Меню Рубрики

Установка узла учета на границе балансовой принадлежности

Общие требования к местам установки приборов учета:

1. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка:

— производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках,

имеющих общую границу балансовой принадлежности.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

(Основание п. 144 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

(Основание п. 147 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

3. Приборы учета должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.

Допускается крепление приборов учета на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.

Высота от пола до коробки зажимов приборов учета должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

4. Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения прибора учета установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета. Трансформаторы тока, используемые для присоединения приборов учета на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

5. Для безопасной замены прибора учета, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым прибором учета должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к нему.

Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных приборов учета, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры

6. После прибора учета, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после прибора учета отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется.

7. Рекомендуется оснащение жилых зданий системами дистанционного съема показаний приборов учета.

8. Расчетные приборы учета в общественных зданиях, в которых размещено несколько потребителей электроэнергии, должны предусматриваться для каждого потребителя, обособленного в административно-хозяйственном отношении (ателье, магазины, мастерские, склады, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п.). (Основание ПУЭ п.7.1.60).

9. В общественных зданиях расчетные приборы учета электроэнергии должны устанавливаться на ВРУ (ГРЩ) в точках балансового разграничения с энергоснабжающей организацией. При наличии встроенных или пристроенных трансформаторных подстанций, мощность которых полностью используется потребителями данного здания, расчетные приборы учета должны устанавливаться на выводах низшего напряжения силовых трансформаторов на совмещенных щитах низкого напряжения, являющихся одновременно ВРУ здания.

ВРУ и приборы учета разных абонентов, размещенных в одном здании, допускается устанавливать в одном общем помещении. По согласованию с энергоснабжающей организацией расчетные приборы учета могут устанавливаться у одного из потребителей, от ВРУ которого питаются прочие потребители, размещенные в данном здании. При этом на вводах питающих линий в помещениях этих прочих потребителей следует устанавливать контрольные приборы учета для расчета с основным абонентом.

10. Расчетные приборы учета для общедомовой нагрузки жилых зданий (освещение лестничных клеток, контор домоуправлений, дворовое освещение и т.п.) рекомендуется устанавливать в шкафах ВРУ или на панелях ГРЩ.

11. В жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный прибор учета (при трехфазном вводе) на каждую квартиру

12. Расчетные квартирные приборы учета рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями).

При установке квартирных щитков в прихожих квартир приборы учета, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.

Читайте также:  Приборы от протечек и их установка

Требования к местам установки приборов учёта производителей электрической энергии на розничном рынке:

1. Субъект розничных рынков, владеющий на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта, в целях участия на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), обязан обеспечить раздельный почасовой учет производства и собственного потребления электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего документа.

2. Приборы учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также на границе балансовой принадлежности производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и смежных субъектов (потребителей, сетевых организаций).

источник

ФАС России от 06.05.2014 «По вопросу места установления прибора учета»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПО ВОПРОСУ МЕСТА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИБОРА УЧЕТА

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее — Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта «а» пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения).

Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.

Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями, не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Читайте также:  Установка коллективного прибора учета холодной воды

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя не противоречит Основным положениям.

Необходимо отметить, что при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

источник

Законно ли требование о выносе прибора учета электроэнергии (электросчетчика) за границы земельного участка?

В некоторых СНТ от садоводов требуют, чтобы они вынесли свои электросчетчики за пределы своего садового участка, как правило, на ближайшую опору линии электропередач. При невыполнении этого условия нередко создаются препятствия для заключения между садоводом и энергоснабжающей организацией прямых договоров через не подписание акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.

Сразу скажу (для тех кому нужен только ответ), что такое требование не законно и противоречит правовым нормам, которые будут приведены ниже. Садовод покупает и устанавливает прибор учета на своём земельном участке.

Теперь разберёмся подробнее.

Место установления прибора учета на садовом участке (ПУ) можно определить при изучении совокупности правовых норм по технологическому присоединению к электрической сети, так как технологическое присоединение неразрывно связано с последующим потреблением электрической энергии.

Пункт 145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 22.06.2019) устанавливает, что обязанность по обеспечению приборами учета потребителей, а также обеспечению их эксплуатации, их сохранности и целостности, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Согласно пункту 146, собственник ПУ вправе привлечь для установки ПУ любое лицо по гражданско – правовому договору, которое обладает соответствующим допуском.

Вывод 1. В нашем случае это значит, что садовод покупает ПУ, монтирует его при помощи нанятых лиц и в дальнейшем, как собственник, отвечает за его исправность.

Теперь выясним место установки прибора учета.

Пункт 144 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 22.06.2019) определяет, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе земельного участка).

Согласно пункту «а» пункта 25.1 Правил технологического присоединения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 22.06.2019) точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт «а»).

Из этих норм по — прежнему непонятно с какой стороны от границ участка (внешней или внутренней) установлено максимальное расстояние в 25 метров, поэтому обратимся к пункту Правил, который устанавливает обязанность потребителя и поставщика электроэнергии при технологическом присоединении.

Согласно подпункту «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения: «распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией)».

Из этой нормы, в контексте вышеназванных правил, следует, что собственник земельного участка (садовод) обеспечивает установку прибора учета и других энергопринимающих устройств на своём участке, так как обязанность по приобретению и монтажу ПУ возлагается на него (вывод 1), а он может устанавливать свои энергопринимающие устройства лишь в границах своего земельного участка (пп. «г» п. 25.1).

Читайте также:  Установка приборов учета социальный найм

Так как деятельность электроснабжающих организаций регулируется, в том числе, антимонопольным законодательством, ФАС России дал также разъяснение по этому вопросу от 06.05.2014, в котором указал, что действия по навязыванию требования об установке приборов учета за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, также содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий ( пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Вывод : Садовод покупает и устанавливает прибор учета на своём земельном участке в удобном для снятия показаний месте.

источник

Граница балансовой принадлежности

В проекте договора на присоединение есть пункт:
Граница балансовой принадлежности устанавливается актом
разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности
в точке присоединения, указанной в ТУ.
В ТУ указана точка присоединения — опора №17 вл-0.4 кВт.

т.е. договор заранее устанавливает, что от столба до участка провод/кабель прокладывается Заказчиком,
хотя это и не его зона ответственности. Насколько это законно ??

Действительно есть такой туман. с п.25.1а с одной стороны и с другой стороны п.16.1, п.16.3, п.25.1г.
(три . упоминания о границе раздела и зонах ответственности общие по сути)
Причем, в п.25 подраздел а) как-то не очень вяжется с г).

У нас от столба до дома ровно 20 м напрямую. Причем на участок приходится меньше половины.
Может это сделано умышленно, чтобы после установки счетчика на границе участка
или на самом участке зафиксировать потом в акте потери электроэнергии 3-5% и
списывать их регулярно с пользователя??
тогда проще этот столб вкопать или закрепить на опоре забора. и бодаться,
чтобы граница ответственности проходила по клеммам счетчика.

Еще один момент.
Насколько правомерно пункт в тех.требования на учет электроэнергии:
«для организации учета на границе балансовой принадлежности установить щит учета для 3-х фазного ввода,
оборудованного электросчетчиком с функциями ОМ или ПЗР-2-3-3
Электросчетчик предусмотреть с устройством (интерфейсом) для связи электросчетчика
с развиваемой автоматизированной системой учета электроэнергии» ??

Может это требование тоже избыточно?? Чем это законодательно регулируется?
Может все ограничивается счетчиком с классом точности 2.0?

Продолжение истории.
на мотивированный отказ с требованием установить границу балансовой принадлежности
в границах участка и отменить проектирование и согласование внешнего электроснабжения
пришел виртуозный ответ. В новой редакции ТУ нам предложили:
1) «установить приемную сетевую типовую опору 0,4 кВ с габаритом расположения приемных изоляторов 0,4кВ
не менее 6м от уровня землю в периметре участка (на его границе — в линии забора).
Смонтрровать на внешней стороне опоры щит учета с ОМ. Устанавливаемая опора 0,4кВ должна располагаться
на наикратчайшем расстоянии от оп.№ ХХ. Граница балансового разграничения будет на изоляторах приемной
опоры Закзчика. »
2) Ввиду расположения приемной опоры 0,4кВ Заказчика в периметре забора т.е. общедоступном месте для
окружающего населения, выполнить рабочую документацию на установку опоры 0,4кВ с о щитом учета с ОМ
на внешней стороне опоры и контуром заземления в соответствии с ПУЭ и НТД.
. проетккую документацию согласовать с моэск,мосэнергосбыт и пр.

по сути предлагается вместо одного проекта (внешнего электроснабжения) сделать другой (сетевой опоры)
ну и заплатить за установку опоры.

Лепота. даже добавить нечего.
Причемсчетчик хотя по-прежнему с интерфейсом для связи с АСУ.

СО упорно не хочет тащить провода до дома.От старого столба до навязываемой опоры 10м.
Еще остается 8м до дома. Как аргументированно убедить СО довести линию напрямую до дома и
повесить счетчик внутри помещения?? Или это несбыточное желание.

В проекте ТУ записано:
«в течение 10 дней с момента выполнения фактических действий по технологическому присоединению Исполнитель обязуется составить, подписать и направить Заказчику:
1) акт разграничения балансовой принадлежности эл.сетей и эксплуатационной ответственности сторон
2) акт об осуществлении технологического присоединения, подтверждающий наличие у Заказчика энергопринимающих устройств, присоединенных к эл.сетям Исполнителя
3) акт сдачи-приемки услуги, подтвердающий полное выполнение Сторонами обязательств по настоящему договору.

Вопрос — второй пункт — Это что за акт такой и какой в нем смысл? Что контролируют и должны ли??

Только авторизованные пользователи могут добавлять сообщения в эту тему.

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector