Меню Рубрики

Установки и стереотипы в педагогическом общении

Кейс № 33 Социальная перцепция. Стереотипы и установки в педагогическом общении.

Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Рефлексия – восприятие самого себя.

Идентификация – приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.

Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Эффекты стереотипизации:

Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Эффекты последовательности:

Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства)

Эффект новизны (новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее).

Эффект роли поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

Внушение также основано на обращении к эмоционально-бессознательной сфере человека, носит вербальный характер, т. е. осуществляется только при помощи слов. Информация, предназначенная для внушения, должна быть краткой, но максимально насыщенной и иметь усиленный экспрессивный момент. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации. Если же воздействующий (внушающий) не авторитетен для воспринимающего (внушаемого), то внушение обречено на провал. Внушаемость, т. е. степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, у разных людей различна. У лиц со слабой нервной системой, а также с резкими колебаниями внимания внушаемость выше.

Три основные формы внушения:

1. Внушение при активном состоянии бодрствования человека. Разновидности:

· Поведенческое внушение. Человек оказался в толпе, охваченной страхом. Началась паника. Это состояние в той или иной мере передается человеку, и он через некоторое время начинает вести себя так же, как и все;

· Интеллектуальное внушение. Иногда люди замечают, что они повторяют чьи-то мысли, копируют манеру говорить, перенимают позы, выражение лица, привычки и т. п. других людей, хотя и не ставят перед собой такой цели.

2. Внушение в состоянии релаксации (мышечной и психической расслабленности);

Убеждение как способ психологического воздействия на людей основано на сознательном обращении к разуму человека, на добровольном принятии им той информации, с помощью которой его пытаются убедить.

Убеждение исключает какое-либо принуждение, психологическое давление.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы, демонстрация.

Тезис – это мысль, истинность которой нужно доказать. Он должен быть точно, ясно, недвусмысленно сформулирован и обоснован фактами. Довод – это мысль, истинность которой уже доказана. Она может быть приведена для обоснования истинности (или ложности) тезиса. Демонстрация– это логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. Доказательства в зависимости от способа ведения, могут быть прямыми, косвенными, индуктивными (основанными на логических умозаключениям от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям) и дедуктивными (основанными на логическом умозаключении от общего к частному, от общих суждений к частным).

Установка – это такое внутренне состояние человека, которое опирается на его опыт и на поведение адекватного реагирования в той или иной ситуации. Установка выступает как готовность к определенному действию или процессу для достижения удовлетворения.

Общая установка, возникающая в результате общественных явлений.

Дифференцированная установка возникает в отношении конкретно взятого объекта.

Среди установок так же можно выделить Смысловые установки рассматривают смысл отдельных объектов, каких – либо явлений и готовность реагировать определенным образом. Операционные установки – представляют собой синхронность, последовательность действий и их реализацию посредством привычных средств. Целевые установки – предусматривают завершенность определенных операций посредством различных действий.

Стереотипы – это, как правило, привычное отношение к определенным поступкам, явлениям, действиям.

Виды стереотипов: Автостереотип. Такой стереотип выкладывает представление о человеке, как о самом себе. Гетеростереотип. Такой стереотип образует представление о других народах, о других культурах, о другом слое населения. Поведенческий стереотип. Он представляет собой определенное поведение того или иного народа, в зависимости от их обычаев, материальных ценностей и культуры. Стереотип сознания. Он представляет собой идеальное представление, которое входит в представление о жизни.

Благодаря стереотипам проводится адекватное оценивание ситуации и адекватное прогнозирование. Установки и стереотипы тесно связаны между собой. Зависит это, прежде всего от того, что стереотип является составляющей частью установки. Установка формирует поведение человека, а стереотип в свою очередь формирует данное поведение в сознании.

Описание Учителя начальных классов в Бостоне узнали от исследователей, что по результатам тестирования некоторые из их учеников необычайно способны. Учителей убедили, что эти особенные ученики были «интеллектуальными бутонами, которые покажут выдающиеся результаты во время учебного года». На самом деле имена этих учеников с якобы скрытыми способностями были выбраны наугад. Однако к концу того учебного года 30% этих детей прибавили в среднем по 22 пункта при определении их коэффициента интеллекта! Почти у всех из них IQ вырос не менее чем на 10 пунктов. Этот прирост интеллектуальных способностей оказался существенно больше того, что был у их одноклассников из контрольной группы, которые начинали с таким же IQ.

Читайте также:  Установка 4jb1 с коробкой на уаз

1.Как вы думаете, в связи с чем, ученики, которых учителя считали обладателями выдающихся способностей, показали более высокие результаты?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Большие ожидания увеличивают производительность.

Педагоги преимущественно смотрят на тех учащихся, «чей потенциал высок», они чаще улыбаются и одобрительно кивают им. Учителя могут также и учить в первую очередь своих «способных учеников», ставить перед ними более серьезные цели, чаще вызывать их и предоставлять им больше времени для обдумывания ответов.

2.Какие выводы о психологических механизмах педагогического общения можно сделать на основании этого эксперимента?

На основе эксперимента можно отметить использование убеждения в качестве психологического механизма педагогического общения.

Механизм убеждения предполагает воздействие на сознание партнера по общению посредством логичности и последовательности доводов. Убеждение основано на логическом упорядочивании фактов и следствий, логически правильном построении выводов. Целью убеждения выступает формирование или изменение взглядов и отношений собеседника. Убеждению чуждо принуждение и давление.

3. Как педагогу следует психологически грамотно организовывать общение с ребенком?

Важно точно ориентировать общение на аудиторию или на конкретного учащегося, предвидеть реакции класса и отдельных учащихся, конкретизировать учебно-воспитательную информацию по ходу общения, приспосабливая ее к меняющимся ситуациям педагогического процесса, учитывать индивидуальные особенности личности учащихся.

Необходимо избегать стереотипных негативных установок к отдельным учащимся (преимущественно к «плохим»). Педагог при общении с «плохим» учащимся не всегда осознает, что:

· Он дает «плохому» учащемуся меньше времени на ответ, чем «хорошему», т.е. не дает ему подумать.

· Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.

· Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ.

· В то же время он чаще ругает «плохого» учащегося за неверный ответ; соответственно реже хвалит за правильный.

· Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.

· Реже улыбается, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему» учащемуся; реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на практическом занятии.

Педагог должен выявить слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с учебной группой (аудиторией), представить ощущения учащихся от прошедшей встречи и спланировать систему предстоящего общения с ними с учетом необходимых корректив.

Для того чтобы процесс общения с учащимися протекал более эффективно и соответствовал тем постоянным изменениям, которые происходят в их психических состояниях, педагогу можно порекомендовать следующее:

· Быть внимательным к любому партнеру по общению;

· Развивать коммуникативную память (необходимо помнить тональность общения с группой (аудиторией) или отдельным учащимся, к которой они привыкают);

· Развивать собственную наблюдательность в общении с учащимися;

· Стремиться всегда предвосхитить реакцию собеседника в ответ на содержание или форму обращения;

· Уметь анализировать внешнее поведение учащихся: позы, жесты, мимику, экспрессию;

· В процессе общения думать о тех, с кем общаетесь.

Рекомендуемая литература: 1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г.. (с.263.Социальная психология личности). 2. Социальная психология учебное пособие / Отвред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с. (Серия «Высшее психологическое образование») (с.146.Психология межличностного познания).

источник

Педагогические стереотипы

Мастерство педагога, как высший уровень развития его профессионализма, является результатом педагогического опыта и творческого саморазвития. Сегодня в современном обществе нет учителя, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели своего поведения и своих действий, формируемой за счет овладения эффективными педагогическими технологиями. При этом профессия педагога, с одной стороны, невозможна без постоянного стремления к самореализации, а, с другой – наблюдается ограничение деятельности учителя определенными рамками и профессиональными стереотипами.
При этом стереотипы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительный момент обусловливается тем, что они обеспечивают определенность, точность, однозначность реагирования в сложных ситуациях и относительную успешность деятельности педагога в стандартных условиях. В то же время, педагогические стереотипы оказывают отрицательное влияние на результативность педагогической деятельности, так как закрепляется излишняя алгоритмизация в подходах, упрощенность во взглядах и реакциях. Мы видим, что педагогические стереотипы могут выступать как в роли стабилизирующих, так и в роли тормозящих профессиональное развитие учителя.
Факторами, влияющими на развитие стереотипов в области профессиональной педагогической деятельности являются:
— переход от единых программ и методик преподавания к самостоятельно разрабатываемым рабочим программам и технологиям на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;
— формирование системы образования на основе гуманистического персонифицированного подхода, предполагающего переориентацию с авторитарной модели взаимодействия «учитель-ученик» на личностную;
— внедрение инновационных технологий, требующих принципиально новых подходов к подготовке педагогических кадров.
Как свидетельствует опыт, педагогические стереотипы порождают слишком условное и упрощенное представление об учениках, образовательном процессе, формируют жесткие ожидания и установки в отношении других, содействуют поверхностному восприятию и лишают выгод, связанных с познанием отдельной личности, а значит, они являются серьезным тормозом в поступательном развитии системы образования сегодня.
Известно, что стереотипы передаются от социального окружения в результате некритичного к ним отношения. Это относится и к педагогическим стереотипам, сформировавшимся в сфере обучения и воспитания, как устойчивым, схематизированным и эмоционально — окрашенным представлениям о педагогической деятельности, личности ребенка, родителей и самого педагога. Педагогические стереотипы начинают формироваться в детстве под влиянием родителей и педагогов. В студенческие годы стереотипы продолжают накапливаться и закрепляться. С возрастом, как отмечают многие исследователи, склонность к стереотипизации увеличивается.
Упрощенные установки и стереотипы формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности, препятствующий усвоению новых подходов и методов, новых знаний, использованию новых технологий. Формирующаяся алгоритмизация в решении сложных педагогических задач ведет к снижению профессионального уровня, так как стереотипность действий педагога находится в противоречии с творческим подходом, необходимым для ее успешного протекания. Поэтому изучение типов, структуры, механизмов функционирования, влияния на результативность деятельности различных стереотипов является одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки.
Таким образом, делая вывод о роли стереотипов в педагогической деятельности, отметим, что негативные и устаревшие стереотипы препятствуют развитию личности, творческого мышления, восприятию целостного окружающего мира; позитивные стереотипы приспособляют к среде, обеспечивают определенность, точность, однозначность реагирования на действия других людей и формируют поведение в сложных ситуациях.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что:
1. Педагогические стереотипы – это схематические, стандартизированные, устойчивые представления о педагогической деятельности, учащихся, родителях, администрации, коллегах. Они начинают формироваться с детства в результате усвоения стандартов поведения родителей и педагогов, закрепляются в процессе педагогической деятельности.
2. Педагогические стереотипы могут приобретать определенную структуру, которая выражается в индивидуально-личностных особенностях в результате фиксации отношений к профессии, администрации, родителям, коллегам, учащимся, что обусловливает существование педагогов с выраженными стереотипами во всех сферах педагогической действительности, педагогов с невыраженными стереотипами, а также педагогов с выраженными стереотипами в одних сферах и невыраженными в других.
3. Наличие или отсутствие педагогических стереотипов обусловливается во многом типом ориентированности на авторитарную или личностную модель взаимодействия с учениками, присутствием педагогических установок, а также индивидуально-личностными качествами, характеризующими сферу взаимодействия педагога с другими людьми, такими как: доминантность, экспрессивность, способность к эмпатии, внутреннее напряжение, самолюбие, консерватизм. Каковы же механизмы преодоления негативных, трансформации устаревших и закрепления позитивных педагогических стереотипов?
Это, прежде всего, возрастание системности в педагогической профессиональной деятельности и сознании учителя, что предполагает целостное восприятие и проектирование социальной ситуации развития ребенка, способность педагога к профессиональной рефлексии.
Хороший эффект дает также преодоление авторитарности как своеобразного «учительского комплекса», проявляющегося в лучшем случае в монополии на знание безусловных истин, а в худшем в безапелляционности, консерватизме, назидательности, морализировании, установке типа «учитель всегда прав».
Практика показывает, переход от алгоритмического выполнения методических норм и правил к построению собственной педагогической концепции и эффективной технологии, расширение творчества учителя в целевой, содержательной и методической сферах и осознание своего права на творческое самовыражение дает хорошую основу для формирования индивидуального стиля, основанного на понимании того, что изменения «объектов обучения и воспитания» возможны лишь через отношение к самому себе как к объекту изучения и изменения.

Читайте также:  Установка песен на звонок iphone

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 7633 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Негативные педагогические стереотипы поведения

Авторитарный стиль педагогического руководства (выделен
Н. Ю. Посталюк):

· менторская позиция – восприятие учащихся как объектов воздействия учителя, осуществление формально-ролевого, а не межличностного общения, пропаганда образцов, ссылка на авторитеты, диктатура возраста и должности. Менторская позиция учителя формирует у учащихся некритический подход к явлениям, снижает самооценку, стимулирует резонерство;

· морализирование – монологичность и безапелляционность в общении; декларация требований как замена их логического доказательства, педагогика «лозунгов и цитат». Морализирование учителя способствует возникновению у учащихся коммуникативного барьера, делающего людей невосприимчивыми к тому, что звучит с трибун, даже если эти сообщения интересны и полезны;

· особые профессиональные черты личности педагога: догматизм, чувство непогрешимости; педагогическая бестактность, категоричность в суждениях, «мания судить», нетерпимость к «чужим», не совпадающим с собственной, точкам зрения, профессионально-педагогический педантизм.

Формализм, ориентация на форму воспитательного воздействия (выделен Н. Ю. Посталюк):

Преобладание педагогики мероприятий, когда форма воспитательного воздействия выступает как цель, а не как средство выстраивания отношений «педагог – учащийся». Если учитель действует согласно данному педагогическому стереотипу, то в качестве основной цели учебного процесса выступает передача учителем и воспроизведение учащимися «готовых форм» социального опыта (знаний, образцов деятельности, норм поведения). При этом упускается из виду закономерность, гласящая, что развитие личности происходит в условиях самостоятельной деятельности в нестандартных условиях. Если же усваиваются только готовые формы, развитие личности не происходит.

Преобладание педагогических мер воздействия (организации, управления, регуляции и т. д.) в ущерб самоорганизации, самоуправлению, саморегуляции (Н. Ю. Посталюк).

Обобщенно данный стереотип можно выразить в следующих правилах, которых придерживается учитель:

Читайте также:  Установка веб браузера на телевизоре

1. Учитель учит, а ученики учатся.

2. Учитель знает все, а ученик не знает ничего (сравните известный в истории педагогики тезис о tabula rasa).

3. Учитель думает и за учеников.

4. Учитель говорит, а ученики пассивно слушают.

5. Учитель определяет содержание программы, а ученики подчиняются ей.

6. Учитель действует, а ученик совершает видимость действия.

7. Учитель – авторитет, который он противопоставляет свободе действий учеников.

Известно, что человек с наибольшей готовностью и более продуктивно вовлекается в те виды деятельности, которые воспринимаются им как выбранные свободно. Только в том случае, когда учащиеся принимают непосредственное участие в постановке целей своей учебной деятельности, имеют возможность выбрать форму усвоения содержания, метод обучения, они чувствуют себя субъектами образовательного процесса. Знания приобретают личностный смысл для учащихся и усваиваются только тогда, когда обеспечивается их участие в выборе цели, форм и методов обучения. Когда же их деятельность полностью регламентируется учителем, прочность усвоения знаний снижается. Поэтому учителю необходимо побуждать обучаемых к саморегуляции, самоорганизации, самоуправлению. Чаще предоставлять им право оценки своих знаний, цели урока ставить совместно с ними, предоставлять возможность выбора методов обучения, темпа усвоения материала.

«Бег на месте» – обучение на актуальном уровне развития, без ориентировки на зону ближайшего развития.

Интеллектуальное превосходство педагога над учащимися.
В некоторых вопросах дети знают больше учителя, но проигрывают в умении анализировать, делать выводы, обобщения. Педагоги, имеющие указанный стереотип поведения, привыкают к мысли «учитель всегда умнее учащихся». Негативное влияние данного стереотипа на педагогическую деятельность заключается в том, что стереотип становится источником нетерпимости, агрессии учителя по отношению к ярким, нестандартным учащимся и идеям.

Игнорирование неблагоприятной информации. Данный стереотип заключается в том, что учитель не реагирует на непрямые, косвенные действия детей, которые задевают его самолюбие (взгляды, мимика, намеки и др.). Педагог реагирует только на прямые, открытые действия детей. Негативное влияние стереотипа: непонимание учителем границ в общении, неумение вовремя уйти от ненужного разговора или перевести его на другую тему, нежелание видеть и понимать собеседника. Данный стереотип первоначально возникает как защитная реакция, но может перерасти в психологическую бесчувственность учителя, стать характерной чертой профессиональной деятельности.

Неадекватное поведение по отношению к «хорошим» и «плохим» учащимся. И. Брофи и Т. Гуд выявляют негативный педагогический стереотип «хорошие и плохие»:

1. Учитель дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему:

а) если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ;

б) он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ хорошего ученика.

2. Чаще ругает плохого ученика за неверный ответ.

3. Реже хвалит за правильный.

4. Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечает поднятой руки.

5. Реже улыбается, меньше смотрит в глаза плохому, чем хорошему.

6. Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.

Эмоциональная несдержанность. Стереотип базируется на неверном понимании учителем педагогического воздействия своих эмоциональных проявлений. Чаще всего они сводятся к тому, что учитель полагает, что повышенный тон, «эмоциональный напор» быстро поставит учащихся на место, направит ситуацию в нужное русло.

Однако практика говорит об обратном: учащиеся быстро привыкают к окрикам учителя, легко адаптируются и не воспринимают их как требование. Очевидно вместе с тем, что эмоциональная несдержанность учителя может негативно повлиять на еще не окрепшую психику ребенка. Его крик может довести ребенка до панического ужаса, надолго вывести из нормального состояния целый класс.

В некоторых случаях эмоциональные всплески, окрики могут оказать позитивное воздействие. A. M. Сидоркин пишет о том, что среди учителей могут встречаться «белые маги крика». Они обладают лужеными глотками, добрым нравом и внушительной внешностью. Белые маги улавливают какую-то шумную нотку детской души, склонность ребенка к тому, чтобы поорать, пошуметь, оглохнуть.

Некоторые учителя со странным сладострастием вновь и вновь ищут повода сорваться. Гнев для них – единственный способ выражения негативных эмоций, единственное состояние, в котором они могут ощущать свою свободу, подлинность бытия (сравните с мазохизмом: учитель себя истязает, но ему это нравится).

Стремление к нравственным наставлениям. Имея такой стереотип, учитель по любому поводу дает нравственную рецептуру, не заботясь о том, что многократное повторение известных вещей дает обратный эффект. Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя, привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям. Такой стереотип способствует развитию у учителя негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает рецептурные упрощения жизненных ситуаций, склонность видеть мир в упрощенном черно-белом варианте. Нередко это стремление сопровождается эмоциональной зажатостью учителя, установкой постоянно держать себя в руках, что затрудняет взаимопонимание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10319 — | 7984 — или читать все.

источник