Меню Рубрики

Установки критериальной основы поведения

Критериальная основа поведения людей в организации

Тема 4. Организационная и деловая культура

4.1. Критериальная основа поведения людей в организации

4.2. Понятие организационной культуры и ее значение в управлении современной организацией

4.3. Структура и содержание организационной культуры

4.4. Формирование и развитие организационной культуры

4.5. Управление организационной культурой

4.6. Оценка состояния и эффективности организационной культуры

4.7. Лидерство в развитии организационной культуры

4.8. Взаимодействие национальной и организационной культур

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор и принятие решений человеком по поводу его поведения. В совершенно одинаковых ситуациях разные люди могут принять совсем разные решения. И это будет определено тем, что они имеют различную критериальную базу, определяющую их приоритеты и оценку происходящих событий.

Критериальная база поведения любого человека складывается из:

— его расположения к людям, событиям и процессам;

— совокупности ценностей, разделяемых данным человеком,

— набора верований, которых он придерживается,

принципов, которым следует в жизни.

Все эти составляющие находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Охарактеризуем составляющие критеральной базы поведения людей.

1. Расположение к людям, событиям, процессам проявляется в том, что человек ведет себя в соответствии с априорным положительным или отрицательным отношением к явлению, объекту, процессу или человеку. Расположение формируется в результате действия трех факторов: чувства человека по отношению к объекту (нравится или нет); знания об объекте, которыми располагает человек; намерения человека по отношению к объекту.

Наиболее важными для формирования сильной организационной культуры являются три типа расположения работников: удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организации.

2. Совокупность ценностей, разделяемых данным человеком: набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни, принимая решения и осуществляя действия на основе оценки окружающих его людей и происходящих вокруг него процессов. Ценности обычно сформулированы в виде заповедей, утверждений, общих норм и могут разделяться большими группами людей.

В отличие от расположений, определяющих отношение человеку к объекту по принципу «нравится — не нравится», ценности задают человеку предпочтение по принципам «допустимо — недопустимо», «хорошо – плохо», «полезно – вредно». Если расположение всегда сугубо персонально, то носителями ценностей являются группы людей. Отдельный человек выбирает для себя ценности, чтобы следовать им в конкретных обстоятельствах.

Ценности бывают двух видов — относящиеся к цели жизни, желаемым результатам и относящиеся к средствам, используемым для достижения целей. Совокупность ценностей обоих видов составляет ценностную систему человека. Она формируется в процессе воспитания, под влиянием семьи, образования, религии, литературы, средств массовой информации и др. Для обеспечения гармонии ценностей человека и организации необходимо проводить работу по формулированию, разъяснению и доведению до всех работников системы ценностей, которым следует организация.

3. Верования, которых придерживается человек – это устойчивые представления о явлении, процессе, человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации, поступающей извне. Часто верования возникают у человека в результате способностей других людей убеждать в правоте их суждений. Со временем верования могут меняться, однако пока они живут в человеке, он руководствуется ими и принимает свои верования за истину. Устойчивые представления складываются по отдельным характеристикам объекта, поэтому вокруг одного и того же объекта может бытовать несколько различных верований (например, надежный человек, хороший специалист и т. п.)

4. Принципы, которым человек следует в своем поведении. Формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой ее проявления в виде определенных норм поведения. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, однако чаше всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

Формирование критериальных основ поведения работников в соответствии с целями и задачами организации является важной задачей формирования и развития организационной культуры. Зная, что влияет на поведение человека, можно своевременно устранить возможные противоречия между его критериальной базой и характеристиками организационной культуры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8817 — | 8349 — или читать все.

источник

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

При всем разнообразии личностных характеристик конкретный человек придерживается определенных (присущих ему) принципов и норм поведения, т.е. поведение индивида обладает, как правило, определенной стабильностью и предсказуемостью.

Критериальными характеристиками человека, определяющими его поведение, являются:

  • • расположение к людям, явлениям и процессам;
  • • ценности, разделяемые данным человеком;
  • • набор верований;
  • • принципы и нормы поведения [1].

Факторы, оказывающие влияние на выбор того или иного типа поведения человека, находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Расположение к людям, явлениям и процессам.

Расположение влияет на поведение человека и проявляется в том, что он ведет себя в соответствии со сложившимся отношением к данному объекту, явлению или процессу. Это обусловливает необходимость формирования у работников желаемого для организации расположения.

Расположения работников, оказывающих существенное влияние на эффективность управления:

  • • удовлетворенность работой;
  • • увлеченность работой;
  • • приверженность организации.

Степень удовлетворенности работой зависит от многих факторов. Наиболее важными среди них, по мнению многих ученых, являются [1,3]:

  • • характер и содержание работы;
  • • объем выполняемой работы;
  • • оплата работы (все формы компенсации);
  • • состояние рабочего места и его окружение (шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т.п.);
  • • сослуживцы;
  • • руководство (начальство, стиль руководства, участие в управлении);
  • • возможности продвижения по работе;
  • • распорядок, правила поведения и т.п.

Увлеченность работой — одно из важнейших расположений работника. Оно определяет, как человек относится к своей работе. Обычно выделяют два типа увлеченности работой:

  • • любовь к работе вообще;
  • • любовь к конкретной работе, которую человек выполняет в организации.

Людей, увлеченных работой вообще, называют трудоголиками. Этот тип расположения передается по наследству, формируется в процессе воспитания и трудовой деятельности.

Второй тип расположения (любовь к конкретной работе) хотя и связан с первым типом, но имеет свои отличительные особенности, как в части формирования, так и проявления. Каждый из рассмотренных типов (удовлетворенность и увлеченность работой) является относительно самостоятельным и в зависимости от складывающейся ситуации могут в большей или меньшей мере влиять на отношение работника к работе.

Приверженность организации проявляется в следующем:

  • • работник разделяет ценности организации;
  • • цели организации — это и его цели;
  • • работник стремится оставаться в организации даже тогда, когда это ему невыгодно;
  • • он готов отказаться от собственных интересов ради интересов организации.

Современные системы управления направлены на то, чтобы развивать у работников более сильную приверженность организации. Те руководители, кому это удается, добиваются повышения эффективности деятельности своих организаций.

Ценности, разделяемые человеком.

Влияние этих ценностей на поведение человека проявляется в том, что человек оценивает происходящие вокруг него события или явления и принимает соответствующие решения на их основе.

Ценности существенно отличаются от расположений. Если расположения определяют отношение к объекту или явлению по принципу «нравится — не нравится», «люблю — не люблю», то ценности задают человеку предпочтение типа «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо» и т.п.

Выделяют ценности, относящиеся:

  • • к цели жизни, желаемым результатам (равенство, свобода, справедливость общественное признание и т.п.);
  • • к средствам, используемым человеком для достижения целей (честность, доброжелательность, обязательность, ответственность и т.п.).
Читайте также:  Установка hlstatsx ce vds

Ценности человека формируются в процессе воспитания, образования, работы в организации и т.п.

Цель менеджмента — создание гармонии между ценностями организации и ценностями ее работников. Однако добиться того, чтобы все работники разделяли ценности, которых придерживается организация, удается лишь отдельным руководителям.

Набор верований. Термин «верование» производно от слова «вера» (признание чего-либо истинным, часто без предварительной проверки, в силу внутреннего субъективного убеждения).

На основе этих верований человек принимает те или иные решения.

Верования вырабатываются на основе собственных знаний или на основе знаний, поступающих из внешних источников. Верования субъективны. Они бывают позитивные (конструктивные) и негативные (конфликтные, безответственные и т.п.). Верования служат ориентиром при выборе целей, управляют взглядами и поведением человека. Если даже человек принимает свои верования за истину, они могут не соответствовать действительности. Поэтому каждый человек должен скептически относиться к своим, а тем более чужим верованиям.

Принципы и нормы поведения.

Принципы формируются у человека в процессе его воспитания и общественно полезной деятельности. Они могут вырабатываться человеком и самостоятельно.

На основе сложившихся принципов у человека формируются устойчивые формы реакции на те или иные ситуации, устойчивые нормы поведения в виде определенных стандартов поведения. Их также можно рассматривать как установку для какой-либо деятельности.

Заканчивая рассмотрение критериальной основы поведения человека, необходимо отметить, что пока не существует общепризнанной теории, объясняющей его поведение в организации. В экономической литературе встречаются и другие точки зрения по поводу основных характеристик человека, влияющих на его поведение.

Так, некоторые ученые объясняют поведение человека на основе двух основополагающих начал: восприятия и установок личности [2, 5]. При этом категория «установка личности» понимается как сложившееся на основе прошлого опыта отношение человека к чему- то или к кому-то, т.е. так же, как «расположение» у О.С. Виханского и А.И. Наумова. Другие авторы считают восприятие ключевым моментом поведенческого акта, определяющего его направленность [4].

Различия в этих точках зрения, на наш взгляд, не принципиальны. Они обусловлены, как правило, использованием разных категорий и разной трактовкой взаимодействия факторов, оказывающих основное влияние на поведение человека в организации.

источник

Критериальная основа поведения

Введение

Каждый день мы общаемся с людьми, принимаем решения, совершаем поступки. Что же влияет на наше поведение?

На принятые нами решения влияет множество внешних факторов: настроение, цели, убеждения, интересы и многое другое. Но, несмотря на это, поведения человека обладает определенной предсказуемостью. Есть ситуации, в которых люди реагируют одинаково независимо от своих убеждений.

Наше поведение основывается и определяется некоторыми критериями, которые задают наши приоритеты и позволяют нам оценивать разные события (рис.1).

Рисунок 1 – Критериальная основа поведения человека

К таким критериями относят:

  • расположение к людям и событиям;
  • жизненные ценности;
  • набор верований;
  • принципы.

Эти критерии составляют единую базу и тесно взаимосвязаны, при этом их можно рассматривать как отдельные характеристики человеческой личности.

Расположение

Расположение определяет наше отношение к людям, событиям, работе и играет большую роль в нашей жизни как мотивационный инструмент. Ведь, если вы любите свою работу, то на нее хочется ходить.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Одно и то же событие может вызвать разную реакцию и эмоции у двух разных людей, так как у них разное расположение к происходящему процессу.

Расположение наделяет наши решения и действия индивидуальностью потому, что человек имеет определенное расположение к событиям, происходящим в его жизни.

  • незримость. Расположение скрыто, это внутренние мотивы и ощущения человека. Мы можем увидеть только последствия расположения.
  • субъективность. Расположение строиться на наших чувствах, которые мы испытываем к предмету, человеку или событию. Трудно не согласиться, что мы с большим удовольствием пойдем на праздник, чем на сложный экзамен.
  • тесная взаимосвязь с поведением человека. Расположение оказывает сильное влияние на действия совершаемые людьми. Достаточно вспомнить с какой неохотой мы встаем на учебу или работу.

Также расположение включает в себя три компоненты:

  1. Воздействующая компонента. Она отвечает за выбор на основании желания или по-простому «хочу-не хочу».
  2. Компонента знания. На основании знаний и информации об объекте человек определяет свое расположение к нему.
  3. Компонента намерения. Она определяет наши действия в зависимости от наших желаний и полученной информации, а также наше окончательное отношение намерение.

Ценности

Ценности определяют основные понятие человека о правильном и не правильном, добре и зле и о том, что полезно и нет. Ценности определяют моральную составляющую человеческой личности. Как правило, они закладываются в детстве дома, в детских садах и школах.

Ценности делят на две группы:

  1. Ценности, которые имеют отношение к жизненным целям.
  2. Ценности, которые имеют отношение к способам достижения целей.

Сбалансированная совокупность обеих групп формирует здоровую личность.

Верования

Верования формирует наши представления о мире в целом, о явлениях природы и некоторых этапах нашей жизни. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений.

Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют доказательств, то они превращаются в верования. Со временем верования могут меняться, вокруг одного и того же объекта может бытовать несколько различных верований. Например, неуспевающий студент, решил взяться за ум и окончил ВУЗ с отличием.

Верования также формируются в процессе жизнедеятельности, опыта, общения с людьми и изучения новых предметов.

Принципы

Верования составляют основу принципов. Что же такое принципы? Это, как правило, твердая позиция человека по отношению к миру, устойчивая система ценностей.

Принципы играют немалую роль в нашей жизни выступая в роли ограничителей и правил. Иногда сложно сказать какие именно ценности и верования нашли воплощение в принципах.

Принципы также закладываются в процессе взросления и воспитания.

Заключение

Итак, принято выделять четыре критерия, которые влияют на наше поведение: расположение, верования, ценности и принципы.

Последние три закладываются во время взросления воспитания, в то время как расположение формируется из наших желаний.

Если ценности и принципы компании соответствуют или не идут в разрез с ценностями сотрудников, то их лояльность значительно возрастает и маловероятно, что сотрудник покинет компанию при первой удобной возможности. Также возрастает удовлетворенность работой, так как появляется ощущение вклада в общее и благое дело.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

источник

Критериальная основа поведения

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. Естественно, на данного рода решения оказывают большое влияние цели, которые преследует человек, условия, в которых разворачиваются действия, его возможности, динамика происходящих процессов, настроение и ряд других факторов. Однако при всем разнообразии факторов поведение каждого конкретного человека обладает определенной стабильностью и предсказуемостью, определенными присущими ему принципами поведения, критериями выбора и предпочтения, табу и тому подобными моментами. Более того, в совершенно одинаковых ситуациях, если только таковые вообще существуют, разные люди могут принять совершенно различные решения. И это опять будет определено тем, что они имеют различную критериальную базу, задающую их приоритеты и оценки происходящих событий.

Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении. Все эти составляющие критериальной базы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако несмотря на сильную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

Читайте также:  Установка гидрантов нужна лицензия

Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения. Одно и то же явление или действие, имеющее совершенно одинаковое проявление и оказывающее одинаковое влияние на людей, может вызвать различную реакцию в силу того, что у людей существует различное расположение к этому явлению или действию. Отражая чувства человека по отношению к определенному объекту, расположение делает его решения и действия индивидуальными. При этом важно подчеркнуть, что обычно человек имеет определенное расположение к каждому объекту или явлению, с которым он сталкивается в жизни.

Расположение характеризуется тем, что оно, во-первых, невидимо, так как заключено в человеке. На «поверхности» видны только его последствия. Во-вторых, расположение проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту. В-третьих, расположение как бы является точкой, находящейся на оси с полюсами «нравится» — «не нравится». В-четвертых, расположение влияет на поведение человека и проявляется в том, что он ведет себя в соответствии с априорным положительным либо негативным отношением к явлению, объекту, процессу или человеку.

С учетом сказанного можно попытаться сформулировать определение того, что такое расположение. При этом надо иметь в виду, что существует несколько различных взглядов на то, что такое расположение, и однозначного и совершенно четкого определения этого свойства личности дать невозможно. В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

Расположение имеет три компоненты. Во-первых, это та часть, которая отражает чувства человека по отношению к объекту: нравится ли он ему или нет. Данная часть называется воздействующей частью расположения. Во-вторых, это знания об объекте, которыми располагает человек. В-третьих, это намерение по поводу того, как вести себя по отношению к объекту. Объединяясь вместе, эти три части формируют расположение человека к объекту, в котором находят динамическую увязку связи между знанием человека об объекте, его чувствами по отношению к этому объекту и его намерениями в отношении этого объекта.

Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к объекту формируется в результате того, вызывал ли данный объект удовлетворение или нет. При этом формирование расположения происходит как путем оценки опыта (удовлетворенность — неудовлетворенность) взаимодействия непосредственно с объектом, так и путем соотнесения объекта с другими объектами, по отношению к которым сформировалось определенное расположение.

Связь между поведением и расположением неоднозначна. Из того, что человек чего-то не любит, не вытекает на сто процентов факт, что он этого полностью не примет. Однако, тем не менее, в большинстве случаев поведение человека находится под влиянием расположения. В связи с этим важной задачей управления является формирование и изменение, если это необходимо, расположения членов организации.

Важными для эффективного управления и установления хороших отношений в организации являются три типа расположения:

То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их работы, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.

Удовлетворенность работой оказывает очень сильное влияние на чувства человека по отношению к работе, поэтому ее можно отнести скорее к воздействующей компоненте расположения. Степень удовлетворенности работой зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних по отношению к человеку. Однако при большом разнообразии факторов и различной направленности их влияния на человека выделяется восемь характеристик работы, от которых достаточно устойчиво зависит степень удовлетворенности работой:

• характер и содержание работы;

• состояние рабочего места и его окружение (шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т.п.);

• руководство (начальство, стиль руководства, участие в управлении);

• оплата работы (все формы компенсации);

• возможности продвижения по работе;

• распорядок, правила поведения и т.п.

Данные характеристики носят достаточно общий характер. Применительно к каждой реальной работе они могут быть конкретизированы либо дополнены в зависимости от характера деятельности организации, ее характеристик и т.п. Практика показывает также, что приоритетность этих характеристик также может существенно различаться как у отдельных членов внутри организации, так и у различных организаций. И наконец, в связи со стабильной удовлетворенностью отдельными характеристиками работы влияние на удовлетворенность работой со временем могут начинать оказывать новые или же ранее малозначимые характеристики работы. Поэтому для успешного управления и создания положительного расположения в отношении организации необходимо регулярно проводить исследования с целью выяснения степени удовлетворенности сотрудников организации своей работой.

Стабильно большое влияние на повышение удовлетворенности работой оказывает характер и содержание работы. Поэтому рассмотрим более подробно влияние отдельных составляющих этого фактора.

Длительное время стандартизация и специализация работы рассматривались и на практике выступали сильными источниками повышения производительности в работе. Чем выше стандартизация и специализация, тем выше производительность в работе. Однако зависимость между удовлетворенностью ею и ее стандартизацией и специализацией носит иной характер. Если работа абсолютно не стандартизирована, то удовлетворенность работой находится на низком уровне. По мере увеличения специализации и стандартизации она начинает расти, но до определенного момента, после которого она начинает быстро снижаться. При полной стандартизации удовлетворенность падает до такого же низкого уровня, как если бы работа была абсолютно не стандартизирована. Поэтому руководство должно думать, как снизить негативное влияние на удовлетворенность работой, порождаемое чрезмерной специализацией и стандартизацией. Двумя наиболее распространенными способами осуществления этого являются ротация (перемещение работника с одного рабочего места на другое) и расширение производственных обязанностей путем постановки перед работником дополнительных задач.

Ясность содержания работы, ясность роли (особенно относительно содержания других ролей), наличие четкой обратной связи, информирующей индивида о результатах его работы, в определенных обстоятельствах могут приводить к повышению удовлетворенности работой. В наибольшей мере это проявляется тогда, когда в организации существует четкое и формальное разграничение ролей.

Наличие элементов вызова в работе, таких, как творческое начало, возможность использования индивидом своих оригинальных или уникальных способностей, сложность заданий и т.п., приводит к повышению удовлетворенности работой. В то же время скучная работа, как это показывают исследования, обычно снижает удовлетворенность ею.

Увлеченность работой является одним из сильнейших расположений, определяющих то, как человек подходит к своей работе, к своему участию в процессе совместной работы. Развивается два типа увлеченности работой. Один тип — это любовь к работе вообще, практически без учета того, чем конкретно заниматься. Людей с этим типом увлеченности называют работоголиками, т.е. людьми работающими, любящими работать и стремящимися работать. Данный тип расположения формируется воспитанием с детства, хотя и в более позднем возрасте наблюдаются случаи развития этого расположения. Другой тип — это любовь к той конкретной работе, которую человек выполняет в организации. Оба эти типа не обязательно сопутствуют друг другу, хотя между ними и наблюдается большая взаимозависимость.

Для увлеченности работой характерно наличие трех аспектов. Во-первых, это то, насколько работа занимает существенное, центральное место в жизни человека (важность работы). Во-вторых, насколько работа сама по себе привлекает человека (рабочая сила). И в-третьих, насколько человек идентифицирует свою персоналию с выполняемой им работой (рабочая атрибутивность). Анализ по этим трем направлениям позволяет определить степень увлеченности человека своей работой. При этом необходимо принимать во внимание, что каждый из данных аспектов увлеченности работой является относительно самостоятельным и в зависимости от личностных особенностей человека может в разной степени влиять на его увлеченность работой.

Читайте также:  Установка подогрева ручек бурана

Приверженность организации является расположением существенно более широким, чем увлеченность работой или же удовлетворенность работой. В современных условиях, когда все больше и больше организаций пытаются смотреть на человека не как на работника, выполняющего конкретную работу, а как на члена организации, стремящегося совместно с остальными ее членами привести организацию к достижению целей, значимость данного расположения становится исключительно высокой. Приверженность организации складывается из следующих составляющих. Во-первых-, член организации разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности. Во-вторых, член организации стремится оставаться в организации и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно. В-третьих, член организации готов не только стараться для организации, но и, если это надо, принести в жертву организационным интересам свои личные.

Приверженность организации — личная особенность каждого конкретного человека. Однако это не значит, что менеджмент не может развивать или усиливать это расположение. Существует ряд приемов, способствующих этому. И наиболее успешные современные системы управления в очень большой степени базируются на том, что они развивают у работников сильную приверженность организации и добиваются благодаря этому очень больших успехов.

Ценности так же, как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Однако между ценностями и расположениями есть огромная разница. Если последние определяют отношение человека к объекту по принципу «нравится — не нравится», «люблю — не люблю» и всегда относятся к какому-то определенному объекту, то ценности задают предпочтение человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека, сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться большими группами людей. Поэтому, если расположение всегда сугубо персонально, то носителями ценностей являются группы людей (например, ценности среднего класса), а каждый отдельный человек принимает какой-то набор ценностей, который он может и менять, но которому он следует в каждый конкретный момент времени.

Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлении, процессов и людей человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека. Ценности бывают двух видов:

• ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.;

• ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей.

К первому виду ценностей относятся, например, ценности, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п.

Ко второму виду ценностей относятся ценности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

Ценностная система человека формируется в основном в процессе его воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей. Большое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, кинематограф и т.п. Ценностная система подвергается развитию и изменению даже в зрелом возрасте. Большую роль в этом играет организационное окружение. В организациях, где серьезно думают о гармонии ценностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем ценностей уделяется серьезное внимание. В частности, проводится большая работа по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым следует организация. Значительное внимание уделяется также и уяснению того, какие ценностные ориентиры имеют члены организации.

Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени. Однако в тот момент, когда человек имеет какие-то определенные верования относительно объекта, он обычно воспринимает и оценивает объект в соответствии с этими верованиями. По поводу одного и того же объекта может быть множество различных верований, так как обычно верования относятся к отдельным характеристикам объекта. Например, по поводу одного и того же человека могут быть следующие верования: 1) надежный человек; 2) хороший специалист; 3) человек, обладающий слабым здоровьем, и т.п.

Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации, поступающей от внешних источников. Очень часто верования носят характер обобщения единичного опыта. Часто они возникают у человека в результате способностей других людей убеждать в правоте своего суждения, своего верования. Поэтому, хотя человек принимает свои верования за истину, они далеко не всегда полностью соответствуют действительности.

Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют описывающие абсолютные и относительные характеристики объекта верования, не имеющие оценочного характера. Например, автомобиль марки «Жигули» является комфортабельным автомобилем или автомобиль марки «Жигули» потребляет бензина меньше, чем автомобиль марки «Волга». Ко второй группе относятся те верования, которые носят оценочный характер. Например, автомобиль марки «Жигули» лучше, чем автомобиль марки «Волга». Верования оказывают заметное влияние на расположение, особенно на ту его составляющую, которая связана со знанием об объекте. Особенно сильное влияние оказывает вторая группа верований. Поэтому, учитывая, что верования далеко не всегда соответствуют действительности, для того чтобы не формировалось неверное расположение по отношению к объекту, что может отрицательно сказаться на взаимодействии человека с окружением, необходимо критически и скептически подходить к своим верованиям и достаточно осторожно воспринимать верования других.

Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения. Люди не обязательно осознают, какие ценности и верования находят свое воплощение в отдельных принципах. Часто принципы принимаются людьми как верования, и они следуют им в своей деятельности, не задаваясь вопросом по поводу оправданности следования этим принципам и почему они им следуют. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 330 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник