Меню Рубрики

Установки и сооружения содержащие опасные силы знак

Статья 56 — Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы

Статья 56 — Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы

1. Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Другие военные объекты, размещенные в этих установках или сооружениях или поблизости от них, не должны становиться объектом нападения, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил из таких установок или сооружений и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

2. Общая защита от нападения, предусмотренная в пункте 1, прекращается:

а) в отношении плотин и дамб только в том случае, если они используются каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования, и для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку;

б) в отношении атомных электростанций только в том случае, если они вырабатывают электроэнергию для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку;

в) в отношении других военных объектов, размещенных в этих установках или сооружениях или поблизости от них только в том случае, если они используются для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку.

3. Во всех случаях гражданское население и отдельные гражданские лица продолжают пользоваться правом на полную защиту, предоставляемую им международным правом, включая защиту путем принятия мер предосторожности, предусматриваемых в статье 57. Если защита прекращается и какие-либо из установок, сооружений или военных объектов, упомянутых в пункте 1, подвергаются нападению, принимаются все практические меры предосторожности, чтобы избежать высвобождения опасных сил.

4. Запрещается делать объектом репрессалий любые установки, сооружения или военные объекты, указанные в пункте 1.

5. Стороны, находящиеся в конфликте, должны стремиться избегать размещения каких-либо военных объектов вблизи установок или сооружений, указанных в пункте 1. Однако допускаются сооружения, возведенные с единственной целью обороны пользующихся защитой установок или сооружений от нападения, и сами они не должны становиться объектом нападения, при условии, что они не используются для ведения военных действий, за исключением оборонительных действий, необходимых для отражения нападений на установки или сооружения, пользующиеся защитой, и что их вооружение ограничивается оружием, способным лишь отразить нападение противника на установки и сооружения, пользующиеся защитой.

6. Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны, находящиеся в конфликте, призываются заключать между собой другие соглашения для обеспечения дополнительной защиты объектов, содержащих опасные силы.

7. Для того чтобы облегчить опознавание объектов, которые пользуются защитой настоящей статьи, стороны, находящиеся в конфликте, могут обозначать их специальным знаком в виде группы из ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной и той же оси, как указано в статье 16 Приложения 1 к настоящему Протоколу. Отсутствие такого обозначения никоим образом не освобождает ни одну из сторон, находящихся в конфликте, от ее обязательств, налагаемых настоящей статьей.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

источник

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 31
Международные отличительные знаки, используемые во время военного конфликта

Международное гуманитарное право призвано смягчить ужасы военных конфликтов, ограничить их разрушительную силу, а это значит в первую очередь — обеспечить необходимую защиту людям, которые перестали принимать участие в военных действиях, гражданскому населению и тем, кто оказывает помощь населению и пострадавшим в результате вооруженного конфликта. Чтобы ограничить ущерб, наносимый воюющими сторонами во время боевых действий, необходимо отличать военные объекты от гражданских, а комбатантов от некомбатантов. В соответствии с нормами международного гуманитарного права для обозначения лиц и объектов, находящихся под его защитой, используют следующие международные отличительные знаки.

Красный крест и красный полумесяц на белом фоне

Это одни из старейших международных отличительных знаков. Еще в 1863 г. изображение красного креста на белом поле было официально признано в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым, а с 1864 г. — медицинских служб вооруженных сил. Чуть позднее, с 1876 г., с той же целью стали использовать изображение красного полумесяца на белом поле (рис. 15). В настоящее время правила использования этих знаков закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.

Во время вооруженного конфликта эмблемы красного креста и красного полумесяца используют:

• военные медицинские службы;
• гражданские медицинские службы, национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца и другие добровольные общества по оказанию помощи, с разрешения официальных властей;
• Международный комитет Красного Креста и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
• военный духовный персонал и гражданский духовный персонал (только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны);
• транспортные средства и объекты, здания, оборудование, предназначенные для оказания помощи раненым и ухода за ними.

Находясь под защитой международного гуманитарного права, они ни при каких условиях не могут быть объектами для нападения и должны пользоваться уважением и покровительством со стороны воюющих.

Эмблемы красного креста или красного полумесяца следует использовать исключительно для защиты тех, кто имеет на это право. Поэтому использование эмблем для того, чтобы вызвать доверие противника и, воспользовавшись этим, убить его или нанести его здоровью серьезный ущерб, согласно нормам международного гуманитарного права рассматривается как акт вероломства и подлежит судебному преследованию. К таким действиям, например, относятся использование защитной эмблемы красного креста или красного полумесяца на военных объектах, а также использование медицинских объектов для укрытия вооруженных комбатантов, размещения оружия и военной техники или оборудования их под наблюдательный пост. В подобных случаях после четкого и исчерпывающего предупреждения может наступить прекращение предоставления защиты медицинским подразделениям и объектам, что крайне опасно для жизни и здоровья людей, действительно нуждающихся в защите.

Гражданская оборона

Во время военных действий мероприятия по защите и выживанию гражданского населения организует система гражданской обороны.

В качестве отличительного знака, обеспечивающего защиту объектам, персоналу, учреждениям, транспортным средствам гражданской обороны, используют синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне (рис. 16).

Задачи гражданской обороны, предусмотренные международным гуманитарным правом:

• оповещение населения;
• эвакуация населения;
• предоставление и обустройство убежищ;
• осуществление мер по светомаскировке;
• спасательные работы;
• медицинское обслуживание, включая первую помощь и помощь религиозного характера;
• борьба с пожарами;
• обнаружение и обозначение опасных районов;
• обеззараживание и другие подобные методы защиты;
• предоставление крова и продуктов питания в чрезвычайных ситуациях;
• срочная помощь по восстановлению и поддержанию порядка в районах бедствия;
• срочное восстановление необходимых коммунальных служб;
• срочное захоронение трупов;
• помощь в сохранении объектов, существенно необходимых для выживания;
• планирование и организация осуществления этих мер.

Культурные ценности

Под культурными ценностями понимают имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение. Это памятники архитектуры, произведения искусства, рукописи, книги, научные коллекции, а также здания, предназначенные для хранения культурных ценностей: музеи, крупные библиотеки, архивные хранилища и центры, содержащие значительное количество объектов недвижимости, представляющих собой культурную ценность.

Общая защита культурных ценностей предполагает, что государство еще в мирное время обязуется подготовить на своей территории их охрану от возможных последствий вооруженного конфликта: построить для них укрытия, подготовиться к возможному перемещению их в безопасное место, обозначенное специальным отличительным знаком — бело-голубым щитом (рис. 17).

Этим же знаком пользуется персонал по защите культурных ценностей. Нападение на исторические памятники, использование их для прикрытия военных действий, грабеж, вандализм или присвоение культурных ценностей запрещены и должны пресекаться.

Существует также знак, обеспечивающий особую защиту культурных ценностей: бело-голубой щит, три знака, расположенные треугольником, один знак внизу (рис. 18).

Под особую защиту может быть взято ограниченное число центров сосредоточения культурных ценностей и укрытий, предназначенных для их сохранения. Таким знаком обозначают также транспортные средства для перевозки культурных ценностей. Культурные ценности, находящиеся под особой защитой, должны располагаться на достаточном расстоянии от крупного промышленного или любого важного военного объекта, такого как, например, аэродром, радиостанция, важный порт или станция железной дороги. Особая защита предоставляется объекту путем внесения его в Международный реестр культурных ценностей, который ведет ЮНЕСКО.

Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, атомные электростанции

Нападения на эти объекты могут вызвать высвобождение опасных сил из-под контроля и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Поэтому для их обозначения используют специальный отличительный знак: три ярко-оранжевых круга, расположенных на одной оси на белом фоне (рис. 19).

Чтобы защитить такие опасные объекты от нападения, воюющие стороны могут возводить специальные оборонительные сооружения, а чтобы обеспечить их дополнительную защиту — заключать между собой специальные соглашения.

Белый флаг

Использование белого флага — одна из старейших воинских традиций (рис. 20).

Белый флаг не обязательно означает прекращение огня или сдачу в плен. Он также может свидетельствовать о намерении вступить в переговоры с противной стороной с целью: • эвакуировать раненых или потерпевших кораблекрушение, а также гражданских лиц из зоны боевых действий; • обеспечить безопасность желающих сдаться в плен; • обеспечить безопасность определенных объектов (школ, госпиталей и т. д.); • оказать помощь гражданским лицам в зоне боевых действий.

Парламентеры с белым флагом должны пользоваться уважением. Они, в свою очередь, не могут использовать преимуществ своего положения для разведывательных целей или получения военного превосходства.

Нейтральная зона

В качестве экстренной меры стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать в районах осуществления боевых действий нейтральные зоны, предназначенные для защиты следующих лиц: • раненых и больных; • медицинского персонала для ухода за ними; • не принимающих участия в военных действиях гражданских лиц, которые, находясь в нейтральных зонах, не выполняют работ военного характера.

В качестве обозначения такой зоны используют знак: белый квадрат с красной полосой по диагонали (рис. 21).

Воюющая сторона несет ответственность за правильное использование отличительного знака. Он должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько это позволяет конкретная тактическая обстановка (например, ночная подсветка, видимость в инфракрасных лучах). Любое использование эмблемы для целей, не предусмотренных международными договорами, запрещено и подлежит преследованию по закону. Создание нейтральной зоны часто сопровождается ее демилитаризацией (запрещением сохранять на ней старые и возводить новые укрепления, держать войска, создавать военно-промышленные объекты).

Вопросы и задания

1. Перечислите международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного конфликта.

2. Кто имеет право использовать эмблемы красного креста или красного полумесяца во время вооруженного конфликта?

3. Какие действия государства предполагает общая защита культурных ценностей?

4. Что означает использование белого флага?

Сравните выдержки из дневника Й. Геббельса и воспоминаний У. Черчилля. Оцените, какие положения современного международного гуманитарного права были нарушены противниками.

Из дневника Й. Геббельса (1941):

«14 марта. . Наша авиация (около 400 самолетов ) нанесла при хорошей видимости сильный удар по Ливерпулю. Результат устрашающий.

11 апреля. . В центре Берлина после налета английской авиации большие разрушения. На Унтер ден Линден сгорело здание Оперы. Трагическая потеря. За нее они нам дорого заплатят. Сильно пострадали здания университета и государственной библиотеки. Всему миру мы представили этот налет как варварский акт.

18 апреля. . 650 бомбардировщиков сбросили на Лондон 1050 т бомб — самый сильный из всех наших налетов. Это возмездие за разрушения, причиненные англичанами в центре Берлина.»

О действиях немецко-фашистской авиации в эти дни У. Черчилль писал:

«8 апреля подвергся ожесточенной бомбардировке Ковентри. 16 и 17 апреля шли сильные налеты на Лондон: во время этих налетов было убито свыше 2300 человек и более 3000 тяжело ранено. »

Прочитайте следующие фрагменты текста.

«. Только по 25 районам Тульской области оккупанты отобрали у советских граждан 14 048 коров, 11 860 свиней, 28 459 овец, 2 1 31 678 кур, уток. В 23 районах Московской области ими было разрушено — 928 деревень, 38 423 жилых дома в деревнях и 5140 домов в городах, 947 школ, 159 больниц, 54 детских дома. » (из ноты Молотова германскому правительству от 27 апреля 1942 г.).

«В мае 1945 г. немецкое гражданское население, парализованное страхом сокрушительного поражения Германии в войне, с ужасом ожидало разгула звериных инстинктов русских солдат. Однако. солдаты выкатывали на улицы поверженных городов полевые кухни, кормили людей, спасая их от голода. В те же дни советские военные власти принимали энергичные меры по очищению улиц от завалов, восстановлению разрушенных домов, медобеспечению населения, открывали школы и детские сады» (из статьи: «Кто кормил берлинцев в мае 1945». Военно-исторический журнал, март 1996 г.).

Определите, какие положения международного гуманитарного права они иллюстрируют.

Внимательно прочтите приведенные здесь статьи 355 и 356 Уголовного кодекса РФ и ответьте, почему законодательные органы Российской Федерации сочли необходимым включить в него эти статьи, связанные с международным гуманитарным правом.

Статья 355. Разработка, производство накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения

Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Прочитайте и ответьте, на защиту кого и в каких ситуациях направлены положения, содержащиеся в «Кодексе правил для солдата», разработанном военными экспертами.

1. Будь дисциплинированным солдатом. Несоблюдение законов войны может опорочить и армию, и солдата и привести к чрезмерным страданиям людей.

2. Вести боевые действия можно только против комбатантов (участников боевых действий) противника; нападать можно только на военные объекты.

3. Не производи разрушений, больше чем требуется для выполнения боевой задачи.

4. Не сражайся с противником, который вышел из строя или сдается. Разоружи его и передай своему командиру.

5. Подбирай раненых и больных и оказывай им помощь независимо от того, к какой стороне они принадлежат.

6. Обращайся гуманно со всеми гражданскими лицами и с захваченным противником.

7. С военнопленными следует обращаться гуманно. Они обязаны сообщить только данные о своей личности. Физические и моральные пытки военнопленных запрещены.

8. Взятие заложников запрещается.

9. Воздерживайся от любых актов мести.

10. Относись с уважением к лицам и предметам, отмеченным знаком красного креста, красного полумесяца, флагом парламентера или знаком защиты культурных ценностей.

11. Относись с уважением к чужой собственности. Грабеж запрещается.

12. Старайся воспрепятствовать нарушению этих правил. О всяких нарушениях докладывай командиру. Любое нарушение законов подлежит наказанию.

Эмблема «красный крест на белом фоне» была официально признана в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым и больным:

Выберите правильный вариант ответа.

В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать раненых или потерпевших кораблекрушение военнослужащих, а также гражданских лиц из зоны боевых действий, используют знак:

а) белый квадрат с красной полосой;

б) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;

источник

Международное гуманитарное право

Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы

Наряду с объектами, необходимыми для выживания гражданского населения, действующее МГП предоставляет режим специальной защиты объектам, содержащим опасные силы, поскольку нападение во время военных действий на указанные объекты может привести к высвобождению опасных сил и повлечь за собой катастрофические последствия как для гражданского населения, гражданских объектов, так и для окружающей природной среды.

В ст. 56 Дополнительного протокола I от 1977 г. закреплена норма, воспрещающая нападения на «установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции». Однако это запрещение далеко не всеобъемлющее и далеко не абсолютное, так как оно распространяется только на указанные объекты, поэтому ряд установок и сооружений, содержащих опасные силы, остались вне сферы действия статьи. Например, разрушение химических заводов, нападения на заводы по переработке и производству ядерного топлива, хранилища расщепляющих материалов и некоторые другие объекты способны причинить гражданскому населению, окружающей природной среде ущерб не меньшего масштаба, чем от разрушения плотины, дамбы или атомной электростанции 1 После варварских нападений вооруженных сил НАТО на объекты химической и нефтехимической промышленности в бывшей Югославии миллионы граждан подверглись оправлению газами. Вода, почва и леса также пострадали. Все это может иметь длительные последствия для здоровья всего населения и окружающей среды не только в республиках на территории бывшей Югославии, но и во всем регионе. .

Особенностью ст. 56 Дополнительного протокола I от 1977 г. является то, что она предусматривает также «особую» защиту от нападений и для военных объектов, размещенных непосредственно в установках и сооружениях, содержащих опасные силы, или поблизости от них, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Специальная защита, предоставляемая объектам, содержащим опасные силы, а также другим военным объектам, размещенным в них или поблизости, прекращается , если эти объекты используются для регулярной, существенной и непосредственной поддержки военных операций и такое нападение на них является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку (ч. 2 ст. 56).

В отношении плотин и дамб добавлено условие: «использования каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования». Под нормальным функционированием подразумевается их функция сдерживания, удержания воды в определенных пределах и на определенном уровне. Однако если плотина или дамба используется для регулярной, существенной, непосредственной поддержки военных операций, то уже подразумевается, что эти объекты используются «каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования».

Если особая защита прекращается и объекты, содержащие опасные силы, подвергаются нападению, то принимаются все практические меры предосторожности, чтобы избежать высвобождения опасных сил. При этом во всех случаях гражданское население и отдельные гражданские лица продолжают пользоваться правом на полную защиту, предоставляемую им международным правом (ч. 3 ст. 56 Дополнительного протокола I от 1977 г.) 2 Стороны конфликта обязаны принимать меры предосторожности при нападении в соответствии со ст. 57 Дополнительного протокола I от 1977 г. и предоставлять общую защиту гражданскому населению в соответствии со ст. 51 Дополнительного протокола I от 1977 г. .

МГП запрещает делать объектами репрессалий сооружения и установки, содержащие опасные силы, или военные объекты, расположенные непосредственно в них или поблизости (ч. 4 ст. 56 Дополнительного протокола I от 1977 г.). Данная норма вытекает из общего запрета превращать гражданские объекты в объекты репрессалий (ч. 1 ст. 52 Протокола).

Стороны, находящиеся в конфликте, обязаны поддерживать защиту установок и сооружений, содержащих опасные силы, принимать все возможные меры предосторожности против нападения на эти объекты. Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а также другие военные объекты, расположенные в них или поблизости от них, не должны использоваться для непосредственной поддержки военных операций, а также прикрытия военных операций.

При выработке положений ч. 5 ст. 56 Дополнительного протокола I от 1977 г. на Дипломатической конференции 1974- 1977 гг. было уделено много внимания вопросу о типах вооружений, допустимых для оборонительных действий. В конечном итоге было сочтено уместным разрешить использовать «оружие, способное лишь отразить нападение противника на установки и сооружения, пользующиеся защитой». Поэтому запрещается размещать вблизи объектов, содержащих опасные силы, оружие, с помощью которого можно произвести нападение на силы противника, проходящие на некотором расстоянии от защищаемых установок и сооружений.

В целях опознавания плотин, дамб и атомных электростанций, военных объектов, расположенных в этих установках или сооружениях или поблизости от них, стороны, находящиеся в конфликте, могут обозначать их специальным знаком 3 В виде группы ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной оси, как указано в ст. 16 Приложения к Дополнительному протоколу I. Этот знак согласно ст. 16 Приложения к Дополнительному протоколу 1 должен быть настолько большим и при нанесении на обширную поверхность может быть повторен так часто, насколько этого требуют конкретные обстоятельства. Когда возможно, знак наносится на плоскую поверхность или на флаги таким образом, чтобы он был виден с возможно большего числа направлений и с большого расстояния. . Отсутствие такого обозначения никоим образом не освобождает ни одну из сторон конфликта от ее обязательств по защите указанных объектов.

В ч. 6 ст. 56 Дополнительного протокола I от 1977 г. содержится положение, согласно которому стороны, находящиеся в конфликте, должны заключать между собой соглашения для обеспечения дополнительной защиты объектов, содержащих опасные силы. Данная норма касается всех участников Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны и Дополнительного протокола I от 1977 г., независимо от того, являются они воюющей стороной или нет.

Защита объектов, содержащих опасные силы, в случае немеждународного вооруженного конфликта регламентируется Дополнительным протоколом II от 1977 г. В нем закреплено положение о том, что «установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения» (ст. 15). Таким образом, в указанной статье не предусмотрены случаи прекращения особой защиты в отношении объектов, содержащих опасные силы.

В этой статье отсутствует норма о защите военных объектов, размещенных в установках или сооружениях, содержащих опасные силы, или поблизости от них (по аналогии с нормой, закрепленной в ч. 1 ст. 56 Дополнительного протокола I от 1977 г.). Закрепление этого правила послужило бы дополнительным правовым «щитом» от опасности побочных последствий, которые могут возникнуть при нападении на какой-либо военный объект, расположенный рядом с установками или сооружениями, содержащими опасные силы, в период не международных вооруженных конфликтов.

источник

Читайте также:  Установка задних подкрылок на 2109