Меню Рубрики

Установки на безопасное поведение в организации

Установки на безопасное поведение в организации

Одним из направлений повышения безопасности труда является организация безопасного поведения работника в процессе труда. Для этого необходимо:

— создавать психологический настрой на безопасное поведение;

— стимулировать безопасное поведение;

— учить безопасной деятельности;

— выполнять и контролировать правила безопасности труда;

— воспитывать безопасное поведение;

— создавать комфортный психологический климат в коллективе. Для создания психологического настроя работника на безопасность

стираемые необходима общая политика руководства в области охраны труда

Отношение руководства и, особенно, руководителя организации, учреждения, предприятия к вопросам охраны труда проявляется в том, какое значение придают они этим вопросом в общем процессе труда и в какие й степени показатель безопасности учитывается при оценке ее эффективности.

Работник верит в опасность только в той мере, в которой верит в нее его непосредственный руководитель. Поэтому все звенья управления производством должны постоянно проявлять интерес к обеспечению безопасности труда, проявлять повышенное внимание и заботу о безопасности и благополучия работников. Причем работники должны это постоянно чувствоватьти.

Настрой на безопасную работу появится у работника тогда, когда он будет видеть, что на предприятии, в организации и учреждении существует строгий контроль за выполнением правил безопасности

К сожалению, сегодня в непроизводственной сфере и негосударственном секторе экономики состояние охраны труда вызывает тревогу. Большинство руководителей в этих сферах не имеют специальной подготовки и опыта работы по охране и труда. Они проявляют безразличие к проблемам охраны труда и нежелание серьезно заниматься их решением. Первоочередной задачей охраны труда в непроизводственной сфере является формирование у работодателей мысли о том, что охране труда необходимо уделять приоритетное внимание. Тогда работник поверит, что безопасность его труда является одной из ключевых ценностей предприятия, что является одним из мотивов его безопасной поведут нкінки.

безопасному поведению в процессе труда способствует стимулирование как средство мотивации безопасности труда. Термин»стимул»определяется как побудительная причина активизации действий человека, особенно в тех случаях, когда есть пра агнення получить вознаграждений винагороду.

Применение стимулов для мотивации рабочих, так и руководителей предприятий, учреждений, организаций — общепринятая практика во всем мире. Как свидетельствует международный опыт, очередное повышение заработной. Обрежьте платы (материальное стимулирование) работнику осуществляется с учетом работы без нарушений норм охраны труда. Работники, которые нарушают нормы охраны труда, не имеют шансов к профессиональному р оста и являются первыми кандидатами на увольнение с работти.

На предприятиях малого и среднего бизнеса непроизводственной сферы должна разрабатываться и применяться эффективная система стимулирования работников за безопасное поведение в процессе труда

Обычно, для воспитания безопасного поведения в процессе труда используется как негативное стимулирование — наказание за нарушение правил безопасности (штрафы, лишение премии, дисциплинарное наказание), и ак и положительное — поощрения за безопасную работу (денежные надбавки к заработной плате, моральное стимулирование.

В Украину чаще всего применяется отрицательное стимулирование за нарушение правил безопасности труда. Наиболее типичной причиной умышленных нарушений правил техники безопасности является стремление за счет этого достичь бу удь каких-либо выгод (облегчения, ускорения, упрощения работы). Несмотря на наказание, при таких условиях работник все равно будет продолжать эти нарушения, пока они не перестанут быть источником выгод таким х случаях при применении отрицательного стимулирования следует сделать так, чтобы расходы от нарушения правил безопасности превышали полученные за счет этого выгоды. Тогда их будет невыгодно нарушатьвати.

Наказание за неумышленное нарушение правил безопасности труда, как свидетельствуют психологические исследования, имеют незначительную эффективность. Такие наказания полезно применять в процессе обучения, при формировании навичо ок к безопасному поведению в процессе труда. В таких случаях наказание, во-первых, будут препятствовать закреплению нецелесообразных и опасных навыков в работе и, во-вторых, будут способствовать созданию мотив ей к осторожному типа поведенияки.

