Меню Рубрики

Установки чему будем учиться

Учимся учиться: 5 секретов, которые помогут вам легко усваивать новую информацию

На сайте Coursera.org вышел англоязычный курс Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects («Учимся учиться: мощные инструменты сознания, которые помогут вам освоить сложные предметы»). Автор SM Оля Безделева прошла его и составила конспект с главными идеями. Вот несколько советов, которые помогут вам эффективнее учить что-то новое.

Не слушайте тех, кто ноет, что учиться новым вещам (в том числе и иностранным языкам) легко только в школьном и студенческом возрасте. Человеческий мозг — самый сложноустроенный девайс в известной нам вселенной, и он способен образовывать новые нейронные связи до глубокой старости. Конечно, с годами этот процесс замедляется, но с помощью некоторых уловок и хитростей можно его стимулировать.

1. Переключайтесь на рассеянное мышление (иногда)

Когда мы размышляем над уравнением, пытаемся разобраться в Present Perfect Progressive или в десятый раз перечитываем одну и ту же страницу учебника, мы используем сосредоточенное мышление ( focused mode). Представьте себе поле для игры в пинбол. Шарик, который мы на него бросаем — это мысль, тема, над которой мы сейчас думаем. Чем ближе расположены к друг другу «бамперы», о которые бьется шарик, тем больше у него шансов застрять в одной части поля, так и не попав в другую. Так и с мышлением: пока мы безрезультатно пытаемся решить задачу, концентрируя усилия мозга в одной его части, решение, вероятно, находится в другой. Или сразу в нескольких.

В таком случае полезно прибегать к рассеянному мышлению ( diffuse mode), когда мысль путешествует свободно и позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданного угла. Переключиться на режим рассеянного мышления получается, когда меньше всего этого ждешь: в душе, на прогулке, во время спокойных занятий вроде уборки.

Сальвадор Дали частенько пользовался этим приемом, когда нуждался в заряде креативности. Он брал связку ключей, садился в удобное кресло и просто расслаблялся, витал в облаках. В какой-то момент он засыпал, ключи выскальзывали из руки и падали на пол — этот шум возвращал Дали из состояния приятной полудремы.

Тогда он вспоминал идеи и образы, которые пришли ему в голову во время отдыха, и начинал над ними работать. Поэтому в следующий раз, когда зайдете в тупик, пытаясь что-то запомнить или понять задачу, оставьте это дело и отдохните, а решение придет само.

2. Возьмите прокрастинацию под контроль

Время от времени прокрастинация случается у всех. Ведь если занят чем-то одним, столько занятий и интересных вещей проходят мимо! Когда вы думаете о чем-то, что надо бы сделать или выучить, но не сильно-то и хочется, активируются участки мозга, связанные с болевыми ощущениями. Разумеется, мозг пытается купировать неприятные сигналы, переключая внимание на что-то другое. В результате мы чувствуем себя лучше, но ненадолго. В итоге, как только мы принимаемся за дело, мозг перестает ощущать «дискомфорт».

Еще в конце 80-х годов итальянец Франческо Чирилло изобрел метод помидора (по аналогии с кухонным таймером в виде помидора), который помогает бороться с прокрастинацией здесь и сейчас. Все, что вам понадобится, — это таймер, который нужно установить на 25 минут. В течение этого времени постарайтесь сосредоточенно работать над задачей, ни на что не отвлекаясь.

Как только время истечет, наградите себя: выпейте чаю, поболтайте с другом, полистайте инстаграм (но недолго!) Так мозг привыкнет, что после усердного труда следует заслуженный отдых.

3. Тренируйте мозг, как мышцы в спортзале

Когда мы начинаем ходить в спортзал, то не ожидаем (хотя втайне и надеемся), что уже через неделю накачаем мускулы и будем тягать штангу больше собственного веса. То же самое и с мозгом. Это орган, который любит практику и постоянство. Хотите быстрее читать, больше запоминать и быстрее соображать — нужно не просто тренироваться, но и постепенно увеличивать нагрузку.

Нам служит кратковременная и долговременная память. Если первая — это как плохонькая школьная доска, с которой написанное мелом скоро сотрется, то вторая — надежный склад, где хранятся огромные объемы информации. Чтобы только что выученное или прочитанное «переехало» в долговременную память, нужно время. Все знают, что учить что-то в последний момент — не самая лучшая стратегия. Если мы представим знание, полученное таким образом, в виде кирпичной стены, она вся будет косая и кривая, потому что нейроны просто не успеют организоваться в прочные и стройные связи.

Чтобы «стена знания» была ровной и красивой, начинайте учить заранее и используйте простую технику интервального повторения ( spaced repetition). Допустим, вы выучили что-то в понедельник. Разбейте пройденный материал на несколько дней и повторите в среду, четверг и субботу. Авторы курса советуют сделать табличку с графиком повторений и не переусердствовать. Обязательно оставляйте мозгу день-два на отдых и восстановление.

Читайте также:  Установка подогрева сидений opel corsa

Кстати, на методе интервального повторения строятся целые учебные методики. Например, алгоритм приложения онлайн-школы английского языка Skyeng помогает учить слова эффективно — напоминает вам о нужном слове в тот момент, когда оно готово вылететь из головы.

4. Не зацикливайтесь на том, что уже умеете

Слишком много практики — тоже не лучшая идея. Как только вы достаточное количество раз повторили спряжение глаголов или исторические даты и все это богатство переехало в долговременную память, нужно переходить к новому материалу, повышать градус сложности. Просто представьте на секунду, что вы хотите стать хорошим плотником. Как только вы научились хорошо забивать гвозди, стоит начать осваивать и другие, более продвинутые, инструменты.

Повторять то, что и так отскакивает от зубов, легко, это может привести к возникновению иллюзии компетентности ( illusion of competence). Это когда кажется, что вы все знаете, а на самом деле выучили только легкое. В психологии и когнитивистике описан Einstellung effect — эффект «механизированного мозга». В этом случае старые установки и известные способы решения проблем могут помешать нам решить новые задачи. Мозг зацикливается на том, что уже знает, и просто не видит более простого, творческого и альтернативного решения.

Бороться с этим можно, если чередовать легкое и сложное, играть в логические игры, собирать большие пазлы, изучать иностранные языки и решать математические задачи.

5. Не забывайте о сне, прогулках и спорте

Последний совет — в духе Капитана Очевидности, но ничего полезнее природа пока не придумала. Чтобы продуктивно учиться, запоминать новое, говорить на иностранных языках (подставьте нужное), нужно хорошо спать и заниматься спортом. Пока вы бодрствуете, в мозге накапливаются токсины, от которых он избавляется во время сна. Клетки сжимаются, тем самым увеличивают пространство между ними, и все «плохое» выводится.

Иногда кажется, что поспать лишний час — это непозволительная роскошь и напрасная трата времени. Но полноценный сон — единственная возможность мозга самоочищаться и восстанавливаться. Кроме того, систематический недосып может привести к головным болям, депрессии, инфаркту, диабету и преждевременной смерти. Поэтому даже при самом безумном графике отводите 6-9 часов на сон. Процесс обучения и запоминания пойдет гораздо быстрее, и организм скажет спасибо.

Что касается тренировок, физическая активность — единственный из известных на сегодняшний день способов замедлить старение мозга и стимулировать образование новых нейронных связей. Не обязательно наматывать круги на стадионе или умирать на тренажерах. Достаточно недолгих ежедневных прогулок, походов в бассейн, на каток или танцев.

источник

Как научиться чему-то новому в сознательном возрасте

О том, что мешает взрослым людям получать новые знания и навыки, и о том, как это преодолеть.

Почему взрослым сложнее учиться

Снижение восприимчивости

Не секрет, что детям и подросткам учёба даётся легче, чем взрослым. Всё дело в том, что их мозг более открыт новому опыту и знаниям. Ведь задача молодого организма, заложенная в него природой, как раз и состоит в том, чтобы развиваться и накапливать опыт.

Период в жизни человека, когда он легче всего усваивает информацию и развивает навыки, называется сензитивным. Плохие новости: скорее всего, у вас он уже закончился. Например, речевые способности лучше всего развиваются в возрасте до 6 лет, согласно мнению известного педагога Марии Монтессори.

С течением времени активность мозга снижается How older people learn. , и с этим ничего не поделаешь. Мозговые процессы, связанные с запоминанием больших объёмов информации и концентрацией внимания, не прекращаются, но существенно замедляются.

Хорошие новости: это всё равно не помешает вам получать новые навыки.

Отсутствие мотивации

Существуют не только биологические, но и чисто психологические причины того, что взрослым сложнее взяться за незнакомое дело.

У людей в возрасте существует предрасположенность психологически зацикливаться на прошлом как на некотором идеале, который может являться примером для всех остальных. Часто при этом говорят: «В наше время делали вот так».

К определённому моменту человек достигает уровня знаний, необходимого ему для жизни, получает стабильную работу… и у него просто пропадают причины учиться чему-то новому. Обучение становится опцией — полезной, но не жизненно необходимой.

Противодействие окружения

Нередко палки в колёса нам ставят наши же близкие.

Безусловно, одна из причин отсутствия стимула к обучению в зрелом возрасте — это проявление возрастной дискриминации. Она у нас процветает отчасти потому, что достаточно много людей покорно следуют подобным ложным установкам: «Поздно начинать», «Мы уже никому не нужны», «Разве теперь что-то изменишь?».

Страх всего нового

С возрастом может не только пропасть интерес к саморазвитию, но даже появиться страх перед ним. Дети и подростки не стесняются задавать вопросы и не боятся показаться некомпетентными. Взрослые же привыкли чувствовать себя уверенно в своей профессиональной области. Выходя за её пределы, они нередко чувствуют себя глупо. А это провоцирует желание поскорее вернуться в зону комфорта.

Читайте также:  Установка газового варочного шкафа

Финансовое положение

Большинство возрастного населения в России дискриминировано по уровню среднего заработка и в связи с этим зачастую относится к нижним стратам социальных классов. Это также может являться составляющей нежелания или невозможности развиваться и обучаться в профессиональном плане.

Действительно, как показывают опросы Как россияне борются с кризисом. , россияне, которым из-за кризиса стало недоставать денег, предпочитают экономить, а не искать подработку или проходить курсы переквалификации. Только около 16% опрошенных находят способы увеличить доход, а не сокращают расходы.

Вывод: чем более человек стеснён в средствах, тем меньше у него возможностей научиться чему-то новому, особенно если это не связано напрямую с заработком. Если все силы уходят на то, чтобы прокормиться, некогда думать о том, что вы когда-то мечтали играть на скрипке.

Как перебороть себя

Понять, что не всё так плохо

Хотя взрослые, как правило, учатся медленнее, чем дети, это не значит, что они вообще необучаемы How older people learn. . Постоянное обновление багажа знаний само по себе помогает держать мозг в тонусе. Чем активнее человек учится, тем легче это ему даётся.

У взрослых в этом плане даже есть некоторое преимущество перед детьми: им помогают накопленный жизненный опыт, знания и словарный запас, что особенно важно, например, в изучении языков. Кроме того, в сознательном возрасте мы учимся чему-то, потому что осознаём важность этого, а не из страха получить двойку. А это добавляет мотивации.

Понять, зачем это нужно

Прежде чем приняться за освоение нового навыка, нужно ответить себе на вопрос: «А собственно, зачем?» Если веской причины вы не придумаете, будет большой соблазн бросить всё на полпути. Вот только некоторые из возможных ответов:

  • Я стану более продуктивным на работе.
  • Это позволит мне получать больше удовольствия от отдыха.
  • Это сэкономит мне время и силы.
  • Это даст мне возможность найти подработку в случае кризиса.
  • Это улучшит мои карьерные перспективы.

Начать

Это может прозвучать банально, но, чтобы начать учиться чему-то новому, нужно просто на это решиться. Если предчувствуете, что будете лениться, лучше не выбирать самостоятельный способ обучения, а записаться на курсы, к личному тренеру или репетитору. Наличие дедлайнов и обязательства перед конкретным человеком добавят вам самодисциплины.

Надо менять собственные установки. Мало ли кто и что говорит! Вам надо, вам интересно — беритесь за дело! При таком настрое всё получится. Сейчас, к счастью, существует огромное количество учебных заведений, в которых могут получать дополнительное образование люди любого возраста (как и любых физических возможностей). Когда расширяешь рамки своего мира, появляется большой стимул жить и быть полезным, улучшается качество жизни.

источник

Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования

Часть 1. «Очевидные» советы


Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться, и следить за режимом дня.

Все это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учебе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО)?

Попробуем разобраться со всем ниже.

Тайминг: как грамотно распорядиться временем

В течение дня


В своей новой книге When: The Scientific Secrets of Perfect Timing писатель Дэниел Пинк (Daniel Pink) приводит множество советов по управлению временем с точки зрения биологии, психологии и даже экономики. Среди них есть несколько вполне конкретных рекомендаций, которые могут помочь в учебе. В частности, Пинк советует при планировании нагрузки учитывать циркадные ритмы.

Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на настроение и концентрацию, которые циклически изменяются в течение дня. В среднем, через семь часов после пробуждения концентрация и настроение достигают низшей отметки, после чего снова начинают возрастать (поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать выполнение важных дел и приступать к ним в первые часы после пробуждения). Именно с нашими циркадными ритмами, в частности, связывают тот факт, что вероятность возникновения ошибок на работе (например, в медицинских учреждениях) повышается в период с 14 до 16 часов.

Конечно, студентам необязательно каждый день вставать рано, причем в одно и то же время, однако понимание своего хронотипа и циркадных ритмов можно использовать на благо учебе. Например, наиболее сложные задачи (вроде подготовки к экзаменам или к семинару) планировать на первые два-три часа после пробуждения — понимая, что в последующие часы концентрация будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это «малопродуктивное» время, расскажем чуть ниже).

