Меню Рубрики

Установка приборов учета электроэнергии по закону

Федеральный закон №522. Что ждет потребителей электроэнергии?

Федеральный закон №522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» вступил в действие 28 декабря 2018 года, и среди специалистов в области энергетики получил название «Закон об интеллектуальном учете».

Рассмотрим основные положения этого закона, которые напрямую повлияют на перераспределение зон ответственности за организацию учета электроэнергии.

«Начиная с 01.07.2020 года Коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации»

Пункт 5 статьи 1 ФЗ №522 от 27 декабря 2018 г.

Это означает, что все заботы, касающиеся приборов учета электроэнергии и дополнительного оборудования (покупка, монтаж, замена, допуск в эксплуатацию) ляжет на плечи гарантирующих поставщиков и сетевых организаций.

Если производится учет электроэнергии в частном доме, или в других случаях непосредственного подключения к инфраструктуре сетевой организации, то такой учет попадает в зону ответственности сетевой организации.

В случае учета в многоквартирных домах, электроснабжение которых происходит с использованием общего имущества, такие обязанности берет на себя гарантирующий поставщик (энергосбытовая компания).

«Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).»

Пункт 5 статьи 1 ФЗ №522 от 27 декабря 2018 г.

Т.е. счетчики, уже введенные в эксплуатацию к этому времени останутся, а на новых объектах допущены в эксплуатацию будут только приборы, соответствующие минимальным требованиям.

На данный момент минимальный набор функций не утвержден Правительством Российской Федерации, однако имеется проект данного документа. Согласно ему, в эксплуатацию будут допущены приборы со следующими характеристиками:

— Наличие интерфейса для автоматической передачи данных

— Наличие реле ограничения мощности

— Ведение получасовых и часовых профилей мощности

— Ведение электронного журнала событий (вскрытие, воздействие магнитного поля и т.д.)

«По всем приборам учета электрической энергии … должно быть обеспечено безвозмездное предоставление … минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии.»

Пункт 5 статьи 1 ФЗ №522 от 27 декабря 2018 г.

Поставщики смогут в автоматическом режиме осуществлять следующие действия:

— собирать показания с приборов учета

— ограничивать мощность недобросовестным потребителям

— вносить изменения в конфигурацию счетчиков (переход с двухтарифного учета на однотарифный и наоборот, по желанию абонента).

— получать информацию о внешнем воздействии на электросчетчик.

Стоит отметить, что согласно данному закону, рост тарифов на электроэнергию не предусмотрен (кроме поправки на инфляцию).

источник

Свет на учете

Ответственность за их установку и обслуживание возьмут на себя энергосбытовые компании и сетевые организации. «Умный» счетчик сам будет следить за тем, сколько электроэнергии вы расходуете, дистанционно передавать об этом данные в компанию, а в случае если потребитель хронически не платит по счетам, — ограничивать подачу электроэнергии. Это позволит переложить ответственность за неуплату на непосредственного нарушителя, а не раскладывать сумму чужого долга на всех потребителей через тариф. А те, кто не получит в срок новый прибор учета, будет иметь право вообще не платить за электроэнергию.

Закон, который вводит в России понятие «интеллектуальная система учета электроэнергии (мощности)» и обязанность поставщика ресурса обеспечить потребителя приборами учета нового поколения, 19 декабря был принят в третьем чтении Госдумой и в пятницу будет рассмотрен в Совете Федерации.

Ставить счетчики и вести учет потребления на промышленных предприятиях и в частных домах будут «Россети», при этом стоимость прибора и работ компания окупит экономией за счет внедрения «умного» учета, которая составит до 30 процентов. Эти средства компания сможет сохранить у себя в течение десяти лет.

Установкой счетчиков в многоквартирных домах займутся гарантирующие поставщики электроэнергии. Они заложат свои траты в тариф, однако опасаться переплат не стоит: закон в любом случае ограничивает совокупный коммунальный платеж уровнем инфляции, а так как заложенная в тариф стоимость будет растянута на длительном временном промежутке, для конечного потребителя плата будет незаметной, заверяли ранее в минэнерго.

Появятся новые счетчики в домах и квартирах не сразу, а по мере выхода из строя старых приборов учета или пока не наступит срок поверки прибора. У потребителя останется только одна обязанность (помимо оплаты счетов) — допустить электриков к установке и обслуживанию прибора. Если вдруг окажется, что счетчик, например, работает с перебоями, передает неверную информацию о потреблении или вовсе этого не делает, значит, он сломан или минимально необходимый набор функций не позволяет ему вести «умный» учет, как того требует закон. В этом случае потребителя могут вовсе освободить от оплаты счетов за электроэнергию вплоть до момента, пока компания не установит новый прибор учета.

Читайте также:  Установка общедомовых приборов учета еще сколько

«Умный» счетчик может стоить до 12 тысяч рублей, однако цена тех, которые будут устанавливать компании, окончательно прояснится после того, как правительство примет постановление с минимальными требованиями к таким приборам учета. Кроме умения считывать информацию о потреблении, передаче об этом данных, а также возможности дистанционного ограничения подачи ресурса, «умный» счетчик, вероятно, оборудуют сигнализатором о взломе или неисправности. «Скорее всего, требования будут устанавливать исходя из принципов минимизации расходов, связанных с закупками, установкой и эксплуатацией этих приборов, а также с учетом возможностей инфраструктуры, которой располагают участники рынка», — говорит партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты » Павел Иккерт.

Сейчас используется около 300 видов счетчиков разных поколений и производителей, не отвечающих минимальным функциональным требованиям интеллектуальной системы учета. Интегрировать их в единую систему невозможно, подчеркивает глава «Россетей» Павел Ливинский. По его словам, менее десяти процентов счетчиков по всей России удовлетворяют современным требованиям. Для сравнения: Евросоюз уже к 2020 году ставит целью оборудовать удаленным сбором данных более 80 процентов точек учета.

Принятие закона об интеллектуальных системах учета электроэнергии — первый шаг в создании общей системы. Уже есть протокольное поручение вице-премьера Дмитрия Козака профильным ведомствам проработать вопрос внедрения аналогичных «умных» счетчиков газа. Также стоит рассмотреть возможность распространения их применения и в иных сферах ЖКХ, например, в тепло- и водоснабжении, считают в Комитете Госдумы по энергетике. Глава комитета Павел Завальный рассчитывает, что аналогичный законопроект об интеллектуальных системах учета газа будет разработан в течение 2019 года. «Только так можно решить проблемы неэффективного потребления энергоресурсов в стране, повысить платежную дисциплину и восстановить социальную справедливость в том смысле, что каждый должен платить только за себя», — заключает он.

источник

Почему не стоит делать замену электросчетчика до 1 июня 2020 года за свой счет

Предисловие

В нашем доме в 2012 году была произведена замена электросчетчиков старого типа (на фото) на новые (электронного типа) . Замена была бесплатной, так как дом попал под программу замены счетчиков электроэнергии.

Замену во всем доме производили в течение 4 дней. Некоторые жильцы дома не поменяли тогда счетчики. Причин было несколько: кто-то отказался (например, по причине, что недавно поменял счетчик самостоятельно), кого-то не было дома (замена производилась летом, кто-то был в отпуске на море, или на даче).

В 2020 году срок эксплуатации старых (дисковых счетчиков) закончился. И у владельцев квартир, у которых был счетчик старого типа перестали принимать показания по расходу электроэнергии. И начисляют расчеты по среднему показателям. Объясняют это тем, кто принимать показания по старым счетчикам, у которых закончился срок эксплуатации они не имеют права.

И при этом предлагают заменить электросчетчик старого типа на новый (электронный). Оплачивает стоимость самого электросчетчика и работы по его установке и опломбированию собственник жилья . Стоимость выходит порядка двух тысяч рублей. При этом сегодня энергокомпании ссылают на пункт № 140 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года:

140. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.

