Меню Рубрики

Установки и стереотипы в большей степени действуют

Установки и стереотипы

Для описания избирательности и направленности нашего восприятия психологи ввели в научный оборот (а произошло это событие еще в 1920-е гг.) понятие установки. В современной психологии она обозначает неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности, некую готовность человека совершить что-либо. И не просто готовность как предрасположенность к действию, поскольку она может быть вполне пассивной, находиться в ожидающем режиме. Установка свидетельствует о заинтересованности индивида сделать что-то важное для него. Стало быть, она включает и мотивацию человека, и мобилизацию его душевных сил. Установка больше походит на нацеленность к действию, решительность.

В СССР теория установки широко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. Узнадзе отмечал, что решающее значение имеет прошлое каждого человека, та ситуация, в которой протекала его жизнь и в которой он воспитывался, те впечатления и переживания, которые имели особенный вес для него. В силу этого у каждого человека выработаны свои, отличные от других фиксированные установки.

Затем понятие установки перекочевало в социальную психологию и социологию, где обозначало субъективные ориентации индивидов как членов группы (общества) на те или иные общественные ценности и социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий).

Установка обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством ее стабилизации и развития в заданном направлении. Она определяет наше отношение к тому или иному событию, человеку, инновации. Негативная установка школьника к домашним заданиям обеспечивает соответствующее отношение к ним, а родителям — головную боль.

Если установка не определяет идеологическую направленность нашего восприятия (говорят — она ценностно нейтральна), то другая разновидность избирательного восприятия (а на его базе и представления) — стереотип — весьма политизирован.

Социальный стереотип — это способность осмысливать мир в терминах своей социальной группы. Для бедных богатые — жулики, для богатых бедные — лентяи. Но для бедных бедные не могут быть лентяями, а для богатых богатые — жуликами. Стереотип формирует суждения и оценки не своей, а другой группы, которая ни в коем случае не является референтной. Другая группа — враждебная или негативно оцениваемая. «Все толстые — обязательно обжоры», но только для худых. Сами толстые думают о себе иначе.

Можно сказать иначе. Социальный стереотип — предубеждение одной группы по отношению к другой. Яркий пример — расовые, национальные, этнические, религиозные и политические предубеждения. Есть даже межпоколенные предубеждения. Старики ворчат на молодежь, а та обзывает их консерваторами. Хотя давно известно, что старики всегда ворчали на молодежь, считая, что она испорчена и развращена. Так было уже в Древнем Египте 5 тыс. лет назад, и тому сохранились документальные доказательства. Как известно и другое: молодежь разная и подводить всех под единый стандарт бессмысленно. Но человечество упорно продолжает это делать с каждым следующим поколением, несмотря на прогресс просвещения и даже вопреки внутренним здравым установкам.

Термин «стереотип» был введен в 1922 г. американским социологом У. Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании.

Таким образом, возраст некоторых социальных стереотипов исчисляется тысячелетиями, других — столетиями и десятилетиями. Есть старые стереотипы, а есть совсем юные, только что оперившиеся. В течение 70 лет американцы (да и не только они) мыслили об СССР как об основной угрозе миру. Точно так же заставляли думать советских людей в отношении американцев. Следовательно, существует еще одна разновидность социальных стереотипов — идеологические шаблоны.

Стереотипы — универсальны, они пронизывают все сферы повседневной жизни. В этом они схожи с коллективными привычками и обычаями, с той лишь разницей, что стереотипы — область вербального поведения и мышления, а привычки и обычаи — реального поведения.

Оказывается, гнев обостряет предрассудки, которыми мы подвержены больше, чем нам хотелось бы. Американские психологи Д. ДеСтэно и Н. Дасгупта в 2004 г. показали, что состояние гнева вызывает автоматические проявления предрассудков в отношении тех, кто не является частью «своей» социальной группы. Участниками исследования стали жители Нью-Йорка и студенты, которые были поделены на группы на основании фальшивого личностного теста, который они считали нормальным. Затем их ввели в одно из трех эмоциональных состояний (гнева, досады или нейтральное), после чего им пришлось быстро классифицировать демонстрируемые им фотографии людей из их и других групп, которым предшествовали произносимые довольным или недовольным тоном слова. Таким образом, удалось добиться спонтанных и бессознательных оценок людей, принадлежащих к разным социальным группам. Как и ожидалось, среди тех, кто находился в раздосадованном или нейтральном состоянии, никакой предубежденности против членов своей группы замечено не было. Однако злость заставила оценивать представителей другой группы негативно, даже если с этой группой человек никогда раньше не встречался1.

Наличие социологического воображения проверяется вовсе не тем, в состоянии ли Вы наклепать анкету «от фонаря». А тем, что Вы в состоянии понять, что анкета — это инструмент решения соответствующих задач. Пусть даже от Вас не требуется провести исследование (как Вы пишете), а нужно предоставить всего лишь анкету — это не избавляет Вас от необходимости поставить задачи. Знаете, бывают исследования без цели, без задачи. и без результата. Не надо бы пополнять ряды таких «профессионалов».

С точки зрения психологии стереотипы выполняют несколько важных функций.
Во-первых, стереотипы — обыденные аналоги научных умозаключений. Иначе говоря, логической основой является подведение части под общее, распространение свойств, характеризующих целый класс явлений, на каждое отдельное явление. Логической формой стереотипа служит суждение с квантором всеобщности. Стереотип — обычное, массовое суждение людей об окружающем мире: «зимой всегда надо топить печку», «зимой всегда надо одеваться теплее». Причастие «всегда» указывает как раз на квантор всеобщности. Социальным этот стереотип делает то обстоятельство, что значительная часть наших суждений обращена к социальной среде. С их помощью мы каталогизируем людей по социальным слоям, классам, группам, сословиям и т.д. и, следовательно, наделяем конкретного человека теми свойствами, которые ранее мы приписали его социальной группе.

Читайте также:  Установка головок на спутниковую антенну ямал

Во-вторых, стереотип — некритическое суждение, выполняющее функцию не столько отражения объективной реальности, сколько функцию психологической защиты от нее. Вас обидела женщина, и вот готово суждение: «все женщины — стервы». В глубине души вы понимаете, что не правы: не все, а лишь та, с кем вам довелось столкнуться, т.е. из всего класса женщин надо выделить лишь отдельных особей, принесших вам несчастье. Но ваша обида требует не справедливости, а объяснения того, почему так происходит, и оправдания злости на происходящее. Я обижен на них, потому что они — плохие; я — правый, а они — виноватые. Стереотипы — некритические суждения об окружающих явлениях, не просто суждение, они — наш защитник, слуга, друг, помощник. Нам нужна не правда, а оправдание. Стереотип тут как тут: он подготовил для вас оправдание: не вы, а женщины — стервы. Таким образом, социальный стереотип — это один из инструментов психологической защиты.

Сэр Чарльз Дарвин, кстати, никогда не утверждал, что человек произошел от обезьяны. Он сказал лишь, что обезьяна является ближайшим родственником человека.

В-третьих, стереотип выполняет функцию упрощения и сокращения информации. Как и другие мыслительные схемы, он служит инструментом сокращения описания социальной реальности. Стереотип «упаковывает» информацию о внешнем мире в удобные для вас формулы. Тем самым он предупреждает и ориентирует вас, причем в очень сжатые сроки. Он говорит вам: «Осторожно! Все армяне — хитрецы, а все мужики — кобели!» Срабатывают ваши защитные механизмы, мобилизуются интеллектуальные ресурсы, и, как знать, может быть, благодаря этому вы не совершили еще одной ошибки, не допустили рокового промаха. А может быть, и наоборот — поддавшись обаянию стереотипа, вы неправильно за несли явление в свой реестр: именно эта женщина, которую вы считаете стервой, может быть верной спутницей вашей жизни. Но этого уже никогда не проверить — вы расстались с ней, предупрежденные своим «бдительным стражем».

Социальный стереотип — перенесение свойств, присущих отдельным людям, на всю категорию или группу — класс, слой, нацию: «все чеченцы — преступники», «на Западе хорошо, а здесь плохо», «раньше дети были лучше» — распространенные стереотипы. Стереотипы составляют фундамент наших рациональных суждений об окружающем мире. Они — самая универсальная, экономическая и эффективная форма, в которую «упаковывается» социальная информация. У социального стереотипа по крайней мере три составляющие:

  • логические операции подведения частного под общее (операция обобщения), перенесения признаков одного объекта на другой, обратная обобщению операция конкретизации. Таким образом, стереотип создается методом индукции, а применяется методом дедукции;
  • психологический механизм формирования стереотипа — видимо, тот же, что и у навыков, т.е. путем повторения. Кроме навыков в стереотипе присутствуют установка (готовность действовать шаблонным образом в новых ситуациях), психологическая защита (оправдание собственных поступков), мотивация (примерно то же, что и защита, т.е. оправдание своей правоты), механизм релаксации («предприниматели — жулики, а я не жулик и мне от этого легче») и др.;
  • социологическое, или социальное содержание — совокупность значений, смыслов и оценок, выработанных группой, но усвоенных (интериоризованных) индивидом.
Читайте также:  Установка калитки гранд лайн премиум

О третьей составляющей, включающей в себя и социально-психологические компоненты стереотипа, надо поговорить подробнее. Стереотип отражает статус, т.е. социальное положение человека в обществе, плюс его оценку. К примеру, я не являюсь предпринимателем — не хватило способностей, желания или средств, — хотя, быть может, немного завидую, но обязательно «премного» осуждаю, поскольку знаю, как все вокруг: большие состояния у нас сколачиваются нечестным путем. Как интеллигент, я должен осуждать тех, кто выбрал подобную жизненную стратегию. Поскольку нечестное обогащение — массовое явление, моя психика заготавливает шаблон, т.е. объяснительную и одновременно осуждающую схему: все предприниматели — жулики. Но сам предприниматель думает иначе. Он считает, что основной способ обогащения — трудолюбие, предприимчивость и организаторские способности.

Что такое рай? Старый английский дом, китайская кухня, американская зарплата и русская жена. Что такое ад? Старый китайский дом, английская кухня, русская зарплата и американская жена.
Старая американская пословица

Следовательно, подсказывает его логика, все предприниматели — честные и трудолюбивые люди. Таким образом, у него совсем иной шаблон мышления. Причем, в оправдание себя он приведет множество исторических примеров и немалую статистику. И окажется прав. Но правы и те, кто осуждает капиталистов. Доводов у них не меньше. А какую позицию должен занять социолог? С одной стороны, он — интеллигентный человек, представитель того большинства в России, которое осуждает олигархов и капиталистов, с другой — он вполне здравомыслящий человек, желающий избавиться от предрассудков и стремиться к объективной истине.

Задача, скажем прямо, не из легких. И справляются с ней далеко не все. Достаточно почитать социологическую литературу — более чем наполовину она содержит оценочные и негативные суждения то ли в адрес отдельных социальных групп, то ли в адрес всей системы российского общества.

Они пронизывают всю нашу духовную жизнь. Являясь продуктами жизненного опыта, сами организуют и направляют этот опыт. Социальные стереотипы — обыденные аналоги научных умозаключений.

источник

План лекции. Установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации

Установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации

Типология аудитории в массовой коммуникации

Типология аудитории весьма сложный вопрос, существуют различные критерии для типологизации. Мы будем использовать типологизацию в основе которой лежит доступ аудитории к конкретным источникам информации, кто является действительной аудиторией данного вида СМИ, кто просто имеет к нему доступ. Выделяют регулярные, нерегулярные, реальные и потенциальные, целевые и нецелевые типы аудитории. Мы понимаем, что даже формально доступная продукция СМИ потребляется по-разному. Это зависит от особенностей аудитории, ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, уровень образования, семейное положение, профессия и т.д.) от уровня подготовленности к восприятию информации (владение словарем, степень понимания логических аргументов конкретного текста и т.д.). Можно выделять более широкие сегменты массовой аудитории (например, аудитория ОРТ, газеты «красноярский рабочий») или более узкие сегменты – аудиторию определенного вида сообщений (рубрик), например: спорт, новости и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие из психических и познавательных процессов изучаются в психологии массовых коммуникаций?

2. Расскажите роль каждого познавательного процесса для коммуникации.

3. Согласны ли Вы с трактовкой массы С. Московичи? Почему?

4. Для чего проводит сегментирование аудитории?

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза М.: ЭКСМО, 2005.

2. Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит / П.Л.Карабущенко, Н.Б. Карабущенко М.: Памятники исторической мысли, 2006

3. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. – М.: ИНИОН, 1990. – Т. 1.

4. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. М.: ИНИОН, 1991. – Т. 2.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

6. Шарков Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков — М.: «РИП-холдинг», 2005.

7. Основы теории коммуникации под ред. Василика М.А. М.:Гардарики, 2003.

8. Науменко Т.В.Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко — Спб.: ПИТЕР, 2005

9. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 448 с. (Проект «Психология-BEST»)

5.1Понятие стереотипа в психологии и их значение

5.2Закономерности формирования стереотипов. Роль СМИ в формировании стереотипов

5.1Понятие стереотипа в психологии и их значение

Поведение человека всегда определяется не столько реалиями окружающего мира, сколько образом мира в голове человека. От того, как он воспринимает окружающий мир как агрессивный, дружелюбный или нейтральный зависит поведение каждого конкретного человека. Именно установки, стереотипы созданные нами на основе контактов с окружающей действительностью зачастую определяют наше отношение к другим людям, на то, как мы переносим трудности, ведем себя в различных ситуациях, на наше восприятие встречающихся нам явлений. Точно также установки и стереотипы влияют на восприятие человеком сообщений СМИ, а также на восприятие отдельных источников СМИ. Если картина изображаемая СМИ в своих сообщения совпадает с нашей установкой, мы испытываем к нему большее доверие и симпатию. С другой стороны существует и процесс обратного влияния – СМИ влияет на наши установки. В какой степени СМИ способны влиять на наши установки, стереотипы, формировать их? Это один из важных вопросов в психологии массовой коммуникации.

Читайте также:  Установка блокхауса на фронтоне

Установка – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям определенной группы. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Любой стереотип – порождение группы и отдельный человек пользуясь им относит себя к данной группе. Стереотипы позволяют быстро ориентироваться в ситуации, и определять людей как представителей разных групп. Когда человек видит кого-то впервые, то сверяет вновь поступившую информацию с социальными эталонами и стереотипами, которые выработаны в обществе и усваиваются с детства, то есть стереотип – это образ человека, которым пользуются как штампом. Пример стереотипов:

деловой мир – (особенно руководители) одеты строго, консервативно, уверенны в себе, это предпочтительно мужчины среднего возраста;

учитель – строгий, одет скромно, в общении серьезен;

фотомодель – ярко одета, не проявляет себя интеллектуально и творчески, перечисление стереотипов можно продолжать до бесконечности. Отклонение от стереотипа привлекает внимание и порождает множество «почему?».

5.2Закономерности формирования стереотипов. Роль СМИ в формировании стереотипов.

Процесс образования стереотипов неизбежен, он направляется как искусством, литературой, группами в которых общается человек, так и СМИ. В особенности если человек обращается к СМИ регулярно, то они могут действовать на его установки и стереотипы гораздо больше чем нам кажется. Хотя это касается всех СМИ – особую тревогу вызывают телевизионные программы и рекламы. Согласно теории культивирования превалирующее изображение какой-то группы людей будут все больше превращаться в воспринимаемую реальность для тех, кто в большом количестве потребляет продукцию СМИ. Естественно, конструируемые нами образы будут на 100% заимствоваться из СМИ только в случае если они станут для нас единственным источником информации, но их влияние может становиться очень значительным. Вполне вероятно, что огромное количество просмотренных телевизионных сообщений (на момент окончания школы подростки успевают просмотреть 100 тысяч и более рекламных роликов) меняют установки в отношении к различным социальным группам, в плане полового поведения. Стереотипы не так легко изменить. Они зависят от интеллекта человека, его самооценки, широты его кругозора и количества контактов с другими людьми.

Также СМИ используют стереотипы для того, чтобы сделать сообщение более понятным и привлекательным для аудитории, сформировать нужное отношение. Чтобы сориентировать аудиторию в сообщении коммуникатор дает подсказку – стереотип. Можно назвать ассоциацию группировкой или группой бизнесменов. Ключ создает мнение, помогает создать нужный образ, понять даже самую запутанную новость, вызывает эмоцию. Следовательно, стереотип нужен аудитории как указание.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию стереотип. Приведите пример стереотипа.

2. Подумайте, совпадают ли ваши некоторые стереотипы, с теми, которые звучат в СМИ.

3. В чем возможности использования стереотипов при создании сообщений?

1. Науменко Т.В. Учебное пособие – Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко Спб.: ПИТЕР 2005

2. Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит / П.Л.Карабущенко, Н.Б. Карабущенко М.: Памятники исторической мысли, 2006

3. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. – М.: ИНИОН, 1990. – Т. 1.

4. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. М.: ИНИОН, 1991. – Т. 2.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

6. Шарков Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков — М.: «РИП-холдинг», 2005.

7. Основы теории коммуникации под ред. Василика М.А. М.:Гардарики, 2003.

8. Науменко Т.В.Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко — Спб.: ПИТЕР, 2005

9. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 448 с. (Проект «Психология-BEST»)

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 658 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник