Отношения в диаде «консультант – клиент» – это «парный танец», ведущим является клиент, а сопровождающим – консультант.

Позиция консультанта – партнер, фасилитатор, сопровождающий и поддерживающий клиента в процессе его самодвижения; у консультанта не роевое поведение, а аутентичное, «человечное» (не быть совершенным, а быть самим собой). Консультант не таит своих переживаний (самораскрытие) и обладает зрелой «Я-концепцией».

Анализ переноса и контрпереноса не приветствуется!

Конгруэнтность – позиция максимального уровня присутствия в ситуации, открытости и прозрачности консультанта в отношении своих чувств и чувств, вызываемых у него клиентом. Конгруэнтность подразумевает готовность разделить чувства и дать обратную связь.

Рационализация, интеллектуализация приводят к отчуждению внутреннего и «Я-концепции». Лучше «проживать» чувства!

Безусловное позитивное отношение – проявление теплоты, уважения, заботы к личности клиента. Каждый человек имеет конструктивный потенциал!

Эмпатия – проявляется к различным (и к конструктивным, и к негативным) переживаниям клиента. Главное, чтобы эмпатия не переходила в слияние с клиентом!

Понимание – процесс и результат формирования смысла своих поступков, мыслей, чувств или переживаний, относительно как к ситуации актуального взаимодействия («здесь и теперь»), так и к жизнедеятельности личности в целом.

Стремление к осмысленности жизни, ситуации, поступков считается главном стремлением зрелой личности.

Т.О., клиент-центрированное консультирование выступает как процесс понимания стремлений (интенций) и возможностей развития клиента (в логике клиента).

В этом процессе принцип трансцендентности (выход за пределы личного) выступает одним из ключевых, что означает переориентацию психолога и клиента с неизбежности того, что есть (имманентность) на веру и надежду в возможности человека.

Профессиональное психологическое понимание отличается от обыденного четырьмя проф. установками:

1. Безусловное принятие (толерантность, уважение к свободе клиента)

2. Безоценочная эмпатия (переживания «как будто с клиентом»)

3. Конгруэнтность (аутотентичность)

4. Конкретность (персонифицированность, обращение к конкретному другому)

Такое понимание в гуманистическом ключе актуализирует самопонимание клиента. А самопонимание запускает механизм самопроектирования.

Любовь к себе выполняет в данной модели когнитивную функцию. Любовь к себе:

— доверие к себе (к чувствам, к интуиции);

— умение находить ресурсы внутри себя;

— забота о себе, удовлетворение своих потребностей и др.

Понимание выступает как сближение «Я-идеального» («Я-потенциальное», «Я-возможное», «Я, к которому я стремлюсь») и «Я-реального» («Я-наличное»).

источник

Метод Карла Роджерса: Безусловное принятие

Когда мы щедро слушаем другого, он тоже может услышать ту правду, которая в нем есть. Иногда человек это слышит впервые за свою жизнь.

Слушание – это, пожалуй, самый древний и самый мощный инструмент исцеления

Еще будучи студенткой Стэнфорда я вошла в малочисленную группу докторов и психологов, участвующих в мастер-классе Карла Роджерса, — пионера гуманистической психотерапии.

Я была молодой и жутко гордилась своей осведомленностью в вопросах медицины, тем, что со мной консультировались и к моему мнению прислушивались мои коллеги.

Подход Роджерса к терапии, который называется безусловное принятие, — показался мне тогда достойным одного лишь презрения — это выглядело снижением стандартов. А, вместе с тем, ходили слухи, что результаты его терапевтических сессий были почти чудесными.

У Роджерса была глубоко развита интуиция. Рассказывая нам о своей работе с клиентами, он делал паузы, чтобы точно сформулировать свою мысль, которую хотел до нас донести. И это было абсолютно естественно и органично. Этот стиль общения кардинально отличался от авторитарного, к которому я привыкла, будучи студентом медицины и работая в госпитале.

Возможно ли, чтобы человек, кажущийся настолько неуверенным, вообще что-то по-настоящему умел и был в чем-то специалистом? У меня были очень большие сомнения на этот счет.

