Меню Рубрики

Установки личности методы диагностики

Методы диагностики личности

К методом диагностики личности относятся: Личностные опросники — класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые испытуемого представлены количественно. Это широко используемые методики измерения личностных качеств, поскольку они могут разрабатываться так, что им будут присущи многие атрибуты эффективных тестов: надежность, дискриминативность и стандартизованность. Однако, в силу природы личностных переменных, труднее всего бывает установить валидность именно этих методик.

Каждая из методик являет собой стандартизованную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием коих испытуемый (информант) может согласиться либо не согласиться. Вопросы сформулированы так, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных позиций, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими, и пр.

Опросники личностные позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов.

Опросники личностные создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить некое свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, называемые шкалами, различаются по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и пр.). Полученные после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизованные баллы, обычно изображаемые в виде графика. Ныне создано огромное число опросников личностных самых различных типов — в зависимости от некоей теории личности. Некоторые предназначены для одновременной оценки многих сторон личности (например, опросник личностный многофазный миннесотский), но большинство направлено на изучение ее отдельных свойств. Во многих опросниках определение черт личности основано на использовании различных техник анализа факторного. Основной недостаток опросников личностных — то, что испытуемые, более или менее понимая показательную ценность ответов, иногда могут отвечать на вопросы, учитывая требования ситуации опроса и ожидания, приписываемые лицу, ведущему опрос, — вольно или невольно искажать сообщаемые сведения.

Проективные методики- тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин «проективные»был введен Л.Френком в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени. Ему удалось также на основании выделенных свойств построить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и в наше время. Можно выделить несколько характеристик, описывающих специфику проективных методик: — Неоднозначность предлагаемого стимульного материала или инструкции; —Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствии неопределенности материала, невозможность оценить свои действия как «правильные» или «неправильные»; -Направленность на целостное изучение личности. Наряду с указанными ранее достоинствами, которыми обладают проективные методики, есть у них и свои минусы. В числе первых стоит недостаточная стандартизованность данного типа исследований. Качество и содержание интерпретации методики во многом зависят от профессионализма психодиагноста, от концепции, лежащей в основе его интерпретации. Вызывает сомнение и надежность информации, полученной таким образом. Проективные методики ориентированы на качественную, а не на количественную оценку; они могут показать отклонение от нормы, но о величине этого отклонения почти никогда не смогут сказать что-либо конкретное. Поэтому для повышения достоверности результатов диагностики необходимо сочетать данный метод с тестовым, позволяющим получить более четкие и строгие данные.

Проективные методы, ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться. На развитие их значительное влияние оказала гештальтпсихология и психоанализ, именно в нем содержались идеи бессознательного и проекции. Создатель проективного «метода чернильных пятен», имеющего и сейчас широкое распространение в клинической практике, швейцарский психиатр Герман Роршах, изначально был психоаналитиком. Этот метод был предложен в 1921 (серии чернильных пятен использовались и ранее, но именно он первым применил их для диагностики личности в целом).

Объективные методы исследования личности. Личностные тесты — это методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности: установки, отношения, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные особенности, а также типичные формы поведения. Основное назначение таких тестов — определение выраженности мотивации, интересов, эмоций и отношений индивида, а также особенностей его поведения в определенных ситуациях. К личностным тестам относят тесты темперамента, тесты характера, тесты мотивации, тесты эмоций, тесты способностей, тесты ценностных ориентаций и др. С другой стороны можно выделить комплексные личностные тесты (дающие разностороннюю оценку состояния личности или ее отдельных свойств) и частные личностные тесты (оценивающие отдельные черты личности, мотивы, эмоции, ценности и пр.)

Читайте также:  Установка противоугонки на руль

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Методика диагностики личности

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНОСТЬЮ

Методика диагностики личности

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности

социального педагога. Согласно Методическому письму ≪О социально-

педагогической работе с детьми≫ (1993), она предполагает

постановку ≪социального≫ диагноза, для чего проводится изучение

личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни

детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных

и негативных влияний, проблем.

Диагностика— общий способ получения исчерпывающей

информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика — важнейший компонент социальной технологии

(цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение — анализ).

Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались

собственно технологии диагностики, которые включают

принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных

методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:

— ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета

диагностики, выбор основных показателей или критериев;

— измерение и анализ показателей;

— формулирование и оформление выводов, заключение, постановку

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка,

взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности

— выявление специфических социальных качеств, особенностей

— уточнение социальной ситуации развития;

— определение степени развитости или деформации различных

свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека

в различные социальные связи (социальные установки,

позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные

способности, психологическая совместимость и т.п.);

— ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента,

построение ≪социального портрета≫ личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным

педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика

подопечных, которая относится к числу документов внутреннего

пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется

в своей деятельности следующими требованиями:

соблюдать общие технологические требования: определить цель,

выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий,

непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать

и интерпретировать данные (статистическая обработка

и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз

развития ситуации и определить содержание социально-педагогической

деятельности (особенности социально-педагогической

деятельности) с конкретным подопечным;

соблюдать этические нормы;

защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности

при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения;

информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными

данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя

ему возможность некоторой корректировки этих результатов,

а также в собственно педагогических целях;

обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические

основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых

методов, квалификационных нормативов, соблюдать

профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать

непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.). \

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические

операции, а также прибегать к услугам специалистов,

применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать

диагностические данные с разными целями:

социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;

специалисты-смежники — для формулирования административного

решения, постановки профильного или комплексного

диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической

сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным

педагогом в единую ≪Карту-характеристику личности

≫, ≪Медико-психолого-педагогическую характеристику личности

≫ и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее

время нет. Существуют различные варианты, возможно

комбинирование или создание собственного варианта, ко-

торый бы отвечал практическим задачам деятельности (см. приложение).

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности

социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических

методик: социально-психологических, психологических,

социологических, педагогических, медицинских. Охарактеризуем

Наблюдение— метод познания и исследования, который используется

при изучении внешних проявлений поведения человека

без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-

педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы

успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно

наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь,

мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное

значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не

сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями,

высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная

фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные

особенности личности и закономерности ее становления.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без

вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки

и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются.

Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий

то, на что надо обратить особое внимание.

Беседа— в социально-педагогической работе метод получения

и корректировки информации на основе вербальной (словесной)

коммуникации, являющийся важным способом проникновения

во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех

беседы зависит от предварительно установленного контакта; от

степени ее подготовленности; от умения социального педагога

выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление,

где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются

вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более

сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации

памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются

по тематическому и проблемному принципам. При этом

Читайте также:  Установка емкость мембранного типа

переход к новому направлению беседы должен сопровождаться

пояснениями, переключениями внимания.

Анкетирование— метод множественного сбора статистического

материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана

на получение материала, касающегося или непосредственно

испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает

преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.

Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной

и волевой сферы человека, так как словесные высказывания

об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные пере-

живания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое

значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный

интерес и отсутствие предвзятости к испытанию,

доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать

ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать

только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно

сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов

высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать

словами ≪почему именно так?≫. Это позволяет при обработке

полученных данных сделать не только количественный, но

При составлении анкет используются вопросы:

— о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий,

планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом

мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный

— о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

— социально-демографического характера (вопросы, выявляющие

пол, возраст, национальность, образование, профессиональное,

— на выявление уровня информированности и знания (вопросы

экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные

или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого

определенных знаний, навыков, а также знакомства с

конкретными фактами, событиями, именами).

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением

полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок

и не ≪навязывают≫ вариант ответа, поэтому при помощи

открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию

информацию); прямыми; косвенными.

Интервьюпредусматривает заранее подготовленные вопросы,

адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется

и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить

вопросы к возможностям отвечающего. Требования к

организации интервью: проведение интервью в привычных для

испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом

опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного

количества времени; устранение или уменьшение влияния

третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на

чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

свободное интервью (проводится без заранее подготовленного

опросника или разработанного плана, определяется только тема;

направление беседы, ее логическая структура, последовательность

вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особен-

ностей того, кто проводит интервью; полученная информация не

нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна

фокусированное интервью (его целью является сбор мнений,

оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью

заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются

заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность

формализованное интервью (строго регламентировано детально

разработанными вопросником и инструкцией);

стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);

интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная

Метод экспертной оценкиоснован на анкетировании или интервьюировании,

с помощью которых выявляется информация,

отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки

испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.

На практике используется в ситуациях, когда та

или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов,

имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты

опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов

может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых

форм экспертного прогноза — обмен мнениями всех экспертов за

≪круглым столом≫, где происходит выявление доминирующей позиции

по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов

за ≪круглым столом≫ — не более 12 человек. Подобная форма выработки

общего мнения или оценки осуществляется по схеме,

когда каждый участник ≪круглого стола≫ берет на себя определенную

≪генератор идей≫ — активно выдвигает всевозможные предположения

≪селекторы≫ — оценивают и отбирают наиболее значимые идеи,

выдвигаемые ≪генераторами идей≫;

≪стимуляторы≫ — стимулируют ≪генераторов идей≫ к выработке

различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;

≪регуляторы≫ — следят за тем, чтобы полемика не приобретала

хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения;

не переходила в русло взаимной оценки компетентности

≪президент «круглого стола»≫ — удерживает внимание экспертов

на центральной теме дискуссии.

Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров,

пока не удастся выработать некоторую более или менее согласо-

ванную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе

анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той

Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного

прогноза — ≪дельфийская техника≫, который заключается

в выработке согласованных мнений путем многократного

повторения опроса одних и тех же экспертов. Приведем алгоритм

использования данного метода:

— повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты:

эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную

на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии

Данная схема повторяется 3—4 раза, пока не вырабатывается

согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто

Читайте также:  Установка ips матрицы на ноутбуке

после неоднократных опросов остался на своей позиции.

Параметрический методсостоит в сопоставлении двух ключевых

параметров: прежнего состояния социальной единицы (≪на

входе≫) и нынешнего состояния социальной единицы (≪на выходе

≫). Разница между этими двумя параметрами представляет собой

≪социальный эффект≫ (реабилитационный, коррекционный и т.п.)

или результат, свидетельствующий об эффективности использования

средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.

Метод оценки эффективности (МОЭ)имеет разновидности:

а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся

устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;

б) параметрический метод, с помощью которого производится

сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам,

нормативам или стандартам, и того, что фактически выполняется

в процессе социально-педагогической деятельности;

в) сочетание первого и второго вариантов.

МОЭ весьма прагматичен, так как позволяет систематизировать

факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять

их в наглядном и обозримом виде, например в виде

соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы

(планы) по совершенствованию деятельности. При использовании

данного метода возможно деление факторов эффективности

1) факторы, реализация которых не зависит от анализируемой

системы, структурной единицы (верхние, внешние или ≪чужие

2) факторы, реализация которых зависит от данной системы,

структурной единицы (внутренние факторы);

3) факторы, находящиеся на границе внешних и внутренних

Анализ документов— один из наиболее часто используемых

методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:

— по степени персонификации — на личные и безличные;

— в зависимости от статуса документального исследования —

на официальные и неофициальные;

— по источнику информации — на первичные (включающие

данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса)

и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).

По надежности информации официальные документы более

надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем

безличные. При использовании вторичных источников важно установить

их первоначальный источник, так как надежность одних

документов зависит от надежности других. Проверка надежности

документа предполагает различение событийной и оценочной информации,

анализ целевых намерений и мотивов составителя документа,

уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.

Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить

фактографические данные об объекте, которые в большинстве

случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений

метода можно отнести следующие:

— учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной

и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

— отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

— цели создания документов чаще всего не совпадают с теми

задачами, которые решает исследователь, поэтому информация,

содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться;

— подавляющее большинство данных в ведомственных документах

не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных

установках, направленности человека.

Тестирование— исследовательский метод, в основе которого

лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться

разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности,

психометрические, графические, ассоциативные

тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого

по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ

к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации

результатов, методику обучения того, кто будет ≪читать

≫ тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя

несомненную значимость имеют заключения, на основе

которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Биографическийметод — один из наиболее часто используемых

методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается ≪социальным

биографиям≫, которые позволяют на основе анализа

личных документов исследовать субъективные стороны общественной

жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным

процессам, социально-психологическим ситуациям, в

которые он был включен опосредованно или непосредственно.

Существуют различные источники биографических данных: направленные

интервью, свидетельства родственников, различного

рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты,

сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни

каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность

с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику

жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности

с другими людьми, при включении его в какие-

либо социальные группы. При использовании метода ≪социальных

биографий≫ следует учитывать два момента: ≪эффект дистанции≫

(по прошествии времени человек может иначе оценивать те или

иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа

получаемой от индивида информации, так как извлеченный из

нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально

Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории

конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы,

влияющие на становление и социальное функционирование человека,

выделить механизмы трансляции процесса социализации

(стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации,

Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики:

ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-

Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат

основой для принятия решения, определения стратегии и тактики

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10590 — | 7789 — или читать все.

источник