Меню Рубрики

Установки и предрассудки в психологии

Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности

Понятие «социальная установка» используется для обозначения односторонней психологической связи человека с людьми, любыми одушевленными и неодушевлен­ными объектами и явлениями окружающей его действительности. В исследованиях социальных установок главное место занимает сам социальный объект установки, ко­торый служит как бы общим знаменателем, вмещающим в себя разнообразие инди­видуальных установок. Понятие «установка» ввели в обиход социальной психологии Т. и Ф. Знанецки. Они определяли социальную установку как процесс переживания личностью значимости социального объекта.

Хотя в современной социальной психологии существуют различные определения со­циальной установки, чаще пользуются тем, которое было дано Г. Оллпортом: социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определен­ным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

· Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

Для сглаживания серьезных расхождений в определениях, даваемых этому поня­тию, М. Смит в 1942 г. предложил различать в структуре установки три ее взаимо­связанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (П. Н. Шихирев, 1999) (рис.19-1).

Установка как целостное явление формируется на основе не только собственного опыта индивида, но и опыта, полученного от других людей, и поэтому главным путем передачи установок выступает словесная (вербальная) форма. Установки такого вида, когда в своем личном опыте человек имеет дело с отдельным, единичным объектом, называют частными (парциальными). Обобщенные установки, т. е. установки на совокупность однородных объектов, обязаны своим происхождением межличностной и массовой коммуникации Они служат фактором упрочения установок индивида, так как выслушивание мнений, согласующихся со взглядами самого индивида, укрепляет его в правильности его coбственных установок и поощряет в дальнейшем его обращение за информацией к тому же источнику.

Основными свойствами установок выступают устойчивость и изменчивость. Если индивид во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки.

В качестве одного из факторов изменения установок исследовалось воздействие средств массовой коммуникации. Так, поступающая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имеющимися знаниями с целью определения того, совместима она с ней или нет. Если установка содержит в себе ин­формационные противоречия («когнитивный диссонанс»), например, одновременно осознаваемые вред и польза объекта, то под влиянием поступления новой информа­ции и рациональных аргументов в ней могут происходить изменения. Так, изменение установки весьма вероятно под влиянием сведений, открывающих, что объект соот­ветствует интересам и нуждам индивида в большей степени, чем тот предполагал раньше. В результате оценка в отношении объекта может меняться с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и поведение индивида.

Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет как практичес­кий определитель вещей и явлений, на которые направлены жизненные интересы человека и которые нежелательны, неприятны для него. Соответственно, различают виды установок по их модальности:

— отрицательные («против» объекта);

Основная функция установки — регуляция социального поведения индивида. Си­стема индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в со­циальной действительности.

Однако существует известное как парадокс Ла-Пьера систематическое расхожде­ние заявленных установок на объект и поведения, диктуемого ситуацией. В реальной ситуации, при наличии нескольких потенциальных объектов, установка, проявляю­щаяся в поведении, называется доминантной, остальные — субдоминантными (ла­тентными, скрытыми).

Защитная функция социальной установки достигается благодаря тенденции к еди­нообразию установок у ближайшего социального окружения, например между чле­нами одной семьи или трудового коллектива. Такое «подравнивание» индивидом его социальных установок под существующие нормативы служит для того чтобы произ­водить хорошее впечатление о себе и получать социальное одобрение. Таким обра­зом, социальная установка защищает самооценку субъекта в группе, если он думает и действует определенным образом и воздерживается от иного, несанкционированно­го отношения.

Устойчивые и закрытые от влияния нового опыта формы существования установ­ки — это стереотипы и предрассудки. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемле­мо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к любому объекту Стереотип обязан своим происхождением развитию сети массовой коммуникации, он формиру­ет упрощенные и поверхностные представления о явлениях действительности. Благо­даря ему легкость и быстрота выделения якобы существенных деталей в любом вопросе может при более детальной проверке оказаться всего лишь банальностью или художественным штампом.

Если объектом стереотипа выступает другой человек, то ведущими признаками часто оказываются его пол, на­циональность, профессия, а прочие различия неоправдан­но игнорируются. Наиболее характерной особенностью является деление людей на «своих» и «чужих», причем «свои» воспринимаются идеализированно, им приписы­ваются отличия по положительным качествам (автостереотип), а «чужие» наделя­ются негативными оценками (гетеростереотип) (Шихирев П. Н., 1999).

В когнитивном компоненте предрассудка содержатся искаженные, иррациональ­ные, абсурдные знания об объекте, не соответствующие новому опыту, меняющейся действительности. Относительно неодушевленных объектов это, например, разного рода суеверия, а в социальной сфере — обоснования расовых, этнических, классово-экономических различий. Значение предрассудка как иллюзорного, фантастическо­го объяснения действительности в том, что он косвенно способствует сохранению со­циального неравенства, тормозит прогрессивные перемены (Майерс Д., 1998).

· Я-концепция — сложный составной образ или карти­на, включающая в себя совокупность представле­ний личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Предрассудки — откуда берутся и как с ними бороться?

Большинство людей на вопрос, страдают ли они предрассудками, ответят отрицательно. В современном, интеллигентном и образованном обществе думать в рамках предрассудков уже считается моветоном, но по статистике, только один человек из десяти может действительно похвастаться тем, что у него их нет.

Предрассудки — что это?

Определения, которые дают этому понятию специалисты-психологи, могут быть совершенно разными, но суть их одна – это мешает человеку реально и нормально воспринимать окружающий мир. Предрассудки — это суждения человека о других людях или событиях, вещах, часто они являются необоснованным и практически всегда имеют негативную окраску. Причем, фактами такие предрассудки не подтверждены, а используются они без доказательств. Когда же человек встречает реальное опровержение предрассудков, он искренне считает, что это исключение из правил. Вот малая часть самых распространенных:

  • мужчины хотят только одного;
  • все блондинки глупые;
  • шеф и молодая секретарша обязательно спят вместе;
  • женщине не место за рулем;
  • все русские сильно пьют.

Предрассудки и их психологические источники

Источники возникновения подобного типа мышления уходят своими корнями в те времена, когда общество только начинало появляться. Главным фактором того, что предрассудки возникли, явилось различное неравенство в социальных, культурных, экономических особенностях жизни. Предрассудок возник, как неправильное представление о чем-либо, из-за неполной или искаженной информации, часто полученной не на своем опыте, а на опыте других людей.

Читайте также:  Установка и монтаж слаботочных систем

Можно подытожить, что предрассудок — это в психологии понятие предвзятое отношение к человеку, ситуации, вещи, которых можно было бы отнести в конкретную категорию или группу. Доказать человеку их безосновательность и привести доводы, которые бы убедили его в обратном, практически невозможно. Свобода от предрассудков возможна лишь тогда, когда мышление выходит за рамки стереотипов.

Чем отличаются предрассудки от стереотипов?

Люди судят о чем-либо или о ком-либо, опираясь не только на свой опыт, но и на опыт семьи, друзей, окружения, прочтенной литературы, просмотренных фильмов. Факторов, влияющих на человеческое мнение, много. Говоря «предрассудки» и «стереотипы», зачастую подразумевается одно и тоже, но это не совсем верно.

  1. Стереотипы — это суждения, в которых отсутствует яркая эмоциональная оценка. Это отражение самых разных признаков или черт, которые зачастую свойственных всем, кто вошел в определенную группу. Суждения такого характера могут быть позитивными и иметь положительную окраску.
  2. Предрассудки отличаются от стереотипов тем, что их оценка, как отдельной группы, так и человека, как индивида, окрашена только отрицательно, даже враждебно. Они способны приписать только негативные качества. Объектом предрассудков является то, что кто-то выделяется из массы и отличается от большинства.

Какие бывают предрассудки?

Безоговорочная вера в чужие суждения сложилась очень давно, еще задолго до нашего рождения. Это мнение, чаще ошибочное и поверхностное, дало ростки предрассудкам, различным стереотипам и предубеждениям. Если говорить буквально, то предрассудок — это то мнение, которое стоит впереди рассудка, в нем исключено рассуждение и сделано оно, без логических размышлений.

Предрассудки бывают в разных областях жизни, их существует множество видов, каждый из них, так или иначе, затрагивает каждого человека живущего в обществе. Вера в предрассудки — это личное дело каждого, но порой стоит включить логику и отойти от стереотипов, когда-то и кем-то навязанных, возможно даже не специально. Думать в рамках созданных кем-то, по меньшей мере, не интересно.

Социальные предрассудки

Практика показывает, что основа всех социальных убеждений — это те наблюдения, которые действительно были основаны на реальных ситуациях и фактах, которые человек мог увидеть в собственной жизни. Предрассудок, как вид социальной установки, прочно вошел в головы масс, переубедить в обратном, таких людей практически нельзя, так как очень часто в жизни они скорее встречают подтверждения своим предрассудкам и стереотипам. К примеру:

  • если нет «блата», нельзя устроиться на хорошую работу и сделать карьеру;
  • чтобы стать успешным человеком надо обязательно закончить только престижное учебное заведение;
  • все бухгалтеры — зануды в очках;
  • мужчинам от женщин нужно только «это»;
  • ребенок обязательно должен слушаться;
  • самые качественные машины – немецкие;
  • все евреи — хитрые люди.

Гендерные предрассудки

Роль, которую исполняют мужчина и женщина в обществе, тоже покрыта предубеждениями. Гендерные стереотипы предрассудки относительно, какими должны быть они в обществе, на работе, в семье определяется особенностями культуры. Это уже вошло в традицию и стало нормой, до сих пор во многих странах мира себя не изжив.

  • все женщины – дуры;
  • лучшие повара — мужчины;
  • женщина должна сидеть дома и хранить семейный очаг;
  • мужчина должен зарабатывать много денег;
  • женщина должна обязательно родить хоть одного ребенка;
  • мужчине без женщины не прожить;
  • одинокой женщине сложно в этом мире.

Расовые предрассудки

Речь идет о недоброжелательном отношении к человеку той или иной расы, порой такое отношение враждебное и доходит чуть ли не до абсурда. Вырабатывают такие предрассудки неприязнь к другим людям, которые отличаются расовыми признаками. На сегодняшний день обвинение в расовых предрассудках, или даже расизме, несет только отрицательный и негативный смысл. Обвиняя человека в этом, общество дает понять, что он мыслит устарело.

Национальные предрассудки

Сотрудничество между разными представителями народов играет очень важную роль в достижении мира. Национальные стереотипы и предрассудки вырабатывались на протяжении столетий, и складывались из представлений о народе, о нации в целом. Особенности поведения народов другой культуры, их привычки и жизнь изучаются и описываются в разных исследованиях. Это позволяет лучше узнавать многонациональный народ планеты, помогает налаживать с ними контакт. Большинство же суждений, очень стереотипны, на грани обычных предрассудков.

  • в России живут самые пьющие люди;
  • в России по улицам ходят медведи;
  • француженки — самые утонченные;
  • французы — лучшие любовники;
  • Америка — нация фаст-фуда и людей с ожирением;
  • оружие есть у каждого американца;
  • англичане по расписанию пьют чай;
  • у англичан странный юмор и уходят они, не прощаясь.

Бытовые предрассудки

Суждения, навязанные обществом по отношению к собственному поведению или внешности, к различным приметам или суевериям, продуктам питания прочно вошли в головы людей. Бытовой предрассудок — это негативное отношение к собственной личности. Само по себе негативно окрашено представление, это еще не предрассудок, но оно станет таковым, если убедительные доказательства и позитивные факты не смогут переубедить человека.

  • хорошая фигура — это 90-60-90;
  • для того, чтобы быть красивой надо иметь правильные черты лица;
  • мужчинам нравится только большая грудь;
  • там хорошо, где нас нет;
  • до 30 лет надо выйти замуж и родить.

Возрастные предрассудки

Каждый возраст человека, начиная с рождения и заканчивая глубокой старостью, связан с определенными стереотипами, которые навязаны обществом, или кем-то кто решил, что так быть не должно. Барьер предрассудков может быть разрушен только путем толерантности. Особенности личности человека в том или ином возрасте не должны восприниматься, как неполноценность.

  1. У взрослых есть предрассудки, что дети это неразумные существа, потому что верят в сказки.
  2. Пожилые люди считают, что молодёжь совершенно безответственна.
  3. Молодые юноши и девушки считают, что пожилые люди, не могут вести активный образ жизни. Заниматься спортом, к примеру.

Сексуальные предрассудки

В результате подобных стереотипов лежат все неоправданные ожидания, связанные с интимной жизнью. Хорошее половое воспитание подростка, совершенно не оградит его от подобных предубеждений. Предрассудки по отношению к сексу часто подтверждаются различной информацией и только закрепляются еще прочнее, особенно у неопытных молодых людей и девушек. В большинстве своем суеверия влияют не только на отношение к сексу, но формируют такое понятие, как сексуальная норма.

Читайте также:  Установка can модуля на шкоду

  • секс — это что-то постыдное, о нем нельзя разговаривать;
  • половое воздержание вредно для здоровья;
  • замуж надо выходить девственницей;
  • презерватив снижает потенцию;
  • мужчины любят опытных женщин;
  • нельзя целоваться на первом свидании — это предрассудки.

Политические предрассудки

Во многих частях одной страны существуют разные мнения людей. Порой одной половине их предрассудки и предубеждения не дают понять другую группу людей. Их мышление скованно стереотипами и происходит смещение агрессии. Она направляют всю свою враждебность порой против тех, кто не является реально опасным объектом. В борьбе с таким предрассудками разрушаются памятники архитектуры, культуры, религиозные ценности.

Культурные предрассудки

Жесты, эмоции — все это универсальный язык для людей, чьи культура и обычаи схожи, но вот у других народов, культура которых отличается, это все принимает совершенно другую окраску, и приобретает порой противоположное значение. Предрассудки и стереотипы в межкультурной коммуникации оставляют свой отпечаток при общении с людьми других культур и нравов. Для того, чтобы не попасть впросак и не быть неверно понятым, отправляясь путешествовать по миру, лучше изучить культуру тех стран, которые намечается посетить.

Психология — как бороться с предрассудками?

Для человека, который стремиться к саморазвитию занимается самосовершенствованием не допустимо мыслить штампами и клише. Все больше людей стараются выйти за рамки предубеждений. Человек без предрассудков — это свободный человек, который способен видеть реальных людей смотреть на многие вещи реально. Как избавиться от предрассудков? Этого можно достигнуть, отказавшись от мышления в рамках стереотипов и проводя постоянную работу над своим мыслями и суждениями:

  • стоит сменить привычный взгляд на мир в целом;
  • отказаться от поспешных выводов и суждений;
  • воспринимать ситуацию или явление целиком полностью;
  • всегда ставить под сомнение любой якобы факт «Действительно ли это так?»;
  • постоянно формировать свое мнение и взгляд, относительно всего происходящего.

источник

Социальная установка, стереотипы и предрассудки. Социальные установки и поведение.

Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Важность введения этой категории в терминологический аппарат социальной психологии связана со стремлением к универсальному объяснению всего социального поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе, поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом руководствуется при выборе способа действия и т. д.

Понятие социальной установки было введено в научный контекст У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году. С точки зрения ученых, социальная установка – это «психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта».

Социальная установка функционирует одновременно как элемент психологической структуры личности и как элемент социальной структуры, поскольку содержание психологического переживания определяется внешними, локализованными в социуме объектами. В современной социальной психологии чаще пользуются определением социальной установки, которое было дано Г. Олпортом (1924): «… Социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом».

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Для сглаживания противоречий и расхождений в определениях социальной установки М. Смит (1942) предложил различать в ее структуре три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный компонент обнаруживается в виде мнений, утверждений относительно объекта установки; аффективный компонент проявляется как отношение к объекту, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, которые он вызывает; поведенческий компонент отражает готовность индивида реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Социальная установка формируется на основе собственного жизненного опыта индивида и опыта, получаемого от других людей. Главным путем передачи установок является словесная (вербальная) форма.

Изначально изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации, что впоследствии нашло выражение в выделении функций социальной установки.

1. Инструментальная (адаптивная) функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери.

2. Эгозащитная функция социальной установки способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах.

3. Функция выражения ценностей (или функция самореализации). Социальная установка дает человеку возможность выразить то, что важно для него, и позволяет организовать свое поведение соответствующим образом.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

4. Функция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира.

Стереотип и предрассудок (предубеждение) Предубеждение и предрассудок – понятия-синонимы. Рассматриваются как разновидности перцептивных установок. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде

Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности.

Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. К числу наиболее известных предрассудков относятся:

– предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);

– предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);

– предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эйджизм);

– предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия).

Точкой отсчета для современных исследований предубеждений, их происхождения и методов ослабления является выход в 1954 году книги американского психолога Г. Олпорта «Природа предубеждения». Г. Олпорт рассматривал предубеждение как антипатию, основанную на искаженных и неверных обобщениях. Антипатия может проявляться в «нехороших мыслях» о других людях – членах определенных групп, в чувствах нелюбви, презрения, отвращения, а также в дискриминационных и даже насильственных действиях против них.

Выделяют три компонента предубеждений, соответствующие трем компонентам других социальных установок:

– когнитивный – безосновательно враждебные представления о социальной группе;

– аффективный – ненависть, отвращение, чувство брезгливости;

– поведенческий – негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней (Стефаненко Т. Г.).

Предрассудок может нести и позитивную оценку объекта, быть не «против чего-то», а «в пользу чего-то» – предрассудком любви, например, к собственной группе. Но предубеждение «в пользу чего-либо» скорее можно определить как пристрастную позитивную социальную установку.

Читайте также:  Установка дизеля д 243 на газ 66

В работе Т. Г. Стефаненко систематизированы причины возникновения предубеждений, выделенные представителями разных психологических школ. Первая причина связана с индивидуальными различиями, другими словами, есть люди, предрасположенные к проявлению предубеждений в отношении других людей и групп. По мнению Т. Адорно и его коллег, истоки негативного отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации.

Второй источник предубеждений – конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.

Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность.

Четвертый источник предубеждений – социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родителей, друзей и других людей.

Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы вне зависимости от того, реальна она или нет.

Хотя разные исследователи выделяют различные причины появления предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характерна множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать не только психологические, но и исторические, культурные, экономические факторы.

Специалисты выделяют такие методы изучения социальных установок, как опросные методы, проективные методы, эксперименты. Среди основных опросных методов классическими являются следующие: шкала равных интервалов Л. Терстоуна, шкала суммарных оценок Р. Лайкерта, шкалограммный анализ Л. Гуттмана, семантический дифференциал Ч. Осгуда, шкала социальной дистанции Э. Богардуса.

Для ослабления предрассудков социальные психологи используют следующие механизмы:

– осознание и признание предрассудков;

– контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели (гипотеза контакта);

– специальный метод кооперативного обучения (мозаичный метод).

2.В течение длительного времени изучения социальных установок не возникало сомнений в том, что знание социальной установки полезно потому, что позволяет прогнозировать поведение. Однако в знаменитом эксперименте Р. Лапьера и ряде других исследований было показано, что между социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека может существовать расхождение.

Отечественным ученым В. А. Ядовым была разработана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности, которая позволила объяснить факты рассогласования между социальными установками и реальным поведением личности. Согласно концепции В. А. Ядова, существует четыре уровня диспозиций (социальных регуляторов поведения): 1) первый уровень – элементарные фиксированные установки – отвечает за регуляцию поведенческих актов – непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию; 2) второй уровень – социальные установки – регулирует поступки личности; 3) третий уровень – базовые социальные установки – регулирует уже некоторые системы поступков, составляющие поведение в различных сферах жизнедеятельности; 4) четвертый уровень – ценностные ориентации – регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности.Основная идея, лежащая в основе данной концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. При этом в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию, в то время как остальные диспозиции являются латентными.

В социально-психологической литературе часто обсуждается информация о видах социальных установок. В особый вид выделяется установка, называемая перцептивной. Перцептивная установка характеризует предрасположенность человека к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности.
Согласно теории Г. Олпорта, поведенческий компонент предубеждения включает в себя пять форм, или стадий. Самая слабая форма проявления предубеждения – вербальное выражение антипатии (неприязненные высказывания, оскорбления). Более интенсивная форма проявления предубеждения ведет к избеганию нелюбимой группы. На следующей ступени предубежденный человек предпринимает активные действия, стремясь к дискриминации членов такой группы – исключения их из некоторых сфер деятельности, лишения возможности обучения, определенных мест проживания и т. д. Агрессивные предубеждения следующего уровня проявляются в актах насилия – физических нападениях на членов определенной группы, осквернении их кладбищ и др. И наконец, крайняя форма предубеждений – истребление «чужих» (линчевания, погромы, гитлеровская программа геноцида).

Разные виды установок реализуются двумя выделенными Узнадзе формами поведения: экстерогенным и интерогенным. К экстерогенным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным -эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество. Одно из важных положений теории установки заключается в том, что существуют разные формы психической активности. Главные из них — установка и объективация. Объективация понимается как задержка или прекращение реализации имеющейся установки, приостановка соответствующей деятельности. Акт объективации включает в себя идентификацию того, что переживается сейчас, с тем, что переживалось только что перед этим, сознание их тождества, закрепляемого актом номинации в речи. В этом акте заключено познавательное отношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективации являются: душевный мир, который помогает индивиду выделять в процессе поведения мешающие ему предметы, а также социальные требования и «Я». В способности объективации заключен механизм выхода за пределы личного, в сферу другого человека. Намечается переход от психологии личности к социальной психологии личности.

Этот переход успешно осуществлен Ш. А. Надирашвили. Он дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня. На первом уровне физическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи — практическое поведение.

На втором уровне осуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическая деятельность.

На третьем уровне ситуацию характеризует социальная действительность в широком смысле слова. В сферу потребностей включаются — социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет. Процесс принятия решения на основе этих психологических образований приводит к формированию установки социального поведения. Заключительным звеном реализации психической активности на этом уровне является социальное поведение. Центральное место в социально-психологической концепции Надирашвили занимает анализ социальной установки. «Установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в ее формировании наряду с другими факторами участвуют и факторы социальные. Социальная установка создается на третьем уровне, а осуществляемое на ее основе поведение дает личности возможность действовать в социальной среде в качестве члена социальных взаимоотношений».

Осуществляемое личностью социальное поведение характеризуется более сложной структурой по сравнению с теоретическим и практическим поведением.

Разработанные в школе Узнадзе идеи послужили отправными моментами в создании диспозиционной концепции регуляции поведения личности В. А. Ядова. В качестве системообразующего признака или отношения в системе внутренней регуляции социального поведения человека Ядов выделил диспозиционно-установочные явления.

источник