Меню Рубрики

Установки по отношению к здоровью

Занятие 8. Отношение к здоровью;

Вводные замечания.Понятие «отношение к здоровью» представля­ет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способст­вующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также оп­ределяющими оценку индивидом своего физического и психическо­го состояния.

Категория «отношения» — одно из центральных понятий в кон­цепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Програм­ме исследований личности и ее отношении к среде». Преждевремен­ная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развива­лась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции заключается в том, что психологические отношения человека пред­ставляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исследователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.

Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указанные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волевой компоненты отношения соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического — эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение обладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысловых ракурсах.

При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью — процесс весьма слож­ный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя груп­пами факторов:

• внешними (характеристики окружающей среды, в том числе осо­бенности социальной микро- и макросреды, а также профессио­нальной среды, в которой находится человек);

• внутренними (индивидуально-психологические и личностные осо­бенности человека, а также состояние его здоровья).

Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчи­вость отношения — правило, а не исключение. Вместе с тем коррек­ция неблагоприятных аспектов того или иного отношения — дли­тельный и подчас весьма болезненный для личности процесс, со­пряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение при­обретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отво­дится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).

Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением со­циального и профессионального опыта она совершенствуется.

Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с од­ной стороны, отражает опыт индивида, а с другой — оказывает су­щественное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом диффе­ренцированный подход к психокоррекционной работе должен опи­раться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.

До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существую­щую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:

• социологические исследования общественного здоровья;

• изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;

Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксаль­ный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. не­соответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с од­ной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия — с другой. По-видимому, причина такого несоответ­ствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в си­туации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психи­ческом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизнен­ной необходимости в случае его потери или по мере утраты.

Цель занятия.Исследование психологических особенностей отно­шения человека к своему здоровью.

Оснащение.Листы с опросником «Отношение к здоровью» (прило­жение 8.1).

Порядок работы.Эксперимент может проводиться как индивиду­ально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачи­тывают следующую инструкцию:

Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:

1 — абсолютно не согласен или совершенно не важно;

2 — не согласен, это не важно;

4 — не знаю (не могу ответить);

5 — скорее согласен, чем нет;

7 — абсолютно согласен, безусловно важно.

Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ

Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много време­ни на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь предста­вить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.

Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не пред­усмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов от­ветов на вопросы 5, 8, 9 и 10.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка и интерпретация результатов.Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределе­ны по четырем шкалам:

• ценностно-мотивационной (табл. 8.1).

Анализ результатов проводится на основании качественного анали­за полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:

• каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;

• анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интер­претируются все утверждения, входящие в данный вопрос);

• каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, вхо­дящие в данную шкалу).

Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам»

Название шкалы Номера вопросов
Когнитивная 3,4,5
Эмоциональная 6,7
Поведенческая 8,10
Ценностно-мотивационная 1,2,9

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений — адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпириче­ских данных следует говорить о степени адекватности или неаде­кватности.

Читайте также:  Установка зажигания на 601 моторе

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватно­сти—неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:

на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетент­ности человека в сфере здоровья, знание основных факторов рис­ка и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении актив­ной и продолжительной жизни;

на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступ­ков человека требованиям здорового образа жизни;

на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоро­вья и радоваться ему;

• на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здо­ровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение иукрепление здоровья.

Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа:

• при анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных);

• в случае индивидуального опроса результаты конкретного испытуемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, представленными в табл. 8.2.

Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристика ми здоровья, отражающими индивидуальные особенности отноше­ния человека к своему здоровью, оказались следующие:

1. Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настроением (например, «Здоровье — это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье — это бодрость и хорошее настроение»).

Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»

2. Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье — это такое состояние организма, при кото­ром не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хоро­шее здоровье — это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).

3. Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверж­дающих, например, что «Здоровье — это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье — это когда ничего не болит»).

4. Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гар­моничное сочетание в человеке духовного и физического начал (на­пример, «Здоровье — это физическое и моральное благосостоя­ние» или «гармония тела и духа»).

5. Здоровье также рассматривается в качестве необходимого усло­вия для достижения успеха в различных сферах деятельности (на­пример, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество счита­ют, что здоровье — «золотой ключ к успеху во всем»).

По итогам выполнения задания должна быть представлена каче­ственная характеристика особенностей отношения к здоровью на ког­нитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационном уровнях.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные компоненты отношения к здоровью?

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?

3. Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?

ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»

Вопрос Варианты ответов Количество ответов, %
Как бы вы в не­скольких словах (или одной фра­зой) определили, что такое здоровье Хорошее самочувствие (ощущение комфорта, бла­гополучие, спокойствие, уверенность)
Когда оно есть, не замечаешь
Отсутствие болезненных ощущений
Гармония физического и пси­хического
Гарантия (залог, ключ) успеха во всех делах
Это жизнь (полная и актив­ная), вкус к жизни
Основа (базис) всей деятель­ности человека
Когда не задумываешься, что это такое
1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент.
1.1. Счастливая семейная жизнь
1.2. Материальное благополучие
1.3. Верные друзья
1.4. Здоровье
1.5. Интересная работа (карьера]
1.6. Признание и уважение окру­жающих
1.7. Независимость (свобода)
2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?
2.1. Хорошее образование
2.2. Материальный достаток 7 |
2.3. Способности
2.4. Везение (удача)
2.5. Здоровье
2.6. Упорство, трудолюбие
2.7. «Нужные связи (поддержка друзей, знакомых)
3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?
4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:
4.1 Средства массовой информа­ции (радио, телевидение)
4.2. Врачи [специалисты)
4.3. Газеты и журналы
4.4. Друзья, знакомые
4.5. Научно-популярные книги о здоровье
5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?
5.1. Качество медицинского обслу­живания
5.2. Экологическая обстановка
5.3. Профессиональная деятель­ность В
5.4. Особенности питания
5.5. Вредные привычки
5.6. Образ жизни
5.7 Недостаточная забота о своем здоровье
5.8 Другое
6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?
6.1. Я спокоен
6.2. Я доволен
6.3. Я счастлив
6.4. Мне радостно
6.5. Мне ничего не угрожает
6.6. Мне это безразлично
6.7 Ничто особенно не беспокоит меня
6.8. Я чувствую уверенность в себе
6.9. Я чувствую себя свободно
6.10. Я испытываю чувство внутрен­него удовлетворения
7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья:
7.1. Я спокоен
7.2. Я испытываю сожаление
7.3. Я озабочен
7.4. Я испытываю чувство вины
7.5. Я расстроен
7.6. Мне страшно
7.7. Я раздражен
7.8. Я чувствую себя подавленно
7.9. Я встревожен и сильно нерв­ничаю
7.10. Мне стыдно
8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно.
8.1. Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.)
8.2. Придерживаюсь диеты
8.3. Забочусь о режиме сна и от­дыха
8.4. Закаляюсь
8.5. Посещаю врача с профилак­тической целью
8.6. Слежу за своим весом
8.7. Хожу в баню (сауну)
8.8. Избегаю вредных привычек
8.9. Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.)
8.10. Практикую специальные оздо­ровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.)
8.11. Другое
9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?
9.1. В этом нет необходимости, так как я здоров(а)
9.2. Не хватает силы воли
9.3. У меня нет на это времени
9.4. Нет компании (одному скучно)
9.5. Не хочу себя ни в чем ограни­чивать
9.6. Не знаю, что нужно для этого делать
9.7. Нет соответствующих условий
9.8. Необходимы большие матери­альные затраты
9.9. Есть более важные дела
9.10. Другое
10. Если вы чувствуете недомогание, то:
10.1 Обращаетесь к врачу
10.2. Стараетесь не обращать вни­мания г 7 1
10.3. Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта г 7 1
10.4. Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым
10.5. Другое

Рекомендуемая литература: [13, 14, 25, 38]

источник

Отношение к здоровью. Факторы, влияющие на отношение к здоровью.

Отношение к здоровью — система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Явл. одним из элементов самосохранительного поведения.

  • Когнитивный — знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека и т. п.
  • Эмоциональный — переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением самочувствия человека.
  • Мотивационно-поведенческий — определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Отношение к здоровью — один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью.

При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью — адекватного и неадекватного — практически невозможно.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью могут служить:

  • на когнитивном уровне — степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятельности и долголетия;
  • на эмоциональном уровне — оптимальный уровень тревожности по отноше нию к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
  • на мотивационно-поведенческом уровне — высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены;
  • соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья.

Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т. е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия — с другой.

По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд причин:

Актуализируется, как правило, в случае его потери или по мере утраты. Здоровый человека не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения.

  • Действие механизмов психологической защиты

(чаще всего — отрицание и рационализация), цель которых — оправдание нездорового поведения. Так, механизм действия психологической защиты по типу отрицания заключается в блокировании негативной информации «на входе» (например, «этого не может быть») или в стремлении избежать новой информации (например, «мне не надо проходить медицинский осмотр, так как я совершенно здоров»).

Рационализация, в основном, оправдывается неадекватное отношение к здоровью на поведенческом уровне. Установка на пассивное отношение к здоровью, находящая отражение в рассуждениях типа «если человеку суждено заболеть, что бы он ни делал, все равно заболеет», обусловливает соответствующее поведение, которое рано или поздно приводит к ослаблению здоровья. Так, довольно типична ситуация, когда люди, испытывая болезненные ощущения, тем не менее не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение. Одна из основных причин такой установки кроется в недостатке необходимых знаний о здоровье, о способах его формирования, сохранения и укрепления.

  • Влияние прошлого опыта человека

Значительная часть самосохранительного поведения определяется представлениями человека о здоровье, формирующимся в процессе онтогенеза. В первую очередь это обусловлено избирательностью восприятия, благодаря которой вся информация, поступающая из СМИ, от врачей или из др. источников, но не соответствующая сложившимся убеждениям человека, просто не воспринимается им или подвергается критике => вероятность следования подобным рекомендациям по укреплению здоровья, будет невысокой.

Проявляется при планировании, разработке и оценке эффективности рекламы здорового образа жизни, которая часто строится не на пропаганде сохраняющих здоровье формах поведения, а на запрете «нездоровых» привычек (например, «Курить опасно для вашего здоровья!»). В действительности строгий запрет опасен: чем сильнее запреты, тем больше вероятность, что они вызовут обратную реакцию и пробудят интерес к запретной теме. Основная идея теории реактивности заключается в следующем: когда люди чувствуют, что их свобода поступать по своему желанию находится в опасности, у них возникает неприятное состояние реактивности, а избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить).

  • Особенности социального микро- и макроокружения

Альберт Бандура рассматривает социальное одобрение как чрезвычайно сильный мотивирующий фактор, заставляющий людей терпеть даже физический дискомфорт. Примером негативного влияния социального окружения может служить ситуация, когда подросток впервые пробует курить, кашляет, но продолжает.

  • Действие эффекта задержанной обратной связи

— одна из главных причин пренебрежения правилами здорового образа жизни:

· люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, т.к. результат от затраченных усилий не сразу может быть заметен.

· нездоровое поведение часто приносит мгновенное удовольствие, а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными. Кроме того, нередко люди просто не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушения в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры).

  • Отсутствие государственной политики в области здоровья

Время от времени появляется «мода» на здоровье, но нет попыток поставить задачу сохранения и укрепления здоровья в долгосрочной перспективе как государственную проблему.

Таким образом, коррекция неблагоприятных особенностей того или иного отношения — длительный и часто болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний.

Поэтому особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности: в процессе воспитания в семье и обучения в младшей школе.

ИНФОРМАЦИЯ С ДРУГОГО САЙТА

Формирование отношения к здоровью — процесс сложный, противоречивый и динамичный; он детерминирован 2 группами факторов:

  • внутренние: демографические (в т.ч. пол, возраст, национальность), индивидуально-психологические и личностные особенности человека, состояние здоровья;
  • внешние: характеристики окр. среды, в т.ч. особенности социальной микро- и макросреды, профессиональной среды.

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

  • Гендерные особенности отношения к здоровью.

Данные многочисленных эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что на протяжении нескольких десятилетий в экономически развитых странах, в т.ч. и в РФ, увеличивается разрыв в средней продолжительности жизни мужчин и женщин, который в настоящее время достигает 10 лет и более.

Анализ гендерных различий начнем с рассмотрения особенностей самооценки.

Данные исследований: у женщин наблюдается более высокая самооценка здоровья по сравнению с мужчинами. Так, оценивают свое здоровье как «хорошее» 48% женщин и 30% мужчин; как «плохое» — 4 % женщин и 10 % мужчин. Следовательно, мужчины в целом более пессимистично оценивают состояние своего здоровья.

Другой общепринятый и экспериментально доказанный факт: терминальная ценность здоровья у женщин выше, чем у мужчин: высокая ценность здоровья характерна для 50 % мужчин и 65 % женщин.

Названные различия, кажущиеся на первый взгляд незначительными, становятся более явными при сравнительном анализе иерархий терминальных ценностей, который показывает: доминирующая потребность в системе терминальных ценностей женщин — здоровье, а мужчин — работа (карьера). Здоровье как ценность в системе терминальных ценностей муж чин находится лиш ь на третьем-четвертом месте. При этом инструментальная ценность здоровья у мужчин выше. Следовательно, можно предположить, что они в большей степени склонны жертвовать своим здоровьем ради профессиональной карьеры — это отражает существующие социокультурные нормы.

Отношение женщин к своему здоровью более деятельно и в большей степени соответствует требованиям здорового образа жизни: они раньше начинают заботиться о своем здоровье, уделяют больше внимания правильному питанию, чаще обращаются к врачам в профилактических целях,реже практикуют вредные для здоровья привычки. А у мужчин, особенно молодых, из-за ложного понимания мужественности часто наблюдается тенденция принимать и реализовывать программу жизни, которая в будущем ухудшает здоровье.

Гендерные особенности обнаруживаются при анализе эмоций, возникающих в связи с ухудшением состояния здоровья. Как для мужчин, так и для женщин наиболее характерны озабоченность, расстройство и сожаление. НО в случае ухудшения здоровья у женщин уровень тревожности увеличивается, а у мужчин, наоборот, снижается. Женщины более чувствительны к изменениям своего самочувствия, они чаще испытывают чувство страха, узнав об ухудшении своего здоровья, а мужчины относятся к этому более спокойно.

Возможно, что полученные результаты связаны с социально одобряемыми стереотипами мужского и женского поведения, в соответствии с которыми мужчина должен всегда быть сильным и ничего не бояться, а женщина вполне может позволить себе слабость. Подводя итоги рассмотрения тендерных особенностей отношения к здоровью, можно отметить следующее: в целом для женщин характерен более высокий уровень адекватности отношения к здоровью по сравнению с мужчинами.

  • Влияние возраста на отношение к здоровью.

Представители среднего и особенно старшего поколения чаще всего отводят ему приоритетную роль. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения.

Одна из наиболее ярко выраженных возрастных закономерностей: обратная зависимость между возрастом и уровнем ответственности за сохранение своего здоровья.

Так, например, в возрастной группе до 35 лет около 25% опрошенных связывают состояние своего здоровья преимущественно с внутренними (личностными) характеристиками. По мере увеличения возраста респондентов индекс ответственности снижается. Другими словами, для молодых людей характерна внутренняя (интернальная) ориентация сознания в объяснении возникающих проблем со здоровьем, а для лиц старшей возрастной группы, наоборот, — внешняя (экстернальная).

От возраста во многом зависит степень регулярности заботы человека о своем здоровье. Так, в первой половине жизни (до 30 лет) она обусловлена сформированностыо потребности в самосохранении, а во второй половине — фактическим состоянием здоровья.

После 30 лет забота о здоровье становится в большей степени вынужденной и связанной с необходимостью поправлять «плохое» самочувствие.

Возраст и самооценка здоровья находятся в обратной зависимости. Так, напри мер, с возрастом увеличивается количество негативных самооценок и уменьшается количество положительных.

Рубеж, на котором происходит «скачок» в ухудшении состояния здоровья, — это примерно 35 лет, доказательством чего могут служить существенные различия в самооценке здоровья между возрастной группой 30-34 года и группой 35-39 лет.

Таким образом, с возрастом отношение к здоровью при обретает более противоречивый характер. Так, с одной стороны, по мере увеличения возраста ценность здоровья возрастает, а с другой стороны, уровень поведенческой активности, направленной на его поддержание и укрепление, снижается. В то же время снижение уровня интернальности в области здоровья является результатом действия психологических механизмов защиты, направленных на маскировку истинных переживаний, связанных со здоровьем.

  • Влияние профессиональной деятельности на отношение к здоровью.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что управленческая деятельность в настоящее время характеризуется большим количеством стрессоров:

  • оперирование большим объемом информации;
  • необходимость принимат ь репдения в условиях дефицита времени;
  • груз ответственности и постоянное нервно- психическое напряжение;
  • конфликты с подчиненными и вышестоящим руководством;
  • ненормированный рабочий день и т. д.

Установлено также, что среди менеджеров широко распространены такие психосоматические заболевания, как хронические головные боли, бессонница, расстройства пищеварения; кроме того, повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Несмотря на все вышесказанное, здоровье руководителей, по данным зарубежных исследований (в основном), подчиняется так называемому классовому градиенту, т. е. всегда лучше, чем у других сотрудников организации. А внимание к профессиональному здоровью руководителей обусловлен тем, что даже незначительное нарушение нервно-психического здоровья оказывает существенное влияние как на эффективность функционирования организации в целом, так и на благополучие отдельных ее сотрудников.

Для современных руководителей характерно расхождение нормативных представлений о здоровом образе жизни и реального поведения, связанного со здоровьем, т. е. культура самосохранительного поведения у большинства из них практически отсутствует.

+ на паре мы ещё обозначили фактор ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

источник