Насколько я смогла на тот момент уяснить, суть метода безусловного принятия сводилась к тому, что Роджерс сидел и просто принимал все, что бы ни говорил клиент – без вынесения суждений, без интерпретаций. Мне было непонятно, как такое в принципе может иметь хоть малейшую пользу.

В конце занятия Роджерс предложил продемонстрировать, как работает его подход. Один из докторов вызвался выступить в роли клиента. Стулья были поставлены таким образом, чтобы они оба сидели друг напротив друга. Перед тем, как начать сессию, Роджерс остановился и обвел задумчивым взглядом нас, собравшихся в аудитории докторов, и меня в их числе. В этот короткий безмолвный момент я заерзала в нетерпении.

Затем Роджерс начал говорить: «Перед началом каждой сессии я останавливаюсь на короткое мгновение, чтобы вспомнить, что я тоже – человек.

  • Нет ничего, что может произойти с человеком, чего я, будучи тоже человеком, не смогу с ним разделить;
  • нет такого страха, который я не смогу понять;
  • нет страдания, к которому я могу остаться бесчувственным –

это заложено в моей человеческой природе.

Как бы ни была глубока травма этого человека – этого передо мной не надо стыдиться. Я тоже беззащитен перед лицом травмы. И поэтому меня достаточно.

Что бы ни пережил этот человек – ему не обязательно оставаться с этим наедине. И с этого начинается исцеление». (Речел Наоми Ремен проводит разделение понятий «лечить» и «исцелять»)

Последовавшая за этим сессия была ошеломительно глубокой. За всю сессию Роджерс не промолвил ни единого слова. Он транслировал свое полное принятие клиента таким, как он был, только через качество своего внимания.

Клиент (доктор) начал говорить, и очень быстро сессия переросла в презентацию метода, как есть. В оберегающей атмосфере полного принятия Роджерса доктор начал одну за другой сбрасывать свои маски. Сначала нерешительно, а потом все легче и легче. Когда отбрасывалась маска, Роджерс принимал и приветствовал того, кто под ней скрывался – безусловно, без интерпретаций, — пока наконец не спала последняя маска и перед нами не предстал этот доктор таков, как он был – во всей красоте своей истинной и незащищенной природы. Я сомневаюсь, что он сам когда-либо сталкивался с собой таким, что он таким себя когда-либо прежде видел.

К тому моменту со многих из нас тоже соскользнули все маски и у некоторых глаза были полны слез. В тот момент я завидовала этому доктору-клиенту; как мне было досадно, что я не вызвалась на эту сессию, что я упустила шанс – шанс так, настолько тотально быть увиденной и принятой другим.

За вычетом нескольких эпизодов общения с моим дедушкой, в моем опыте это была первая встреча с подобным принятием за всю жизнь. Я всегда усердно работала, чтобы быть достаточно хорошей – это было моим «золотым стандартом», по которому я определяла, какие книги читать, какую одежду носить, как проводить свободное время, где жить, что говорить. Хотя, даже «достаточно хорошо» для меня не было достаточным. Я всю жизнь провела в попытках стать идеальной.

Но если слова Роджерса были правдой, то совершенство — это пустышка. Все, что по-настоящему требовалось – это просто быть человеком.

А я ведь – человек. И я всю жизнь боялась, что это кто-нибудь обнаружит. По сути, то, что акцентировал Роджерс – мудрость, самый базовый уровень исцеляющих отношений.

Насколько бы блестящими специалистами мы ни были, самый большой дар, который мы можем преподнести страдающему – это наша целостность. Слушание – это, пожалуй, самый древний и самый мощный инструмент исцеления.

Зачастую именно качество нашего внимания, а не наши мудрые слова способствуют самым глубоким изменениям в окружающих нас людях.

Слушая, вместе с нашим безраздельным вниманием, мы открываем другому возможность обрести целостность. То, что отвергалось, обесценивалось, было непринимаемо самим человеком и его окружением. То, что было спрятано.

В нашей культуре душа и сердце часто становятся «бездомными». Слушание создает молчание.

