Меню Рубрики

Установки классической и неклассической науки

Классическая, неклассическая и постклассическая наука: различие методологии

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Идеалом классической науки было познание объекта таким, каким он существует вне нас и независимо от нас (т.е. важен только объект познания, а субъект и средства познания не важны)

Для этапа классической науки характерны механицизм и детерминизм. Происходит это вследствие абсолютизации методов естествознания, направленного на изучение материальных объектов и формализующего полученные знания с использованием языка математики. Результатом становится формирование механистической картины мира, для которой свойственны материализм и физикализм. Мир понимается как совокупность материальных объектов, связь и взаимодействие которых подчиняется законам механики.

Наряду с принципом детерминизма среди фундаментальных принципов классической науки находятся законы сохранения движения, вещества и энергии, в основании которых лежат представления о материальности окружающего мира, подчиненного объективным, независящим от позиции наблюдателя, законам.

Эти научные принципы распространялись не только на познание природы. Им были подчинены также исследования человека и общества. С точки зрения классической науки человек — это сложная материальная система, ориентированная на удовлетворение природных потребностей. Люди объединяются в социальные группы, различающиеся природным своеобразием окружающей среды. Поэтому классическим социальным представлениям также присущ физикализм и географический детерминизм.

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Неклассическая наука формируется в результате научных открытий и значительных социальных преобразований, происходящих в европейской культуре с середины XIX столетия. В науке возникают и распространяются эволюционная теория, электродинамика, теория относительности и ядерная физика. Прежние механистические принципы уже не соответствуют обнаруженным фактам, поэтому пересмотру подвергаются фундаментальные научные принципы.

В начале ХХ века в физике формулируются основные принципы неклассической науки. Это принципы относительности, неопределенности и дополнительности, а также основные принципы термодинамики, постулирующие необратимость физических процессов. Эти постулаты, наряду с эволюционными принципами составляют методологическую основу неклассической науки, в рамках которой формируется принципиально иная картина мира.

В этой картине динамические аспекты познаваемой действительности преобладают над статическими. В то же время, место динамических законов и закономерностей, однозначно и строго определяющих причинно-следственные взаимосвязи, занимают статистические, оставляющие место случайности и имеющие вероятностный характер. В неклассической науке преобладают системные и структурные представления о действительности.

В рамках неклассической науки возникает и развивается уровень метанаучных исследований, направленный на изучение научных принципов и истории их формирования и развития. В отличие от классического периода развития науки происходит методологическое размежевание естественных и гуманитарных наук. Науки о культуре обретают свои собственные основания и методы исследования. Происходит проблематизация казавшихся незыблемыми фундаментальных принципов классической науки. Релятивизм, зародившийся в физике, распространяется на все дисциплинарные сферы научного знания. Ведущим принципом становится плюрализм методов и систем.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Нормы и принципы постнеклассической науки еще более далеки от идеалов классической науки и развиваются в направлении конвергенции естественно-научного и гуманитарного знания. Ведущим методологическим принципом современной науки является глобальный (универсальный) эволюционизм. Он выходит за пределы биологии и становится универсальным принципом описания открытых, самоорганизующихся систем: сложных органических соединений, экологических систем, общества и экономики. В физике примером подобной саморазвивающейся системы является эволюционирующая вселенная, в биологии – экологическая система, в эконмике – поведение финансовых рынков.

Большое распространение при изучении таких систем получают комплексные и междисциплинарные исследования. Цели этих исследований определяются уже не внутренними научными проблемами, а связаны с решением социально-экономических и политических проблем. В результате формируется предельно сложная картина мира, далекая от идеалов целостности и непротиворечивости. Поэтому все большее значение приобретают электронно-вычислительные системы, обеспечивающие построение математических моделей сложных систем. Глобальная сеть Интернет дает нам многочисленные примеры формирования открытых систем систематизации и распространения знаний.

Результатом этих изменений является пересмотр фундаментальных методологических принципов науки. Изменяются теоретические и эмпирические методы исследования, идеалы и нормы научности и рациональности. В первую очередь это относится к критериям точности, воспроизводимости и проверяемости. Исследуемые необратимые процессы саморазвития не позволяют их использовать при проведении экспериментов.

Да и сам эксперимент превращается в сложнейший комплекс исследований множества взаимосвязанных параметров непрерывно изменяющейся системы. Разработка инструментальной составляющей научного исследования становится более важной и сложной задачей, чем построение теории, и требует такое количество ресурсов, что сама организация и финансирование научного исследования является сегодня глобальной задачей мирового сообщества.

Сопоставление классической, неклассической и ПН позволяет соотнести их соответственно с созерцательной, проективно-конструктивной и диалоговой эпистемологиями.

В проективно-конструктивной теории познания предполагается наложение на мир объектов — результатов теоретической деятельности сознания. Практически ориентированное знание, знание как сила, преобразующая мир, имеет иные идеалы доказательства, это эксперимент и наблюдения. Критерием научности здесь выступает практика, экспериментальная подтверждаемость. Классическая наука имела особо тесную связь с истиной. Представление об истине связано с представлением о мире, «каким он является сам по себе». Истина трактуется, прежде всего, как объективность. Для сравнения заметим, что у Платона истина понимается как благо.

В классическом типе научной рациональности внимание сосредоточено на объекте, насколько это возможно выносится за скобки все, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассической рациональности характерна идея зависимости, связи объекта со средствами и операциями деятельности, учет этих средств и операций является условием получения истинного знания об объекте. Постнеклассическая рациональность соотносит знания не только со средствами познания, но и с ценностными структурами деятельности. Как видим, изменение типов научной рациональности связано с постепенным ослаблением принципа интерсубъективности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Классическая наука

Классическая наука носит аналитический характер. Формирование и развитие экспериментально-теоретических исследований происходит в период с конца 16 – начала 17 века. Данный период часто называют аналитическим естествознанием. К началу 17 века происходит накопление множества сведений о мире благодаря мореплавателям, путешественникам, астрономам, химикам и алхимикам. В свою очередь, это вызвало стремление к более подробному исследованию объектов, в результате чего происходит дифференциация существующих наук.

Читайте также:  Установка бетонных ступеней на косоур

Период развития науки с 17 века по 20-е годы 20 века получил название классической науки. По-настоящему классической наукой можно считать науку 19 века, так как научное развитие 17 века сильно отличается от науки 19 века. Однако ввиду того, что в науке 19 века продолжают действовать гносеологические представления науки 18 века, исследователи объединяют их в один период – классической науки.

Этапу классической науки характерно стремление к такой системе знаний, которая фиксирует истину в окончательном виде. Это связано с тем, что наука ориентировалась на классическую механику, которая рассматривала окружающий мир как гигантский механизм, функционирующий на основе законов механики, вечных и неизменных. Механика являлась универсальным методом познания окружающего мира, который в результате давал истинное знание. Механика рассматривалась в качестве эталона науки. Парадигма механицизма господствовала в классической науке.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В результате такой ориентации на механику механистичной и метафизичной была не только классическая наука, но и классическое мировоззрение.

Для классической науки характерно:

  • исключение случайности и вероятности из результатов познания, отказ от учета особенностей проведения эксперимента, имеющееся знание считалось абсолютно истинным и достоверным.
  • мир представлялся неизменным, неразвивающимся, тождественным самому себе, целым. Отсюда возникли классические для данной стадии науки установки, такие как элементаризм, антиэволюционизм, статичность.
  • мир функционирует по законам И. Ньютона, является предсказуемым, в этом мире организм рассматривался в качестве механизма.
  • религия в качестве интеллектуального авторитета, постепенно вытеснялась наукой.

Разум человека, практическое преобразование природы в результате деятельности человека постепенно вытеснили теологическую доктрину, выступавшую в качестве главного источника познания Вселенной. Вместо религиозных воззрений пришел рационализм, согласно которому, человек является высшей формой разума. Рационализм предложил концепцию материальности мира в качестве единственной реальности, благодаря чему были заложены основы научного материализма.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Особенности неклассической науки

В конце 19-начале 20 века в связи с переходом от аналитической стадии познания к синтетической, появилась неклассическая наука.

Аналитическое естествознание включало в себя подходы натурфилософии. Синтетическое естествознание сохраняло в себе основные подходы аналитической стадии, однако дополняло их новой ориентацией, направленной на формирование синтетических наук на стыке смежных дисциплин.

На данном этапе развития науки центральной проблемой научного познания является синтез знания, поиск путей единства научных дисциплин, а также проблема соотношения разных методов познания. Процесс дифференциации наук активно идет в неклассическом естествознании. Крупные науки делятся на более узкие направления. Например, в физике выделяются такие разделы, как электромагнетизм, термодинамика и т.д., в биологии самостоятельно развиваются такие узкие дисциплины, как генетика, эмбриология, цитология и т.д.

В конце 19 века появляются первые признаки интеграции наук. Этот процесс будет активно развиваться в науке 20 века. На стыках наук формируются новые дисциплины, которые охватывают междисциплинарные исследования. Примерами таких наук являются геохимия, биохимия, биогеохимия и т.д. Внешней причиной такой интеграции является невозможность объяснения явлений средствами одной науки и необходимость обращения к смежным. Внутренней причиной интеграции являются многообразные проявления единства природы, которая не делится на рубрики и науки.

Постнеклассическая наука

Современная наука охватывает два этапа – неклассическую науку и постнеклассическую. Этот феномен является сложным и неоднозначным. Для современной науки характерна ассоциация гуманитарных, естественнонаучных, математических, технических отраслей, а также дисциплинарных и междисциплинарных исследований, прикладных и фундаментальных знаний. Но при этом в проявляющемся своеобразии стратегии исследований, форме постановки и изучения проблем, пути получения знаний обнаруживается единство современной науки.

Постнеклассическая наука стала проявляться в конце 20 века. Этот этап развития науки можно назвать интегральной. Примерами интегральных наук являются кибернетика – наука, изучающая управление в неживых, живых, социальных, технических системах; учение о основных типах фундаментальных взаимодействий; теория самоорганизации и т.д. Важную интегрирующую роль играют математизация научного знания, эволюционно-синергетическая парадигма, системный подход.

На сегодняшний день все исследования природы и общества можно сравнить с огромной сетью, которая связывает ответвления биологических, социальных, физических наук. Как считают исследователи, разработка теории эволюции Вселенной даст возможность объединения всех наук о живой, неживой и социальной материи на более глубокой основе.

Проникновение в естествознание идей, которые характерны гуманитарным наукам, и наоборот, в настоящее время особенно заметно. Для современного естественнонаучного познания характерно установление нового взаимоотношения человека и природы, которая перестает рассматриваться как «мертвый механизм». Характер отношения человека с природой меняется с монолога на диалог.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Неклассическая наука: становление, принципы, характеристики

Возникновение науки в нашем современном представлении – относительно новый процесс, требующий постоянного изучения. В Средневековье такого понятия не существовало, так как социальные условия развитию науки никак не способствовали. Стремление придать всем существующим предметам и явлениям рациональное объяснение возникло в XVI-XVII вв., когда способы познания мира разделились на философию и науку. И это было только начало – с течением времени и изменением восприятия людей классическую частично сменила неклассическая наука, а затем возникла постнеклассическая.

Эти учения частично сменили понятия классической науки и ограничили сферу ее действия. С возникновением неклассической науки произошло множество значимых для мира открытий, возникло внедрение новых экспериментальных данных. Изучение природы явлений перешло на новый уровень.

Определение неклассической науки

Неклассический этап развития науки наступил в конце XIX – середине XX века. Он стал логическим продолжением классического течения, которое в этот период претерпевало кризис рационального мышления. Это была третья научная революция, поражающая своей глобальностью. Неклассическая наука предлагала понимать объекты не как нечто стабильное, а пропускать их через своеобразный срез из различных теорий, способов восприятия и принципов исследования.

Читайте также:  Установка регистратора на парковке

Возникла идея, перечеркивающая весь процесс естествознания: воспринимать природу объекта и явлений не как что-то само собой разумеющееся, как было ранее. Ученые предлагали рассматривать их абстрактно и принимать истинность отличающихся друг от друга объяснений, ведь в каждом из них может присутствовать зерно объективного знания. Теперь изучался предмет науки не в его неизменном виде, а в конкретных условиях существования. Исследования одного предмета происходили различными способами, поэтому и конечные результаты могли отличаться.

Принципы неклассической науки

Были приняты принципы неклассической науки, которые заключались в следующем:

  1. Непринятие излишней объективности классической науки, которая предлагала воспринимать предмет как что-то неизменное, не зависящее от средств его познания.
  2. Понимание связи между свойствами объекта исследования и особенностью проводимых субъектом действий.
  3. Восприятие этих связей в качестве основы при определении объективности описания свойств предмета и мира в целом.
  4. Принятие в исследованиях совокупности принципов относительности, дискретности, квантования, дополнительности и вероятности.

Исследования в целом перешли к новой полифакторной концепции: отказу от изоляции предмета исследования в целях «чистоты эксперимента» в пользу проведения комплексного рассмотрения в динамичных условиях.

Особенности внедрения науки

Становление неклассической науки полностью изменило закономерный порядок восприятия реального мира:

  • В большинстве учений, включая естествознание, неклассическая наука философия стала играть значимую роль.
  • Изучению природы предмета уделяется больше времени, исследователь применяет разные методы и прослеживает взаимодействие объекта в разных условиях. Объект и субъект исследования стали более связаны между собой.
  • Укрепилась взаимосвязь и единство природы всех вещей.
  • Сформировалась определенная закономерность, основанная на причинности явлений, а не только на механическом восприятии мира.
  • Диссонанс воспринимается как основная характеристика объектов в природе (например, разногласия между квантовой и волновой структурами простых частиц).
  • Особая роль отводится отношению статических исследований к динамическим.
  • Метафизический способ мышления сменился диалектическим, более универсальным.

После внедрения понятия о неклассической науке в мире произошла масса значимых открытий, датированных концом XIX – началом XX века. Они не вписывались в устоявшиеся положения классической науки, поэтому полностью изменили восприятие мира людей. С основными теориями этого времени познакомимся далее.

Теория эволюции Дарвина

Одним из результатов принятия неклассической науки стала большая работа Чарльза Дарвина, материалы и исследования для которой он собирал с 1809 по 1882 год. Сейчас на этом учении основывается практически вся теоретическая биология. Он систематизировал свои наблюдения и выяснил, что главными факторами в процессе эволюции являются наследственность и естественный отбор. Дарвин определил, что изменение признаков того или иного вида в процессе эволюции зависит от определенных и неопределенных факторов. Определенные складываются под воздействием окружающей среды, то есть при одинаковом влиянии природных условий на большинство особей меняются их особенности (толщина кожного или шерстяного покрова, пигментация и другие). Эти факторы носят приспособительный характер и не передаются следующим поколениям.

Неопределенные изменения возникают также под воздействием факторов окружающей среды, но происходят случайно с некоторыми особями. Чаще всего передаются по наследству. Если изменение было полезным для вида, оно закрепляется в процессе естественного отбора и передается следующим поколениям. Чарльз Дарвин показал, что эволюцию необходимо изучать с применением множества принципов и идей, проводя различные по своей природе исследования и наблюдения. Его открытие нанесло существенный удар однобоким религиозным представлениям о мироздании того времени.

Теория относительности Эйнштейна

В следующем значительном открытии методология неклассической науки сыграла основную роль. Речь идет о работе Альберта Эйнштейна, который в 1905 году опубликовал теорию об относительности тел. Ее суть сводилась к изучению движения тел, передвигающихся относительно друг друга с неизменной скоростью. Он объяснял, что в этом случае неправильно воспринимать отдельное тело как систему отсчета – необходимо рассматривать объекты относительно друг друга и принимать во внимание скорость и траекторию обоих предметов.

В теории Эйнштейна существует 2 основных принципа:

  1. Принцип относительности. Он гласит: во всех общепринятых системах отсчета, движущихся относительно друг друга с одинаковой скоростью и неизменным направлением, будут действовать одни и те же правила.
  2. Принцип скорости света. По нему световая скорость является наивысшей, она одинакова для всех предметов и явлений и не зависит от скорости их движения. Скорость света остается неизменной.

Известность Альберту Эйнштейну принесла страсть к экспериментальным наукам и непринятие теоретических знаний. Он внес неоценимый вклад в развитие неклассической науки.

Принцип неопределенности Гейзенберга

В 1926 году Гейзенберг разработал собственную квантовую теорию, меняющую отношение макромира к привычному материальному миру. Общий смысл его работы сводился к тому, что характеристики, которые человеческий глаз не может визуально наблюдать (например, движение и траектория атомных частиц), в математические расчеты входить не должны. В первую очередь потому, что электрон движется и как частица, и как волна. На молекулярном уровне при любом взаимодействии объекта и субъекта происходят изменения в движении атомных частиц, которые невозможно проследить.

Ученый взялся перенести классическую точку зрения о движении частиц в систему физических исчислений. Он считал, что при расчетах следует использовать только величины, напрямую связанные со стационарным состоянием предмета, переходами между состояниями и видимыми излучениями. Взяв за основу принцип соответствия, он составил матричную таблицу чисел, где каждому значению присваивался свой номер. Каждый элемент в таблице имеет стационарное или нестационарное состояние (в стадии перехода из одного состояния в другое). Расчеты при необходимости следовало производить, исходя из числа элемента и его состояния. Неклассическая наука и ее особенности значительно упростили систему подсчетов, что подтвердил Гейзенберг.

Читайте также:  Установка плитки на газобетон

Гипотеза Большого взрыва

Вопрос о том, как появилась Вселенная, что было до ее возникновения и что будет после, волновал всегда и волнует сейчас не только ученых, но и обычных людей. Неклассический этап развития науки открыл одну из версий возникновения цивилизации. Это знаменитая теория Большого взрыва. Конечно, это одна из гипотез возникновения мира, но большинство ученых убеждены в ее существовании как единственно верной версии появления жизни.

Суть гипотезы в следующем: вся Вселенная и все ее содержимое возникли одновременно в результате взрыва около 13 миллиардов лет назад. До этого времени не существовало ничего – лишь абстрактный компактный шар материи, имеющий бесконечную температуру и плотность. В какой-то момент этот шар начал стремительно расширяться, произошел разрыв, и появилась та Вселенная, которую мы знаем и активно изучаем. Эта гипотеза описывает также возможные причины расширения Вселенной и подробно объясняет все фазы, которые последовали за Большим взрывом: первоначальное расширение, охлаждение, появление облаков древних элементов, положившее начало образованию звезд и галактик. Вся существующая в настоящем мире материя была создана благодаря гигантскому взрыву.

Теория катастроф Рене Тома

В 1960 году французский математик Рене Том высказал свою теорию катастроф. Ученый принялся переводить на математический язык явления, при которых непрерывное воздействие на материю или предмет создает скачкообразный результат. Его теория позволяет понять происхождение перемен и резких скачков в системах, несмотря на ее математическую природу.

Смысл теории в следующем: любая система имеет свое стабильное состояние покоя, в котором она занимает устойчивое положение или определенный их диапазон. Когда устойчивая система подвергается воздействию извне, ее первоначальные силы будут направлены на предотвращение этого воздействия. Далее она постарается восстановить свое первоначальное положение. Если давление на систему было настолько сильным, что в устойчивое состояние она вернуться не сможет, произойдет катастрофическая перемена. В итоге система примет новое устойчивое состояние, отличное от первоначального.

Таким образом, практика доказала, что существуют не только неклассические технические науки, но и математические. Они помогают в познании мира не меньше других учений.

Постнеклассическая наука

Возникновение постнеклассической науки было обусловлено большим скачком в развитии средств получения знаний и их последующей обработкой и хранением. Это произошло в 70-е годы XX века, когда появились первые компьютеры, и все накопленные знания нужно было переводить в электронный вид. Началось активное развитие комплексных и междисциплинарных исследовательских программ, наука постепенно объединялась с промышленностью.

Этот период в науке обозначил, что невозможно игнорировать роль человека в исследуемом предмете или явлении. Главным этапом в продвижении науки стало понимание мира как целостной системы. Произошло ориентирование на человека не только в выборе методов исследования, но и в общем социальном и философском восприятии. В постнеклассических исследованиях объектами становились сложные системы, способные самостоятельно развиваться, и природные комплексы, во главе которых стоит человек.

За основу было принято понимание целостности, где все мироздание, биосфера, человек и общество в целом представляют собой единую систему. Человек находится внутри этой целостной единицы. Он исследующая ее часть. В таких условиях естественные и общественные науки значительно сблизились, их принципы захватывают гуманитарные. Неклассическая и постнеклассическая наука совершили рывок в принципах познания мира в целом и общества в частности, произвели настоящую революцию в умах людей и способах исследования.

Современная наука

В конце XX века произошел новый прорыв в развитии и начала свое развитие современная неклассическая наука. Разрабатываются искусственные нейронные связи, которые стали основой в формировании новых умных компьютеров. Машины могли теперь решать простые задачи и самостоятельно развиваться, переходя к решению более сложных заданий. В систематизацию баз данных включен также человеческий фактор, что помогает определять эффективность и выявлять наличие экспертных систем.

Неклассическая и постнеклассическая наука в современном обобщенном виде имеют следующие характеристики:

  1. Активное распространение идей об общности и целостности, о возможности самостоятельного развития предмета и явления любой природы. Укрепляется понятие о мире как о целой развивающейся системе, имеющей в то же время склонность к нестабильности и хаотичности.
  2. Укрепление и широкое распространение идеи о том, что изменения частей внутри системы взаимосвязаны и обусловлены друг другом. Обобщая все существующие в мире процессы, эта идея положила начало пониманию и исследованию глобальной эволюции.
  3. Применение во всех науках понятия времени, обращение исследователя к истории явления. Распространение теории развития.
  4. Перемены в выборе характера исследований, восприятие комплексного подхода в изучении как наиболее верного.
  5. Слияние объективного мира и мира человека, устранение различия между объектом и субъектом. Человек находится внутри исследуемой системы, а не снаружи.
  6. Осознание того, что результат любого метода, которым оперирует неклассическая наука, будет ограниченным и неполным, если использовать только один подход в изучении.
  7. Распространение философии как науки во всех учениях. Понимание того, что философия – единство теоретического и практического начал Вселенной и без ее осознания невозможно восприятие современного естествознания.
  8. Внедрение математических вычислений в научные теории, их усиление и рост абстрактности восприятия. Увеличение значимости вычислительной математики, так как большинство результатов исследования требуется изложить в числовом варианте. Большое число абстрактных теорий привело к тому, что наука превратилась в своеобразный современный вид деятельности.

В современных исследованиях характеристики неклассической науки говорят о постепенном ослаблении жестких рамок, ограничивающих ранее информативность научных дискуссий. Предпочтение в рассуждениях отдается внерациональному подходу и подключению логического мышления при проведении экспериментов. В то же время рациональные умозаключения остаются все так же значимы, но воспринимаются абстрактно и подвергаются повторному обсуждению и переосмыслению.

источник