Меню Рубрики

Установки и ценности пункты

Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Читайте также:  Установка перекладины в зале

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

Косность и инерция мышления – это тоже следствие действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности. Установки препятствуют и творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартности мышления и отказа от шаблонов мысли и поведения. Есть поговорка о том, как создаются изобретения: «Все знали, что так делать нельзя, но пришел человек, который этого не знал, и сделал». По сути дела, все прогрессивное развитие человечества – это путь разрушения стереотипов и шаблонов.

Таким образом, богатство и разнообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и субъектом деятельности. Меняясь с изменением общества, мы буквально каждый миг обновляемся, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, установки и убеждения. Помните, девизом Наутилуса капитана Немо была латинская фраза: Mobilis in mobile – «подвижный в подвижной среде»? Этот девиз в полной мере имеет отношение и к человеческой личности.

источник

Лекция 6. Ценностные установки и закономерности поведения

Ценностная установка — это готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям По отношению к какому-либо объекту. Она представляет собой синтез философского понятия «ценность» и психологической понятия «установка».

Установка объединяет следующие компоненты:

• отношение и планы (программы) поведения.

• экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей);

• познавательная и координирования всей познавательной системы психических процессов.

В отечественной социальной психологии в диспозиционной концепции личности установки связываются в определенную систему диспозиций:

• элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях неосознаваемы);

• социальные установки (формируются на базе оценки от дельных социальных объектов и ситуаций);

• базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);

Для измерения установок чаще всего применяется шкалирование. Измерение установок возможно и по поведению (хотя поведение и установки могут расходиться по вербальному компоненту, т.е. мнению).

Знания об установках имеют большое практическое значение во всех сферах, где решается задача целенаправленной воздействия на поведение личности и социальных групп.

Опыт убеждает, что в разных местах нужно вести себя по-разному. Однако не все знают, что огромное видимое многообразие правил, обычаев, норм, этикетов, принятых в разных коллективах, группах, может быть сведено к ограниченному набору абстрактных формул, определяющих самые общие закономерности поведения, действующие в разных сферах. Для каждой сферы характерны свои закономерности. Большинство людей могут вращаться одновременно в разных сферах, не замечая этого и не задумываясь о том, что пересекают некие незримые границы между этими сферами (дома, на улице, в транспорте, на работе, в обществе друзей и т.п.). Создается впечатление, что существуют некие единые правила и принципы, которым мы должны следовать всю жизнь, что в свою очередь обусловливает перенос этих принципов и правил из одной сферы, где они приемлемы, в другие, для которых они неприемлемы, так как там действуют свои, иные принципы и законы. В связи с этим мы часто ведем себя не так, как принято в той или иной сфере жизни, и чувствуем дискомфорт. Правила (закономерности) поведения в разных сферах можно представить в виде определенных формул. Выделяются четыре основные сферы деятельности человека, в которых реализуются законы поведения: экономика, социум, власть, духовность. Правила, в соответствии с которыми можно распределить наши права и обязанности, представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3 Сравнение действий, прав, обязанностей, ограничений и возможностей в различных сферах поведения

Сфера поведения Действие (д) Права (мнд) и возможности (мд) Обязанности (дд) и ограничения (ндд) Базовая ценность
Жизнь Кд = Кд Кмд = Кмд Кдд = Кдд Здоровье Кмд = Кдд
Экономика Кд = Од Кмд = Омд Кдд = Одд Благосостояние Кмд = Одд
Социум Кнд = Онд Кмнд = Омнд Кндд = Ондд Справедливость Кмнд = Ондд
Власть Кд = Онд Кмд = Омнд Кдд = Ондд Превосходство Кмд = Ондд
Духовность Кнд = Од Кмнд = Омд Кндд = Одд Свобода Кмнд = Одд
Читайте также:  Установка в душе душевого набора

В каждой сфере поведения — свои ценности:

Кмд = Одд — благосостояние, т.е. такое состояние, при котором кто-либо может делать то, что другие должны делать;

Кмнд = Ондд — справедливость, т.е. такое состояние, при котором кто-либо может не делать то, что другие не должны делать;

Кмд = 0ндд — превосходство, т.е. такое состояние, при котором кто-либо может делать то, чего не должны делать другие;

Кмнд = 0дд свобода кого-либо проявляется в том, что он может не делать то, что другие должны делать.

Правила поведения в разных сферах деятельности прежде всего направлены на окружение человека, но не регулируют сами отношения между людьми. Среди всех правил выделяю четыре, которые отличаются полной симметричностью:

1) КддО = ОдК — правило южной (первой) этической системы (кто-либо должен делать окружающим то, что они делат ему);

2) Кндд0 == ОндК — правило восточной (второй) этической системы (кто-либо не должен делать окружающим то, чего они не делают ему);

3) ОддК = КдО — правило западной (третьей) этической системы (окружающие должны делать кому-либо то, что он делает окружающим);

4) ОнддК = КндО — правило северной (четвертой) этической системы (окружающие не должны делать кому-либо то, чего он не делает окружающим).

Перечисленные правила раскрывают характер обратной связи между чьим-либо действием (бездействием) в отношении другого и ответной реакцией другого независимо от ее держания самого действия, т.е. они универсальны. Эти правила устанавливают систему норм этически приемлемого поведения.

Кроме симметричных правил выделяются и несимметричные:

1) КддО = ОндК — правило индивидуального насилия кого-либо над окружающими (кто-либо должен делать окружающим то, чего они не делают ему);

2) ОддК = КндО — правило коллективного насилия окружающих над кем-либо (окружающие должны делать кому-либо то, чего он не делает окружающим);

3) КнддО = ОдК — правило индивидуального паразитизма кого-либо по отношению к окружающим и обмана их (кто-либо не должен делать окружающим то, что они делают ему);

4) ОнддК = КдО — правило коллективного паразитизма окружающих по отношению к кому-либо и обмана его (окружающие не должны делать кому-либо то, что он делает окружающим).

Несимметричные правила устанавливают систему норм этически неприемлемого, нецивилизованного поведения, (характерного для преступных сообществ, паразитической и криминальной среды).

Выше были рассмотрены правила, устанавливающие крайние соотношения в системе норм поведения: либо полная симметрия, либо полная асимметрия. Можно выделить еще четыре правила с неполной (частичной) асимметрией:

1) Кдд.0 = КдО — правило действия кого-либо в отношении окружающих, игнорирующего их поведение по отношению к нему (кто-либо должен делать окружающим то, что он делает им);

2) КнддО = КндО — правило бездействия кого-либо в отношении окружающих, игнорирующего их поведение по отношению к нему (кто-либо не должен делать окружающим то, чего он не делает им);

3) ОддК = ОдК. — правило действия окружающих в отношении кого-либо, игнорирующего его поведение по отношению к ним (окружающие должны делать кому-либо то, что они ему делают);

4) ОнддК = ОндК — правило бездействия окружающих в отношении кого-либо, игнорирующих его поведение по отношению к ним (окружающие не должны делать кому-либо то, чего они не делают ему).

Правила частичной асимметрии в поведении людей устанавливают систему норм этически нейтрального поведения, «подстраивающегося» под окружающую среду. В определенной мере подобное поведение есть обратная реакция на поведение окружающих, но она непостоянна, так как всегда есть возможность вести себя с точки зрения выгоды.

Все перечисленные правила поведения идеальны. В реальной жизни почти всегда сочетаются различные правила поведения. входящие не только в один блок, но и в разные блоки. И в зависимости от реального повеления людей складывается та или иная репутация, т.е. мера доверия к кому-либо со стороны окружающих, формирующаяся в свою очередь на основе набора ожиданий, которые человек вызывает у окружающих. Репутация представляет собой оценочное понятие, предполагающее учет ценностных установок не только какого-либо человека, но и его окружающих. Оценка репутации формируется на основе анализа следующих параметров:

• целей, которые ставит перед собой кто-либо;

• способностей кого-либо к реализации этих целей.

Цели — это обязательства человека перед собой по повод того, что он должен делать. Цели составляют притязания человека. Чем более высокую цель ставит человек перед собой, тем большей должна быть концентрация всех имеющихся у него ресурсов и возможностей для ее достижения, а следовательно тем больше он должен ограничивать себя в стремлении достичь чего-то другого. Ограничения являются оборотной стороной притязаний, так как определяют то, чего человек не вправе делать. Иногда сама цель формируется как ограничение. Тогда она выступает как вспомогательная цель (избавление от вредных привычек и др.).

Анализ способности к реализации поставленной цели предполагает рассмотрение реальных действий, показывающим как человек выполняет самостоятельно им же самим поставленные задачи, насколько вообще эти задачи адекватны его возможностям. Способность сделать что-то указывает на возможность поставить цель и реализовать ее. Бессмысленно ожидать от человека принятия на себя обязательств (постановку целей), которые он не в состоянии выполнить.

Сравнение действий и фактов уклонения от них с наличием или отсутствием соответствующих целевых установок на совершение действия или воздержание от него позволяет получить разнообразие оценок для характеристики чьей-либо репутации. Для упрощения в дальнейшем будем исходить из того, что цель или возможность совершить какое-то действие касаются одобряемых человеком и окружающими его людьми поступков, а цель или возможность отказаться от какого-либо действия касается вредных, не одобряемых человеком и его окружением поступков. При таких ограничениях возможны следующие характеристики репутации:

• репутация вне моральности и зла.

Положительная репутация обычно означает, что человек делает то. что должен делать (Кд = Кдд), т.е. ставит перед собой цели в отношении того, что он должен делать, и реально выполняет их. При этом подкрепленность целей возможностью их реализации имеет принципиальное значение, так как нельзя от человека требовать того, чего он в принципе сделать не может. Точно так же важно уметь ограничить себя в совершении излишних действий, в том числе и при появлении новой возможности достижения поставленной цели. В связи с этим новая возможность сначала должна реализоваться в виде цели (Кндд = Кмнд, ), а затем — в процессе исполнения (Кнд = Кндд).

Итак, положительная репутация — это цепочка, обеспечивающая максимально полную осознанную и целенаправленную реализацию всех возможностей сделать что-то положительное (Кд =Кдд = Кмд) и такую же максимально полную реализацию возможностей по уклонению от всего вредного, отрицательного (Кнд = Кндд = Кмнд).

Иногда человек, делая все правильно, не чувствует разницы между правильным и неправильным, он не ставит сознательной цели своим действиям, что, по сути, не позволяет ожидать от него в будущем таких же правильных действий. В этом случае не может быть речи о положительной репутации. Итак, в случае положительной репутации:

Читайте также:  Установка и настройка серверов это

Однако эти правила поведения характеризуют абсолютно положительную репутацию человека. В реальной жизни, как отмечалось. возможны самые разные сочетания форм (и правил) поведения, на основании которых дается оценка репутации. Эти сочетания представлены в табл. 3.4. В ней везде речь идет о действиях в пределах возможностей и об уклонении от действий в пределах имеющегося права не совершать их. Конечно, любая классификация правил поведения с целью оценки репутации человека всегда относительна. Тем не менее общие подходы к оценке репутации данная классификация определяет.

О сомнительной репутации можно говорить тогда, когда в целом поведение оценивается положительно, но в отдельных случаях оно воспринимается и окружающими людьми, и даже самим человеком (субъектом поведения) негативно. Эти негативные аспекты поведения свидетельствуют о нарушении. целостности природы человека, ее способности действовав в каком-либо одном направлении (положительном или отрицательном). Вообще говоря, абсолютных праведников, живущих на земле (а не витающих в облаках), не бывает, поэтому, порождающая сомнения линия поведения, скорее всего, является правилом, а не исключением. Но для аналитических задач четкое определение черт сомнительной репутации имеет смысл. К числу таких черт относятся нецелеустремленность и необязательность.

Каждая из них в свою очередь дифференцируется по двум видам:

1) нецелеустремленность в действиях и в ограничениях;

2) необязательность в действиях и в ограничениях.

Нецелеустремленность в действиях — это постановка перед собой заниженных целей, когда человек не стремится полностью использовать свои возможности.

Нецелеустремленность в ограничениях проявляется тогда, когда человек не ставит перед собой задачу избегать неправильных поступков, четко не определяет для себя круг своих ограничений; считает, что избегать неправильных поступков — это не обязанность его, а право (он может это делать, но может и не делать).

Необязательность в действиях — это ненадежность человека независимо от конкретного содержания несделанной (хотя в своей целевой ориентации человек является вполне положительным). Человек принимает решение, но потом его не выполняет, т.е. демонстрирует принципиальную способность не выполнять свои обязательства. Появляются сомнения в надежности человека (хотя, возможно, какие-то другим действия он может выполнить в будущем). Необязательность в ограничениях близка, по сути, к необязательности в действиях: в одном случае речь идет о несовершении действия, в другом -о неспособности удержаться от его совершения. При этом не имеет значения, почему это происходит: из-да просчета в постановке цели (целевой установки) или из-за отсутствия реальных намерений избежать неприятностей. Как правило, человек, для которого жизненным кредо является воздержание от чего-либо (действия или бездействия), обычно страхует себя от появления непредвиденных обстоятельств.

Отрицательная репутация проявляется в следующих чертах:

Безынициативность выступает как бесцельное поведение. Если такое поведение входит в привычку, становится нормой жизни, то постепенно и возможности человека, его способности либо перестают развиваться, либо развиваются очень слабо. Сами люди часто этого не замечают, считают свой образ жизни вполне нормальным, хотя на самом деле их способности «суживаются» и они уже не смогут жить по-другому. Те, кто живет подобным образом, сами по себе могут иметь массу достоинств и ничего плохого не делать другим людям, но общественная оценка репутации таких людей положительной быть не может, так как от них мало пользы обществу. Такие люди — своеобразный «социальный балласт». Конечно, способность проявлять инициативу свойственна далеко не всем, однако любое сообщество нуждается в инициативных людях, положительно оценивает их репутацию.

Лживость — невыполнение обещанного. Репутацию обманщика приобретает тот, кто систематически не выполняет своих обещаний (даже если он дает обещания самому себе). В реальных жизненных обстоятельствах разница между обманщиком, бездельником и неудачником невелика, так как причины обмана, безделья и неудачи обычно состоят в неспособности совершить правильные действия, приводящие к успеху. Сама же эта неспособность связана с отсутствием должного желания и трудолюбия.

Тунеядство — это отсутствие существенных результатов действия независимо от того, совершаются какие-либо поступки или нег. Тунеядцы могут ставить перед собой и другие цели, но сам процесс целеполагания обычно поглощает всю их энергию и до практически полезной деятельности дело не доходит. Часто такие люди могут быть и откровенными бездельниками, даже не маскирующими свою бездеятельность какими-либо планами. Репутация таких людей, конечно, оценивается отрицательно, так как основой жизни любого сообщества является деятельность их членов.

Невоздержанность — неограничение отрицательно оцениваемых проявлений своей деятельности. Иногда люди даже не скрывают свое нежелание следовать каким-либо запретам и цинично заявляют об этом. Репутация такого человека, конечно, оценивается отрицательно.

Низость — это общее качество оценки отрицательной репутации по всем основным характеристикам, которые были рассмотрены выше.

Невоздержанное тунеядство — крайний случай абсолютно отрицательной модели поведения. Эта модель — результат соединения черт бездельника и абсолютно порочного человека (предельная лень и крайняя невоздержанность во всем). Под пороком понимается неумение или нежелание держать себя в рамках тех запретов, которые сообщество налагает на осуждаемые или негативно оцениваемые им действия.

Репутация вне моральности и зла связана с наиболее социально неприемлемыми и опасными моделями поведения. Такие люди сознательно выводят себя за рамки общественной морали и олицетворяются с абсолютным злом для общества. При этом аморальный субъект поведения отказывается следовать общественной морали, а живущий по законам абсолютного зла даже не хочет демонстрировать лояльность к обществу, в котором живет, и целенаправленно борется с ним.

Итак, на основе информации о поступках люде и можно дать оценку их поведения, считать его предсказуемым. Рассмотренная система оценки репутации универсальна и приложима к различным сферам деятельности и к различным сообществам. Вместе с тем это, безусловно, ограниченная оценка, она должна быть дополнена анализом влияния внешней среды, которая имеет свои особенности в различных сферах деятельности: экономике, социальной и духовной жизни, властных отношениях.

Таблица 3.3 Варианты поведения и соответствующие оценки репутации

Положительно оцениваемые действия

Отрицательно оцениваемые действия

Кд = Кдд(+) Кнд = Кдд(-) Кдд = Кмд(+) Кндд = Кмд(-) Кнд = Кмнд(+) Кд = Кндд(-) Кндд = Кмнд(+) Кдд = Кмнд(-) Определенно положительный тип + + + + Нецелеустремленность в делах + — + + Нецелеустремленность в огра­ничениях + + + —- Абсолютная нецелеустремлен­ность + — + —- Неудачник в делах — + + + Неудачник в попытках ограни­чить себя + + — + Обманщик — + — + Бездельник — —- + + Порочный субъект + + — — Неопределенно отрицательный тип — + + — Неопределенно отрицательный тип + — + — Неопределенно отрицательный тип + — — — Неопределенно отрицательный тип — + — — Неопределенно отрицательный тип — — + — Неопределенно отрицательный тип — — — + Определенно отрицательный тип — — — —

Вопросы и задания для повторения

1. Что такое «ценностная установка»?

2. Выделите сферы деятельности человека, в которых реализуются законы поведения.

3. Какие характеристики репутации вам известны?

4. На основе анализа каких параметров формируется репутация?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11049 — | 8240 — или читать все.

источник