Меню Рубрики

Установка в теории менеджмента

Тест 1.2

1) Возникновение раннего менеджмента связывают с:

a) разработкой Ф. Тейлором концепции научного управления,

b) переходом от мануфактур к машинному производству (+)

c) началом ведения племенами людей оседлого образа жизни,

d) проведением управленческих экспериментов в Хотторне.

2) ___________ управленческую революцию обычно называют «светско-административной» и связывают с именем вавилонского царя Хаммурапи

3) ___ управленческая революция вошла в историю как «религиозно-коммерческая» и произошла примерно 7 тыс. лет назад в древних Шумере, Египте, Аккаде

4) В теории управления эволюцию концепций менеджмента представляют такие управленческие школы, как.

a) социально-этического управления

b) научного управления и административная (классическая) (+)

c) человеческих отношений и поведенческих наук (+)

d) комплексного и маркетингового управления

5) К основным положениям школы научного управления можно отнести.

a) нормирование труда (+)

b) научный подход к подбору и обучению персонала (+)

c) усиление разработки социальных аспектов трудовых ресурсов

d) единство распорядительства

6) К основным положениям административной школы управления, сформулированным в виде правил, можно отнести …

a) Централизацию организации (+),

b) Корпоративный дух в организации (+),

c) Изучение поведения человека в организации,

d) Применение экономико-математических моделей в управлении

7) Основателем бюрократической доктрины в теории менеджмента был…

8) В теории менеджмента к функциям менеджмента по А. Файолю относятся…

2. Планирование (+)

3. Организация (+)

4. Управленческие коммуникации

9) Установите соответствия между потребностями по А. Маслоу и возможностями их удовлетворения в процессе труда.

1. Потребности в безопасности

2. Потребности в отношениях принадлежности

3. Потребности в самоуважении

4. Потребности в самовыражении

Потребности в безопасности Безопасность труда, дополнительные льготы
Потребности в отношениях принадлежности Рабочие группы, коллеги, клиенты, начальники
Потребности в самоуважении Признание, высокий статус, дополнительные обязанности
Потребности в самовыражении Возможности для обучения, роста, продвижения

10) Составными элементами предложенной Ф.Тейлором научной системы знаний о законах рациональной организации труда являются.

a) изучение мотиваторов трудовой деятельности

c) Хронометраж (+)

d) дифференцированная система оплаты (+)

11) Заслуга супругов Фрэнка и Лилиан Гилберт в области управления заключается в том, что они…

a) Ввели на автомобилестроительных заводах конвейерные линии

b) Стали первооткрывателями в области оперативного управления и календарного планирования

c) Первыми начали заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой (+)

d) Сформулировали двенадцать принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда

12) Согласно теории управления, административной школе менеджмента соответствуют такие принципы управления, как.

a) разделение труда (+)

c) централизация (+)

13) Основателем бюрократической доктрины в теории менеджмента был.

14) Свои исследования в рамках развития количественной школы управления вели такие исследователи, как.

15) К основным положениям административной школы управления, сформулированным в виде правил, можно отнести.

a) изучение поведения человека в организации

b) применение экономико-математических моделей в управлении

c) централизацию организации (+)

d) корпоративный дух в организации (+)

16) К основным положениям школы человеческих отношений в менеджменте можно отнести…

a) участие работников в управлении (+)

b) применение экономико-математических моделей в управлении

d) использование групповой самоорганизации (+)

Напоминаем Вам, что основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений стал перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Происходит постепенное превращение работника в партнера во взаимоотношениях с менеджером и собственником предприятия. Беспристрастность– один из принципов (правил) административного управления, сформулированных А. Файолем. Применение в принятии управленческий решений экономико-математических моделей обосновывалось в рамках исследований представителей количественной школы управления. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И .Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 23–27. – (Гриф УМО). Модели человеческих отношений представляют собой альтернативу моделям внутренних процессов, адаптированных к установлению неформальных отношений и связей между членами одного коллектива. Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации – важные принципы доктрины человеческих отношений. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 23. – (Гриф УМО).

17) К основным положениям школы человеческих отношений в менеджменте можно отнести..

a) использования групповой самоорганизации(*)

c) участие работников в управлении(*)

d) применение экономико-математических моделей в управлении

18) Основные положения теории «Х» Д. Макгрегора, характеризующей поведение лидера, сводятся к следующим тезисам:

a) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания (+)

b) многие люди способны к творческому решению проблем, и этот потенциал следует использовать

c) большинство людей боятся ответственности и предпочитают, что ими руководили (+)

d) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы (+)

e) труд – это органичный для человека способ существования, люди не избегают ответственности и стремятся ее на себя возложить

Д. Макгрегор охарактеризовал позицию авторитарного руководителя по отношению к работникам как теорию «X». Основные положения этой теории сводятся к следующим тезисам: люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; большинство людей боятся ответственности и предпочитают, что ими руководили; чувство защищенности является основной человеческой ценностью. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 181. – (Гриф УМО). Стилистика «демократичного» лидерского поведения (или коллегиального) являет собой противоположность авторитарному лидерству. В основе его лежат воззрения, названные Д. Макгрегором теорией «Y»: труд – это органичный для человека способ существования; в нормальной ситуации люди не только не избегают ответственности, но и стремятся ее на себя возложить; приобщение работников к организационным целям пробуждает самоконтроль и способствует эффективному самоуправлению; многие люди способны к творческому решению проблем, и этот потенциал следует использовать. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 180-181. – (Гриф УМО).

19) согласно теории менеджмента универсальные принципы управления, применяемые к любому его объекту, разработала…

a) Школа научного управления (рационалистическая)

b) Школа психологии и человеческих отношений

c) Школа науки управления (количественная)

20) К особенностям российской модели менеджмента относятся.

a) ограниченная роль трудового коллектива в управлении (+)

b) гарантия занятости и создание обстановки доверительности

c) всеобщее участие в конечном результате

d) ориентация на производство (+)

21) Установите соответствие между преобладающим типом мотивации и стилем менеджмента страны, где он используется в управленческой практике.

a) Мотивация работы на фирму, формирование корпоративного сознания

b) Мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов

c) Мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе субьективного мнения руководителей

22) Установите соответствие между преобладающим типом управленческих решений и стилем менеджмента страны, где он используется в управленческой практике:

Менеджмент в Японии Б) консенсус, или компромисс (1)
Менеджмент в России Г) сугубо единоличный, реже единолично-консультативный (2)
Менеджмент в США А) единолично-консультативный, или компромисс(3)

23) Установите соответствие между традиционной структурой подготовки управленческих решений и стилем менеджмента страны, где она используется в управленческой практике.

Менеджмент в Японии длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения
Менеджмент в США короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения
Менеджмент в России очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения

24) К особенностям американского стиля управления организацией можно отнести …

a) четко определенную ответственность каждого работника (+)

b) преобладающее использование групповых форм контроля

c) личную ответственность каждого руководителя за выполнение директивно установленных показателей (+)

d) отказ от использования формального описания полномочий исполнителя в пользу неформального регулирования

американская модель менеджмента характеризуется, как правило, четкими формализованными процедурами организации деятельности, индивидуальным контролем со стороны руководства, ориентацией на индивидуальные навыки и инициативу. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 104. – (Гриф УМО).
Существуют ярко выраженные различия в национальных системах менеджмента разных стран. Имеет свои особенности и американский стиль управления: в нем четко определена ответственность каждого работника, каждый руководитель отвечает лично за выполнение директивно установленных показателей. Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 65. – (Гриф УМО).
Читайте также:  Установка apk на lg телевизоре

25) Тенденция к делению работ в организации между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения, в менеджменте получила название.

a) дифференциации (+)

26) Ситуационный менеджмент помогает выявить взаимозависимости между.

a) организационной системой в целом и средой (+)

b) процессным и рациональным подходами к управлению

c) организационными подсистемами (+)

d) различными школами управления

27) Процесс и состояние объединения усилий всех подразделений (подсистем, функций) организации для достижения ее целей и задач в менеджменте называется.

28) Развитие менеджмента связывается с использованием автоматизированных систем управления (АСУ), которые представляют собой.

a) программное обеспечение для технических средств (ПЭВМ)

b) комплекс организационно-технического оборудования

c) совокупность экономико-математических методов, технических средств о организационных комплексов (+)

d) совокупность экономико-математических методов

29) Японскую модель менеджмента характеризуют такие принципы управления, как.

a) ориентация на индивидуальные навыки и инициативу

b) управление, ориентированное на качество (+)

c) строгая формализация структуры управления

d) гарантия занятости и создание обстановки доверительности (+)

30) Глобализация как фактор развития менеджмента характеризуется.

a) снижением объемов иностранного инвестирования в экономику стран

b) значительным увеличением темпов роста прямых иностранных инвестиций (+)

c) положением и развитием массового машинного производства

d) возникновением международных рынков

31) Эмерджентность как свойство современных управленческих систем означает.

a) свойство системы как особой формы с целями и ценностями разработавших ее авторов

b) качество, свойство системы, которое не присуще ее элементам в отдельности, а возникает благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему (+)

c) наличие у системы окружения, не являющегося частью системы, но оказывающегося на нее влияние

d) возможность отличать свойства системы от других

32) К внутренним факторам, обуславливающим необходимость и возможность интеграции в организации, относится (-ятся).

a) повышение качества рабочей силы на рынке труда

b) коммуникации, необходимые для реализации целей управления (+)

d) появление новых технологий выполнения деятельности на рынке

33) Установите соответствие между преобладающим типом мотивации и стилем менеджмента страны, где он используется в управленческой практике.

1. мотивация работы на фирму, формирование корпоративного сознания.

2. мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов.

3. мотивации конкретных работников материальными стимулами на основе субъективного мнения руководителей

менеджмент в США
менеджмент в России
Менеджмент в Китае
менеджмент в Японии

34) В менеджменте в соответствии с принципом _____________ реализуется выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

b) Коллегиальности (+)

d) Сочетание прав, обязанностей и ответственности

35) К общим закономерностям управления можно отнести …

a) Применение экономико-математических моделей в управлении,

b) Приоритетность организационно-распорядительных (административных) методов управления,

c) Преимущественную эффективность сознательного планомерного управления (+),

d) Соотносительность субъекта и объекта управления (+).

36) Соотнесите термин и его определение.

Мотивация динамическая система взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотивов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека (1)
Мотив внутреннее состояние, отражающее физиологический и психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта(2)
соотношение различных мотивов, влияющих на поведение других
Потребности психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждения людей к активным действиям, направленным на удовлетворение потребности(3)

37) К общим закономерностям управления можно отнести…

a) приоритетность организационно — распорядительных (административных) методов управления.

b) преимущественную эффективность сознательного планомерного управления(*)

c) применение экономико–математических моделей в управлении.

d) соотносительность субъекта и объекта управления(*)

38) В 1912 году впервые принципы менеджмента сформулировал.

39) Японскую модель менеджмента характеризуют такие принципы управления, как …

a) гарантия занятости и создание обстановки доверительности (+)

b) строгая формализация структуры управления

c) управление, ориентированное на качество (+)

d) ориентация на индивидуальные навыки и инициативу

Существуют ярко выраженные различия в национальных системах менеджмента разных стран. К основным принципам японского управления теоретики и практики менеджмента относят в числе прочих гарантию занятости, создание обстановки доверительности и управление, ориентированное на качество. Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 60. – (Гриф УМО).

40) Принципы менеджмента делятся на две группы…

b) основные и дополнительные

c) основные и вспомогательные

d) главные и второстепенные

Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же, как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные. Общие принципы характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли народного хозяйства. Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления. Менеджмент: учеб. пособие. / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 12. – (гриф УМО

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9267 — | 7852 — или читать все.

источник

Основы теории менеджмента

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Основные теории и школы менеджмента

Теории менеджмента — это те или иные принципы управления, ко­торые считаются основополагающими. Эти теории, как правило, ха­рактеризуют представление управляющих об отношении работников к труду и на этом основании являют собой философию организацион­ного управления. Они необходимы для прогноза и контроля над чело­веческим поведением на рабочем месте.

Теории или модели менеджмента могут образовывать целые школы и течения, включающие в себя достижения науки и практики управ­ления нескольких авторов (ученых или практиков), труды которых обладают некоторой общностью воззрения, устремлений. С позиций современного представления о развитии теории управления в истории менеджмента выделяют три школы: классическую, поведенческую и на­уки управления. Существуют и другие подходы к классификации школ управления.

1. Классическая школа. Именно Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления» традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Но, конечно, понимание, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей» не возникло по мановению волшебной палочки в один момент. Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов века нынешнего. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.

Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности связанные с его происхождением, национальностью» проявив личную компетентность. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку в XIX веке, создав тем самым огромный рынок рабочей силы, состоящий на трудолюбивых людей. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех, желающих получить его. Образование способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.

Трансконтинентальные железнодорожные линии, строительство которых было завершено в конце XIX века, превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. Интересно, что в то время практически не существовало государственного регулирования в бизнесе. Невмешательство позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своею бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей, крупных предприятий, настолько крупных, что они требовали формализованных способов управления.

Читайте также:  Установка инсталляции унитаза vidima

Появление и оформление управления, как области научных исследований, частично было ответом на потребности большою бизнеса, а частично — попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично достижением небольшой группы любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы. Основоположником ее считают Фредерика Тейлора (1856—1915), прежде всего потому, что он является осново­положником научной организации труда. Тейлором заложены основы научного управления, управленческого рационализма. Он концентри­ровал свое внимание на трудовых процессах, выполняемых рабочими, и эффективности производства.

Идеалом Тейлора являлась организация, спроектированная и рабо­тающая, как часы. Главный итог достижений теории и практики его работ — создание рациональных приемов, позволяющих работнику работать в течение дня не утомляясь.

Современником и в значительной мере единомышленником Ф. Тей­лора был Г. Эмерсон. Теоретиками и практиками классической школы являются Ф. и Ю. Гилберты, М. Вебер, Г. Форд, А. Файоль и др.

3.Школа административного управления А. Файоля американцы называют отцом менеджмента. А. Файоль выделял 14 принципов управления:
1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которых должны быть направлены внимание и усилие.
2.Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, — там возникает ответственность.
3.Дисциплина — предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предполагает также справедливо применяемые санкции.
4.Единоначалие — Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5.Единство направления — Каждая группа, действующая в рамках одной цепи, должна быть объединена единым планом и иметь одного начальника.
6.Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
7.Вознаграждение персонала — Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8.Централизация. Будет варьироваться в зависимости от конкретных условий.
9. Скалярная цепь. Это ряд руководителей организации, от занимающего самый высокий пост до менеджеров низового звена. Отказ от такой иерархии без необходимости будет ошибкой, но еще большей ошибкой будет ее поддержка в случае, если это явно вредит организации

10.Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
11.Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный менеджер, работающий в компании долго, лучше, чем выдающийся управленец, не дорожащий своим местом.

13.Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14.Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Работая строи­тельным подрядчиком, Ф. Гилберт установил, что каменщик при вы­полнении кирпичной кладки в течение рабочего дня делает в среднем 30 движений. Ему удалось сократить число движений рабочего до пяти и увеличить выработку до 350 штук в час при существующей в то время норме 120 штук.

Неоклассические школы. Основной вклад неоклассической школы: применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности; применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации с учётом наиболее полного использования потенциала работников.
Школа «Человеческих отношений» (1930 – 1950) и Школа поведенческих наук (1950 – по настоящее время).
В основе – достижения психологии и социологии (науки о человеческом поведении). В процессе управления предлагалось сосредоточить внимание на работнике, а не на его задании (то есть повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов). Учёные бихевиористы (от англ. слова behaviour – поведение) – разработали теории мотивации. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллетт и Элтона Мэйо. В своих научных трудах они впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая зарплата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчинённых со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности.

При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношения между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.
Авторов данного научного направления (К. Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению учёных, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности организации.

3. Школа «человеческих отношений»

Школа «человеческих отношений» явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как «социальную систему». Основоположник этой школы Э. Мейо (1880–1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые влияют на результаты деятельности. По определению одного из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисбергера, неформальная организация представляет собой действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также сложную сеть социальных связей, типов членства и центров. У. Френч и Ч. Белл, например, сравнивают организацию с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней – формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации.

Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.

В рамках школы «человеческих отношений» сформирован целый ряд теорий. Среди них можно выделить, прежде всего, «Теорию Х» и «Теорию У» Д. Макрегора (1906–1964). Автор этой теории в книге «Человеческая сторона предприятия» выдвинул в 1960 г. два следующих положения, характеризирующих представление управляющих об отношении работников к труду. Одна из них – «Теория Х». Средний индивидуум туповат, ленив, стремится при первой возможности избежать труда, поэтому необходимо постоянно понукать, угрожать наказанием, чтобы он работал напряженно для достижения целей фирмы. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолюбив, и более всего беспокоится о своей собственной безопасности. «Теория У» освещает производственный процесс несколько иначе. Затраты физических и умственных усилий человека в процессе труда столь же естественны, как в играх, на отдыхе. Средний индивидуум при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней.

Особый интерес представляет теория мотивационной гигиены Ф. Герцберга, изложенная в его книге «Труд и сущность человека» (1960 г.). В ее основе лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека. Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу, автора книги «Мотивация и личность» (1954). Он предложил классификацию целей индивидуума и ранжирование их по степени важности. Им выделены пять видов потребностей: физиологическая потребность, потребность в безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении к себе, в самоуважении.

Читайте также:  Установка врезной мойки крепежи

Один из первых представителей отечественной управленческой науки, который примыкал к школе человеческих отношений, – . Он полагал, что управление состоит в целесообразном сочетании людских воль. Руководитель, по его мнению, прежде всего социальный техник или инженер – в зависимости от его положения в организационной системе – строитель человеческих отношений. Суть управления заключается в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах, т. наз. «духа улья».

Первым, кто соединил классическое и бихевиоральное направления менеджмента в единую науку, был П. Дракер. Он является родоначальником широко известной школы рационального менеджмента. Согласно определению Дракера, менеджмент увязывает между собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального направления. Вместе с тем каждая из сторон рассматривает треугольник со своих позиций. Заслуга Дракера состоит в том, что он органически объединил эти подходы.

Теоретики школы человеческих отношений считали, что, когда менеджеры проявляют о своих работниках большую заботу, уровень удовлетворения последних возрастает, а это способствует производительности их труда. В связи с этим исследователи рекомендовали использовать такие методы, как более эффективный контроль, консультации работников и предоставление им больших возможностей для общения на работе.

4. Школа науки управления (количественный подход)

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган [9].

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877) .

Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.

Ряд крупных специалистов, таких как , , внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит , известному своими работами по теории вероятности и математической статистике..

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Таким образом, отличительной чертой школы науки управления является замена вербального и описательного анализа четкими моделями, символами и количественными показателями. Сильнейшим толчком к использованию количественных методов в менеджменте стало появление компьютерной техники. Она позволила исследователям создавать все более сложные математические модели, максимально приближенные к реальности.

Таблица – Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений

Научные направления и ключевые концепции

Основные идеи используемые в современном менеджменте

1. Научное управление и классическая (административная) школа.

Появилась в 20-е годы. Представители: Ф. Тейлор, супруги Гилбреты, Эмерсон, Ганн, А. Файоль, М. Вебер.

1. Научная организация труда.

2. Рационализация трудовых опера-ций.

3. Разделение труда и управления.

4. Процессный подход к управлению.

2. Анализ способов выполнения работ.

3. Управление – это серия непрерывных взаимосвязанных действий (планирование, организация, контроль и т. д.)

2. Школа человеческих отношений (30-е годы) и поведенческих наук (50-е годы). Представители: Э. Мэйо, Д. МакГрегор, Р. Блейк.

1. Коллектив – это особая социальная группа.

2. Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника.

1. Использование факторов коммуникаций, групповой динамики, мотивации лидерства.

2. Отношения к членам организации, как к активным человеческим ресурсам.

3. Теория принятия решений и количественный подход (50 — 60-е). Представители: .

1. Разделение процесса разработки решений на стадии, а стадии на серии шагов.

2. Применение методов коли-чественных измерений.

1. Субъективный подход к оценке рациональности решений.

2. Использование количественных моделей, методов и критериев при принятии управленческих решений.

4. Системный (50-е годы) и ситуационный (60-е годы) подходы.

1. Взаимодействие всех частей организации.

2. Учет воздействия факторов окружающей среды.

3. Анализ ситуационных переменных.

1. Рассмотрение организации, как целостной системы.

2. Анализ внешней среды – ключевая задача управления организацией.

3. Принятие решений с учетом сложившейся ситуацией.

5. Теории стратегии (70-е годы), инновационный и лидерский подход (80 – 90-е годы). Представители: Т. Питерс, Р. Уотермен, И. Ансофф, П. Друкер.

1. Взаимодействие организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации.

2.Инновационность, как основа конкурентноспособности.

3. Лидерство вместо менеджеризма.

1. Разработка стратегии, как фактор конкурентноспособности и экономической устойчивости организации.

2. Инновации и изменения в организации.

3. Радикальное изменение отношений между персоналом и руководителем.

Важнейшим вкладом школы научной организации управления стало систематическое использование материальных стимулов с целью мотивации работников к повышению производительности труда. Кроме того, исследователи учитывали необходимость перерывов для отдыха и неизбежных задержек в рабочем процессе, благодаря чему время, выделяемое на выполнение заданий, было более реалистичным. Ключевой для данной школы была идея, что люди, которые эффективнее трудятся, должны больше получать [8].

Весомым вкладом этой школы стала также идея отделения управленческих функций от фактического выполнения работы. По сути, именно Тейлор и его современники указали на то, что менеджмент является отдельной сферой деятельности и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого.

Вклад школы административного управления. Файоль сделал огромный вклад в теорию менеджмента – представил менеджмент как универсальный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных функций. Файоль разработал принципы управления организацией, описал функции управления. Также в данной школе рассматривали рациональное управление предприятием «сверху», формулировали систематизированные теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности. Здесь разрабатывались вопросы общего управления и выделяли волевые моменты в постановке и развертыванию производства.

Теоретики школы человеческих отношений считали, что, когда менеджеры проявляют о своих работниках большую заботу, уровень удовлетворения последних возрастает, а это способствует производительности их труда. В связи с этим исследователи рекомендовали использовать такие методы, как более эффективный контроль, консультации работников и предоставление им больших возможностей для общения на работе. У бихевиористской школы была другая цель – помочь работникам осознать свой полный потенциал благодаря применению научных бихевиористских концепций, связанных с созданием организации и управлением ею. Кратко говоря, эта школа стремилась к повышению эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов .

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.

Школа науки управления использует количественные методики, например создание моделей и операционные исследования. Ее цель – облегчить процесс принятия решений и повысить его эффективность. Влияние этой школы сегодня растет, поскольку считается, что ее концепции отлично сочетаются с широко распространенными концептуальными структурами: процессным, системным и ситуативным подходами.

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector