Меню Рубрики

Установки современной молодежи это

Анализ идеологических установок современной молодежи

Трансформационные процессы, протекающие в современном российском обществе, проявляются в комплексе политических и социально-экономических проблем в сочетании с духовно-идеологическим кризисом, вызванным разрушением системы ценностей общества, а также политикой деидеологизации общественных отношений. Идеологическая подсистема общества выполняет важные функции интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца, легитимации общественных отношений[1]. Разрушение идеологических ориентиров советского общества породило мировоззренческую дезориентацию, что требует поиска новых целей и перспектив формирования нового мировоззрения.

Термин «идеология» был введен в научный оборот французским мыслителем начала XIX века А. Л. К. Дестют де Траси[2]. Будучи последователем Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях. А. Л. К. Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются оценкой обозначаемого феномена. В частности, идеология по Роланду Барту — современный метаязыковой миф. К. Мангейм идеологией называет систему «идей и убеждений господствующих групп, а также бессознательные факторы, скрывающие реальное положение дел в обществе и выполняющие консервативную функцию»[3].

Дадим свое понятие идеологии — система концептуально оформленных представлений и идей взглядов, выражающих коренные интересы мировоззрение и идеалы различных субъектов политики, больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Идеология и форма общественного сознания – составная часть культуры, духовного производства[4].

Специфика идеологии состоит в том, что она создается благодаря деятельности идеологического аппарата. Народные массы, социальные общности непосредственно не создают идеологии, однако их интересы, идеалы и общественно — политические представления составляют ту почву, на которой формируется и развивается идеология. Структурными элементами идеологии являются и ценностные ориентации, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого»[5]. Следовательно, ценностные ориентации, особенно молодёжи, определяют уровень духовных, культурных и нравственных ценностей всего общества, а также чего оно достигло.

Идеология включает в себя не только знание о социально — политической жизни, но и ценностное отношение к политическим тенденциям и процессам. Идеология, определяя цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, осуществляет выбор средств ее реализации, мобилизует широкие слои для участия в осуществлении политики[6].

Процесс поиска таких ориентиров жизненно необходим российскому обществу, но, прежде всего, молодому поколению как непосредственному реализатору этих ориентиров.

Проблемы молодежи — общие проблемы завтрашнего обВ­щества. Роль молодежи и молодости, как правило, возрастает в эпоху социальных перемен. Изучение мировоззрения молодежи, ценностной динамики в сознании молодого поколения необходимо для понимания формирования тенденций в общественном сознании, определения целей развития всего общества. Влияние социально-исторических обстоятельств на формирующееся мировоззрение молодого человека, роль идеологии и образования как инструментов формирования мировоззрения — проблемы, требующие социально-философского осмысления. Изучение этих вопросов имеет стратегическое значение для будущего и настоящего развития российского общества[7].

Отечественные и зарубежные современные исследователи испытывают постоянный интерес к феномену молодежи. Во многом это связано с возрастанием ее роли в становлении современного информационного общества, с ускорением и глобализацией мировых экономических и социальных процессов. Особое место в исследованиях молодежи занимают работы научной школы Московского гуманитарного университета. Среди зарубежных ученых можно выделить подходы в молодежной политике — К. Кеннистона, К. Манхейма, Г. Маркузе, М. Мид, П. Митева, Л. Фойера, Ш. Эйзенштадта и др.

По мнению ряда ученых, молодому поколению не просто развиваться в изменившихся социально-исторических обстоятельствах, сталкиваясь с проблемами трудоустройства, получения качественного образования, жилья. Ценностная динамика в сознании молодежи отражает следующие тенденции: снижение значения коллективистских ориентаций и возвышение индивидуализма, повышение значимости материальной обеспеченности при вытеснении ценностей труда, угасание патерналистских ориентаций. Но, тем не менее, дальнейший прогресс этих тенденций ослабевает. Отстаивается тезис, что индивидуализм — необходимый компонент становления целостного мировоззрения молодого человека.

Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места. Стоит отметь и тот факт, что часть молодежи выступает за активное государственное участие в стратегических отраслях хозяйства, а также в социальной сфере, что представляет социал-демократическую модель государства. Очевидно, что в мировоззрении молодежи формируется такая желаемая модель общества, где государство проводит социально-направленную политику.

В сфере гражданской активности молодежи ее взгляды на свою роль в жизнедеятельности государства и развития общества поверхностны, аморфны и мозаичны. Характер политической социализации стихийный и обусловлен тем, что государство совершенно не занималось целенаправленной политической социализацией молодого поколения, способствующие формированию политического сознания и политической активности у молодежи. Тем самым, молодое поколение все еще находится в состоянии политического самоопределения.

Особую важность приобретают процессы, охватывающие ценностное сознание молодых людей, так как именно с ними связано будущее общества. Исследование идеологических ценностей современной молодежи способно ответить на вопрос о том, в какой мере идеология является фактором развития, либо фактором, тормозящим модернизационные процессы в обществе. Современная молодежь — это треть всей российской молодежи, ее самая образованная часть. Соответственно, те идеологические ценности, которые в процессе идеологической социализации усвоит молодежь, и будут положены в основу будущего России.

В смысловом «ядре» идеологии особо выделяют духовность. В ее основе могут быть выделены: общенациональная цель, социальный идеал, основные ценности, смысл жизни, российская мечта, надежда, вера (доверие), историческая память, патриотизм, культура патриотизма. Отсюда — сохранение и развитие образа жизни, гармоничное соотношение прав и свобод человека и его ответственности. Главную роль в процессе конструирования идеосферы современного российского общества по необходимости играет государство, пытаясь формулировать идеологемы, способные лечь в основу новой идеологии России. Стабильность социальной системы всегда характеризуется балансом между материальными и духовными ценностями, что должно стать основной функцией государства при формировании идеологии.

Проблема ценностных ориентаций, структуры и динамики студенческой молодежи в реформируемом российском обществе остается актуальной на протяжении всего существования социологии вообще и социологи молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации этнических обществ России, обусловленной ситуацией переходного периода, сопровождающейся радикальной переоценкой социальных, политических, экономических и культурных ценностей.

Система ценностных ориентаций молодого поколения, являясь психологической характеристикой зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет линию его поведения. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность человека к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, а также указывают на направленность ее поведения[8].

Читайте также:  Установка mac os виснет на загрузке

В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь. В. Е. Семенов отмечает, что ценностные ориентации молодежи за последние 30—40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е — первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирали не менее 2/3 респондентов; теперь она находится на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания[9]. Анализ ситуации в России за последнее время показывает, что в начале 90-х годов в массовом сознании преобладала либерально-демократическая идеология, обещавшая полное процветание и благополучие в случае перехода на «западную» модель общественного устройства и энергично добивавшаяся разрушения системы традиционных ценностей, ориентиров, замены их другими — «общечеловеческими», «цивилизованными», а по сути — проамериканскими.

В современных СМИ исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты и т. п.)[10]. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. Неблагоприятным фактором в современной структуре ценностей молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют. Ряд современных исследователей приходит к выводу, что для сегодняшней молодежи характерна крайне низкая готовность к общественно — политической жизни (некоторые авторы даже называют это состояние «политической апатией»)[11]. Исходя из логики взаимосвязи и взаимозависимости сфер, связанных с формированием социальных групп, общества и личности, можно констатировать, что тенденция патриотизации российской идеологии, безусловно, предполагает и патриотизацию воспитания.

Механизм формирования системы ценностных ориентаций молодёжи может быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основывается на последовательности стадий социальной регуляции:

1) институционализации установлении норм и эталонов поведения, определение системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться;

2) профилактики системе методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений;

3) контроля — установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки;

4) коррекции — исправлении социальных отклонений, аномалий[12].

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования — важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания. В государственной молодёжной политики условно можно выделить пять основных механизмов её реализации в процессе формирования ценностных ориентаций молодёжи:

1) Механизм институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи, в рамках чётко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития (естественно, базирующейся на определённых идеологических установках, определяющих выбор, иерархию ценностей; стратегию выбора и реализации механизмов, инструментов и методов осуществления процесса формирования ценностных ориентаций). Реализуется посредством юридического закрепления и констатации выбранной системы ценностей в различных основополагающих нормативно-правовых актах, документах, программах.

2) Механизм нормативно-правового регулирования различных сфер жизнедеятельности нашего общества, деятельности и взаимодействия между собой различных институтов социализации, процессов образования и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений. Реализуется посредством принятия различных законодательных и нормативно-правовых актов.

3) Механизм создания и совершенствования организационных форм и моделей по реализации государственной молодёжной политики. Реализуется посредством создания системы органов управления, контроля, профилактики и исправления социальных отклонений в рамках осуществления молодежной политики, эффективного взаимодействия различных её субъектов.

4) Механизм осуществления целевых программ и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Т.е. практическая деятельность субъектов по достижению поставленных целей перед молодёжной политикой.

5) Механизм информационного воздействия, пропаганды систем ценностных ориентаций, посредством использования средств массовой информации. Говоря об эффективности осуществления механизмов формирования ценностных ориентаций молодёжи, нельзя не отметить ту особую роль, которую играют в этом процессе средства массовой информации. Институт СМИ является одним из самых эффективных, действенных институтов, инструментов и механизмов социализации, воспитания и формирования ценностных ориентаций молодёжи. Средства массовой информации, будь-то печать, радио, телевидение, электронные средства массовой информации, глобальное информационное пространство стали неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, массового духовного общения людей. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием. Распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться. Часто используют манипулятивные технологии как инструмент воздействия на групповое и индивидуальное сознание.

Таким образом, несмотря на то, что современная молодежь обладает существенным позитивным духовно-нравственным потенциалом, у большинства отсутствует какая-либо более или менее четкая картина мира, нет системы ценностей, норм и установок. В российском обществе складывается устойчивая тенденция стихийной самоадаптации молодежи, происходит процесс переоценки ценностей, формируются новые жизненные ориентации и профессиональные стратегии молодого поколения.

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные, процессы ни происходили в нашем обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания российской молодежи. Решение этой задачи возможно лишь при условии формирования качественно новой системы общественных отношений, создания жизненной среды, стимулирующей воспитание личности интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне подготовленной.

Сегодня государство слабо и не в должной мере осуществляет свою политику по социализации молодёжи и формированию ценностных ориентаций молодого поколения, не использует имеющиеся у неё возможности и ресурсы[13]. Государственная идеология должна представлять собой совокупность официально признанных доктрин во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества, основанных на его интересах и ценностях, традициях и перспективах, достижениях, трудностях и проблемах. Российскую идеологию воспитания можно рассматривать так же как систему формирования важнейших духовных и социокультурных ценностей, официально имеющих национальный статус, поддерживаемых гражданами общества.

Читайте также:  Установка программ wince на навигаторы

Автор статьи: Зозуля Елена Викторовна

Аспирант 2 года обучения кафедры политологии и социологии

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

[1] Идеалы и реальность современной молодежи: идеологическая социализация, В.В.Орлова, к.с.н., доцент кафедры культурологии и социологии ТУСУР, г. Томск // http://ms-solutions.ru

[2] Бакулов В. Д. Социоклуьтурные метаморфозы утопизма. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. — 2003. — с.122, Макаренко В. П. Главные Идеологии Современности. Ростов Н/Д.: Феникс. — 2000, С.122

[3] Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней // http://polbu.ru/society/

[4] Российская социологическая энциклопедия, М.- 1998, стр. 143, Словарь- справочник «Социология А – Я», М.- 2000, с.136

[5] Энциклопедия социологии [Интернет ресурс] / А. А. Грицанов. — Серия «Мир энциклопедий»,-http:// slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1273.htm

[6] Новая философская энциклопедия, М. – 2001, с. 82

[7] Савин С.К. Формирование мировоззрения молодежи РФ в современных условиях, автореф. на соискание ученой степени кандидата философских наук, Москва — 2006.

[8] Тюлякова О. Н.. Ценностные ориентации студенческой молодежи регионального социума // Журнал «Регионология» №3 2009

[9] Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. №4, с. 38

[10] Семенов В.Е. Государственная молодежная политика: историко-теоритический аспект: монография. – Ставрополь: ИП Сыровец В.Л., 2010. с. 25

[11] Гришаков В.Ю. Социализация молодежи и ее ценностные ориентации в годы хрущевской «оттепели» и в 90-е гг. XX в. // www.utopiya.spb.ru

[12] Дятченко Л.Я. «Социальные технологии в управлении общественными процессами», Белгород, 1993, с. 343.

источник

Установки современной молодежи это

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 и более годами.[1]

Россия в 21 веке очень сильно изменилась, по сравнению с концом прошлого века. Новое поколение, уже не то, что было ранее. Изменились понятия, ценности, привычки, взгляды на жизнь: изменилось все!

Какая она, современная молодежь, в современной России?

Дать ответ на этот вопрос однозначно не возможно, так как наша страна очень большая и развитие регионов в ней неодинаковое. Проживающая ближе к западу — молодежь более прогрессивна к современным технологиям и идеям, проживающая на юге – склонна к творчеству и креативу, на севере — к науке и познанию и т.д. Тем не менее, основные «течения», которые сформировались под воздействием, как средств массовой информации, так и экономического влияния и уровня жизни, идут с запада России на ее восток. О них и пойдет речь в данной статье.

Современная российская молодежь при расстановке приоритетов, жизненных целей, отдает предпочтение в первую очередь материальной стороне жизни, и лишь во вторую — семье, связывая последнюю непосредственно с уровнем жизни и способностью воспитать ребенка с позиции материального аспекта.

Принципиально иные подходы молодежи к вопросам морали и нравственности. Более половины молодых людей в возрасте 18–24 лет готовы переступить через моральные принципы и нормы, иными словами, руководствуются девизом — цель оправдывает средства. При этом 40% молодежи считает, что моральные нормы уже устарели, и вероятно со временем эти оценки будут еще хуже в сторону большей утраты понимания того, что такое мораль.

Российская молодежь в ценностном плане уже отличается от поколения предыдущих периодов в сторону поступательной утраты присущих российской цивилизации ценностей. Если ранее во главу угла ставился коллективный принцип всеобщего или общественного блага, то сейчас ему на смену приходит личный успех, невзирая на принципы морали.

Мнимое улучшение демографической ситуации, о котором провозглашают первые лица государства, при детальном анализе, напротив, говорит о губительных тенденциях — вымирании русского населения и трансформации у молодежи подходов к созданию семьи.

Молодежь предпочитает откладывать вопрос создания семьи, ставя на первое место карьерный рост и накопление первоначального капитала для социальной устойчивости молодой семьи. В настоящее время более половины всех браков приходится на возраст двадцать пять – тридцать четыре года, при этом ежегодно в рамках этой группы смещается возраст вступающих в брак в сторону повышения. Результатом позднего вступления в брак стало сокращение рождаемости в группе двадцать –двадцать четыре года и повышение в группе двадцать пять – двадцать девять лет и тридцать – тридцать четыре года. Основная причина данной трансформации — это материальные проблемы, которые вынуждена решать молодежь.

По данным выборочного исследования Росстата «Семья и рождаемость» три главные причины для рождения желаемого числа детей (двоих):

  • это материальные трудности — (47,8%),
  • неуверенность в завтрашнем дне — (44,5%),
  • жилищные трудности — (33,3%).

Эти тенденции в будущем закладывают подрывные основы для российской государственности, обрекая страну на вымирание.

Но заботят ли молодежь проблемы государственного масштаба?

Соотносит ли она свои ориентиры с государственными задачами или считает государство чуждым элементом?

Только 47% молодежи оценивает любовь к родине, ее благополучие как очень важное в своей жизни, в то время как семью и дом — 87%. Согласно опросам ВЦИОМ от 5 июля 2015 года, 26% молодежи в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет и 18% в возрасте от двадцати пяти до тридцать четырех лет хотели бы уехать за границу на постоянное место жительство. Это четверть российской молодежи! Из них половина уже точно определилась со сроком — через два-три года или больше. Из модального «хотели бы уехать» проблема превращается в актуальную повестку — молодежь планирует свой отъезд за границу!

За годы суверенной России молодежь была воспитана вне привязки к Родине. Молодежная формула сводится к тому, что жить надо там, где будет лучше. При таком подходе молодежь просто не способна стать локомотивом преобразований в стране, ведь для мобилизационного рывка требуются усилия и готовность к временным материальным трудностям.

Читайте также:  Установка времени автозапуска starline a91

Какие профессиональные ориентиры для себя выбирает молодежь?

В основном выбор обусловлен внешними обстоятельствами, примерами из жизни, гораздо реже — интересом и способностями к этой сфере у абитуриента. Некоторая деформация рынка труда и системы образования формируют впоследствии ситуацию, когда молодой специалист не в состоянии устроиться на работу в соответствии с его профилем. В итоге ВУЗы выпускают уже армию офисного планктона, трудящегося в секторах экономики и гуманитаристики. За годы эволюции государственной системы профиль выпускников резко изменился: от инженерно-технических в сторону экономистов и гуманитариев. ВУЗы выпускают специалистов, которых приходится на рынке труда адаптировать к интересам отдельных компаний. 66,8% всех выпускников не способны заниматься производством, и являются представителями сферы услуг, многие пополняют рынок безработных или специалистов, работающих не по образовательному профилю.

В России складывается уже критическая ситуация сокращения молодежи в таких стратегических сферах, как образование, здравоохранение, обрабатывающее производство. Доминирование молодежи в таких секторах, как финансовая деятельность, гостиницы и рестораны, торговля указывает не столько на специфику этих отраслей, сколько на выбор молодежи. Трудно себе представить, что проработавший порядка 5 лет специалист из финансового сектора вдруг резко пойдет в промышленность. В стране в перспективе 20–30 лет не останется кадров, необходимых для структурной перестройки экономики.

Готова ли сегодня российская молодежь заниматься собственным делом?

Социологические опросы показывают, что интерес к собственному бизнесу проявляют 43,8% мужчин и 28,1% женщин. Но, несмотря на то, что почти половина молодежи хотела бы заниматься собственным делом, работает не по найму только 5,6% молодежи! Это предельно низкий показатель. Число индивидуальных предпринимателей из молодежи — 554 тыс., в то время как общее число предпринимателей составляет 3,3 млн. Только 16,7% предпринимателей находятся в молодом возрасте, что явно указывает на то, что молодежи не хватает стимула, условий или возможности и способности для открытия собственного бизнеса, хотя желание есть! Из тех, кто выбирает путь предпринимателя, только единицы вносят вклад в будущее страны, поскольку выпускники гуманитарного профиля выбирают не путь инноваций и технологий, в которых они просто в силу образования не разбираются, а занимаются куплей-продажей одежды, продовольствия и т.п.

Эти тенденции указывают на необходимость скорейших изменений в молодежном вопросе:

  1. Необходимо формирование государственной молодежной политики на всех уровнях становления и развития молодежи. Это детские сады и школы, СМИ и Интернет — как фактор воздействия на сознание подрастающего поколения, профессиональная ориентация молодежи, структура подготовки профессиональных кадров и структура российской экономки, политика в отношении молодых семей и др.
  2. Безотлагательно следует вернуть национальную идею народу, и государство обязано ее всецело поддерживать и защищать. Пока молодежь находится в стадии становления, ей необходима направляющая роль наставника, которым и выступает государство. Национальная идея неразрывным образом должна быть связана с традиционными российскими ценностями.
  3. Необходима работа со СМИ и иными инструментами мягкой силы — телевидение, кино, Интернет. Около 50–60% молодежи предпочитает свое свободное время проводить за просмотром телепередач и видеофильмов. Бесконтрольный поток «мусорной» информации, пропагандирующей ценности античеловека, убивает в молодежи способность отделять добро от зла, лишает ее морально-нравственных ориентиров.
  4. Молодежи следует переосмыслить политические и жизненные приоритеты. От подхода критики без действий, готовности примириться с внешними обстоятельствами, молодежи предлагается осознать, что именно она — эта основа будущего России и от выбора молодежью профессии, ценностных ориентиров зависит то, в какой России жить молодежи и детям через 20–30 лет.[3]

Каковы основные проблемы молодежи? Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия. Если в периоды социальной стабильности эти проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность.

Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль.

То же касается и инноваций: некоторые из них могут быть полезны для общества, а некоторые — губительны для него. Поэтому важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться. Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, имеет культурно-исторический ответ. В стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения. Но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни. Однако даже при самом радикальном изменении этих условий многие традиционные ценности должны сохраниться для поддержания культурной преемственности поколений в обществе. Нельзя полностью отказаться от традиций, как, впрочем, нельзя полностью перекрыть дорогу новому.

Молодежь, с одной стороны, — это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — это поколение, от которого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.[4]

источник

Добавить комментарий