Меню Рубрики

Установки по утилизации отходов на предприятии

В России оказалось лишь 15 эффективных проектов обработки мусора

Кто эффективно сортирует мусор

Российский экологический оператор (госкомпания) выбрал 15 из 165 проектов по сортировке отходов по всей России. Об этом говорится в письме гендиректора Российского экологического оператора Дениса Буцаева, которое он отправил вице-премьеру Алексею Гордееву, курирующему реформу обращения с отходами, стартовавшую в России с начала года.

У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил замглавы Российского экологического оператора Вячеслав Духин. Первым об этом сообщил Telegram-канал «Зеленый змий».

«За основу брали те [проекты], где выход полезных вторичных ресурсов [при обработке отходов] составил не менее 20%», — сказал Духин.

Проекты, которые отобрал Российский экологический оператор

— сортировка смешанных твердых коммунальных отходов в Москве компании «Хартия», принадлежащей бизнесмену и сыну генпрокурора Игорю Чайке;

— три проекта в Ленинградской области: компании «Профспецтранс», принадлежащей предпринимательнице Ольге Жук, управляющей компании по обращению с отходами в Ленинградской области, подконтрольной консалтинговой группе «Профит», и коммунально-производственного комплекса «Старообрядческая», принадлежащего петербургской компании «Новый свет-Эко» (среди ее совладельцев «Автопарк № 1 «Спецтранс»);

— три проекта в Башкирии: «Эко Уфа» (контроль у гендиректора Николая Штоля), регионального оператора «Эко сити» (37% у гендиректора Семена Земсоква) и ООО «Полигон», подконтрольного бизнесмену Руслану Латыпову;

— два проекта в Орловской области: «Экоград» и «Экосити», которые принадлежат разным физическим лицам;

— четыре проекта ручной сортировки отходов в Архангельской (ООО «АМПК»), Воронежской («Содружество управляющих компаний «Регион-95»), Калужской («Прогресс — Транспортные технологии») областях и Ставропольском крае (мусоросортировочная станция Незлобная) и два проекта автоматизированной сортировки — «Экоград» в Орловской области и ЗДРО № 1 МСК в Ульяновской области.

Эти 15 проектов войдут в «Библиотеку лучших практик по используемым технологиям [обработки отходов]», модернизацию этих предприятий Буцаев предлагает включить «в перечень первоочередных объектов» программы Российского экологического оператора по созданию объектов обработки и утилизации отходов. «Цель модернизации — создать на указанных предприятиях мощности для утилизации органической части ТКО (твердых коммунальных отходов. — РБК) для повышения эффективности производств и снижения их негативного воздействия», — говорится в его письме. Это позволит снизить количество отходов, требующих захоронения на свалках, пояснил РБК Духин.

«Сформированный список лучших практик не означает получения государственной поддержки. Это примеры технологических решений, позволяющие достигать показателей сортировки и утилизации отходов, установленных в нацпроекте «Экология». Для получения государственной поддержки разработана процедура, которая должна быть утверждена экспертным и наблюдательным советами Российского экологического оператора. Только после того как это произойдет, будет опубликовано уведомление о проведении конкурса и начнется отбор проектов-претендентов на получение государственной поддержки», — добавил Духин.

Представитель вице-премьера Алексея Гордеева не ответил на запрос РБК.

Эти 15 проектов в совокупности способны сортировать лишь 2,07 млн из 70 млн т отходов (менее 3%), ежегодно производимых в России, следует из письма Буцаева. Но информация из регионов продолжает поступать, работа по отбору продолжается, уточнил Духин.

По плану мусорной реформы к 2024 году в России уровень утилизации отходов должен возрасти с 7 до 36%, а переработки отходов — до 60%. К этому времени также должно быть введено 37,1 млн т мощностей по переработке твердых коммунальных отходов. Сейчас более 90% мусора вывозится на полигоны. Чтобы уменьшить объем захоронения отходов, в рамках нацпроекта «Экология» предусмотрено 296,2 млрд руб. (из них почти 108 млрд руб. из федерального бюджета), которые пойдут на рекультивацию свалок и строительство перерабатывающих и сортирующих мусор заводов. Часть этих средств и должен распределить в виде субсидий Российский экологический оператор.

Из 15 проектов, отобранных Российским экологическим оператором, только три предприятия полностью соответствуют критериям эффективности, установленным нацпроектом «Экология» (извлечение полезных фракций не менее 20%), а также одновременно используют технологии по утилизации органического мусора (может использоваться в качестве удобрений или для дальнейшего разложения без необходимости вывоза на свалки). Это «Экосити» и «Экоград» в Орловской области и коммунально-производственный комплекс «Старообрядческая» в Ленинградской области, говорится в письме Буцаева.

Комплекс «Старообрядческая», принадлежащий петербургской компании «Новый свет-Эко» (среди ее совладельцев «Автопарк № 1 «Спецтранс», который занимается транспортировкой отходов) извлекает 24% полезных фракций и компостирует 44% органических отходов, «Экосити» — 25 и 34%, а «Экоград» — 17 и 30%, соответственно. «Экоград» и «Экосити» принадлежат физическим лицам (например, единственный владелец «Экограда» — его гендиректор Дмитрий Хроменков), следует из данных СПАРК. Совокупные мощности этих трех установок рассчитаны на обработку лишь 382 тыс. т отходов в год.

Кто не вошел в список «мусорной» госкомпании

В «Библиотеку лучших практик» включены лишь действующие проекты обработки отходов и не попали объекты, которые находятся в стадии строительства или реализация которых только планируется, отметил Духин. В этом перечне не оказалось проектов крупных региональных операторов, например «дочки» «Ростеха» «РТ-Инвест» (собирается строить заводы по переработке и сжиганию отходов в Подмосковье и Татарстане) и «Чистого города» (работает в семи регионах — от Архангельской области до Краснодарского края).

До конца 2019 года «РТ-Инвест» запустит три новых комплекса по переработке отходов, построенных на частные инвестиции. Они займутся сортировкой отходов и компостированием органического мусора в Коломенском, Сергиево-Посадском и Каширском городских округах, сообщил РБК представитель «РТ-Инвест». По его словам, в совокупности это позволит перерабатывать более 1 млн т мусора.

Руководитель «Чистого города» Полина Вергун рассказала РБК, что участники рынка отходов используют схожие технологии сортировки мусора. «Добиться 20% извлечения вторичных материальных ресурсов удастся, если на установку придет «коммерческий мусор» (упаковка, тара и т.д. — РБК). Если же на установку поступают обычные бытовые смешанные отходы, то процент выхода полезных фракций будет ниже», — объяснила она. Чтобы достигнуть показателя утилизации отходов 60–80%, потребуется модернизация для переработки органического мусора, а для этого необходима господдержка, отметила Вергун. По ее словам, «Чистый город» подавал заявки на поддержку восьми проектов на 6 млрд руб.

От размера субсидии будет зависеть тариф на вывоз отходов для населения, рассказал РБК председатель совета директоров регионального оператора Ивановской области (владеет Ивановским мусоросортировочным заводом, который вошел в список из 15 объектов, отобранных Российским экологическим оператором) Владимир Ярченков. «Если это будет льготный кредит на 50% стоимости проекта, который оценивается в 300–500 млн руб., то рост тарифа может составить 30%, если это будет невозвратная субсидия в том же размере — не более 15%», — отметил он.

Но поддерживать только модернизацию сортировочных мощностей без выстраивания работы всей цепочки, включающей сбыт вторичных ресурсов и захоронение оставшегося мусора на полигоне, нецелесообразно, заявила РБК исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик. «Бывает, что хорошая сортировка мусора построена далеко от полигона, а отсортированное стекло и ряд других вторичных ресурсов очень сложно продать переработчикам. В итоге мусор опять возвращается на свалки», — пояснила она.

источник

Установки для утилизации и обезвреживания отходов

Сегодня вопросам экологии уделяется все больше внимания. Большинство отходов, которые образуются при том или ином виде деятельности, являются опасными и представляют вред окружающей среде и здоровью людей. Именно поэтому государство регламентирует при помощи законодательства и создания региональных операторов такие вопросы, как утилизация, переработка и обезвреживание отходов. Каждое предприятие обязано обеспечивать грамотную утилизацию отходов, которые образуются в процессе его деятельности. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой серьезные последствия, вплоть до закрытия самого предприятия и судебных разбирательств.