Наиболее целесообразно и эффективно использовать положительное стимулирование. Применение поощрений за безопасную работу, как свидетельствует международный опыт, является наиболее действенным средством повышения безопасности труда

Стимулирование охраны труда должен быть индивидуальным. Для организации стимулирования должны быть разработаны критерии оценки уровня безопасности труда каждого работника (баллы, коэффициенты и т.д.). Надо периодически подводить итоги безопасной работы. Показатели, условия, формы и размеры стимулирования охраны труда конкретизируются в коллективных договорах, положениях об оплате труда, трудовых договорах (контрактах) с учетом особенности организации труда на предприятии, в учреждении, организацииції.

Практическое применение системы стимулирования безопасного труда показывает, что она способствует существенному уменьшению несчастных случаев, повышает производительность труда, а полученную прибыль значительно превышает затраты, связанные с таким стимулирования.

Значительное место в повышении безопасности труда, в организации безопасного поведения занимает процесс обучения работников по вопросам охраны труда

Недостаточный уровень знаний работника обнаруживает его некомпетентность по вопросам охраны труда. В процессе работы он не может точно определить, что является опасным, а безопасным; где последствия ошибки малы, а где в большие. Кроме того, он не может быстро ориентироваться и находить решения в сложных и опасных ситуациях. Такой работник понимает, что он может легко допустить опасную ошибку, осознает, что у него в малые возможности противодействовать опасности. Все это порождает тревогу, неуверенность в себе, в безопасности своего труда и приводит к его опасных действий. Перечисленные факторы определяются как проявление неопытных вності.

Обучение безопасной работы должно быть органически связано с обучением профессии. Наиболее подходящим и целенаправленным путем трудового обучения является выработка таких навыков, при которых способ достижения цели и труда органично соответствовать условиям безопасности труда. Во время обучения безопасной работы большое внимание следует уделять развитию способностей мыслить, умению критически оценивать различные трудовые задания, готовно сти к действиям в новых, спонтанно возникающих опасных ситуацияях.

Читайте также:  Установки для автоматической сварки труб

Надлежащая квалификация и осведомленность работников по вопросам охраны труда уменьшает риск получить травму или профессиональное заболевание. Поэтому одним из наиболее приоритетных направлений уменьшения травматизма является повыше ищення уровня знаний работников по этим вопросам, которое должно обеспечиваться учебными заведениями и непрерывно путем обучения работников в процессе их трудовой деятельностиі.

Все рассмотренные выше методы организации безопасного труда (создание психологического настроя, стимулирование, обучение правилам безопасности), кроме основного назначения, выполняют функции воспитания

Воспитание — это направлено действие на психику человека с целью развить у нее качества, которые способствуют ее безопасной работе (положительное отношение к правилам безопасности, внимательность, исполнительность, усердие и т.д.)

Средствами воздействия на работника в процессе воспитания есть:

— нормативные издания (инструкции, правила);

— плакаты по безопасности труда;

— аудиовизуальные средства (телевидение, кино, беседы); коллективное обсуждение с работниками одинаковых профессий

случаев нарушения правил безопасности труда, путей повышения уровня безопасности и условий труда

Ключевым направлением процесса воспитания является формирование у каждого работника, особенно руководящего состава предприятий, учреждений, организаций, нового трудоохранной мышления (приоритетное значение охраны труда)), идеологии безопасности и законопослушности.

Важным аспектом воспитательной работы по охране труда являются:

— подготовка квалифицированных специалистов в этой области;

— повышение авторитета службы охраны труда

Значительное место в воспитании безопасного поведения в процессе труда уделяется пропаганде безопасных условий труда

Пропаганда — это целенаправленная работа по распространению передовых идей, положений и знаний, которые служат закреплению, изменении и развитии отношение работающих к соблюдению нормативных актов об охране труда

Основные направления пропаганды — привлечь внимание работающих к актуальным вопросам охраны труда и к опасностям, которые возникают в процессе труда; развеять веру в неизбежность, случайность возникновения опасных их ситуаций в процессе труда, так как такая вера порождает пессимизм и апатию в работе. Достигается это путем принципиального, научного подхода к истинной оценке событий и фактов, раскрытия конкретных причин, у как и виновных в возникновении ошибочных действий работника в процессе рабоі.

Средствами пропаганды по охране труда является пресса, радио, телевидение

Пропагандистский влияние становится эффективным, если придерживаться определенных правил:

1. Не можно пропагандировать идеи по охране труда, которые ограничивают материальные и духовные потребности работающих. Например, пропаганда требования не работать на. ПК устаревшей модели без защитного экрана просто игнорируются уеться работающим, потому что ему нужно выполнять задания, зарабатывать деньги. Вопросы обеспечения. ПК защитным экраном необходимо решать заранееідь.

2. Необходимо учитывать взаимосвязь общего направления пропаганды с фактами действительности. Если пропагандистское воздействие противоречит фактам, то он обречен на провал. Кроме того, запугивания работающих х мнимой опасностью без фактов, подтверждающих возможность ее реализации в конкретных условиях, тоже не принесет положительных результатетів.

Таким образом, пропаганда вопросов охраны труда активно вмешивается в сознание работающих, в их мысли, установки, действия и ставит целью изменить существующее отношение работника к опасности в пользу ох. Орон рабо.

источник

Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности

Оценить состояние работника, его квалификацию возможно по установленным чётким показателям. Какие критерии должны быть заложены в поведении работника с позиции исполнения правил безопасности на рабочем месте?

Характеристика поведения работника, его действий на рабочем месте может оцениваться как безопасная:

  1. при выполнении работы, заданий, операций с соблюдением технологического регламента и требований техники безопасности;
  2. в случаях возникновения нестандартных, опасных ситуаций ( несчастный случай, авария, инцидент) проявляет уверенность и чёткие действия, соблюдая установленный порядок;
  3. при неукоснительном исполнении трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка на своём рабочем месте и вне его;

Мотивация

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).
Читайте также:  Установка блокиратора кпп дракон

Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей.

Психологическая установка

Определение «психологическая установка» включает в себя понятие быть готовым, иметь предрасположенность к действиям. Работник, в процессе своей трудовой деятельности, делает акцент на одной для себя установке. Он может выбрать:

  • установку выгоды, которая имеет приоритеты только вознаграждения и заработной платы;
  • установку безопасности, которая является для работника главным фактором сохранения его здоровья и жизни. Правила выполнения требований безопасности выполнять надо неукоснительно, предельная бдительность, чтобы избежать опасных ситуаций.
  • установку экономить силы и необходимых для себя удобств. Выбор работником самого легкого способа по выполнению порученного ему задания. Он избегает выполнения тяжелой работы. Старается не напрягаться;
  • установку получать удовлетворение от выполненной работы, от самого процесса работы. Такие люди относятся к разряду «трудоголиков»;
  • установку своих действий, принятую коллективом или группой. Быть незаметным в общей массе;

Работник может иметь для себя разные установки. Они могут сочетаться или конфликтовать, вызывая чувства неуверенности, напряженности и сомнений.

К важным компонентам мотивации надо отнести психологическую установку. Это означает, что работник обязан правильно относиться к выполнению правил безопасности. Он должен быть настроен на выполнение работ и избегать несчастных случаев.

Чтобы работник добросовестно соблюдал все требования правил безопасности, необходимо, прежде, всего, добиться их неукоснительного исполнения его руководителем. Работник должен видеть, что его руководитель в первую очередь обеспечивает ему эту безопасность и сам в нее верит. К этому должны стремиться все управленческие звенья производства. Они должны доносить до работника их постоянное участие в обеспечении безопасных условий его работы.

Высшее руководство отдалено от непосредственных исполнителей, от мест их труда, поэтому важно проявить повышенную заботу и внимание к технике безопасности.

Каждый рабочий должен чувствовать внимание к себе. Создание хорошего психологического климата в коллективе должно стать главной задачей для всех руководителей. Улучшение техники безопасности, устранение её проблем должно поощряться. Руководители должны знать и расследовать любой несчастный случай.

Таким образом, начинает работать общественное мнение. Каждый понимает, что безопасность стоит на первом месте и каждый за нее в ответе. Рабочий будет уверен на своем рабочем месте, что ему ничто не угрожает.

Воспитание безопасного поведения сотрудников

Важно воспитывать безопасное поведение. Воздействуя на психику работника, развивать его качества направленные на безопасную работу, можно достичь безопасного поведения.

Риски в работе вызывают небезопасное поведение. Такое поведение противостоит безопасному поведению. Термину “риск” в промышленных производствах сопутствуют опасные события и тяжелые последствия. В трудовой деятельности отдельного человека это означает, что его поведение в процессе работы может привести к опасности для него самого или других людей. Финал рискованного поведения может быть разным.

Рискованное поведение преследует цель экономии времени и сил, выпуску большего количества продукции и больших заработков. У человека предрасположенность к риску заложена с рождения. По мере взросления она изменяется. Рискованное поведение рабочего на производстве не должно стать плохой привычкой. Оно должно пресекаться коллегами и руководителями.

Противоположностью рискованному поведению может стать трусость или необоснованное осторожное поведение работника. Это не должно оцениваться как положительный фактор в профессиональной деятельности работника. Для сохранения своего здоровья и жизни каждому необходима разумная осторожность.

Отсутствие полной, точной информации, неопределенность и необходимость в таких условиях принимать решения с возможными исходами, можно назвать «оправданным риском». Экстремальные условия на производстве могут стать причиной оправданного риска. Примером этого могут послужить аварии в шахтах. Спасение людей из аварийных зон проходит под высоким риском для самих спасателей.

Безопасное поведение воспитывается двумя методами:

  • организация одно канальных коммуникаций, при которых канал обратной связи отсутствует. Имеется только канал воздействия;
  • организация двухканальных коммуникаций, при которых контролируются восприятия.

Для повышения уровня службы охраны труда необходима подготовка квалифицированных специалистов.

Безопасное поведение может быть обусловлено только психологическим настроем. Рабочих необходимо заранее предупреждать об опасных ситуациях. Анализ статистических материалов позволяет выделить внешние условия, при которых возникли ситуации несчастных случаев.

Метод “актуализации предпосылок” является новым методом. Он выявляет обстоятельства, по вине которых возникли опасные ситуации, но не завершились несчастными случаями. Необходимо изучать предпосылки опасных ситуаций до появления несчастного случая.

Работникам необходимо показывать опасные конкретные точки, к которым не стоит прикасаться. Наиболее опасны механические и электрические точки, при взаимодействии с которыми велика вероятность получить несчастный случай.

Под особым контролем должна быть новая техника и новые технологии. С их применением могут появиться новые производственные опасности, а старые правила по технике безопасности будут не срабатывать из-за непригодности.

Руководство своим повышенным вниманием к эксплуатации новой техники, соблюдению и контролю техники безопасности, будет способствовать здоровому рабочему климату и безопасной работе.

источник

Безопасное и рискованное поведение на работе

Важным аспектом здоровья организации и отдельных ее членов является безопасное поведение персонала, которое можно определить как произвольное и осознанное поведение, направленное на снижение риска несчастных случаев и проблем со здоровьем. В одних организациях требования к безопасному поведению могут быть минимальными (например, соблюдение техники безопасности при работе с бытовыми приборами и электроникой), в другой — очень серьезными (например, на транспорте, на химическом производстве и т.п.). Опыт и отечественных, и зарубежных организаций показывает, что несоблюдение правил техники безопасности, травматизм сотрудников до сих пор является серьезной проблемой. Как правило, в обязанность менеджеров вменяется также и контроль за безопасностью сотрудников, они несут прямую ответственность за соблюдение сотрудниками правил техники безопасности. В настоящее время в психологии разработаны несколько концепций безопасного поведения, среди которых наиболее популярными являются теория мотивации самосохранения и теория целенаправленного поведения.

Читайте также:  Установка пластиковых панелей при ремонте

В теории мотивации самосохранения постулируется высокая значимость когнитивных факторов в инициации и поддержании безопасного поведения, а именно воспринимаемого риска, воспринимаемого контроля над поведением, а также субъективной оценки выгод и «стоимости» (психологической и материальной) безопасного поведения. Вероятность осуществления безопасного поведения будет максимальной, если человек высоко оценивает риск несчастного случая, считает, что в его силах предотвратить это, а выгоды от безопасного поведения перевешивают издержки. Исследования в области психологии труда и организационной психологии показывают, что у рабочих с повторными травмами было выявлено безразличное отношение к возможности несчастного случая и склонность к поиску его внешних причин. Рабочие, получавшие много травм, считали свою работу не слишком опасной, а несчастные случаи — несерьезными.

Согласно теории целенаправленного поведения, безопасное поведение является намеренным и осуществляется под произвольным контролем со стороны субъекта. Намерение осуществить то или иное поведение зависит от совместного действия таких переменных, как установки в отношении данного поведения, субъективные нормы в отношении поведения, воспринимаемый контроль.

Таким образом, можно выделить несколько наиболее важных факторов безопасного поведения: воспринимаемый риск, воспринимаемый контроль, субъективные нормы в отношении поведения. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

H. Уэнстайн, изучая индивидуальные способы оценки риска, выявил и описал феномен «неоправданного оптимизма» или «иллюзии неуязвимости». Он утверждает, что люди имеют склонность занижать вероятность наступления неприятных событий и преувеличивать свои возможности справляться с их последствиями. Н. Уэнстайн пришел к выводу о том, что неоправданный оптимизм может возникать и поддерживаться в результате следующих когнитивных ошибок.

1. Неадекватный выбор объекта для сравнения. «Оптимист» сравнивает свой риск с риском для гипотетического «среднего» человека, не обладающего никакими особыми достоинствами. Если предложить ему выбрать для сравнения кого-нибудь из своих ближайших знакомых, например, лучшего друга, одного из родителей, неоправданный оптимизм обычно исчезает, ведь человеку свойственно желать, чтобы близкие люди были так же защищены от неприятностей, как и он сам. Интересно, что в тех случаях, когда требовалось сравнить себя с кем-либо из знакомых, испытуемые выбирали того, кто был более уязвим.
2. Эгоцентрическая направленность внимания. Обычно в процессе оценки риска испытуемый не задумывается о том, что делают для сохранения своего здоровья другие люди (т.е. он полагает, что заботится о себе больше, чем окружающие). Поэтому одним из способов борьбы с иллюзией неуязвимости П.Уэнстайн считает информирование о повсеместно применяемых профилактических мерах.

Можно указать и на другие не менее значимые факторы, способствующие искаженным оценкам риска. Согласно одной из гипотез, неоправданный оптимизм необходим для поддержания положительной самооценки и хорошего настроения, а также для устранения тревоги. Он является источником положительных эмоций. Оптимизм в отношении себя позитивно влияет на поведение и самочувствие онкологических пациентов, больных после пересадки сердца. Даже если человек верно оценивает риск, это еще не значит, что он в состоянии его уменьшить. Поэтому, чем более серьезной является угроза, тем более выражен неоправданный оптимизм. Тенденция усреднения индивидуального риска, позволяющая тем самым «присоединиться» к массе таких же людей, также имеет совершенно явный защитный характер. Если человек чего-то боится, ему хочется думать, что многие люди тоже боятся. Таковы эмоциональные и мотивационные факторы, способствующие поддержанию феномена неоправданного оптимизма.

Попытки связать личностные особенности сотрудника с его склонностью к травматизму показали, что лучше всего подходит для операционализации данных особенностей концепция «Большой пятерки личностных черт» (Л. Голдберг и др.). Метаанализ личностных факторов, предсказывающих уровень дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев на производстве, проведенный Ш. Кларк и А. Робертсоном в 2005 г., позволил сделать вывод, что наиболее значимыми являются такие компоненты «Большой пятерки», как низкая сознательность, низкий уровень дружелюбия, высокий уровень нейротизма. Низкая сознательность, в числе прочего, означает меньшую способность к обдумыванию своих действий и их последствий, недостаток уважения к авторитету и социальному порядку. В результате индивиды могут игнорировать установленные правила техники безопасности, не прислушиваться к советам более опытных сотрудников, совершать импульсивные действия в производственных ситуациях. Низкий уровень дружелюбия одновременно означает высокий уровень агрессивности, сильное эмоциональное напряжения, что оказывает негативное влияние на целенаправленность и эффективность поведения. Наконец, высокий уровень нейротизма означает наличие у индивида таких черт, как сосредоточенность на своих проблемах вместо того, чтобы отслеживать изменения в окружающей обстановке (невнимательность), недостаточная активность по контролю над окружением, в том числе использование пассивных копинг-стратегий, эмоциональная неустойчивость, особенно в проблемных ситуациях, отсюда и большая подверженность несчастным случаям.

В последнее время среди управляющих работников растет уверенность в том, что здоровье сотрудников должно стать объектом усиленного внимания и заботы со стороны организации. Помимо гуманитарных целей, это должно послужить увеличению производительности труда и улучшению отношений в коллективе. Ниже мы приведем некоторые направления работы менеджеров по обеспечению здоровья персонала организации.

источник

Добавить комментарий