Меню Рубрики

Установки к сексу айзенк интерпретации

Психологическое обследование при сексуальных дисфункциях

Обследование лиц с сексуальными дисфункциями имеет свою специфику. Оно включает описание сексуального статуса, анамнез жизни с акцентом на семейный анамнез, медицинский и в том числе психиатрический анамнез, и, наконец, психосексуальный анамнез.

В процессе интервью (желательно вместе с половым партнером) составляется детальная и полная картина сексуального опыта пары, отражающая текущее состояние и предшествующую динамику. Вначале уточняются особенности сексуальной дисфункции и выясняются обстоятельства первого неудачного полового акта. Выявляют выраженность либидо, характер эрекций (у женщин — наличие любрикации), продолжительность прелюдии и

фрикций, характер эякуляции и оргазма, самочувствие и настроение до и после полового акта. Следует обратить внимание на динамику расстройства и реакцию на него каждого партнера, получить сведения о предыдущих обращениях за помощью, если таковые были.

При описании сексуального статуса перспективным представляется использование различных специальных опросников, оценивающих состояние сексуальной функции в каждой фазе сексуальной реакции (У. Мастерс и соавт. выделяют 4 фазы сексуальной реакции: возбуждение, плато, оргазм, разрешение. X. Каплан и Б.Дж. Сэдок также разделяют сексуальную реакцию на 4 фазы: желание (новая фаза, отсутствующая у У. Мастерса и соавт., возбуждение (включающее фазы возбуждение и плато по У. Мастере и В. Джонсон), оргазм, разрешение). Примером может служить опросник отношения к сексу Айзенка (EIAS).

В семейный анамнез входит уточнение таких вопросов как возраст и мотивы вступления в брак, количество и возраст детей. При наличии разводов выясняют их причины и характер отношений с разведенным супругом и детьми. По возможности получают информацию о наличии внебрачной связи, ее мотивах и влиянии на супружеские отношения.

Медицинский анамнез призван исключить вероятность того, что сексуальная дисфункция обусловлена соматическим заболеванием и фармакологическими воздействиями. Учитывается роль нейроэндокринных расстройств, урологических и гинекологических заболеваний, употребление алкоголя и наркотических средств, психотропных и гипотензивных препаратов, половых гормонов.

Психиатрическое обследование решает следующие задачи: 1) обнаружение и выяснение природы психопатологии у каждого из партнеров; 2) определение характера и типа взаимоотношений партнеров; 3) предварительная оценка роли сексуальной дисфункции в динамике интимных отношений.

Вначале выявляют наличие патологической наследственности и патологизирующих влияний раннего детства, личностные особенности родителей и характер их взаимоотношений, количество детей, каким по счету родился пациент. Как отнеслись родители к его полу, как складывались отношения с братьями и сестрами, со сверстниками обоего пола. Какое получил образование, как складывалась трудовая деятельность, каковы материально-бытовые условия в настоящее время, каковы планы на ближайшее будущее.

Сексуальные дисфункции часто обусловлены невротическими и психопатическими механизмами. В этих случаях сексуальные симптомы не только отражают актуальный межличностный конфликт, но и служат психологической защитой, входящей в структуру внутриличностного конфликта. Поэтому большое значение имеет анализ психосексуального развития пациента с учетом его отношений к отцу и матери, первых сексуальных переживаний, подавленных желаний, страхов и нерешенных интрап-сихических конфликтов.

Психосексуальный анамнез является проблемно- ориентированным, т.е. учитывает специфику конкретного случая. Диагностика проводится с помощью опросника Фридмана. Выясняют отношение пациента (пациентки) к сексуальности, собственной половой роли, к противоположному полу вообще и к конкретному сексуальному партнеру в частности; определяют отношение к отцу, матери и другим членам семьи; узнают о первой сексуальной информации, первых эротических связях, пережитых сексуальных травмах. Уточняют, чего человек ожидает в сексе от партнера, какое его поведение является приятным, а какое отталкивает.

Психосексуальный анамнез включает следующие темы:

1. Возраст пробуждения либидо;

2. Возраст и обстоятельства первой эякуляции и оргазма;

3. Время появления и периодичность поллюций (у женщин -менструаций);

4. Возраст, тип, частота мастурбации, петтинга и фрустраций, личностные реакции;

5. Факторы, способствующие формированию представления о
сексуальной норме;

6. Возраст и субъективная оценка первого полового акта;

7. Динамика половой жизни до брака и в браке;

8. Возраст перехода на условно-физиологический ритм;

9. Возраст и максимальный уровень эксцессов;

10. Периоды сексуальной абстиненции в браке и их переносимость;

11. Влияние на половую функцию физических и психических нагрузок, психоактивных веществ, медикаментов и перенесенных болезней;

12. Влияние на половую функцию беременности, родов и абортов;

13. Практикуемый способ предохранения от беременности и отношение к нему каждого партнера.

X. Каплан (1994) в процессе интервью, раскрывающего темы психосексуального анамнеза предлагает каждому из партнеров ответить на следующие вопросы:

Что приводит к угасанию секса?

— Каковы ваши фантазии, неосознанные надежды и опасения?

■ Нормальным ли было ваше сексуальное развитие?

Когда вы в первый раз испытали сексуальное переживание?

Испытывали ли запрет на сексуальные переживания в детстве?

■ Было ли это связано с неприятными обстоятельствами?

В каком возрасте начали мастурбировать?

Каковы были вначале еретические фантазии?

Был ли какой-либо сексуальный опыт в детстве, который не удалось скрыть?

Как семья отнеслась к мастурбации?

Как помнится первый половой контакт?

Было ли ощущение приятного возбуждения? Или чувство вины? Как вел (а) себя партнер (ша)? Как вы расстались?

Какие эротические ощущения, ситуации возбуждали вас в прошлом?

Как и при каких обстоятельствах вам удавалось достичь удов летворения?

При каких обстоятельствах удалось проявить себя должным образом?

Как вы переживаете оргазм?

Что испытывает партнерша при клиторном возбуждении?

Какие вагинальные ощущения испытывает при сношении?

— Как относится к оральному сексу: вообще, при активности
партнера, собственной активности? Как относится к ощущению
спермы во рту?

Как ощущаете запахи тела партнера?

Что больше всего возбуждает?

Какие страхи у вас самые привычные?

Что она чувствует по отношению к своему телу, груди, гениталиям, ягодицам?

Как, по ее мнению, он воспринимает ее тело?

Не считает ли она, что ей требуется слишком много времени, чтобы достичь оргазма?

Может ли он продолжать достаточно долго?

■ Возникает ли у него эрекция от прикосновения к ее телу?

Требуется ли физическая стимуляция его пениса?

Что она чувствует, когда у него отсутствует эрекция?

Что он чувствует, когда у нее нет оргазма?

Для получения информации об устойчивости тендерной роли применяется автобиографический метод. «Автобиография» пред-

ставляет собой анкету, разработанную психологами и психиатрами Центра репродукции семьи для лиц, желающих сменить пол. Анализ ответов ведется по следующим составляющим тендерной роли:

— отношение к одежде своего и другого пола;

— характер дружеских отношений;

— развитие сексуальных отношений;

— направленность сексуального влечения;

— характер сексуальных отношений;

— представления о семейной жизни;

Психологами, психиатрами и сексологами отмечено, что люди с неустойчивостью тендерной роли воспринимают себя как лиц с неправильным полом, дружат обычно со сверстниками противоположного пола (до подросткового возраста). Сексуальное влечение направлено на лиц своего пола. При сексуальных играх они никогда полностью не обнажаются, т. к. не выносят вид своих половых органов и тем более стесняются их показывать другому. В первую очередь они желают поменять свой пол и добиваются этого с большой настойчивостью.

Читайте также:  Установка переводчика для гугла

В мире вообще массовое изучение сексуальности человека начались в начале XX века. Изучался широкий круг вопросов, относящихся к сексуальному поведению: отношение к семье и браку, мотивация сексуальных отношений, сексуальный дебют и характеристики первого сексуального партнера, интенсивность и ритм сексуальной активности, эротическое восприятие, мастурбация, венерические болезни, аборты и методы контрацепции; проституция и т.д.

Первый из опросов был проведен в 1902 г. В. Фавром, опросившим в Харькове около 2000 студентов. До начала первой мировой войны в России проведено по крайней мере 5 крупномасштабных обследований сексуальности. Кроме обследования в Харькове были проведены три «половые переписи студенчества»: в 1904 г. в Московском университете (М. Членов), а затем по аналогичной программе — в университетах Томска и Юрьева (Тарту). В 1908 г. В. Жбанков провел первое в мире обследование «половой жизни учащихся женщин». Он опросил студентов и учительниц Москвы, 80% которых находилось в возрасте до 25 лет. В Европе первые массовые сексологические опросы были проведены по инициативе Хиршфельда. Однако подлинную революцию в изучении сексуаль-

ности произвели в США и на Западе стали работы американского биолога Альфреда Кинзи, автора монументальных трудов «Сексуальное поведение мужчины» (1948), «Сексуальное поведение женщины» (1953).

Сексуальная активность человека производна от его психофизиологической индивидуальности, особенностей развития и воспитания. Половая конституция или половой темперамент — количественная, или энергетическая сторона сексуальности, которая характеризует диапазон индивидуальных потребностей в определенном уровне сексуальной активности (когда человек созревает, насколько велики его сексуальные запросы и желания) и его сопротивляемость в отношении патогенных факторов, обладающих избирательностью к половой сфере. Ее системное описание и интерпретацию дал известный российский сексолог Г. С. Васильченко. В разработанной им схеме половой конституции гормональный баланс, телосложение и темперамент обозначены как основные, определяющие ее факторы. Разные типы половой конституции определяются в количественных терминах как «слабая», «средняя» и «сильная».

Сексуальность имеет не только количественные параметры. В современной сексологии индивидуальные особенности сексуальности чаще всего сравнивают по факторам «Большой Пятерки»: 1) интро-версия — экстраверсия (молчаливый — разговорчивый, ненапористый — напористый, не любящий приключений — любящий приключения, неэнергичный — энергичный, робкий — дерзкий); 2) антагонизм — доброжелательность (недобрый — добрый, несклонный к сотрудничеству — склонный к сотрудничеству, эгоистичный — альтруистичный, недоверчивый — доверчивый, скупой — щедрый); 3) несобранность — сознательность (неорганизованный — организованный, безответственный — ответственный, непрактичный — практичный, небрежный — тщательный, ленивый — усердный); 4) эмоциональная стабильность — невротизм (расслабленный — напряженный, принимающий все легко — нервозный, стабильный — нестабильный, довольный — недовольный, неэмоциональный — эмоциональный); 5) закрытость — открытость новому опыту (со слабо развитым воображением — с богатым воображением, нетворческий — творческий, нелюбопытный — любопытный, несклонный к размышлению (нерефлексивный) — склонный к размышлению (рефлексивный), наивный — искушенный).

Сравнение сексуального опыта одно- и двуяйцовых близнецов показало, что по так называемому либидо-фактору генетические различия объясняют около 67% всех вариаций. Известный английский психолог Г. Айзенк решающее значение в биологической

детерминации сексуальности придает свойствам экстраверсии и интроверсии. В теоретическом отношении концепция Айзенка, включая ее нейрофизиологические основы, весьма уязвима и подвергается серьезной критике. Однако многие его конкретные выводы о связи сексуального поведения с экстраверсией и невротизмом выглядят достаточно обоснованными и подтверждаются другими исследователями. Айзенком разработан опросник отношение к сексу (EIAS, 1989). Опросник позволяет исследовать 11 типов отношений к сексуальной деятельности, а также такие компоненты сексуальной функции как «сексуальное влечение», «сексуальная удовлетворенность», «маскулинность — фемининность».

Для психологической диагностики особенностей мужской и женской сексуальности сексуальности используется большое количество личностных опросников показывающих те или, иные, радикалы характерологических особенностей: наиболее полной и подходящей для дифференциально-диагностического исследования является методика СМИЛ (адаптированная версия MMPI), а также методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16-PF), методики исследования личности Г. Айзенка (FPI, FPQ). Широко используемой методикой для изучения сексуальной сферы является анкета СФМ/ФЖ. Методика позволяет оценить состояние сексуальной сферы личности на данный момент, и в динамике проводимой психотерапии. Из проективных методик: тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (P-F), тест вербальной фрустрации Л.Н. Собчик (ФВТ), тест чернильных пятен Г. Роршаха, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест Лю-шера, цветовой тест отношений (ЦТО), рисуночные тесты (рисунок человека, несуществующее животное). С конца 80-х годов XX в. начали применяться репертуарные решетки Г.А. Келли.

Для диагностики проблем взаимоотношений в супружеских парах применяются метод диагностики межличностных отношений (МДО), методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, анкета супружеских конфликтов и тест системы взаимодействия супружеских пар, представляющие собой опросники с множественными вариантами ответов. Наиболее перспективным для диагностики сексуальных нарушений в партнерской паре считается тест Кимела дер Веена, представляющий собой опросник супружеского соответствия.

Обследование лиц с сексуальными дисфункциями включает описание сексуального статуса, анамнеза жизни с акцентом на семейный анамнез, медицинский и в том числе психиатрический анамнез, и, наконец, психосексуальный анамнез.

Контрольные вопросы

/. Перечислите основные характеристики сексуального поведения, которые изучались путем социологических опросов и интерью.

2. Кто считается пионером в проведении массовых социально-
психологических обследований из отечественных и зарубежных исслдое-
вameлeй ? Какие обследования они проводили ?

3. Дайте опредление понятию «половоая коституция». Раскройте его сущность и содержание.

4. Какими факторами описываются индивидуальные особенности сексуальности ?

5. Какие параметры сексуальности диагностируются опросником отношения к сексу (ElAS) ?

6. Дайте характеристику сексуального поведения лиц с различными индивидуальными особенностями.

7. Дайте характеристику психодиагностических методов, используемых в сексологическом обследовании.

8. Какие психические параметры личности исследуются при проведении сексологического обследования ?

9. Какие особенности проведния психологического обследования при сексуальных дисфункциях?

10. Перечислите виды анамнеза, которые проводятся при обследовании
лиц с сексуальными дисфункциями. Опишите информацию, которую не
обходимо получить в процессе проведения анамнеза.

Темы дискурса

1. Сексуальное поведение: реконструкция сексуального опыта в истории культуры.

2. Массовая культура и сексуальное поведение молодежи.

3. Мужская и женская сексуальность: норма и патология.

4. Сценарии сексуальности и гендерные различия.

5. Сексуальное и супружеское партнерство.

6. Проблема выбора партнера и совместимость супругов в браке.

Цитированная литература

/. Васильченко Г. С. Сексология. Справочник.М.: Медицина, 1990.

2. Васильчено Г.С, Решетняк ЮА. Любовь, брак, сексуальное партнерство. — М ., 1990.

3. Денисенко М.Б., Далла Зу Ина Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. — 2001. — N 2. — С. 83-87.

Читайте также:  Установка газовых форсунок 2110

4. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1989.

5. Кон И. С. Сексология.М.: Академия, 2004.

6. Кочарян А.С. Личность и половая роль Симптомокомплекс маскулин-ности/феминности в норме и патологии. — Харьков, 1996.

7. Мастерс У., Джонсон В., Колонди Р. Основы сексологии. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998.

8. Руководство по сексологии / Под. ред. С. С. Либиха. — СПб.: Питер, 2001.

Рекомендованная литература

/. Діденко СВ. Психологія сексуальності та сексуаііьних стосунків. — Київ: Арістей, 2003.

2. Жарков Ю. Н. Методология создания опросников для сексологических исследований // Сексология и сексопатология. — N 7. — 2003. —С. 7—12

3. Иванов Н.Б. Психологическое обследование // Краткая сексология: Руководство для врачей. — СПб.: ООО «Ольга», 1998.

4. Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. — М., 1995.

5. Кел/ш Г. Основы современной сексологии. — СПб.: Питер, 2000.

6. Кочарян Г. С., Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов.М., J994.

7. Кришталь В.А., Агишева Н.К. и др. Нарушения сексуального здоровья и их коррекция: Учебное пособие.

8. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМ ИЛ — адаптированный тест ММРІ. — М., 2002.

9. Соколова ЕТ., Чепельницкая Е.П. Психология нарциссизма: Учебное пособие. — М., 2001.

10. Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003.

11. Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера. Модификация. Помр-ные сравнения: Методическое руководство. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9454 — | 7498 — или читать все.

источник

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Пройдя тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента):

Инструкция.

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

  1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
  5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
  7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
  8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
  9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
  10. Нравится ли вам находиться среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
  12. Упрямитесь ли вы иногда?
  13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
  14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
  15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
  17. Вы по натуре живой человек?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
  23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?
  25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
  26. Часто ли вы думаете о своей работе?
  27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
  28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
  29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
  30. Хвастаетесь ли вы иногда?
  31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
  34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
  35. Бывают ли у вас головокружения?
  36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
  38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
  40. Беспокоят ли вас ваши нервы?
  41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
  42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
  43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
  44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
  45. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  47. Трудно ли вам заснуть ночью?
  48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
  49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  52. Часто ли с вами случаются неприятности?
  53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
  54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
  56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?
  57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?
Читайте также:  Установка ксенона на задний ход лада гранта

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия — интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия — интроверсия:

  • больше 19 — яркий экстраверт,
  • больше 15 — экстраверт,
  • больше 12 — склонность к экстраверсии,
  • 12 — среднее значение,
  • меньше 12 — склонность к интроверсии,
  • меньше 9 — интроверт,
  • меньше 5 — глубокий интроверт.
  • больше 19 — очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 13 — высокий уровень нейротизма,
  • 9 — 13 — среднее значение,
  • меньше 9 — низкий уровень нейротизма.
  • больше 4 — неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 — норма.

Описание шкал

Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Круг Айзенка.

Пояснение к рисунку «круг Айзенка»:

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Более подробную информацию вы можете найти в книге «Тест Айзенка».

источник