Меню Рубрики

Установка приборов учета повышение тарифов

Кому придется платить за воду с повышающим коэффициентом: законы, формула, пример

Длительная реформа в сфере коммунального хозяйства обязала всех жильцов поставить у себя приборы учёта коммунальных ресурсов. Для тех, у кого счетчиков нет или они неисправны, введены повышающие коэффициенты. Мы расскажем о применении повышающего коэффициента при отсутствии приборов учёта, когда и почему он применяется, а также о том, выгодно ли жить без водомеров.

Законодательство

Нормативные акты (законы), которых регламентируют применение повышающего коэффициента, следующие:

  1. ЖК РФ, в частности ст. 157, в которой прописан порядок формирования платы за потреблённый ресурс, в том числе и при отсутствии счётчика.
  2. Правила, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), в которых подробно расписан порядок начисления платы за потреблённый коммунальный ресурс.
  3. Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, вносящее некоторые поправки в Правила №354.

Когда применяется коэффициент

На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Если его нет, следует применять норматив. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.

Пункт 42 Правил №354 определяет порядок расчёта платы за ресурс при отсутствии счётчика. То есть если водомер отсутствует,плата будет исчисляться не по его данным, а исходя из норматива потребления, помноженного на повышающий коэффициент.

Нормативы потребления утверждаются отдельными нормативными актами для каждого ресурса отдельно в каждом регионе. Например, на москвича по норме полагается 6,935 кубов холодной воды и 4,745 горячей. Пермяку же придется платить меньше – за 5,6 и 3,4 куба соответственно.

Размер повышающего коэффициента прописан в пунктах Приложения 2 Правил 354:

  1. С 2016 года он был равен 1,4.
  2. С 2017 года он увеличен до 1,5.

Планировалось увеличение этого показателя до 1,6, однако в 2016 году Правительства РФ приняло решение об ограничении максимального размера на уровне 1,5.

Отсылки о необходимости использования повышающего коэффициента содержатся в пунктах 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3).

Повышающий коэффициент применяется только при отсутствии счётчиков воды. Эта мера направлена на то, чтобы абоненты устанавливали в своих помещениях водомеры.

Порядок и необходимость применения повышающего коэффициента регламентирована законами в следующих случаях:

  1. По истечении трёхмесячного периода в соответствии с условиями п. 60 Правил № 354:
  • если вообще не установлен счётчик;
  • если счётчик установлен, но истёк срок его использования, закончился межповерочный интервал и он стал непригоден для учёта ресурса;
  • если владелец не обеспечил доступ в жилое помещение для осмотра приборов учёта.
  1. При оформлении акта о вмешательстве в работу счётчика.

В некоторых ситуациях установить прибор учёта невозможно при наличии определённых обстоятельств. В этом случае понадобится составление акта об отсутствии технической возможности установки водомера. Порядок получения этого документа также регламентирован законом.

Получение этого документа возможно только при наличии определённых критериев, подтверждающих невозможность монтажа водомера. Список этих показателей также закреплён нормативным актом. То есть если потребитель просто не желает устанавливать у себя счётчик – это не будет являться основанием для составления акта.

Только после получения этого документа можно рассчитывать на то, что плата будет начисляться только по нормативу, без коэффициента.

Расчёт платы за воду с коэффициентом

Нет никакой необходимости производить самостоятельный расчёт повышающего коэффициента. Его размер является фиксированными утверждается нормативным актом. Применение этого показателя является обязательным на всей территории РФ.

Размер (формулу) платы за водоснабжение при отсутствии счётчика можно узнать из Приложения 2 пункта 4(а):

  • ni – число человек, проживающих в жилом помещении;
  • Nj – показатель норматива. Он определяется отдельными актами на территории каждого субъекта РФ;
  • Kпов – повышающий коэффициент. На декабрь 2019 года он составляет 1,5.
  • Tкр – тариф за потреблённый ресурс. Каждый регион РФ определяет самостоятельно стоимость коммунальных ресурсов и утверждает тарифы на них.

В качестве примера проведём расчёт платы за потреблённую воду в Воронеже с применением установленных тарифов ЖКХ из расчёта на двух прописанных человек и норматива потребления холодной воды.

2 чел.*5,1куб./м*25,33 руб. * 1,5 = 387,55 руб.

В среднем семья, состоящая из двух человек, тратит 4 куба холодной воды. Если стоят счетчики, плата за месяц будет следующая: 4 куб./м * 25,33 руб. = 101,32 руб.

Из представленного расчёта видно, что плата за ресурс за этот же период без водомера, в несколько раз превышает сумму расчётов по счётчику.

В каких случаях выгоднее обойтись без счётчиков воды

В некоторых случаях семье выгоднее будет вносить плату, исчисляемую по нормативу при отсутствии водомера. В основном это касается больших семей.

В большинстве случаев расчёт по нормативу производится, исходя из количества прописанных в жилом помещении. Ресурсоснабжающая организация может получить эти сведения в силу положений закона.

То есть если в квартире проживает семья из шести человек, а прописан официально всего один, выгоднее будет платить, исходя из норматива, нежели по фактическому потреблению (по счётчику).

При этом действующие нормативные акты не содержат никаких норм, прямо обязующих абонентов устанавливать в своих помещениях счётчики.

Как не платить коэффициент

Закон предоставляет возможность освобождения от уплаты повышающего коэффициента. Для этого надо официально подтвердить невозможность установки водомера в помещении.

Существуют ситуации, когда поставить счётчик не получится. В этом случае чтобы существенно снизить размер платы, потребителю необходимо добиться оформления акта о невозможности монтажа водомера.

Алгоритм действий будет следующий:

  1. Обращение в управляющую компанию с заявлением о проведении обследования на предмет возможности монтажа водомера.
  2. Совместное обследование жилого помещения на предмет возможности установки водомера.
  3. Подписание акта о невозможности установки водомера.
  4. Получение экземпляра акта на руки.
  5. Повторное обращение в свою компанию с заявлением, копией акта и требованием изменения системы расчёта – без применения коэффициента.
Читайте также:  Фотоотчет о установке панели приборов

При выполнении указанных действий со следующего месяца абоненту будут поступать квитанции с расчётом платы без повышающего коэффициента. Перерасчёт за более ранние периоды невозможен.

Эта мера – коэффициент 1,5 – направлена на стимулирование абонентов устанавливать приборы учёта. Избежать начислений с его использованием возможно только при оформлении акта о невозможности установки в жилом помещении приборов учёта. Во всех других ситуациях расчёт платы будет происходить с использованием этого показателя.

источник

Летом жители перестанут платить за замену электросчетчиков

К массовой замене счетчиков электроэнергии готовятся энергетики — с 1 июля нынешнего года именно они, а не жители будут платить за установку этих приборов учета. А пока гарантирующие поставщики и сетевые компании, чтобы уменьшить будущие расходы, активно агитируют граждан менять старые «квартирные» счетчики самостоятельно.

Когда поменяют

С июля 2020 года по закону об электроэнергетике расходы на покупку и установку счетчиков электричества перейдут с граждан на энергетиков. Менять приборы будут не одномоментно, а по мере необходимости — если счетчик вышел из строя, истек срок его эксплуатации или поверки или же он просто отсутствует. При этом сам житель может узнать о замене прибора постфактум — если счетчик находится в свободном доступе, например, на лестничной клетке, то тревожить его извещениями о необходимости установки нового счетчика энергетики, по-видимому, даже не будут. При этом, по мнению Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, было бы правильнее менять электросчетчики во всех квартирах многоэтажек сразу — компании могли бы экономить на услугах электриков.