ООО «ЭкоПромСервис» на протяжении шести лет занимается выпуском оборудования для утилизации и обезвреживания отходов 3-4 класса опасности. За период работы реализовано более 120 проектов в разных климатических зонах от Калининграда до Сахалина. Оборудование производства «ЭкоПромСервис» – универсальное, подходящее для утилизации различных материалов: железнодорожных шпал, шин, полимеров, резинотканевых и текстильных отходов, отходов целлюлозно-бумажной промышленности, медицинских, бытовых и промышленных отходов, химических отходов и масел, буровых и нефтяных шламов на месторождениях и пр. Более 900 видов отходов 3-4 класса опасности. Это оптимальный выбор для организаций различной производственной деятельности. Оборудование производства «ЭкоПромСервис» способно не только быстро и экономно утилизировать мусор, но и принести прибыль от конечных продуктов переработки, при условии наличия углеводородов в составе отхода.

Разработанные предприятием модули пиролиза ФОРТАН, ФОРТАН-М – мобильные установки как в стандартном, так и в контейнерном исполнении с положительным заключение Государственной экологической экспертизы №811 от 17.12.2014 г. Данные модули одновременно и утилизируют, и обезвреживают отходы, что позволяет приобретением одной установки осуществлять сразу два отдельно лицензируемых вида деятельности.

Модули утилизируют и обезвреживают отходы 3-5 класса опасности методом низкотемпературного и среднетемпературного пиролиза (термического разложения органических и многих неорганических соединений в бескислородной среде).

Преимущества пиролиза. Во-первых, минимальные выбросы вредных веществ в атмосферу, т.к. нет непосредственного сжигания отходов, при котором образуются диоксины и фураны. Разложение отходов происходит в бескислородной среде, в результате данного разложения образуется синтез газ, который поступает не в атмосферу, а во внутренние системы оборудования, где он конденсируется в топливо, очищается и далее дожигается на горелках установки. Во-вторых, экономичность процесса – горелки, установленные на модулях, работают на отработанных маслах, пиролизном масле, производимом установками, и пиролизном газе, выделяемым в процессе пиролиза. Использование собственного горючего сводит затраты на топливо практически к нулю, это существенно сокращает расходы на утилизацию отходов. Экономия на топливе составляет минимум 500 тыс. руб. в месяц. В-третьих, двойная выгода – любое предприятие утилизирующее отходы, как правило, получает деньги за счет приемки отходов на утилизацию. В случае пиролиза углеродосодержащих отходов (пластики, резина, масла, нефтешламы и т.д.) компания получаете продукты, которые можно реализовывать, либо применять в собственных целях – это синтетическое топливо или печное масло (как его многие называют) и пироуглерод.

Другими словами речь идет о двух постоянных статьях доходов: приемке отходов 3-4 класса за деньги, а также продаже продуктов пиролиза (печное топливо, пироуглерод) либо использование данных продуктов в собственных целях, сокращая издержки производства.

В частности, печное топливо подходит для всех типов горелок, работающих с отработанными маслами. При некоторых доработках данного топлива его можно использовать и на промышленных дизельных горелках. В настоящий момент печное топливо стоит на рынке от 14 до 30 руб. за литр.

Пироуглерод без дополнительных доработок по своим свойствам похож на полукокс и обладает высокой калорийностью, прекрасно подходит для котельных в качестве топочного угля. Пироуглерод не является техническим углеродом (который получается из газа) и находится между ГОСТами технического углерода К354-Т900, и в зависимости от доработок максимально подводится под тот или иной гост.

Кроме того, тепловую энергию, которую вырабатывают модули пиролиза для переработки отходов, можно использовать для обогрева помещений либо воды.

Читайте также:  Установка антенн в академгородке

Данные установки также можно использовать для утилизации техники (например, электронной). Имея такую установку, предприятию не понадобится услуга по утилизации оборудования (стоимость которой весьма велика). Организация сможет сама производить эти работы в дополнение к другим процессам, которые необходимо выполнять, используя оборудование переработки отходов.

Модули работают как в помещении с дополнительной установкой вентиляции (высота потолков от 8 м), так и на открытом воздухе (до – 15°С). Для размещения необходима площадка 4х5 м², оборудованная электрооборудованием во взрывозащитном исполнении (напряжение 380 В), оборотная вода объемом не менее 10 м³. Необходимо предусмотреть дополнительные площади для складирования сырья и готовой продукции, а также для размещения приспособлений для остывания и обслуживания реторт. Для обеспечения загрузки/выгрузки реторты потребуется грузоподъемный механизм (монорельса, кран-балка или консольный кран) грузоподъемностью 2 т и высотой подъема 8 м. Оборудование может работать в непрерывном цикле.

Монтаж и пуско-наладка не занимают больше трех дней. Оборудование эксплуатируется на разных режимах, проводится несколько полных циклов утилизации отходов. На каждом этапе происходит обучение сотрудников заказчика. Для обслуживания от одного до трех модулей достаточно двух специалистов.

Инсинераторы серии ЭПС, ЭПС-М – мобильные установки с положительным заключением Государственной экологической экспертизы №469 от 17.08.2016 г. Предназначены для термического обезвреживания опасных отходов. Производятся как в стандартном, так и в контейнерном исполнении.

Обезвреживание отходов достигается за счет высоких температур: до 800°С в основной камере и до 1500°С в камере дожига. При 600-800°С идет разрушение диоксинов и фуранов, при этом газы могут содержать органические соединения, которые служат для нового образования диоксинов и фуранов. Именно эти органические соединения окончательно разрушаются в камере дожига при 1200°С.

К основным преимуществам инсинераторов можно отнести то, что они уничтожают большой объем отходов от 300 до 1000 кг/ час, также могут сжигать отходы, утилизация которых просто нецелесообразна на модулях пиролиза – это отсортированные ТБО, ТКО (из которых убрали пластик, ПЭТ, резинотехнические изделия), медицинские отходы, которые содержат большое количество ПВХ (при пиролизе образуется хлороводород и соляная кислота, поэтому пиролиз ПВХ запрещен).

Инсинераторы могут работать на дизельном топливе, газе, печном топливе – все зависит от установленных горелок. Кроме того, оборудование может быть дополнительно оснащено модулями по очистке газа, скрубберами, рукавными фильтрами и т.д. Все зависит от пожелания заказчика.

Технологии обезвреживания отходов ну установках производства ЭкоПромСервис позволяют работать с самыми распространенными видами отходов, которые возникают в результате производства.

143030, Московская обл., Одинцовский р-н, с. Успенское, 1-ое Успенское шоссе, вл. 2, стр.8

тел.: +7 (495) 215-23-89, (917) 534-98-96, (903) 228-86-06

источник

Пример инструкции по обращению с отходами на предприятии и в офисах

_________________ «___»_______________201 г.

ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Открытого акционерного общества

от «___»__________201__ г. №____

Настоящая инструкция разработана в соответствии с:

· Федеральным Законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.18г);

· Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 г. Москва «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

· «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года;

· «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88;

Настоящая инструкция устанавливает порядок учета и контроля за образованием, накоплением, сдачей на вторичную переработку, утилизацию, обезвреживание и размещение образовавшихся отходов.

Знание настоящей инструкции является обязательным для руководителей, специалистов и персонала подразделений ОАО «_________________________».

Все отходы, по степени воздействия вредных веществ на организм человека, делятся на следующие классы опасности:

I класс — чрезвычайно опасные;
II класс — высоко опасные;
III класс — умеренно опасные;
IV класс — малоопасные;
V класс — неопасные;

Деятельность всех подразделений предприятия должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье, получение из них какой — либо продукции, сведение к минимуму образование отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствие с действующим законодательством.

В настоящей инструкции используются следующие основные термины и определения:

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

Вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

Далее по тексту читать: «Отходы» — отходы производства и потребления.

Целью настоящей инструкции является обеспечение:

-соблюдения действующих требований природоохранного законодательст­ва, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических требований к накоплению, размещению и обезвреживанию отходов производства и по­требления;

— условий временного накопления отходов на производственных площадках (до направления на использование, обезвреживание, захоронение) в соот­ветствии с нормативными требованиями;

— полного и достоверного учета образования и размещения отходов.

НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ

С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ.

В целях снижения негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходов производства и потребления разрабатываются проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)(для предприятий 1 и 2 категории НВОС).

Проекты нормативов образования отходов разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (раздел 12 п.15).

Массы (объемы) отходов, предназначенных для накопления (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в лимиты на размещение отходов не включаются.

Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) структурному подразделению.

Читайте также:  Установка лестничных ступеней железобетонных

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

3.14. Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случае изменения сведений о полном и сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, организационно-правовой форме юридического лица, месте его нахождения, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица и данных документов, подтверждающих фактах внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не превышает срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В случае утери либо порчи бланка документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, принимают решение о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 15-дневный срок с даты получения от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц заявления о выдаче указанного дубликата и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение оформляются актами территориального органа Росприроднадзора.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ЛИЦ, ДОПУЩЕННЫХ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Возложение ответственности за соблюдение экологических требований в ходе того или иного производственного процесса на конкретного работника осуществляется в соответствии с приказом руководителя.

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет начальник производственно-технического отдела.

Лица, прошедшие профессиональную подготовку по 112-часовой программе «Обращения с опасными отходами» и имеющие свидетельства (сертификаты) на право работы с такими отходами, имеют право проводить соответствующие инструктажи персонала предприятия для допуска их к отдельным видам работ (сбор, учет, использование, обезвреживание и.т.п.) с отходами I — IV класса опасности. В случае проведения такого инструктажа, результаты обучения оформляются актами.

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ

С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйствен­ной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать нега­тивное воздействие на окружающую среду, несет генеральный директор ОАО «____________».

В соответствии с требованиями федерального закона «Об охране окружа­ющей среды» руководители предприятий и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружа­ющую среду, должны проходить подготовку и переподготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и иметь свидетельства на право работы с отходами производства 1- 4 классов опасности.

Первичному учету подлежат все виды отходов, образующиеся в результате деятельности всех подразделений предприятия. Порядок учета в области обращения с отходами осуществляется согласно Приказу МПР от 01.09.2011г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами». Заполнение таблиц в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (см. приложение 1). Объем передачи отхода необходимо подтверждать документально приемосдаточным актом. Указанные акты являются документами строгой отчетности.

На каждый вид отхода 1-4–го классов опасности необходимо иметь «Паспорт отхода». Паспорт разрабатывает специализированное предприятие.

На предприятии должны быть договоры на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание или размещение отходов производства и потребления, акты выполненных работ по договорам на вывоз и утилизацию отходов. Организации, с которыми заключены договоры на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание или размещение, должны иметь лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов 1-4 классов опасности.

В соответствии со статьей 19 федерального закона «Об охране окру­жающей среды» все юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обяза­ны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Статистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2тп отходы.

Отчет по форме № 2 тп (отходы) составляется на основании данных пер­вичного и бухгалтерского учетов. При отсутствии первичного учета заполне­ние формы производится на основании расчетов по материальному балансу, оценок и других данных. Учету подлежат все виды отходов про­изводства и потребления, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества. Не подлежат учету вредные вещества (продукты, соединения), являющиеся готовой продукцией, подлежащей дальнейшему использованию, а также полуфабрикатами, предназначенными по технологии производства для дальнейшей переработки в целях получения готовой продукции. Также не учитываются токсичные отходы, поступающие в водные объекты со сточными водами и в атмосферный воздух, которые отражаются в формах статистической отчетности 2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды» и 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воз­духа». Данные об отходах производства и потребления показываются в отчете в тоннах с точностью до трех знаков после запятой по общему весу данного отхода. Определение класса опасности отходов, образующихся и ис­пользуемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Все участки и подразделения предприятия, имеющие отходы производства и потребления, в соответствие с Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» обязаны:

Соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами и принимать меры, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов;

Осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их передачу на использование в качестве вторичного сырья, переработку, обезвреживание или последующее размещение;

Обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье;

Вести достоверный учет наличия, образования, и передачи всех отходов, т.к. данные учета используются при составлении сводного по предприятию статистического отчета по форме 2-ТП (отходы) и являются основанием для расчета платы за размещение отходов;

Обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного накопления и размещения отходов, согласно Лимитам образование отходов на территории предприятия и передачу другим природопользователям.

Осуществлять транспортировку отходов только при помощи организаций, имеющих лицензию на транспортирование отходов;

Проводить поиск потенциальных потребителей отходов независимо от наличия Лимитов на размещение отходов.

Выполнять мероприятия по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов.

Персонал, занятый накоплением и сдачей отходов, должен быть обучен правилам безопасности по обращению с отходами в объеме настоящей инструкции и инструкции по охране труда по данному рабочему месту и несет личную ответственность за соблюдением определенных в них требований безопасности.

Персонал должен быть обеспечен спецодеждой, обувью, средствами защиты, обеспечивающими безопасное проведение работ с отходами.

Весь персонал, работающий с отходами, должен знать настоящую инструкцию, знать симптоматику возможных острых отравлений, способы оказания первой помощи при отравлении, травмировании при работе с отходами.

Персонал не может быть допущен к работе с отходами в случаях:

— Отсутствия допуска к самостоятельной работе у выполняющего работу с отходами;

— Отсутствия необходимой спецодежды и средств индивидуальной защиты;

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ВРЕМЕННОГО

НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ.

В результате производственной деятельности в подразделениях предприятия образуются и накапливаются отходы, которые подлежат учету, сбору, накоплению, с целью дальнейшей утилизации, обработки, обезвреживания и размещения.

Предельно — допустимый (нормативный) объем образования отходов (тонн/год) и предельно — допустимый объем временного накопления (тонн/партий) в местах временного хранения отходов по подразделениям предприятия определяются при инвентаризации отходов.

Предельное количество накопления отходов на территории предприятия – это количество отходов, которое допускается размещать на территории промышленной площадки в закрытом или открытом виде в пределах, установленных Проектом нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение (ПНООЛР).

В зависимости от токсикологической и физико-химической характеристики отходов и их компонентов отходы допускается временно хранить:

— в производственном или вспомогательном помещении (склад, кладовая);

— во временном нестационарном складе;

Способы временного хранения отходов определяются классом опасности отходов:

— отходы I класса опасности хранятся в герметизированной таре (контейнеры, бочки);

— отходы II класса опасности хранятся в закрытой таре или в отдельном помещении в открытой таре (закрытые ящики, бочки и полиэтиленовые мешки, металлические контейнера);

— отходы III класса опасности хранятся в бумажных, полиэтиленовых или хлопчатобумажных тканевых мешках, специализированных металлических контейнерах;

— отходы IV-V класса опасности могут складироваться в контейнеры, установленные на бетонированной площадке (в случае с ТКО), либо навалом, штабелем, в картонных коробках, на полках в складских помещениях.

Для защиты массы отходов от воздействия атмосферных осадков и ветра должна быть предусмотрена эффективная защита (навес, упаковка отходов в тару, контейнеры с крышками и др.).

При наличии в составе отходов веществ различного класса опасности предельное количество накопления, время и способ хранения определяются наличием наиболее опасных веществ.

УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ

ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Отходы 1 класса опасности

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства — образуются при замене осветительных элементов. Каждая лампа в зависимости от типа содержит 0,12-0,25 грамм ртути. После смены осветительных элементов, работник, ответственный за замену ламп перемещает отход в специальный герметичный контейнер, расположенный в ____________, к которому имеет доступ только ответственное лицо. При накоплении (не более 11 месяцев) партии, отходы передаются лицензированной организации для обезвреживания.

Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.

Читайте также:  Установка расширений для джумла

Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.

Условия хранения и транспортировки новых и отработанных ртутьсодержащих ламп должны исключать возможность боя или разгерметизации стеклянных колб.

Учитывая возможность боя и разгерметизации стеклянных колб при хранении ртутьсодержащих отходов, следует соблюдать следующие правила:

— помещение для хранения отработанных ламп должно быть удалено от бытовых помещений;

— предусмотреть специальный металлический контейнер с герметичной крышкой — для сбора нарушенных ламп,

эмалированный или пластмассовый совок, шпатель (резиновый или латексный) – для сбора пролитой ртути;

Действия при возникновении аварийной ситуации:

При обращении с отработанными ртутьсодержащими лампами под чрезвычайной (аварийной) ситуацией понимается механическое разрушение ртутьсодержащих ламп без пролива или с проливом ртути. Содержание мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации зависит от степени ртутного загрязнения помещения. При механическом разрушении ртутьсодержащих ламп (более 1 лампы) в обязательном порядке вызывают специалистов аварийно-спасательной службы МЧС России по телефону «01» («112» — операторы сотовой связи). При механическом разрушении не более 1-ой ртутьсодержащей лампы для ликвидации ЧС используется демеркуризационный комплект.

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации при механическом разрушении не более 1-ой ртутьсодержащей лампы.

К демеркуризационным работам допускаются лица не моложе 18 лет из числа инспекторов ПТО, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие медицинских противопоказаний и ознакомленные с инструкцией по работе с демеркуризационным комплектом. Они должны быть обеспечены спецодеждой, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, ног, рук и глаз согласно п. 15.3 Санитарных правил при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением от 04.04.88 № 4607-88.

В демеркуризационный комплект/набор входят все необходимые для проведения демеркуризационных работ материалы и приспособления:

o средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки, бахилы);

o приспособления для сбора пролитой ртути и частей разбившихся ламп (шприц, кисточки медная и волосяная, влажные салфетки, лоток, совок);

o химические демеркуризаторы, моющее средство и др.

Демеркуризационный комплект храниться у эколога предприятия.

Ликвидация последствий аварийной ситуации при механическом разрушении одной ртутьсодержащей лампы заключается в проведении двух последовательных мероприятий:

· локализации источника заражения;

· ликвидации источника заражения.

Целью первого мероприятия является предотвращение дальнейшего распространения ртутного загрязнения, а результатом выполне­ния второго мероприятия – минимизация ущерба от чрезвычайной ситуации.
Локализация источника заражения осуществляется ограничением входа людей в зону заражения, что позволяет предотвратить переме­щение ртути на чистые участки помещения, при этом необходимо:

· как можно быстрее удалить из помещения персонал;

· отключить все электроприборы, по возможности снизить температуру в помещении как минимум до 15°С (чем ниже температура, тем меньше испаряется ртуть);

· закрыть дверь в помещение, оставив открытым окно, тщательно заклеить дверь в помещение липкой лентой;

· интенсивно проветривать помещение в течение 1,5-2 часов;

· после этого можно слегка прикрыть окна и приступить к ликвидации источника заражения.

Ликвидация источника заражения проводится с помощью демеркуризационного комплекта и предусматривает следующие процедуры:

· механический сбор осколков лампы и/или пролитой металлической ртути;

· собственно демеркуризацию – обработку помещения химически активными ве­ществами или их растворами (демеркуризаторами);

· нахождение на зараженном ртутью объекте лиц, не связанных с выполнением демеркуризационных работ и не обеспеченных средствами индивидуальной защиты;

· на зараженном ртутью объекте принимать пищу, пить, курить, расстегивать и снимать средства индивидуальной защиты;

· перед началом и во время демеркуризационных работ употреблять спиртные напитки;

Прежде, чем приступать к ликвидации источника заражения необходимо вскрыть демеркуризационный комплект/набор, внимательно изучить инструкцию по проведению демеркуризации с его помощью. Надеть средства индивидуальной защиты (спецодежду, спецобувь, бахилы, респиратор, защитные перчатки, очки) и только после этого приступать к сбору осколков разбитой ртутьсодержащей лампы, пролитой ртути и демеркуризации помещения. Сбор осколков разбитой ртутьсодержащей лампы, пролитой ртути проводят с помощью приспособлений, включенных в демеркуризационный комплект (шприц, кисточки медная и волосяная, влажные салфетки, лоток, совок) от периферии загрязненного участка к его центру. Недопустимо ограничиваться осмотром только видимых и доступных участков.
Запрещается:

· создавать сквозняк до того, как была собрана пролитая ртуть, иначе ртутные шарики разлетятся по всей комнате;

· подметать пролитую ртуть веником: жесткие прутья размельчат шарики в мелкую ртутную пыль, которая разлетится по всему объему помещения.

· собирать ртуть при помощи бытового пылесоса: пылесос греется и увеличивает испарение ртути, воздух проходит через двигатель пылесоса и на деталях двигателя образуется ртутная амальгама, после чего пылесос сам становится распространителем паров ртути, его придется утилизировать как отход 1 класса опасности, подлежащий демеркуризации.

Самый простой способ сбора ртути при помощи шприца.
Очень мелкие (пылевидные) капельки ртути (до 0,5-1мм) мо­гут собираться влажной фильтровальной или газетной бумагой (влажными салфетками). Бумага размачивается в воде до значительной степени разрых­ления, отжимается и в таком виде употребляется для протирки заг­рязненных поверхностей. Капельки ртути прилипают к бумаге и вмес­те с ней переносятся в герметичную емкость для сбора ртути.
Запрещается:

· выбрасывать части разбившейся ртутьсодержащей лампы в контейнер с твердыми бытовыми отходами;

· выбрасывать ртуть в канализацию, так как она имеет свойство оседать в канализационных трубах и извлечь ее из канализационной системы невероятно сложно;

· содержать собранную ртуть вблизи нагревательных приборов.

Собранные мелкие осколки ртутьсодержащей лампы и/или ртуть переносят в плотно закрывающуюся герметичную емкость из небьющегося стекла или толстостенной стеклянной посуды, предварительно заполненную подкисленным раствором перманганата калия. Для приготовления 1л раствора в воду добавляется 1г перманганата калия и 5мл 36% кислоты (входят в демеркуризационный комплект).

Крупные части разбитой ртутьсодержащей лампы собирают в прочные герметичные полиэтиленовые пакеты, находящиеся в специальном металлическом контейнере для битых ламп. После выполнения работ, все использованные приспособления и материалы, спецодежда, средства индивидуальной защиты, должны быть собраны и уложены в сумку, содержавшую демеркуризационный комплект и складированы в помещении для хранения отработанных ртутных ламп. В течение 5-ти рабочих дней они должны быть переданы на демеркуризацию в специализированное предприятие.

Влажная уборка проводится на заключительном этапе демеркуризационных работ. Мытье всех поверхностей осуществляется нагретым до 70. 80°С мы­льно-содовым раствором (400г мыла, 500г кальцинированной соды на 10л воды) с нормой расхода 0,5-1 л/м2. Вместо мыла допускается использование технических 0,3-1% водных растворов моющих средств, бытовых стиральных порошков.

Уборка завершается тщательной обмывкой всех поверхностей чистой водопро­водной водой и протиранием их ветошью насухо, помещение проветривается.

Отходы 4 класса опасности

Твердые коммунальные отходы (ТКО):

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) — после уборки транспортируются персоналом по уборке в специально отведенные контейнеры, для последующего вывоза предприятием имеющим лицензию на данный вид деятельности;

ТКО должны храниться в стандартных металлических или пластиковых контейнерах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием.

Вывоз отходов должен осуществляться своевременно согласно договору с региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Периодичность вы­воза ТКО определяется потребностью предприятия, но реже 1 раза в неделю.

— захламление территории предприятия ТКО;

— использование ТКО для подсыпки дорог, строительных площадок и т.п.;

— сжигание отходов на территории предприятия;

— вывоз отходов на несанкционированные свалки.

Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, устройств, не вошедшие в другие пункты (отработанные ЖК мониторы от офисной техники, отработанные мониторы от офисной техники, картриджи отработанные, системные блоки персональных компьютеров в сборе) — после признанием оборудования непригодным к использованию, отход транспортируется сотрудником отдела в специально отведенное место для временного накопления (склад и т.д). После формировании партии для сдачи (но не более 11 месяцев), отходы передаются специализированной организации имеющей соответствующую лицензию на обработку, утилизацию, или обезвреживание.

Допускается временное накопление отхода (не более 11 месяцев) в специально оборудованном месте в соответствии с природоохранными требованиями: на стеллажах, навалом, штабелем, в коробках. До передачи для обработки, обезвреживания, утилизации специализированным организациям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Отходы 5 класса опасности

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства . В каждом отделе производится сбор макулатуры в картонные коробки и для дальнейшего накопления транспортируются сотрудниками в специально отведенное место (склад), после формировании партии, отходы передаются организации согласно Договору в качестве вторсырья.

Допускается накопление отхода с обеспечением правил пожарной безопасности.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

При возгорании отходов работник предприятия, обнаруживший возгорание, руководители и другие должностные лица действуют согласно инструкциям о порядке действий при пожаре на предприятии. Для предупреждения возгорания отходов ответственные за их хранение необходимо руководствоваться данной инструкцией по обращению с отходами производства и потребления в ОАО «_____________».

При разрушении корпусов ламп ликвидация аварии проводится силами сторонней специализированной организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТХОДАХ

К правонарушениям законодательства об отходах относятся нарушения юридическими и физическими лицами требований законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, выразившиеся в:

— несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды при обращении с отходами;

— причинении вреда окружающей среде и здоровью людей, а также имуществу юридических лиц и граждан при обращении с отходами;

— отсутствии разрешений на обращение с отходами;

— невыполнении требований первичного учета при обращении с отходами;

— несвоевременном представлении или представлении недостоверной информации по обращению с отходами по установленным формам в орган государственной статистики и в компетентный орган;

— накоплении отходов в местах, не предназначенных специально для этих целей;

— неисполнении предписаний компетентного органа и других специально уполномоченных государственных органов в области обращения с отходами, действующих в пределах своей компетенции;

— нарушении порядка трансграничного перемещения отходов;

— нарушении требований природоохранного законодательства при обращении с отходами.

Юридические лица, должностные лица и граждане, а также иностранные лица, виновные в совершении правонарушения в области обращения с отходами, предусмотренного законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами в области обращения с отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством и органов местного самоуправления.

Штрафы за нарушение законодательства в области обращения с отходами перечисляются в установленном порядке в соответствующие бюджеты (федеральный, субъекта Федерации, местный).

Лица, допустившие правонарушения при обращении с отходами, в результате которых причинен вред окружающей среде, здоровью человека, имуществу юридических и физических лиц, возмещают ущерб в полном объеме в соответствии с природоохранным и гражданским законодательством. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанности возмещения причиненного ущерба.

источник

Добавить комментарий