Меню Рубрики

Установки на брак и семью

Установки на брак и семью

Семья является одним из фундаментальных и благоприятных факторов способствующих успешной адаптации, человека к постоянно изменяющемуся социуму. Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится. Брачно-семейные отношения являются объектом исследования различных наук, среди которых, прежде всего, право, социология, философия, психология. Изучение молодежной проблематики также прошло путь от исследований отдельных аспектов в концепциях различных наук до создания самостоятельных теорий молодежного возраста в начале ХХ века [8].

Интересны исследования представлений осужденных о семье, проведенные А.С. Михлиным и В.П. Пирожковым (2005 г.) [4]. Именно семья занимает у заключенных особое место среди прочих ценностей, при этом, критериями семейного счастья являются взаимопонимание, супружеская верность, наличие детей, уют и забота. У осужденных семья создает ощущение наполненности жизни, выступает наиболее значимым фактором субъективного качества жизни.

Исследование ценностных ориентаций студентов Санкт-Петербургского государственного университета, проведенное Легениной Т.Б. (СГУ) [7] показало, что семейные отношения представляются для 77% опрошенных студентов как союз двух любящих людей, для 9,5% — разумная кооперация, 7,4% — не смогли ответить на вопрос «что такое семья», 0,5% считают семью пережитком прошлого.

В целом, согласно этому исследованию, для студенческой аудитории на первом месте стоят витальные ценности: здоровье, семья, материальный достаток.

В своем исследовании Легенина Т.Б. выделят следующие тенденции в формировании семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:

  • формирование ценностных ориентаций и приоритетов происходит на фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействием средств массовой культуры;
  • ценности материального достатка, богатства, денег входят в число важнейших для молодежи, что, несомненно, отражается на построении ими своих жизненных планов, выборе профессии, брачно-семейном поведении;
  • ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.

Брачно-семейные отношения имеют большое значения для лиц подросткового и молодежного возраста. Актуальность изучения семьи, брачно-семейных отношений проявляется в плане решения проблем положительной социализации и интеграции подростка в социокультурное пространство и формирования здорового общества.

Семейно-брачная установка человека — это представления личности о браке и семье, что определяет состояние готовности к браку и поведение его в браке. Структура данной установки представляется как эмотивный, когнитивный и деятельностный компоненты. Эмотивный компонент — восприятие себя как объекта семейно-брачных отношений, проявляется в позиции человека по отношению к браку. Когнитивный компонент предполагает знания, необходимые для взаимодействия в семье. Деятельностный компонент определяет психологическую готовность человека к созданию семьи.

Исследование особенностей брачно-семейных установок у молодежи на современном этапе развития общества показывает, что нарушена система психолого-педагогической подготовки молодых людей к созданию семьи. Существует противоречие между необходимостью формирования брачно-семейных ценностей молодого поколения и различной степенью развития данных ценностей у юношей и девушек [2].

Ведущими факторами формирования брачно-семейных установок является матримониальный менталитет, семья родителей, образовательная среда и среда массовой информации. Причем образовательная среда играет далеко не последнюю роль в формировании брачно-семейных установок. Теория и практика образования в России свидетельствует, что ни одна теоретическая педагогическая, психологическая проблема, как правило, не может быть изучена, разработана и успешно решена без её историко-педагогического анализа, накопленного в процессе развития человечества, общества, государственной и военной высшей школы [1]. Нравственно-психологическая готовность к браку предполагает воспитание комплекта требований, обязанностей и сценариев поведения, которые регулируют семейную жизнь. К таковым относятся: умение взять на себя ответственность по отношению к партнеру, будущим детям, стремление к сотрудничеству и общению, умение приспособиться к привычкам и характеру другого человека [5].

С целью выявления особенностей представления о брачно-семейных отношениях у курсантов, обучающихся в вузах МВД России, нами было проведено исследование — ранжирование семейных ценностей.

В исследовании приняло участие 40 студентов — юноши в возрасте 18-19 лет.

Анализ результатов ранжирования испытуемыми семейных ценностей показал, что наиболее значимы для них: любовь — 1-е место, взаимопонимание — 2-е место, верность — 3-место. Далее ранжирование семейных ценностей представлено следующим образом: 4-е место — доверие, 5-е — дети, 6-е — взаимоподдержка, 7-е терпение, 8-е — умение идти на компромисс, 9-е — сходство взглядов, 10-е — мудрость и терпение, 11 и 12 -е место занимают романтичность и привязанность, 13-е — сходство характеров, 14-е — финансовое состояние супруга, 15-е — коммуникабельность, 16-е — хорошие отношения с родителями супруга.

Полученные результаты соответствуют известным в литературе данным (Красненкова С.А., Маркова И.И., 2014). Как и для других представителей молодежной культуры (законопослушных или осужденных) основными условиями благополучия семейной жизни для студентов — юношей в возрасте 18-19 лет являются любовь, взаимопонимание, верность, доверие между супругами, дети.

Создание семьи является важным этапов в жизни каждого человека. Несмотря на то, что изменение семейно-брачных отношений оцениваются как кризис брака и семьи семья все равно остается социальным институтом, который оказывает положительное влияние на поведение и жизненные позиции молодежи. Проведенное исследование подтверждает мнение, что наблюдаемые изменения в институтах брака и семьи могут носить преходящий характер, что требует их постоянного изучения и коррекции.

источник

Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые, взрослые люди, но довольно часто — молодые. В то же время понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутреннее содержание. Для ребенка — это его мать, отец, братья, сестры, бабушки дедушки, дяди и тети, участвующие в его воспитании. Для молодого человека после вступления в брак представляется, что семья — это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.

Многочисленные аспекты семьи имеют для личности разный смысл. Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический комфорт, выполняет функции «эмоционального убежища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалось на волне ощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме.

Читайте также:  Установка компьютера на psp

Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смерти. Современный человек живет с ощущением временности своего пребывания.

В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств, есть две стороны:

1. Страх потеряться, остаться незамеченным, «ненужным»;

2. Желание преодолеть одиночество, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым.

Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной душевных расстройств и заболеваний является «блокирование психической энергии»; это происходит, когда человек, уходя от трудностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовь в семье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека. Именно семья предоставляет человеку все ресурсы для самоактуализации.

Кроме потребности быть любимым каждый человек сам стремится любить. В юности решение вступить в брак вызвано стремлением молодых людей мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак в первые годы совместной жизни. С течением времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.

Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства и материнства, то есть обязанности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые.

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в совместном ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее — помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище.

Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную половую жизнь с постоянным и надежным партнером, что немаловажно в современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания.

Итак, для чего нужна семья:

• чтобы было на кого опереться;

Понятие грубой моторики
В понятие «грубая моторика» входит: поза малыша, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба. Моторные или двигательные возможности являются начальным пунктом для оценки зрелости ребенка, однако зачастую только они и и .

Характеристика динамических процессов в малой группе
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодей .

Семейное воспитание и возникновение личных проблем подростка
Быть родителем – вероятно наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, что совершаются ошибки, предъявляются необоснованные ожидания, в .

источник

Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи

Брачно-семейная установка – это позиция личности в отношении брака и семьи, сформированная на основе опыта, которая определяет состояние готовности к браку и поведение человека в брачно-семейной сфере. Так как социальная установка состоит из трех ведущих компонентов: знания, эмоции и действия – то и в структурном отношении брачно-семейной установки можно выделить такие компоненты: эмотивный заключается в восприятии себя как будущего объекта брачно-семейных отношений, отражает позицию молодого человека по отношению к семейному образу жизни в целом; когнитивный предполагает наличие определенных знаний, необходимых для брачно-семейного взаимодействия; деятельностный определяет психологическую готовность к браку.

Изменение социальной установки можно понять, проанализировав изменения в деятельности, где она протекает (Г.М.Андреева, 2000). Многие исследователи говорят о том, что основной характеристикой наличной социальной ситуации выступает ее нестабильность, характеризующаяся изменениями в системе ценностных представлений (Е.А.Иванова, С.А.Фролов, В.Т.Лисовский, Д.Ван де Каа). В связи с переходом к новому укладу жизни люди переживают «цивилизационный шок», «антропологический кризис» (М.Ю.Арутюнян, О.М.Здравомыслова, Н.В.Кулагина). Слово «кризис» означает «различать», «выбирать». Современная семья оказалась перед выбором: с одной стороны, между традиционными устоями семьи, с другой, между новыми, более радикальными ориентациями в семейной сфере (Л.Э.Ванд, Т.И.Дымнова, В.М.Целуйко). Традиционная семья характеризуется: а) традиционным разделением мужской и женской роли, б) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу, высок авторитет отца, в) жена играет роль матери и хозяйки (М.Ю.Арутюнян, О.М.Здравомыслова). Особенностями эгалитарной (модернизированной) семьи являются: а) эгалитарное (равноправное) распределение ролей; б) демократическая структура лидерства; в) эгалитарная концепция жизни, т.е. нормы равенства мужчины и женщины как в семье, так и за ее пределами.

Традиционная семья связана с конфессиональными представлениями о семье и браке. В иудаизме брак имеет священное значение. Ценность семьи заключается во фразе: «Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют средства» (Хулин, 84б). По мусульманской традиции создание семьи является большим ответственным шагом для молодого человека. Исламская вера призывает достойно обращаться с женщиной: «в духовном отношении женщины равны мужчинам» (Коран, 4, 1). Развод считается самым ненавистным в глазах Бога (Коран, 13, 3). В основе христианской модели семейных отношений лежит представление о семье как домашней церкви. Главный постулат построения семьи – это принцип жертвенной любви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). Идеалом традиционной семьи во всех вышеперечисленных религиях является патриархальная семья, сущность которой заключается в главенстве отца. Традиционное воспитание детей основывается на послушании. На протяжении многих веков в общественном сознании существовала идея Божественного происхождения семьи, до тех пор – пока в 1877 г. Л. Морган не представил миру первую научную теорию семьи, которая отвергала Божественные догматы. В середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс предъявили миру материалистическую концепцию семьи, которая также осуждала теоцентрические идеи. Россия становится родиной практической реализации марксистского учения. В обществе пропагандировалось так называемое «социальное материнство», что привело к возвеличиванию роли женщины (Л.Я.Голод, В.Н.Дружинин). Типичную советскую семью В.Н.Дружинин (2000) рассматривал как вариант модели аномальной языческой семьи с рудиментами православной модели; аномальность семьи заключается в том, что мужчина не несет ответственности за семью в целом. Некоторые авторы связывают кризис семьи со снижением авторитета мужчины в семье (В.Н.Дружинин, Т.И.Дымнова, Л.Б.Лысюк, В.М.Целуйко). Исследователи (А.В.Мудрик, В.М.Целуйко) говорят, что лидером в современной семье является женщина.

Читайте также:  Установка аудио на солярис

В социальной психологии не существует единого мнения относительно того, какая модель семьи наиболее эффективна – патриархальная (В.Н.Дружинин, Т.И.Дымнова, О.Казьмина, Л.Г.Лысюк, Н.Пушкарева, М.Мид, В.А.Сысенко, Л.Б.Шнейдер, А.Г.Харчев) или эгалитарная (Т.А.Гурко, В.И.Зацепин, О.А.Карабанова, М.С.Пек, Е.М.Черняк). Одни авторы считают, что в эгалитарной семье распределение властных функций – постоянная почва для конфликта, другие, напротив, не эгалитарную, а патриархальную семью считают «полем битвы» за власть. Но следует признать, что у исследователей существует единое мнение относительно негативного влияния главенствующего положения матери на семейные отношения (В.Н.Дружинин, А.И.Захаров, В.И.Зацепин, О.А.Карабанова, Г.К.Кислицина, В.Т.Лисовский, С.К.Нартов-Бочавер, А.В.Потапова, Ю.М.Семенов, Э.Фромм). Часть исследований подтверждает факт, что в «переходные» периоды развития семьи жесткое распределение ролей и традиционализация отношений способствует более эффективному функционированию семьи (Ю.Е.Алешина, И.Ю.Борисов, Л.Я.Гозман).

Изменения, происходящие в семье, оказывают влияние на результаты социализации молодого поколения. Молодые люди дезориентированы в брачно-семейном пространстве – родная культура не может дать им образцы или стереотипы семейного взаимодействия, на которые они могли бы ориентироваться при создании собственной семьи. Поэтому молодежь подвергается, как говорят исследователи, социально-культурному процессу «вестернизации», «американизации», «макдольнизации» (М.О.Мнацакян), т.е. заимствованию отдельных элементов западной культуры. Отмечается значительный рост западной ценности – индивидуализма (С.Мелфорд, С.Нанингтон) и глобальная ломка традиционных стереотипов (И.С.Кон, Л.Б.Шнейдер). Даже понятие «семья» претерпевает изменения. Д. Попеное констатирует факт, что, по мнению некоторых, понятие «семья» должно распространяться не только на традиционную семью, но и на гомосексуальную пару, проживающую вместе (М.Нансон, Е.Линч). В обществе появляются альтернативные формы брачно-семейных отношений: гомосексуальные браки, повторные браки, внебрачные интимные отношения, свингерство («шведская семья»), гостевые браки, одиночество, сознательно бездетные браки. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется так называемый гражданский брак. Мода на гражданские браки свидетельствует о глубочайшем кризисе семьи и падении ее социального престижа. Выбор гражданского брака говорит о том, что у людей существует страх вступать в глубокие межличностные отношения, предполагающие взаимные обязательства и ответственность (Т.И.Дымнова, О.А.Карабанова, В.М.Целуйко). Молодежь стоит перед необходимостью выбора приоритетов: семья или работа, материальное благополучие, развлечение и т.д. Уровень подготовки молодежи к браку является крайне низким, преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие психологических и бытовых навыков (В.А.Сысенко, Е.И.Зритнева, Е.М.Черняк).

Э. Эриксон утверждал, что именно в молодом возрасте происходит окончательное оформление жизненных целей, которые потом будут достигаться человеком. Молодые люди начинают задумываться о своем будущем, осознавать свои перспективы. В период молодости деятельность человека достигает прогресса в общественной, производственной и личной сферах (М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Орлова). В этом возрасте заключается наибольшее количество браков. Считается, что семья остается одной из важнейших целей жизненной стратегии молодых людей (Е.И.Головаха). Студенческий возраст (от 17 до 23 лет) – это период наиболее активного формирования брачно-семейных установок. В этом возрастном отрезке формируется потребность в установлении связей (Э.Фромм) – базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать участие в их жизни.

М.В.Гамезо. В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова. Л.М.Орлова говорят о том, что самосознание, которое полвека назад развивалось уже к 17-19 годам, формируется в настоящее время к 23-25 годам; поздно вступая на стезю собственной трудовой жизни, молодые люди долго остаются иждивенцами родителей, склонны к пустому времяпрепровождению и т.

п. Все это приводит к безответственному инфантилизму. Д.И.Фельдштейн считает, что у нас до сих пор все еще действуют факторы, способствующие выработке иждивенчества, потребительской позиции. Ранее молодой человек по достижении определенного возраста, как правило, после окончания профессионального обучения, был готов к созданию семьи и стремился к этому. Сегодня границы брачного возраста значительно расширились (25-27 лет). Э.Эриксон связывает кризис поздней юности с поиском близости с любимым человеком. Современные молодые люди часто ориентируются лишь на физиологическую близость. Возраст начала половой жизни у девушек в нашей стране составляет около 16,5 лет, а у юношей – 18,5. Одни исследователи считают: такое положение дел нельзя рассматривать как падение нравов и гибель семейных ценностей (А.А.Клецин, Е.В.Черняк). Другие говорят, что сексуализация молодежи – это показатель обесценивания супружества, деморализации культуры и духовно-нравственной деградации общества (В.В.Абраменк, З.А.Голиченков, Л.Ионин, Д.Собран, К.Янк, Д.Кан).

Ключевыми факторами, влияющими на формирование брачно-семейных установок, являются матримониальный менталитет; родительская семья; образовательная среда и средства массовой информации. Матримониальный менталитет неотделим от прародительской культуры, религии, фольклора, идеологии, передающихся от поколения к поколению. Однако в настоящее время происходит изменение традиционных матримониальных представлений.

Установка является условием, благодаря которому создается возможность для воспитательного воздействия на ребенка (Л.С.Выготский, В.М.Минияров). Брачно-семейные установки формируются в условиях собственной родительской семьи. Современные исследования показывают, что родители не принимают должного участия в деле подготовки молодого поколения к семейному образу жизни (Е.И.Зритнева, 2006). Наблюдается ослабление роли семейного воспитания и возрастание значимости других общественных институтов (И.С.Кон, В.М.Целуйко, Л.Б.Шнейдер). Исследователи говорят о возрастании роли так называемой «телеэкранной социализации» (В.В.Абраменкова, 2003; И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова, 2006). На развитие брачно-семейных установок средства массовой информации оказывают отрицательное воздействие, деформируют стереотипы мужского и женского поведения. Важным фактором в формировании брачно-семейных установок является также образовательная среда. Так, А.И.Антонов полагает, что внесемейные ориентации сильнее всего проявляются у молодежи с высшим образованием. Гуманитарные науки более подвержены влиянию социума. В.В.Солодников говорит, что студентами-гуманитариями, с одной стороны, нередко усваиваются своеобразные социальные ярлыки, несущие в себе негативную окраску, с другой стороны, представления студентов о современной семье во многом обусловлены здравым смыслом, собственным жизненным опытом и реальными действиями людей.

Вторая глава «Организация и проведение эмпирического исследования особенностей брачно-семейных установок студентов» посвящена сравнительному анализу особенностей брачно-семейных установок юношей и девушек и специфике брачно-семейных установок студентов образовательных учреждений различного профиля образования. Для осуществления экспериментального исследования использовались следующие методики: 1) опросник Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовской «Измерение установок в семейной паре», методика проходит у нас под названием «Измерение семейных установок», т.к. характер вопросов позволяет использовать его применительно к не состоящим в браке людям (вопросы теста не предполагают наличия семейного опыта взаимодействия); 2) тест Э.Г.Эйдемиллера «Семейная социограмма»; 3) методика Е.Б.Фанталовой «Свободный выбор ценностей»; 4) проективная методика Е.К.Веселовой «Друг-советчик»; 5) тест Н.М.Романовой «Рисунок мужчины и женщины», 6) методика А.П.Венгера «Рисунок человека», 7) разработанная проективная методика «Сочинение-конструкт «Идеальная семья», 8) авторский опросник «Семейные установки». При обработке данных были использованы математико-статистические методы: анализ средних значений, метод процентного соотношения, критерий Манна-Уитни, корреляционный ранговый анализ Спирмена, факторный анализ.

Читайте также:  Установки для биогаз из опилок

Анализ брачно-семейных установок у молодых людей предполагает дифференцированный гендерный подход к этому вопросу. Исследование особенностей брачно-семейных установок у юношей и девушек показал, что статистически различаются установки на главенство мужчины в семье (U=27440, р0,01) и отношение к многодетности (U=26672, р0,01), которые значимо выше у юношей, чем у девушек. Таким образом, у юношей отмечаются традиционные патриархальные и репродуктивные установки.

При помощи методики «Семейная социограмма», которая направлена на выяснение характера главенства в родительских семьях: «материнское», «родительское», «отцовское», – было выявлено преобладание «материнского» главенства в семьях юношей и девушек. Этот факт в сочетании с тем, что у юношей более выражена установка на главенство мужчины, может говорить о том, что патриархальная установка у юношей обусловлена не влиянием родительской семьи.

В современном обществе принято считать, что инициатором гражданского брака является мужчина, а женщины всегда все же более ориентируется на официальный союз (В.М.Целуйко, 2004). В исследовании не установлено статистических различий между юношами и девушками в выборе гражданского брака (12% юношей, 14% девушек) и в выборе зарегистрированного брака (81% юношей, 77% девушек). Можно предположить, что выбор девушками гражданского брака наряду с юношами обусловлен ситуацией, когда незамужних женщин в стране насчитывается на 20% больше по сравнению с мужчинами, поэтому девушки предпочитают гражданский брак одиночеству.

Девушки-женщины всегда более, чем мужчины, были ориентированы на брак и деторождение (М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Олрова, А.А.Реан). Исследование показало, что установки на наличие детей и наличие семьи у девушек и юношей не отличаются. Установка на верность выше у девушек (U=26032, р0,01). Более адекватное представление о противоположном поле также у девушек (U=25685, р0,01). Показатель «суммарный уровень установок» у девушек относится к среднему интервалу, у юношей к низкому (U=26490,5, р0,01). Интересно расхождение следующих установок: суммарный уровень брачно-семейных установок у девушек выше, чем у юношей, однако у юношей выше уровень традиционных установок в семейной сфере. Можно сделать неоднозначный вывод: большая ориентация девушек на семейные отношения, с одной стороны, – это традиционная установка, потому что женщины всегда были более заинтересованы в браке, но, с другой стороны, содержание установки не является традиционной в плане главенства и детности.

Анализ установок в семейной сфере при помощи опросника Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовской представлен на рисунке 1.

Рисунок 1.

(установки на развод и значимость сексуальной сферы обратные шкалы)

Юноши менее лояльно относятся к расторжению брака (U=28245, р0,01) и в большей степени сориентированы на долг (U=29758, р0,05), нежели на удовольствие, имеют более традиционное представление о роли женщины в семье (U=25266, р0,01), на значимую роль детей в семейной жизни (U=29864,5, р0,05). Для женщины всегда была значима роль детей – это своего рода роль материнского служения, материнского долга. Исследование показало, что девушки более ориентируются на удовольствие, нежели на долг. Следует отметить, что, по тесту Е.К.Веселовой, у девушек индекс нравственности (12 баллов при норме ниже 12 баллов) и показатель моральной неустойчивости (5,1 баллов при норме ниже 5) имеет критическое значение, чего нельзя сказать о юношах.

Ориентация студентов на определенные функции семьи определялась при помощи сочинения. Сочинение-конструкт «Идеальная семья» – это проективный метод контекстного конструирования текста из предлагаемого набора слов, которыми можно воспользоваться для написания сочинения. Мы использовали слова-конструкты, проанализировав функции семьи, выделенные такими исследователями, как Т.В.Андреева, Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова, Т.И.Дымнова; Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицких и др.).

Юноши, более чем девушки, ориентируются на эмоциональные (U=29303, р0,05) и досуговые функции (U=30973, р0,01) в семье. Девушки же более ориентируются на коммуникативную функцию (U=31074, р0,05) и функцию психологического убежища (U=23771,5, р0,01). Важное значение для девушек имеет поддержка и традиционная опора на «мужское плечо».

В общей теории деятельности для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию, рассматривается соотношение потребностей и мотивов (Г.М.Андреева). Брачно-семейные отношения могут удовлетворить потребности трех уровней: 1) потребности, выражающие определенное отношение человека к самому себе (В.Г.Норакидзе), потребности в личностной безопасности, личностном благополучии (М.С.Мацковский и Т.А.Гурко), сохранения личностных границ (А.С.Спиваковская), самоопределения, в телесном, психофизиологическом комфорте; 2) потребности, отражающие отношение к другим людям (В.Н.Норакидзе), потребности в общении, взаимодействии, эмоционально-психологической близости с другим; 3) потребности, отражающие отношение человека к внешнему миру (В.Н.Норакидзе), потребности приобщения к матримониальному менталитету, сохранения и передачи семейного образа жизни из поколения в поколение, самоотдачи, потребности слияния (Е.В.Перевозникова, А.С.Спиваковская, С.Л.Франкл). Соответственно с данными потребностями с помощью сочинения «Идеальная семья» были установлены брачно-семейные установки трех уровней: 1) эгоцентрические, 2) социоцентрические и 3) традициоцентрические.

Иерархия брачно-семейных установок у девушек отличается от юношеской в уровне эгоцентрическом (U=25689, р0,01). У девушек этот уровень расположен на первом месте. У юношей на первом месте социоцентрический уровень. Традициоцентрический уровень и у юношей, и у девушек – на третьем месте. Таким образом, девушки ориентируются на некоторую автономность в браке и личностный комфорт, потребительские отношения, эгоцентризм. С одной стороны, исследователи считают, что женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений, – это позволяет считать, что Я-концепция женщин более индивидуализирована в отличие от мужской, более социализированной. Но с другой стороны, специалисты говорят, что девушки раньше юношей являются подготовленными к семейной жизни (М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Орлова), предполагающей не эгоцентрические, а социоцентрические и традициоцентрические характеристики: ответственность, самоограничение, материнский долг, материнское служение, взаимодействие, сотрудничество.

источник

Добавить комментарий