Меню Рубрики

Установки для ребенка во сне

Сон малыша

Вы наверняка задавались вопросом, почему так много спит новорожденный малыш. Просыпаясь на короткое время, чтобы подкрепиться, он может спать в сутки до 20 часов. Его сон при этом является не пассивным, как у нас, взрослых, а довольно активным процессом: малыш может сильно вздрагивать во сне, вскидывать ножки и ручки. Такими движениями он часто сам себя будит и пугает, что служит одной изпричин плохого сна.

Активный (парадоксальный) сон новорожденному нужен для ускоренного развития мозга, программирования наследственных и приобретаемых инстинктов, отвечающих за уникальность будущей личности. Именно для развития мозга и нужен такой длительный сон.

По мере развития мозга (к двум годам он достигает 90 процентов взрослого), доля парадоксального сна уменьшается, сон ребенка становится более спокойным. Подробнее о продолжительности и структуре сна ребенказдесь.

К 1,5 месяцам формируются мозговые структуры, отвечающие за биоритмы, малыш начинает различать день и ночь по уровню освещенности. Родителям следует своим поведением подчеркнуть различия: темно, тихо, спокойно ночью; все наоборот — днем.

К трехмесячному возрасту проснувшийся ночью ребенок способен бодрствовать в одиночестве и не будить маму. Поэтому с первых недель надо стараться развить в нем навык самоуспокоения, а также создать доброжелательные и комфортные условия, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности.

Физиологические причины расстройства сна у детей до 3-ех лет.

«ПОХНЫКИВАНИЕ», ВСХЛИПЫВАНИЕ или плачмалыша во сне считаются врачами нормой, эти звуки они называют «физиологическим ночным плачем».

Физиологический плач выполняет ряд функций:

• В первые месяцы ребенок получает огромное количество информации, котораяперерабатывается во сне. Его сновидения, отражают впечатления и эмоции минувшего дня, что и выражается всхлипыванием, причмокиванием, похныкиванием.

• «Сканирующая» функция плача: малышу важно знать, что он в безопасности, что мама его не покинула, что она рядом. Похныкивая, он подсознательно проверяет, так ли это. Если подтверждения не последовало, он, просыпаясь, плачет по-настоящему.

не стоит немедленно и активно реагировать на любые ночные самовыражения ребенка.Излишняя опека лишает младенца возможности научиться самоуспокаиваться. Ему необходимо привыкнуть кночному одиночеству. В нормальных условиях у 60% годовалых детей вырабатывается устойчивый навык самоуспокоения.

Ночные пробуждения являются естественным элементом сна, они происходят в течение ночи несколько раз по разным причинам (что-то приснилось, вздрагивания во сне) и не всегда требуют активного участия взрослых. Годовалые дети просыпаются за ночь один или два раза и тут же засыпают, если у них выработался навык самоуспокоения. Если родители излишне опекают малыша, эти естественные пробуждения могут перерасти в нарушения сна.

Понаблюдайте за ребенком и запомните, сколько раз и в какое время он просыпается ночью.Совсем маленькие дети просыпаются обычно после засыпания минут через 30. Постарайтесь в этот момент находиться рядом, чтобы с помощью успокаивающих и тихих действий (покачивание, легкое поглаживание, дать потерявшуюся соску, шипящих звуков «тшшш») помочь малышу не проснуться окончательно.

Хорошо иметь коронную фразу для сна и приучать к ней ребенка с первых недель, не используя ее в других ситуациях. Тогда при ночных пробуждениях вам легче будет убаюкать сына или дочку. К примеру: «Спиии мой зайчик маааленький, мамочка рядом, спиии спокойно…» или «Спиии. Мама ряааадом. Спиии, мой хороооший. Все хорошооо…»

Наблюдайте за ребенком и при первых же признаках пробуждения начинайте активно шипеть«тшшш…» и произносить эту фразу. Элизабет Пэнтли, автор книги «Как уложить спать без слёз ребёнка» и мать 4-ых детей, утверждает, что применяя этот метод, вы поможете ребенку научиться спать без пробуждений всю ночь.

