Меню Рубрики

Установки и стереотипы общественного мне

Установки и стереотипы

Для описания избирательности и направленности нашего восприятия психологи ввели в научный оборот (а произошло это событие еще в 1920-е гг.) понятие установки. В современной психологии она обозначает неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности, некую готовность человека совершить что-либо. И не просто готовность как предрасположенность к действию, поскольку она может быть вполне пассивной, находиться в ожидающем режиме. Установка свидетельствует о заинтересованности индивида сделать что-то важное для него. Стало быть, она включает и мотивацию человека, и мобилизацию его душевных сил. Установка больше походит на нацеленность к действию, решительность.

В СССР теория установки широко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. Узнадзе отмечал, что решающее значение имеет прошлое каждого человека, та ситуация, в которой протекала его жизнь и в которой он воспитывался, те впечатления и переживания, которые имели особенный вес для него. В силу этого у каждого человека выработаны свои, отличные от других фиксированные установки.

Затем понятие установки перекочевало в социальную психологию и социологию, где обозначало субъективные ориентации индивидов как членов группы (общества) на те или иные общественные ценности и социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий).

Установка обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством ее стабилизации и развития в заданном направлении. Она определяет наше отношение к тому или иному событию, человеку, инновации. Негативная установка школьника к домашним заданиям обеспечивает соответствующее отношение к ним, а родителям — головную боль.

Если установка не определяет идеологическую направленность нашего восприятия (говорят — она ценностно нейтральна), то другая разновидность избирательного восприятия (а на его базе и представления) — стереотип — весьма политизирован.

Социальный стереотип — это способность осмысливать мир в терминах своей социальной группы. Для бедных богатые — жулики, для богатых бедные — лентяи. Но для бедных бедные не могут быть лентяями, а для богатых богатые — жуликами. Стереотип формирует суждения и оценки не своей, а другой группы, которая ни в коем случае не является референтной. Другая группа — враждебная или негативно оцениваемая. «Все толстые — обязательно обжоры», но только для худых. Сами толстые думают о себе иначе.

Можно сказать иначе. Социальный стереотип — предубеждение одной группы по отношению к другой. Яркий пример — расовые, национальные, этнические, религиозные и политические предубеждения. Есть даже межпоколенные предубеждения. Старики ворчат на молодежь, а та обзывает их консерваторами. Хотя давно известно, что старики всегда ворчали на молодежь, считая, что она испорчена и развращена. Так было уже в Древнем Египте 5 тыс. лет назад, и тому сохранились документальные доказательства. Как известно и другое: молодежь разная и подводить всех под единый стандарт бессмысленно. Но человечество упорно продолжает это делать с каждым следующим поколением, несмотря на прогресс просвещения и даже вопреки внутренним здравым установкам.

Термин «стереотип» был введен в 1922 г. американским социологом У. Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании.

Таким образом, возраст некоторых социальных стереотипов исчисляется тысячелетиями, других — столетиями и десятилетиями. Есть старые стереотипы, а есть совсем юные, только что оперившиеся. В течение 70 лет американцы (да и не только они) мыслили об СССР как об основной угрозе миру. Точно так же заставляли думать советских людей в отношении американцев. Следовательно, существует еще одна разновидность социальных стереотипов — идеологические шаблоны.

Стереотипы — универсальны, они пронизывают все сферы повседневной жизни. В этом они схожи с коллективными привычками и обычаями, с той лишь разницей, что стереотипы — область вербального поведения и мышления, а привычки и обычаи — реального поведения.

Оказывается, гнев обостряет предрассудки, которыми мы подвержены больше, чем нам хотелось бы. Американские психологи Д. ДеСтэно и Н. Дасгупта в 2004 г. показали, что состояние гнева вызывает автоматические проявления предрассудков в отношении тех, кто не является частью «своей» социальной группы. Участниками исследования стали жители Нью-Йорка и студенты, которые были поделены на группы на основании фальшивого личностного теста, который они считали нормальным. Затем их ввели в одно из трех эмоциональных состояний (гнева, досады или нейтральное), после чего им пришлось быстро классифицировать демонстрируемые им фотографии людей из их и других групп, которым предшествовали произносимые довольным или недовольным тоном слова. Таким образом, удалось добиться спонтанных и бессознательных оценок людей, принадлежащих к разным социальным группам. Как и ожидалось, среди тех, кто находился в раздосадованном или нейтральном состоянии, никакой предубежденности против членов своей группы замечено не было. Однако злость заставила оценивать представителей другой группы негативно, даже если с этой группой человек никогда раньше не встречался1.

Наличие социологического воображения проверяется вовсе не тем, в состоянии ли Вы наклепать анкету «от фонаря». А тем, что Вы в состоянии понять, что анкета — это инструмент решения соответствующих задач. Пусть даже от Вас не требуется провести исследование (как Вы пишете), а нужно предоставить всего лишь анкету — это не избавляет Вас от необходимости поставить задачи. Знаете, бывают исследования без цели, без задачи. и без результата. Не надо бы пополнять ряды таких «профессионалов».

С точки зрения психологии стереотипы выполняют несколько важных функций.
Во-первых, стереотипы — обыденные аналоги научных умозаключений. Иначе говоря, логической основой является подведение части под общее, распространение свойств, характеризующих целый класс явлений, на каждое отдельное явление. Логической формой стереотипа служит суждение с квантором всеобщности. Стереотип — обычное, массовое суждение людей об окружающем мире: «зимой всегда надо топить печку», «зимой всегда надо одеваться теплее». Причастие «всегда» указывает как раз на квантор всеобщности. Социальным этот стереотип делает то обстоятельство, что значительная часть наших суждений обращена к социальной среде. С их помощью мы каталогизируем людей по социальным слоям, классам, группам, сословиям и т.д. и, следовательно, наделяем конкретного человека теми свойствами, которые ранее мы приписали его социальной группе.

Читайте также:  Установка компонентов activex завершилась неудачей

Во-вторых, стереотип — некритическое суждение, выполняющее функцию не столько отражения объективной реальности, сколько функцию психологической защиты от нее. Вас обидела женщина, и вот готово суждение: «все женщины — стервы». В глубине души вы понимаете, что не правы: не все, а лишь та, с кем вам довелось столкнуться, т.е. из всего класса женщин надо выделить лишь отдельных особей, принесших вам несчастье. Но ваша обида требует не справедливости, а объяснения того, почему так происходит, и оправдания злости на происходящее. Я обижен на них, потому что они — плохие; я — правый, а они — виноватые. Стереотипы — некритические суждения об окружающих явлениях, не просто суждение, они — наш защитник, слуга, друг, помощник. Нам нужна не правда, а оправдание. Стереотип тут как тут: он подготовил для вас оправдание: не вы, а женщины — стервы. Таким образом, социальный стереотип — это один из инструментов психологической защиты.

Сэр Чарльз Дарвин, кстати, никогда не утверждал, что человек произошел от обезьяны. Он сказал лишь, что обезьяна является ближайшим родственником человека.

В-третьих, стереотип выполняет функцию упрощения и сокращения информации. Как и другие мыслительные схемы, он служит инструментом сокращения описания социальной реальности. Стереотип «упаковывает» информацию о внешнем мире в удобные для вас формулы. Тем самым он предупреждает и ориентирует вас, причем в очень сжатые сроки. Он говорит вам: «Осторожно! Все армяне — хитрецы, а все мужики — кобели!» Срабатывают ваши защитные механизмы, мобилизуются интеллектуальные ресурсы, и, как знать, может быть, благодаря этому вы не совершили еще одной ошибки, не допустили рокового промаха. А может быть, и наоборот — поддавшись обаянию стереотипа, вы неправильно за несли явление в свой реестр: именно эта женщина, которую вы считаете стервой, может быть верной спутницей вашей жизни. Но этого уже никогда не проверить — вы расстались с ней, предупрежденные своим «бдительным стражем».

Социальный стереотип — перенесение свойств, присущих отдельным людям, на всю категорию или группу — класс, слой, нацию: «все чеченцы — преступники», «на Западе хорошо, а здесь плохо», «раньше дети были лучше» — распространенные стереотипы. Стереотипы составляют фундамент наших рациональных суждений об окружающем мире. Они — самая универсальная, экономическая и эффективная форма, в которую «упаковывается» социальная информация. У социального стереотипа по крайней мере три составляющие:

  • логические операции подведения частного под общее (операция обобщения), перенесения признаков одного объекта на другой, обратная обобщению операция конкретизации. Таким образом, стереотип создается методом индукции, а применяется методом дедукции;
  • психологический механизм формирования стереотипа — видимо, тот же, что и у навыков, т.е. путем повторения. Кроме навыков в стереотипе присутствуют установка (готовность действовать шаблонным образом в новых ситуациях), психологическая защита (оправдание собственных поступков), мотивация (примерно то же, что и защита, т.е. оправдание своей правоты), механизм релаксации («предприниматели — жулики, а я не жулик и мне от этого легче») и др.;
  • социологическое, или социальное содержание — совокупность значений, смыслов и оценок, выработанных группой, но усвоенных (интериоризованных) индивидом.

О третьей составляющей, включающей в себя и социально-психологические компоненты стереотипа, надо поговорить подробнее. Стереотип отражает статус, т.е. социальное положение человека в обществе, плюс его оценку. К примеру, я не являюсь предпринимателем — не хватило способностей, желания или средств, — хотя, быть может, немного завидую, но обязательно «премного» осуждаю, поскольку знаю, как все вокруг: большие состояния у нас сколачиваются нечестным путем. Как интеллигент, я должен осуждать тех, кто выбрал подобную жизненную стратегию. Поскольку нечестное обогащение — массовое явление, моя психика заготавливает шаблон, т.е. объяснительную и одновременно осуждающую схему: все предприниматели — жулики. Но сам предприниматель думает иначе. Он считает, что основной способ обогащения — трудолюбие, предприимчивость и организаторские способности.

Что такое рай? Старый английский дом, китайская кухня, американская зарплата и русская жена. Что такое ад? Старый китайский дом, английская кухня, русская зарплата и американская жена.
Старая американская пословица

Следовательно, подсказывает его логика, все предприниматели — честные и трудолюбивые люди. Таким образом, у него совсем иной шаблон мышления. Причем, в оправдание себя он приведет множество исторических примеров и немалую статистику. И окажется прав. Но правы и те, кто осуждает капиталистов. Доводов у них не меньше. А какую позицию должен занять социолог? С одной стороны, он — интеллигентный человек, представитель того большинства в России, которое осуждает олигархов и капиталистов, с другой — он вполне здравомыслящий человек, желающий избавиться от предрассудков и стремиться к объективной истине.

Задача, скажем прямо, не из легких. И справляются с ней далеко не все. Достаточно почитать социологическую литературу — более чем наполовину она содержит оценочные и негативные суждения то ли в адрес отдельных социальных групп, то ли в адрес всей системы российского общества.

Они пронизывают всю нашу духовную жизнь. Являясь продуктами жизненного опыта, сами организуют и направляют этот опыт. Социальные стереотипы — обыденные аналоги научных умозаключений.

Читайте также:  Установка блока управления рулевой рейкой

источник

Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение

Под социальной установкой понимается общее оценочное суждение об объекте, отношение человека к объекту, проявляющееся в его поведении. В качестве объекта могут выступать известные политические деятели, кандидаты на выборах, спортсмены, произведения искусства, товары отечественного производства, периодические издания и т.д.

В структуре социальной установки выделяют три компонента: 1) когнитивный, представляющий собой систему знаний об объекте; 2) аффективный, отражающий спектр эмоциональных переживаний по поводу объекта; 3) поведенческий, включающий готовность реагировать определенным образом, потенциальные поведенческие реакции по отношению к объекту.

Функции социальных установок.Социальные установки позволяют человеку:

1) поддерживать самооценку и противостоять критике в его адрес или в адрес социальной группы, к которой он принадлежит (эгозащитная функция). Например, получив низкую оценку на экзамене, студент может поддержать свою самооценку через негативное отношение к преподавателю как несправедливому и невнимательному человеку, который не умеет понятно объяснять материал, или к предмету как неинтересному и ненужному;

2) определить приоритетные ценности, значение и важность тех или иных событий, отношение к тем или иным объектам, явлениям, другим людям, самому себе. Таким образом, социальные установки формируют «Я» человека, его представления о себе. Через них он себя выражает и реализует (функция выражения ценностей и самореализации). Например, человек может осуждать насилие, критиковать преступность, выступать против смертной казни, защищать животных, помогать нищим и т. д.;

3) формировать представление о том, что желательно и нежелательно для человека, ставить цели и подбирать адекватные средства и способы их достижения (утилитарная, или приспособительная, функция). Положительные установки формируются в отношении тех объектов, которые позволяют человеку достичь цели и удовлетворить его желания и наоборот;

4) формировать представление о различных объектах, процессах и явлениях окружающей действительности, помогают ориентироваться в событиях повседневности, интерпретировать происходящее, выносить ему оценку (функция знания). Окружающий мир очень сложен и разнообразен. Социальные установки позволяют структурировать знания о нем, экономить время и усилия на обработку информации, поступающей извне, защищая тем самым от информационных перегрузок.

Социальная установка и поведение.Долгое время социальные установки рассматривались как основная причина поведения. Зная их, можно предсказывать, как поведут себя люди. Определив отношение избирателей к кандидатам на выборах, можно предсказать результаты предстоящего голосования. При этом открываются перспективы не только для осуществления прогнозов, но и для управления поведением. Изменяя установки, можно влиять на поведение и изменять его. Так реклама призвана сформировать позитивные установки в отношении того или иного продукта у потенциальных его потребителей и стимулировать тем самым его приобретение.

Несоответствие поведения и социальных установок в социальной психологии известно как «парадокс Ла Пьера». Именно Ла Пьер обратил внимание исследователей на то, что реальное поведение не всегда соответствует социальным установкам. Он путешествовал по стране с китайской супружеской парой. Почти во всех отелях и ресторанах, где они побывали, доминировали негативные установки по отношению к выходцам из Азии. Несмотря на предубеждения, китайская пара почти во всех случаях была принята доброжелательно. Негативное отношение к социальной группе, таким образом, вполне может сопровождаться позитивным отношением к отдельным ее представителям. Будут ли люди действовать в соответствии со своими социальными установками, зависит от ряда личностных и ситуационных факторов, а также от характеристик самих установок.

Поведение человека, в свою очередь, влияет на его социальные установки. Согласно теории когнитивного диссонанса, человек чувствует напряжение, когда его мысли, убеждения и/или поступки противоречат друг другу. Для уменьшения неприятного ощущения он может изменять свои убеждения. Если поведение человека противоречит его социальным установкам (например, человек курит, зная о вреде курения) и по какой-либо причине ему трудно или невозможно изменить свое поведение (бросить курить), он может изменить свои установки, чтобы не испытывать неприятного чувства (оправдание курения получением удовольствия).

Люди не всегда знают свои подлинные социальные установки и могут осуществлять вывод о них, наблюдая за своим собственным поведением: «если я слушаю эстрадную музыку, значит, она мне нравится» (теория самовосприятия).

Согласно теории самопрезентации люди стремятся производить на окружающих хорошее впечатление и выглядеть последовательно. Они выражают те социальные установки, которые соответствуют их поступкам, и могут даже симулировать установки, в которые на самом деле не верят, подгоняя их под свое поведение.

Социальные установки и переработка информации.Социальные установки влияют на процесс и результат социального познания. Достаточно ярко влияние социальных установок проявляется в сфере межличностного восприятия. Если у человека сформировалась негативная установка по отношению к собеседнику, то все поведение последнего будет восприниматься через призму такой установки: щедрость будет рассматриваться как расточительность, а бережливость как проявление скупости и т. д. Общая положительная установка также ведет к соответствующему восприятию и интерпретации фактов. Отрицательные установки являются более устойчивыми по отношению к противоречащей им информации, чем положительные. Это проявляется, в частности, в том, что испортить впечатление о себе гораздо легче, чем затем его исправить.

Восприятие социального мира, таким образом, избирательно. Из всего многообразия поступающей информации человек отбирает ту, которая соответствует его социальным установкам, другая же игнорируется им, не замечается, подгоняется под установку, интерпретируется как редкое исключение и т. д.

Социальный стереотип– это упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный устойчивый образ какой-либо социальной группы, легко распространяемый на всех ее представителей. К характеристикам стереотипа относятся целостность, ярко выраженный оценочный характер, нагруженность «ошибочным» компонентом, устойчивость. Социальные стереотипы по своему содержанию могут быть как негативными, так и позитивными.

Читайте также:  Установка maven в window

Они существенно упрощают и сокращают процесс социального познания, позволяя ориентироваться во всем многообразии социальной информации и экономить время на ее полную обработку. Вместе с тем стереотипы не всегда содержат адекватную информацию и могут стать источником предубеждений.

Предубеждение –неоправданно негативная социальная установка по отношению к какой-либо социальной группе и ее представителям. Это негативное отношение к человеку только потому, что он принадлежит к той или иной социальной категории.

В современном обществе распространены этнические, гендерные, возрастные, классовые, религиозные, профессиональные предубеждения, предвзятое отношение к сексуальным меньшинствам, лицам, страдающим психическими заболеваниями, инвалидам и т. д.

Предубеждения чреваты негативными последствиями. Они способствуют непониманию, являются источником конфликтов, дискриминации, ограничивают позитивный опыт социальных контактов.

Предубеждения тесно связаны с явлением «навешивания негативных ярлыков» или стигматизацией. Стигма представляет собой некий атрибут, дискредитирующий человека в глазах окружающих, выдающий некое отрицательное свойство, его «ущербность», нежелательное отличие от большинства. Она наделяет индивида статусом неполноценного, вызывает его непринятие, отсутствие готовности взаимодействовать с ним как с равным. Например, ярлыки «психически больной», «нищий», «гомосексуалист», «преступник», «наркоман» уже заранее вызывают предвзятое, негативное отношение к их носителям.

Предубеждения могут быть следствием поспешных, неточных и чрезмерно обобщенных выводов, основанных на личном опыте человека, а также результатом некритичного усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной социальной группе. В основе их обычно лежит личная неприязнь к человеку, антипатия. В этом случае предубеждения выполняют функцию оправдания и рационализации этих чувств и неоправданно негативного поведения.

Сформировавшись, они сохраняются благодаря действию механизма «самореализующихся пророчеств»: то, во что человек верит в отношении других, служит формированию реальности, подтверждающей эту веру. Если учитель необоснованно считает ученика слабым и неспособным, он ожидает от него низких результатов, дает легкие задания, меньше внимания уделяет развитию интеллектуального потенциала ребенка. Постепенно ученик сам начинает считать себя слабым и неспособным. Это, в свою очередь, ведет к снижению успеваемости. Ожидания учителя, таким образом, подтверждаются, и предубежденное отношение, которое изначально было неоправданным, становится справедливым.

В формировании предубеждений участвуют процессы социальной категоризации, социальной идентификации, социального сравнения, межгрупповой дифференциации. Человек упорядочивает социальный мир, разбивая его на категории, распределяя людей по группам (социальная категоризация). Отнесение человеком себя к одной из этих категорий составляет процесс социальной идентификации. Для формирования и сохранения позитивной социальной идентичности необходимо установить различие между группами в пользу собственной. Отсюда большая благосклонность к своей группе, а также враждебность и дискриминация по отношению к чужой.

Предубеждения возникают в отношении представителей тех групп, которые принято относить к социальным меньшинствам. Чем больше их отличие от большинства, чем оно более значимо, тем сильнее и устойчивее предубеждения. Представители меньшинств вызывают негативное отношение еще и потому, что их поведение незнакомо, непонятно, а, следовательно, непредсказуемо, и в общении с ними люди не чувствуют себя уверенными и способными контролировать ситуацию. Человек же стремится к стабильности и хочет жить в предсказуемом, справедливом мире, где он мог бы контролировать все, что с ним происходит.

Явление «веры в справедливый мир» состоит в склонности верить в то, что мир справедлив и люди получают то, что заслуживают, и наоборот. Жертвы дискриминации и предубежденного отношения окружающих часто не вызывают сочувствия, дескать, человек сам виноват и заслужил такое отношение, так как мир справедлив.

Предубеждения могут быть результатом действия механизмов психологической защиты, позволяющих человеку поддерживать самоуважение и позитивный образ своего Я. Одним из таких механизмов является проекция – бессознательное приписывание субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Формирование предубеждений может состоять в проецировании собственных отрицательных качеств, неприемлемой части себя на других. Предубеждения дают ощущение превосходства и могут компенсировать чувство неполноценности через пренебрежительное отношение к другим. Они усиливаются в состоянии фрустрации, которое возникает всякий раз, когда блокируется целенаправленная последовательность действий субъекта, возникает препятствие на пути достижения цели.

Реальный конфликт интересов. Усилению предубеждений также способствуют борьба за редкие материальные и нематериальные ресурсы. Если на одну и ту же должность претендуют лица, принадлежащие к различным этническим группам, то такой конфликт интересов может активизировать этнические предубеждения.

Негативные социальные установки служат целям оправдания существующей в обществе иерархической структуры и социального неравенства. Они могут получать институциональную поддержку, транслироваться через средства массовой информации, систему образования и т. д.

Преодолению предубежденийспособствует создание общих целей, сплачивающих людей и снижающих их неприязнь по отношению друг к другу. Подобный эффект наблюдается лишь при успешном достижении общей цели, в противном случае неприязнь может усилиться.

Пересмотр категориальных границ – другой путь. Если люди переоценят свою групповую принадлежность и будут рассматривать себя как принадлежащих к одной социальной группе, их отношение друг к другу станет более благосклонным. Например, этнические предубеждения могут стать менее интенсивными, если напомнить людям, что они принадлежат к одной профессиональной или возрастной группе. Еще один способ – выделить две или более пересекающиеся друг с другом социальные категории, например возраст и пол. Тогда дифференциации по полу и возрасту будут компенсировать друг друга, и предубеждения будут ослаблены.

Существует «гипотеза контакта»: установление коммуникации между враждующими людьми, расширение возможностей их общения способствуют снижению предубежденности. Люди получают возможность лучше узнать друг друга и в своих суждениях опираются уже не на неточные и упрощенные стереотипы, а на опыт непосредственного общения.

источник