Меню Рубрики

Установки и образцы поведения экономики

Каковы ценности (установки, образцы поведения, культурные символы, кодексы поведения), регулирующие поведение людей в рамках социальных институтов: брака и семьи, экономики, религии, политик?

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, Преследующих совершенно разные цели.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 2. Они объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, поскольку трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих базовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником — как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования — как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином — как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Таблица 2. Признаки главных институтов общества

источник

Экономическое поведение

Экономическое поведение – это присущее человеку взаимодействие с окружающей средой по поводу производства, распределение и потребления благ и услуг. Такое поведение по-разному осуществляется в разных типах экономики. Исторически выделяются три типа экономики и соответственно три типа поведения и защиты интересов граждан и социальных групп.

Первая — либеральная рыночная экономика на базе частной собственности. Во имя частной инициативы ограничивает социальные программы.

Вторая — плановая экономика на базе государственной собственности – экономика социализма. Она обеспечивает минимум социальных гарантий, но сдерживает частную инициативу, предприимчивость.

Третья – социально – ориентированная рыночная экономика на базе плюрализма форм собственности. Она призвана преодолеть крайности либерализма, ограниченность социализма и обеспечить баланс свободы предпринимателя, частной инициативы и удовлетворения рациональных разнообразных потребностей всех членов общества.

В разных экономических системах мы наблюдаем и разное отношение к человеку, различное понимание человеческой природы. Так, в социалистической экономике, как плюс могут быть отмечены результаты плановых целенаправленных усилий десятков миллионов людей, как минус – опора на массовое и систематическое принуждение населения (экономическое, политическое и идейное). Здесь государство, коллектив — все, индивид – ничто. На первом плане общественный интерес, а не личный, тем более частный.

Для каждой экономической системы присущи свои разные социальные типы (качества) личности. Так, основной принцип поведения человека в рыночной системе сформулирован еще классиком английской политэкономии Адамом Смитом: «Преследуя свой частный интерес, ты будешь лучше способствовать общему благу». В основе же огосударствленной экономики лежит неверие в возможности человека. Не сам индивид, а планирующие органы знают потребности общества и личности. Здесь можно воспитать нового человека, преданного идеям бескорыстного служения обществу.

Эти различные представления о нормах и образцах человеческого поведения, о стандартах социальных ролей личности могут быть развернуты в систему оппозиций.

Ценность социальных качеств личности

в рыночной экономике: в плановой социалистической экономике:
1. Приоритет частного интереса 1. Приоритет общественного интереса
2. Индивидуализм 2. Коллективизм
3. Расчет на собственные силы 3. Иждивенчество, патернализм
4. Свобода личности 4. Контроль над личностью
5. Инициатива и предприимчивость 5. Исполнительность
6. Готовность к риску 6. Привычка к социальным гарантиям
7. Ценность богатства как цели 7. Бедность и ограниченность потребностей, как добродетель
8. Равенство возможностей успеха 8. Равенство в конечных результатах (уравнительность)
9. Время – деньги 9. Работа не волк, в лес не убежит
10. Ориентация на максимальные достижения в труде 10. Ориентация на сохранение достигнутого социального статуса

Заметим, что нормы экономического поведения, его стандарты принципиально отличаются в зависимости от типа экономической системы. То, что в одной норма (коммерция), в другой карается (спекуляция).

Экономические процессы и ситуации могут быть сложны или просты в зависимости от того, какие социальные группы и индивиды и как в них участвуют. Люди одновременно похожи, одинаковы и различны, неповторимы. Поэтому при принятии одних экономических решений поведение людей легко и безошибочно прогнозируется, при принятии других необходимо учитывать индивидуальные особенности поведения. Назовем эти индивидуальные особенности:

— стремление к свободе, как личному выбору. Оно противостоит способу хозяйствования, принципам трудовых и распределительных отношений;

— непредрасположенность к страху перед какими-то обстоятельствами и нестремление к ценностям, навязываемым извне.

— действия вопреки нормам своего класса ради общечеловеческих принципов или собственной индивидуальности;

— доступность информации для индивидов или групп, ее интерпретация;

— образование и культура, наличие или отсутствие группового самосознания и сплоченности, характер лидерства в социальной группе;

— восприятие административных команд, исполнительность, отношение к органам власти и управления;

Таким образом, в конкретной ситуации люди действуют объективно одинаково вследствие общечеловеческой природы и субъективно по разному вследствие индивидуальных особенностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11278 — | 7578 — или читать все.

источник

Лекция №9 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Лекция №8 . СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Лекция №7 СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – ВАЖНЕЙШИВЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Раздел III. ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ.

1. Характеристика социального института, институциональные признаки.

2. Процесс институционализации и его особенности.

3. Функции социальных институтов.

4. Развитие социальных институтов.

6. Управление организациями.

С древнейших времен человеческая цивилизация стремится к стабильному прогрессивному развитию. Для этого ей необходимо устойчивость общественных отношений, а они в свою очередь должны быть закреплены в определенных формах. Человечество стремится сделать некоторые из них обязательными для всех членов общества, другие — для отдельных социальных групп. Достигается это созданием жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам определенные правила поведения. Кроме того, устанавливается система санкций для того, чтобы добиться неуклонного их выполнения.

Организованная деятельность индивидов регулируется комплексом ролей, статусов и санкций. Эти комплексы получили название социальных институтов. Данные образования являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Они обеспечивают достижение главных преимуществ социального порядка (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.).

Социальный институт это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребностям общества.

С помощью институциональных норм люди организуются в группы и ассоциации. Организация людей в группы характерна для деловых организаций — предприятий и учреждений. Она основана на достижении общих целей, но осуществляется через индивидуальные.

Организация ассоциаций союзного типа — партий, профсоюзов, любительских объединений и т.п. — осуществляется достижением индивидуальных целей через общие.

В каждый институт входит несколько групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

Например, институт образования реализуется через коллективы школ, колледжей, вузов и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. В то же время его деятельность регулируется и контролируется различными общественными организациями.

Читайте также:  Установка замка на багажник шевроле авео

Социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитым социальным контролем за их исполнением.

Социальные институты различаются по типу задач, которые они решают. Можно выделить следующие виды институтов.

Экономические институты представляют собой наиболее устойчивые социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, подлежащие строгой регламентации. Сюда следует внести все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, денежное обращение, трудовая деятельность и т.д.).

Политические институты связаны с борьбой за власть, её осуществление и распределние. Для этих институтов характерно выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, аpмия, полиция, паpтия.

Институты культуры и социализации включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу создания, укрепления и распространения культуpы, социализации молодого поколения, овладения ими культуpными ценностями общества: семья, образование, наука, художественные учреждения.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Можно выделить следующие общие признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц, звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо и т.п.

Культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в концентрированном виде основные специфические черты данного института, его целостный образ.

Утилитарные культурные черты. Большинство социальных институтов имеют «вещественные» элементы, без которых существование их немыслимо. Это здания, офисы, оборудование и прочее — то, что окружает членов института и оформляет их деятельность.

Установки и образцы поведения. Значительную роль в деятельности института играют принятые в данном институте установки и образцы поведения. Они как бы устанавливают «правила игры» для всех членов института, нарушение которых пресекается санкциями. На базе этих установок и образцов поведения в институте разрабатываются кодексы поведения.

Кодексы поведения (устные и письменные). Люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах: присяга на верность стране, клятва при заключении брака, клятва Гиппократа у медиков. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют нормы поведения в отдельных ролях (студента, преподавателя, декана, профессора и т.д.). Их сущность составляет тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных человечеством в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

Признаки главных институтов общества

Образование Семья Государство Бизнес Религия
1.Установки и образцы поведения
Почтительность Привязанность Послушание Производительность Лояльность
Посещаемость Ответственность Лояльность Экономность Уважение
Любовь к знанию Лояльность Субординация Производство прибыли
2.Символические культурные признаки
Школьная эмблема Обручальное кольцо Флаг Фабричная марка Крест
Школьные песни Брачный ритуал Герб Патентный знак Иконы
Гимн Национальный гимн Печать Святыни
3.Утилитарные культурные черты
Классы Дом Общественные здания Магазин Церковные здания
Стадионы Мебель Бланки и формы Оборудование Литература
4.Кодекс устный и письменный
Правила Семейное право Конституция Банки Вера
Контракты учащихся Семейные запреты и допущения Законы Лицензии Церковные запреты
5.Идеалогия
Академическая свобода Романтическая любовь Демократия Монополии Правосла- вие
Прогрессивное образование Совместимость Государствен ное право Свободная торговля Баптизм
Равенство при обучении Индивидуализм Национализм Право на труд Протестантизм

Идеология. Ее можно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Она включает в себя основополагающие убеждения данного института и разработку тех убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет: а) как люди должны относиться к тому или иному действию, б)почему они должны действовать определенным образом, в) почему они недостаточно активно действуют или бездействуют в некоторых случаях.

Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический строй, тип культуры, образования и т.д. Многообразие социальных институтов, их развитость — это самый верный кpитеpий устойчивости и зрелости общества. По ним можно судить о способности общественной системы удовлетворять разнообразные потребности её членов. Чтобы определить, насколько общество стабильно, достаточно исследовать динамику следующих факторов: во-первых, возникновение новых социальных институтов, во-вторых, совершенствование уже имеющихся.

Сложившиеся социальные институты развиваются и совершенствуются через внутреннею дифференциацию — специализацию связей, функций и учреждений. Особое значение для общества имеют эволюционные изменения институализиpованных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению институтов (потребность в них сохраняется), а кооpдинальным их изменениям.

Таким образом, для того чтобы понять общество, нужно исследовать его социальные институты и изучить их механизмы pегулиpования.

Как появляются в обществе социальные институты ? Каждый человек пытается реализовать свои потребности в кооперации с другими людьми, сообща они ищут способы решения общих проблем. Их совместные действия через саморегуляцию вырабатывают определенные стандарты и образцы поведения. Следовательно, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в нужном направлении для удовлетворения общественной потребности.

Институализация — это процесс замены спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Первый этап характеризуется тем, что возникает потребность, удовлетворение которой требует совместных организованных действий людей. Происходит формирование общих целей.

На втором этапе из стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок, появляются социальные нормы, правила и связанные с ними процедуры.

Следующий этап характеризуется тем, что происходит принятие большинством людей и практическое применение норм и правил Начало четвертого этапа знаменует установление системы санкций для поддержания норм и дифференцированность их применения в различных ситуациях.

Наконец, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Например, в жаркую погоду у источника воды скапливается большое количество жаждущих. Это порождает потребность в определенном порядке получения воды — пришедшие первыми должны получить свое раньше тех, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами и правилами. Дети, женщины и старики пользуются определенными льготами. Далее происходит закрепление в очереди определенных ролей: появляются распорядители, борцы за справедливость, роль последнего в очереди и т.д.

Не все социальные роли внутри института могут быть институциональными. Например в семье «капризный ребенок» или «маменькин сынок» — неинституционализированне роли, а сын или дочь — институционализированые.

В чем же их различие? Институциональные роли более устойчивы, и их исполнение существенно выравнивает индивидуальные различия.

К примеру, поведение детей в семьях одинаково: они любят свих родителей, помогают им в домашних делах, а исключения только подтверждают это правило.

Устойчивость институциализированных связей достигается:

а) особым типом регламентации,

б) четким распределением функций, прав и обязанностей участников взаимодействия,

в) регулярностью и самовозобновляемостью,

г) разделением труда и профессионализацией выполнения функций,

д) специализированными учреждениями, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление и контроль за его деятельностью.

Институализиpованные социальные связи могут быть формальными и неформальными.

формальные социальные институты имеют общий признак — взаимодействие осуществляется на основе формально оговоренных или записанных правил в форме законов, регламентов, договоров, положений.

Например институт семьи имеет многие пpизнаки неформального социального института, а армия как институт четко регламентирована уставом и служебной иерархией.

Институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или считаются побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, неизбежна его дезорганизация. Эти явные, необходимые обществу функции могут быть присвоены другими институтами. Деятельность любого социального института, реализуется следующими функциями:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:

а) консолидация (совмещение усилий);

б) мобилизация (каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей);

в) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить:

а) путем расширения социальных границ института,

В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в социальном институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Характер коммуникативных связей института имеет свою специфику — это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют и другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей мере закрепить своё влияние в обществе через внедрение веры, и часто достигает в этом успеха. Но, независимо от целей церкви, появляются фанатики и начинают гонения на иноверцев, создавая вероятность крупных социальных конфликтов на религиозной почве.

Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом , который писал, что «было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кодиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей». Он делает вывод, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию — оно удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа.

Таким образом, только с помощью изучения латентных функций институтов можно определить истинную картину социальной жизни.

Читайте также:  Установка люверсов подручными средствами

Развитие общества идёт во многом через развитие социальных институтов — чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Социальные институты развиваются в двух направлениях.

Первый путь — возникновение новых социальных институтов. Сегодня молодые государства на территории бывшего СССР вынуждены создавать свои собственные важнейшие институты — армию, финансовую систему, собственную систему высшего образования и т.д. Этот процесс — ответ на требование времени, изменения обстановки, часто непростой и болезненный, но в конечном итоге повышающий динамизм общества, продвигающий его к качественно новому состоянию.

Второй путь — совершенствование уже сложившихся социальных институтов, которое тоже возможно двумя способами: а) дифференциацией и б) перерегуляцией институализированных социальных связей.

Дифференциация, специализация связей, функций, учреждений в сложившихся и действующих социальных институтах имеет большие возможности — в рамках старых институтов рождаются новые, как из старой судебной системы появилась и развилась новая структура — Конституционный суд, внутри финансовой системы появился совершенно новый, нетрадиционный для нашего общества институт — налоговая полиция и т.д.

Подобная дифференциация и специализация являются одним из важнейших признаков эволюционного развития общества. Эволюционный эффект достигается за счёт более конкретного, точного, профессионального исполнения функций, более точной и конкретной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности. Возникновение нового социального института делает обслуживаемую им связь более независимой, самостоятельной и равновесной с другими связями (налоговая полиция занимается только изысканием и востребованием неуплаченных налогов, Конституционный суд оценивает соответствие Конституции принимаемых законов и изданных указов президента и распоряжений правительства, не занимаясь процессами по уголовным делам и т.д.).В результате происходят определённые изменения и во внутренней регламентации этого уже независимого социального института, проявляются статусные изменения и т.д.

Особое значение имеет перерегуляция институализированных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению института (так как потребность в нём сохраняется), а к кардинальным изменениям их регуляции. Одна из сторон (возможно — обе) считает, что вознаграждение не соответствует затратам, которые она несёт. Такое положение сложилось в нашей стране с отношениями собственности — людей не устраивало моральное, материальное, юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью. Раньше они не владели, е распоряжались собственностью, но имели гарантированный минимум уровня жизни, а сегодня определённое количество предприимчивых, энергичных людей хотят владеть, распоряжаться, рисковать своим достоянием и при этом только иметь шанс на зажиточность и независимость, без гарантий. Не все участники социальной связи по поводу собственности были не удовлетворены сложившейся системой регуляции, многих старая система устраивала, поэтому новые формы собственности укореняются с трудом.

Перерегулирование социальных институтов — процесс сложный, сопровождающийся противоборством сил, так как социальные институты — особым образом организованное практическое взаимодействие живых людей. Изменение системы регуляции этих связей всегда сопровождается смятением душ, брожением умов, нарастанием конфликтов. Социальные институты в состоянии перерегуляции уже с трудом справляются со своими функциями, падает ответственность работников учреждений данного социального института, растёт нестабильность, непредсказуемость — такова плата за развитие общества.

Особенно драматичны бывают периоды в истории народов, связанные с переналадкой основных систем социальных институтов общества: экономических, политических и других. В этом случае происходит широкий и глубокий пересмотр основных систем ценностей, принципов регулирования всех сфер жизни общества. По сути дела, выдвигаются новые критерии того, что есть зло, а что — добро, что приемлемо, а что — нет, и противостояние, конфронтация охватывает все сферы жизни общества.

Предметом социологии организаций является изучение закономерностей и проблем построения, развития и функционирования деловых организаций (предприятий, учреждений), объединений политического, религиозного, культурного и других типов.

Применительно к социальным объектам понятие «организация» может применяться в разных значениях.

Во-первых, оно может обозначать искусственное объединение институционального характера, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения какой-либо функции (милиция, армия, семья и т.д.). В данном случае организация выступает как социальный институт.

Во-вторых, как совокупность индивидов, организованных для совместной деятельности и имеющих общие цели и задачи. Здесь организация выступает как социальная группа, имеющая сложные деловые и межличностные отношения, связанная с другим группами определенными отношениями и обязательствами.

В-третьих, как определённая организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. С этой точки зрения организация — это управленческий процесс, связанный с сознательным воздействием на объект (с присутствием организатора и контингента организуемых).

В-четвёртых, как упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимается построение определённой структуры и типа связей, то есть способа соединения частей в целое. Это состояние, при котором все части общности начинают работать как целое, называется взаимосвязанная система.

Существуют два способа организации коллектива индивидов в целостную систему. Первый способ характерен для деловых организаций (предприятий и учреждений). Основан он на достижении общих целей и осуществляется через индивидуальные цели. Второй более свойственен организациям союзного типа (партии, профсоюзы, любительских объединения и т.п.). В этом случае достижение индивидуальных целей осуществляется через общие.

Важным свойством организованности является прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий.

Управление организациями носит целевой характер. При этом цель понимается как планируемый результат. Организация создается для выполнения определенной функции, и эта функция должна быть «переведена» на язык конкретной цели. Выделяют следующие виды целей:

Цели — задания организация получает уже готовыми от более широкой, организованной системы (государства, концерна, главной конторы и т.д.). Они отражают назначение организации как социального инструмента.

Цели — ориетации образуют общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию (получение того или иного вознаграждения, ведущего места на рынках сбыта и т.д.).

Цели — системы. Потребности организаций проявляются через специальный класс целей по обеспечению стабильности, равновесия, целостности, которые необходимы для функционирования как самостоятельной организации. Их можно обозначить как цели системы. К этому виду целей следует отнести и те, которые обеспечивают выживание организаций в меняющихся условиях конкуренции и других внешних изменений.

Цели системы могут противоречить как целям-заданиям, так и целям-ориентациям.

Названные цели являются базовыми, достижение их связано с появлением множества вторичных, производственных целей — повышение качества продукции, улучшение условий труда, укрепление дисциплины и др. Подобное разделение целей проходит через всю организацию и на всех уровнях.

Таким образом, можно сделать выводы о целеобразовании в организациях:

1.Процесс социального целеобразования идет не только«сверху», но и «снизу».

2.Любая организация не имеет какой-либо монопольной цели.

Задача управления организациями — устранение и разрешение противоречий, как внутриорганизационных, так и привносимых извне. Уже эта задача трудновыполнима, но есть еще и сверхзадача — согласование разнородных целей таким образом, чтобы достижение одной цели было средством достижения другой.

Социальная роль целей-заданий состоит в соединение интересов каждого с целями, задаваемыми организациями, а затем с целями общества.

Две основные проблемы присущи формированию целей-заданий. Первая проблема — сохранение цели. Определение целевой цепи предполагает какой-то приоритет конечных целей перед частными. Но конечные цели формулируются более общо, и чем дальше по целевой цепочке, тем менее точно они описываются. Поэтому их нецелесообразно прямо представлять организациям, а надо предварительно расшифровать: организации «не понимают» формулировки, приемлемые на уровне общества. Но именно перевод цели из одного ранга в другой вызывает ее разложение на возрастающее от уровня к уровню число подцелей. Так образуется «дерево целей». Оно особенно уязвимо в своих многочисленных узлах деления. Неоднократное разложение цели на ряды более частных угрожает потерей исходного содержания, произойдёт «рассеивание цели».

В результате «рассеивания» общественной цели возникает другая проблема — правильность восприятия целей-заданий организациями. Вопрос в том, как сформулировать их, в каком предметном образе представить их организациям, чтобы цели-ориентации организации не приобрели бы ограниченность. Если это произойдет, то такие трансформированные цели-задания могут нанести немалый ущерб. (Например, цель народного образования — повышение уровня образованности граждан, общества в целом. Но работа конкретного учебного заведения оценивается в частных показателях: количество выпускников, их успеваемость и т.д. Цели-ориентации работников школы, вуза склоняют их иногда к намеренному снижению фиксируемого в отчётности числа неуспевающих, что ведёт к снижению авторитета знаний. Общая цель как бы отчуждается от себя, дойдя до конкретных своих проявлений. Цели-задания выглядят достигнутыми, общественная же цель оказывается ещё дальше от достижения).

Цель качественного порядка с уровня общества доводится до организации в количественных выражениях как цели-задания.

Однако из этих показателей далеко не всегда можно восстановить по совокупности их общественную роль. Объективно закономерно неполное совпадение двух пар целей: общественных и коллективных, коллективных и личных. Граница между целями неуловима, подвижна. Как мы убедились на примере, многое при реализации организационных целей зависит от понимания целей групповых, коллективных, то есть надиндивидуальных.

Цели-системы связаны с механизмом интеграции организации и комплексом технических средств, в ней имеющихся. Над техникой «надстраиваются» служебные отношения. Целевая направленность этих отношений — поддержание целостности организации через соединение каждого работника с организацией, что даёт возможность организации достичь устойчивости.

Проблемы целей системы можно свести к двум разновидностям организационной патологии.

Во-первых, определенная степень инерционности, которую неизбежно получает организация, достигая устойчивости. Здесь заложен один из источников ее консерватизма, уклонения от изменений, низкой адаптивности, приспособляемости к меняющимся условиям. Поэтому преимущества устойчивой системы оборачиваются особыми затратами на преодоление инерционности системы.

Во-вторых, угроза самоусиления данной цели, превращения ее в самоцель. То есть организация становится самодостаточной и стре-мится законсервировать существующий порядок и иерархию, что приводит к конфликту интересов общества и организации.

Иерархия в управлении. Сегодня иерархия определяется как универсальный принцип построения любых организационных систем — биологических, технических, социальных. Они следуют из характерных для иерархии особенностей социальных отношений — подчинения, зависимости, неравенства. В организации сознательно вводится преимущественное право одного работника принимать решения, как должен действовать другой, причем первый получает также и средства контроля за должностным поведением другого.

С позиций общей теории систем явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей целого по степени общности их функций.

Во-первых, иерархия означает централизацию. Это нейтральное по отношению к интересам участников назначение данного принципа. В этом смысле иерархия представляет собой форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, на общие и частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизаций.

Во-вторых, иерархия проявляется и как человеческое отношение, как односторонняя личная зависимость одного человека от другого: один из работников может воздействовать на положение и поведение другого без того, чтобы этот другой мог так же поступать по отношению к первому. Серьезным следствием этой стороны иерархических отношений является то, что связь по субординации (как и другие отношения) не может регламентироваться полностью. Организация как человеческая общность расслаивается на две основные социальные группы — управляющих и управляемых, и в каждом таком звене почти все статусы двузначны.

В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть подчинение участников организации правилам и указаниям. Специфика этой стороны иерархических отношений состоит в контроле безличных требований организации над волей работника, в приспособлении его индивидуальности к организационным функциям посредством ограничения свободы поведения индивида в организации и предписания ему необходимого поведения. Власть предполагает принуждение и необходимость в санкциях за отклонение от предписанного порядка. Таким образом, власть существует как административно-правовое явление. Позитивное назначение власти — в преодолении известной «колебательности» поведения человека в организации, придании ему деловой определенности.

Читайте также:  Установка безгарпунных натяжных потолков

Формы иерархии. Иерархические отношения в организации складываются отнюдь не только линейно и по вертикали, существуют также формы горизонтальной власти. Элементы таких отношений заложены в организациях между контролирующими, санкционирующими службами (например, бухгалтерия, отдел кадров, охрана) и другими подразделениями.

На производстве возникают также и ситуации «перевернутой пирамиды» — обратной зависимости руководства от исполнения, когда уникальные качества какого-то рядового работника определяют работу других; подобное cлучается и при дефиците рабочей силы.

Разные формы участия в управлении приводят к появлению «пирамиды с меняющейся геометрией», например, при выборности руководителей, коллективных решениях. В некоторых добровольных обществах высшим органом является общее собрание, в других — съезд делегатов.

Вопросы для повторения: 1. Что такое социальный институт и каково его предназначение? 2.Какие виды социальных институтов Вы знаете? 3.По каким признакам можно судить о развитости общества? 4.Дайте характеристику процесса институционализации и его этапам? 5.Как достигается устойчивость институционализированных связей? Каких видов они бывают? 5. Что такое явные функции социального института и какие они бывают? 6. Сравните явные и латентные функции социальных институтов — что у них общего, а что особенного? 7. Как взаимодействуют институты в обществе? 8. Почему развитость социальных институтов является показателем развития общества? 9. Покажите пути развития социальных институтов. 10.Что означает понятие «организация» применительно к социальным объектам? 11.. Как осуществляется управление организациями? 12. Какой положительный эффект даёт принцип иерархичного построения организаций?

Сущность социологического подхода к проблеме.

Типология семейных структур.

Семья является объектом исследования ряда наук. Ее изучают историки и философы, психологи и демографы, этнографы и антропологи. В чем же особенность подхода социологов?

Во-первых, они рассматривают семью как социальный институт, изучая такие виды деятельности как воспроизводство поколений, трансляция системы социальных ролей, межпоколенная и внутрипоколенная регуляция взаимоотношений. В этом случае обычно используются такие понятия как: функции семьи, типы семьи, образцы поведения членов семьи и т.п. Здесь берется как бы макросоциологический срез. Семья выступает как элемент социальной структуры общества, направляемый преобладающими в данном обществе ценностями, идеалами, традициями, устоями, обычаями и т.п.

Во-вторых, социологи изучают семью и как малую группу. Здесь успешное функционирование семьи определяется взаимодействием родителей и детей, супругов, родственников. Критериями стабильности семьи в этом случае являются ее сплоченность, стабильность, наличие общих целей и усилий, направленных на их достижение. Такой подход идет больше от личности, чем от общества — использует микросоциологический срез.

Надо отметить, что выделение двух названных аспектов в изучении семьи относительно и условно. Между тем, их совокупность дает социологам возможность полнее изучить взаимовлияние семьи и общества. Специфика социологического подхода состоит еще в том, что в данном случае можно замерить современное состояние семьи и обрисовать перспективы развития этой общности.

Семью создают отношение родители-дети, а брак — это легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением детей. Для полного понимания сущности семьи следует иметь ввиду: жилище, дом, собственность и т.д. составляют экономическую основу семьи — общесемейной деятельности родителей и детей.

С другой стороны внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находятся в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных осколочных форм семьи лучше подходит термин «семейная группа». Это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, а все статистические классификации состава семьи строятся в зависимости от добавления к нему детей, родственников, родителей супругов и т.п.

С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений. Таким образом, семья — это социальный институт (общность людей ):

а) основанная на единой деятельности ,

б) связанных узами супружества-родства,

в) осуществляющая воспроизводство населения.

Функции семьи. Наиболее полно содержание деятельности семьи может быть описано путем анализа тех функций, которые выполняет семья для общества в целом и отдельных ее членов (См. таблицу).

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции семьи главные, однако, необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции семьи — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Основные функции современной семьи.

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная сфера Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная сфера социализация молодого поколения Удовлетворение потребности в родительстве
Хозяйственно-бытовая сфера Поддержание физического здоровья членов общества Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая сфера Экономическая поддержка несовершеннолетних и не трудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
Сфера первичного социального контроля Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение общественной и семейной жизни Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, обязательства родителей и ответственность перед детьми
Сфера духовного общения Развитие членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи
Социально-статусная сфера Предоставление социального статуса Воспроизводство членов структуры удовлетворение потребности в социальном продвижении
Сфера досуга Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга
Эмоциональная сфера Эмоциональная стабилизация индивидов и их, психологическая терапия в семье, удовлетворение потребности в личном счастье и любви Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки
Сексуальная сфера сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого, и др.

Эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Содержание и возможность реализации этих функций меняются с развитием человечества и общества в целом. Неизменным остается самое главное — воспроизводство поколений, воспитание и уход за ними. Именно эти функции обеспечивают социализацию личности и социальную непрерывность.

Изучение семьи требует ее типологизации. Оснований для этого может быть множество.

1.В зависимости от характера супружества семьи подразделяются на:

а) моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной;

б) полигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов:

полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами,

полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами

д) экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы-фратрии.

е) эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

2. На основе принципа доминирования в семье мужчин или женщин прибегают к выделению патрилинейных и матрилинейных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери (соответственно).

3. По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой, и матриархальные семьи, где верховенствует мать. Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена — то с доминированием жены.

4. Далее, по критерию социального положения супругов ( или родителей супругов ) семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам выделяются: гомогамные семьи ( однородны по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д ), и гетерегамных семей ( где наблюдаются различия по социальным индикаторам).

5. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают :

а)патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа,

б) матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены,

в) неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

Линейная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия). стержневая семья возникает, когда вместе с родителями остаются кто-то один из всех детей со своей семьей (сельские регионы Европы).

Полная расширенная семья формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними ( Китай ).

Самыми распространенными в современных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений-прародителей, родителей и детей ( внуков ). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей ( полигиния ) или мужей-отцов ( полиандрия ), тогда говорят о составной нуклеарной семье.

Иногда нуклеарные семьи именуются супружескими, а расширенные кровнородственными.

7. В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находятся дети данного брака, и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать.

Семьи после разводные, с одним родителем и детьми, называются в отличии от семей с двумя родителями — неполными.

8. В социологии как и в демографии принято разделение семей по детности на три типа:

а) малодетные семьи — это те, где мало детей с социально-психологической точки зрения;

б) среднедетные семьи — с 3-4 детьми, где детей достаточно для расширенного воспроизводства.

в) многодетные семьи с пятью и более детьми, где детей намного больше для замещения поколений;

9. По функциональной направленности можно выделить репродуктивная семья (состоящая из родителей и несовершеннолетних детей), и ориентационная семья — родительская семья из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи, или семья, занятая выполнением неспецифических функций.

Все перечисленные типы семьи во многом определяют особенности общества и программируют будущее семьи, через подрастающее поколение.

Вопросы для повторения : 1. В чем особенность социологического подхода к семье? 2. Что общего и особенного в понятиях семья и семейная группа? 3.Какие функции семьи Вы знаете? Какую смысловую нагрузку несет их выполнение для общества и для индивида? 4. Какие типы семей Вы знаете? В чем их специфика?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9454 — | 7498 — или читать все.

источник