Меню Рубрики

Установки и неосознанные мотивы

Виды мотивов, сознательные и бессознательные мотивы

Психологические теории мотивации.

Структура и особенности мотивации.

Понятие мотива и мотивации поведения человека.

Формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив.

МОТИВ – это проявление потребности, побуждение, направляющее деятельность и придающее ей смысл.

ПОТРЕБНОСТЬ – предпосылка деятельности, но сама по себе она не придает деятельности определенную направленность. Реальную направленность деятельности придает мотив.

Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительныйхарактер, а другие – притягательный.

Побудительные мотивы: Притягательные мотивы:

ВИДЫ МОТИВОВ:

Неосознаваемы мотивы: Осознаваемые мотивы:

Установки, влечения Желания, интересы, мечты

инстинкты идеалы, убеждения,

УСТАНОВКА – неосознаваемое человеком состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которого может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка – это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом. Исследовал установки Д.Н.Узнадзе. Он показал процесс формирования фиксированных установок, определяющих поведение человека.

Примеры установок: предвзятость, стандартизированность, стереотипы.

Установки могут быть: — позитивные, негативные.

В структуре установки выделены 3 составляющие (подструктуры):

1) когнитивная – образ того, что готов познать и воспринять человек;

2) эмоционально-оценочная – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

3) поведенческая – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки.

ВЛЕЧЕНИЯопределяются как неопредмеченное побуждение. Влечение _ это недифференцированное, неосознанное или недостаточно осознанное осознание потребности. Влечение является преходящим состоянием: по мере того как оно осознается или находит предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно переходит в желание. Влечение может переходить и в стремления, намерения.

ЖЕЛАНИЯ —переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять. Желания характеризуются отчетливой осознанностью предмета потребности и возможных путей ее удовлетворения. Желания имеют цель и способны осуществляться в соответствии с построенным планом.

ИНТЕРЕС —форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его. Интерес – это желание познакомиться. Потребность – это желание иметь. Потребности и интересы могут не совпадать.

1) По содержанию (что интересует: история, психология, техника и т.д.)

2) По широте: широкие, узкие.

3) По степени устойчивости: длительные, кратковременные.

— нервной деятельности человека;

— зависят от эмоционального состояния человека.

Для характеристики личности имеет значение:

1. Содержание и характер интересов

2. Устойчивость и легкая переключаемость интересов

3. Многогранность интересов.

МЕЧТА —это отсроченное желание. Это образ желаемого, созданный в представлении. Мечта выражает потребность человека в предметах или условиях существования, которые в данной ситуации отсутствуют, но которые могут быть созданы в результате деятельности. Мечта направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.

ИДЕАЛЫ —это образы, которые создаются человеком на основе многих других образов и становятся путеводной звездой в деятельности человека. Идеалы – это образы. которыми руководствуется личность. Идеалы создаются в результате мысленного обобщения всего того, что с точки зрения человека является передовым, лучшим и что определяет перспективу развития личности. В идеале человек ценит то, что ему недостает, Это субъективный образ. Это то, каким человек хотел бы быть. У каждого человека свой идеал (может соответствовать действительности, а может и не соответствовать). Идеалы могут быть положительными или отрицательными. Отрицательные идеалы возникают в результате неправильного понимания смысла жизни. ИДЕАЛ – высший мотив поведения, который определяет личность в будущем, может вызвать как страстнодеятельное, так и пассивное состояние.

УБЕЖДЕНИЯ —осознаваемый и прочувствованный взгляд, выработанный в течении жизни человека, является главным мотивом в поведении человека. Убеждения – осознаваемая потребность личности, побуждающая ее действовать со своими ценностными ориентациями и идеалами. Это глубокая, обоснованная вера человека в принципы, идеалы, правила, которым он следует в жизни.

ЗНАНИЯ + ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЯМ + ВЗГЛЯД + ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ =это и есть УБЕЖДЕНИЕ.

Психологические механизмы развития убеждения:

1. Учитель должен иметь базу знаний, соответствующих формированию определенных убеждений.

2. Должен выявить отношение субъекта к этим знаниям.

4. Задеть эмоции и чувства ученика.

В результате процесса интериоризации знания, личный опыт, эмоциональные впечатления «перерастают» в убеждения.

Уровни развития убеждения:

Читайте также:  Установка линзового компенсатора на газопроводе

Низкий уровень — человек дает оценку (предложить аргументировать эту оценку: если не может выдвинуть убедительные аргументы – значит низкий уровень).

Средний уровень – человек пытается убедить другого в чем-то. При этом предоставляет конкретные аргументы, доказательства. Слово должно соответствовать делу. Надо знать в 1000 раз больше.

Высокий уровень – когда человек намечает позицию и пути борьбы за свои убеждения.

Виды убеждений: нравственные, научные, эстетические, политические.

Убеждения могут быть: ложные и достоверные.

Убеждения формируются в мировоззрение.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов человека на природу, общество, на явления жизни общества и природы. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Мировоззрение – это осознаваемый мотив. Он складывается на протяжении жизни человека и имеет свои особенности:

1. Определяется целостностью (и на природу, и на общество, и на человека).

2. Научность мировоззрения (если взгляды соответствуют реальности).

3. Мировоззрение должно быть убежденностью (должна быть степень осознанности, а для осознания нужны знания).

4. Мировоззрение связано с деятельностью человека, его поведением.

5. Мировоззрение исторически обусловлено.

6. Двойственность мировоззрения проявляется на этапе его формирования.

Мировоззрение включает несколько компонентов:

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 5079 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Какие бывают неосознанные мотивы поведения

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние силы. Это то, почему человек стремится к цели, а цель есть то, к чему он стремится.

Мотивы бывают осознанные и неосознанные. К неосознанным относятся: влечения, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение – недостаточно четкая потребность. Человек не понимает, что он хочет, каковы его цели. Это даже не столько мотив, сколько формирование мотивов поведения. Влечение может угаснуть или стать осознанной потребностью.

Гипнотические внушения могут долго не осознаваться. Они носят искусственный характер, формируются извне, в отличие от установок и фрустраций, которые возникают естественным путем и влияют на поведение человека.

Установка – сформировавшаяся в человеке готовность к неосознанному действию, к положительному или отрицательному реагированию на события, факты, восприятие происходящего под определенным углом зрения. Будучи однажды выработанной, установка остается с человеком на короткое или длительное время. Скорость образования и затухания установок у людей разная. Они появляются на основе прошлого опыта человека или под влиянием других людей.

В одном психологическом эксперименте участников разделили на две разные группы и дали им одинаковые фотографии мужчин. Одной группе сказали, что на фото рецидивист, другой – успешный бизнесмен. Оказалось, что все участники эксперимента были во власти установок и описали одно и то же фото в зависимости от того, что они услышали. Поэтому рекомендуется подумать, если вы хотите высказать свое мнение о другом человеке, а не находитесь ли вы во власти установок.

Установки бывают полезные и бесполезные для человека и общества, они формируются в процессе воспитания и самовоспитания. В раннем детстве ребенку уже внушают, что мужчина не должен плакать, что девочка должна быть примерной. И к тому времени, когда человек взрослеет и начинает себя осознавать, он уже находится во власти множества установок, мнений, предубеждений.

Подразделяются установки на положительные и отрицательные. В разговоре отрицательная установка может быть направлена:

— на личность собеседника (если бы это сказал кто-то другой),

— на суть беседы (так говорить недопустимо),

— на обстоятельства разговора (сейчас не время и не место для подобных обсуждений).

Если вы полагаете, что ваше мнение может быть отвергнуто собеседником, постарайтесь сформулировать мысль так, чтобы она была похожа на установку оппонента.

Фрустрационные состояния – результат фрустраций. Человек по неосознанным причинам может вести себя агрессивно, обвинять всех, чувствовать себя никчемным, виноватым, неполноценным. Фрустрированность может нарастать, если человек сталкивается с ситуациями, когда препятствия к достижению цели непреодолимы:

— нехватка внешних средств или внутренних способностей,

— потери и лишения, которые исправить невозможно,

— конфликты, внешние или внутренние.

Если человек не стремится овладеть приемами эмоционального равновесия, его фрустрированность будет накапливаться.

источник

Научная электронная библиотека

2.2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИИ МОТИВОВ ПОЗНАНИЯ

Под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки, а также отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляют собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений (рисунок 2.1.).

Читайте также:  Установка и удаление программ майкрософт

Рисунок 2.1. Психологические образования, выступающие в качестве мотивов.

Классификация мотивов, действующих в системе обучения, предполагает деление их по видам, уровням, направленности и содержанию (рисунок 2.2.).

Рисунок 2.2. Классификация мотивов обучения.

1. По видам выделяют мотивы:

1) социальные и познавательные (когнитивные),

2) побудительные и смыслообразующие,

4) осознанные и неосознанные,

Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом — во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).

Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости.

Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными.

Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями.

Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах.

Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

2. По уровням:

1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус);

2) узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное

вознаграждение за свой труд);

3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе);

4) широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию,

реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности);

5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний);

3. По направленности и содержанию:

1) социальные (социально-ценностные),

2) познавательные,

3) профессионально-ценностные,

4) эстетические,

5) коммуникационные,

6) статусно-позитивные,

7) традиционно-исторические,

8) утилитарно-практические (меркантильные).

Установлено, что 1) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения; 2) группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаются различным образом в зависимости от возникающих условий. Из этих сочетаний возникает движущая сила учения. Её характер, направленность, величина определяются суммарным действием мотивов.

Различные мотивы имеют неодинаковую силу на протекание и результаты динамического процесса. Например, широкие познавательные мотивы являются более слабыми по сравнению с учебно-познавательными мотивами в узкой области. В конкурентной среде более значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. В этой связи мотивы делятся на побудительные (в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие («переводят» общественно-значимые ценности на личностный уровень — «для меня») мотивы. Широкие общественные мотивы, занимавшие ранее ведущее место, ныне действуют незначительно.

Отечественная педагогическая теория отыскивает новые мотивы всё ещё в старых ценностях. Однако их следует искать в удовлетворении личных интересов. В современном мире мы обречены ориентироваться на вечные ценности, на которые уже давно опирается западная гуманистическая педагогика (И.П. Подласый, 2000).

Собственные результаты исследований уровней преобладания различных мотивом у студентов медицинского колледжа отличаются в зависимости от их курса обучения. При поступлении в ССУЗ у студентов преобладают профессионально-ценностные и познавательные мотивы, а при окончании ССУЗа — утилитарно-практические и статусно-позиционные. Наиболее низким уровнем в обеих группах отличаются традиционно-исторические, эстетические, коммуникативные мотивы (таблица 2.1.).

Индивиды по-разному осознают свои потребности.

1. В зависимости от этого различают эмоциональные и рациональные мотивы.

Читайте также:  Установка подшпульника на brother

2. В психологии различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности. Содержание генерализованных мотивов выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для индивида предмета его потребностей. Инструментальные мотивы обусловлены не только потребностным состоянием личности, но и степенью её подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях. Эти группы мотивов (генерализованные и инструментальные) в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.

источник

Установки и неосознанные мотивы

Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.

1. По происхождению потребности делят на естественные и культурные.

Естественные (органические) потребности — это потребности, обусловленные биологической природой человека. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Органические потребности — потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д.

Культурные (социальные) потребности — это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения. Культурные потребности — это потребности, которые появились в результате социально-исторического развития человека: филогенеза.

Однако следует отметить относительный характер деления потребностей человека на естественные и культурные, органические и социальные. Дело в том, что все естественные потребности человека в процессе исторического развития значительно изменились, преобразовались, очеловечились, а значит, и окультурились. Историческое развитие потребности выражается в том, что меняются предметы и способы их удовлетворения. Например, удовлетворение естественной потребности в защите от экстремальных температур (холода или жары) у животных выражается в наличии шкуры, у человека же удовлетворение этой потребности преобразовалось в необходимость носить одежду, то есть естественная потребность окультурилась.

2. По предмету потребности делятся на материальные и духовные.

Материальные потребности — потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.

Духовные потребности — потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии же личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.

1. По степени осознанности мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми.

Неосознаваемые мотивы — это мотивы, при удовлетворении которых человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности. К неосознаваемым мотивам относятся, прежде всего, влечения и установки.

Влечение — психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность субъекта.

Установка — психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность к определенным действиям, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, то есть подразумевают то или иное действие или отказ от действия.

Осознаваемые мотивы — это мотивы, при удовлетворении которых человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относят желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д. Осознаваемые мотивы входят в направленность личности, которую мы рассмотрим далее.

2. По значимости в деятельности осознаваемые мотивы делятся на мотивы-смыслы и мотивы-стимулы. Деятельность человека носит полимотивированный характер, при этом мотивы выполняют различную роль.

Мотивы-стимулы — мотивы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и поведения человека.

Мотивы-смыслы — мотивы, которые придают всей нашей деятельности личностный смысл.

В деятельности эти мотивы выстраиваются в определенную иерархию. Низшую ступень в ней занимают мотивы-стимулы. Верхнюю ступень — мотивы-смыслы. Есть и другие концепции иерархии мотивов и потребностей, например, концепции А. Маслоу, Д. МакКлеланда и др.

Иерархическое отношение мотивов чаще всего осознается людьми в ситуации конфликта мотивов. В жизни каждого человека нередко сталкиваются разные мотивы, когда требуется сделать нелегкий, но важный выбор: самосохранение или честь; убеждение или благополучие и т.д.

источник