Меню Рубрики

Установка запретов и ограничений

Новые правила национального режима по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках — это запреты, ограничения и специальные условия приобретения товаров, работ и услуг, произведенных в иностранных государствах.

Отражаем информацию о нацрежиме

Ограничения и запреты допуска иностранных товаров и основные правила национального режима закреплены в ст. 14 44-ФЗ. Применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ регулирует правительство. Если не знаете, попадает ли ваш объект закупок под ограничения и запреты, проверьте по коду ОКПД2 или по наименованию продукции (письмо ФАС России № 17/25505/19 от 29.03.2019). Если ошибетесь в кодировке и установите национальный режим к изделиям, которые этого не требуют, антимонопольный орган расценит это как необоснованное применение запретов и ограничение конкуренции.

Если национальный режим для вашего заказа обязателен, включите такие положения:

  • на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим — страны ЕАЭС;
  • правила подтверждения участниками соответствия установленным запретам, ограничениям или условиям допуска и перечень подтвердительных документов;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок (для лекарств — ПП РФ № 1289 от 30.11.2015).

Применяем запрет на допуск

Запреты устанавливаются для любого заказа. Заключение контракта с единственным поставщиком не является исключением. Суть запрета — невозможность поставки ТРУ, изготовленных вне территорий стран Евразийского экономического союза.

Для продукции, на которую установлен запрет и которая включена в перечень по приказу № 126н от 04.06.2018, условия допуска не применяются (пп. «г» п. 2 приказа 126н). Для установления запретов действует вот такой перечень товаров по национальному режиму по 44-ФЗ:

  • программное обеспечение (ПП № 1236 от 16.11.2015);
  • продукция машиностроения (ПП № от 14.07.2014);
  • продукты легкой промышленности и услуги по их прокату (от 11.08.2014);
  • программно-аппаратные комплексы систем хранения данных (ПП № 1746 от 21.12.2019);
  • продукция станкоинструментальной промышленности (ПП № 239 от 07.03.2019);
  • закупки для нужд обороны и безопасности РФ (ПП № 9 от 14.01.2017).

Применяем ограничения

Правила работают следующим образом: ограничения не устанавливаются при заказах иностранного государства для собственных нужд и обеспечения деятельности заказчиков, находящихся на территории этого государства. Не ограничивают допуск, если извещение опубликовано до момента вступления в силу ограничительных норм (это касается и приглашений на участие в заказе).

Ограничения устанавливаются вместе с условиями допуска. Перед размещением закупки проверьте, попадают ли товары, работы, услуги и под ограничения, и под условия допуска. В 44-ФЗ не прописано, в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима. Эти правила и ограничения установлены постановлениями правительства для определенных групп товаров:

  • продукты питания (постановление № 832 от 22.08.2016);
  • лекарственные средства из перечня ЖНВЛП (постановление 1289 от 30.11.2015);
  • медицинские товары (постановление № 102 от 05.02.2015);
  • изделия радиоэлектроники (постановление № 878 от 10.07.2019);
  • спортивные оружие (в том числе и патроны к нему), товары и проч. (постановление № 1119 от 20.09.2019).

Применяем условия допуска по приказу № 126н

Под условиями допуска понимаются особенности продажи иностранной продукции в России. Законодательно применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ регулируется приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018. Этот же норматив определяет, для какой продукции условия допуска являются обязательными.

Ключевое правило при закупках с ограничениями — нельзя включать в один заказ товары, подпадающие под применение национального режима, и продукцию, отсутствующую в перечне из приказа 126н (п. 1, 3 приказа 126н, п. 5 письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019). Если приобретаете товары из перечня, руководствуйтесь следующей инструкцией:

  1. Если для закупаемых продуктов действует двухзначный класс или трехзначный подкласс ОКПД2, то условия допуска необходимо применять ко всем позициям этого подкласса (письмо Минфина № 24-01-08/58632 от 05.08.2019).
  2. Если вы проводите конкурентную закупку (форма не имеет значения), то преимущество предоставляется тем участникам, которые предложили поставить продукцию из стран ЕАЭС. По правилам, национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Заявки таких участников полностью соответствуют требованиям, установленным в документации и извещении (п. 1.1, 4 приказа 126н, п. 1 информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019).
  3. Для подтверждения страны-изготовителя участнику достаточно прописать ее название в заявке (п. 1.6 приказа 126н, п. 4 письма Минфина № 24-01-07/2281).
  4. Если в ходе исполнения контракта потребуется изменить страну происхождения продукции, измените ее на страну из Евразийского экономического союза (п. 1.7 приказа 126н).
  5. Если заявка участника конкурса, запроса котировок или предложений включает предложение о поставке продукции только из стран ЕАЭС, то для анализа такой заявки показатель цены контракта снижается на 15%. Если участника с таким предложением победят в торгах, то контракт необходимо заключить по цене, предложенной победителем, то есть без применения понижающего коэффициента (п. 1.2 приказа 126н).

Случаи, когда по национальному режиму не применяют ограничения и условия допуска, перечислены в п. 2 приказа 126н и в п. 1 письма Минфина России № 24-02-05/26879 от 15.04.2019. Заказчик не применяет условия допуска, если:

  • конкурентная процедура признана несостоявшейся;
  • все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставках товаров, работ или услуг только из стран Евразийского экономического союза;
  • все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставке хотя бы одного изделия не из стран ЕАЭС.
Читайте также:  Установка гидроочистки топлива схем

Ограничения по национальному режиму не применяют, если закупаются товары, на закупку которых установлен запрет (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).

В приказе 126н никак не регламентируются случаи, когда невозможно определить объем поставки. И вместо НМЦК заказчик устанавливает начальную цену единицы товаров, работ или услуг, сумму цен или максимальное значение контрактной цены (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Рекомендуем при заказе продукции из перечня с неопределенным объемом поставки применять положения национального режима на общих основаниях — правила определения итоговой цены использовать и для суммы цен, которую предложил участник.

Пример применения условия допуска — проводим электронный аукцион

Представим, что заказчик проводит электронный аукцион и приобретает продукцию с условиями допуска по национальному режиму. Товары есть в перечне приказа 126н, постановление по нац режиму по 44 ФЗ № 239 от 07.03.2019 подтверждает необходимость установления ограничений.

Участники подали заявки с такими предложениями:

  1. Участник № 1 — 150 000,00 рублей (поставка товара из РФ).
  2. Участник № 2 — 140 000,00 рублей (поставка продукции из Чехии).

Обе заявки соответствуют требованиям закупочной документации. Комиссия определила победителя — это участник № 2. Контракт заключаем по цене 119 000 рублей (140 000,00 – 15%).

При уклонении победителя заказчик вправе заключить контракт с другим участником (участник № 1). Товар, предложенный этим участником, из страны ЕАЭС, поэтому снижать цену на 15% нет необходимости.

источник

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: запреты, ограничения, условия допуска

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В данной статье мы разберем определение «национального режима». Ответим на вопросы: что такое национальный режим, для чего он нужен, каковы его цели и задачи? Рассмотрим области применения этого понятия по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Коснемся нормативно-правовых актов, подготовленных Правительством Российской Федерации, для реализации национального режима. Дадим ответы на вопросы: что такое ОКПД2 и как проверить его на национальный режим? А также многое другое согласно содержанию нашей статьи:

Что такое национальный режим в госзакупках и для чего он нужен?

Национальный режим – это перечень закрепленных на законодательном уровне правил, которые применяются:

— к продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств;

— к работам, услугам, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок.

— на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.

Правила национального режима разработаны для реализации следующих целей:

— Защита основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

— Защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, создание выгодных условий для отечественных товаропроизводителей.

Применение национального режима по 44-ФЗ

Национальный режим действует с 1 января 2012 г.

Три меры для реализации целей национального режима в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств и соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:

Запреты в закупках по 44-ФЗ

Запреты регламентируются Постановлениями Российской Федерации:

1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 . Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, либо работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицами таких государств. Исключением являются товары, указанные в Постановлении и товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Здесь стоит указать, какие государства являются членами ЕАЭС. К ним помимо России относятся: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

2. Запрет на поставку иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ, регламентируется следующим нормативно-правовым актом: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 .

Данным документом установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которые реализуются независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств. Кроме этого в регламенте приводятся случаи исключения для программного обеспечения. Прописаны случаи включения либо отсутствия такого обеспечения в российском либо евразийском реестрах.

3. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072 . В регламенте дается Приложение с перечнем продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящей из иностранных государств, на которые распространяется запрет на допуск (за исключением ЕАЭС).

4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 . Здесь указаны требования, которые распространяются на спецтехнику, грузовую и пассажирскую технику, тракторы, прицепы, полуприцепы и т.д. С полным перечнем машиностроительной продукции, происходящей из иностранных государств можно ознакомиться в Приложении к данному постановлению.

5. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 . Установлен запрет на товары легкой промышленности. К указанным видам товаров и услуг согласно относятся ткани, полотна, ковровые и текстильные изделия, одежда, спецодежда, белье и аксессуары, кожа, чемоданы, обувь, услуги по текстильному прокату и др. Полный перечень приведен в Приложении к данному документу.

Читайте также:  Установки критериальной основы поведения

Структура Постановлений Правительства РФ в отношении запретов по 44-ФЗ

— Применяются для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— Устанавливают запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза);

— Регламентируют случаи неприменения запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза);

— Указывают обязательность подтверждения соответствия продукции, либо наличия (отсутствия) производства товаров на территориях указанных субъектов;

— Приводят перечень товаров (либо их отдельных видов), происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск.

Ограничения в закупках по 44-ФЗ

Нормативно-правовые акты, регламентирующие ограничения и условия допуска:

1. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 . В этом документе предлагается перечень некоторых видов радиоэлектронной продукции, которая производится в иностранных государствах, и в отношении которой применяются ограничения и условия допуска.

2. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 . Ограничения допуска применяются к некоторым видам медицинских изделий и медицинским изделиям одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков, произведенных в иностранных государствах.

3. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 . Ограничения и условия допуска применяются к лекарственным препаратам, включенным в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

4. Постановление от 22 августа 2016 г. № 832 . В документе приведен перечень некоторых пищевых продуктов, в отношении которых применяются ограничения и условия допуска. К ним относятся: рыба, мясо, молоко, масло, сыр, рис, сахар и т.д.

5. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2018 г. № 1119 . В документе установлены ограничения на допуск оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.

Структура Постановлений Правительства РФ в отношении ограничений и условий допуска

— Применяются для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— Приведены случаи отклонения, либо не отклонения заявок участников закупок заказчиком;

— Указаны случаи, при которых ограничения на допуск не применяются;

— Обязательным условием является подтверждение страны происхождения товара;

— Дается перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых применяются ограничения на допуск.

Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

В Приказе Министерства Финансов РФ от 4 июля 2018 г. №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указаны следующие виды закупок, на которые распространяется национальный режим: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

1. Если поставщик подал заявку с товарами из ЕАЭС, и она соответствует требованиям документации и извещению о запросе котировок, то ему предоставляется преимущество в виде 15 % .

Если заявка содержит товары, указанные в Приложении к данному Приказу и происходящие из ЕАЭС, применяется понижающий 15 %-ный коэффициент . Контракт заключается по цене победителя. Это применимо к процедурам конкурса , запроса котировок , запроса предложений .

Пример: Во время проведения конкурса подано две заявки. Участник № 1 предлагает продукцию из перечня, произведенную в Армении (ЕАЭС), а участник № 2 – продукцию из Финляндии. Участник № 1 предложил 1 млн. рублей, а участник № 2 – 900 тысяч рублей. Применив национальный режим, видим, что цена участника № 1 – 1 млн. руб. – 15%=850 тысяч руб., он становится победителем, а сам контракт заключается с таким участником по цене 1 млн. руб.

2. Контракт заключается сниженным на 15 % , если в заявке содержатся товары, указанные в Приложении и страной происхождения хотя бы одного из них является НЕ ЕАЭС. Но также контракт заключается по цене победителя, если в предложении указаны товары из Приложения и страны ЕАЭС. Применимо для аукциона .

В данном регламенте также описываются случаи, при которых заявки отклоняются. Предметом одного контракта не могут быть товары, включенные в перечень и не включенные в него.

Важный момент! Все нормативно-правовые акты, указанные в статье, можно найти на сайте Единой информационной системы (http://zakupki.gov.ru) в разделе “Документы” во вкладке “Национальный режим”. Документы приведены на сайте в соответствии с действующими редакциями.

Как проверить ОКПД2 на национальный режим?

Классификатор ОКПД2 – это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, принятый к обязательному использованию с 1 января 2017 г.

Участник закупок должен проверять ОКПД2 на национальный режим. Мы выяснили, что к Постановлениям Правительства РФ о запретах, ограничениях и условиях допуска прилагаются Приложения с указанием перечня товаров, происходящих из иностранных государств. Поэтому проверить ОКПД2 можно обратившись к Приложению с соответствующими товарами, так как в перечне приведены товары с указанием ОКПД2.

На примере перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции:

На портале Единой информационной системы можно ввести необходимые вам значения, развернув окно расширенного поиска. Нужно оставить «галочку» только для 44-ФЗ, и тогда внизу появится поле «Ограничения и запреты». Затем выбрать строку «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска» (рисунок 1).

Читайте также:  Установка исходников в убунту

Затем откроется окно, куда можно вбить ОКПД2 (система предлагает сделать это, воспользовавшись справочником), а также соответствующее Постановление Правительства РФ из перечня (рисунок 2 и рисунок 3).

Затем примените выбранные параметры и система предложит вам соответствующие закупки с установленными запретами, ограничениями или условиями допуска, в зависимости от вашей настройки (рисунок 4).

Как подтвердить страну происхождения товара?

Сертификат – выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;

Заключение о происхождении – выдается Министерством промышленности;

Декларация – составляется в свободной форме;

Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты ;

Копия специального инвестиционного контракта (СПИК) , согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

Применение национального режима по 223-ФЗ

В настоящее время существует один регламент. Это Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами” .

Целью данного нормативно-правового акта является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.

Согласно документу к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.

Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.

Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.

В каких случаях преимущества предоставляются?

Наличие в документации о закупке следующих сведений:

— Указание участником в заявке страны происхождения продукции (декларирование);

— Включение в документацию регламента об ответственности за указание неверных сведений о стране происхождения товара;

— Прописывание НМЦК каждой единицы товара, работы, услуги;

— Наличие в документации условия о том, что не указание страны происхождения товара не является условием для отклонения заявки. В этом случае заявка будет рассмотрена, как предложение о поставке иностранных товаров;

— Если в заявке указываются товары российского и иностранного происхождения, то для установления соотношения цены, определяется цена каждой единицы товара, как произведение НМЦК единицы товара на коэффициент изменения НМЦК договора. Цена договора определяется по итогам закупки, как результат деления цены договора на НМЦК договора;

— Предоставление документов участниками, подтверждающих его регистрацию;

— Указание страны происхождения товара согласно документации;

— Регламент о заключении контракта с участником закупки, предложившим такие же или лучшие условия выполнения, при условии, что победитель будет признан уклонившимся;

— Невозможность замены страны происхождения товара в ходе работы, кроме случаев, когда вместо иностранных товаров поставляются отечественные. При этом российские товары не должны уступать иностранным.

В каких случаях преимущества не предоставляются?

— Контракт заключен с единственным участником, при признании закупки несостоявшейся;

— Отсутствие в заявке информации о российских товарах, либо выполнении работы российскими лицами;

— Отсутствие в заявке информации об иностранных товарах, либо выполнении работы иностранными лицами;

— Выполняются все условия документации, но при соотношении в заявке товаров, работ, услуг российских и иностранных, российских оказывается менее 50 %;

— При проведении аукциона, либо способом определения победителя путем снижения стоимости на «шаг», при соотношении российских и иностранных позиций в заявке, российских оказывается более 50 %.

В Постановлении Правительства РФ не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.

Выводы и рекомендации

Национальный режим:

— реализован в нормативно-правовых актах, принятых правительством Российской Федерации на законодательном уровне;

— направлен на развитие экономики нашей страны;

— нацелен на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках;

— необходим для государственных и муниципальных нужд.

Рекомендации:

— Изучите Постановления Правительства и Приказ Министерства финансов Российской Федерации, если к вашим товарам, работам, услугам применяется национальный режим;

— Внимательно читайте закупочную документацию, чтобы понять, чего хочет от вас Заказчик;

— Правильно заполняйте заявку на участие в соответствии с извещением о закупке, иначе ваша заявка будет отклонена, или вы не получите преимуществ по контракту;

— Проверяйте ОКПД2 на национальный режим.

Вот и все, что мы хотели Вам рассказать в данной статье. Ставьте лайки, делитесь материалом со своими друзьями и коллегами, задавайте вопросы.

источник