Как поставщики электроэнергии нас немного обманывают

На самом деле поставщики электроэнергии, то есть организации которые контролируют потребление электроэнергии населением немного лукавят и обманывают нас. Давайте разберемся почему на примере ситуации, которую я описал выше.

Дело в том что, у этих организаций этот период времени до лета 2020 года — это последний шанс заработать на замене электросчетчиков. Дело в том, что 1 июня 2020 года в России начинается программа по всеобщей замены счетчиков потребления электроэнергии на так называемые «умные» счетчики. Это электронные счетчики, которые сами могут передавать показания электроэнергии, так как оснащены SIM-картой. Есть модели с WI-FI передатчиком.

  • Передавать показания расхода электроэнергии самостоятельно
  • Фиксировать попытку доступа к модулю подключения проводов

Все это указано в новом Законе от 27 декабря 2018 г. №522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии в РФ». В основном этот закон вносит свои коррективы в Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Читайте также:  Установка систем учета энергоресурсов

Программа по замене электросчетчиков старого типа на новые стартует 1.07.2020 года и продлится до 1.01.2023. За этот период должны быть установлены новые счетчики электрической энергии по всей территории Российской Федерации. Если до 1 января 2023 года счетчики нее будут замены — то энергокомпанию ждут очень большие штрафы. Скорее всего до этого компании дело не доведут. Это не в их интересах.

Так что менять сейчас электросчетчик (до 1.07.2020) просто нет смысла, все равно по программе замены счетчиков на электронные, придется его менять.

Кто будет оплачивать замену электросчетчиков?

Стоимость замены счетчиков электроэнергии с передачей данных — вещь довольно дорогая. Для энергоснабжающей организации она обойдется от 10000 до 15000 рублей. Поэтому, стоит ожидать увеличение тарифов этих компаний, так как они включат стоимость всех расходов по замене электросчетчиков в новые тарифы. То есть, оплачивать все это будет потребитель. Мы с Вами. Но власти предусмотрели такой вариант и жестко ограничили верхний порог возможного подъема цен на электричество. Поэтому, стоимость новых счетчиков хоть и будет включена в тариф, но фактически будет растянута на долгий период.

Большой плюс нового закона для обычного потребителя

С 1 июня 2020-го года собственники не отвечают за состояние прибора учета, а также не будут обязаны сообщать о поломке прибора, или нарушения его целостности. Но есть и исключения – когда приборы размещены внутри дома, или в пределах земельного участка. То есть у владельцев жилья, которые перенесли электросчетчик из общего электрощита в подъезде в свою квартиру, могут возникнуть проблемы. Ибо счетчик расположенный в квартире не является электроприбором, который установлен на общедомовой территории (в этом случае — подъезд).

В других выпусках на канале «Новосибирский Журнал» мы будем публиковать материалы по этой теме. Следите за обновлениями, и будем благодарны за подписку на наш канал.

Другие материалы канала «Новосибирский Журнал»:

источник

В праве ли я отказаться от установки счетчика на улице и установить его в доме? Живем в частном секторе

В праве ли я отказаться от установки счетчика на улице и установить его в доме?

Ответы и комментарии

Попросите у тех, кто требует у вас обязательной установки счетчика на улице правоустанавливающих документов на этот счет. Дело в том, что их нет. А есть вот что: 1. Правила учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996. п. 3.2. — «Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети». 2. Правила устройства электроустановок (ПУЭ): п. 1.5.6. — Счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Однако в 530 постановлении правительства РФ есть пункт: п. 158 — Смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители и производители электрической энергии должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей сетевой организации к приборам учета, расположенным в границах балансовой принадлежности их электрических сетей, для целей осуществления проверки состояния таких приборов учета и снятия поверочных показаний. Из чего можно сделать вывод, что самый действенный способ обеспечения беспрепятственного доступа к узлам учета ээ (в любой день недели и любое время суток) — установка их в легко доступных для снятия показаний и проверки местах (фасад здания, опора ВЛ-0,4 кВ).

