Меню Рубрики

Установки личности в коммуникациях

Установки личности в коммуникациях

Коммуникативная установка личности представляет собой готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию определенным образом, что обусловлено имеющимися у нее опытом общения, оценками и переживаниями их сущности, взглядов и поведения.

Если сказать иначе, установка – клише реагирования, привычка отвечать заученным способом на знакомые жизненные ситуации, повторяющиеся социальные явления, часто встречающиеся типы людей.

Из приведенного определения видно, что установка – носитель психической энергии. Энергетическое напряжение обусловлено состоянием готовности реагировать, оно подобно пружине внутри нас, выжидающей своего момента действовать Необходим лишь соответствующий раздражитель, роль которого чаще всего играет партнер по взаимодействию, обладающий признаками известного типажа. Достаточно конкретному человеку появиться в поле нашего сознания, как мы его тут же соотносим с имеющимся в памяти типом и автоматически воспроизводим заготовленное клише реагирования.

Какую роль выполняет установка в психологическом репертуаре личности? Установка экономит наши ресурсы – психические и физические. Возникнув однажды, она служит человеку постоянно, вызывая привычные реакции в ответ на известные житейские обстоятельства, социальные

явления, деловые ситуации, типы партнеров Когда человек впервые сталкивается с каким-либо проявлением социальной действительности, он тратит некоторые усилия для того, чтобы его понять и оценить, переживает его и затем делает выводы как лучше вести себя, как относиться к подобным обстоятельствам. Встречаясь с тем же явлением неоднократно, человек теперь не совершает соответствующую внутреннюю работу, поскольку ему уже известно, как надо реагировать, и тут «включается» готовая целостная ответная реакция-установка.

В нашем сознании хранится очень много самых разных установок.

Подобно слайдам, установки проецируются на партнеров, обстоятельства и ситуации, в которых мы оказываемся.

Рассмотрим пример; позволяющий понять действие, функциональную роль, а также неприятные стороны установки. Представьте, что в гостях вас знакомят с присутствующими и о ком-то говорят- это торговый работник. В вашем сознании мгновенно возникает готовая реакция, сложившаяся на основе прежнего личного опыта .Слайд-установка проецируется на представленного человека и предопределяет дальнейшее отношение к нему вы начинаете относиться к данной конкретной личности в зависимости от того, нравятся вам или нет люди такого типа – уважительно и приветливо или сохраняя почтительную дистанцию, или недоброжелательно.

«Включение» установки сэкономило ваши ресурсы, но, ведь может оказаться так, что заготовка действовать определенным образом совсем неуместна в данном случае – перед вами человек, не соответствующий хранящемуся в памяти слайду. Как быстро вы это поймете и скорректируете отношение к конкретному человеку, отказавшись от услуг своей установки. А возможно, она проявилась вполне оправданно, и тогда ваш опыт должен подсказать правильное отношение к партнеру.

Выходит, действие установок может быть либо оправданным и уместным, либо ошибочным и даже вредным. Если вспомнить, что в нашем сознании хранятся многочисленные шаблоны реагирования на различные типы людей, на повторяющиеся житейские обстоятельства, на привычные профессиональные ситуации, то нетрудно понять, какое значение имеют установки в повседневной коммуникации – они то способствуют, то препятствуют налаживанию и поддержанию контактов с партнерами.

Коммуникативные установки обладают мощным информационно-энергетическим зарядом.

Энергетикой пронизан каждый компонент установки:

1) знания о конкретных тинах партнеров – могут быть истинными, сомнительными или ложными;

2) переживания опыта общения с конкретными типами партнеров – бывают глубокими, неглубокими или весьма поверхностными,

3) оценки конкретных типов партнеров – выглядят позитивными, нейтральными или негативными;

4) побуждения, то есть стремления выразить установки к

конкретным тинам партнеров – оказываются проявляемыми, маскируемыми или подавляемыми личностью в себе.

Коммуникативные установки субъективны по своей природе, ибо основаны на знаниях, переживаниях, оценках и побуждениях самой личности. Субъективизм установок многократно увеличивается, когда знания личности о людях сомнительны или ложны, переживания опыта общения с партнером неглубокие или поверхностные, оценки в адрес окружающих нейтральные или негативные, а побуждения выразить установку к ним осознанно маскируются или несознательно подавляются личностью. Но сама личность, как правило, ни о чем не догадывается:

ни о наличии у себя определенных установок, ни тем более о степени их субъективности или объективности.

Оказавшись во власти своих установок, человек в значительной мере автоматически реагирует на партнеров, плохо дифференцируя их, воспринимая как бы по шаблону, не вникая в индивидуальность. Последствия очевидны: нарушается принцип субъектных отношений, притупляется внимание к сущности партнера и его состояниям, ослабевает нравственная сторона общения.

Проявляя осознанно или бессознательно свои коммуникативные установки, личность направляет на партнеров концентрированный поток энергии – положительной или негативной.

Высказывания, оценки и действия в адрес партнеров отчетливо эмоционально окрашены. Например, проводя занятия по психологии с медицинскими сестрами, имеющими практический опыт, нередко слышишь отклики о тех или иных типах больных: контингент нашей поликлиники – в основном пенсионеры, с ними тяжело работать, все им не так, капризны; сегодня больные нервные, озлобленные; молодые мамаши -безответственны и т. д. Если медсестра имеет дело с больными алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями, у нее складываются обобщенные оценки своего контингента пациентов.

Читайте также:  Установка интернета на несколько компьютеров

Обобщенные и энергетически заряженные установки проявляет учитель по отношению к большинству учащихся или отдельным их типам. Одних он принимает, уважает, а других, напротив, отвергает, осуждает, недолюбливает. Соответствующий энергетический фон сопровождает взаимодействие с учащимися разных типов в тех или иных ситуациях.

Сотрудник ГАИ, продавец, парикмахер, секретарь-референт имеют свои представления о собирательном объекте своей деятельности и, следовательно, привносит во взаимоотношения с партнерами определенный эмоционально-энергетический фон.

Содержание и энергия коммуникативных установок непроизвольно проецируются на типы людей, относительно которых

В повседневном взаимодействии важнейшую роль играет коммуникативная установка но отношению к людям вообще. Она

складывается у личности под влиянием всего опыта общения, знаний и оценок большинства людей, с которыми довелось встречаться в разных сферах – в быту, на работе, в общественных местах. Постепенно укрепляясь в сознании или на уровне подсознания, установка к людям все отчетливее характеризует энергетический облик личности. Установка «управляет» восприятием конкретных участников совместной деятельности. Она бывает позитивной или негативной, реже – неопределенной.

Позитивная установка к людям – готовность личности доброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием удачного, в основном, личного опыта взаимодействия с другими, вследствие положительных переживаний и оценок большинства жизненных эпизодов общения.

Наличие позитивной установки к людям – ценнейшее качество каждого, кто работает в постоянном контакте с людьми: ее носитель продуцирует положительную энергию, он исходно «запрограммирован» проявлять дружеский настрой практически ко всем партнерам и в большинстве случаев. В нравственном облике такой личности преобладают положительные суждения о людях, вера в лучшие их качества. Она не склонна делать расширительные обобщения на основе их отдельных недостатков.

Иной энергетический облик и содержание отношений демонстрирует человек с негативной установкой.

Негативная установка отражает готовность недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, а также вследствие ярко выраженных эмоций отрицательного спектра.

источник

Коммуникативная личность. Личность в системе коммуникации.

«Слово Личность» происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску, надеваемую на себя актером во время спектакля и соответствующую особенностям характера того человека, которого актер в маске должен был играть».

В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”.

Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

Исходным понятием для изучения коммуникативной личности является, прежде всего, социологическое понятие личности.

Личность– это системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Личность есть продукт развития индивида в обществе.

Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности.

Социологическая концепция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.

Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч. Кули(1864—1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер. Американский философ, социолог Дж. Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т. е. стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». В зависимости от придаваемой роли стадиям процесса формирования личности различаются подходы в исследовании личности.

Сторонники ролевой теории считали, что личность — есть функция от той совокупности социальных ролей, которые испол­няет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892—1974), американ­ский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902—1979).

В рамках необихевиоризма рассматривается дей­ствие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен.

В теории развития познания рассматривается создание познавательных навыков (Ж. Пиаже), в теории нравственного развития — понимание чувств других людей (Л. Колберг), в психоаналитических теориях (3. Фрейд, Э. Эриксон) — преодоление напряженности в сознании собственного «Я», в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания — формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру.

Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индивидуальной речи.Личность, имеющая способность создавать и воспринимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью».

В теории коммуникации понятие языковой личности связано с понятием личности как члена различных социальных структур. Поскольку языковая личность участвует во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности.

Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуникативная личность имеет свои особенности. Мы уже обращались к этому понятию, рассматривая различные виды коммуникации. В данной теме нужно отметить, что характеристики коммуникативной личности обусловлены совокупностью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.

Читайте также:  Установка каркас под гкл

Определяющими параметрами коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функциональный. Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности.

Для выполнения таких социально значимых функций, как взаимодействие и воздействие коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик, но, прежде всего, коммуникабельностью и харизмой.

Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

Итак, коммуникативная личность – это личность обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Существуют различные социально-психологические способы изучения коммуникативных характеристик личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9866 — | 7529 — или читать все.

источник

Личность в системе коммуникации

Особое значение в изучении роли личности в процессах формирования речи, механизмов экспрес­сивности, особенностей индивидуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспринимать речевые тексты, называются отдельными авторами «языковой личностью» . Так Ю. Н. Караулов по языковой личностью подразумевает «совокуп­ность способностей и характеристик человека, обусловливаю­щих создание и восприятие им речевых произведений (текс­тов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действитель­ности, в) определенной целевой направленностью» [52] [52] . Караулов модели язы­ковой личности выделяются три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. По мнению В. П. Конецкой такая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках вербально-семантической, когнитивной и прагматическойхарактеристик.

Вербально-семантическая, т.е. собственно языковая характеристика включает в себя определение всего запаса слов и словосочетаний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуни­кации. При этом обращается внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференци­ации и вариативности, функционально-стилистической ценнос­ти и на имеющие место нарушения нормативных правил словообразования, грамматики и произно­шения.

Когнитивная(познавательная) характеристика связана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной деятельностью. У каждого сознании индиви­дуума идеи представлены в виде иерархии системы ценностей. Личность проявляет себя и через использовании своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов.

Прагматическая характеристика раскрывает цели и за­дачи коммуникации, интере­сы, мотивы и коммуникативные установки. Прагматическая характеристика определяется огромным перечнем «коммуникативно-деятельностных пот­ребностей» личности. Попытки определения типичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематизации, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагматической характеристики личности Тем не менее обоснование модели языковой личности явля­ется значительным вкладом в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации.

В теории коммуникации важно определение корреляции понятия языковой личности с понятием личности как члена различных социальных структур. Поскольку языковая личность участвует во всех типах коммуника­ции, при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятель­ности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятель­ности [53] [53] .

Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуника­тивная личность имеет свои особенности. Прояв­ления коммуникативной личности, обусловлено совокупностью индивидуаль­ных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когни­тивными и функциональнымипараметрами. Вполне понятно, что ряд характерис­тик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.

Мотивационныйпараметр, определяемый коммуникативны­ми потребностями, занимает центральное место в структуре языковой и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности. В иерархии личностных потребностей, обоснованной американским психологом А. Маслоу (1908-1970), обосновываются и мотивы, способствующие личностному росту, и мотивы, обусловливающие коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникатив­ная потребность определяется необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией в процессе жизнедеятельности. Потребность взаимосвязана с ком­муникативной установкой. Мотивом коммуни­кации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуни­кативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивированность через определенные механизмы влияет на коммуникативную дея­тельность.

Читайте также:  Установка гбо мицубиси каризма

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта ин­дивида. Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации, и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию. Способность воспринимать свое «языковое сознания», а также осознавать и оценивать сам факт такого сознания и давать адекватную оценку когнитивному диапазона партнера являются основными характеристиками комму­никативной личности. Когнитивный параметр как бы связывает мотивационные и функциональные параметры.

Функциональный параметр характеризует коммуникативную ком­петентность. Владение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативными сред­ствами в процессе коммуникации, построение высказываний и дис­курсов в соответствии с нормами избранного коммуникативно­го кода и правилами «речевого этикета» являются характеристиками профессиональной компетентности.

Коммуникативная личностьпредставляет собой специфический социальный феномен. Для выполнения таких со­циально значимых функций как взаимодействие и воздействие коммуникативная личность должна обладает це­лым рядом индивидуальных характеристик (коммуникабельность, харизма и др.). Понятие «коммуникабель­ный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообща­ющийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуаль­ными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решитель­ность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информа­ции по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль»: доминантный, драмати­ческий, аргументативный, спокой­ный, внимательный, открытый и пр. По социальной значимости функций можно выделить два типа коммуникативной личности: доми­нантный и демократичный.

К коммуникатору предъявляются высокие требования в профес­сионализме, включающему коммуникативные умения­ми, а также личностные качества. Коммуникатор, включенный в систему устного общения должен иметь хорошую дикцию, приятный тембр голоса, хорошо вла­деть фонационными коммуникативными средствами, передаю­щими тональность сообщения и экспрессию.

Возможности установления и поддержания контакта обуслов­лены взаимодействием различных (пространственных, временных, психоло­гических, социальных) условий общения. Основой как в межличностной, так и в массовой коммуникации являются социальные условия коммуникации, прежде всего социологическая доминанта, определяющая наличие или отсутствие контакта между комму­никантами, ценностные ориентации, предполагающие оценочное отноше­ние к участникам коммуникации.

Коммуникатив­ная компетентность оценивается целым рядом когнитивных факторов: знаниями об окружающем мире, соци­альных ценностях, способностью адекват­ного восприятия информации. Коммуникативная компетентность актуализируется с учетом конкретных социальных условий коммуникации. Она является составным компонентом социального статуса. Можно выделить некоторые признаки социального статуса индивида по уровню его коммуникативной компетентности. Существенными когнитивными характеристиками коммуникативной компетентности являются: способность к обобщению и систематиза­ции многомерного восприятия окружающего; способность к адекватной оценке «статуса языка»; ) способность к пониманию смысловой и оценочной информации.

Вопросы для самоконтроля

1.Как формируется личность?

2.Дайте определение «языковой личности»?

3.Назовите основные характеристики теоретико-гносеологи­ческой модели языковой личности?

4.Назовите общие признаки, характеризующие языковую и коммуникативной личности и их различия

5.Перечислите основные параметры коммуникативной личности?

6.Что такое мотивационный параметр коммуникатив­ной личности?

7.Определите главные когнитивные характеристики коммуникативной личности?

8.Какие характеристики определяют функциональный пара­метр коммуникативной личности?

9.Назовите критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена?

10.Определите типы коммуникативной личности и их роль в системе социальной коммуникации.

Основная литература

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М,, 1987.

Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//Язык и личность

Уфимцева Н.В. Мотивация в речевом воздействии: проблемы и концепции//Оптимизация речевого воздействия

Дополнительная литература

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М,, 1956.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность//Избранные пси­хологические произведения. М., 1983. Т. 1,

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.. 1982.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

Конрад Н.И. О языковом существовании//Японский лингвистичес­кий сборник, М,, 1959.

Кули Ч. Социальная самость//Америка некая социологическая мысль/Пер, с англ.; Ред. В. И. Добреньков. М,: Изд-во Моск. ун-та, 1994,

Мид Дж. Аз и Я//Там же.

Маркузе Г. Одномерный человек//Там же,

Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессив­ности. М., 1991.

Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности //Серия «Общество и личность. М.: Знание, 1989.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9866 — | 7529 — или читать все.

источник