Меню Рубрики

Установки и образцы поведения в институте религии

Признаки социального института

Социальный институт —исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности. так и общие признаки с другими институтами.

установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);

культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — гимн, герб, флаг; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак, для религии — иконы, кресты, Коран);

утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для образования — классы, библиотека; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование);

устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);

идеология(для семьи — романтическая любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, ислам, буддизм).

Следует отметить, что институт семьи и брака находится на пересечении функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, культуры, права, религии и др.), являясь при этом классическим примером простого социального института. Далее мы остановимся на характеристике основных социальных институтов.

Билет 29 Универсальные и специфические функции социальных институтов.

Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:

1) Репродукция — Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство, образование, культура.

2) Производство и распределение. Обеспечиваются экономически — социальными институтами управления и контроля — органы власти.

3) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования власти и доступа к ней – политические институты

6) Коммуникации между членами общества – культурные, образовательные.

7) Защита членов общества от физической опасности – военные, правовые, медицинские институты.

Каждый социальный институт может иметь ряд подфункций, которые выполняет данный институт и не может быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.

Кроме этого каждый институт может выполнять и несколько функций одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социальных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи выполняет несколько функций сразу, как отмечалось это раннее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8803 — | 7623 — или читать все.

источник

Каковы ценности (установки, образцы поведения, культурные символы, кодексы поведения), регулирующие поведение людей в рамках социальных институтов: брака и семьи, экономики, религии, политик?

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, Преследующих совершенно разные цели.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 2. Они объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, поскольку трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Читайте также:  Установка задней птф на круз

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих базовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником — как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования — как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином — как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Таблица 2. Признаки главных институтов общества

источник

1. Установки и образцы поведения

2. Символические культурные признаки

3. Утилитарные культурные черты

4. Кодекс устный и письменный

Государст-венное право Демокра-тия Национа-лизм

Академиче-ская свобода Прогрессив-ное образо-вание

Необходимо также выделить основные функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, так как каждый институт обладает системой норм и правил поведения, обязательной для всех членов данного института. Это обеспечивает устойчивость социальной структуры общества;

2) регулятивная функция способствует регулированию взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Это обеспечивает возможность совместной деятельности;

3) интегративная функция включает в себя процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальной группы, происходящий под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей;

4) транслирующая функция позволяет передавать социальный опыт. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности к власти, а церковь старается приобщить к вере как можно большее число членов общества;

5) коммуникативная функция призвана информировать членов института с целью управления и контроля за соблюдением норм. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. Например, средства массовой информации, особенно электронные, имеют самые большие возможности для передачи информации.

Читайте также:  Установка потолочные плинтуса из гипса

Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья – все эти институты находятся во взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях. В то же время система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия может действовать также на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации – все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.

Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других. В то же время все институты стремятся сохранить свою независимость, свои нормы, правила, кодексы и идеологии. Предприятия и бизнес стремятся к независимости от государства; учреждения образования также пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Для того, чтобы общество нормально развивалось необходимо оптимальное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.

источник

Ответы на экзаменационные билеты

Социальные институты: понятие, признаки, структура, функции, типология

Социальный институт — это совокупность норм, правил, символов, регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных отношений и организующих их в систему ролей и статусов.

Это относительно устойчивые типы и формы социальной практики посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков:

1. Своды норм поведения, их кодексы (письменные и устные). Например, в государстве это будут конституция, законы; в религии – церковные запреты; в образовании – правила поведения учащихся.

2. Установки и образцы поведения. Например, в институте семьи – уважение, любовь, привязанность; в государстве – законопослушание; в религии – поклонение.

3. Культурные символы. Например, в государстве – флаг, герб, гимн; в семье – кольцо; в религии – иконы, крест, святыни.

4. Утилитарные черты культуры. В образовании – библиотеки, классы; в религии – здания храмов; в семье – квартира, посуда, мебель.

5. Наличие идеологии. В государстве – демократия, тоталитаризм; в религии – православие, мусульманство; в семье – семейное сотрудничество, солидарность.

Структура социального института:

1)Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

2)С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

Структурные элементы социального института:

1. Определенная сфера деятельности и общественных отношений.

2. Учреждения для организации совместной деятельности людей и группа лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли.

3. Нормы и принципы отношений между официальными лицами, а также между ними и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института.

4. Система санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения.

5. Материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и т.д.).

Процесс образования института, называется институционализацией. Для неё необходимы следующие условия:

· в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов конкретная общественная потребность в данном институте,

· общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения данной потребности (ресурсами, системой функций, действий, нормами, символами).

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

Функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – Социальный институт поддерживает устойчивость тех или иных систем общества.

2) регулятивная функция – регулирование отношений и поведений людей с помощью норм, правил поведения, санкций.

3) интегративная функция – сплочение и укрепление связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом. Реализуется через усиление контактов и взаимодействий между ними.

Читайте также:  Установки для взрывоопасных установках

4) коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизни и деятельности.

Типология социальных институтов:

1. В зависимости от потребности, которую удовлетворяет данный институт:

· Политический институт, институт государства

2. По характеру институты бывают

· Формальные – деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.

· Неформальные в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).

источник

Религия как социальный институт

В современном мире существует множество религий и религиозных верований. Возраст таких мировых религий, как буддизм и христианство, исчисляется несколькими тысячелетиями. На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает. Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.

Существует множество определений понятия религия. В социологической науке можно выделить два основных подхода к определению этого понятия: содержательный и функциональный. В содержательном подходе внимание уделяется сущности религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм отмечал, что религия связана со «священными вещами», она представляет собой коллективную деятельность, в которую вовлечена социальная группа. Таким образом, религию следует рассматривать прежде всего как социальный феномен, способствующий укреплению общества. Функциональный подход связан с изучением характерных черт религиозного поведения. Согласно функциональной теории, любые убеждения и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, могут быть названы религией. Основоположником этого подхода считается М. Вебер, в его исследованиях объектом изучения служит личность, которая через свои ценности влияет на религию.

На основании этих двух подходов формулируется общее социологическое определение религии. Религия – это феномен, который объединяет культурную, социальную и личностную системы в единую организованную структуру, воздействующую на процессы изменения и развития общества. Религия – это органическая часть общественной жизни, и на разных этапах развития человеческого социума характер связей между религией и обществом варьируется. Религия также входит в понятие культуры: с одной стороны, тип религиозной жизни связан с культурой определенного региона, с другой – культура во многом складывается и функционирует на основе религии.

Религия как социальный институт имеет свою структуру. Религиозное учение, которое обычно зафиксировано в Священном Писании и комментариях к нему, представляет собой важную часть религии. В христианстве таким Священным Писанием является Библия, в исламе – Коран. В центре религиозной структуры находится культ – система ритуалов, выполняемая священнослужителями и верующими с целью взаимодействия со сверхъестественными силами. К таким ритуалам относятся храмовые службы, молитвы, шествия, религиозные проповеди. Важное место в структуре религии занимает церковь – религиозная организация, объединяющая верующих. На разных этапах развития человеческого общества церковь выполняла различные функции, однако роль ее всегда была очень высока.

Как и любой другой социальный институт, религия выполняет в обществе ряд определенных функций. Можно выделить следующие функции религии.

1. Мировоззренческая. Религия задает некие абсолюты, с помощью которых осмысливается мир и дается оценка обществу, человеку, придается смысл бытию.

2. Компенсаторная. Религия и религиозная вера восполняют ограниченность, бессилие людей, помогают уходить от ощущения собственной беспомощности, снимают психологическое напряжение.

3. Коммуникативная. Можно выделить два уровня коммуникации: общение верующих друг с другом посредством религиозных организаций и религиозной деятельности и общение верующего с Богом через молитву и т. д.

4. Регулятивная. Через ценности, нормы, традиции, стереотипы, обычаи, мнения осуществляется управление деятельностью индивидов и групп.

5. Интегрирующая. Религия поддерживает стабильность того или иного общественного фактора. Однако в поликонфессиональных обществах религия может играть дезинтегрирующую роль.

6. Культуротранслирующая. Религия не только способствовала развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатания, искусства, – но и осуществляла передачу накопленного наследия из поколения в поколение.

7. Легимирующая. Религия может способствовать узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм.

Религия влияет на государство и политику, межнациональные отношения и экономику, общество и семью через индивидов, группы и организации. Однако степень влияния религии изменяется в соответствии с процессами сакрализации и секуляризации. Процесс сакрализации (от лат. sacer– священное) означает повышение роли церкви в общественной жизни, расширение поля действия и влияния религии в обществе, тогда как процесс секуляризации представляет собой освобождение общественных институтов от церковного влияния.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10319 — | 7984 — или читать все.

источник