добавить комментарий · Был ли этот ответ полезен вам? Да / Нет

Давайте рассмотрим насколько законно это требование.

При наружной установке щита со счетчиком и автоматическим выключателем, он будет подвергаться постоянному воздействию атмосферных явлений. Понятное дело, что это оказывает негативное влияние на эксплуатационный срок службы, значительно уменьшая его. Кто-то может возразить, что всё можно установить в герметичный силовой щит, но он не способен защитить размещённое в нём электрооборудование от жары, конденсата и мороза. Так же следует знать, что при отрицательных температурах индукционный электросчетчик начитает считать неточно, причём не в пользу потребителя. Погрешность может достигать 10% и более, что является ощутимой дополнительной нагрузкой на кошелёк потребителя. Данные «хотелки» энергоснабжающих организаций незаконны, т.к. грубо нарушают требование ПУЭ п.1.5.27., где указано, что электрический счетчик устанавливаться в сухих помещениях с температурой не ниже 0°С.

При размещении электросчетчика на фасаде здания или на опоре, потребителя лишают возможности нести бремя содержания своего имущества, в соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса РФ, в следствии чего к прибору учета электроэнергии будут иметь беспрепятственный доступ не только сотрудники энергоснабжающей организации для снятия показаний, но и абсолютно любой желающий поживиться за чужой счёт.

Читайте также:  Установка монтажа учета электроэнергии

Некоторые хитромудрые специалисты ЭСО заставляют устанавливать прибор учёта электроэнергии на опоре на высоте не менее 3,5 метров, мотивируя это заботой о сохранении от воров, тем самым лишая возможности потребителя контролировать показания электросчётчика.

Представьте себе 70 – летнюю старушку ежемесячно карабкающуюся на опору для снятия показаний потребления электроэнергии. Следует отметить, что такая установка счётчика электроэнергии нарушает требование ПУЭ, п. 1.5.29., где сказано, что прибор учёта должен быть установлен в пределах от 0,8 — 1,7 метра от пола.

Хотелось бы отметить, что ни на одном фасаде здания горадминистрации, суда, прокуратуры или милиции вы не увидите электрического счетчика. В чем же причина, ведь закон один для всех: и для органов власти, и для частных лиц?

Теперь, когда вы уже знаете, что требования энергоснабжающих организаций незаконны, давайте разберемся, что делать в этой ситуации. Потребитель не должен оплачивать «хотелки» ЭСО и идти у него на поводу. Если вы не препятствуете доступу для осмотра и проверки электросчетчика, а также снятия показаний, у энергоснабжающей организации нет оснований обязывать устанавливать прибор учета на улице.

При заключении договора с энергоснабжающей организацией устанавливается «Граница балансовой принадлежности», которая определяется «Актом разграничения балансовой принадлежности», то есть определяется точка где устанавливают прибор учета электроэнергии. И эта точка может оказаться на улице только с вашего согласия! Поэтому, при составлении акта, требуйте разграничить балансовую принадлежность внутри помещения в ВРУ. Обязательно внимательно читайте документы, подготовленные энергоснабжающей организацией, поскольку после их подписания, в соответствии со статьёй 421 п. 2 Гражданского кодекса РФ, все «хотелки» ЭСО станут законными. Если вы сами не разбираетесь в вопросах энергоснабжения, вы имеете полное право пригласить независимого эксперта для рассмотрения документации!

Помните, что энергоснабжающая организация – это коммерческая структура, основной задачей которой является продажа электроэнергии, и она не вправе заставлять потребителя нарушать действующие требования, законы и правила. С «хотелками» энергоснабжающих компаний можно и нужно бороться, так как в условиях отсутствия конкуренции они нагло диктуют свои условия и решают за счет потребителей собственные проблемы. Не забывайте, что ваше основное оружие – знание действующих законов и правил!

ПУЭ-6
1.5.27
Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 °С.
Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 °С, а также в помещениях с агрессивными средами.
Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 °С.

1.5.29
Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройств (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м.
Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Гражданский кодекс РФ
Статья 210. Бремя содержания имущества
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 421. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector