Меню Рубрики

Установка приборов учета социальный найм

Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.

При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.

Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах

С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник

Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.

Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели

Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.

Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.

К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.

Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.

Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма

Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.

Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).

Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ). Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.

При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.

Читайте также:  Не установка общедомовых приборов учета штраф

ВС РФ проанализировал решения всех предыдущих судов и пришёл к следующим выводам:

  1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
  2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.

ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

Запомнить

Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:

  • помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
  • отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.

Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.

источник

Кто должен устанавливать счетчики на воду в муниципальной квартире

В большинстве случаев лица, проживающие в муниципальных квартирах, имеют юридический статус арендаторов, поскольку живут на основании официального договора социального найма. Это двухсторонний жилищный документ, в котором указаны владелец и квартиросъёмщик.

В теории владелец должен сам ставить в квартире измерительные приборы и за свои средства менять устаревшее или вышедшее из строя оборудование.

Если квартира не приватизирована, кто должен ставить счетчики на воду?

К ответу на этот вопрос отсылают сразу несколько законов: Гражданский Кодекс РФ, ст. 676, Жилищный Кодекс, ст. 65, Федеральный Закон №261, ст. 13, пункт 5. Но законодательная база ещё не гарантирует, что действия владельцев муниципальных квартир и лиц, в них проживающих, будут во всех случаях строго определены и регламентированы, особенно в вопросах, касающихся установки и ремонта счетчиков воды.

Закон однозначно определяет лица, отвечающие за своевременный монтаж учетных приборов – индивидуальных либо общедомовых. Это собственники, ставшие таковыми в результате коммерческой покупки жилья или отвечающие за него от имени государственных структур.

Если квартира или дом принадлежат муниципальным органам и предоставлены к проживанию согласно договору соцнайма, между собственниками и жильцами часто появляются разногласия по множеству вопросов и в частности – по вопросу установки счетчиков.

Гражданский кодекс однозначен: собственник, он же наймодатель, должен следить за надлежащей эксплуатацией жилья и следить за приборами, связанными с оказанием коммунальных услуг. В ЖК нет настолько прямых указаний, но сказано, что собственник должен выполнять все действия по отношению к объекту жилья, предусмотренные иными законами РФ.

Тем не менее на практике доказать, кто должен заниматься установкой приборов учёта воды не всегда просто.

Кроме того, все региональные структуры имеют свою программу по рациональному использованию ресурсов, в которой обязательно отражен параметры энергетической эффективности и экономии в жилищных фондах. Эти показатели отражают учёт доходов от коммерческого жилья и расходов на его содержание.

Отказ в монтаже учётных приборов часто обоснован тем, что жильё относится к категории ветхого и подлежит сносу. Такие дома обязательно стоят в муниципальных органах на учёте, и сведения об этом доступны всем желающим.

И хотя договор найма всегда регулируется законодательными актами, само жильё бывает разным по статусу и плану его содержания. В таких ситуациях нужно найти в договоре конкретный пункт о том, кто именно должен устанавливать КПУ в квартире.

Если это обязан делать наниматель жилья, то все расходы на монтаж приборов учёта ложатся на него.

Однако в стандартном договоре обычно указано, что ответственность за установку и содержание водосчётчиков лежит на собственнике жилья. В ФЗ даже есть информация о сроках монтажа счетчиков – месяц со дня подачи заявления.

Установка счетчиков в муниципальной квартире, за чей счет проводится

Бывают случаи, когда муниципальные власти отказывают в установке либо в обслуживании приборов учёта, ссылаясь на недостаток бюджетных средств. Такие действия следует считать неправомерными. Собственники жилья, то есть местные власти, обязаны содержать жильё в полном соответствии с ГК и ЖК, и должны изыскать средства на установку счетчиков.

Порядок действий квартиросъемщика при установке ПУ в муниципальном жилье

Если вы изучили договор и не нашли в нём обязанности квартиросъёмщика, касающиеся установки водомеров, вы вправе обратиться к собственнику квартиры по этому вопросу. Не следует обращаться в горводоканал или управляющую компанию, хотя в исключительных случаях УК может выступать сособственником помещения.

Обычно в договоре чётко указано, кому принадлежит жильё. Это лицо и обязано заниматься приборами учёта. В стандартных случаях это государственная структура – муниципальные или региональные власти.

Читайте также:  Установка приборов учета холодной воды организациями

Жильцу нужно написать заявление в администрацию города, посёлка или иного населенного пункта о желании поставить КПУ. Для верности пишите документ в 2 экземплярах и обязательно поставьте дату приёма заявки в канцелярии. Попросите предоставить ответы на заявление в письменном виде. Это бумаги будут нужны при обращении в суд или вышестоящие инстанции в случае, если в монтаже приборов откажут.

Практика показывает, что участие суда – гарантия качественной и оперативной установки счётчиков на объект за счёт собственника жилья.

источник

Должны ли бесплатно установить счетчики на воду в муниципальной квартире?

Здравствуйте. У нас не приватизированная квартира.Ее получил отец от завода 30 лет назад.Имеется ордер на квартиру.В квартире прописано 5 человек,по факту проживает меньше и т.к. нет счетчиков на воду,то платим по общим тарифам.Сейчас оплата прибавилась и это существенно бьет по нашему бюджету.Решили поставить счетчики,но узнали от старшего по дому,что нам их должны установить бесплатно,т.к. квартира является муниципальной.Завод уже несколько раз перепродавали,сейчас он попал в частные руки и уже не выступает в качестве муниципалитета,получается что его функции выполняет ЖКУ.Но там нам сказали,что нет такого закона на установку бесплатно.Хотя я знаю случаи когда не просто установка была бесплатной,но и сами счетчики закупали ЖКУ и приходили устанавливали.

Хотелось бы уточнить,правомерен ли отказ сотрудниками ЖКУ? На какой закон опираться и к кому обращаться?Заранее огромное спасибо за ответ.

Вы спрашиваете: «Должны ли бесплатно установить счетчики на воду в муниципальной квартире?»

Проблема у Вас усложнена тем, что между Вами и муниципальным органом нет договора жилищного найма. У Вас ордер на квартиру, а ордера не выдаются с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ (с декабря 2004 года). Вопрос об установке прибора учета подачи воды решен Постановлением Правительства РФ № 776 от 04.09.2013 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ВОДЫ, СТОЧНЫХ ВОД», но вопрос о расходах на установку такого прибора должен решаться договором между наймодателем и нанимателем. У Вас такого договора нет. В этом случае нужно исходить из того, что любые изменения условий проживания в жилище, в том числе изменение сетей подачи воды, газа, электроэнергии и пр, осуществляются собственником жилья или нанимателем по согласованию с собственником. Наем жилья Вы оплачиваете и потому собственник обязан нести расходы по совершенствованию условий жизни наемника. Специального нормативного акта, обязывающего наймодателя или наемника нести расходы на установку или замене, или ремонта прибора учета воды, нет. Повторю: это должно быть предусмотрено договором социального найма.

Ордер выдали 30 лет назад,что было в 2004 году меня мало интересует.И в моем вопросе нигде не говорится,что нет договора.Договор с муниципальным органом у нас есть.

источник

За чей счет меняются индивидуальные приборы учета ресурсов?

Краткое содержание:

С ростом платы за коммунальные ресурсы, а также подписанием закона о добровольно-принудительной установке приборов учета на все виды ресурсов, на правовых (и не только форумах) не стихают баталии на тему за чей счет должны устанавливаться приборы учета в квартирах и, как следствие, за чей счет они должны поверяться? Люди читают в интернете советы доморощенных «юристов», которые в свою очередь, своим незнанием законодательства вводят окружающих в заблуждение. В данной публикации я постараюсь подробно описать все аспекты замены и установки индивидуальных приборов учета.

Глава 1. Основные понятия и отличия категорий жильцов.

Итак, в РФ, все граждане, проживающие в жилых помещениях делятся на собственников и нанимателей.

Согласно ст. 30 Жилищного Кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Наниматель жилого помещения немного урезан в правах на жилье, но в тоже время, имеет ряд преимуществ по сравнению с собственником. Он занимает жилье на основании договора социального найма (собственником в данном случае будет являться муниципалитет), либо имеет договор аренды жилого помещения, заключенный с физическим лицом. Срок действия договора может быть фиксированным, либо бессрочным (т.е. до наступления смерти нанимателя). Наниматель оплачивает за потребленные коммунальные услуги, арендную плату (если она предусмотрена договором), но не платит взносы на капремонт, налог на имущество, не обязан оплачивать за ремонт имущества собственника, за исключением случаев, когда наниматель нанес ущерб имуществу собственника. При этом, члены семьи нанимателя, к примеру, муниципального жилья имеют право проживать в данном жилье и после смерти нанимателя, если на момент смерти были прописаны в данном жилье.

Глава 2. Порядок установки приборов учета, их обслуживания и поверки.

Согласно п 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), все собственники помещений в обязательном порядке должны оснастить свои помещения приборами учета коммунальных ресурсов. В целях стимулирования к этому, закон устанавливает штрафные повышающие коэффициенты для собственников, имеющих техническую возможность установки приборов учета, но не сделавших это по какой-то причине. Это подтверждается ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ: при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, могут быть применены повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, но это применимо только к собственникам. Наниматель для установки прибора учета должен обратиться письменно к наймодателю, как собственнику жилого помещения.

Читайте также:  Приборы для измерения температуры места их установки

Рассмотрим основные вопросы по установке приборов учета и их периодической поверки:

1. Если прибор учета электроэнергии стоит на лестничной площадке, почему я должен (на) его менять за свой счет?

В пункте 5.6.10 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 сказано, что отвечает за сохранность приборов учета, расположенных на лестничной площадке, организация, эксплуатирующая жилищный фонд. Обратите внимание, речь идет о «сохранности», а не обслуживании, замене или ремонте.

Таким образом, согласно норм действующего законодательства, можно сформировать следующую точку зрения:

-счетчик, если даже он расположен на лестничной площадке, является собственностью лица, чье помещение он обслуживает;

-такой счетчик не является общедомовым имуществом;

-управляющая организация его содержать не обязана;

-замена, ремонт, обслуживание такого счетчика – обязанность собственника той квартиры, которую счетчик обслуживает.

При этом стоит учитывать ряд норм законодательства. Так, в статье 36 Жилищного кодекса РФ можно найти признаки общего имущества дома: объект должен обслуживать две и более квартиры в доме (лестничный счетчик сюда явно не подходит). В статье 162 Жилищного кодекса РФ можно узнать, что управляющая организация обязана содержать только общее имущество. Из статьи 210 Гражданского кодекса РФ можно узнать, что бремя содержания имущества возлагается на собственника.

2. Если я наниматель жилого помещения, должен ли я менять (поверять) прибор учета за свой счет?

Как было сказано выше в п. 1, согласно ст. 210 ГК собственник несет бремя ответственности за состояние своего имущества. Вместе с тем, хочу заметить тот факт, что если договор найма предполагает тот факт, что бремя содержания имущества собственника будет перекладываться на вас, при учете соразмерного уменьшения платы за найм жилья на сумму расходов по содержанию имущества наймодателя, то осуществлять замену и установку приборов учета вам придется за свой счет, при учете того, что вы уведомите об этом наймодателя и согласуете с ним порядок возмещения ваших расходов в письменном порядке.

3. Как узнать есть ли у меня в помещении техническая возможность для установки приборов учета, при условии, что они раньше отсутствовали и начисление оплаты производилось по нормативу?

Согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), ресурсоснабжающая организация обязана установить факт наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета с выдачей мне соответствующего акта, форма которого утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, который не составлен по настоящее время, в виду того, что техническая возможность по установке приборов учета без реконструкции невозможна, о чем сотрудники управляющей компании и ресурсоснабжающей организации осведомлены, но по сей день не предприняли попыток произвести обследование на предмет возможности установки приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

Согласно абз. «а» п. 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: «…установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования)…»

Если при строительстве Вашего многоквартирного дома, в проектной документации не было заложено использование индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения при потреблении соответствующих коммунальных ресурсов, а значит, при их установке, согласно действующих правовых норм потребуется выдача технических условий от ресурсоснабжающих организаций на установку индивидуальных приборов учета, разработка на основании выданных технических условий проекта установки, реконструкция соответствующих инженерных сетей, что повлечет за собой дополнительные расходы.

4. Я не стал устанавливать приборы учета, плачу по нормативу. Почему мне стали приписывать к нормативу коэффициент 1.5?

Действительно, принятый еще в 2009 году Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» не включал в себя каких-либо санкций по отношению к тем гражданам, которые не установили счетчики на воду. Такая ситуация складывалась и с последующими актами, касающиеся вопроса переноса оснащения коммунальных систем приборами учета потребления воды. В связи с последними изменениями в законодательстве, статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.

Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2019-м году он остается тем же самым.

Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.

А что вы думаете по поводу того: есть ли реальная экономия от установки приборов учета в условиях постоянно дорожающих коммунальных ресурсов?

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector