Меню Рубрики

Установки долженствования по эллису

Искажения мышления по Альберту Эллису: двенадцать основных иррациональных идей

Вопросы иррациональности мышления сегодня активно обсуждаются теоретиками и практиками психологической науки. Альберт Эллис — американский психолог и психотерапевт, на основе иррациональных идей, выявленных у клиентов и испытуемых, разработал особый подход, позволяющий изменить поведенческие стратегии путем осмысления эмоций. Эта методика базируется на следующем тезисе: главное не в проявлении личного опыта человека, но в том, как субъективно интерпретируется этот опыт. Одно и то же событие может по-разному восприниматься разными людьми, как в той истории о пессимисте и оптимисте: стакан наполовину полон или наполовину пуст? К примеру, человек остался без работы. Одна из самых частых реакций – переживание по поводу будущего и материального положения, судорожные поиски новой работы. Вторая – мудрое понимание того, что на этом этапе нужно переосмыслить ориентиры, проанализировать этот опыт, собрать силы и выстроить новые цели в перспективе. Мы нередко попадаем в ловушки иррациональных идей и даже не задумываемся об их иррациональности. Альберт Эллис выявил ряд такого рода убеждений, которые иногда называют «ошибочными». В чем их особенности?

Специфика иррациональных убеждений

— Чаще всего это идеи, продуцированные не самим человеком, но «подхваченные» им из социума. Социальные психологи прекрасно знают про эффект «заражения» идеями. Как только происходит ссылка на «всем известное», «само собой разумеющееся», «неоднократно доказанное», человек находится в прямой опасности попадания в зависимость от этих чужих мнений, которые не столь очевидны, какими кажутся, и не вытекают из его личного опыта.

— Эти идеи неосуществимы. Их явная недостижимость может породить невротические реакции, «зацикливание», подавленность, настороженность и т. п.

— Они обладают огромным потенциалом внушения (в том числе и самовнушения). Ими «заражаешься» непроизвольно и незаметно.

— Чаще всего при зрелом размышлении и анализе они оказываются уязвимыми и могут корректироваться, в том числе с помощью психолога.

Какие идеи А. Эллис признал иррациональными?

  1. Важно, чтобы меня все любили и одобряли. Да, желание угодить всем или нравиться всем знакомо нам не понаслышке. Но возможна ли такая всеобщая приязнь? Если признать, что природа человека амбивалентна, у него есть теневые и светлые стороны, и он далеко не всегда нравится себе сам, как же можно требовать от всех без исключения других безоговорочного приятия?

Последствия: зависимость от чужих мнений и оценок, потеря самостоятельности.

Выход из ситуации: установка на объективность, укрепление ощущения самоценности и значимости. Да, хорошо, что меня любят, но, как говорится, я не червонец, чтобы всем нравиться.

  1. Уважать можно только абсолютно компетентного, адекватного и успешного человека.

Мы видим это на каждом шагу: сегодня культура потребления переориентировала нас на внешние признаки статусности. И миллионы людей становятся несчастными в погоне за материальными благами, а добившись их, сожалеют о потерянном времени.

Последствия: снижение самооценки, отсутствие уверенности в себе, установка не на победу, но на избегание неудач, психосоматические проблемы.

Выход из ситуации: работа над принятием себя, осознание собственной априорной ценности, ориентир на процесс развития, избавление от жесткой фиксации на результате.

  1. Есть «плохие» люди, которые заслуживают возмездия.

Последствия: резонерство, лицемерие, непонимание базового принципа свободы воли, проблемы с отстаиванием своих границ и уважением чужих.

Выход из ситуации: признание права на ошибку, в том числе и своего собственного, понимание того, что наказание ведет к ожесточению, но не к исправлению. Позволю себе некоторое отступление.

Помните про страшного маньяка Андрея Чикатило, на счету которого – истязания более 50 жертв? Если прочесть его биографию, то можно понять, откуда истоки его зверств: в голодные 30-е годы его родители убили и съели своего сына, брата Андрея, иначе семья вся погибла бы голодной смертью. Об этом факте они рассказали Андрею, и это оказалось столь травматичным для него, что привело к серьезным отклонениям в психике и поведении. Но даже такое можно понять, если «зреть в корень» ситуации. Важно вовремя остановиться, проанализировать собственные ошибки или искажения, изменить стратегию поведения. Характерно, что уже будучи заключенным, Андрей Чикатило сам попросил о психиатрической помощи.

  1. Это ужасно, когда все идет не по моему плану.

Последствия: подавленность, разочарование, снижение самооценки, неудовлетворенность, эмоциональные нарушения.

Выход из ситуации: не нужно придавать особую важность неприятностям, следует расширять границы восприятия, принимать альтернативные точки зрения (вплоть до намеренного поиска позитивных сторон в любой ситуации). Поможет также здоровое чувство юмора.

  1. Человек не властен над обстоятельствами, «все складывается» независимо от воли человека.

Последствия: пассивность, потеря ответственности за свою жизнь и свои решения, озлобленность, безынициативность.

Выход из ситуации: принять к сведению, что ничто не происходит с нами «случайно» и несправедливо, психологическую природу имеют даже явно вопиющие противоречия нашей жизни. Нужно расширить горизонт восприятия. Изменить ситуацию можно всегда – путем смены установок, убеждений, угла зрения на нее.

  1. Всегда нужно помнить о самом страшном: опасности, пугающих моментах. Никогда нельзя терять бдительность.

Последствия: повышение тревожности, недоверчивость, эффект самоподтверждающихся пророчеств. «Я так и знал», «Я же говорил, не надо было высовываться».

Выход из ситуации: тревога – это провокация негативных событий, потому что именно то, чего человек боится, и происходит: вкладывается слишком большой запас энергии в рисование самых страшных картин в воображении. А подсознание прекрасно воспринимает любую эмоционально заряженную визуализацию, независимо от ее модальности. Боишься? Делай то, чего боишься.

  1. Проще не решать проблемы, а уходить от них.

Последствия: нерешенные проблемы имеют свойство скапливаться, никто не может обмануть себя. Кроме того, избегание неудач влечет за собой новые проблемы, снижает самооценку.

Читайте также:  Установка андроида на нетбук acer aspire one

Выход из ситуации: найти баланс между тем, что необходимо сделать, и тем, что делать вовсе не хочется. Если вы чего-то не хотите, задумайтесь, зачем дана вам эта ситуация, но выполните необходимое. А вдруг это начнет вам доставлять удовольствие? Если нет – исключите эту ситуацию из своей жизни в дальнейшем.

  1. Всегда важно, чтобы был кто-то, на кого можно опереться.

Последствия: да, мы все связаны друг с другом, но это не повод привязываться к кому-то или к чему-то, устанавливать отношения зависимости. Можно потерять свое лицо, стать пассивным, лишиться собственной уникальности и ответственности за жизнь.

Выход из ситуации: отстаивать свою независимость, принимать помощь, но не делать ее единственно возможным решением ситуации. Рисковать стоит, а неудача – это необходимый этап развития личности.

  1. Прошлое определяет настоящее, над влиянием прошлого опыта никто не властен.

Последствия: пассивность, беспомощность, дублирование неэффективных стратегий поведения, снижение самооценки.

Выход из ситуации: понимание того, что у каждого в прошлом были ситуации, побудившие поступать не так, как хотелось бы. Кто мешает расширить арсенал своих стратегий и возможностей? Да, негативный опыт вами наработан. Время осознанно нарабатывать позитивный. И это подвластно каждому из нас. Нужно проанализировать прошлый опыт, выявить неэффективные убеждения, установки и стратегии, которые повлекли неудачу, и сменить их на более результативные.

  1. Близко к сердцу принимать чужие проблемы – признак хорошего и порядочного человека.

Последствия: неискренность, ханжество, тревожность, недоверие к людям.

Выход из ситуации: даже если чужое поведение задевает, это должно восприниматься именно как чужой опыт, не касающийся непосредственно нас, либо нужно постараться помочь другому человеку иначе вести себя и воспринимать ситуацию. Если нас расстраивает поведение других, во многом это благодаря только нашей интерпретации событий, нашей призме восприятия. Если ситуацию или чужое поведение невозможно изменить, нужно изменить отношение к этому.

  1. Важно найти и принять именно правильное решение, иначе будет катастрофа.

Последствия: повышение тревожности, перфекционизм, пассивность, неспособность принять решение, инертность.

Выход из ситуации: признать, что «правильного» и «неправильного» попросту не существует. Объективно оценить ситуацию, прислушаться к внутренним ощущениям и выбрать свой путь, даже если он не найдет поддержки у окружающих. Дать себе право на ошибку – это путь к развитию.

  1. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Последствия: безответственность, импульсивность, неспособность к эмпатии, пассивность.

Выход из ситуации: развивать эмоциональный интеллект, научиться распознавать свои эмоции и регулировать их. Люди тем и отличаются от, скажем, инфузории-туфельки, что способны не только выдавать реакцию, но и осмысливать ее. А осмысление – прямой путь к саморегуляции, к снижению интенсивности нежелательных эмоций, повышению общей психологической культуры и формированию умения проживать эмоции без ущерба для себя и других. Эмоция – это всегда побуждение к действию. Важно понять, как вы хотите действовать «в идеале», а не под сиюминутным импульсивным влиянием.

Литература:
  • 1. Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике.
  • 2. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 88-98.
  • 3. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008.
  • 4. A Brief Biography of Dr. Albert Ellis // http://www.rebt.ws/albertellisbiography.html

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

источник

Иррациональные убеждения.

Избыточно-негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, как казалось бы, а в следствие их негативной интерпретации. Склонность негативно интерпретировать события люди приобретают в детстве или научаются этому в течение жизни. Такие иррациональные убеждения приводит к сильным отрицательным (избыточно-негативным) эмоциям, которые затрагивают глубинную структуру личности. Человек начинает испытывать гнев, чувство вины, повышается уровень тревоги, и как следствие, развиваются депрессии и неврозы.

Также иррациональные убеждения препятствуют решению задач и достижению цели. Возможно непродуктивное поведения (ограничительное поведение, снижение социальной активности, откладывание дел на потом, алкоголизм, злоупотребление лекарствами,. Ипохондрия и уход в болезнь.)

Важно определить какие убеждения (установки) являются рациональными, а какие иррациональными.

Методика диагностики наличия и выраженности иррациональных установок Альберта Эллиса позволяет определить эти иррациональные убеждения.

В.тесте..50..вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы основные и соответствуют 4 группамиррациональных установок мышления, выделенным автором:

«долженствование в отношении себя»,

«долженствование в отношении других»,

Оцените каждое из утверждений, поставив выбранную букву напротив вопроса, соответствующих вашему отношению к утверждению:

Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно.

Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: «Мне не следовало этого делать».

Люди, несомненно, должны жить по законам.

Не существует ничего такого, чего я «не выношу».

Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.

Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны.

В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным.

Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.

Существуют вещи, которые я не могу вынести.

Мое чувство «собственной ценности» не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.

Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.

Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.

Читайте также:  Установка предохранителя на эхолот

Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.

Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.

Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на «хороших» и «плохих».

Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи.

В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.

Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности.

Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.

Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.

Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.

Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого, во что бы то ни стало.

Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.

Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.

Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.

Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.

Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.

В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.

Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.

Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим, — плохой человек.

Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.

Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.

Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.

Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.

От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя), зависит, как я оцениваю самого себя.

Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.

Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.

Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.

Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.

Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в школе или же по своим социальным достижениям.

Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.

Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.

Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.

Иногда (на работе или в школе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.

Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.

Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.

Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.

Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.

Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.

Важно учить детей тому, чтобы они были «хорошими мальчиками» и «хорошими девочками»: прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.

Проставляем за каждый ответ баллы

А — 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 — для них 3 балла

С — 3 балла кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 — для них 1 балл

Обработка результатов методики Эллиса.

Далее, суммируем ответы по каждой шкале:

Должествование в отношении себя 2,7,12,717,22,27,32,37,42,47

Должествование в отношении других 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48

Самооценка и рациональность мышления 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50

Фрустрационная толерантность 4,9,14,49,24,49,34,39,44,49

Интерпретация, расшифровка к тесту Эллиса.

Шкала «катастрофизации» отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.

Показатели шкал «долженствования в отношении себя» и «долженствования в отношении других» указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим.

«Оценочная установка» показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие две шкалы — оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления.

Расшифровка полученных результатов:

Менее 15 баллов — Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам.

От 15 до 22 — Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.

Более — 22 Иррациональные установки отсутствуют.

Дубликаты не найдены

Согласно теории рационально-эмотивной терапии (РЭТ), негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, а вследствие их негативной интерпретации людьми из-за иррациональных убеждений, усвоенных с детства и в течение жизни. Разрабатывая РЭТ, Альберт Эллиса пришёл к выводу, что все иррациональные убеждения можно свести к трём основным. Все остальные являются как бы их подпунктами.

Читайте также:  Установка дефлектора на капот шевроле круз

Эллис сформулировал эти три убеждения следующим образом:

1. «Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество». Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование «Эго»: «я должен добиваться успеха, иначе я – ничтожество».

2. Второе иррациональное убеждение таково: «Вы – люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники – должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете!» Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид.

3. Третье иррациональное убеждение: «Условия, в которых я живу – окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, – должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!» Отсюда низкая устойчивость к фрустрации.

Эллис убеждён, что эти ложные идеи, принимаемые и подкрепленные постоянным самовнушением, могут привести к эмоциональным нарушениям или неврозу, поскольку их невозможно осуществить.

В данной методике 6 шкал, четыре основные шкалы соответствуют основным группам иррациональных установок мышления, выделенным автором: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других» и «оценочная установка».

Шкала «катастрофизация» отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий бал говорит об обратном.

Показатели шкал «долженствование в отношении себя» и «долженствование в отношении других» указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим.

«Оценочная установка» показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие две шкалы – оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т. е. показывает уровень стрессоустойчивости), и общая оценка степени рациональности мышления.

Что-то по результатам теста у меня это все есть. Ну ничего. Сейчас Вероника Крайнова цикл эссе установок публикует, почитаем, поупражняемся.

Сдается мне что если все эти установки убрать мотивации не будет совсем. Будешь счастливый в дзене плыть по течению жизни.

Спасибо большое! на бумажке я бы не почитала точно)

Прошла. Ничуть не удивлена. Ну там и по вопросам все было ясно, в общем.

Для примера цитаты классиков:

Пассажиров было много, пароход — знаменитая «Атлантида» — был похож на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, — и жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам еще в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зеленой водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане; накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана, или играть в шеффльборд и другие игры для нового возбуждения аппетита, а в одиннадцать — подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый; следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом, или сладко задремывая; в пятом часу их, освеженных и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего этого существования, венец его.

1400 символов и 193 слова и одно предложение.

Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально. Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжелыми и бесшумными шагами. Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом, внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая все выше, все тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычанья. Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей под зеленым бумажным, обгоревшим сверху абажуром.

975 символов, 145 слов, 5 предложений.

Куприн у меня не просто читается, а словно вливается, а Бунин — смотришь в книгу — видишь фигу.

источник