Меню Рубрики

Установки личности и их проявление

Установки личности

Установки— это ощущения, чувства и убеждения, в значительной мере определяю­щие восприятие работниками внешней среды, побуждающие их к планированию опре­деленных действий и поступкам. Установки формируют образ мысли, воздействую­щий на наше отношение к реальности, подобно тому, как оконная рама ограничивает возможности обзора. Из своего окна мы можем увидеть происходящие на улице собы­тия, но размер и форма рамы не позволяют нам оценить картину в целом. Кроме того, наше восприятие зависит от цвета и качества оконного стекла, точно так же как эмо­циональная «окраска» наших установок влияет на оценку рабочей среды. ОП исходит из того, что информация о характере установок работников в отношении труда, карье­ры и организации имеет жизненно важное значение для современных менеджеров.

Установка личности – это занятая её позиция, настрой на определённое поведение. Наши ценности и позиции формируются под влиянием ценностей и позиций других людей, окружающего мира.

Правильное понимание установок для управления человеком в организации важно по нескольким причинам. Во-первых, установки помогают человеку приспосабливаться к его рабочему окружению. Во-вторых, установки помогают защитить образ «Я», существующий у каждого человека. В-третьих, установки – это основа, дающая человеку возможность выражать свои ценностные ориентации. В-четвёртых, установки позволяют предсказать поведение человека на рабочем месте.

Для того, чтобы установки человека играли более эффективную роль в предсказании его поведения, необходимо свести до минимума влияние окружающей среды.

Социализация личности предполагает изменение её установок. Однако в этом процессе есть два важных препятствия: эскалация приверженности и отсутствие достаточной информации.

1) Эскалация приверженности – это тенденция настаивать на ошибочном образе действий, уже после принятия неверного решения и уже когда очевидность ошибки ясна даже самому субъекту. Здесь уместна поговорка «защищать честь мундира».

2) Отсутствие нужной информации. Здесь люди просто не видят достаточных причин для изменения установок. Если работник не знает, что его поведение, например, снижает производительность труда, то он может остаться с такой установкой надолго.

Имеется много способов преодоления препятствий в изменении установок (это схематически представлено на Рис.2.4.):

Воздействие страхом. Эффективность страха при изменении установок зависит от его силы. Незначительный страх сотрудник может игнорировать, а большой страх будет мешать ему воспринимать какие-либо убеждения. Нужен умеренный страх.

Устранение несоответствий между установками и поведением. Если человек, устраиваясь на работу, сделал ошибочный, как ему сначала кажется, выбор, то это не надолго. Подсознательно, его выбор начнёт влиять на установки. Человек попытается изменить свои установки в соответствие со сделанным выбором.

Рис.2.4. Способы преодоления препятствий в изменении установок.

Влияние друзей. Для человека важно, что думают о его установках близкие ему люди. Под воздействием их мнения, человек может корректировать свои установки.

Привлечение к сотрудничеству. Если работнику не нравится его организация и он имеет отрицательную установку на отношение к труду, его надо пригласить к совместной работе по изменению ситуации. В совместном труде с коллегами, сотрудник может изменить свою отрицательную установку.

Предоставление информации. Получая дополнительную информацию о ситуации или другом человеке, индивид может изменить мнение, а следовательно и установку.

Влияние собственных поступков. Поведение влияет на установки, а установки на поведение. Мы отстаиваем то, во что верим и верим в то, что отстаиваем. Используя вывод социальных психологов о влиянии поступков на установки для управления организационным поведением, надо помнить, что он относится как к хорошим, так и к плохим поступкам.

Изменение установки, путём трансформации утверждения в убеждение. Когда на говорящего не оказывают влияния со стороны, то его утверждения со временем становятся убеждениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8817 — | 8349 — или читать все.

источник

19. УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Установки – это ощущения, чувства и убеждения, в значительной мере определяющие восприятие работниками внешней среды, побуждающие их планировать определенные действия и поступки.

Установки работников имеют огромное значение для организации. Негативные установки – симптом возникших проблем и в то же время причина грядущих трудностей. Последствия таких установок – внезапные забастовки, снижение интенсивности труда, прогулы и высокая текучесть кадров и т. д. Благоприятные установки сотрудников, напротив, оказывают положительное влияние на результаты организации.

Понятие «социальная установка» используется для обозначения односторонней психологической связи человека – с людьми, любыми одушевленными и неодушевленными объектами и явлениями. В социальной психологии чаще используется определение, данное Г. Оллпортом: «социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом».

Установка как целостное явление формируется на основе не только собственного опыта индивида, но и опыта, полученного от других людей, поэтому главной формой передачи установок является словесная (вербальная).

Установки такого вида, когда в своем личном опыте человек имеет дело с отдельным, единичным объектом, называют частными (парциальными). Обобщенные установки, т. е. установки на совокупность однородных объектов, обязаны своим происхождением межличностной и массовой коммуникации. Они служат фактором упрочения установок индивида, так как выслушивание мнений, согласующихся со взглядами самого индивида, укрепляет его в правильности собственных установок и поощряет его обращение за информацией к тому же источнику.

Основные свойства установок – устойчивость или изменчивость. Если индивид во всех ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки. Один из факторов изменения установок – воздействие средств массовой коммуникации. Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет как практический определитель вещей и явлений, на которые направлены жизненные интересы человека и которые нежелательны, неприятны для него. Различают виды установок по их модальности: 1) положительные («за» объект); 2) отрицательные («против» объекта); 3) нейтральные.

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в социальной действительности.

«Парадокс Ла-Пьера»: систематическое расхождение заявленных установок на объект и поведения, диктуемого ситуацией.

Защитная функция социальной установки достигается за счет стремления к единообразию установок у ближайшего социального окружения, например между членами одной семьи или трудового коллектива. Асоциальная установка защищает самооценку субъекта в группе, если он действует определенным образом и воздерживается от иного, несанкционированного поведения.

источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

После изучения Главы 6 бакалавр должен:

  • • основные понятия, характеризующие психологический тип личности; •основные типологии характера, разработанные в психологии XX в.;
  • • типологию личности на основе акцентуаций характера;
  • •определять экстравертную и интровертную установки характера у партнеров по общению;
  • •давать характеристику основным психологическим типам, особенностям их проявления в процессе делового общения, различать высокоэнергетичные и иизкоэнергетичные психотипы;
  • • определять свой психотип личности;
Читайте также:  Установка буржуек в теплице

•коммуникативными приемами и техникой установления контакта с определенными психотипами.

Понятие психологического типа личности

Попытки выделить типы характеров и классифицировать их предпринимались неоднократно.

Наиболее известными типологиями характеров в психологии XX в. являются:

  • 1) конституционные типологии, связывающие особенности характера человека со строением его тела (Э. Кречмер, У. Шелдон);
  • 2) психоаналитические типологические модели характера, исходящие из основных идей психоанализа 3. Фрейда (Э. Берн, А. Лоуэн, В. Райх);
  • 3) типологическая модель К. Г. Юнга и «дочерняя» по отношению к ней типология Маейрс-Бриггс;
  • 4) модели акцентуаций характера (К. Леонгард, А. И. Личко, А. П. Егидес).

Конституционные типологии разрабатывались в первой половине XX в. и в настоящее время устарели.

Психоаналитическая типология применима прежде всего в психотерапевтических целях.

Для делового общения наибольший интерес представляет психологическая типология К. Г. Юнга (именно он впервые ввел понятие «психологический тип» и стал говорить не о типах характера, а о психотипах личности) и типологии, построенные на основе акцентуаций характера.

Под психологическим типом личности понимается то сочетание личностных черт в человеке, что позволяет отнести его к одной из условно выделенных по определенному критерию групп. При этом речь идет не о любом признаке, а о самом существенном, играющем решающую роль. Знание типичного в партнере дает возможность совершенствовать систему мер активного взаимодействия с ним, что способствует достижению цели делового общения.

Психологические типы К. Г. Юнга

К. Г. Юнг, создавая свою типологию, высказал мысль о том, что поведение людей носит неслучайный характер, а следовательно, поддается классификации. В своем монументальном труде «Психологические тины» он писал, что классификация не объясняет индивидуальной психики, тем не менее, представление о психологических типах открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии вообще.

Типологию К. Г. Юнга можно отнести не к описательным, а к научно-теоретическим, поскольку выделяемые им типы представляют не просто результат наблюдений, а базируются на определенной модели психотипа.

Модель К. Г. Юнга связана с движением психической энергии и отражает привычную и предпочтительную ориентацию человека в мире. К. Г. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей индивидуальности. Эти предпочтения выделяют наши симпатии и антипатии к людям, задачам и событиям на протяжении всей нашей жизни.

В качестве типообразующих факторов К. Г. Юнг выделил две личностные установки – экстраверсию и интроверсию и четыре функции, или типы ориентации (мышление, ощущение, интуицию и чувства), каждая из которых может действовать либо экстравертным, либо интровертным образом.

Понятия «экстраверсия» и «интроверсия», введенные К. Г. Юнгом, обозначают способ психологической адаптации к миру, основанный на движении психической энергии.

В интроверсии движение психической энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру, внутренние или субъективные факторы оказываются ведущей мотивацией поведения.

В экстраверсии интерес направлен во внешний мир: внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий и действий.

Экстраверсия и интроверсия выступают как установки, определяющие поведение человека.

Экстраверт представляет собой психологический тип, который отличает повышенный интерес к происходящему в окружающем мире, он ориентирован на внешние объекты. Типичный экстраверт – эго тот, кого обычно считают «нормальным» успешным членом общества. Он не выделяется и не отстает. Он со всеми, он окружен друзьями.

Интроверт – это человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, обращенный на самого себя. Интроверты очень любят и ценят одиночество, они сосредоточены на своих личных переживаниях и своем внутреннем мире, общество и навязчивое общение для них порой невыносимы.

В деловом общении интроверт старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера и в своих поступках и решениях ориентироваться на собственные установки. Экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера.

На практике экстравертная и интровертная установки в изолированном виде не встречаются, а связаны с одной из четырех функций, к которым относятся мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Функция мышления – познание с помощью мыслительного процесса.

Функция ощущения – получение информации с помощью органов чувств.

Функция чувства – оценка значимости предметов, явлений, событий для нас.

Функция интуиции – предугадывание скрытых возможностей на основе бессознательного восприятия.

Функции образуют взаимосвязанную систему, состоящую из ведущей функции, соотносительной с ней подчиненной функции и вспомогательных функций. Функции делятся на рациональные (мышление и чувства) и иррациональные (ощущение и интуиция).

Идеально было бы, чтобы все функции были в равной степени развиты, однако, как отмечает К. Г. Юнг, это возможно только для первобытного мышления.

Практически развивать все психологические функции одновременно невозможно. Требования общества вынуждают человека развивать ту из них, которая обеспечит ему наилучший социальный успех, или ту, которой он наилучшим образом наделен от природы. Более развитая функция становится ведущей, доминирующей, менее развитая – подчиненной, остальные функции носят вспомогательный характер. Человек, как правило, отождествляет себя более или менее полно с наиболее предпочтительной для него и, следовательно, наиболее развитой функцией. А это как раз то, что дает начало различным психологическим типам.

В зависимости от ведущей функции выделяются следующие типы (табл. 2).

В деловом общении базовые типы личностей проявляют себя следующим образом.

Человек, относящийся к мыслительному типу, видит суть дела с рациональной точки зрения и принимает решения в основном рассудочно. Он сильный аналитик и придерживается твердых принципов. Будучи способным испытывать сильные эмоции, он, как правило, скрывает свои чувства, вследствие чего многие считают его бесчувственным. Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои чувства и эмоции.

У человека чувствующего или эмоционального типа решения в большинстве случаев идут не от рассудка, а от сердца. Он видит нужды другого человека и эмоционально откликается на них, высоко ценит симпатию и гармонию в отношениях между людьми, своих чувств не скрывает, способен воздействовать на другого своими эмоциями и сам поддается такому воздействию. Эмоциональный тип личности способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддастся такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив, и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.

Человек ощущающего типа характеризуется реалистичностью и практичностью. Он педантичен, точно выполняет инструкции, внимателен к деталям. Для него важны факты и он считает, что только ими нужно руководствоваться при принятии решений, ориентирован на настоящее. Человека интуитивного типа воспринимает как слегка не от мира сего, непрактичного и оторванного от реальности. Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают быстрых практических результатов.

Читайте также:  Установка гидросистем на камаз

Человеку, относящемуся к интуитивному типу, присущи развитое воображение и склонность к размышлениям. Он изобретателен, любит новинки и разнообразие, зачастую «витает в облаках» в ожидании будущего, считает, что решения нужно основывать на перспективах, на будущих возможностях. Для него большой интерес представляют идеи и возможности, а не факты, он склонен воспринимать целое, а не детали. Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

Базовая модель К. Г. Юнга позволила ему выделить восемь психологических типов: экстравертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип, экстравертный ощущающий тип, экстравертный интуитивный тип, интровертный мыслительный тип, интровертный чувствующий тип, интровертный ощущающий тип, интровертный интуитивный тип.

Типология К. Г. Юнга, рассчитанная на профессиональных психологов, трудна для понимания людям без профессиональной психологической подготовки. Сложность применения типологии Юнга в процессе делового общения для определения психотипа личности заключается в том, что психотипы определяются на основе тестирования.

На основе юнговских методов исследования психологических типов К. Бриггс и И. Майерс был разработан психологический инструмент, так называемый «Индикатор типов Майерс-Бриггс», позволяющий в научно строгих терминах объяснить индивидуальные особенности людей. Этот индикатор был применен для объяснения особенностей профессионального поведения людей О. Крегером и Дж. М. Тьюсоном («Типы людей и бизнес»).

источник

Направленность личности в психологии

Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть то «самое главное», что имел в виду автор высказывания. Направленность личности в психологии является важнейшей составляющей человека.

Что такое направленность личности

Парадоксально, но человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком). «Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать. Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.

Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Намерения

Это стремления, при которых личность осознаёт не только желаемые условия, но и средства к их достижению.

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Читайте также:  Установка задних пружин на оку

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:

  • Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
  • Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
  • Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.

Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Виды направленности

Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.

Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:

  • Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
  • Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
  • Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность:

  • Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

источник