Когда мы щедро слушаем другого, он тоже может услышать ту правду, которая в нем есть. Иногда человек это слышит впервые за свою жизнь.

Во время молчаливого слушания мы можем найти/узнать в другом себя. Постепенно мы можем научиться слышать любого и даже немного больше – мы можем научиться слышать невидимое, обращенное на себя и на нас.опубликовано econet.ru.

Автор: Речел Наоми Ремен, «Kitchen Table Wisdom: Stories That Heal»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

источник

Самоактуализация по К.Роджерсу

«Не доверять людям» — господствующая установка административно-авторитарного подхода.
скачать видео

Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. (см.→)

Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность. Самоактуализация по К. Роджерсу — актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является, по своей природе.

Разрабатывая представление о самоактуализации, Карл Роджерс главное внимание уделял тому, при каких условиях возможна самоактуализация.

Не каковы направленность и стиль жизни при самоактуализации (этим больше занимался Э. Шостром), не достижениями и результатами, которые обещает самоактуализация (этим занимался А. Маслоу), а изучением необходимых условий и их пропагандой.

Роджерс верил, что лучшие результаты в росте и развитии личности будут не при жестком, силовом давлении, и при теплой и душевной помощи. Со временем выяснилось, что предложенные Карлом Роджерсом методики дают хорошие результаты с детьми и частью людей, нуждающихся в психотерапии. Применение его подхода в работе со взрослыми, сложившимися людьми деловой направленности показало спорные результаты.

Огромная историческая заслуга Карла Роджерса, что именно он способствовал формированию гуманной педагогики, психотерапии и психиатрии. Подход Карла Роджерса — реакция на господствовавшую в его время авторитарную педагогику и психиатрию, не доверявшую людям и практикующую преимущественно жесткое и холодное формирование. Его убежденность «Только создайте условия, личность вырастет сама!» (Душка против Силовика) дала многое для продвижения гуманистических идеалов, но одновременно затормозила более реалистичные подходы.

Читайте также:  Установка программ на нокиа люмия 520

Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность.

Однако, если ребенок рождается с болезнью Дауна, то естественным образом из такого ребенка полноценно функционирующего человека не вырастет. Нет данных, что все дети рождаются только и исключительно со здоровым личностным ядром. Напротив, есть наблюдения, что все дети рождаются разными, и врожденное позитивное ядро во многих из них изначально разглядеть трудно. Смотри Какими рождаются дети

Роджерс верил, что у каждого человека есть врожденная тяга с развитию.

Маслоу, впрочем, реалистично комментировал: «Человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению.

Но нельзя забывать, что человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению. Упиваясь рассуждениями о «личностном росте», мы рискуем внушить слушателям опасную иллюзию, особенно когда имеем дело с неоперившимися юнцами. На мой взгляд, необходимой профилактикой против излишне легкого, поверхностного отношения к «личностному росту» должно стать тщательное исследование психопатологии и глубинной психологии человека. Приходится признать, что многие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений. «Мотивация и личность»

Роджерс верил, что в процессе полной самоактуализации человек будет становиться полноценно функционирующим человеком, гармоничным внутри и гармонично взаимодействующим с окружением.

Если родился волчонок, он должен вырасти волком и охотиться за зайчиками. Если в обществе зайчиков рождается волчонок и начнет актуализировать своей потенциал, гармоничные отношения с окружением не гарантированы. Возможны (и, скорее всего, будут) конфликты: внешние, если он все-таки начнет грызть зайчиков, либо внутренние, если волчонок начнет бороться со своей природой и приучать себя кушать капусту.

В основе теоретических представлений Карла Роджерса лежит метафора о личностных семенах, точнее о личностном семени, поскольку Карл Роджерс рассматривал личность скорее как одно дерево, растущее из одного семени, а не как экосистему со множеством деревьев и множеством семян, которые могут быть как изначальными для экосистемы, так и заноситься извне. Метафора почвы и семян дает более широкую и объемную картину развития, когда развитие личности может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек извне или осознанной работы садовника.

