Меню Рубрики

Установки и стереотипы педагога

Педагогические стереотипы

Мастерство педагога, как высший уровень развития его профессионализма, является результатом педагогического опыта и творческого саморазвития. Сегодня в современном обществе нет учителя, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели своего поведения и своих действий, формируемой за счет овладения эффективными педагогическими технологиями. При этом профессия педагога, с одной стороны, невозможна без постоянного стремления к самореализации, а, с другой – наблюдается ограничение деятельности учителя определенными рамками и профессиональными стереотипами.
При этом стереотипы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительный момент обусловливается тем, что они обеспечивают определенность, точность, однозначность реагирования в сложных ситуациях и относительную успешность деятельности педагога в стандартных условиях. В то же время, педагогические стереотипы оказывают отрицательное влияние на результативность педагогической деятельности, так как закрепляется излишняя алгоритмизация в подходах, упрощенность во взглядах и реакциях. Мы видим, что педагогические стереотипы могут выступать как в роли стабилизирующих, так и в роли тормозящих профессиональное развитие учителя.
Факторами, влияющими на развитие стереотипов в области профессиональной педагогической деятельности являются:
— переход от единых программ и методик преподавания к самостоятельно разрабатываемым рабочим программам и технологиям на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;
— формирование системы образования на основе гуманистического персонифицированного подхода, предполагающего переориентацию с авторитарной модели взаимодействия «учитель-ученик» на личностную;
— внедрение инновационных технологий, требующих принципиально новых подходов к подготовке педагогических кадров.
Как свидетельствует опыт, педагогические стереотипы порождают слишком условное и упрощенное представление об учениках, образовательном процессе, формируют жесткие ожидания и установки в отношении других, содействуют поверхностному восприятию и лишают выгод, связанных с познанием отдельной личности, а значит, они являются серьезным тормозом в поступательном развитии системы образования сегодня.
Известно, что стереотипы передаются от социального окружения в результате некритичного к ним отношения. Это относится и к педагогическим стереотипам, сформировавшимся в сфере обучения и воспитания, как устойчивым, схематизированным и эмоционально — окрашенным представлениям о педагогической деятельности, личности ребенка, родителей и самого педагога. Педагогические стереотипы начинают формироваться в детстве под влиянием родителей и педагогов. В студенческие годы стереотипы продолжают накапливаться и закрепляться. С возрастом, как отмечают многие исследователи, склонность к стереотипизации увеличивается.
Упрощенные установки и стереотипы формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности, препятствующий усвоению новых подходов и методов, новых знаний, использованию новых технологий. Формирующаяся алгоритмизация в решении сложных педагогических задач ведет к снижению профессионального уровня, так как стереотипность действий педагога находится в противоречии с творческим подходом, необходимым для ее успешного протекания. Поэтому изучение типов, структуры, механизмов функционирования, влияния на результативность деятельности различных стереотипов является одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки.
Таким образом, делая вывод о роли стереотипов в педагогической деятельности, отметим, что негативные и устаревшие стереотипы препятствуют развитию личности, творческого мышления, восприятию целостного окружающего мира; позитивные стереотипы приспособляют к среде, обеспечивают определенность, точность, однозначность реагирования на действия других людей и формируют поведение в сложных ситуациях.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что:
1. Педагогические стереотипы – это схематические, стандартизированные, устойчивые представления о педагогической деятельности, учащихся, родителях, администрации, коллегах. Они начинают формироваться с детства в результате усвоения стандартов поведения родителей и педагогов, закрепляются в процессе педагогической деятельности.
2. Педагогические стереотипы могут приобретать определенную структуру, которая выражается в индивидуально-личностных особенностях в результате фиксации отношений к профессии, администрации, родителям, коллегам, учащимся, что обусловливает существование педагогов с выраженными стереотипами во всех сферах педагогической действительности, педагогов с невыраженными стереотипами, а также педагогов с выраженными стереотипами в одних сферах и невыраженными в других.
3. Наличие или отсутствие педагогических стереотипов обусловливается во многом типом ориентированности на авторитарную или личностную модель взаимодействия с учениками, присутствием педагогических установок, а также индивидуально-личностными качествами, характеризующими сферу взаимодействия педагога с другими людьми, такими как: доминантность, экспрессивность, способность к эмпатии, внутреннее напряжение, самолюбие, консерватизм. Каковы же механизмы преодоления негативных, трансформации устаревших и закрепления позитивных педагогических стереотипов?
Это, прежде всего, возрастание системности в педагогической профессиональной деятельности и сознании учителя, что предполагает целостное восприятие и проектирование социальной ситуации развития ребенка, способность педагога к профессиональной рефлексии.
Хороший эффект дает также преодоление авторитарности как своеобразного «учительского комплекса», проявляющегося в лучшем случае в монополии на знание безусловных истин, а в худшем в безапелляционности, консерватизме, назидательности, морализировании, установке типа «учитель всегда прав».
Практика показывает, переход от алгоритмического выполнения методических норм и правил к построению собственной педагогической концепции и эффективной технологии, расширение творчества учителя в целевой, содержательной и методической сферах и осознание своего права на творческое самовыражение дает хорошую основу для формирования индивидуального стиля, основанного на понимании того, что изменения «объектов обучения и воспитания» возможны лишь через отношение к самому себе как к объекту изучения и изменения.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 7635 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Тренинг психолога для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»

Цель:

осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность.

повысить психологическую компетентность педагогов;

выявить и корректировать неадаптивные стереотипы профессиональной деятельности;

определить и осознать свои стереотипы;

развивать командное взаимодействие;

овладеть навыками общения.

Цель: создание доброжелательной атмосферы во время работы.

Практический психолог предлагает участникам создать круг. Затем он в произвольном порядке раздает им бланки с вариантами незаконченных предложений. Задача состоит в том, чтобы каждый из педагогов продолжил предложения так, чтобы оно характеризовало его коллегу справа.

Читайте также:  Установка видеорегистраторов под зеркало

Практический психолог также участвует в упражнении. Его задача — продолжить предложение, пользуясь стереотипными представлениями. Например, «Если бы мой коллега был французом, то его манеры были бы галантными».

Варианты незаконченных предложений:

Если бы мой коллега был начальником, то его внешний вид был бы .

Если бы мой коллега был фотомоделью, то его семейное положение было бы .

Если бы мой коллега был байкером, то его любимым напитком был бы .

Если бы мой коллега был художником, то его внешний вид был бы .

Если бы мой коллега был танцором, то его осанка была бы .

Если бы мой коллега был итальянцем, то его темперамент был бы .

Если бы мой коллега был военным, то его речь была бы .

Если бы мой коллега был парикмахером, то его прическа была бы .

Цель: осмысление каждым участником своих ожиданий от занятия.

Практический психолог предлагает участникам каждому по очереди рассказать о своих ожиданиях от занятия и пожелания, которые возникают по этому поводу.

Формулировка и утверждение правил работы

формирование единого рабочего пространства;

создание и утверждение правил поведения во время занятия.

Практический психолог предлагает группе в форме открытой дискуссии сформулировать правила работы. Утвержденные правила он записывает на флипчарте.

Цель: осознание влияния установок и стереотипов на поведение, на представление об окружении и о себе.

Педагоги объединены в две группы. Одна группа получает фотографию человека так, чтобы другая группа не видела ее. Практический психолог сообщает, что на фото — преступник, грузин Гога Гогадзе, и предлагает описать этого человека по следующим характеристикам:

отношение окружающих к человеку.

Другой группе участников практический психолог показывает то же изображение, говоря, что на нем — известный детский врач, армянин Саркис Саркисян. И предлагает описать его по тем же пунктам.

После составления описаний, обе группы педагогов по очереди озвучивают их, не называя профессии или имени человека. Затем практический психолог показывает обеим группам фотографии лиц, которых они описывали, и педагоги узнают, что это один и тот же человек.

Почему описания одного человека оказались разными?

Что больше всего повлияло на создание описания?

Как люди больше всего влияют на формирование представлений о себе и окружающим?

Какие вы знаете установки и стереотипные представления? (Ответы записывают на флипчарте).

Вернемся к упражнению «Приветствие». Почему большинство окончаний предложений были стереотипные?

Что мешало продолжить предложение по-другому?

Упражнение «Какие эмоции испытывает персонаж?»

Практический психолог: на ваши описания повлияла установка о том, кем является человек на фотографии. Не существует объективных факторов — все они личностно окрашенные, поскольку мы живем в обществе, где так или иначе прислушиваемся к окружающим. Вот так установка влияет на наши представления о себе и других, о добре и зле. Всю жизнь человек проходит под влиянием установок. Некоторые из них мы создаем самостоятельно, другие формируют наши родители, учителя, друзья.

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенному виду активности в определенной ситуации. По-другому этот внутреннее состояние готовности человека к действию, предшествующему поведению. Установка формируется на основе предварительного социально-психологического опыта. Она действует на осознанном и неосознаваемом уровнях: осуществляет регулятивную функцию поведения человека. Установка определяет устойчивое, последовательное поведение в случае изменения ситуаций; освобождает субъект от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в типичных ситуациях; может вызывать инертность действий и тормозить приспособление к новым ситуациям, обусловливающим изменение программы поведения.

На прочность связи между установкой и поведением человека влияют следующие факторы:

ситуационные (например, функционирование социальных норм, ограниченное время и т.д.);

качество самих установок (например, их сила, важность)

личностные (например, самоконтроль).

Важность установки для человека определяют следующие факторы:

собственные интересы — чем больше заинтересован человек, тем для него важнее установка;

социальная идентификация — чем сильнее группа, в состав которой входит человек с определенной установкой, тем важнее эта установка;

ценностная релевантность — чем больше установка связана с личностными ценностями человека, тем она важнее.

Поэтому взаимосвязь установки с основными социальными и индивидуальными потребностями, ценностями повышает уровень ее важности.

Индивидуальные различия также влияют на связь между установками и поведением: она сильнее у одних людей и слабее у других. Поэтому установки позволяют прогнозировать поведение людей с низким уровнем самоконтроля, поскольку такие люди используют свои установки как важные регуляторы их поведения. И, наоборот, эта связь оказывается слабее у людей с высоким уровнем самоконтроля.

Понятие установки тесно связано со стереотипами. Стереотипы являются упрощенными, предварительно сформированными представлениями о мире, традиционными способами мышления, восприятия и деятельности человека, ригидными кодами-знаниями, которые применяют в «готовом» виде. У педагога закономерно возникают трудности, связанные с несоответствием социальных требований имеющимся педагогическим стереотипам. То есть не стереотипы меняют в соответствии с новыми реалиями, а, наоборот, к новым условиям выбирают предварительно сложившиеся стереотипы.

Педагогические стереотипы — это когнитивные или эмоциональные образцы, на которые ориентируется педагог во время своей профессиональной деятельности. Из их числа выделяют стереотипы мышления, эмоций, реакций, поведения и т. На определенном этапе педагогические стереотипы дают молодому специалисту возможность быстро сориентироваться в различных ситуациях, проводить деятельность в реальных образовательных условиях.

Обычно сложная деятельность не обходится без системы стандартов и механической реализации, но когда парадигма устаревает, то стереотипы, которые ей отвечали, становятся существенными препятствиями и тормозят обновление практики. Педагогические стереотипы являются устойчивыми образованиями. Стереотипное мышление и соответствующее поведение педагога не дают ему возможности реализовывать творческую деятельность, поскольку алгоритмический подход к ее осуществлению не присущ дошкольному образованию.

Читайте также:  Установка пластины в конвертер

Педагогические стереотипы тесно связанные с планированием, алгоритмическим подходом и механичностью профессиональной деятельности. Основными признаками стереотипа являются:

упрощение — ориентирование на минимум, на примитивные конструкции, невозможность действовать вариативно с большим количеством сложных объектов;

типизация — процесс создания моделей, конструкций на основе общих характеристик, стандартизация окружающего мира. Стереотип применяют так, чтобы не он соответствовал реальности, а для реальности подбирают соответствующий стереотип;

несознательность — отсутствие критического восприятия ежедневных действий, связанных со стереотипами, то есть отсутствие рефлексии;

ригидность — неготовность изменять программу действий в зависимости от новых мотивационных требований; отсутствие модификации стереотипов.

«Мозговой штурм» «Как избавиться от стереотипов и установок?»

Цель: побуждение педагогов к поиску собственных способов избавления от стереотипов и установок.

Педагогов объединяют в две группы и предлагают им разработать способы преодоления установок и стереотипов. Каждая группа записывает на ватмане разработанные ею методы. Затем листы ватмана обеих групп размещают на флипчарте и участники по очереди представляют свои записи.

При необходимости практический психолог дополняет способы борьбы со стереотипами и установками, представленные педагогами, предлагает им другие варианты.

Преодолеть установки и стереотипы позволяет метод сравнения. Он совсем не сложный, ведь и само стереотипное мышление — довольно примитивно. Метод заключается в том, чтобы сравнивать неблагоприятную ситуации с другой, более отрицательной, которая гипотетически могла бы произойти. Это не решает проблему, но значительно снижает негативный эффект полярного мышления.

Преодолеть стереотипы относительно необоснованных ожиданий поможет «детское» восприятие. Ведь дети настолько открыты, что воспринимают все таким, каким оно есть: например, к взрослым они относятся независимо от их материального положения, профессии и успешного/негативного опыта. Поэтому попробуйте «примерить» на себя модель детского мышления — будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих субъективных представлениях о том, какой он есть. Каждый раз, когда вы поймали себя на ожиданиях, спросите себя: «На чем основаны мои ожидания в этой ситуации — на реальных предпосылках или на моем желании получить что-то?», «Не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие осуществление моих ожиданий?», «Понимают ли люди, чего я от них жду и почему чувствую раздражение, если мои ожидания не оправдываются?».

источник

Тренинг»Влияние установки стереотипов на личность педагога в ДОО»
консультация на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ «Влияние установки стереотипов на личность педагога»

Педагог-психолог МАДОУ №346: Ярандаева О.Ю.

  • осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность.
  • повысить психологическую компетентность педагогов;
  • выявить и корректировать неадаптивные стереотипы профессиональной деятельности;
  • определить и осознать свои стереотипы;
  • развивать командное взаимодействие;
  • овладеть навыками общения.

Цель: создание доброжелательной атмосферы во время работы.

Практический психолог предлагает участникам создать круг. Затем он в произвольном порядке раздает им бланки с вариантами незаконченных предложений. Задача состоит в том, чтобы каждый из педагогов продолжил предложения так, чтобы оно характеризовало его коллегу справа.

Практический психолог также участвует в упражнении. Его задача — продолжить предложение, пользуясь стереотипными представлениями. Например, «Если бы мой коллега был французом, то его манеры были бы галантными».

Варианты незаконченных предложений:

Если бы мой коллега был начальником, то его внешний вид был бы .

Если бы мой коллега был фотомоделью, то его семейное положение было бы .

Если бы мой коллега был байкером, то его любимым напитком был бы .

Если бы мой коллега был художником, то его внешний вид был бы ..

Если бы мой коллега был танцором, то его осанка была бы .

Если бы мой коллега был итальянцем, то его темперамент был бы .

Если бы мой коллега был военным, то его речь была бы .

Если бы мой коллега был парикмахером, то его прическа была бы .

Цель: осмысление каждым участником своих ожиданий от занятия.

Практический психолог предлагает участникам каждому по очереди рассказать о своих ожиданиях от занятия и пожелания, которые возникают по этому поводу.

Формулировка и утверждение правил работы

формирование единого рабочего пространства;

создание и утверждение правил поведения во время занятия.

Практический психолог предлагает группе в форме открытой дискуссии сформулировать правила работы. Утвержденные правила он записывает на флипчарте.

Цель: осознание влияния установок и стереотипов на поведение, на представление об окружении и о себе.

Педагоги объединены в две группы. Одна группа получает фотографию человека так, чтобы другая группа не видела ее. Практический психолог сообщает, что на фото — преступник, грузин Гога Гогадзе, и предлагает описать этого человека по следующим характеристикам:

отношение окружающих к человеку.

Другой группе участников практический психолог показывает то же изображение, говоря, что на нем — известный детский врач, армянин Саркис Саркисян. И предлагает описать его по тем же пунктам.

После составления описаний, обе группы педагогов по очереди озвучивают их, не называя профессии или имени человека. Затем практический психолог показывает обеим группам фотографии лиц, которых они описывали, и педагоги узнают, что это один и тот же человек.

Почему описания одного человека оказались разными?

Что больше всего повлияло на создание описания?

Как люди больше всего влияют на формирование представлений о себе и окружающим?

Какие вы знаете установки и стереотипные представления? (Ответы записывают на флипчарте).

Вернемся к упражнению «Приветствие». Почему большинство окончаний предложений были стереотипные?

Читайте также:  Установка переключателя поворотов на уаз

Что мешало продолжить предложение по-другому?

Упражнение «Какие эмоции испытывает персонаж?»

Практический психолог: на ваши описания повлияла установка о том, кем является человек на фотографии. Не существует объективных факторов — все они личностно окрашенные, поскольку мы живем в обществе, где так или иначе прислушиваемся к окружающим. Вот так установка влияет на наши представления о себе и других, о добре и зле. Всю жизнь человек проходит под влиянием установок. Некоторые из них мы создаем самостоятельно, другие формируют наши родители, учителя, друзья.

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенному виду активности в определенной ситуации. По-другому этот внутреннее состояние готовности человека к действию, предшествующему поведению. Установка формируется на основе предварительного социально-психологического опыта. Она действует на осознанном и неосознаваемом уровнях: осуществляет регулятивную функцию поведения человека. Установка определяет устойчивое, последовательное поведение в случае изменения ситуаций; освобождает субъект от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в типичных ситуациях; может вызывать инертность действий и тормозить приспособление к новым ситуациям, обусловливающим изменение программы поведения.

На прочность связи между установкой и поведением человека влияют следующие факторы:

ситуационные (например, функционирование социальных норм, ограниченное время и т.д.);

качество самих установок (например, их сила, важность)

личностные (например, самоконтроль).

Важность установки для человека определяют следующие факторы:

собственные интересы — чем больше заинтересован человек, тем для него важнее установка;

социальная идентификация — чем сильнее группа, в состав которой входит человек с определенной установкой, тем важнее эта установка;

ценностная релевантность — чем больше установка связана с личностными ценностями человека, тем она важнее.

Поэтому взаимосвязь установки с основными социальными и индивидуальными потребностями, ценностями повышает уровень ее важности.

Индивидуальные различия также влияют на связь между установками и поведением: она сильнее у одних людей и слабее у других. Поэтому установки позволяют прогнозировать поведение людей с низким уровнем самоконтроля, поскольку такие люди используют свои установки как важные регуляторы их поведения. И, наоборот, эта связь оказывается слабее у людей с высоким уровнем самоконтроля.

Понятие установки тесно связано со стереотипами. Стереотипы являются упрощенными, предварительно сформированными представлениями о мире, традиционными способами мышления, восприятия и деятельности человека, ригидными кодами-знаниями, которые применяют в «готовом» виде. У педагога закономерно возникают трудности, связанные с несоответствием социальных требований имеющимся педагогическим стереотипам. То есть не стереотипы меняют в соответствии с новыми реалиями, а, наоборот, к новым условиям выбирают предварительно сложившиеся стереотипы.

Педагогические стереотипы — это когнитивные или эмоциональные образцы, на которые ориентируется педагог во время своей профессиональной деятельности. Из их числа выделяют стереотипы мышления, эмоций, реакций, поведения и т. На определенном этапе педагогические стереотипы дают молодому специалисту возможность быстро сориентироваться в различных ситуациях, проводить деятельность в реальных образовательных условиях.

Обычно сложная деятельность не обходится без системы стандартов и механической реализации, но когда парадигма устаревает, то стереотипы, которые ей отвечали, становятся существенными препятствиями и тормозят обновление практики. Педагогические стереотипы являются устойчивыми образованиями. Стереотипное мышление и соответствующее поведение педагога не дают ему возможности реализовывать творческую деятельность, поскольку алгоритмический подход к ее осуществлению не присущ дошкольному образованию.

Педагогические стереотипы тесно связанные с планированием, алгоритмическим подходом и механичностью профессиональной деятельности. Основными признаками стереотипа являются:

упрощение — ориентирование на минимум, на примитивные конструкции, невозможность действовать вариативно с большим количеством сложных объектов;

типизация — процесс создания моделей, конструкций на основе общих характеристик, стандартизация окружающего мира. Стереотип применяют так, чтобы не он соответствовал реальности, а для реальности подбирают соответствующий стереотип;

несознательность — отсутствие критического восприятия ежедневных действий, связанных со стереотипами, то есть отсутствие рефлексии;

ригидность — неготовность изменять программу действий в зависимости от новых мотивационных требований; отсутствие модификации стереотипов.

«Мозговой штурм» «Как избавиться от стереотипов и установок?»

Цель: побуждение педагогов к поиску собственных способов избавления от стереотипов и установок.

Педагогов объединяют в две группы и предлагают им разработать способы преодоления установок и стереотипов. Каждая группа записывает на ватмане разработанные ею методы. Затем листы ватмана обеих групп размещают на флипчарте и участники по очереди представляют свои записи.

При необходимости практический психолог дополняет способы борьбы со стереотипами и установками, представленные педагогами, предлагает им другие варианты.

Преодолеть установки и стереотипы позволяет метод сравнения. Он совсем не сложный, ведь и само стереотипное мышление — довольно примитивно. Метод заключается в том, чтобы сравнивать неблагоприятную ситуации с другой, более отрицательной, которая гипотетически могла бы произойти. Это не решает проблему, но значительно снижает негативный эффект полярного мышления.

Преодолеть стереотипы относительно необоснованных ожиданий поможет «детское» восприятие. Ведь дети настолько открыты, что воспринимают все таким, каким оно есть: например, к взрослым они относятся независимо от их материального положения, профессии и успешного/негативного опыта. Поэтому попробуйте «примерить» на себя модель детского мышления — будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих субъективных представлениях о том, какой он есть. Каждый раз, когда вы поймали себя на ожиданиях, спросите себя: «На чем основаны мои ожидания в этой ситуации — на реальных предпосылках или на моем желании получить что-то?», «Не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие осуществление моих ожиданий?», «Понимают ли люди, чего я от них жду и почему чувствую раздражение, если мои ожидания не оправдываются?».

источник