Если же ребенок проснулся и плачет, постарайтесь не разбудить его окончательно: не меняйте памперс без крайней необходимости и, тем более, не включайте свет. Успокойте малыша привычным для него способом: соской, бутылочкой, грудью, возьмите на руки, напойте колыбельную или включите спокойную музыку, под которую он любит засыпать. При этомсоблюдайте спокойствие.

Детям постарше (ближе к году) помогают самостоятельно заснуть выработанные сонные ассоциации:

  • присутствие в кроватке любимой игрушки, обняв которую малыш успокоится.
  • Если ваш малыш привык засыпать с соской, положите в кроватку их несколько, чтобы потеряв одну, он мог легко отыскать другую.

ВЗДРАГИВАНИЯ (вскидывания) малыша во сне— это естественный феномен, связанный с изменениями нервной возбудимости при засыпании и во время сна при переходе из одной его стадии. Ребенок, вздрагивая и разбрасывая руки и ноги, сам себя будит и пугает.

У совсем маленьких детей вскидывания проявляются особенно сильно, потому что нервная система еще не имеет сформированных тормозных механизмов, с развитием ребенка выраженность вздрагиваний уменьшается.

Обычно вскидывания ручек и ножек происходят при переходе из легкого сна в более глубокий, после засыпания приблизительно через 20-40 минут.

  • Пеленание.Чтобы ребенок не просыпался от вздрагиваний, педиатры рекомендуют в возрасте до 6-9 месяцев пеленание, оно позволяет удержать руки и ноги от вскидывания. Существуют различные методы пеленания: «свободное», «с ручками», «только ручки», австралийское и так далее.

При любом способе, по мнению ортопедов, ноги НЕ должны быть плотно сведены, это поможет избежать дисплазии тазобедренных суставов. Стоит отметить, что тугое пеленание, при котором ноги ребенка распрямляются и плотно прижимаются друг к другу, считается вредным пережитком прошлого. Беспокойным деткам больше подходит пеленание «с ручками», что дает им возможность лучше высыпаться.

  • После засыпания ребенка, побудьте с ним рядом, придержите его ручки своими руками крепко, но в то же время мягко. Минут через 20 вы сможете почувствовать вскидывание. Пошипите в этот момент «тшшш», помогите малышу переключиться между циклами сна, не просыпаясь.

С первого раза может и не получиться, но пройдет немного времени, и ваше чадо научится самостоятельно переходить из легкого сна в глубокий. Его сон станет стабильным и порадует вас своей продолжительностью.

Поведенческие нарушения детского сна.

Появляются если в период, связанный со сном, поведение родителей и ребенка неправильно организовано. К ним относятся:

  • Неправильные ассоциации засыпания.
  • Нарушения установок сна.
  • Нарушения пищевого поведения.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ засыпания(условия при которых младенец комфортно себя чувствует, успокаивается и засыпает).

Ребенок в течение ночи просыпается часто, плачет, а успокаивается только после того, как его возьмут на руки или покачают.

Ребенок не умеет засыпать самостоятельно, в одиночестве. Обязательное условие — присутствие взрослого во время засыпания, которое может растягиваться на несколько часов.

С первых недель жизни старайтесь обеспечить малышу такие условия для сна, которые впоследствии дадут возможность не только ему, но и вам отдыхать и высыпаться. Если малыш привыкнет засыпать у вас на руках, в вашей постели, во время укачивания, кормления грудью, то и в дальнейшем он будет «отстаивать» свои права на такие условия для сна, потому что к другим не приучен.

Следует отметить, что если родители подходят и успокаивают свое чадо во время ночных пробуждений, то его сон качественно и количественно не страдает. В этом случае страдают родители, которым можно только посочувствовать: их ночи превращаются в кошмар, могущий продлиться до 3-х летнего возраста ребенка.

Формируем «правильные» ассоциации засыпания:

Сонный ритуал.Соблюдение перед сном постоянного порядка действий: купания, кормления, колыбельная песняна ночь (книжка у деток постарше), оставление ребенка одного. Сейчас в распоряжении родителей есть радио- и видеоняни, позволяющие в режиме реального времени наблюдать за ребенком, лишний раз не заходя в его поле зрения. Тем самым, малыш привыкает к пребыванию в одиночестве, развиваются навыки самоуспокоения.

Игрушка или «предметный посредник»— это та вещь, которая всегда находится с ребенком в постели. Она помогает малышу во время ночного пробуждения в одиночестве успокоиться и почувствовать свою связь с родителями, а значит безопасность.

Для самых маленьких можно использовать обычную пеленку, простынку или одеялко, сохраняющие мамин запах (кладите эту вещь во время кормления между собой и ребенком). Детки постарше могут сами выбрать мягкую небольшую игрушку (без пуговиц, веревок, острых и колючих частей).

Приучайте малыша засыпать с минимальным участием родителей и в своей кроватке.Не следует в ночное время бежать к нему по любому поводу, а всем своим поведением подчеркивайте различия между ночным временем и дневным: сведите общение во время подходов к кроватке к минимуму.

Если неверные ассоциации успели закрепиться, но вы решили наладить сон ребенка, будьте настойчивы и последовательны. Исследования показали, что изменения условий сна являются бОльшим стрессом для родителей, чем для ребенка, который в течение недели-двух привыкает к новому режиму. О том, как научить ребенка самостоятельно засыпать рассмотрим подробно в следующих публикациях.

УСТАНОВКИ СНА нарушены.Это расстройство сна характерно для детей после года, они уже умеют вылезать из кровати и высказывать устно свое недовольство. К примеру:

  • малыш не желает укладываться спатьв определенное время, придумывает разные поводы лишь бы не ложиться в постель, может устроить истерику.
  • Будучи в постели, отказывается смириться с навязанным распорядкоми стремится продлить общение с родителями: начинаются просьбы поесть, попить, в туалет, почитать, посидеть рядом.
  • Ночные визиты к родителям в постель.В этом случае нарушается установка сна в своейкроватке. Детям, конечно, уютнее и спокойнее спать рядышком с мамой и папой, их сон не страдает при этом, чего о родителях сказать нельзя.
  • Сочетание неправильных ассоциаций и установок сна: ребенок, привыкший засыпать в постели родителей, просыпаясь ночью в своей кровати, недоволен и стремится к восстановлению «статуса кво» — отправляется к родителям в постель.
Читайте также:  Установки человека закрепленные опытом

Чтобы справиться с таким нарушением сна, необходимо перестроить отношение ребенка к «навязываемому» распорядку. Достичь этого можно с помощьюнеукоснительного соблюдения сонного ритуала.

Годовалый ребенок еще не имеет понимания времени, поэтому ритуал перед сном должен содержать понятные малышу ориентиры, которые будут подсознательно готовить его к расставанию с мамой и папой на всю ночь.

Продумайте распорядок действий, которые будет включать ритуал, и повторяйте его за час-полтора до сна неукоснительно каждый день.

Важно, чтобы у ребенка выработался рефлекс, привычка: если купают, кормят, читают сказку (поют колыбельную), свет приглушили, значит, пришло время спать. Пройдет немного времени, и у малыша все эти действия будут вызывать сонливость, ведь рефлекс, как известно — лучшее снотворное.

Сила ритуала в последовательностиодних и тех же действий. Поэтому, если времени не хватает на каждый полноценный этап, то сократите их длительность (вместо трех книг, прочтите одну), но порядок не нарушайте.

Планируйте дневной сон тоже в одно определенное время, чтобы настроились и заработали внутренние часы в организме ребенка.

Важно! Если малыш зевает, то стоит забыть о купании, кормлении и книгах, быстро укладывайте в постель! Иначе его, переутомившегося, перегулявшего, вам будет трудно уложить спать.

КОРМЛЕНИЕ НОЧЬЮ относится к нарушениям пищевого поведения, когда проснувшийся ребенок не может заснуть без порции пищи или питья. В некоторых случаях количество выпиваемой за ночь жидкости (пищи) может доходить до литра!

Эта проблема обычно развивается под влиянием лени родителей, которые идут по пути наименьшего сопротивления: вместо того, чтобы создать условия ребенку для выработки правильных ассоциаций, научить его засыпать самостоятельно и справляться с одиночеством, они при каждом ночном пробуждении или плаче предлагают ему бутылочку с пищей или грудь.

Такая излишняя опека очень быстро становится для ребенка непременным атрибутом и ассоциацией хорошего засыпания. Не удивляет тот факт, что такие дети могут двух-трех лет просыпаться ночью и требовать поесть.

Медиками установлено, что в возрасте после 6-ти месяцев желудок малыша способен вместить достаточное количество пищи, а значит, он может обойтись без ночного питания.

Если проблемы с набором веса отсутствуют, то от ночных кормлений стоит отказаться еще и по ряду причин:

  • У ребенка может развиться кариес;
  • Питание в горизонтальном положении создает риск попадания молока во внутреннее ухо (через евстахиеву трубу) из носоглотки, что чревато воспалением;
  • Кормление ночью нарушает гормональные процессы в организме: нормой является отдых пищеварительной системы в ночное время.
  • сделайте временной промежуток между кормлением перед сном и самим сном не меньше 30 минут.
  • Не кормите ребенка в постели.
  • Если ребенок может сидеть, то используйте чашку или поильник вместо бутылочки.
  • Приучив малыша к вечернему приему пищи в новых условиях, приступайте к постепенному уменьшению ночных порций питания. Далее бутылочку можно «потерять».

В этой статье, дорогие друзья, мы с вами рассмотрели так называемые первичные причины плохого детского сна: естественные, а также те, которые возникают из-за неправильного режима сна по неопытности родителей.

Надеюсь, рекомендации сомнологов, педиатров, многодетных родителей, приведенные в статье, помогут ответить на вопрос:«Почему малыш спит плохо, что делать?»

__________________
Источник:«Почему не спит малыш»(рекомендации врача-сомнолога Полуэктова Михаила), Элизабет Пэнтли «Как уложить ребёнка спать без слёз».

источник

45 ритуалов на сон или секреты засыпания для ребёнка

Что такое ритуалы перед сном и для чего они нужны?

Это повторяющиеся каждый день простые процедуры, которые дают ребёнку понять, что пора спать. Они помогают настроиться на спокойный лад и способствуют самостоятельному засыпанию.

1. Ритуал не должен быть слишком длинным (не надо использовать сразу все из представленных ниже), но и не должен быть слишком коротким. Длинный может превратиться в игру, короткий не дать должного эффекта. 10-15 минут на ритуал — идеально.

2. Старайтесь не допускать повторений ритуала. Нужно ввести правило, к примеру, что вы читаете только одну сказку, поёте только одну песню и т.д.

3. Действия изо дня в день должны быть одинаковыми.

Цель ритуала — дать понять ребёнку, что после конкретных действий будет сон!

Ниже примеры ритуалов, вы можете придумать свои.

1. Купаемся, можно с использованием эфирных масел с успокаивающим эффектом.

2. Чистим зубы и умываемся.

3. Игры с водой настраивают на спокойный лад. Можно наливать воду в мисочки из маленькой лейки, бросать в воду игрушки и потом вылавливать их оттуда чашкой, ситом и т.д.

4. Делаем легкий расслабляющий массаж.

5. Игровой массаж. Что-то вроде «рельсы-рельсы шпалы-шпалы. «

6. Гладим по грудке или по животику. При этом можно что-то монотонно рассказывать.

7. Смотрим в окно: можно смотреть на звезды, можно сказать «пока-пока» кошечкам и собачкам и т.п.

10. После прочтения, если малыш ещё не уснул, можно обсудить сказку, позадавать вопросы, особенно если сказка терапевтическая. Такие сказки помогают справляться с трудностями, бороться со страхами. У меня в блоге вы можете найти такие сказки по тегу #svp_сказки

11. Рассказываем сонный стишок, что-то вроде такого 👇 хотя можно и самим сочинить 😉

Сладко дремлют на подушке.

12. Сочиняем свою сказку, можно привлечь для этого ребёнка, чтобы каждый раз он добавлял что-то своё в сказку, её можно сделать «многосерийной».

13. Рассказываем истории из своего детства. Мне бабушка такие истории рассказывала, без них не засыпала.

14. Рассматриваем книжки с картинками. Будет здорово, если герои книжки будут готовиться ко сну или спать.

16. Слушаем успокаивающую музыку.

18. Потешки и пальчиковая гимнастика. Например:

Этот пальчик – хочет спать,

Этот пальчик – лег в кровать,

Этот пальчик – чуть вздремнул,

Этот пальчик – крепко спит.

19. Одеваем пижамку. Самые красивые и уютные здесь 👉 https://instagram.com/spim_v_pijame

20. Укладываем спать игрушку, можно с собой под бочок.

21. Приглушаем свет в доме.

23. Включаем проектор на потолок, звёздное небо обычно пользуется популярностью.

24. Рассказываем 5 хороших вещей, которые произошли за день.

25. Строим планы на следующий день.

26. Делаем расслабляющее дыхательное упражнение.

27. Можно использовать ролевые игры. Пусть после игры зайчик, мишка или кукла скажут ребёнку, что пора ложиться спать.

28. Считаем, как засыпают звёздочки, лампочки, овечки. Я говорю сыну «Смотри, все лампочки спят. Одна лампочка совсем устала и хочет спать, две лампочки засыпают. 10 лампочек спят и Артёмке спать велят»

29. Загадываем сон. Из разряда «Я хочу, чтобы мне приснилось, что я космонавт. «

30. Обнимаемся и целуемся с папой и мамой перед сном.

31. Можно установить будильник за 5 минут до укладывания, чтобы команда «пора спать» исходила не только от мамы, но и от внешнего источника. Малыш будет знать, что с этого момента он начинает готовиться ко сну.

32. Пьём на ночь воду/молоко/успокаивающий чай.

33. Можно пить чай перед сном из кружки с изображением спящего зайчика, к примеру. Сейчас делают очень красивые кружки из полимерной глины. Но пить из такой чашки нужно будет только перед сном, чтобы была ассоциация на сон.

34. Убираем игрушки, книжки на свои места.

35. Если малыш боится засыпать один, можно «строить специальные ловушки» для страхов и ставить их перед входом в комнату.

38. Многие дети любят посекретничать перед сном с мамой или папой.

39. Говорим, что пора ложиться спать.

41. Секретный поцелуй, который принесёт хороший сон, если быстро заснуть. Можно даже придумать место для хранения этих поцелуев. Под подушкой, в ладошке, за шиворотом.

42. Говорим сонную фразу, к примеру — «а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня».

43. Используем часы, как временное ограничение для других ритуалов. Например, можно показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры. а в конце — «Ну вот, смотри — маленькая стрелка уже дошла до цифры „девять», — и вы убираете книжку.

44. Можно добавить ритуал на пробуждение. Перед сном мы говорим ребёнку, что утром под подушкой его будет ждать сюрприз. Это может быть открытка с добрыми пожеланиями от любимых героев, письма со списком приятных дел на новый день («Сегодня тебя ждёт в гости бабушка.», «Сегодня ты будешь печь с мамой печенье»).

Читайте также:  Установки для самсунга l700

источник

baby_secret_net

baby-secret.net

«Спит как младенец» — фраза, отражающая наши преставления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением детского сна – врачам-сомнологам.

Михаил Полуэктов
Врач-сомнолог, доцент курса сомнологии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, канд. мед. наук

Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии, включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (у маленьких детей доказать наличие сновиденческой активности не представляется возможным). В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается у взрослых она занимает только 20% общего времени сна. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности. А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3 месяцев уже 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает уже 90%. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год и к 1-разовому – к возрасту 2 года.

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей. Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач». Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей. Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна. Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% — в каждой шестой семье малыш плохо спит.

Чаще всего наблюдаются инсомнии — трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи . Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.

Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы.

В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка.

Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают.

Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон. Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания[1]: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз.

К неправильным ассоциациям засыпания относятся : засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д. Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать.

Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста.

Читайте также:  Установка кранов на краю откоса котлована

К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке. Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша? В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом.

Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).

К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает.

Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату.

В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения , связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.

Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник. После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь.

Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.

Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог.

В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей. Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке.

Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

источник