Читайте также:  Установка прицепного устройства на киа рио

Перед дедлайном


Разумеется, наиболее остро нехватка времени ощущается накануне экзаменов. Кстати, «тянуть до последнего» — это не просто привычка нерадивых студентов, на самом деле такое поведение характерно для большинства из нас. Один из примеров, которые Пинк приводит в своей книге — исследование ученых из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что большинство из групп испытуемых во время экспериментов не делают ничего (или практически ничего) минимум первую половину времени до дедлайна, и только потом приступают к работе.

Чтобы избежать эффекта «горящего поезда», ученые советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «движения по цепи»: каждый день, в течение которого вы тратили время на подготовку к экзамену (выполнение лабораторной, написание курсовой), отмечайте каким-нибудь символом. Цепочка таких символов в календаре станет дополнительным мотиватором к тому, чтобы не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и авральной работы. Конечно же, календарь не усадит вас за конспекты и не отключит соцсети, но послужит «раздражителем» и напоминанием — иногда и это может оказаться весьма кстати.

Нужно больше воды

Еще один довольно распространенный совет заключается в том, чтобы не злоупотреблять кофеином, но при этом пить достаточно воды. У этой рекомендации есть вполне обоснованное научное подтверждение — исследования в этой области проводятся довольно давно. Так, например, в ходе одного из экспериментов (научная публикация по его результатам вышла еще в 1988 году) было показано, что даже незначительное обезвоживание (в 1-2%) может вызвать падение когнитивных способностей. В исследовании, в частности, отмечено ухудшение краткосрочной памяти и способности решать арифметические задачи.

А авторы более поздней публикации в журнале European Journal of Clinical Nutrition заявляют, что «обезвоживание является предпосылкой ослабления когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не терять фокус во время учебы, следите за своим самочувствием и не терпите жажду — особенно, если помимо занятий вы активно тренируетесь.


Фото Университета ИТМО

Учимся во сне

Еще один совет из области очевидного— о том, что здоровый и продолжительный сон положительно влияет на наше умственные способности — известен всем. Американские исследователи пошли дальше — и в ходе экспериментов выявили еще одну важную особенность, связанную с тем, как работает мозг во время сна.

Они показали, что испытуемые лучше запоминают пары несвязанных между собой слов, если заучивали их не утром, а перед сном. В этой связи ученые делают вывод о том, что сон стабилизирует наши воспоминания и позволяет закрепить их — еще один довод против бессонной ночи перед экзаменом.

Упражнения для мозга

На первый взгляд связь спорта и хорошей успеваемости неочевидна — в современной культуре «типичный отличник» и физическая активность — это скорее антонимы (вспомните как Шелдон играл в баскетбол). На самом деле физические упражнения — один из факторов, улучшающих когнитивные способности, что также подтверждено рядом научных работ.

Так, например, одно из исследований, посвященных этому вопросу, подтверждает связь между физическими упражнениями и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили связь между регулярными аэробными тренировками, увеличением размеров гиппокампа и (как следствие) улучшением пространственной памяти испытуемых.

Еще одно полезное свойство упражнений — помощь в борьбе со стрессом. В Американской психологической ассоциации, например, отмечают, что один из плюсов регулярных упражнений — усиление взаимосвязей между физиологическими системами (мышечной, сердечно-сосудистой, нервной системой), которые возбуждаются в чрезвычайной ситуации. При тренировках организм «отрабатывает» стандартную реакцию на стресс, в итоге «в боевых условиях» мы оказываемся способны лучше владеть собой, так как за время тренировок организм уже «научился» работать с подобными состояниями.

В 2012 году в журнале Brain Research был опубликован мета-анализ материалов, посвященных связи между физическими упражнениями и работой мозга. Результат, правда, оказался не особенно впечатляющим — по итогам анализа 79 научных материалов ученые отметили, что связь между двумя явлениями (физической нагрузкой и улучшением когнитивных способностей) действительно существует, но является достаточно слабой. Правда, ученые не отрицают, что более значительный эффект возможен и зависит от того, в какие именно результаты когнитивной деятельности фиксирует исследователь в ходе эксперимента.

Тяжелая атлетика или кроссфит, возможно, не лучшие варианты для того, чтобы начать знакомство с миром спорта: если ваша цель — укрепить здоровье и улучшить работу мозга, подойдет даже умеренная физическая активность. Например Всемирная организация здравоохранения советует уделять умеренно-интенсивным физическим нагрузкам порядка 150 минут в неделю — вполне достаточно для того, чтобы помочь мозгу, начать укреплять здоровье и при этом не забросить учебу.

источник

Добавить комментарий