источник

К. Роджерс — игра как самораскрытие

Карл Роджерс (1902-1987) Игра как самораскрытие (свободный творческий поиск личностных смыслов, «мудрости организма» и доверия к другим). Игра центрированная на ученике.
Американский психолог, лидер гуманистической психологии, автор человеко-центрированного подхода характеризовал его тремя постулатами: 1) вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека; 2) «безусловное позитивное принятие другого человека»; 3) представление о закономерных стадиях развития группового процесса. К.Роджерс считал, что каждый человек располагает огромными внутренними ресурсами для понимания себя, изменения своих представлений о себе и о других, так же выработки собственного личностного смысла.
Вот некоторые существенные итоги К. Роджерса:
В моих отношениях с другими людьми я обнаружил, что если я буду выдавать себя не за того, кем я есть на самом деле, ничего хорошего не получится.
Я обнаружил, что очень много приобретаю, когда делаю всё возможное, чтобы люди сообщали мне о своих чувствах, о личном опыте восприятия.
Я могу доверять своему жизненному опыту.
Я руководствуюсь не оценками других.
Факты благоприятны.
Мой опыт говорит мне, что в основе человека лежит стремление к положительным изменениям.
Я знаю, что из-за защитных реакций и страха люди могут вести себя жестоко, незрело, очень разрушительно, антисоциально, причинять боль.
По сути, поведение является целенаправленной попыткой организма удовлетворить нужды, какими они представлены ему в переживаемом им поле восприятия.
Эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению; тип эмоции определяется либо исходным, либо завершающими аспектами поведения; интенсивность эмоции определяется значимостью в нашем восприятии данного поведения для сохранения и укрепления организма.
В наилучшем положении для понимания поведения индивида находится сам индивид.
Чувство тревоги представляет эмоциональную реакцию на угрозу.
Педагогу-психологу в интерактивной игре, согласно Роджерсу прежде всего необходимо создать достаточные условия для личностного роста ребенка: 1) искренность, близость к реальности или конгруэнтность; 2) принятие ребенка, забота о нем, высокая положительная оценка о нем и безусловно положительное отношение; 3) способность принять точку зрения другого человека и способность пережить чувства, испытываемые другим человеком (эмпатийное понимание — постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека — «мы вместе»).
К.Роджерс не смотрит на ученика сквозь «розовые очки», а говорит о том, что темная (манипулятивная) сторона ученика -это искажение действительности, и она становится всё меньше и меньше по мере его личностного роста и по мере предоставления правильных условий обучения. Хорошесть человеческой природы проявляется, когда нет боли страдания. Боль страдания мешает настоящему гармоничному развитию ученика. Темная сторона запутывает жизнь ученика и поэтому он боится принять себя самого и не осуждать без боязни быть наказанным, двигаться внутри самого себя без борьбы «достаточно ли я хорош или нет?». Ученик желает находится в окружении где его не осуждают и уважают. Если положительная сторона ученика разрушена, то она всё равно всегда ждёт, чтобы её пробудили. Видеть себя (учителя) как одну духовную сущность с учеником, в двух разных телах — это и есть ответственность за обучение перед обществом. Задача учителя повлиять на способность и ответственность ученика усваивать учебную информацию, без навязывания знаний (анти-авторитарный подход к обучению). Это не то, что «я знаю лучше, чем ты», а наоборот без зависимости от учителя, а в его сопровождении в трудном пути познания, согласно его положительным запросам и чаяниям.
Роджерс считает, что психолог в игре не должен говорить с учеником, как он должен себя вести, а скорее пытается позволить ученику выразить себя и открыть собственные способы регуляции своего поведения ( педагог-психолог не директивно-распорядителен с ребенком — форма общения в процессе совместной деятельности, при которой преобладают не команды и не распоряжения). В этом и есть гуманистическая ориентация Карла Роджерса, когда педагог-психолог интересуется прежде всего человеческими качествами ученика, то он самостоятельно развивает свой потенциал, осознает свою индивидуальную и социальную идентичность.
Если подъитожить эти идеи К.Роджерса то:
1) педагогу-психологу необходимо уделять внимание ученику в том, как он видит личный, сокровенный, собственный мир без осуждения, без боязни быть наказанным за это (феноменология ученика);
2) поведение ученика может быть понято только с индивидуальной точки зрения ученика, но пробуждая в нем положительную сторону, так как она ждет, чтобы её пробудили;
3) цель каждого ученика развитие своего потенциала, осознание своей индивидуальной и социальной принадлежности удовлетворение его запросов и чаяний(актуализация).
В своей книге «Клиент-центрированная психотерапия» К.Роджерс ставил вопрос о вседозволенности ребенка во время игры и отвечал,что психологу необходимо:
1) воздерживаться от похвалы и подстрекания дурного поведения и высказывания;
2)помнить, что ребенок осознает игровую ситуацию от повседневной жизни;
3) запретами нельзя устранить потребности ребенка в определенном поведении;
4) ребенок имеет право тестировать психолога демонстрацией отвергнутых аспектов его личности;
5) ребенок помнит, что свобода игрового часа вовсе не является безграничной.
6) ребенок больше знает свою ситуацию отставания в личностном росте и вместе с учителем может её преодолеть без боли страдания, так как положительная сторона личности ученика ждет. чтобы её пробудили.
К.Роджерс пишет: «если ребенок спрашивает о причине определенного ограничения, то наиболее мудрым выходом будет дать честный ответ, особенно когда правило носит личный характер» (5).
Основная идея К.Роджерса — педагог-психолог сохраняет, развивает способности ученика, выявляет лучшие качества его личности. Личность и поведение ученика в большей степени являются функцией уникального восприятия им окружения и он всегда стремится вперед к положительному развитию и при подходящих условиях реализует свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.
Роджерс, Карл Рэнсом

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карл Рэнсом Роджерс ( англ. Carl Ransom Rogers; 8 января 1902 — 4 февраля 1987 ) — американский психолог , один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу ). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал « я-концепцию », формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии , которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией » ( англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году .

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов — как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов — как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых. Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т. д. В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит с отдельными клиентами, с всё «более и более глубокой продолжительностью, всё глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности». Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу — 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)». Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.

Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.

Карл Роджерс, четвёртый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс , в преуспевающей семье строгого протестанта , фундаменталиста (fundamentalist). Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. «Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало». Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей», родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой. Период его учёбы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом.. Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность. «После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я»‘’К.Роджерс’’. В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал ещё со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учёбе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви. Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями. «Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы… Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет»‘’К.Роджерс’’. Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией. «Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии»‘’К.Роджерс’’. В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребёнком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество. Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно. Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, её появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников» . В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию, что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает. В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. ‘’Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта». Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент — ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961). Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в её проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными. До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе. В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством — сферой психологических сил и психических возможностей человека. Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост — человека, группы, общества».

Читайте также:  Установка автономки на газ 3309

Точка зрения Роджерса на природу человека

Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности».

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, — убежденностью в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был ещё усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти 30-летнем опыте психотерапевта. Он заявлял: «Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас».

Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. «Поэтому, когда такой фрейдист, как Карл Меннингер (Karl Menninger), говорит мне (в дискуссии по этому вопросу), что он воспринимает человека как „врожденное зло“ или, более точно, „врожденное деструктивное“, я могу только покачать головой в изумлении». Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.

Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека. Во-вторых, теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. В самом деле, Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей. И наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определенные «критические стадии» жизненного цикла. Несмотря на эти явные теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

• — Философские взгляды Роджерса всегда оставались гуманными и оптимистичными, поскольку его интересы вытекали из индивидуальной психотерапии и групповой терапии, работы в социальных, образовательных и правительственных учреждениях.

• — В клиент-центрированной терапии главной направляющей силой должен быть клиент, а не терапевт. Роджерс двигался от клиент-центрированного подхода к подходу, центрированному на человеке. Отчасти на Роджерса повлиял его опыт работы в различных образовательных учреждениях. Он убедился в том, что его разработки нашли широкое применение в различных социальных и политических системах.

• — Люди определяют самих себя, проводя наблюдения и оценивая свой опыт. Реальность — частное дело человека, и только сам человек может её осознать.

• — «Я» — это подвижный процесс, а не неизменная сущность. Роджерс верил, что люди способны расти и развиваться, а позитивные изменения — часть естественного и закономерного прогресса.

• — Насколько идеальное «я» отличается от актуального или реального «я», настолько это отличие мешает здоровью личности и развитию. Человек может чувствовать неудовлетворенность, дискомфорт и испытывать невротические трудности, если это несоответствие чересчур велико.

• — Стремление к улучшению здоровья и самоактуализацииявляется частью человеческой природы. Оно — главный мотивирующий фактор для людей, которым не мешают проблемы прошлого или убеждения, ограничивающие их поведение.

• — Термины соответствие и несоответствие отражают степень совпадения между коммуникацией, опытом и его осознанием. Замечания постороннего наблюдателя и самого человека будут совпадать в ситуации с высоким соответствием. Большинство симптомов, описываемых в литературе по психопатологии, могут быть лучше поняты с помощью определения несоответствия.

• — Как только человек осознает несоответствие между своей «я»-концепцией и опытом, он начинает естественным образом стремиться его ликвидировать.

• — Роджерс полагает, что потребность в позитивном отношении или в любви универсальна. Требование признания заслуг — базовое препятствие для реалистичного мышления и точного восприятия. Оно создает несоответствие между «я»-концепцией и «я».

• — Четыре базовых элемента создают фундамент выгодных и осмысленных отношений: постоянное выполнение обязательств, выражение чувств, отсутствие специфических ролей, способность соучаствовать во внутренней жизни другого.

• — Здоровый человек осознает свои эмоции, независимо от того, выражены они или нет. Когда они не доводятся до сознания, то восприятие и реакция на переживание, их вызвавшее, могут быть искажены.

• — Полноценно функционирующая личность — это личность, находящаяся в процессе изменения. Такой человек свободно реагирует и свободно воспринимает собственную реакцию на ситуацию, такой человек стремится к осуществлению самоактуализации.

• — В терапии, центрированной на личность, подразумевается равенство отношений, отсутствующее в отношениях доктор—пациент. Именно сам человек в этой терапии делает все для того, чтобы разрешить свои проблемы с минимальным вмешательством терапевта.

• — Терапия для Роджерса — это взаимоотношения,зависящие отчасти от ментального здоровья терапевта, который должен способствовать проявлению здоровых тенденций клиента.

• — Базовые теоретические концепции, применяющиеся в индивидуальной терапии, могут быть использованы и при работе с группой. Прежде чем члены группы создадут обстановку доверия, в группе проходит период неуверенности, беспокойства и неудовлетворенности происходящими процессами. Чем дольше члены группы работают вместе, тем сильнее нарастает эмоциональное напряжение, но одновременно увеличивается и терпимость членов группы друг к другу.

• — Свою теорию исцеляющей силы открытой коммуникации Роджерс применял на встречах групп людей разных национальностей и стран; на этих сессиях он искал разрешения конфликтов, возникающих на международном и межнациональном уровне.

• Безусловное позитивное отношение (Unconditional positive regard). Забота о человеке, не требующая никаких личных наград, не являющаяся собственнической. Такое отношение создает условия для того, чтобы человек был тем, кем он является в действительности, независимо от его характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда он наказывается за одни действия и вознаграждается за другие.

Значение личности (Personal power). Широко распространенное название личностно-центрированного подхода. Оно включает локус силы принятия решений и контроля.

• Межличностное понимание (Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его — понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.

Читайте также:  Установка воздухораспределителей предназначенных для подачи воздуха

• Неконгруэнтность (Incongruence). Нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое. Несоответствие имеет место при различиях между опытом, коммуникацией и пониманием.

• Объективное понимание (Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.

• Поле опыта (Field of experience). Уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.

• Полноценно функционирующая личность (Fully functioning person). Человек, полностью осознающий свое реальное «я». Такой человек характеризуется следующими чертами: он открыт опыту, живёт настоящим, доверяет своим интуитивным суждениям и внутренним импульсам. Уверенность человека в способности принимать решения относится ко всей личности в целом, а не только к «интеллекту».

• Группы встреч или Инкаунтер-группы (Process of encounter). В группах, которыми Роджерс руководил или где он выступал наблюдателем, применялась следующая последовательность действий. Группа начинает с топтания на месте, проявляет начальное сопротивление исследованию личности и выражению чувств. Люди обмениваются своими чувствами относительно прошлого. Сначала чаще всего выражаются негативные чувства. Если группе удается сохранить единство, становится явной личностно-значимая информация. Непосредственно выражаются как позитивные, так и негативные чувства. По мере того как люди проявляют все больше эмоций и реагируют на них, в группе развивается исцеляющая способность. В результате обратной связи с группой и её одобрения люди принимают и одобряют самих себя.

• Конгруэнтность (Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием. Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает высокой степенью соответствия.

• Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намеки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.

• Тенденция к самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма. Самоактуализация — единственный мотив, постулированный в системе Роджерса.

• Требование признания заслуг (Condition of worth). Тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я». Человек считает данное требование необходимым, чтобы завоевать любовь и приобрести ощущение собственной ценности. Такая ограниченность мешает свободному поведению человека, препятствует его зрелости и полноценному осознанию себя. Оно приводит к несоответствию и в конечном итоге к ригидности личности.

• Эмпатическое понимание (Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле «я»-коррекции и «я»-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их психологический рост.

• «Я»-идеальное (Ideal self). Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.

«…Человек принадлежит к определенному виду и имеет видовые характеристики. Одна из них, я считаю, заключается в том, что он неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях»

«Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные.»

«Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты.»

«Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями»

«С чего Вы взяли, что Вас кто-то должен любить? Где это написано?!»

«Ошибки могут быть и в теориях авторитетов»

«Мне мало симпатична довольно распространенная концепция о том, что человек в основе своей иррационален, а следовательно, если его импульсы не контролировать, они могут привести к разрушению его внутреннего Я и причинить вред окружающим. Поведение человека отличается абсолютной рациональностью: он двигается к целям, которых старается достичь, по хитроумной и упорядоченной системе. Трагедия для большинства из нас заключается в том, что защиты, которые мы сами себе выстраиваем, не дают нам осознать эту рациональность, из-за чего мы думаем, будто двигаемся в одну сторону, а на самом деле двигаемся в другую»

Карл Роджерс
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/karl_rodzhers
Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии
Самоактуализация
Карл Роджерс — один из авторов представления о самоактуализации. Самоактуализация по К.Роджерсу — это актуализация врожденной у человека тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является по своей природе. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тендеция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия.
Я-концепция
Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном “Я”, а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация свойственной личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психологической дезадаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, “полностью функционирующей” личности — ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я.
Недирективная психотерапия
Разработанная Роджерсом система психотерапии, получившая название индерективной, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достижению их соответствия. Доверительная обстановка беседы с психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие личность от реальности. Тем самым достигается возможность формирования у клиента “внутреннего локуса оценки”, лежащего в основе самостоятельного осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответствии с реальным жизненным опытом.
Называть при этом метод Роджерса недирективным — едва ли верно. Читай » Мария Виллас — Боас Боуэн. Миф о недирективности: сеанс с Джилл» и слушай воспоминания Бориса Новодержкина, где он показывает использование Роджерсом директивных приемов в своей работе.
Клиент
Роджерс первым ввел в научный обиход понятие «клиент». И это была не просто игра слов. За терминологическим изменением лежал коренной пересмотр всей стратегии психотерапии. Ибо пациент — это тот, кто болен и нуждается в помощи, поэтому обращается за ней к профессионалу — психотерапевту. Последний руководит им, направляет его, указывает путь выхода из болезненного состояния. А клиент — это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

Самоактуализация по К.Роджерсу
Материал Самоактуализация по Карлу Роджерсу — естественное раскрытие в человеке его природного личностного потенциала при наличии необходимых для этого условий.
Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия.
Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность. Самоактуализация по К.Роджерсу — актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является, по своей природе.
Разрабатывая представление о самоактуализации, Карл Роджерс главное внимание уделял тому, при каких условиях возможна самоактуализация.
Не каковы направленность и стиль жизни при самоактуализации (этим больше занимался Э.Шостром), не достижениями и результатами, которые обещает самоактуализация (этим занимался А.Маслоу), а изучением необходимых условий и их пропагандой.
Роджерс верил, что лучшие результаты в росте и развитии личности будут не при жестком, силовом давлении, и при теплой и душевной помощи. Со временем выяснилось, что предложенные Карлом Роджерсом методики дают хорошие результаты с детьми и частью людей, нуждающихся в психотерапии. Применение его подхода в работе со взрослыми, сложившимися людьми деловой направленности показалось спорные результаты.
Огромная историческая заслуга Карла Роджерса, что именно он способствовал формированию гуманной педагогики, психотерапии и психиатрии. Подход Карла Роджерса — реакция на господствовавшую в его время авторитарную педагогику и психиатрию, не доверявшую людям и практикующую преимущественно жесткое и холодное формирование. Его убежденность «Только создайте условия, личность вырастет сама!» (Душка против Силовика) дала многое для продвижения гуманистических идеалов, но одновременно затормозила более реалистичные подходы.
Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность.
Однако, если ребенок рождается с болезнью Дауна, то естественным образом из такого ребенка полноценно функционирующего человека не вырастет. Нет данных, что все дети рождаются только и исключительно со здоровым личностным ядром. Напротив, есть наблюдения, что все дети рождаются разными, и врожденное позитивное ядро во многих из них изначально разглядеть трудно.
Роджерс верил, что у каждого человека есть врожденная тяга с развитию.
Маслоу, впрочем, реалистично комментировал: «Человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению»[2]
Роджерс верил, что в процессе полной самоактуализации человек будет становиться полноценно функционирующим человеком, гармоничным внутри и гармонично взаимодействующим с окружением.
Если родился волчонок, он должен вырасти волком и охотиться за зайчиками. Если в обществе зайчиков рождается волчонок и начнет актуализировать своей потенциал, гармоничные отношения с окружением не гарантированы. Возможны (и, скорее всего, будут) конфликты: внешние, если он все-таки начнет грызть зайчиков, либо внутренние, если волчонок начнет бороться со своей природой и приучать себя кушать капусту.
В основе теоретических представлений Карла Роджерса лежит метафора о личностных семенах, точнее о личностном семени, поскольку Карл Роджерс рассматривал личность скорее как одно дерево, растущее из одного семени, а не как экосистему со множеством деревьев и множеством семян, которые могут быть как изначальными для экосистемы, так и заноситься извне. Метафора почвы и семян дает более широкую и объемную картину развития, когда развитие личности может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек извне или осознанной работы садовника
Природа человека по К. Роджерсу
Материал Карл Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тендеция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия.
«Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком»
«В основе человека лежит стремление к положительным изменениям. Глубоко соприкасаясь с индивидами во время психотерапии, даже с теми, чьи расстройства наиболее сильны, чье поведение наиболее антисоциально, чьи чувства кажутся наиболее экстремальными, я пришел к выводу, что это правда. Когда я смог тонко понимать выражаемые ими чувства, принимать их как индивидуальность, я смог обнаружить у них тенденцию развиваться в особом направлении. Каково же это направление, в котором они развиваются? Наиболее верно это направление можно определить следующими словами: позитивное, конструктивное, направленное к самоактуализации, зрелости, социализации» К. Роджерс.
«В основе своей биологическое естество, «природа» свободно функционирующего человека созидательна и достойна доверия. Если мы способны освободить индивида от защитных реакций, открыть его восприятие как для широкого круга своих собственных нужд, так и для требований окружающих людей и общества в целом, мы можем быть уверены, что его последующие действия будут положительными, созидательными, продвигающими его вперед». К. Роджерс.
Как на воззрения К. Роджерса смотрит наука? — Критически. Здоровые дети обычно любопытны, хотя нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются только тогда, когда их развивают родители.

источник