Впоследствии, через 16 лет, достаточно будет провести поверку «умного» счетчика (это тоже ляжет на плечи энергетиков), а не менять его. С 2022 года энергетики обязаны будут устанавливать только «интеллектуальные» системы учета, а новостройки будут оснащать ими уже с 2021 года. В 2023 году предполагается ввести штрафы для поставщиков и сетевых организаций, если они установили устаревший счетчик или не предоставили жителю доступ к его «умным» функциям. Как уточняют в ассоциации поставщиков, нарушением будет считаться, если компания не поменяла устаревший или неисправный счетчик. А если срок его поверки или срок службы еще не истек — штрафовать не за что.

Какой счетчик считается «умным»

Как сообщили «РГ» в Росстандарте, интеллектуальный прибор учета должен уметь передавать данные об объемах потребления электроэнергии и о ее качестве, о величине потерь на участке сети от точки измерения до точки поставки, а также «защищать» эти данные. Потребителям должен быть обеспечен бесплатный доступ к информации через интернет. Впрочем, окончательно минимальный набор функций счетчика еще не определен.

Функциональность приборов учета может быть весьма широкой, вплоть до управления через них бытовыми электроприборами, отмечает председатель правления ассоциации Наталья Невмержицкая. Но такие опции — достаточно дорогое удовольствие. Требования к повсеместно устанавливаемым счетчикам не должны быть излишними, по ее мнению, чтобы компании-поставщики не несли лишних затрат. К примеру, в частных домах есть смысл устанавливать счетчики, которые считают электроэнергию в обоих направлениях — на случай, если хозяин дома, допустим, купит солнечные батареи и займется микрогенерацией. Для многоквартирных домов эта функция счетчиков будет явно лишней. Но пока предлагается установить единые требования для приборов и в многоэтажках, и в частном секторе.

«И хотя производители говорят, что стоимость этих счетчиков отличается рублей на 30, мы видим, что на рынке они продаются с разницей в цене до 2 тысяч рублей»,- говорит Невмержицкая.

Цена вопроса

Стоимость счетчика, который полностью соответствует требованиям закона, — 5-6 тысяч рублей. Плюс расходы на его установку — в среднем 3 тысячи. Где компании возьмут эти средства, пока тоже окончательно не решено. В законе установлено, что эти расходы должны учитываться при государственном регулировании тарифов. Но рост тарифов ограничивается предельными индексами изменения платы граждан за коммунальные услуги. Также компании могут ставить счетчики за счет сэкономленных средств. Проблема в том, что экономии от установки счетчиков у гарантирующих поставщиков, «отвечающих» за многоэтажки, практически нет. Сэкономить они могут лишь на сокращении сотрудников, которые обходят дома и вручную снимают показания счетчиков. Но эти затраты — порядка 30 рублей на квартиру в год.

Как рассчитываться

«Умные счетчики» поменяют и порядок общения жильцов с коммунальными службами. Окончательно уйдет в прошлое самостоятельное снятие показаний и заполнение от руки квитанций. Счетчик с интеллектом сам сообщит компании, сколько электричества использовано, а та пришлет жителю квитанцию с суммами, которые нужно заплатить.

Для жителей автоматическая передача данных — только благо, считает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Через интернет, в личном кабинете, можно отследить историю передачи показаний, можно сверять данные с фактическими на счетчике, видеть расчеты и перерасчеты.

Если же владелец квартиры окажется должником — ему удаленно отключат свет. Включат после погашения долга, тоже виртуально — без визита электрика. Но сам порядок ограничения электроэнергии остается прежним. «Сначала придет предупреждение о задолженности — через 20 дней после расчетного дня. Если вы не оплатили, то через 10 дней вас имеют право отключить. То есть фактически у потребителя есть минимум месяц, чтобы разобраться с долгом», — поясняет Разворотнева.

Сплошные плюсы

По сравнению с другими коммунальными ресурсами в электроэнергетике самый высокий уровень оснащения счетчиками — они есть у 95% потребителей. Оставшиеся 5% обычно не ставят их сознательно.

Кто-то, проживая в квартире большой семьей, экономит, внося плату по нормативу только за одного прописанного. Кто-то открыл в квартире майнинговую ферму и почти бесплатно зарабатывает биткоины. Кто-то не платит из принципа. «Будем предлагать им установить счетчик. Фактически за этих людей сейчас платят соседи — неучтенная квартирными счетчиками электроэнергия попадает в «общедомовые нужды» и распределяется на всех жителей дома», — поясняет Невмержицкая.

Читайте также:  Установка приборов учета для инвалидов

«Непрозрачность начислений в ЖКХ вызывает много вопросов. Даже в домах с обычными счетчиками невозможно добиться идеальной калькуляции. Во-первых, это вызвано разницей во времени сдачи показаний — кто-то делает это ежемесячно, а кто-то — раз в год. Потом, у разных счетчиков разный класс точности, и это тоже вызывает погрешности», — отмечает Разворотнева. Система «умных» приборов учета решает эти вопросы — и поквартирные, и общедомовые показания снимаются одномоментно и точно. «Умные» счетчики внедряются в Москве, Ярославле. Результаты прекрасные. Жалоб нам не поступало», — говорит эксперт.

источник

Без счетчика: РСО не вправе начислять плату за комуслугу по нормативу, если в итоге ее размер превысит предельный индекс повышения расходов на ЖКХ

Cebas1 / Depositphotos.com

РСО не вправе начислять плату за тепло по нормативу – в отсутствие ОДПУ, находящегося на поверке более полутора лет, – если в результате такого начисления платежи потребителей-граждан за тепло вырастут сильнее, чем это предусмотрено предельными индексами роста платы за коммунальные услуги.

На это указали суды всех инстанций, рассматривая дело об оспаривании предписания органа ГЖН (Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2019 г. N 301-ЭС19-19814).

Предписание в адрес теплоснаба было выдано после внеплановой проверки по жалобе на выросшую платежку за ЖКУ. Выяснилось вот что:

  • МКД в свое время был оборудован ОДПУ тепла, жители платили за тепло «по счетчику», и все были довольны;
  • затем подошел срок поверки отдельных узлов ОДПУ, и счетчик сняли с эксплуатации (часть его узлов отправили на поверку в лабораторию, и функционировать ОДПУ не мог);
  • через полтора года ОДПУ, наконец, вернулся с поверки, был вновь допущен к коммерческой эксплуатации, но примерно еще полгода УК не передавала его показания в теплоснаб;
  • теплоснаб, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, выставлял платежки за теплоэнергию, исходя из норматива потребления;
  • поскольку норматив потребления оказался в данном случае значительно выше, чем «привычный» расход по счетчику, счета за тепло сильно выросли. Что вызвало гнев и возмущение граждан.

Оценив ситуацию, орган ГЖН счел, что виноват в ней именно теплоснаб, – он, конечно, все считал согласно Правилам № 354, однако ему следовало руководствоваться еще и региональными предельными индексами и не допускать, чтобы платежи для жителей – по сравнению с прошлогодними, по счетчику – выросли сильнее, чем это разрешается предельными индексами роста тарифов ЖКХ.

Предписание обязывало теплоснаб пересчитать плату – но не по «среднему», например потреблению, – а просто таким образом, чтобы начисленная плата не была выше платы, исчисленной с применением предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Собственно, правильность расчета платы по нормам Правил № 354 никем не оспаривалась.

Теплоснаб пошел в суд – и проиграл во всех инстанциях:

  • ст. 157.1 Жилищного кодекса предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов;
  • следовательно, довод РСО о том, что в данном случае предельные индексы применяться не должны, поскольку использовались нормы Правил № 354, основаны на неверном толковании указанных норм жилищного законодательства;
  • в соответствии с пунктом 10 Основ формирования предельных индексов роста цен на коммунальные услуги, применение индексов должно обеспечивать рост вносимой гражданами платы за комуслуги – по отношению к прошлогоднему – не более чем на установленную величину предельного индекса;
  • пунктом 5 упомянутых Основ определен закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не учитывается разница в размере платежей. Установленные по рассматриваемому делу обстоятельства к перечисленным в данном пункте ситуациям не относятся;
  • аргументы РСО, что спор возник по вине УК, выразившейся в ненадлежащем содержании и обслуживании ОДПУ, не влияют на правовую оценку изложенных обстоятельств;
  • довод о том, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на содержании применяемого положения ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ;
  • утверждение теплоснаба о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг – неправомерно;
  • итак, поскольку размер вносимой жильцами платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные указом губернатора, у ГЖН были основания для выдачи оспариваемого предписания.

Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для пересмотра дела.

источник

ЖКХ без счетчика подорожали на 50%

Что стряслось?

1 января вступило в силу постановление правительства, которое повысило коэффициент на тарифы ЖКХ при отсутствии счетчиков. Теперь за свет, воду, газ и отопление без прибора учета нужно платить в 1,5 раза больше, чем если бы счетчик стоял.

Повышенные тарифы не используются, когда счетчик нельзя установить по техническим причинам — например, в аварийном доме.

Как было раньше?

В 2009 году в России приняли федеральный закон «Об энергосбережении». По этому закону до 1 июля 2012 года во всех квартирах и жилых домах должны быть установлены приборы учета воды, тепловой и электрической энергии. До 1 января 2015 года нужно было установить счетчики на газ, если дом газифицирован.

Для тех, кто не успел или не захотел установить счетчики, в 2014 году правительство установило повышающие коэффициенты к тарифам ЖКХ. Например, с 1 января 2015 года нужно было платить на 10% больше. С 1 января 2016 года — на 40%.

Читайте также:  Плюсы установки приборов учета тепловой энергии

Несмотря на то, что по закону все обязаны это делать, никаких других санкций не предусмотрено. Если в доме нет счетчика на воду или газ, в квитанции просто будет указан повышенный тариф. Для заключения договора на новое подключение счетчик придется установить в любом случае. Например, если построен новый дом и нужно подвести электричество, воду и газ, при заключении договора нужно установить счетчики и предоставить их паспорта. Без этого договор не заключают.

А если дом построен давно, в нем есть газ, вода и свет, но нет счетчиков, ресурсами все равно можно пользоваться. Но платить придется на 50% больше. Или если управляющая компания в старом многоквартирном доме предлагает установить счетчики на воду, но некоторые собственники не хотят или не могут это сделать, им тоже просто придет квитанция с повышенным тарифом.

Если счетчик в доме нельзя установить по техническим причинам, коэффициенты не применяются. Для этого нужно иметь акт обследования, который подтвердит этот факт. Например, счетчики нельзя установить в аварийных домах или маневренном фонде.

Если счетчик нельзя установить, потому что он некрасиво смотрится на кухне или придется разбирать шкафчик в ванной, повышенные коэффициенты все равно применяются.

Что изменилось?

Принцип расчета тарифов не изменился. Но повышающий коэффициент правительство увеличило с 1,4 до 1,5. То есть по сравнению с 2016 годом плата за коммунальные услуги без счетчика вырастет на 7%.

Например, если за свет, отопление и воду в 2016 году без счетчиков семья платила 6000 рублей в месяц, то в 2017 году будет платить 6420.

А если семья установит счетчик в квартире, то в 2017 году будет платить 4300 рублей в месяц. Экономия за год составит 26400 рублей.

Зачем повышать тарифы? Без счетчиков и так оплачиваешь больше, чем фактически потребляешь.

Минстрой посчитал, что счетчики есть в 70% квартир и домов. В остальных домах счетчики не установлены по разным причинам.

Например, у хозяев нет денег, чтобы купить приборы учета и оплатить работу мастера. Или устанавливать счетчик невыгодно, потому что в квартире прописаны двое, а фактически проживает семеро. И если сейчас в квитанции учитывается объем воды на двоих, то после установки счетчика будет учитываться тот объем ресурсов, который тратят семеро.

Или кроме дома газом отапливается еще теплица и гараж. В квитанции учитывается только жилая площадь. После установки счетчика станет понятно, сколько кубометров газа на самом деле потребляет это домовладение. Оплачивать придется фактический объем.

Повышенные тарифы — одна из мер реализации федерального закона. Правительство так делает для того, чтобы не было воровства ресурсов и их не тратили больше, чем нужно.

А если счетчик есть, тарифы не вырастут?

Правительство решило не увеличивать тарифы на ЖКХ с 1 января 2017 года. То есть стоимость 1 куб. м горячей воды или 1 кВт электроэнергии останется такой же, как в 2016 году.

Но с 1 июля тарифы увеличатся. Насколько повысится плата за ЖКХ, решают субъекты. Правительство установило средние индексы повышения тарифов с 1 июля. Например, в Астраханской области коммунальные услуги подорожают в среднем на 4,4%. В Иркутской области — на 5%, в Москве — на 7%, а в Петербурге — на 6%.

Что мне делать сейчас?

Если вы не хотите переплачивать за коммунальные услуги, внимательно посчитайте, выгодно ли вам устанавливать счетчики. Посчитать нужно каждый вид ресурсов. На газ устанавливать счетчик может быть выгодно, а на воду — невыгодно. И наоборот.

Стандартного расчета нет, для каждой семьи нужно учитывать свои обстоятельства:

  • Сколько человек прописано и фактически проживает;
  • Какая техника установлена;
  • Какой класс энергопотребления она имеет;
  • Какая площадь указана в документах, а какая фактически отапливается.

Пример, когда считать воду невыгодно. В частном доме с участком прописана одна бабушка. С ней летом живет сын с женой и ребенком. У бабушки есть огород и две теплицы, которые она поливает с мая по сентябрь. По квитанции без счетчика бабушке начисляют норматив потребления воды на 1 человека и полив 2 соток. Фактически воду тратят 4 человека, а поливает бабушка не 2 сотки, а 4. А еще за грядками есть газон, и туда каждую ночь выставляют разбрызгиватель, чтобы трава была зеленой. Бабушке невыгодно ставить счетчик. Выгоднее платить за воду по повышенному тарифу.

Пример, когда считать свет выгодно. В квартире родителей прописаны их дети и внуки. На самом деле там живут одни родители, потому что дети с семьями снимают жилье. А на все лето супруги уезжают на дачу и в квартире бывают только по выходным. Каждый месяц весь год по квитанции начисляется плата за свет по нормативам на 7 человек. На самом деле электроэнергией пользуются только двое и не весь год. В этой квартире выгодно установить счетчики на электроэнергию, чтобы платить меньше.

При расчете выгоды учитывайте, сколько счетчиков нужно установить, их цену и стоимость работы мастера. В разных регионах цены отличаются. Если вы устанавливаете счетчик на газ, узнайте, какой именно разрешат установить в вашем доме. Уличные газовые счетчики стоят дороже, чем внутренние.

После того как закончится срок поверки счетчика, его нужно менять или платить за повторную поверку.

Некоторые управляющие компании устанавливают счетчики бесплатно.

Если вы решили установить счетчики в квартире, обратитесь в управляющую компанию. Если у вас нет управляющей компании, позвоните по телефону, указанному в квитанции на ЖКХ. Вас проконсультируют по цене и срокам установки.

Если вы против приборов учета, можете их не устанавливать. За несоблюдение требований федерального закона пока нет других санкций, кроме повышенных тарифов.

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector