Меню Рубрики

Установки культуры в профессиональной деятельности

Введение

Любая сфера человеческой деятельности может быть охарактеризована с точки зрения ее культурной значимости и ценности для человека и его бытия

Данная работа посвящена изучению такой проблемы как культура в профессиональной деятельности современного специалиста.

Это проблема не утратила своего значения так, как культура современного специалиста определяет его владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности.

Целью данной работы является получение более полного определения проблем культуры в профессиональной деятельности современного специалиста.

Для получения цели данного реферата необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть культуру профессиональной деятельности.
  • 2. Рассмотреть понятия «культура», «профессиональная культура».
  • 3. Охарактеризовать проблемы культуры, возникающие в профессиональной деятельности.

Методологическую основу работы составляют исследования процесса формирования профессиональной деятельности; лингвистические и методические исследования по проблеме функциональной стилистики; психолого-педагогическая литература, связанная с проблемами профессиональной культуры.

Для решения целей и задач реферата использовался метод изучения и анализа научно — и учебно-методической литературы по проблеме исследования.

Культура профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность, как и другой вид деятельности человека, отличается активностью, т.е. способностью воздействовать на окружающую среду. Источником этой активности являются, во-первых, потребности, которые необходимо удовлетворить, во-вторых, влияния внешнего мира, на которые человек реагирует, опираясь, в частности, на систему ценностей, сформировавшейся у человека под влиянием объективных и субъективных факторов.

Профессиональная деятельность имеет направленность. Конкретной формой проявления профессиональной направленности личности в той или иной деятельности обычно рассматривается интерес к данной профессиональной деятельности. Интерес является одним из важных условий творческого подхода к работе, стремления к самосовершенствованию, удовлетворению духовных потребностей. Кроме интересов, опыт активности личности фиксируется в ценностных ориентациях и установках, т.е. в устойчивых целостных образованиях, которые характеризуют внутреннюю готовность к профессиональной деятельности и обусловливают устойчивость поведения, отражаясь в жизненных планах.

Содержание профессиональной деятельности включает в себя цель (к чему стремится субъект, на что направлена его профессиональная деятельность), мотивы (побуждения, стимулирующие активность субъекта в профессиональной деятельности), способы осуществления профессиональной деятельности и ее результат. В этой связи имеет значение культура профессиональной деятельности.

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле — сфера духовной жизни людей. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)…500 определений культуры ученые разбили на несколько групп. В первую вошли описательные определения… Во вторую — определения связывающие культуру с традициями или социальным наследием общества. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях — культура как средство приспособления общества к природной среде, либо — продукт деятельности людей, … совокупность форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколение в поколение, … совокупность материальных и духовных памятников, символов, обычаев, … образ жизни людей (ред. А.И. Кравченко с.270-271).

Агни-Йога, или Учение Живой Этики трактует понятие «культура» как «почитание Света» (Ир., 173; Воспитание и образование, с.242). … «Состояние, которое вы называете культурою, — общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, а каждое культурное действие будет общим для всего человечества» (Нз., 373; ВиО, с. 243).

Взаимосвязь понятий «культура», «социализация», «психологическая культура», «профессиональная компетентность» не вызывает сомнений и указывает на необходимость их рассмотрения.

«Не может человечество процветать без знания величия культуры».

Существующий социокультурный механизм регуляции жизнедеятельности человека в обществе: традиции и новации, нормы и правила, ценности и т.д. раскрывают особенности сложившейся культуры и ментальности, имеющие территориальные и исторические рамки. Психологическая культура — фундамент профессиональной деятельности психолога, следовательно, она содержит необходимый психологу механизм регуляции его профессиональной деятельности, в котором имеют место как знания, навыки и умения, так и нормы профессиональной этики, правила профессионального поведения, ценности профессиональной деятельности (интерес к людям, к профессии и др.). Опора на фундаментальные положения современной науки, умение ориентироваться в методологии психологической науки, постоянный личностный рост, стремление к самореализации и т.д.

К профессиональной деятельности всегда предъявляется обязательное требование — сохранение, развитие и трансляция профессиональной культуры. Это обеспечивает гармоничное функционирование и взаимодействие в процессе труда.

Так, в профессиональной деятельности психолога уделяется внимание психологической культуре (А.Г. Асмолов, Л.Д. Демина, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Н.А. Лужбина, О.И. Мотков, В.А. Петровский, И.А. Ральникова и др.).

Психологическая культура имеет значение для профессионалов социальной сферы, особенно для психологов, социальных педагогов, социальных работников.

Читайте также:  Установка гбц по меткам

Функции психологической культуры представлены в трудах А.Г. Асмолова, В.П. Зинченко, И.С. Кона, В.А. Петровского: сохранение и передача достижений в психологических взглядах; обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей; интеграция внешней и внутренней деятельности человека; детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути; гармонизация внутреннего мира человека; формирование профессионала-специалиста в различных сферах человеческой деятельности и др. (Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, И.А. Ральникова).

О.И. Мотков раскрывает значение психологической культуры «в развитом виде — это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в:

  • 1 — преобладающем хорошем самочувствии;
  • 2 — глубоком понимании и принятии себя;
  • 3 — позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;
  • 4 — высокой удовлетворенности жизнью — характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;
  • 5- высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.»

Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, «саногенных» личностных установок, «позитивного мышления» и поведения.

Следовательно, психологическая культура способствует развитию сознания человека, росту осмысленности и осознанности в процессе жизнедеятельности, сохранению психологического здоровья, достижению гармонии человека с самим собой и окружающим миром.

Обзор научной литературы позволил нам выявить составляющие профессиональной культуры психолога: когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивный, креативный и поведенческий.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности и профессионалу.

Результативность профессиональной деятельности прямо связана с готовностью эту деятельность осуществлять. Так, психологическая готовность к профессиональной деятельности психолога будет влиять на качество проведенной работы, эффективность организации труда психолога на предприятии.

источник

Профессиональная культура

Понятие профессиональной культуры

Понятие профессиональной культуры связано с индивидуальными характеристиками человека, связанными с разными видами труда. Наличие разного рода квалификаций определяет уровень владения такой культурой. Существует всего две основные направленности:

Развитие профессиональной культуры вырабатывает в человеке на протяжении всей своей эволюции личную систему ценностей. Структура профессиональной культуры может рассматриваться только в общих чертах, так как детальное изучение возможно только в применении к конкретной профессии, но и к ее возможной специализации.

Культура профессиональной деятельности человека напрямую связана с самосовершенствованием в трудовой деятельности, развитием целостности, нравственности, гуманизма.

Чтобы стать настоящим профессионалом, каждый человек должен определиться с профессией. Термин «профессия» означает направление в профессиональной деятельности, являющееся основой материального благополучия и требующее специфической подготовки. Каждый, кто выполняет ту или иную оплачиваемую работу, как в общественном, так и в частном секторе, должен обладать профессией.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности профессиональной культуры

В профессиональную культуру входит вся совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, которые связаны с конкретным видом труда. Квалификация и квалификационный разряд определяют степень владения профессиональной культурой. Следует различать формальную квалификацию, удостоверяемую сертификатом (дипломом, аттестатом, удостоверением) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевающую систему теоретических знаний, которые необходимы для данной профессии, и реальную квалификацию, которую человек получает, проработав нескольких лет в данной области и получив профессиональный опыт, т. е., определенную совокупность практических навыков и умений.

Люди, которые объединяются в профессиональные группы, не только выполняют одну и ту же работу, но и со временем начинают вести схожий образ жизни. У них появляются одинаковые установки и взгляды на жизнь, для них существуют общие правила поведения, в результате в коллективе возникает профессиональный дух, профессиональная культура.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Однако эта культура проявляется не только в схожести мировоззрения и поведения. В ней отражаются все элементы профессиональной культуры личности: отношение к своей работе, общая культура человека, его профессионализм, который выражается в опыте конкретной рабочей деятельности, практических навыках и умениях, которые связаны с определенным видом профессионального труда, и способностью человека решать нестандартные производственные или служебные задачи.

Понятие профессиональной культуры, прежде всего, предполагает именно мастерство специалиста, выделяющее его, позволяющее творчески подходить к решению трудовых задач и принимать самостоятельные решения.

Но культура профессиональная не может ограничиваться только уровнем квалификации работника. Вне общества специалист не может быть успешным, так как работа каждого человека предполагает взаимоотношения его с другими людьми – коллегами, партнерами, потребителями, клиентами. И успех его дела напрямую зависит от того, насколько это взаимодействие грамотное и эффективное. Безусловно, культура профессионала не исчерпывается его правильным общением с коллегами. Но этика рабочего сотрудничества, уважение и взаимопонимание, и даже внешний вид, манера одеваться и умение вести себя являются важными критериями, по которым мы судим о профессиональной культуре человека.

Читайте также:  Установка ангельские глазки на шевроле круз

К сожалению, недостаточный уровень культуры, как профессиональной, так и общей, духовной и нравственной, является проблемой, присущей нашему обществу. Специалист, безразличный к окружающим людям и миру, непорядочный эгоистичный, не может пользоваться уважением коллег и считаться по-настоящему профессиональным.

Следовательно, воспитание профессиональной культуры личности неотделимо от ее нравственного развития. А это отношение человека не только к другим людям, но и к результатам собственной работы, готовность к ответственности и требовательность к себе.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Что такое профессиональная культура

Профессиональная культура – это важнейший социокультурный фактор становления человека. Она пронизывает все формы нашего сознания и бытия. Ведь её основу составляют не только профессиональные, но ещё и общечеловеческие ценности. Поэтому она так важна.

Определение понятия

Профессиональной культурой принято называть универсальную систему, включающую в себя профильные ценности и знания. Они являются определёнными нормами, даже образцами, которые в той или иной области/сфере регулируют профессиональную деятельность.

Однако многие специалисты подходят к этому понятию с более философской стороны, заостряя внимание на термине культура. В узком смысле это сфера духовной жизни. А в самом широком – то, что характеризует всё существование человека.

Многие считают, что любая сфера нашей жизни может быть представлена с точки зрения её культурной ценности и значимости. Поскольку в данной теме всегда отражается мировоззрение человека, уровень его интеллектуального, эстетического и нравственного развития. И выбор профессии, а также дальнейшее совершенствование в ней исключением уж точно не являются.

Человеческий фактор

В процессе профессиональной подготовки каждый из нас является субъектом. Что мы должны делать? Проявлять системность, целостность и автономность по овладению новыми знаниями и профессиональной культурой, чтобы впоследствии стать её созидателем, а также инициатором и продолжателем познанных ценностей.

Почему этот процесс так важен? Потому что в его ходе человек познаёт свою уникальность, а также реализует духовно-творческий потенциал, благодаря чему он, в дальнейшем, добивается поставленных целей и достигает неплохих результатов. И всё это – в культурных пластах своей будущей профессиональной деятельности.

Опять-таки, тут тоже есть философский момент. Считается, что благодаря полученным знаниям каждый из нас может начать менять природу, окружающий его мир, а также самого себя. Поэтому база понимания профессии – это категория деятельности, выражающая исключительно человеческий подход к этому миру, сущность которого кроется в его преобразовании (только в лучшую сторону) и подчинении себе.

Этика

Понятие, непосредственным образом касающееся профессиональной культуры. Ведь этика – это дисциплина, посвящённая изучению морали и нравственности. Хотя часто этим словом обозначают системы нравственных и моральных норм, что тоже верно. И именно данный контекст сейчас уместен.

Есть такое понятие – профессиональный этикет. Что это? Обязательный атрибут любой профессиональной деятельности. Этикет – это нормы, которые регламентируют манеру общения в коллективе и с клиентами и правила поведения. На самом деле, они значительно упрощают выполнение профессиональных функций.

Составляющие этикета

О них тоже стоит упомянуть. Можно сказать, что этикет является совокупностью моральных норм, которые определяют отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Обычно он включает в себя:

  • Соблюдение культуры речи, владение и уместное употребление профильных терминов.
  • Соответствующий дресс-коду внешний вид.
  • Поддержание порядка на своём рабочем месте.
  • Соблюдение правил поведения, которые формируют позитивную репутацию учреждения (фирмы, компании, организации и т. д.).
  • Достойное владение техниками межличностного общения.

И это – лишь малая часть того, что составляет профессиональную культуру сотрудников. Во многих сферах ещё есть небезызвестный кодекс чести, который строго регламентирует этические нормы внешних проявлений какой-либо деятельности.

Пример: педагогическая деятельность

Почему именно эта сфера? Потому что это поистине самый яркий пример. Ведь каждый педагог – это, по сути, источник знаний, умений и навыков, а также тот, кто стимулирует развитие нравственных этических взглядов и творческих способностей учащихся, стимулируя у них желание получать образование.

Можно даже сказать, что учитель является первым эталоном социальной культуры в жизни любого ученика. Он – пример для подражания.

Системными компонентами профессиональной культуры педагога являются:

  • Уровень интеллектуального развития. Сюда относится развитие педагогического мышления – способность анализировать и синтезировать, уместно критиковать, быть наблюдательным и активным, уметь включать творческое воображение, тренировать память.
  • Уровень организации деятельности. Педагог, какими бы высококлассным специалистом он ни был, должен постоянно совершенствоваться.
  • Уровень этики, мировоззренческой и нравственной культуры.
  • Высокоразвитые социальные навыки. Умение не только слушать, но и слышать; способность грамотно задавать вопросы и устанавливать контакты; понимать учеников, готовность и желание с ними общаться.
  • Культура речи и внешнего вида.
Читайте также:  Установка autocom delphi 2014 release 2

Другие аспекты

Выше был перечислен лишь малый перечень компонентов. Культуру профессиональной деятельности педагога также составляет его эмоционально-волевая сфера, а также богатство и дисциплина чувств, что многие считают ключевым фактором.

Здесь имеется в виду умение педагога не поддаваться настроению, быть объективным и беспристрастным, сдерживать себя, а ещё знать, когда нужно прислушиваться к разуму, а когда к сердцу. Ведь человеку, которому свойственна эмоциональная культура, присуща эмпатия и чуткость. И надо уметь определять, когда их проявления уместны.

Кроме перечисленного, важнейшая составляющая профессиональной культуры специалиста-педагога – это его характер. Преподаватель регулярно решает воспитательные и дидактические задачи, в чём ему помогает энергичность, самостоятельность, общительность, чувство юмора и оптимизм. Если педагогу свойственна апатия, негативное восприятие мира и замкнутость, то он просто профнепригодный.

И из этого всего можно сделать логичный вывод. Педагогическая культура – не то, что рождается вне общего развития человека, являющегося субъектом данной деятельности. Это невозможно. Она вырастает из общей культуры, таким образом являясь её важнейшим продолжением.

Медицинская сфера

Нельзя не отметить вниманием и профессиональную культуру работника данной отрасли. Медицина, если отойти от научных терминов, является очень личной, даже интимной сферой, где без этики и всего вышеперечисленного просто невозможно.

Пациент должен доверять врачу. Соответственно, доктор должен всегда быть и оставаться таким, чтобы расположить к себе любого человека. Это очень сложно. Тут имеет значение всё – начиная мимикой и тоном речи, заканчивая жестикуляцией и взглядом.

Но что первостепенно? Естественно, общение. Умение врача вежливо, учтиво и располагающе вести беседу. Причём так, чтобы пациент его понял должным образом. А поспособствовать этому может лишь совершенное владение языком, а также умение просто, понятно и грамотно разъяснить человеку ситуацию.

И чтобы совершенствовать профессионализм, врач обязан помнить не только о постоянном обучении медицинскому искусству, но ещё и о воспитании в себе нравственных качеств.

В данной сфере профессиональная культура является не просто хранилищем стереотипов, стандартов и памяти сообщества журналистов. Это ещё и проявление индивидуальности, творческого своеобразия, а также умение ломать привычное, возводя на его месте нечто новое, лучшее, более совершенное и современное.

Пожалуй, медийщики, журналисты и сотрудники СМИ – тот самый случай, когда личная культура мало чем отличается от профессиональной. Когда стиль жизни и взгляды определяют будущую профессию, а не наоборот.

Журналистов, а также их прав и обязанностей, касается немало законов и постановлений. Есть и так называемый кодекс профессиональной этики. На перечисление всех положений уйдут страницы. Если обобщать, то вывод такой: в данной сфере всё должно строиться на правде, честности, достойности, безвозмездности и законности.

За искажение или предоставление ложной информации, неприемлемое поведение в процессе добывания данных, некорректное отношение к людям, неуважение, разглашение тайн, нарушение авторских прав – за это и многое другое журналист отвечает своей репутацией и именем.

Таким образом, формирование профессиональной культуры медийщиков подразумевает процесс воспитания самых настоящих Людей Чести, думающих о каждом своём шаге, и держащих ответ за всё сказанное или содеянное. В этом и проявляется высокая мораль.

О формировании и развитии

Основы профессиональной культуры должен знать каждый человек, какую бы специальность он ни выбрал. Благо во многих вузах их уже начинают преподавать в рамках некоторых предметов (чаще всего – психология). Однако для полноценного введения данной дисциплины, что однозначно необходимо, потребуется перестройка системы высшего образования.

Но предмет нужен. Современное общество находится в кризисном состоянии. Во многом из-за поиска нового смысла человеческого бытия и путей личностного развития.

Проблема современности

Сейчас наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, криминализация отношений, случаи повальной утраты смысла жизни, рост агрессивности и уровня ожесточённости, плохое качество воспитания подрастающего поколения.

При таких условиях развитие профессиональной культуры просто необходимо, поскольку оно переводится в личностный план – формирует системное мышление и подход к будущей деятельности через призму своих ценностей.

Социальный аспект

Надо сказать, что профессиональная культура очень помогает в совместной трудовой деятельности. Ведь она проявляется в участливости, готовности помочь коллегам, в межличностном общении и поддержке.

Если у всех работников она находится на высоком уровне, то в коллективе, как правило, царит морально здоровая, комфортная атмосфера. Это, в свою очередь, позитивно влияет на производительность труда и поддерживает оптимистичный настрой сотрудников. Конфликты, как правило, отсутствуют, а если и возникают, то разрешаются самым оптимальным способом.

Именно поэтому, кстати, некоторые учёные утверждают, что профессиональная культура – это умение в совершенстве использовать имеющиеся стереотипы общения, и порождать новые.

В любом случае, какой бы вариант определения данному понятию ни был дан, невозможно отрицать его значимость. На проф.культуре строится любая деятельность, какой бы сферы она ни касалась. А в соединении с профильной компетентностью и высокой образованностью специалиста, она отражает свою многогранность как социальный феномен.

источник