Меню Рубрики

Установка в мкд опу

Установка общедомовых приборов учета: обязанность или право ресурсоснабжающих организаций?

В редакцию нашей газеты обратился председатель совета дома № 26 по ул. Володарского Геннадий Панфилович Резинкин и рассказал о своей попытке разобраться в вопросе установки и оплаты общедомового прибора учета тепловой энергии.

В январе 2014 года собственники квартир в этом многоквартирном доме получили квитанции за ЖКХ, где в числе прочих услуг, подлежащих оплате, была отдельно указана «Установка ОПУ тепловой энергии». Возник вопрос: почему именно такая сумма?

В феврале 2014 года представитель инициативной группы Г.П. Резинкин от имени жильцов дома первый раз обратился в МУП «Тепловые сети» за разъяснениями о стоимости установки счетчика. Там ему отказали, объяснив, что эта информация конфиденциальная и разглашению не подлежит.

Г.П. Резинкин обратился в суд. Гатчинский городской суд в исковых требованиях выдать акт при- емки ОПУ и смету на установку ОПУ Г.П. Резинкину отказал, пояснив, что истец вправе «потребовать от МУП «Тепловые сети» г. Гатчины письменный ответ с подтверждающими документами, содержащий информацию о стоимости приобретенного ОПУ, его доставке, установке и вводе в эксплуатацию, в предоставлении которых ответчик отказать не имеет права». Что Г.П. Резинкиным и было сделано. Однако «Тепловые сети» г. Гатчины отказались дать такую информацию.

Тем временем Г.П. Резинкина избрали председателем совета дома № 26, после чего куда он только не обращался, а ясности не прибавилось. Недоверие жителей, так и не получивших ответ на, казалось бы, простой вопрос, стало расти, а вместе с ним и количество вопросов. «Возможно, собственники квартир полностью оплачивают и сам ОПУ, и его установку, а теперь, лишенные права знать и понимать, что происходит, контролировать, как снимаются показания, оплачивают общедомовые расходы тепловой энергии и стоимость обслуживания ОПУ еще и за нанимателей муниципальных квартир и арендаторов нежилых помещений. Где справедливость?», – возмущается Геннадий Панфилович.

Спустя год председатель совета дома решил предать дело огласке и подключить средства массовой информации. Наша редакция взялась помочь разобраться. Собрав переписку Г.П. Резинкина с коммунальными службами и протоколы суда, мы обратились в МУП «Тепловые сети» г. Гатчины.

На вопросы нашего читателя, поставленные в его письме в редакцию, отвечает начальник юридического отдела МУП «Тепловые сети» г. Гатчины Оксана Николаевна Золотова.

— Почему ОПУ поставили без согласия собственников?

— В Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» установлена обязанность собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (МКД) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОПУ) холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа. В том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили установку ОПУ до 1 июля 2012 года, такая установка осуществляется ресурсоснабжающей организацией. Федеральным законом жильцам был отведен достаточно большой срок – три года, за это время можно было установить прибор учета самостоятельно, выбрав и поставщика, и подрядчика для проведения работ, жильцы данным правом не воспользовались. Следовательно, возникает обязанность ресурсоснабжающей организации по установке в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учета.

— На каком основании выставили счета собственникам помещений?

— В случае, если до 1 января 2013 года собственники помещений сами не установили ОПУ, и при этом общедомовой прибор учета был установлен ресурсоснабжающей организацией (на основании части 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»), собственники обязаны (согласно п.38.1 Правил № 491) оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов. Данная обязанность установлена законом, мы не «изобретали» ничего самостоятельно. Подчиняясь только федеральному законодательству и учитывая, что жильцы не обладают достаточной правовой грамотностью, мы никому не отказываем в разъяснениях, если человек идет на контакт и адекватно воспринимает свои обязанности как собственник, мы всегда готовы к диалогу. В законе четко прописан порядок действий в случае несогласия собственника с теми или иными положениями.

— А если собственник со счетом не согласен?

— При несогласии собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями. То есть обосновать свои расчеты и доказать, почему он считает, что счет был выставлен необоснованно. Если и в этом случае разногласия не будут урегулированы, вправе обжаловать выставленный счет в суде.

Хочу обратить ваше внимание на то, что согласно п.12 ст.13 Федерального закона № 261, в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Таким образом, собственники не зависимо от их желания обязаны нести расходы по установки и содержанию ОПУ, исполняя федеральный закон.

— Собственник вправе знать, почему он именно столько платит. Где получить информацию, чтобы проверить расчеты?

— Контроль за действиями МУП «Тепловые сети» г. Гатчины в полном объеме осуществляют специализированные органы, уполномоченные на проведение проверок работы ресурсоснабжающих организаций. МУП «Тепловые сети» г. Гатчины был проведен конкурс на право заключения кредитного договора на закупку ОПУ. Вся информация находится в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте госзакупок: zakupki.gov.ru . Для того, чтобы найти интересующую информацию, достаточно зайти на сайт и набрать название организации, либо её ИНН.

Счета на оплату расходов на установку ОПУ выставляются с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов, бремя которых несет собственник помещения (исходя из его размеров). Чтобы проверить расчеты, информацию о площади помещений в конкретном многоквартирном доме можно узнать из технического паспорта многоквартирного жилого дома. Данный документ должен иметь каждый дом, в случае же его отсутствия технический паспорт можно заказать в организации, осуществляющей инвентаризацию объектов, например БТИ г. Гатчины.

Читайте также:  Установка пружины багажника лада гранта

В доме № 26 по ул. Володарского собственниками являются владельцы квартир и муниципалитет, у которого в собственности жилые и нежилые помещения. Доля расходов муниципалитета на жилые помещения, находящиеся в найме, и нежилые (магазин), находящийся в аренде, оплачена в сентябре 2013 года. Граждане-собственники жилых помещений в этом доме оплачивают установку ОПУ тепловой энергии с 1 января 2014 года.

— Значит, муниципалитет расплатился сразу, а гражданам предоставлена рассрочка?

— Да. В ч.12 ст.13 Закона № 261-ФЗ содержится возможность предоставления гражданам-собственникам помещений в многоквартирных домах рассрочки оплаты расходов РСО на установку приборов учета. Оплата производится равными долями в течение пяти лет, начиная с даты установки ОПУ, при условии, что гражданами не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Учитывая требования закона о предоставлении рассрочки только гражданам-собственникам помещений, РСО выставляет счета на оплату полной суммы расходов на установку приборов учета собственникам помещений – юридическим лицам (в т.ч. органам местного самоуправления) без какой-либо рассрочки платежа.

— Как снимаются показания общедомового прибора учета?

— Расчет величины и стоимости потребленной МКД № 26 по ул. Володарского тепловой энергии на жилые и нежилые помещения производится по показаниям ОПУ с 1 января 2014 года. Показания снимаются 20 числа каждого месяца дистанционно посредством модемной связи.

Величина тепловой энергии, исходя из которой производится расчет размера платы собственникам и нанимателям жилых помещений за услуги теплоснабжения, уменьшается на количество тепловой энергии, потребляемой нежилыми помещениями, рассчитанное пропорционально площади этих помещений (220 м2). Расчет размера платы для гражданина производится в расчетно-кассовом центре МУП ЖКХ г. Гатчины. С арендатором нежилых помещений, расположенных в указанном МКД, заключен прямой договор на отпуск тепловой энергии.

Таким образом, все собственники жилых помещений оплачивают только свою долю расходов как на установку ОПУ и его обслуживание, так и на услуги теплоснабжения.

Расчет взноса за установку ОПУ и его обслуживание для дома № 26 по ул. Володарского:

Стоимость установки общедомового прибора учета с учетом рассрочки – 482 024 рубля 40 копеек;

Стоимость обслуживания ОПУ в месяц – 2 823 рубля 74 копейки;

Общая площадь жилых и нежилых помещений – 2 469, 6 кв.м.

Расчет за установку ОПУ: 482024, 4/2469, 6/60 мес. = 3 руб. 25 коп. с 1 кв. м.

Плюс расчет стоимости обслуживания: 2 823, 74/2 469, 6 = 1 руб. 14 коп.

Итого, собственники жилья оплачивают в месяц: 3, 25+1, 14 = 4 руб. 39 коп с 1 кв. м.

источник

24.04.2019 | Мифы ЖКХ: Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.

Суть лжетеории

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).

Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.

Кому принадлежат ОПУ?

Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.

Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.

Читайте также:  Установка газовых счетчиков в муниципальной квартире

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».

Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.

Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.

А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.

Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.

Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.

Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.

Кто должен устанавливать ОПУ?

Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).

Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.

В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.

Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».

То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

Читайте также:  Установка дверных звонков с питанием от сети

То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.

Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.

Кто оплачивает установку ОПУ?

Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.

При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.

В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.

В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.

Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:

«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».

То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).

Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.

Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.

Выводы

В настоящей статье разъяснено, что обязанность по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета действительно может быть возложена на РСО или УО/ТСЖ/ЖСК, однако это не освобождает собственников помещений в МКД от обязанности оплатить расходы на установку ОПУ.

Мнение об обязанности РСО или УО/ТСЖ/ЖСК за свой счет оборудовать МКД общедомовыми приборами учета, неверно.

Именно собственники помещений обязаны нести бремя расходов как на оборудование дома ОПУ, так и на дальнейшее содержание этого ОПУ, который включается в состав общего имущества.

источник

Добавить комментарий